Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Чем различаются соцнорма и норматив потребления коммунальных услуг». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для примера возьмем среднестатистическую двухкомнатную квартиру, в которой установлен типовой набор оборудования: холодильник, СВЧ-печь, стиральная машина, телевизор, музыкальный центр, пылесос, утюг. В квартире проживают два человека.
Счетчик есть, но расчет ведется по нормативам
По нормативам при наличии электросчетчика платят в следующих случаях.
- Электрический прибор учета неисправен.
- Закончился срок эксплуатации прибора контроля.
- Собственник не подает или не вовремя предоставляет показания электросчетчика.
- Прибор учета поврежден или отсутствуют пломбы.
- Представителям энергосбыта не предоставили доступ для контрольного снятия показаний. Жильцы не допускают инспектора для проверки работоспособности прибора.
- Счетчик преднамеренно испортили или подключили освещение дома, минуя прибор учета. В этом случае собственник, кроме оплаты электроэнергии по нормативу, обязан оплатить штраф за похищенную электроэнергию.
Приведем ряд терминов, которые характеризуют эту услугу и связаны с ней:
- Электроэнергия – это тот объем ресурса, который поступает в общую сеть и доходит до потребителя.
- Социальный норматив потребления – установленная законодательством величина потребления электроэнергии из расчета на одного человека. Применяется в следующих случаях:
- не установлен индивидуальный прибор учета;
- показания счетчика переданы позднее установленного срока;
- счетчик вышел из строя или преднамеренно испорчен.
- Киловатт час – количество потребляемой бытовыми осветительными и иными приборами энергии.
- Базовый тариф – суммарное выражение стоимости единицы электроэнергии для квартир и домов, оборудованных газовыми плитами и центральным отоплением.
Как рассчитать электроэнергию по нормативу без счетчика в 2023 году
Чтобы рассчитать, сколько полагается в месяц платить за электричество, применяется следующая формула:
S = K × N × T, где
- S – сумма, которую семья должна заплатить за пользование электричеством без счетчика;
- K – количество человек в семье (прописанных в жилом помещении);
- N – норматив количества электроэнергии на одного человека, утвержденный региональными властями;
- T – тариф за 1 кВт/час.
Из сравнительной таблицы норматива понятно, что в него сложно уложиться. А потребление ресурса сверх нормы оплачивается по более высокому тарифу. Поэтому при возможности рекомендуется устанавливать счетчики и платить по фактическому потреблению.
Уменьшить потребление электричества возможно, соблюдя несколько простых правил. В снижении энергопотребления заинтересованы сами граждане, которые относятся бережно не только к своим деньгам, но и к природным ресурсам. Поэтому достаточно знать, что значительно меньше энергии потребляют:
- бытовые приборы, отмеченные знаком А, А+, А++;
- энергосберегающие и светодиодные лампы;
- электрочайник, который вовремя очищен от накипи (при возможности лучше кипятить воду в обычном чайнике на газовой плите);
- кондиционер, включенный при закрытых окнах и дверях;
- холодильник, расположенный подальше от батарей, солнечного света и т.д.
Расчет льготы от расхода электроэнергии – многотарифный прибор учета
Условие:
Льгота 50% от расхода электроэнергии;
Многотарифный прибор учета (трехтарифный);
Расчет:
Расход ЭЭ по Т1× тарифт1= сумма к оплате пот1×0,5(льготный коэффициент) = сумма к оплате (с учетом льготы)
Расход ээ по Т2× тарифт2= сумма к оплате по Т2 ×0,5(льготный коэффициент) = сумма к оплате (с учетом льготы)
Расход ЭЭ по Т3 × тарифт3= сумма к оплате по Т3 ×0,5(льготный коэффициент) = сумма к оплате (с учетом льготы)
Итоговая сумма к оплате = сумма к оплате (с учетом льготы) по Т1+сумма к оплате (с учетом льготы) по Т2+сумма к оплате (с учетом льготы) по Т3
Расчет льготы по нормативу – многотарифный прибор учёта, когда расход больше установленного норматива
Условие:
Многотарифный прибор учета (трехтарифный);
Ветеран труда, проживает с семьей;
Норматив 45 кВт·ч;
Газовая плита;
Расход Т1 – 100 кВт·ч; Т2 – 52 кВт·ч; Т3 – 73 кВт·ч;
Тариф Т1 – 4,92 руб.; Т2 – 1,26 руб.; Т3 – 4,08 руб.;
Расчет:
Так как расход по зоне суток Т1 =100 кВт·ч, из них 45 кВт·ч рассчитываем с учетом льготного коэффициента
Т1(с учетом льготы)=45×4,92=221,40 сумма к оплате×0,5 (льготный коэффициент) =110,70 руб. сумма к оплате (с учетом льготы)
Оставшийся расход 55 кВт·ч рассчитываем по полной стоимости
Т1=55×4,92=270,60 руб.
