Подсистемы стратегического и оперативного управления
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Подсистемы стратегического и оперативного управления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
С зарождением такого явления плотно связывают два имени – Фредерик Тейлор и Анри Файоль. Первый – гражданин Соединенных Штатов, второй – Франции. Ученые-экономисты разработали самые базовые концепции в условиях общей отрасли управления бизнесом. Это был лишь небольшой раздел, включающий в себя фундаментальное понятие о внедрении оптимизации в любое предприятия. Лишь только при взаимосвязанности всех этапов деятельности можно достигнуть положительной динамики.
Операционные решения в менеджменте
Изначально в условиях базовой концепции смысл процедур заключался исключительно в оптимизации какого-то одного явления во внутреннем бизнесе. Например, увеличение эффективности производственного процесса. Но в будущем функции расширились, как уже уточнялось. И в итоге главным аспектом стало непрерывное совершенствование. Казалось бы, раз система на производстве и так работает, зачем производить какой-то реинжиниринг, зачем что-то изобретать? Но фактически, если не отчислять определенный процент прибыли с оборота в прямой капитал для постоянного улучшения технических параметров производства, то с течением времени происходит стагнация.
Это коснулось не только техники, но и всех остальных аспектов. Система потребления ресурсов, доставки, распределения, коммуникации различных сотрудников, принятия и оприходования товара и так далее. Все моменты можно сделать чуть лучше, быстрее или дешевле. В итоге такая динамика постоянного прогрессирования способна выводить предприятие вперед во время конкурентной борьбы. Ведь операция в менеджменте – это абсолютно любая процедура, которая так или иначе влияет на конечную маржу. Для уточнения ситуации: даже если на производственной открытой площадке слишком скользко после дождя – это потенциально может стать причиной снижения прибыли. Допустим, каждый десятый сотрудник поскальзывается, а сотый — получает травму, что на день выводит его из рабочего процесса. А раз в год на площадке из-за этого переворачивается тележка с продукцией, которая призвана перевозить товар от объекта на склад. Разумеется, с виду это обычные издержки, зачем в принципе их анализировать? Но если есть закономерность, то легко понять, какие убытки она несет. Допустим, это $2000 в год. Сколько будет стоить посыпание площадки песком в неблагоприятный сезон? Опять же, условно – $1000. В итоге, оптимизировав этот момент, мы выиграем $1000 чистой прибыли.
Собственно, главный аспект заключается в том, что помимо непосредственно экономических явлений, на конечный результат влияют и социальные факторы, то есть горизонтальные и вертикальные отношения между сотрудниками и руководством, создание нормальных условий труда не только с физиологической точки зрения, но также и с психологической. Проблемы операционного менеджмента лишь в том, что за массой рекомендаций чисто экономического характера, управленцы часто пропускают этот социальный отрезок.
Общие же принципы выглядят так:
- Наличие цели для любого вида управления.
- Индивидуальная среда для социализации. То есть, собственная методика работы с сотрудниками и командами разных типов.
- Иерархическое управление в строгой последовательности. Все шаги должны следовать четко один за другим без пропуска или смены позиций.
- Заинтересованность всех кадров в достижение результата. Если продавец на точке продаж лично не получает никаких дивидендов от успешной сделки, логично, что он и не будет стараться ее заключить.
- Обеспечение принципа соревновательности на всех этапах бизнеса. Как известно, человек всегда выполняет свою работу лучше, если он с кем-то соревнуется, старается победить, а не просто «поставить галочку». Но победа всегда должна подразумевать какое-то поощрение. И необязательно материального характера.
Право оперативного управления
Распоряжение тем или имуществом осуществляется не только в соответствии с уставными документами, но также и регулируется законодательными актами. Право оперативного управления предоставляется либо непосредственному собственнику объектов, либо же организации, которой он делегировал определенные обязанности. Можно сказать, что предприятие обладает весьма ограниченными полномочиями, ведь фактический владелец может в любое время поступить с имуществом по своему усмотрению.
Говоря о материальных объектах, которые находятся в ведении муниципальных структур, или же были переданы им в собственность, следует заметить, что процесс оперативного управления в данном случае регулируется Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом. При этом ценности, переданные в ведение государственного или любого другого объекта, должны быть немедленно зарегистрированы в налоговом реестре.
