Как оформить опеку над инвалидом в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как оформить опеку над инвалидом в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пожилые люди и инвалиды 1 и 2 группы, часто не способны полностью отвечать за свои действия. Иногда данная особенность угрожает их жизни и жизни окружающих. В случае, если суд признает такого человека недееспособным, ему назначается опекун. Если лицо признается частично дееспособным — над ним устанавливается попечительство.
Как оформить опекунство над пожилым человеком или инвалидом
Для того, чтобы получить положительное решение, необходимо направить запрос в орган опеки и попечительства. Данная инстанция собирает доказательства недееспособности подопечного и направляет пакет документов в суд.
После того как суд вынес решение, опекуну необходимо снова явиться в орган опеки. В течение 7 дней с момента повторного обращения сотрудники муниципальной организации проведут проверку жилищных условий заявителя и оценят степень подготовки жилого помещения.
Оформление опеки над людьми, старше 80 лет, происходит по такому же алгоритму. Если пожилой человек признан дееспособным, назначается патронаж. Стоит учесть, что Фонд социального страхования оказывает дополнительную финансовую помощь для лиц, старше 80 лет. Цель данных выплат — покрытие расходов за патронажное попечительство. Если имеет место факт установления полной опеки, денежная компенсация оформляется опекуном. Главное условие, опекун должен быть признан официально неработающим.
Следует учесть, что 2 группа инвалидности должна ежегодно подтверждаться. Если МСЭК изменит группу, то опекуну придется пройти новую процедуру установления опеки.
Инвалидность 2 группы дает человеку в любой момент отказаться от помощи попечителя. 1 группа инвалидности характеризуется полным отсутствием самообслуживания.
Как оформить опеку или попечительство над взрослым
Заявление подается в районный суд по месту жительства гражданина, признаваемого недееспособным, или по адресу медицинской организации, оказывающей психиатрическую помощь в стационарных условиях, или стационарной организации социального обслуживания, предназначенной для лиц, страдающих психическими расстройствами, если он помещен в такую организацию (ст. 24, ч. 4 ст. 281 ГПК РФ).
Дела о признании гражданина недееспособным рассматриваются судом в порядке особого производства (п. 4 ч. 1 ст. 262 ГПК РФ).
В порядке подготовки к судебному разбирательству дела при наличии достаточных данных о психическом расстройстве гражданина судья назначает судебно-психиатрическую экспертизу, в том числе принудительную (ст. 283 ГПК РФ; п. 2 Порядка, утв. Приказом Минздрава России от 12.01.2017 № 3 н).
Заявитель по делу о признании гражданина недееспособным освобождается от уплаты издержек, связанных с рассмотрением дела, в том числе от расходов на проведение экспертизы (ст. 94, ч. 2 ст. 284 ГПК РФ).
Дело рассматривается с участием заявителя, представителей органов опеки и попечительства, прокурора, которые дают свое заключение, а также самого гражданина, в отношении которого подано заявление о признании недееспособным, с тем чтобы он имел возможность самостоятельно или через своего представителя изложить свою позицию, при условии, что его присутствие в судебном заседании не создает опасности для его жизни или для жизни или здоровья окружающих. В противном случае дело может быть рассмотрено по месту нахождения гражданина, в том числе в помещении психиатрического или психоневрологического учреждения, с участием самого гражданина (ч. 1 ст. 284 ГПК РФ).
Признание гражданина, страдающего психическим расстройством, недееспособным решается судом с учетом степени нарушения его способности понимать значение своих действий или руководить ими (п. 1 ст. 29 ГК РФ; п. 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»).
Решение суда вступает в законную силу по истечении срока на апелляционное обжалование, если оно не было обжаловано. При этом срок для подачи апелляционной жалобы составляет месяц со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Если решение обжаловано и не отменено, оно вступает в силу после рассмотрения судом апелляционной жалобы. Если решение суда первой инстанции отменено или изменено, новое решение вступает в законную силу немедленно (ч. 1 ст. 209, ч. 3 ст. 284, ч. 2 ст. 321 ГПК РФ).