Объем льготного норматива полностью учтен по тарифной зоне суток Т1, по остальным зонам суток (Т2 и Т3) расчет производится по полной стоимости
Т2=52 × 1,26 = 65,52 руб.
Т3=73 × 4,08 = 297,84 руб.
Итого к оплате с учетом льготы по зонам суток
110,70+270,60+65,52+297,84=744,66 руб.
Порядок расчёта нормативов электроэнергии, поставляемой населению, и прочие вопросы, связанные с потреблением данного ресурса, регламентируются следующими законодательными актами:
- Правительственным постановлением № 614, подписанным в июле 2017 г. и определяющим порядок социального нормирования электроэнергии. Читать постановление (документ откроется в новой вкладке).
- Федеральным законом № 35-ФЗ, принятым в марте 2003 г. с коррективами 2018 г., устанавливающим общие принципы российской электроэнергетики. Читать закон.
- Федеральным законом № 261-ФЗ от 23.11.2009 г., направленным на энергосбережение и снижение потерь электроэнергии. Читать закон.
Последние изменения в плане утверждения ежемесячных лимитов электрической энергии вносились в 2013г. Нормы возросли на 10% по сравнению с действовавшими ранее. Данная мера направления на стимулирование граждан к установке индивидуальных приборов учёта, поскольку оплата по счётчику вынуждает потребителя экономить ресурсы.
Если нет счетчика, оплата за потреблённую электроэнергию рассчитывается по формуле:
П=Л*Н*Т, где:
- П – конечная сумма платежа;
- Л – число проживающих в квартире людей;
- Н – установленный в регионе норматив на одного человека;
- Т – стоимость 1 кВт*час по тарифному плану.
Помимо этого, при отсутствии прибора учета, применяют повышающий коэффициент.
Не применяют коэффициент, если установка счетчика не возможна по причине ветхого жилья, либо в случае неприспособленности сетей для монтажа устройства контроля.
Оплата по нормативам может насчитываться на объекты потребления с установленным электрическим счетчиком, если:
- электрический счетчик неисправен;
- отсутствует своевременная передача показаний прибора учёта поставщику электроэнергии;
- представителям контроля не предоставляется доступ к счетчику;
- прибор преднамеренно испорчен.
По действующим законодательным нормам, если в течение 3 месяцев потребитель не даёт данных об израсходованной электроэнергии, размер платежей рассчитывается по средним показателям предыдущего полугодового периода. С четвёртого месяца к оплате предлагается счет, соответствующий утвержденным в регионе тарифам и нормативам.
Причины введения нормы
Что такое социальная норма потребления электроэнергии? Это фиксированный объем потребления электричества, который используется для расчета платы за услугу. Устанавливается для всех слоев населения одинаковым, и применяется только для коммунальных и бытовых нужд.
В настоящее время все граждане РФ оплачивают электроэнергию по одинаковым тарифам, в независимости от уровня потребления.
Льготные тарифы для малообеспеченных семей или для сельской местности рассчитываются по ставкам ниже себестоимости. Однако обеспеченные люди, потребляющие электричество в повышенном объеме, производят оплату по тем же тарифам. В итоге государство помогает зажиточным гражданам больше, чем малообеспеченным группам лиц.
Социальная норма позволит более справедливо распределить нагрузку, аналогично прогрессивной налоговой шкале, где бедные платят меньше, чем богатые. Поэтому социальную норму потребления можно считать государственной поддержкой социально уязвимых групп.
Законодательные акты по вопросам, связанным с установлением и применением нормативов потребления электричества, следующие:
- Федеральный закон № 614 «О порядке установления и применения социальной нормы потребления электрической энергии»;
- ФЗ № 35 «Об электроэнергетике»;
- ФЗ № 261 «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
- региональные нормативные акты, устанавливающие норматив ресурса, приходящегося на одного проживающего в жилом помещении и правила применения социальной нормы.