Обязательным условием передачи имущества в оперативное управление является то, что оно должно использоваться строго по назначению и в соответствии с целями, указанными в уставных документах организации. В случае нарушения данного условия собственник имеет полное право изъять материальные ценности. Нецелевое использование имущества должно подтверждаться актом, который будет составлен по итогам проведения специальной проверки.
Управление предприятием
Оперативное управление предприятием включает в себя несколько составляющих. Так, первая из них представляет собой комплекс действий относительно производственных и непроизводственных затрат, а именно:
- определение структуры, а также систематизация различных видов издержек с целью их оптимизации и минимизации;
- регулярное ведение учета и составление отчетности как для внутреннего пользования, так и для предоставления собственнику;
- определение себестоимости производимой продукции, а также факторов, на нее влияющих;
- установление принципов зависимости между себестоимостью и размером чистой прибыли;
- формирование ценовой политики, которая бы позволяла получить максимальный результат в денежном выражении;
- составление планов затрат и издержек, а также постоянный контроль за их исполнением;
- проведение анализа отчетных показателей с целью усовершенствования механизмов работы.
Также стоит отдельно выделить управление запасами, которое подразумевает:
- ведение учета товарно-материальных ценностей в складских помещениях с целью постоянного их пополнения и рационального использования;
- определение оптимальной системы размещения производственных запасов в границах предприятия (с точки зрения логистики);
- непрерывный контроль качества и сроков годности сырья и готовой продукции во избежание непроизводственных потерь;
- организация контроля за работой персонала, задействованного в складском хозяйстве.
Оперативное управление денежными средствами
Деньги в различных формах — это неотъемлемый элемент и даже необходимое условие существования организации. Оперативное управление данным элементом включает в себя ряд мероприятий:
- контроль движения денег как в наличной, так и в безналичной форме (на банковских счетах);
- анализ операций с использованием иностранной валюты;
- ведение налоговой отчетности для своевременной подачи документов в специализированные органы и осуществление соответствующих платежей;
- аудит финансовой документации как собственными силами, так и путем привлечения профессиональных экспертов со стороны;
- оценка финансового состояния предприятия на основе расчета и анализа специальных коэффициентов;
- ведение и анализ бухгалтерской документации.
Управление финансами как задача повышения конкурентоспособности
Чтобы реализовать стратегическое и оперативное управление финансами организации для начала надо понять, зачем, собственно, это нужно? Практически все управленческие процессы, включая рассматриваемый нами, относятся к одной или нескольким ключевым целям ведения бизнеса компании на рынке. Если вспомнить, что основная цель управления финансами – это повышение конкурентоспособности фирмы*, то стратегическое и оперативное управление финансами (финансовыми потоками, если быть точнее) позволяет компании решать несколько важных для себя задач, что без такой системы не представляется возможным.
*Можно по-разному трактовать выгоды бизнеса от наличия этого параметра, но пока опустим детальный разбор этого понятия и рассмотрим его в общепринятом смысле.
Давайте рассмотрим основные выгоды наличия у компании качественной системы управления ресурсами, а точнее говоря, ее собственными финансами:
- Стабилизация и органическое повышение рыночной стоимости компании благодаря сбалансированности своей финансовой политики и контролю ресурсов;
- Максимизация прибыли компании за счет повышения маржинальности, контроля расходов и возможности грамотно распределять ресурсы;
- Снижение долговой нагрузки как следствие продуктивных стратегических финансовых процессов;
- Укрепление компании как участника рынка за счет своей денежной политики и формирование стабильного прогноза бизнеса в целом благодаря четкому пониманию своей ниши в указанном сегменте бизнеса;
- Минимизация или полное исключение заемных средств (по возможности), а также снижение до адекватного минимума риска банкротства. Следствием станет рост интереса инвесторов к стабильному бизнес активу, что приведет в свою очередь к получению компанией возможностей для максимально быстрого роста;
- Крепкий устойчивый бизнес-процесс, который минимизирует своей структурированностью и продуманностью возможные риски деятельности фирмы в целом.