Решение суда, которым гражданин признан недееспособным, является основанием для назначения ему опекуна органом опеки и попечительства.
Суд обязан в течение трех дней со времени вступления в законную силу решения о признании гражданина недееспособным сообщить об этом органу опеки и попечительства по месту жительства такого гражданина для установления над ним опеки (п. 2 ст. 34 ГК РФ; ч. 2 ст. 285 ГПК РФ).
Заявителю необходимо подать в орган опеки и попечительства заявление о назначении опекуна (на бумажном носителе либо в форме электронного документа) и необходимые документы (п. п. 4, 4 (1) Правил, утв. постановлением Правительства РФ от 17.11.2010 № 927 (далее- Правила № 927)).
Справка. Документы, необходимые для назначения опекуном
Близким родственникам недееспособного инвалида (родителям, бабушкам, дедушкам, братьям, сестрам, внукам), с которыми указанный гражданин проживал совместно не менее 10 лет на день подачи заявления о назначении опекуном, необходимо подготовить следующие документы (п. 4 (1) Правил № 927):
1)документы, подтверждающие родство с совершеннолетним подопечным;
2)медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном;
3)копия свидетельства о браке (если близкий родственник, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке).
Иным гражданам, выразившим желание стать опекунами, необходимо подготовить следующие документы (п. 4 Правил № 927):
1)справку с места работы с указанием должности и размера средней заработной платы за последние 12 месяцев, а для граждан, не состоящих в трудовых отношениях, — иной документ, подтверждающий доходы (для пенсионеров — копии пенсионного удостоверения);
2)медицинское заключение о состоянии здоровья по результатам медицинского освидетельствования гражданина, выразившего желание стать опекуном;
3)копию свидетельства о браке (если гражданин, выразивший желание стать опекуном, состоит в браке);
4)документ о прохождении гражданином, выразившим желание стать опекуном, подготовки (при наличии);
5)автобиографию;
6)письменное согласие совершеннолетних членов семьи с учетом мнения детей, достигших 10-летнего возраста, проживающих совместно с гражданином, выразившим желание стать опекуном, на совместное проживание совершеннолетнего подопечного с опекуном (в случае принятия решения опекуном о совместном проживании совершеннолетнего подопечного с семьей опекуна).
Справка с места работы или иной документ, подтверждающий доходы опекуна, принимаются органом опеки и попечительства в течение года со дня их выдачи, а медицинское заключение о состоянии здоровья — в течение трех месяцев со дня его выдачи (п. 6 Правил № 927).
По общему правилу опекун назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (п. 1 ст. 35 ГК РФ; ч. 2 ст. 11 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ).
Заявление о назначении опекуна и необходимые документы можно представить в орган опеки и попечительства по месту жительства вместе с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (п. п. 4, 4 (1), 5 Правил № 927).
В течение семи дней со дня представления заявителем необходимых документов орган опеки и попечительства проводит обследование условий его жизни.
Результаты обследования указываются в соответствующем акте, который оформляется в течение трех дней со дня проведения обследования в двух экземплярах. Один из них в течение трех дней со дня утверждения акта направляется заявителю, второй хранится в органе опеки и попечительства.
Акт может быть оспорен заявителем в судебном порядке (п. п. 8, 8 (1) Правил № 927).
Опекунами могут назначаться только совершеннолетние дееспособные граждане, не лишенные родительских прав и не имеющие на момент установления опеки судимости за умышленное преступление против жизни или здоровья граждан (п. 2 ст. 35 ГК РФ).
При этом бабушки и дедушки, родители, супруги, совершеннолетние дети, совершеннолетние внуки, братья и сестры совершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами перед всеми другими лицами (ч. 5 ст. 10 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ).
При принятии решения учитываются, в частности, нравственные и иные личные качества заявителя, способность к выполнению обязанностей опекуна, отношения, существующие между ним и лицом, нуждающимся в опеке, а если это возможно — желание подопечного (п. 3 ст. 35 ГК РФ).
Орган опеки и попечительства в течение 15 дней со дня представления заявителем необходимых документов и акта об обследовании условий жизни принимает решение о назначении опекуна либо решение об отказе в назначении опекуна с указанием причин отказа (п. 9 Правил № 927).
Решение оформляется в форме акта. Акт направляется (вручается) на бумажном носителе либо в форме электронного документа в течение трех дней со дня его подписания (абз. 3, 4 п. 9 Правил № 927).
В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна может быть указан срок действия полномочий опекуна, определяемый периодом или указанием на наступление определенного события (ч. 6 ст. 11 Федерального закона от 24.04.2008 № 48-ФЗ).
Опекунам недееспособных инвалидов с детства
1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
1.1. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 29.05.2019 N 107-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
1.2. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.
3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.
4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
Нормы действующего федерального законодательства предусматривают финансовые гарантии для совершеннолетних физических лиц, которые опекают:
- детей с инвалидностью без установления группы, которые на момент назначения выплаты не достигли 18-летнего возраста;
- инвалида 1 группы, который получил значительные увечья на протяжении жизни и не может самостоятельно обеспечивать собственную жизнедеятельность;
- лиц, которым положена опека согласно выводам медико-социальной экспертизы;
- представителей старшего поколения в возрасте от 80 лет и более.
Опекун получает выплаты ежемесячно, а помощь оказывает в зависимости от медицинских показаний:
- постоянно;
- при необходимости.
Сумма получаемой опекуном выплаты зависит от группы инвалидности подопечного. Пособие назначается после установления группы инвалидности решением органа МСЭК и указания учреждению социальной защиты населения, что гражданин нуждается в дополнительном стороннем уходе.
По состоянию на 2020 год в действующем российском законодательстве не предусмотрены дополнительные выплаты для лиц, которые помогают или ухаживают представителям 2 группы инвалидности. Почему возникает такая ситуация?
Во-первых, по медицинским показаниям данная группа присваивается россиянам с нарушениями:
- функционирования кровеносной системы;
- психики;
- чувствительности тела полностью или в отдельных частях;
- речи;
- в плане размеров частей тела.
Практически все указанные выше проблемы не являются серьезными препятствиями для самостоятельного ухода за собой. Люди могут приготовить еду, постирать одежду в стиральной машине, сходить за покупками, провести санитарно-гигиенические процедуры.
Во-вторых, при создании специальных компенсирующих условий 2 группа ограничений – это рабочая группа, то есть человек может материально обеспечивать удовлетворение своих потребностей.
Материальное обеспечение лиц, оформленных по уходу за инвалидами 1 группы, зависит от юридического статуса этой особы касательно гражданина с ограниченными физическими возможностями вследствие увечья или рождения с повреждениями. Сумму в размере 10000 рублей получают:
- биологические родители;
- приемные родители;
- опекуны особы из числа детей -сирот до достижения данной особой 23-летнего возраста.
Всем остальным лицам, оформленным по уходу, государство выплачивает всего лишь 1200 рублей. Представители общественных организаций, которые поддерживают инвалидов и членов их семей, неоднократно выступали с протестами по поводу мизерности данной выплаты. Кроме этого, в Правительство направлялись официальные обращение с просьбой увеличить размер пособия, но пока все нормы остаются в силе.
Шаг 1. Определите наличие оснований для признания инвалида недееспособным
Признать гражданина недееспособным можно в случае, если он страдает психическим расстройством и не в состоянии понимать значение своих действий и руководить ими. Установление недееспособности возможно как при наличии обоих признаков психического расстройства, так и при наличии одного из них (п. 1 ст. 29 ГК РФ; Постановление Конституционного Суда РФ от 27.06.2012 N 15-П).
Подать заявление о признании гражданина недееспособным могут только (ч. 2 ст. 281 ГПК РФ):
- члены его семьи;
- близкие родственники (родители, дети, братья, сестры) независимо от совместного с ним проживания;
- органы опеки и попечительства;
- стационарная организация социального обслуживания, предназначенная для лиц, страдающих психическими расстройствами;
- медицинская организация, оказывающая психиатрическую помощь.
Шаг 5. Представьте заявление о назначении опекуном и необходимые документы в орган опеки и попечительства
По общему правилу опекун назначается органом опеки и попечительства по месту жительства лица, нуждающегося в опеке, в течение месяца с момента, когда указанным органам стало известно о необходимости установления опеки над гражданином. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна (п. 1 ст. 35 ГК РФ; ч. 2 ст. 11 Закона N 48-ФЗ).
Заявление о назначении опекуна и необходимые документы можно представить в орган опеки и попечительства по месту жительства вместе с предъявлением паспорта или иного документа, удостоверяющего личность (п. п. 4, 4(1), 5 Правил).
В течение семи дней со дня представления заявителем необходимых документов орган опеки и попечительства проводит обследование условий его жизни.
Результаты обследования указываются в соответствующем акте, который оформляется в течение трех дней со дня проведения обследования в двух экземплярах. Один из них в течение трех дней со дня утверждения акта направляется заявителю, второй хранится в органе опеки и попечительства.
Акт может быть оспорен заявителем в судебном порядке (п. п. 8, 8 (1) Правил).
В каких случаях вводится опека в 2023 году: обстоятельства
Назначение опекуна производится в обязательном порядке, если к решению об этом пришел медицинский орган, выдавший заключение о состоянии здоровья гражданина. Подтверждение факта осуществляется при выдаче соответствующего решения органом опеки и попечительства, актом Бюро судебно-медицинской экспертизы и других документов.
Устанавливается опекунство по решению суда на основании рекомендаций опеки и попечительства. В этом случае имущество гражданина, признанного по закону недееспособным, передается в полное распоряжение назначенного представителя. Совершенные собственником самостоятельно сделки не имеют юридических последствий, не влекут обмена имущества на денежные средства и иных результатов совершения правовых актов.
Мнение эксперта
В некоторых случаях, когда признание лица недееспособным носит временный характер, возможно установление попечительства – то есть опекунства на непродолжительный срок, до излечения или наступления иных правовых последствий. При попечительстве гражданин вправе совершать мелкие бытовые сделки, но на крупные требуется письменное разрешение попечителя.
Румянцева О.Т., сотрудник органа опеки и попечительства
Как осуществляется назначение опекаемого, что для этого нужно в 2023 году
В отношении опекуна предоставляются следующие бумаги, которые формируют материалы дела:
Акт осмотра помещения, где будет проживать недееспособный гражданин, по адресу прописки опекуна | Перед назначением опекуна на адрес проживания представителя выезжают сотрудники профильного государственного органа для проверки состояния жилого помещения, обеспеченности жизнедеятельности, соответствия санитарно-техническим условиям. | По результату составляется акт, который помещается в дело об опекунстве и является одним из подтверждающих документов. |
Справка из МВД | Устанавливается статус гражданина как ответственного лица, соблюдающего неукоснительно закон. Дополнительно могут отправляться запросы в уполномоченные структуры, владеющие базой данной. | В подтверждение отсутствия судимости, участия в уголовных делах по статьям УК РФ за причинение вреда здоровью и жизни граждан. |
Характеристика с места работы либо учебы, адреса проживания | С описанием личности опекуна, качествах его характера. | Акт передается в орган опеки и попечительства. |
Список документов для опекуна недееспособного
Перечень информации для отдела опеки различается для разных категорий опекунов.
Наименование документа | Близкие родственники | Посторонние граждане |
Гражданский паспорт | + | + |
Медицинское заключение | + | + |
Справка о доходах за 12 месяцев | — | + |
Документ о бракосочетании (при наличии) | + | + |
Согласие членов семьи | — | + |
Свидетельство о прохождении специализированной подготовки | — | + |
Документ о наличии родственной связи | + | — |
Установленного шаблона заявки на принятие опеки закон не содержит, поэтому оно составляется произвольно в письменном виде.
Обязательные атрибуты бумаги: название органа, в который она подается; личные данные заявителя и ребенка; аргументы в пользу назначения опеки.
К заявлению прикладываются все другие документы, замечательно, если есть письменное согласие самого ребенка-инвалида.
Льготы родителям ребенка инвалида после 18 лет
Для меня, например, при оформлении оказалось новостью что нужен ИНН на подопечного. Оформить конечно не сложно и не долго, но вот, оказывается должен быть. И ещё сейчас нужно не только маме, но и самому недееспособному справка об отсутствии туб. заболевания. А попробуйте лежачему с тяжёлой УО сделать рентген, или хотя бы взять у него мокроту. Не, ну можно конечно через голову перепрыгнуть, привезти на платной скорой, сделать наркоз ( мой без наркоза ни под каким аппаратом не улежит спокойно). Но зачем так всё усложняют. Мало им что родители и так все замотанные за 18 лет. Если ребёнок дома постоянно, по состоянию видно что всё хорошо, ни кашля, ни температуры постоянной. У мамы и членов семьи флюорография в порядке, что нужно от инвалида-то. Откуда у него возьмётся туберкулёз лёгких? Ветром с окна надует? На туб. им нужно его проверить, а вот лечить и заниматься его основным заболеванием никто не хочет, и семьям толком мало кто помогает.
Обратите внимание => У супругов итальянского гражданина и французской гражданки ответ
Какие льготы полагаются на ребенка под опекой
- он является сиротой;
- лишенные прав родители не платят алименты или их размер слишком мал для полноценного обеспечения ребенка всем необходимым;
- родители в розыске или отбывают срок;
- у ребенка один родитель.
- малышу до 2 лет по предписанию врача бесплатно выдается молочное питание или детские смеси;
- ребенок до 3 лет пользуется правом на бесплатные лекарства;
- если вы опекаете ребенка с инвалидностью, требующей лечения и реабилитации, эти услуги тоже должны предоставляться совершенно бесплатно;
- ребенок может ездить в детские лагеря и санатории по бесплатным путевкам, проезд в обе стороны также должен оплачиваться;
- за детский сад вы оплачиваете только 50%, а в некоторых регионах дети ходят в детский сад бесплатно;
- в школе ребенку под опекой положено бесплатное питание не менее 2 раз в день;
- ребенок пользуется бесплатным проездом на городском транспорте, кроме его коммерческих видов (такси), а так же внутри района;
- ежегодно ему положено пособие на приобретение учебников и прочих принадлежностей для обучения;
- подопечный ребенок имеет право на стипендию в СУЗе или ВУЗе, увеличенную вполовину, а в некоторых регионах ее увеличивают вдвое;
- многие учебные заведения принимают сирот и опекаемых детей на курсы для подготовки в ВУЗ бесплатно.
Как лишить дееспособности психически больного и оформить опекунство?
Опека назначается и в случае признания гражданина недееспособным. Это регламентированная законом процедура, которая проводится в судебном порядке. Недееспособным является лицо, страдающее какой-либо формой психического расстройства. Поэтому он не может осознавать собственные действия и руководить ими как здоровый человек.
Для лишения дееспособности и оформления опеки, заинтересованное лицо (родственник, ООП или представитель медицинского учреждения) должно подать в суд заявление, приложить к нему обязательные документы. До подачи иска, заявителю необходимо получить результат медицинской экспертизы в психиатрической больнице.
После рассмотрения прошения и вынесения судом решения ООП находят для душевнобольного, опекуна в течение 30 дней. Либо назначается кандидат, выдвинутый во время рассмотрения дела.
Получение опекуном наследства по закону
Наследование по закону происходит при отсутствии завещания. В данном случае имеют значение родственные отношения с умершим опекаемым или подопечным. Часто встречается ситуация, когда в качестве опекуна несовершеннолетнего ребенка, недееспособного лица выступают ближние и дальние родственники: сестры, братья, бабушки, тети и дяди. В этом случае опекун наследует имущество опекаемого, но не в силу своего статуса, а потому что входит в очередь наследников по закону.
Однако иногда опекун может получить имущество подопечного и при отсутствии родственных отношений. Например, при условии, что на момент смерти наследодателя был его иждивенцем. В соответствии со ст.1148 ГК РФ нетрудоспособные иждивенцы умершего наследуют его имущество наравне с наследниками призываемой очереди.
Кто признается инвалидом 2 группы
В российском законодательстве порядок присвоения категории инвалидности определяется Приказом Минздравсоцразвития № 1013-н. Документ устанавливает, что решение данного вопроса находится в компетенции Медико-социальной экспертизы.
Гражданин, имеющий заболевания, наличие которых может стать причиной присвоения группы инвалидности, направляется на прохождение комиссии по направлению лечащего врача или собственному заявлению. Приказ не содержит перечня заболеваний по конкретным группам, а перечисляет критерии, которыми должны руководствоваться специалисты, устанавливающие степень инвалидности. Если это касается 2 группы, такие заболевания или травмы должны приводить к нарушениям жизнедеятельности организма средней степени тяжести. Это может быть:
- Потеря слуха.
- Ампутация одной конечности.
- Отсутствие одной почки, почечная недостаточность и пр.
Прежде всего, стоит уделить внимание характеристикам, предъявляемым к человеку, который хочет оформить опекунство над инвалидом первой группы. Итак, он должен сам быть дееспособным и достигшим возраста официального совершеннолетия, то есть 18 лет. Кроме того, в расчет принимаются его персональные качества, включая состояние здоровья, условия проживания, финансовые возможности. Иными словами, все то, что так или иначе влияет на качество осуществления ухода за инвалидом.
Важно! Преимущественное право на оформление опекунства над инвалидом имеют его близкие родственники, то есть родители, братья и сестры, дети, внуки, бабушки или дедушки.
Разумеется, есть категории лиц, которые не могут являться опекунами. Среди них те, кто:
- не имеет в собственности подходящего жилого помещения;
- страдает от наркотической или алкогольной зависимости;
- не работает или не имеет постоянного, ежемесячного дохода от иного легального вида деятельности;
- имеет судимость за умышленное преступление, направленное против жизни или здоровья.
Законодательством установленные определенные требования, чтобы исключить из числа претендентов на оформление опекунства тех, кто заинтересован лишь в получении какой-либо выгоды.
Что касается обязанностей опекуна, то они четко определены Гражданским Кодексом, а также нормативно-правовым актом «Об опеке и попечительстве» от 24 апреля 2008 года. Рассмотрим, что именно требуется делать:
- способствовать реализации потребностей опекаемого во всех бытовых сферах. Обычно речь идет о покупке еды и одежды, стирке вещей, оказании первой медицинской помощи;
- возить в разнообразные учреждения с целью оздоровления подопечного, в том числе на обследования, на санаторно-курортное лечение;
- проводить уборку и очистку места, где проживает инвалид, чтобы поддерживать его в надлежащем состоянии;
- защищать законные интересы лица, за которым осуществляется уход, в органах власти, разнообразных компаниях, а также перед третьими лицами.
Однако опекунам нельзя проводить сделки от имени инвалида, если это может повлечь ограничения его права. Например, не разрешается продавать какое-либо имущество или сдавать в аренду жилье подопечного. Если все же имеется необходимости на совершение подобного рода сделки, это придется согласовать с органами опеки и самим инвалидом.
Кроме обязанностей, опекуны наделены и комплексом прав. Среди них:
- возможность проживать совместно в квартире инвалида, если тот нуждается в постоянном, круглосуточном уходе;
- право на перечисление ежемесячных денежных выплат из бюджета;
- проезд в качестве сопровождающего инвалида в общественном транспорте или к месту санаторно-курортного лечения бесплатно.
Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь
1. Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Особенности установления, осуществления и прекращения опеки и попечительства над несовершеннолетними гражданами определяются Семейным кодексом Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.
3. Отношения, указанные в части 1 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом. Отношения, указанные в части 2 настоящей статьи, регулируются законами субъектов Российской Федерации по вопросам, отнесенным к их ведению настоящим Федеральным законом, и по вопросам, не урегулированным непосредственно настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов Российской Федерации, не должны противоречить настоящему Федеральному закону.
4. Структура исполнительных органов государственной власти субъекта Российской Федерации в целях организации и осуществления деятельности по опеке и попечительству определяется высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с настоящим Федеральным законом и Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».
5. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора.
6. Решения межгосударственных органов, принятые на основании положений международных договоров Российской Федерации в их истолковании, противоречащем Конституции Российской Федерации, не подлежат исполнению в Российской Федерации. Такое противоречие может быть установлено в порядке, определенном федеральным конституционным законом. (в ред. Федерального закона от 08.12.2020 N 429-ФЗ)
Задачами государственного регулирования деятельности по опеке и попечительству являются:
1) обеспечение своевременного выявления лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, и их устройства;
2) защита прав и законных интересов подопечных;
3) обеспечение достойного уровня жизни подопечных;
4) обеспечение исполнения опекунами, попечителями и органами опеки и попечительства возложенных на них полномочий;
5) обеспечение государственной поддержки физических и юридических лиц, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляющих деятельность по защите прав и законных интересов подопечных, и стимулирование такой деятельности.
Деятельность по опеке и попечительству осуществляется в соответствии со следующими принципами:
1) свободное принятие гражданином обязанностей по опеке или попечительству и свободный отказ от исполнения опекуном или попечителем своих обязанностей;
2) контроль за деятельностью по опеке и попечительству;
3) обеспечение защиты прав и законных интересов подопечных.
1. Органами опеки и попечительства являются органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
1.1. Органы местного самоуправления поселений, муниципальных округов, городских округов, муниципальных районов, внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя, на территориях которых отсутствуют органы опеки и попечительства, образованные в соответствии с настоящим Федеральным законом, могут наделяться законом субъекта Российской Федерации полномочиями по опеке и попечительству с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. В этом случае органы местного самоуправления являются органами опеки и попечительства. (в ред. Федеральных законов от 02.07.2013 N 167-ФЗ, от 29.05.2019 N 107-ФЗ, от 30.04.2021 N 114-ФЗ)
1.2. Вопросы организации и деятельности органов опеки и попечительства по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются настоящим Федеральным законом, Семейным кодексом Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
2. В акте, регламентирующем деятельность органа опеки и попечительства, должно быть указано наличие у него статуса органа опеки и попечительства.
3. Деятельность органов опеки и попечительства по оказанию подопечным и (или) опекунам или попечителям помощи в получении образования, медицинской помощи, социальных услуг, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, осуществляется во взаимодействии с другими органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, образовательными организациями, медицинскими организациями, организациями, оказывающими социальные услуги, или иными организациями, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и общественными организациями.
4. Полномочия органов опеки и попечительства по выявлению лиц, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства, а также по подбору и подготовке граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах, могут осуществлять образовательные организации, медицинские организации, организации, оказывающие социальные услуги, или иные организации, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в случаях и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
5. Уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти утверждает требования к профессиональным знаниям и навыкам работников органов опеки и попечительства, необходимым для исполнения ими должностных обязанностей, примерные дополнительные профессиональные программы для работников органов опеки и попечительства, а также осуществляет разработку методических материалов по вопросам деятельности по опеке и попечительству и контроль за деятельностью органов опеки и попечительства. (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 167-ФЗ)
Нормы действующего федерального законодательства предусматривают финансовые гарантии для совершеннолетних физических лиц, которые опекают:
- детей с инвалидностью без установления группы, которые на момент назначения выплаты не достигли 18-летнего возраста;
- инвалида 1 группы, который получил значительные увечья на протяжении жизни и не может самостоятельно обеспечивать собственную жизнедеятельность;
- лиц, которым положена опека согласно выводам медико-социальной экспертизы;
- представителей старшего поколения в возрасте от 80 лет и более.
Опекун получает выплаты ежемесячно, а помощь оказывает в зависимости от медицинских показаний:
- постоянно;
- при необходимости.
Сумма получаемой опекуном выплаты зависит от группы инвалидности подопечного. Пособие назначается после установления группы инвалидности решением органа МСЭК и указания учреждению социальной защиты населения, что гражданин нуждается в дополнительном стороннем уходе.
По состоянию на 2020 год в действующем российском законодательстве не предусмотрены дополнительные выплаты для лиц, которые помогают или ухаживают представителям 2 группы инвалидности. Почему возникает такая ситуация?
Во-первых, по медицинским показаниям данная группа присваивается россиянам с нарушениями:
- функционирования кровеносной системы;
- психики;
- чувствительности тела полностью или в отдельных частях;
- речи;
- в плане размеров частей тела.
Практически все указанные выше проблемы не являются серьезными препятствиями для самостоятельного ухода за собой. Люди могут приготовить еду, постирать одежду в стиральной машине, сходить за покупками, провести санитарно-гигиенические процедуры.
Во-вторых, при создании специальных компенсирующих условий 2 группа ограничений – это рабочая группа, то есть человек может материально обеспечивать удовлетворение своих потребностей.
Материальное обеспечение лиц, оформленных по уходу за инвалидами 1 группы, зависит от юридического статуса этой особы касательно гражданина с ограниченными физическими возможностями вследствие увечья или рождения с повреждениями. Сумму в размере 10000 рублей получают:
- биологические родители;
- приемные родители;
- опекуны особы из числа детей -сирот до достижения данной особой 23-летнего возраста.
Всем остальным лицам, оформленным по уходу, государство выплачивает всего лишь 1200 рублей. Представители общественных организаций, которые поддерживают инвалидов и членов их семей, неоднократно выступали с протестами по поводу мизерности данной выплаты. Кроме этого, в Правительство направлялись официальные обращение с просьбой увеличить размер пособия, но пока все нормы остаются в силе.
Перечень льгот для опекунов зависит от категории инвалида, поэтому необходимо рассматривать вопрос касательно каждой категории по отдельности. Лица, которые ухаживают за детьми — инвалидами, имеют право на такие привилегии от государства:
- льготы на коммунальные услуги в размере 50%;
- 4 выходных в год с сохранением оплаты по основному месту работы;
- 10 дней дополнительного отпуска;
- льготный выход на пенсию – на 5 лет раньше основного пенсионного возраста;
- право на налоговый вычет в 12000 рублей;
- бесплатный проезд в общественном транспорте на территории города и в пригородном сообщении.
Лица, которые ухаживают за инвалидами 2 группы, имеют право на ограниченное количество льгот:
- проезд в транспорте;
- скидки для оплаты коммунальных услуг;
- получение скидок на путевку в санаторий (в случае поездки вместе с подопечным).
Опекуны инвалидов 1 группы пользуются более широким спектром льгот, в частности:
- имеют 50% скидку на оплату коммунальных услуг;
- бесплатно ездят в транспорте;
- освобождаются от траспортного и имущественного налогов;
- время нахождения в статусе по уходу за инвалидом зачисляется в трудовой и страховой стаж;
- работодатели не имеют права привлекать данную категорию граждан к работе на выходных и сверхурочно.
- минимальный возраст – 16 лет;
- трудоспособность, то есть отсутствие физических ограничений к выполнению обязанностей опекуна физического лица;
- отсутствие дохода. Если человек трудоустроен, он может быть опекуном, но не будет получать материальную помощь от государства;
- проживание в одном городе или селе с подопечным.