Следует отметить, что государство обращает внимание граждан на экономию природных ресурсов, поэтому принимает меры к тому, чтобы в домах устанавливались приборы учета. Чтобы стимулировать население, приходится применять повышающие коэффициенты при расчете платы за электроэнергию. Тогда попросту становится невыгодно платить больше, чем фактически расходуется. А реальный расход можно определить лишь по индивидуальным приборам учета.
В новой редакции Постановления № 614 (п. 7.3) установлены ограничения размеров тарифов на электроэнергию, потребляемую в пределах и сверх СН, при переходе к расчетам с применением СН. Так, предельный минимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую населению в пределах СН, в среднем по субъекту РФ – это уменьшенный на 10% предельный минимальный уровень тарифов, установленный ФСТ на месяц соответствующего периода регулирования, предшествующий месяцу начала осуществления расчета платы за коммунальную услугу с применением СН. В свою очередь, предельный максимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую в пределах СН, – уменьшенный на 3% соответствующий предельный максимальный уровень тарифов за указанный выше месяц. Предельным минимальным уровнем тарифов на электроэнергию, поставляемую сверх СН, является увеличенный на 40% предельный минимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую в пределах СН. Аналогичным образом на 40% отличается и максимальный уровень тарифов на электроэнергию, поставляемую сверх СН.
В пункте 7.4 Постановления № 614 закреплено, что во всех субъектах РФ, кроме «пилотных», тарифы на электроэнергию, поставляемую населению сверх СН, в первых двух периодах регулирования с момента принятия решения о применении СН не должны превышать более чем на 40% тарифы на электроэнергию, установленные для ее потребления в пределах СН.
Об обмене информацией
Установление и применение СН при расчетах платы за электроснабжение предполагают необходимость обмена информацией заинтересованными лицами: органами исполнительной власти субъектов РФ, отделениями ПФР, органами социальной защиты населения, РСО, исполнителями коммунальных услуг, комиссиями, оценивающими жилфонд, органами регистрационного учета. Пунктом 10 Положения предусмотрено, что уполномоченный орган государственной власти субъекта РФ утверждает регламент обмена информацией. Мы заострим внимание лишь на потоках информации, касающейся исполнителя коммунальных услуг и прямо названной в Положении.
Исполнитель коммунальных услуг обязан предоставить гарантирующему поставщику информацию о годовом объеме потребления населением электроэнергии в домах, находящихся в его управлении и попавших в выборку в целях определения СН (п. 6 Положения).
Комиссия, созданная в установленном порядке для оценки жилых помещений жилищного фонда субъекта РФ, по запросу исполнителя коммунальных услуг безвозмездно предоставляет ему информацию о потребителях, жилые помещения которых отнесены к аварийному или ветхому жилому фонду со степенью износа 70% и более (п. 15 Положения). В свою очередь, исполнитель предоставляет такую информацию поставщику электрической энергии в соответствии с договором ресурсоснабжения.
Уполномоченные органы государственной власти субъектов РФ, которые формируют (актуализируют) единую базу данных о численном составе домохозяйств в жилых помещениях с указанием их адресов, направляют исполнителям коммунальных услуг в отношении обслуживаемых ими потребителей выписки из единой базы данных не позднее 1 июля очередного года начиная с даты начала осуществления расчетов за коммунальную услугу по электроснабжению с применением СН (п. 23 Положения).
При применении СН в первый год информацию об отнесении потребителя к категории одиноко проживающих пенсионеров или их домохозяйств исполнители коммунальных услуг получают в органах социальной защиты населения и (или) территориальных органах ПФР, органах регистрационного учета (п. 37 Положения).
При несоответствии реальности информации о категории и численности домохозяйства, имеющейся у исполнителя, либо возникновении оснований для отнесения его к иной (в том числе льготной) категории домохозяйств потребитель направляет исполнителю письменное уведомление с приложением подтверждающих документов. Если этого не будет сделано и соответствующую информацию исполнитель получит от третьих лиц (согласно указанному выше регламенту), он произведет перерасчет платы за электроэнергию (см. п. 38, 39, 42 Положения).
О расчете платы за коммунальную услугу по электроснабжению
Общий порядок расчета платы за коммунальные услуги предусмотрен Новыми правилами предоставления коммунальных услуг. В связи с применением СН ключевым становится вопрос: каким образом и в каких случаях определять объемы электроэнергии, подлежащие оплате по тарифам в пределах СН и сверх нее (п. 25 Положения)? Рассмотрим возможные варианты.