- Важнейший пункт: за счет грамотной финансовой политики происходит формирование устойчивой системы финансового интереса работников и менеджмента фирмы, что служит основой для выстраивания длительных и продуктивных трудовых отношений с ключевыми персонами. Итогом этого станет постоянное обеспечение фирмы и ее бизнеса квалифицированной экспертной поддержкой.
Система оперативного управления и требования к ней
Грамотно выстроенная система оперативного управления позволяет равномерно загружать работников предприятия, правильно оценивать затраты и сроки производства, объемы незавершенной работы и многое другое. Это основные показатели оптимальности системы.
Важно и то, насколько точны решения, принятые на уровне ОУ ОП. Чем меньше отклонение реального результата (например, объема продукции за год, месяц или неделю), тем точнее эти решения, и тем лучше осуществляется управление.
Как обеспечить высокую точность?
Во-первых, обеспечить выполнение решений, принятых на уровне руководства.
Во-вторых, учитывать все факторы, которые могут повлиять на результат, и принимать соответствующие решения, а при необходимости — менять саму систему управления.
В-третьих, гарантировать оперативное поступление исходных данных, на основе которых принимаются решения. Информация должна поступать оперативно и в полном объеме. Если она придет слишком поздно, она может повлиять негативно на эффективность и точность принятых решений.
Право оперативного управления — ограниченное вещное право, на котором имущество может закрепляться за казенными предприятиями и учреждениями.
Под правом оперативного управления понимается право учреждения или казенного предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленных законом в соответствии с целями его деятельности, заданием собственника и назначением имущества (ст. 296 ГК РФ).
Субъектами права оперативного управления являются учреждения (частные, автономные, бюджетные) или казенное предприятие (как специальный вид унитарного предприятия), объектами — имущество, закрепленное собственником за казенными предприятиями и учреждениями, а также имущество, приобретенное в процессе их производственной деятельности.
Госрегистрация права. Поскольку право оперативного управления относится к вещным правам, то соответственно право оперативного управления недвижимостью возникает с момента его государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости (ст. 131 ГК РФ, п. п. 5, 6 ст. 1, ст. ст. 14, 15 и 18 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Пункт 1 статьи 297 ГК РФ устанавливает общее правило о том, что распоряжение переданным казенному предприятию имуществом осуществляется только с согласия собственника этого имущества.
Абзац 2 п. 1 ст. 297 ГК РФ устанавливает исключение из общего правила о распоряжении имуществом казенного предприятия только с согласия собственника. Это исключение относится к производимой предприятием продукции — она реализуется самостоятельно, если иное не установлено законом или иными правовыми актами. В противном случае реализация продукции была бы затруднена из-за необходимости получения согласия, что могло бы негативно повлиять на эффективность участия предприятия в гражданском обороте. Уставом казенного предприятия могут быть предусмотрены виды и (или) размер иных сделок, совершение которых не может осуществляться без согласия собственника имущества такого предприятия. Казенное предприятие вправе распоряжаться принадлежащим ему имуществом, в том числе с согласия собственника такого имущества, только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, предмет и цели которой определены уставом такого предприятия.
Согласно п. 2 ст. 297 ГК РФ порядок распределения доходов казенного предприятия устанавливается собственником его имущества. Более подробно отношения, связанные с распределением доходов казенного предприятия, регулируются подзаконными нормативными актами РФ и субъектов РФ.
Необходимо учитывать, что любое казенное предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с утвержденными в установленном порядке уполномоченным органом программой деятельности и сметой доходов и расходов. Доходы казенного предприятия от реализации производимой им продукции (работ, услуг) являются основой финансирования уставной деятельности предприятия. При недостаточности доходов предприятия для покрытия расходов, предусмотренных сметой доходов и расходов, уполномоченный орган осуществляет в установленном порядке финансирование целевых расходов, связанных с функционированием предприятия, ежеквартально по итогам отчетного периода.
Законодательное регулирование оперативного управления
Право оперативного управления регулируется Гражданским кодексом РФ. Ст. 296 ГК РФ устанавливает базовые признаки оперативного управления:
Оперативное управление — это своеобразная передача определенного имущества от собственника другому субъекту. Если классическое право собственности — это триада, которая включает в себя полное владение, пользование и распоряжение, то управление подразумевает ограниченные возможности субъекта.
Право называется оперативным по одной простой причине: имущество было передано с целью совершения определенных и конкретных действий. Как правило, сама деятельность организации по управлению контролируется собственником.
Управление доступно двум особым организациям: учреждениям и казенным предприятиям. Учреждения создаются в некоммерческих целях, казенные — в коммерческих, но со строго определенной задачей. Учреждения, по сравнению с казенными субъектами, обделены распоряжением — хозяин должен самостоятельно решать судьбу имущества.
Чем отличается право хозяйственного ведения от оперативного управления
Право хозяйственного ведения и оперативного управления в ГК РФ — это вещные права лиц, которые не являются собственниками.
Под правом хозяйственного ведения имеется в виду механизм, в рамках которого менеджмент государственного предприятия способен использовать имущество соответствующей фирмы в пределах, установленных законодательством и иными нормативными источниками.
Собственник компании, в которой действует механизм хозяйственного ведения — государство, имеет право:
В случае обнаружения собственником использования имущества в хозяйственном ведении не по назначению, он имеет право изъять его из основных фондов предприятия.
Главное отличие права хозяйственного ведения и оперативного управления в том, что субъектом первого механизма является руководство государственного предприятия. Во втором случае, круг возможных участников правоотношений, связанных с управлением имуществом, значительно более широкий.
Что такое оперативное управление недвижимостью
Согласно п. 1 ст. 296 Гражданского Кодекса РФ (далее – ГК РФ) учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
В соответствии с п. 1, 2 ст. 299 ГК РФ право оперативного управления возникает на основании акта собственника о закреплении имущества за учреждением, а также в результате приобретения учреждением имущества по договору или иному основанию.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в оперативном управлении учреждения, а также имущество, приобретенное учреждением по договору или иным основаниям, поступают в оперативное управление учреждения в порядке, установленном ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности
В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. В этой связи право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента их государственной регистрации.
Ст. ст. 297, 298 ГК РФ четко регламентирует пределы правомочий различных учреждений и казенных предприятий по распоряжению имуществом.
Так, казенное предприятие вправе отчуждать или иным способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия собственника этого имущества. Казенное предприятие самостоятельно реализует производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.
Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным этим учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Частное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность, только если такое право предусмотрено в его учредительном документе, при этом доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение частного учреждения.
Автономное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться недвижимым имуществом и особо ценным движимым имуществом, закрепленными за ним собственником или приобретенными автономным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, автономное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Автономное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение автономного учреждения.
Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом. Остальным имуществом, находящимся у него на праве оперативного управления, бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не установлено законом. Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующую этим целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах. Доходы, полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов имущество поступают в самостоятельное распоряжение бюджетного учреждения.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества. Казенное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 300 ГК РФ при переходе права собственности при переходе права собственности на учреждение к другому лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
Право оперативного управления имуществом прекращается по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК РФ, другими законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по решению собственника (п.3 ст. 299 ГК РФ).
Сущность оперативного управления и контроля за ходом производства
Оперативное управление производством (ОУП) — это координация и регулирование выполнения оперативно-календарных планов производства и производственных заданий в реальном времени. По своей сущности ОУП представляет собой деятельность по регулированию материальных и информационных потоков потоков на предприятии, координации использования оборудования и персонала, а также действия направленные на выявление текущих потребностей рынка и оптимизацию взаимодействия с клиентами.
Одной из главных функций оперативного управления является планирование. Оперативное планирование конкретизирует и обеспечивает выполнение заданий, установленных текущим планом. При этом уточняются объем и номенклатура продукции, подлежащей изготовлению в заданный период. Для каждого цеха и его подразделений устанавливаются месячные и декадные графики, производственные программы.
Особенности оперативного управления
Оперативное управление характеризуется рядом специфических особенностей:
- осуществляется непрерывно на всех этапах производственного процесса с целью достижения запланированных результатов;
- последствия наступают не только в конкретный момент осуществления управления, но также и в последующие периоды (причем это может также касаться того времени, когда срок действия договора на оперативное управление истек);
- имеет конкретную цель, без которой любые управленческие мероприятия и действия не несут никакого смысла (может выражаться как в денежных единицах, так и в показателях, касающихся производительности труда);
- является основой тактических и стратегических планов, представляя собой главный механизм претворения их в реальность.