Банкротство по заявлению налоговой
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Банкротство по заявлению налоговой». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для руководителей и собственников бизнеса причиной неплатежеспособности могут стать не только их личные налоговые долги, но и долги обанкротившихся организаций. Это называется субсидиарная ответственность.
Субсидиарная ответственность
Субсидиарная ответственность физического лица возникает при признании организации несостоятельной, когда ее имущества недостаточно для удовлетворения требований кредиторов. По таким долгам будут отвечать контролирующие должника лица — это те, кто в течение последних трех лет влияли на действия организации-должника.
К ним могут относиться:
- учредители;
- руководители;
- главный бухгалтер;
- и другие — конечные бенефициары бизнеса, а также родственники, знакомые директора и учредителей, на которых переписаны активы фирмы-банкрота.
Права налогового органа при осуществлении процедур банкротства — Ассоциация Юристов России
Процедура банкротства подразумевает, что все кредиторы могут на равных правах заявить свои требования к должнику. Не имеет значения, какой статус присвоен каждому из кредиторов. Очевидно, что частные лица наделены определенными преимуществами. Так, работники должника и залоговые кредиторы поддерживают с будущим банкротом специфические трудовые отношения.
В связи с этим, они обладают преимуществами перед остальными взыскателями. Они получили гарантии исполнения должником своих обязательств еще до начала процедуры банкротства. Незначительными привилегиями обладает и банк.
Например, он имеет возможность инициировать процедуру банкротства должника, исключая предварительное обращение в суд для удовлетворения своих требований по взысканию той или иной суммы.
Ситуация в современном мире складывается таким образом, что банкротное законодательство остро нуждается в немедленном реформировании. Все чаще в обществе и в законодательных кругах возникают разговоры о том, что необходимо наделить налоговые органы расширенными полномочиями.
Налоговая инстанция нуждается в дополнительных гарантийных обязательствах и правах.
В том числе, налоговая инстанция нуждается в новых полномочиях в плане приоритетного права выбора арбитражного управляющего, в первоочередном удовлетворении требований, а также в плане признания налоговой инстанции залоговым кредитором.
Следует отметить, что налоговая инстанция и ранее обладала определенными привилегиями. Они вытекали и из существующего законодательства в плане банкротства, и из практики его применения в современных реалиях. Некоторые из преимуществ нуждаются в более детальном рассмотрении.
Важно понимать, что реализация тех преимуществ, которыми наделена налоговая инспекция, неизбежно оказывает влияние на права иных кредиторов, участвующих в процедуре банкротства.
Особое значение имеет тот момент, за счет каких инструментов ФНС сможет получить расширенные полномочия, и насколько это реально.
Порядок налоговой проверки компании при процедуре банкротсва
Банкротство позволяет компании с наименьшими издержками решить бизнес-проблемы и, в частности, служит хорошим способом избавиться от проверки со стороны налоговиков. Ведь инициация процедур банкротства зачастую отбивает у налоговых органов желание проверять юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, ведь шансы взыскания недоимки не превышают и 5%.
Но не всем компаниям выпадает возможность спокойно обанкротиться, не привлекая излишнего внимания со стороны контролирующих инстанций.
Ведь действующее законодательство (ФЗ о несостоятельности и Налоговый кодекс) не содержат никаких запретов на инициацию в отношении юрлица ревизии.
На практике вероятность назначения налоговой проверки при банкротсве зависит от комплекса факторов.
Учитываются ли при личном банкротстве налоговые долги собственной организации?
В случае, если лицо привлекается к субсидиарной ответственности — да. И именно это часто становится основанием для признания несостоятельным самого гражданина.
Говоря просто, субсидиарная ответственность — это когда лицо отвечает своим имуществом не только по своим личным долгам, но и по долгам юридического лица, признанного банкротом, в котором во время его деятельности гражданин имел определенный статус. И необязательно для этого быть руководителем обанкротившегося бизнеса.
Так, к числу лиц, которые в случае банкротства организации могут быть привлечены к субсидиарной ответственности, относятся так называемые «контролирующие организацию-должника лица».
В число контролирующих должника лиц входят следующие, влиявшие на действия организации в течение последних 3 лет, лица:
- Учредители (собственники бизнеса);
- Руководители;
- Главный бухгалтер;
- Другие лица.
Процедура банкротства юридического лица с долгами: пошаговая инструкция 2020
Финансовая несостоятельность, имущественная недееспособность и отсутствие активов для погашения требований кредиторов обусловливают банкротство юридических лиц с долгами. Это непростая и длительная процедура, однако во многих случаях ей нет альтернативы. Банкротство является единственным законным способом избавиться от непосильных долгов и сохранить деловую репутацию.
Самостоятельно пройти все этапы без юридического сопровождения очень сложно, а во многих случаях нецелесообразно. Кредиторы заинтересованы в максимальном возврате долга, руководители компаний-должников – в финансовой безопасности и защите от привлечения к субсидиарной ответственности. Юридическая фирма «Нечаев и Партнеры» предлагает свои услуги, если компания не справляется со взаиморасчетами и давлением взыскателей, а ее управленцы рискуют репутацией, финансами и даже свободой.
Мы обеспечиваем профессиональную правовую поддержку, разрабатываем стратегию, подготавливаем документы, представляем интересы в суде и сопровождаем клиента на всех этапах.
Банкротство по инициативе налоговой. Часто ли ИФНС прижимают за долги в бюджет граждан и ИП
«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» — так гласит главный закон нашей Родины. Те, кто сомневаются, могут открыть 57 статью Конституции РФ и убедиться в этом лично.
А следить за тем, чтобы каждый гражданин, ИП или юридическое лицо исполняли свои обязанности по перечислению в бюджет обязательных платежей (своевременно и в полном объеме) государство уполномочило Федеральную налоговую службу.
Так вот, если вдруг кто-то из вышеперечисленных лиц, забудет исполнить свой «налоговый» долг, или намеренно решит обделить бюджет, то помните, что федеральная налоговая служба, с большой долей вероятности, это исправит. Да еще и сверху накинет: пени, штраф, уголовную ответственность. Чтобы в следующий раз не забывали.
А еще и подаст иск о вашем банкротстве, чтобы «впредь неповадно было».
Если среди ваших близких и знакомых есть злостные «уклонисты», то, возможно, их заинтересует информация о том, может ли налоговая подать на банкротство.
- спишутся вcе долги: по кредитам, МФО, услугам ЖКХ, распискам, налогам, штрафам и т.д.
- коллекторы и банки перестанут названивать вам
- все наложенные приставами аресты на ваше имущество будут сняты
Банкротство по инициативе налоговой
«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы» — так гласит главный Закон нашей Родины. Те, кто сомневаются, могут открыть 57 статью Конституции РФ и убедиться в этом лично.
А следить за тем, чтобы каждый Гражданин, ИП или юридическое лицо исполняли свои обязанности по перечислению в бюджет обязательных платежей (своевременно и в полном объеме) государство уполномочило Федеральную налоговую службу.
Так вот, если вдруг кто-то из вышеперечисленных лиц, забудет исполнить свой «налоговый» долг, или намеренно решит обделить бюджет, то помните, что федеральная налоговая служба, с большой долей вероятности, это исправит. Да еще и сверху накинет: пени, Штраф, уголовную ответственность. Чтобы в следующий раз не забывали. А еще и подаст Иск о вашем банкротстве, чтобы «впредь неповадно было».
Если среди ваших близких и знакомых есть злостные «уклонисты», то, возможно, их заинтересует информация о том, может ли налоговая подать на банкротство.
У вас долги больше 250 000 руб?
Списание долгов через банкротство под ключ
от 9 670 руб./мес.
(действуем на основании закона 127-ФЗ)
- спишутся вcе долги: по кредитам, МФО, услугам ЖКХ, распискам, налогам, штрафам и т.д.
- коллекторы и банки перестанут названивать вам
- все наложенные приставами аресты на ваше имущество будут сняты
Размер задолженности для инициации процесса банкротства налоговым органом
При процедуре банкротства налоговый орган имеет статус кредитора, то есть они также имеют право на участие в собрании кредиторов, а также вправе определять судьбу как имущества должника, так и его самого. Физлицо, коммерческая компания, налоговый орган или любой другой кредитор может осуществлять контроль деятельности арбитражных и финансовых управляющих, а также обжаловать из действие или бездействие.
Важно! Самым частым инициатором банкротства является налоговый орган (ФНС), который является уполномоченным органом в этой процедуре. Поэтому при проведении такой процедуры, налоговая консолидирует задолженность компании перед государственными внебюджетными органами и органами исполнительной власти.
300 000 рублей является порогом, достаточным для инициации процедуры банкротства. При этом суммируется совокупный долг компании по налогам, страховым взносам, а также иным обязательным платежам. Когда инициатором банкротства по налоговой задолженности выступает налоговый орган, то помимо подачи заявления в суд, инспекция также уведомляет государственные внебюджетные фонды, госведомства, а также запрашивает сведения по долгам этой компании. После этого полученные сведения направляют в судебный орган для того, чтобы общая задолженность была включена в реестр требований всех кредиторов.
Аналитика Публикации
Общие правила
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов при наличии задолженности, превышающей 300 000 рублей и не исполненной свыше трех месяцев. Это общее правило, которое позволяет кредитору обратиться с заявлением о признании должника банкротом.
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) содержит специальные нормы, позволяющие ФНС России инициировать процедуры банкротства. Обычному кредитору для обращения в суд с таким заявлением нужен вступивший в силу судебный акт. Налоговой службе достаточно решения инспекции о взыскании задолженности за счет денежных средств или иного имущества должника. При бесспорном взыскании налогов через 30 дней после принятия такого решения можно подавать иск. Если обязательные платежи взыскивают в судебном порядке, то право подать заявление о банкротстве возникает у ФНС России через 30 дней после вступления в силу решения суда.
Участие ФНС России в процедуре банкротства регулирует специальное положение (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.05.2004 № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве», далее – Положение). В соответствии с ним налоговики должны решить обращаться с заявлением о банкротстве или нет в срок от 30 до 90 дней с даты направления судебному приставу-исполнителю постановления о принудительном взыскании задолженности либо иного исполнительного документа.
Используйте в работе
Одним из признаков неплатежеспособности должника является размер суммарной задолженности по обязательным платежам – не менее 300 000 руб. В нее не должны входить требования по уплате НДФЛ. Дело в том, что они относятся ко второй очереди. А размер обязательств второй очереди не учитывают для определения признаков банкротства. Даже если налоговики учтут требования по уплате НДФЛ при расчете задолженности и полученная сумма позволит обратиться в суд с заявлением о введении процедуры наблюдения, им будет отказано (постановления АС Волго-Вятского округа от 14.03.2016 № Ф01-311/2016, от 16.10.2015 № Ф01-4117/2015).
Как отложить процедуру банкротства
Положением предусмотрены два основания, которые заставят налоговый орган отложить подачу заявления о банкротстве (п. 4 Положения).
Первое. Должник получит решение суда об отсрочке или рассрочке погашения долга.
Второе. Должник представит документы, которые докажут, что он намерен взыскать просроченную «дебиторку», ее размер превышает его налоговые долги, и приложит к ним график погашения задолжености. Обратите внимание, что судебный акт по взысканию «дебиторки», вынесенный в пользу компании-должника, сам по себе таким доказательством не является.
Пример
Компания-должник выиграла в суде дело о взыскании с контрагента дебиторской задолженности, которой хватает для погашения обязательств потенциального банкрота. Наличие судебного решения в пользу должника суд первой инстанции расценил как основание, позволяющее отказать ФНС России во введении процедуры наблюдения. Однако апелляция и кассация требования налоговиков поддержали. Они указали, что наличие судебного акта о взыскании с контрагента задолженности свидетельствует только о возможном поступлении денежных средств для погашения «дебиторки». Но вовсе не доказывает реальность такого взыскания (постановление АС Поволжского округа от 12.03.2015 № Ф06-20862/2013).
***
Указанные выше два основания помогут отложить процедуру банкротства на срок до 6 месяцев. Но если за это время должник не исполнит свои обязательства, то повторного отложения не будет. Исключение может быть сделано для стратегических предприятий или организаций оборонно-промышленного комплекса и только по решению Президента или Правительства РФ.
Если уполномоченный орган, несмотря на указанные основания, все-таки обращается с заявлением о признании должника банкротом, суд вправе вернуть заявление ФНС России до принятия к производству. Однако такой сценарий не слишком распространен, так как Закон о банкротстве не обязывает инспекцию указывать на наличие обстоятельств, позволяющих отложить подачу заявления. Чаще всего суд узнает о них уже в процессе рассмотрения заявления налогового органа. И это является самостоятельным основанием для отказа во введении процедуры несостоятельности либо для прекращения производства по делу о банкротстве (постановление ФАС Московского округа от 20.03.2014 № Ф05-1900/2014).
Другие причины, при которых ФНС России вправе либо отсрочить подачу заявления на срок до двух месяцев либо отказаться от инициирования процедуры банкротства, перечислены в п. 5 Положения. Подчеркнем – это именно право налоговой службы, но не обязанность.
Первая. Фирма обжалует решение инспекции о взыскании или действия должностных лиц в административном порядке или обратится в суд с требованием признать их незаконными при условии, что обжалование может привести к прекращению оснований для подачи заявления о признании должника банкротом.
Вторая. Налоговый орган получит информацию о восстановлении платежеспособности должника, т. е. обнаружит ликвидное имущество, либо руководитель должника или собственник имущества совершит действия, направленные на создание условий для погашения задолженности и т. д.
В случае же, когда у налоговиков нет информации об активах должника, достаточных для погашения судебных расходов по делу о банкротстве, они могут взять тайм-аут для поиска имущества. Тогда время на подачу заявления о банкротстве увеличивается до 1,5 лет.
Если у ФНС России нет сведений об имуществе должника, то, скорее всего, инспекция отложит подачу заявления о банкротстве, так как суды в настоящее время требуют, чтобы уполномоченный орган предоставил сведения об имуществе должника. Налоговый орган должен приложить к заявлению о признании должника банкротом доказательства наличия у него имущества. Это связано с обязанностью заявителя в делах о банкротстве возместить судебные расходы, а также выплатить вознаграждение арбитражному управляющему.
Обратите внимание!
Суд принимает в качестве доказательства наличия имущества должника:
— ответы Росреестра на запросы о зарегистрированной на должника недвижимости;
— справки из ГИБДД о транспортных средствах должника.
— ответы, иные документы, полученные в ходе проведения налоговым органом или службой судебных приставов-исполнителей действий по поиску имущества должника, на которое может быть обращено взыскание.
— доказательства, обосновывающие вероятность поступления в конкурсную массу имущества, вследствие привлечения лиц, несущих субсидиарную ответственность по обязательствам должника (подробнее о субсидиарной ответственности директора и учредителей читайте на стр. 48 – пример ред.)
***
Применительно к субсидиарной ответственности уполномоченный орган должен обосновать как наличие оснований, так и реальную возможность привлечения к ней конкретных лиц, например, директора или участника. В этом случае арбитражный суд примет заявление (постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 № 67, АС Западно-Сибирского округа от 06.10.2015 № Ф04-24871/2015).
Важно!
ФНС России не будет инициировать процедуру банкротства, если у должника недостаточно имущества для погашения налоговых обязательств.
***
Как видим, у руководителя компании есть инструменты, позволяющие отсрочить или не допустить банкротство. Главное при такой угрозе – получить дополнительное время для погашения налоговой задолженности.
Субсидиарная ответственность учредителей (участников) и руководителя налогоплательщика
Подтверждением действий должника-налогоплательщика не в интересах кредиторов и государства (бюджета) будут являться не только заключения арбитражного управляющего, но и вступившее в законную силу решение налогового органа.
В процедуре конкурсного производства, на собрании кредиторов уполномоченный орган несомненно проголосует за обращение в арбитражный суд с заявлением о привлечении руководителя и участников (учредителей) должника к субсидиарной ответственности. А рассматривая данное заявление, арбитражный суд обязательно проверит вышеуказанные мной сведения, в том числе содержащиеся в заключении о наличии признаков преднамеренного банкротства предприятия.
Результатом указанных мероприятий будет взыскание всего объема непогашенной налогоплательщиком задолженности с контролирующих его физических (иногда – юридических) лиц. Следует обратить особое внимание на то обстоятельство, что смена контролирующих должника лиц (купля-продажа долей, смена единоличного исполнительного органа, реорганизация компании в какой-либо форме и др.) не снимет ответственность с указанных лиц, т.к. к субсидиарной ответственности привлекаются именно те лица, в период осуществления функций которых и возникла задолженность.
Таким образом, в случае отсутствия своевременного юридического реагирования со стороны налогоплательщика, налоговый орган имеет все возможности для взыскания всего объема недоимки по налогам и сборам, штрафов и пеней с руководителя и участников предприятия-налогоплательщика. При этом, львиная доля принимаемых налоговиками решений не отвечает требованиям материального и процессуального законодательства и может быть отменена на начальных этапах путем подачи юристом по налоговым спорам грамотного заявления в арбитражный суд.
Роль отдела обеспечения процедур банкротства
Вы можете обратиться в ФНС России, отдел, занимающийся обеспечением процедуры банкротства, для получения максимальной информации по интересующим вопросам. Отдел обеспечения процедур банкротства в налоговой отличается работой в определенных направлениях и выполняет функции обеспечения всеми необходимыми документами. Сотрудники отдела ФНС России занимаются:
- подготовкой и сбором документов для реализации имущества должника;
- составлением документов для взыскания долгов;
- подготовкой всех необходимых бумаг для начала процедуры банкротства;
- проводит контроль над выплатами всех наложенных на лиц штрафов;
- осуществляет списание задолженностей, которые не могут быть оплачены;
- анализирует финансовое состояние предприятия и должника;
- составляет отчет о причинах возникновения задолженностей;
- подготавливает и направляет запрос о выплатах юридическим лицам;
- имеет право остановить все операции, выполняющиеся на счетах должника.
Для подачи заявления и необходимых документов для проведения процедуры признания неплатежеспособности могут быть организованы встречи с кредиторами, в том числе с территориальными налоговыми органами.
Какие действия предпринять если налоговая подала на банкротство
Должник представит документы, которые докажут, что он намерен взыскать просроченную «дебиторку», ее размер превышает его налоговые долги, и приложит к ним график погашения задолжености.
Обратите внимание, что судебный акт по взысканию «дебиторки», вынесенный в пользу компании-должника, сам по себе таким доказательством не является.
Пример Компания-должник выиграла в суде дело о взыскании с контрагента дебиторской задолженности, которой хватает для погашения обязательств потенциального банкрота.
Наличие судебного решения в пользу должника суд первой инстанции расценил как основание, позволяющее отказать ФНС России во введении процедуры наблюдения. Однако апелляция и кассация требования налоговиков поддержали. Они указали, что наличие судебного акта о взыскании с контрагента задолженности свидетельствует только о возможном поступлении денежных средств для погашения «дебиторки».
Что такое «налоговое банкротство»
Такого термина официально в законодательстве нет, но на практике его используют все чаще. Под ним понимают процедуру банкротства, начатую по обращению налогового органа.
Нередко ФНС в таких делах – основной или единственный кредитор. Отметим, что законодательство предусматривает ряд преимуществ для налоговой службы по сравнению с другими кредиторами:
-
срок подачи требований в конкурсном производстве можно продлить до полугода;
-
усложненный порядок пересмотра полученных ИФНС платежей в рамках обжалования сделок должника;
-
возможность заявлять о привлечении к субсидиарной ответственности руководителя должника, при условии, что более половины задолженности возникло в результате нарушений законодательства.
Назначается ли выездная проверка при банкротстве
В рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Налоговая поверка при проведении процедуры банкротства Коль скоро всеми вопросами будет заправлять арбитражный управляющий, дальнейшие действия может предпринимать либо он сам, либо нанятые им специалисты.На акт налоговой проверки можно написать возражения; решение налогового органа можно обжаловать в апелляционном (в УФНС) порядке, что увеличит срок вступления в силу, а в последствии, вступившее в силу решение можно обжаловать в судебном порядке, но в любом случае, вступившее в силу решение налогового органа это уже повод (если не пропущен срок) для включения в реестр кредиторов.
Банкротство по инициативе налоговой инспекции — условия
Как и при самостоятельном банкротстве, при инициации процедуры банкротства налоговой инспекцией должны быть соблюдены некоторые условия, которые дают право обращаться с подобным требованием.
По окончании моратория на банкротство налоговая может обращаться в суд с целью банкротства как физического, так и юридического лица. Сюда относятся также и индивидуальные предприниматели. Для того, чтобы налоговая могла инициировать процедуру банкротства, просрочка по оплате задолженности со стороны налогоплательщика должна составлять более 3 месяцев.
Как защититься от неправомерных требований налоговой до суда?
Также есть требование и к самой сумме долга. Чтобы ФНС могла обратиться в суд с требованием о банкротстве физического лица, его долг должен превышать 500 000 рублей. Если банкротить необходимо юридическое лицо — эта сумма должна быть не менее 300 000 рублей.
Если все вышеуказанные обстоятельства имеют место, налоговая инспекция вправе требовать банкротство должника.
В каких ситуациях налоговая может запустить проверку
Когда юридическое лицо инициирует проведение процедуры банкротства, это не дает 100% гарантии на получение или отсутствие проверки. Все зависит от того, соответствует ли производство установленным критериям и есть ли основания обратить на его деятельность внимание. Основными критериями, привлекающими Федеральную налоговую службу Российской Федерации, выступают:
- крупные разрывы между платежами компании в бюджет, если сравнивать их со средним значением в отрасли;
- составление и передача в налоговую отчетности, по которой видны явные убытки компании – продолжаться такое должно не менее двух периодов;
- уменьшение средней зарплаты сотрудникам по сравнению с другими производствами;
- полное игнорирование вопросов, поступающих от ФНС;
- быстрый старт реорганизации или ликвидации предприятия, не обусловленный спадом экономической деятельности;
- частые смены одного ФНС на другой без причины.
Инициируя процедуру банкротства и попадая под один или более из перечисленных критериев, организация может ожидать, что налоговая служба проявит личный интерес к происходящему.