Норматив потребления электроэнергии на одного человека в Москве без счетчика
Под термином “норматив” подразумевается минимальный объем потребления электроэнергии на одного человека. Как говорилось ранее, в зависимости от региона, сумма на норму электроэнергии может меняться.
В Москве, норма потребления электроэнергии для граждан, не имеющих индивидуальный счётчик, следующая:
- Один гражданин с газовой плитой — 50 квт*ч в месяц;
- Один гражданин с электрической плитой — 80 квт*ч в месяц;
- Семья с газовой плитой — 45 квт*ч в месяц;
- Семья с электрической плитой — 70 квт*ч в месяц.
Помимо граждан, не имеющих индивидуальных счетчиков на электроэнергию, данные нормативы применяются, если:
- Индивидуальные счетчики пришли в негодность;
- Счетчик установлен, но по каким-то причинам, не принят на учёт;
- Узел учета по каким-то причинам, не обнаружен.
Тариф по двум зонам (пик и полупик) на электроэнергию в Москве
Показатель (группы потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток) | с 01.12.2022 по 30.06.2023 | с 01.07.2023 по 31.12.2023 |
---|---|---|
Цена (тариф) в руб./кВтч | Цена (тариф) в руб./кВтч | |
1. Население и приравненные к нему, за исключением населения и потребителей, указанных в строках 2 -5 | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) 07:00 — 23:00 | 7,85 | 7,85 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) 23:00 — 07:00 | 2,98 | 2,98 |
2. Население, проживающее в городских и сельских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и электроотопительными установками, и приравненные к нему | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) 07:00 — 23:00 | 6,91 | 6,91 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) 23:00 — 07:00 | 2,62 | 2,62 |
3. Население, проживающее в городских и сельских населенных пунктах в домах, оборудованных стационарными электроплитами и не оборудованных электроотопительными установками, и приравненные к нему | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) 07:00 — 23:00 | 6,91 | 6,91 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) 23:00 — 07:00 | 2,62 | 2,62 |
4. Население, проживающее в городских и сельских населенных пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками и не оборудованных стационарными электроплитами, и приравненные к нему | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) 07:00 — 23:00 | 6,91 | 6,91 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) 23:00 — 07:00 | 2,62 | 2,62 |
5. Население, проживающее в сельских населенных пунктах в домах, не оборудованных стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками,и приравненные к нему | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) 07:00 — 23:00 | 5,50 | 5,50 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) 23:00 — 07:00 | 2,09 | 2,09 |
6. Потребители, приравненные к населению (за исключением садоводческих, огороднических или дачных некоммерческих объединений граждан) | ||
Дневная зона (пиковая и полупиковая) 07:00 — 23:00 | 7,85 | 7,85 |
Ночная зона (пиковая и полупиковая) 23:00 — 07:00 | 2,98 | 2,98 |
Отдельно ведётся учёт энергии, поступающей для каждого из действующих домохозяйств. Такие объёмы указываются отдельно при закупке ресурсов. Стороны обязаны обмениваться любыми сведениями, предусмотренными в текущем законодательстве. Главное – чтобы цена ресурсов рассчитывалась с учётом действующих тарифов.
Видео о том, сколько электричества потребляет бытовая техника:
Обсуждение: есть 1 комментарий
Мама — ветеран труда, и льготы по электричеству ей предоставляют именно от нормы, то есть выплачивают компенсацию от суммы, которой она бы оплачивала по нормативу, но платит она по счётчику меньше норматива. Получается хорошая экономия, так что нормы уже и сейчас применяются в некоторых случаях. Относительно того, чтобы расходы выше нормы оплачивались по более дорогому тарифу, считаю правильным. Нужно экономить, и может быть хоть таким образом люди станут бережливее.
Сколько киловатт по закону я вправе потребовать для своего дома у местных электросетей? / ЭлектроАС
Дата: 9 августа, 2010 / Рубрика: Вопросы и Ответы, Электромонтажные работыМетки: Постановление Правительства, Электроснабжение
ЕленаПодскажите, пожалуйста, каким правовым документом определена максимально разрешенная мощность электроснабжения частного (в поселке) дома, предоставляемая бесплатно или за минимальную (не коммерческую!) плату? Другими словами, сколько киловатт по закону я вправе потребовать для своего дома у местных электросетей (при условии, что у меня выполнены все технические условия для подключения)?Ответ:На основании Постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2009 N 334, энергоснабжающие организации обязаны заключить договор, а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств частных лиц мероприятия по технологическому присоединению независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя.
Вы имеете право направить заявку на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности).