Правовые основания проведения наружного досмотра сотрудниками полиции
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые основания проведения наружного досмотра сотрудниками полиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наряды милиции имеют право применять физическую силу, специальные средства и огнестрельное оружие только в случаях и порядке, предусмотренных Законом РСФСР «О милиции», а также в соответствии с Правилами применения специальных средств, состоящих на вооружении в органах внутренних дел РСФСР, утвержденными постановлением Совета Министров РСФСР от 3 сентября 1991 г. N455.
- О полиции : Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях : Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ.
- Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции : приказ МВД России от 29 января 2008 г. № 80.
- Об утверждении Наставления по организации физической подготовки в органах внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 01 июля 2017 г. №450.
- Рябинин Н.А. Досмотр как мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении // Вестник СибЮИ ФСКН России. 2015. Вып. №3 (20). С.33-40
Наряды милиции имеют право применять огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для защиты граждан от нападения, опасного для их жизни или здоровья;
2) для отражения нападения на сотрудника милиции, когда его жизнь и здоровье подвергаются опасности, а также для пресечения попытки завладения его оружием;
3) для освобождения заложников;
4) для задержания лица, застигнутого при совершении тяжкого прес– тупления против жизни, здоровья и собственности и пытающегося скрыться, а также лица, оказывающего вооруженное сопротивление;
5) для отражения группового или вооруженного нападения на жилища граждан, помещения государственных органов, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций;
6) для пресечения побега из-под стражи: лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления; лиц, в отношении которых мерой пресечения избрано заключение под стражу; лиц, осужденных к лишению свободы; а также для пресечения попыток насильственного освобождения этих лиц.
Наряды милиции имеют право, кроме того, использовать огнестрельное оружие в следующих случаях:
1) для остановки транспортного средства путем его повреждения, если водитель создает реальную опасность жизни и здоровью людей и отказывается остановиться, несмотря на неоднократные требования работника милиции;
2) для защиты граждан от угрозы нападения животных;
3) для предупреждения о намерении применять оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.
После получения задачи на обеспечение охраны общественного порядка и общественной безопасности при проведении массового мероприятия должна проводиться подготовительная работа, которая включает в себя:
– уточнение программы, места, времени и порядка его проведения, возможное количество и состав участников, а также наличие или отсутствие факторов, требующих запрещения на проведение массовой акции;
– осуществление совместно с организаторами и представителями заинтересованных ведомств комиссионного обследования места проведения массового мероприятия, определяется его пригодность к организации надлежащей охраны общественного порядка и принимаются меры к устранению недостатков;
– проведение рекогносцировки местности, в процессе которой изучаются особенности территории, маршрутов движения транспорта и пешеходов, определяются пункты сбора, порядок следования и размещения людей, места стоянки транспорта, необходимость изменений в организации движения транспорта и пешеходов, а также границы зон, секторов, участков, необходимое количество сил и средств, место размещения оперативного штаба, резервов.
Контроль, осуществляемый за организацией и несением ППС. Учет и оценка результатов деятельности ППСП.
Учет и оценка результатов работы подразделений ППСМ ведется в целях определения фактического состояния правопорядка на обслуживаемой территории, соответствия расстановки сил и средств оперативной обстановки на улицах, объектах транспорта и других общественных местах, а также обеспечения персональной ответственности сотрудников за выполнение поставленных задач. . Результаты несения службы нарядами ППСМ учитываются и оцениваются руководителями горрайлинорганов и командирами подразделений ППСМ ежедневно при подведении итогов за время несения службы. Учет работы ППСМ отражается в постовой ведомости, карточках индивидуального учета и анализируется с учетом оперативной обстановки ежемесячно. Деятельность подразделения ППСМ оценивается в соответствии с нормативными правовыми актами МВД России.
Контроль за организацией и несением службы нарядами подразделений ППСМ является одним из важных элементов укрепления исполнительской дисциплины, обеспечения высокой постоянной активности личного состава к выполнению служебных задач, а также средством обучения милиционеров непосредственно на посту и маршруте.
Контроль осуществляется путем проведения систематических проверок нарядов, во время которых устанавливаются: Соответствие расстановки и использования личного состава, технических средств принятому решению начальника горрайлиноргана внутренних дел и складывающейся оперативной обстановки, наличие нарядов на закрепленных постах и маршрутах. Четкость и оперативность управления нарядами, своевременность доведения до них информации об изменениях оперативной обстановки.Знание нарядами обстановки на территории поста, маршрута, выполняемой задачи, дислокации постов и границ маршрутов ближайших нарядов, способов связи с ними, а также своих прав и обязанностей. Качество несения службы нарядами и их активность в предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений.
Несение службы в составе мобильного взвода.
Мобильный взвод в составе полка, батальона, роты. Штатная численность мобильного взвода 25 единиц и более. Командир взвода Заместитель командира взвода Инспектор службы Инспектор патрульно-постовой службы милиции Милиционер, милиционер-водитель,милиционер-кинолог
Назначение и задачи ДЧ ОВД
ДЧ-призвана, обеспечить сбор данных об оперативной обстановки и незамедлительное реагирование на заявления, разбирательство с доставленными. Задачи-непрерывный круглосуточный сбор, переработка и передача информации об операт. Обстановки.реагирование на сообщения, адм. Правонарушения. Управление силами и средствами задействованными в ООП, организация разбирательства с гражданми и с задержанными
Организация работы ДЧ.состав суточ. наряда
начальник ДЧ, начальник смены, помощник начальника ДЧ, оперативный дежурный, помощник 02, дежурный по разбору с досьтавлеными.
Тактика действий служебных нарядов патрульно-постовой службы полиции по предупреждению и пресечению преступлений.
При выполнении повседневных задач на улицах и в других общественных местах сотрудникам ППС чаще, чем сотрудникам других подразделений полиции приходится иметь дело с уличными преступлениями. При получении сообщений о совершении преступлений и правонарушений, к их месту немедленно направляются ближайшие наряды ППС. Таким образом, сотрудники ППС первыми оказываются на месте происшествия и вступают в противоборство с преступниками.
Наряды полиции должны решительно пресекать преступные проявления, устанавливать и задерживать лиц, совершивших преступления, а также оказывать помощь оперативным сотрудникам ОВД, ведущим борьбу с преступностью.
В соответствии со статьей 217 Устава патрульно-постовой службы, патрульные и постовые наряды обязаны:
осуществлять в границах поста или маршрута наблюдение за местами наиболее вероятного совершения преступлений, возможного появления и укрытия разыскиваемых преступников, а также лиц, условно осужденных к лишению свободы и условно освобожденных из мест лишения свободы;
контролировать на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах в пределах своей компетенции соблюдение лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений;
своевременно предостерегать граждан от совершения противоправных действий, разъяснять им недопустимость антиобщественного поведения;
при получении информации о готовящемся преступлении немедленно докладывать начальнику или оперативному дежурному территориального органа внутренних дел и принимать меры к его недопущению;
при получении сведений от граждан о совершаемых или совершенных преступлениях установить и записать все установочные данные о заявителях, конкретное место совершения преступления, кем и против кого оно готовится или совершено и другую информацию, имеющую значение для раскрытия преступления, немедленно доложить об этом оперативному дежурному, начальнику территориального органа внутренних дел, принять меры к пресечению преступления, выявлению и задержанию лиц, готовящих преступление, оказанию помощи пострадавшим, установлению свидетелей и до прибытия следственно-оперативной группы обеспечить охрану места происшествия, неприкосновенность обстановки, сохранность следов и вещественных доказательств. По прибытии на место происшествия следственно-оперативной группы действовать в соответствии с указанием ее руководителя, о чем доложить оперативному дежурному;
выявлять по приметам путем личного сыска в районе маршрута патрулирования (поста) находящихся в розыске преступников, без вести пропавших, и других разыскиваемых лиц, уделяя особое внимание местам массового нахождения граждан;
оказывать содействие оперативным сотрудникам полиции в выявлении лиц, занимающихся взяточничеством, незаконной торговлей, противоправными операциями с валютными ценностями, хищениями, незаконным изготовлением, приобретением, хранением и сбытом оружия, взрывчатых материалов, наркотических средств и психотропных веществ, совершивших другие преступления;
при установлении фактов сбыта фальшивых денежных знаков и ценных бумаг немедленно принимать меры к задержанию сбытчика, выявлению свидетелей и докладывать об этом оперативному дежурному;
взаимодействовать со следователями, дознавателями, оперативными сотрудниками полиции и других подразделений органов внутренних дел по вопросам предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений в районе несения службы.
Отдельные организационно-правовые аспекты проведения наружного досмотра
Выше мы уже говорили, что деятельность ППС регулируется Приказом МВД №80. Данный приказ по сути состоит из двух частей: Устав ППС и организация деятельности ППС.
По сути их не так сложно разграничить между собой, Устав ППС идет приложением в Приказе и регулирует деятельность сотрудников в рамках осуществления их профессиональной деятельности. То есть, например, как патрулировать улицы, за чем нужно следить и т. д.
Другая же часть регулирует организационную основу органов. То есть как распределяются сотрудники по подразделениям, у кого какой статус, как формируются подразделения и др.
Это основной акт, на основе которого регулируется деятельность сотрудников ППС. Стоит учитывать и другие акты.
Прежде всего актом с наивысшей юридической силой является Конституция. Здесь наиболее общие правила, тем не менее сотрудники ППС не имеют права их нарушать и действовать прежде всего в соответствии с Конституцией.
Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности. Данные акты очень важны в том плане, что сотрудники понимают зачем им нужно следить. Если бы этих актов не было, то не было бы, например, запрета на курение в общественных местах, в связи с этим сотруднику ППС просто не за чем было бы следить и привлекать к ответственности.
Федеральный закон «О полиции», также довольно важный акт, так как сотрудники ППС являются прежде всего полицейскими. В данном законе есть как организационно-структурные моменты, так и процедурные, поэтом также важно соблюдение и этого закона.
Итак, выше мы определяли, что полномочия сотрудников ППС довольно широкие. Тем не менее бывают некоторые противоречивые случаи из практики, когда непонятно имеет ли сотрудник ППС на это право или нет.
В первую очередь разберем, что сотрудники ППС определенно имеют право на то, чтобы патрулировать улицы, предотвращать правонарушения, выписывать протоколы, задерживать лиц, нарушающих общественный порядок и др.
Таким образом, здесь, конечно же, не будет информации о том, что «я хулиганил на улице, сотрудники ППС меня остановили и привлекли к ответственности, можно ли что-то с этим сделать». Сотрудники ППС определенно имеют право на то, чтобы предотвращать нежелательные нарушения общественного порядка, для этого эта служба и создавалась.
Тем не менее стоит разобрать вопрос, когда компетенция ППС смешивается с сотрудниками других служб МВД. Наиболее похожей на ППС является ДПС, в связи с этим разберем некоторый случай их общей компетенции.
Итак, например, может ли сотрудник ППС остановить машину. Сотрудник ДПС, конечно же, может, хотя и там не всегда все так просто.
Если мы заглянем в Федеральный закон «О полиции», то поймем, что в некоторых ситуациях могут, так как там присутствует норма, по которой любой сотрудник полиции может остановить машину, если это входит в его обязанности.
Чтобы понять, что входит в обязанности ППС мы возвращается к Приказу МВД №80 и имеем следующее. Сотрудник ППС может остановить машину, когда есть подозрение что водитель находится в алкогольном или наркотическом опьянении. Также ППС имеет право разрешать некоторые дорожно-транспортные конфликты до прибытия ДПС. По сути компетенция здесь не такая широкая, но она есть, и в любом случае ППС может остановить машину до приезда ДПС. Также среди причин может быть подозрение на то, что автомобиль в розыске, было нарушены правила ПДД, вы нужны в качестве понятого (теоретически можете отказаться).
Таким образом, при смеси компетенций ППС определенно имеет право на то, чтобы остановить машину. Просто так они этого сделать не могут, но если вы что-то нарушили, то вы вполне можете быть остановлены. Привлечь к ответственности ППС сами вряд ли смогут, поэтому остановив вас они будут вызывать сотрудников ДПС. Это в некотором роде сотрудничество различных служб Министерства внутренних дел.
На конкретные сутки в соответствии с планом единой дислокации оформляется решением начальника органа внутренних дел, занесенным в постовую ведомость.
В решении определяются расчет сил и средств, расстановка нарядов подразделения ППСП, задействованных на обеспечение правопорядка.
На период выполнения конкретной задачи оформляется приказом, специальным планом обеспечения правопорядка, планом расстановки личного состава ППСП.
Основу деятельности подразделений ППСП составляет организация и несение патрульно-постовой службы на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.
При принятии решения по организации патрульно-постовой службы учитываются:
- Географические, социально-экономические особенности региона (города, района), численность, состав и движение коренного населения, приток иногородних и иностранных граждан и лиц без гражданства, характеристики улиц, места размещения и режим работы предприятий, организаций и учреждений, расположение объектов особой важности, жизнеобеспечения, разрешительной системы, банков, специальных учреждений органов внутренних дел.
- Плотность пассажиропотока на объектах метрополитена, железнодорожного, воздушного и водного транспорта с учетом сезонности (времени года).
- Количество, уровень, динамика и структура преступности, административных правонарушений, совершаемых на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах с учетом времени года, суток и метеорологических условий.
- Расстановка нарядов ППСП и ее соответствие реально складывающейся оперативной обстановке, система установленных технических средств (видеонаблюдения и «гражданин-полиция») на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах.
- Результаты работы нарядов, подразделений, участвующих в патрульно-постовой службе, а также обеспеченность личного состава вооружением, средствами связи, патрульным транспортом и их использование.
- Места скопления несовершеннолетних, в том числе состоящих на учете в территориальных органах МВД России (групп несовершеннолетних антиобщественного и иного характера).
Сотрудники подразделений ППСП при выполнении своих обязанностей в установленном порядке имеют право доступа к информации, содержащейся в учетах информационных центров УТ МВД России по федеральным округам, МВД по республикам, ГУ (У) МВД России по иным субъектам Российской Федерации.
Перед принятием решения о заступлении на службу начальник территориального органа МВД России на районном уровне и начальник полиции, командир подразделения ППСП в необходимых случаях проводят рекогносцировку на местности с участием своих заместителей, руководителей, командиров подчиненных и приданных подразделений, воинских частей внутренних войск МВД России. Во время рекогносцировки уточняются расчет и расстановка сил и средств, определяются расположение постов, маршрутов патрулирования, виды и состав нарядов, порядок и время несения службы, их особые обязанности, численность, размещение и задачи резерва.
Те, кто выступает за декриминализацию или легализацию, утверждают, что правительство должно заниматься вопросами, затрагивающими общее благо, и не стремиться регулировать мораль на индивидуальном уровне. Действительно, тот факт, что большинство игнорирует многие законы, скажем, об употреблении наркотиков, в странах, основанных на демократических принципах, должен побуждать правительства, избранные этим большинством, отменить законы. Неспособность сделать это просто подрывает уважение ко всем законам, включая те законы, которые должны и действительно должны соблюдаться. Действительно, при рассмотрении запрещенных видов деятельности практическая охрана всех этих преступлений потребует создания полицейского государства, вмешивающегося во все аспекты жизни людей, независимо от того, насколько частным, Маловероятно, что это применение власти будет принято, даже если история показала, что такое громкое правоприменение было эффективным. Запрет не помешал потреблению алкоголя, а нынешняя война с наркотиками дорогая и неэффективная. Те, кто выступает за декриминализацию, также указывают на опыт в тех странах, которые разрешают такие виды деятельности, как рекреационное употребление наркотиков. Существуют явные свидетельства снижения уровня злоупотребления психоактивными веществами и разрушительного поведения.
Приложение. Устав патрульно-постовой службы полиции
- Белов С.В., Водяная М.Ю. Наружный досмотр как мера личной безопасности сотрудника полиции // Актуальные проблемы административной деятельности полиции: Сб. материалов Всерос. науч.-практ. конф. Краснодар: Краснодар. ун-т МВД России, 2015. С. 338 — 343.
- Вопросы организации деятельности строевых подразделений патрульно-постовой службы полиции: Приказ МВД России от 29.01.2008 N 80 // Бюл. нормативных актов федер. органов исполнительной власти. 07.07.2008. N 27.
- Дубровин А.К. Наружный досмотр как норма материального права // Деятельность правоохранительных органов в современных условиях: Сб. материалов 20-й междунар. науч.-практ. конф. Иркутск: Вост.-Сиб. ин-т МВД России, 2015. С. 112 — 115.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ // СЗ РФ. 07.01.2002. N 1. Ст. 1.
- О полиции: Федер. закон от 07.02.2011 N 3-ФЗ // СЗ РФ. 14.02.2011. N 7. Ст. 900.
- Организация деятельности служб и подразделений полиции по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности: Учеб. / Под ред. В.В. Гордиенко. М.: ЮНИТИ-ДАНА; Закон и право, 2012. 463 с.
- Поезжалов В.Б., Черненко И.Н., Газизова О.В. Особенности несения службы нарядами полиции при охране общественного порядка: Учеб.-метод. пособие. М.: ДГСК МВД России, 2016. 96 с.
- Равнюшкин А.В. Наружный досмотр как мера личной безопасности сотрудника полиции // Юрид. наука и правоохранит. практика. 2017. N 3(41). С. 137 — 141.
В процессе работы, сотрудники полиции осуществляют наблюдение за оперативной обстановкой и выявление лиц, подозреваемых в совершении правонарушений, проверку у них документов, проводят физическое задержание правонарушителей, личный досмотр, доставляют задержанных в органы внутренних дел, другие учреждения полиции. При этом неизбежно возникают ситуации, с повышенным риском возможного нападения на сотрудников полиции, попыток завладения их табельным оружием. Анализ практики свидетельствует, что ошибки, допускаемые сотрудниками при осуществлении обязанностей по охране общественного порядка, послужили причиной неоправданных потерь среди личного состава подразделений полиции, привлекаемых для несения патрульно-постовой службы. В этих условиях актуальным является вопрос обучения сотрудников полиции приемам и методам несения службы по охране общественного порядка, наработанным опытом тактическим действиям в различных условиях.
Обращение к гражданам и проверка документов
Сотрудник полиции в любых условиях должен быть вежливым и тактичным с гражданами, обращаться к ним на «Вы», свои требования и замечания излагать в убедительной и понятной форме, не допускать споров и действий, оскорбляющих их честь и достоинство.
Патрульный (постовой) при обращении к гражданину должен поздороваться с ним, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину, и цель обращения. В случае обращения граждан патрульный (постовой), выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать и принять меры по их заявлениям, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
По требованию должностных лиц и граждан патрульный (постовой) обязан назвать свою фамилию, место работы и предъявить служебное удостоверение, не выпуская его из рук.
В разговоре с гражданами сотрудники полиции обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость и в своих действиях руководствоваться личными неприязненными чувствами.
Особенности тактики наблюдения и задержания нарядами лиц, подозреваемых в совершении преступлений
Действия по задержанию преступников и лиц, подозреваемых в совершении преступлений, требуют от сотрудников полиции соблюдения законности, высокой бдительности, решительности; выдержки, умения быстро ориентироваться в обстановке. Неверные действия по проведению задержания правонарушителя может повлечь самые негативные и непредсказуемые последствия. Чаще всего правонарушители и преступники оказывают сопротивление при их задержании сотруднику, осуществляющему одиночное пешее патрулирование. Вероятность сопротивления значительно уменьшается, если в состав патруля входят два и более сотрудника.
Наблюдение в ходе несения службы, осуществляется в целях установления признаков совершенных и подготавливаемых правонарушений, а также лиц представляющих потенциальную опасность для окружающих.
Путем наблюдения могут быть выявлены правонарушители, их намерения, связи, способы подготовки, маскировки и совершения преступлений. Наблюдение приносит положительные результаты, если сотрудник полиции знает особенности обслуживаемой территории, время, виды и места совершения правонарушений.
Внимательный сотрудник полиции после определенных тренировок овладевает навыками выявления правонарушителей, по манере поведения, внешнему виду лиц, выбирающих подходящие объекты для совершения преступлений.
Патрульный (постовой) при выявлении подозрительных лиц устанавливает за ними наблюдение, не привлекая к себе внимания.
Принимая решение о задержании и доставлении гражданина в полицию, он должен четко уяснить правомерность своих действий, учесть свои возможности, наметить план задержания, определить наиболее удобный момент и тактический прием задержания.
Особенности тактики досмотра и доставления задержанных в ОВД
Перед доставлением в ОВД, лицо, подозреваемое в совершении правонарушения досматривается в целях обнаружения орудий преступления, оружия и предметов, которые могут быть использованы для причинения вреда жизни и здоровью сотрудникам полиции и окружающим. В исключительных случаях при наличии достаточных оснований, личный досмотр может быть осуществлен без понятых.
В зависимости от обстоятельств наружный осмотр одежды и вещей, находящихся у задержанных, производится немедленно или в более удобный момент, когда можно получить помощь от других сотрудников полиции или граждан.
Сотрудник полиции, проводящий наружный досмотр задержанного, должен быть подстрахован товарищем. Страхующий, внимательно следит за ходом досмотра, находясь примерно в 5 шагах с табельным оружием, готовым к применению. Для проведения досмотра необходимо потребовать от задержанного встать лицом к стене (автомобилю, забору, дереву и т.п.) под углом и опереться руками. Широко расставить ноги и находиться как можно дальше от точки опоры, что позволит сохранять равновесие только с одновременной опорой на все конечности. Сотрудник полиции с соблюдением необходимых мер предосторожности, находясь сбоку (слева или справа), проводит досмотр методом ощупывания «сверху вниз», при этом свою ногу ставит за ногу досматриваемого, для проведения «подсечки» на случай оказания сопротивления. Поиск оружия и других опасных предметов проводится в первую очередь в традиционных местах ношения: подмышками, вокруг пояса, в местах нахождения наружных и внутренних карманов одежды. Затем осматриваются головной убор, предплечья, спина, промежности, ноги, обувь. Проверяются также все изъятые у досматриваемого предметы: сумка, портфель, находящиеся в них вещи и документы.
Существуют и другие способы досмотра: правонарушитель в положении стоя на коленях, лежа на животе руки за голову.
Запрещено правонарушителям самим доставать и предъявлять для осмотра вещи из карманов одежды.
В целях пресечения оказания сопротивления на задержанного целесообразно надеть наручники. При их отсутствии применяются подручные средства (веревка, ремень).
Тактика осмотра мест возможного укрытия преступников
Наряды полиции во время несения службы обязаны осматривать расположенные на маршрутах (постах) места возможного укрытия преступников и других правонарушителей подвалы, чердаки, нежилые строения, парки, скверы, строящиеся здания, отстойники на вокзалах и станциях и т. п.
Осмотр мест возможного укрытия преступников производится не менее чем двумя сотрудниками ОВД, а в необходимых случаях с использованием служебной собаки. К осмотру могут привлекаться работники жилищно-коммунального хозяйства, охрана, коменданты, представители общественности.
Если имеются данные о том, что в местах, подлежащих проверке, укрываются вооруженные лица, старший наряда докладывает об этом дежурному и действует по его указанию. При осмотре мест возможного укрытия преступников старший наряда обязан предварительно выяснить расположение объекта, его планировку, наличие входов и выходов, скрытых подходов, определить обязанности наряда, обратить их внимание на необходимость соблюдения мер предосторожности и личной безопасности в процессе осмотра.
Все участники осмотра действуют только по команде старшего наряда. Какие-либо самовольные действия категорически запрещаются. Подход к намеченному объекту должен производиться без шума, разговоры и курение не допускаются. Команды подаются тихим голосом или специально установленными сигналами. Перед осмотром объекта наряд полиции обязан проверить готовность оружия к действию. При проникновении внутрь объекта необходимо принять меры предосторожности от возможного нападения. Если нельзя незаметно проникнуть в помещение, то предварительно подается команда: «Кто здесь, выходи!»
Запрещается входить в помещение одновременно всей группе наряда через один вход.
Особенности тактики действий нарядов на месте происшествия
На месте совершения преступления наряды обязаны:
-
принять решительные меры к пресечению преступления;
-
организовать преследование и задержание преступников;
-
оказать помощь потерпевшим, при необходимости вызвать скорую помощь;
-
по возможности установить свидетелей (очевидцев);
-
обеспечить охрану места происшествия;
-
доложить о происшедшем дежурному и действовать в соответствии с его указаниями.
Последовательность действий зависит от характера, совершенного преступления, состава наряда и других обстоятельств. Главная их задача — лишить преступника (преступников) возможности продолжить противоправные действия и его (их) задержание.
К гражданам, оказавшимся на месте происшествия, наряд обращается с просьбой оставаться на месте и не предпринимать никаких самовольных действий, по документам устанавливает их личность, записывает фамилии, имена, отчества, домашние адреса, места работы и номера телефонов; выясняет число преступников, их внешний вид, приметы, направление, в котором они скрылись, и какими транспортными средствами пользовались, их номера и особые приметы, какие изменения произведены в обстановке места происшествия, кем и с какой целью.
В ситуациях, когда преследуемый вооруженный преступник, скрылся в подъезде жилого дома или каком-либо строении, нельзя безрассудно кидаться за ним вслед. Необходимо принять все меры по блокированию помещения, взять под контроль возможные выходы и немедленно запросить помощь. Поскольку обстоятельства иногда вынуждают немедленно приступить к поиску скрывающегося в помещении преступника для обеспечения безопасности сотрудникам, надлежит неукоснительно придерживаться следующих правил:
-
источник света держать в вытянутой в сторону от корпуса руке;
-
не останавливаться в проеме двери или на фоне окон;
-
не выходить сразу в центр помещения;
-
максимально использовать имеющиеся прикрытия (мебель, прилавки и т.п.);
-
оружие держать готовым к немедленному применению.
Правовое регулирование
Выше мы уже говорили, что деятельность ППС регулируется Приказом МВД №80. Данный приказ по сути состоит из двух частей: Устав ППС и организация деятельности ППС.
По сути их не так сложно разграничить между собой, Устав ППС идет приложением в Приказе и регулирует деятельность сотрудников в рамках осуществления их профессиональной деятельности. То есть, например, как патрулировать улицы, за чем нужно следить и т. д.
Другая же часть регулирует организационную основу органов. То есть как распределяются сотрудники по подразделениям, у кого какой статус, как формируются подразделения и др.
Это основной акт, на основе которого регулируется деятельность сотрудников ППС. Стоит учитывать и другие акты.
Прежде всего актом с наивысшей юридической силой является Конституция. Здесь наиболее общие правила, тем не менее сотрудники ППС не имеют права их нарушать и действовать прежде всего в соответствии с Конституцией.
Уголовный кодекс и Кодекс об административной ответственности. Данные акты очень важны в том плане, что сотрудники понимают зачем им нужно следить. Если бы этих актов не было, то не было бы, например, запрета на курение в общественных местах, в связи с этим сотруднику ППС просто не за чем было бы следить и привлекать к ответственности.
Федеральный закон «О полиции», также довольно важный акт, так как сотрудники ППС являются прежде всего полицейскими. В данном законе есть как организационно-структурные моменты, так и процедурные, поэтом также важно соблюдение и этого закона.
Заблуждение про чистоту и непорочность
Тут уместно светское высказывание о том, что весь мир. В общем, он достаточно сомнительного качества. Есть у этого высказывания и продолжение. И, надо сказать, что продолжение не является каким-то наветом или клеветой. Все именно так и обстоит.
Не стоит на это обижаться, правда не всегда приятна. Это факт. И правдорубов не любит ни одно общество. Любое общество готово жечь людей на кострах. Расстреливать пачками. Но не правду слушать. Или хотя бы допускать.
Но, понимая это высказывание. Вы приходите к кризису современных религий. Монотеистических религий. В особенности, ислама. Так как с христианством все давно уже понятно. У иудаизма тоже дела так себе, остались лишь ортодоксы. В остальном, евреи уже в массе своей, и гомосексуальные отношения не осуждают. И женщин налысо не бреют. Ушли, иными словами, от всего этого.
Так в чем же кризис ислама, спросит кто-то. Дело в том, что ислам, как религия, достаточно консервативен и традиционен. И даже в рамках серьёзной исламизированной страны. Где главенство религии как права. А не права, как религии. Тоже не все так целомудренно. Естественно, развращение происходит без остановки и каких-либо ограничений.
Грубо говоря, падут и исламские страны. С большой вероятностью. Мы просто переходим из мира модерна в постмодерн. Но и в таких сообществах, как исламские. Всегда человеческое стремление обходить двери через стены. Оказывается сильнее.
Поэтому, помимо фальшивых справок о девственности. Было изобретено еще много чего. Например, гименопластика.
Это уже высший пилотаж. Так как можно на время восстановить девственную плеву. А можно, навсегда. Да, эта операция сложнее. Но если стоит вопрос сноса чем-то головы. Или позора семьи. Что в странах исламских, вообще-то достаточно весомое явление. То почему бы и не пойти на более сложное вмешательство.
Опять-таки, в регионах, где таких операций не производят. Кстати, у нас есть такие регионы. Девицы все равно находят выход. Дело в том, что в теле женщины не одно отверстие. Которое используется для соитий. Ну, и как вы можете догадаться, там никаких действенных плев нет.
Формально, вроде бы женщина уже опозорена. Ну испорчена. С другой стороны, попробуйте доказать. Это ведь не девственная плева. ДНК экспертизу каждый день проводить разве что, с осмотром внутриполостным и забором мазков. Иными словами, не получится проконтролировать.
Вопрос № 2. В каких случаях, в соответствии с Уставом ППСП, наряд ППСП может временно оставить маршрут (пост)?
Ответ.Согласно п. 78 Устава ППСП наряд ППСП может временно оставить маршрут (пост) по указанию или с разрешения начальника территориального органа МВД России на районном уровне, его заместителей, оперативного дежурного территориального органа МВД России на районном уровне, инспектора-дежурного подразделения ППСП для:
предупреждения и пресечения преступления или административного правонарушения;
преследования скрывающихся преступников;
доставления в органы внутренних дел правонарушителей;
оказания помощи лицам, находящимся на улицах, объектах транспорта и в других общественных местах в беспомощном или опасном для жизни и здоровья состоянии;
принятия мер к ликвидации пожара или иного чрезвычайного происшествия, могущего иметь большие общественно опасные последствия;
охраны места происшествия;
получения неотложной медицинской помощи;
оказания содействия в выполнении служебных обязанностей другим нарядам полиции, представителям правоохранительных органов.
Об оставлении маршрута (поста) наряд ППСП незамедлительно докладывает оперативному дежурному по территориальному органу МВД России на районном уровне.
Вопрос № 3. Что, в соответствии с Уставом ППСП, запрещается во время несения службы наряду ППСП?
Ответ. Согласно п. 80 Устава ППСП во время несения службы наряду ППСП запрещается:
спать, отвлекаться от службы;
нарушать правила радиообмена, вести неслужебные разговоры по телефону;
заходить без служебной необходимости в жилые дома, столовые, магазины, клубы, рестораны и другие помещения;
оставлять маршрут (пост), кроме случаев, указанных в пункте 78 Устава ППСП.
Задача № 1. К сотрудникам ППСП обратились граждане и попросили их задержать нарушителей общественного порядка. Сотрудники ППСП задержали двух нарушителей, за совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.1 КоАП РФ (мелкое хулиганство) и приняли решение доставить их в территориальный отдел полиции, расположенный в районе дислокации соседнего поста. На доставление пешим порядком ушло около 40 минут. О временном оставлении поста сотрудники ППСП никому не докладывали.
Оцените действия наряда в соответствии с требованиями Устава ППСП?
Решение. Действия сотрудников ППСП не правильны, так как в данной ситуации согласно п. 78.3 Устава ППСП наряд ППСП может временно оставить пост для доставления в ОВД правонарушителя только по разрешению или указанию начальника ОВД, его заместителей, оперативного дежурного ОВД, инспектора-дежурного подразделения ППСП, что не было ими сделано.
Задача № 2. Наряд ППСП в вечернее время нес службу в парке культуры и отдыха. Проходя по аллее парка, он услышал один продолжительный сигнал полицейского свистка, подававшийся с соседнего поста.
Что должны сделать сотрудники ППСП в этой ситуации?
Решение. Услышав один продолжительный сигнал полицейского свистка, что согласно п. 75.1 Устава ППСП означает «Задерживай!», полицейские должен усилить внимание и принять меры к обнаружению и задержанию лиц, пытающихся уйти от преследования (п. 76 Устава ППСП).
Задача № 3. Наряд ППСП заступили на охрану общественного порядка по маршруту, на территории которого расположен лесной массив. Проходя по маршруту, около лесного массива, наряд услышал два коротких сигнала полицейского свистка.
Как должны действовать сотрудники ППСП?
Решение. Сотрудники ППСП, услышав два коротких сигнала, что согласно п. 75.2 Устава ППСП означает «На помощь, ко мне!», должны ответить одним коротким сигналом и немедленно направиться к месту вызова для оказания помощи (п. 76 Устава ППСП).
Действия патрульно-постовых нарядов по охранЕ общественного порядка и обеспечению общественной безопасности
Задача № 1. Граждане сообщили наряду ППСП о том, что на автобусной остановке упала женщина и потеряла сознание. Старший наряда сказал, что в данном случае гражданам необходимо обратиться в службу скорой медицинской помощи, после чего наряд продолжил патрулирование.
Что запрещено сотрудникам?
По сотрудникам ППС люди судят и о работе полиции в целом, поэтому на них лежит особая ответственность. Работники патрульно-постовой службы должны быть образцом защитников правопорядка, которые внушают доверие, но при этом являться реальной угрозой для нарушителей закона.
В первую очередь, сотрудники патрульно-постовой службы должны соблюдать Устав, не превышать полномочий и строго следовать букве закона. Во время несения службы сотрудникам ППС запрещается:
- передавать или предъявлять кому-либо свое табельное оружие (кроме лиц, которым они подчиняются);
- спать, отвлекаться, заниматься посторонними делами;
- вести неслужебные разговоры по телефону, не соблюдать правила радиообмена;
- без служебной необходимости заходить в жилые дома, клубы, рестораны, магазины и др.;
- оставлять пост или маршрут патрулирования без ведома руководства.
ответы ТСП РЯД / ответы по теме 10 / 67. Порядок и тактические действия сотрудников полиции при проведении личного досмотра граждан. (2)
67. Порядок и тактические действия сотрудников полиции при проведении личного досмотра граждан.
Личный досмотр как мера административного предупреждения имеет своей целью предупреждение граждан от совершения каких-либо действий, которые могут привести к несчастному случаю, чрезвычайной ситуации или предупреждение, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений. В отличие от личного досмотра как меры административно-процессуального обеспечения он не связан с уже совершенным правонарушением и носит ярко выраженный профилактический характер. Это осмотр граждан в аэропорту, перед спортивно-массовыми мероприятиями и т. д. Основанием для проведения личного досмотра в данном случае будут являться установленные правила полетов и т. п. Какое-либо документирование личного досмотра в таких случаях не предполагается за исключением случаев выявления в ходе досмотра преступлений или административных правонарушений.
По окончании лицо, производящее досмотр, в присутствии понятых и досматриваемого лица зачитывает протокол вслух и, удостоверившись, что со стороны понятых или досматриваемого лица заявлений и дополнений не поступило, делает в протоколе соответствующую запись.
Совершение лицом административного правонарушения
При наличии данных, что у лица находятся орудия преступления и иные предметы или документы, имеющие значение для уголовного дела
Совершение лицом какого-либо правонарушения при доставлении его в полицию
В присутствии понятых, без нарушения конструктивной целостности
В присутствии понятых, по постановлению следователя, дознавателя, с санкции суда
Проводится без участия понятых, без составления протокола, не имеет доказательного значения
Обнаружение орудий или предметов административного правонарушения
Обнаружение орудия преступления и иных предметов или документов, имеющих значение для уголовного дела
Обнаружение предметов, которыми могут быть причинены телесные повреждения сотруднику полиции или оказано сопротивление
Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице, осуществляются должностными лицами, указанными в ст. 27.2, 27.3 КоАП РФ. Т. е. должностными лицами, уполномоченными производить доставление, задержание. Указанное положение содержится в ч. 2 ст. 27.7 КоАП РФ. Предусмотрен следующий порядок досмотра:
Разъяснить лицу основания административного досмотра.
Предложить лицу предъявить документы, вещи и другие предметы, являющиеся орудием совершения административного правонарушения или предметом административного правонарушения.
Личный досмотр осуществляется лицом одного пола.
Пригласить двух понятых, удовлетворяющих следующим условиям:
один пол с досматриваемым лицом;
не заинтересованные в деле;
в трезвом состоянии;
не входят в состав наряда, производящего досмотр.
Досмотр проводить в помещении, исключающем доступ посторонних и отвечающем правилам санитарии и гигиены.
При досмотре обеспечить:
безопасность досматриваемого лица;
запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.
Досмотр вещей, находящихся при физическом лице, проводить в присутствии 2-х понятых. При этом досмотр вещей, находящихся при физическом лице (ручной клади, багажа, орудий охоты и рыбной ловли, добытой продукции и иных предметов), осуществляется уполномоченными на то должностными лицами.
В случае необходимости применяются фото- и киносъемка, видеозапись, иные установленные способы фиксации вещественных доказательств, о чем делается запись в протоколе о досмотре.
О личном досмотре, досмотре вещей, находящихся при физическом лице, составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе о доставлении или в протоколе об административном задержании.
Изъять вещественные доказательства правонарушения.
Факт изъятия предметов, вещей, документов оформить административным протоколом изъятия в 2-х экземплярах (один передать лицу, подвергнутому досмотру) или сделать запись в протоколах.
Составленные документы и изъятое, а при необходимости и досмотренное лицо, доставить в дежурную часть ОВД.
Осмотр женщины должна проводить женщина. До прибытия сотрудницы полиции на подозреваемую женщину можно надеть наручники. Исключением являются случаи, когда точно известно, что обыскиваемая может осуществить вооруженное нападение (например, женщина подозревается в совершении или подготовке террористического акта).
Затем сверху вниз тщательно обследовать головной убор, верхнюю одежду, пальто, пиджак, брюки, обувь осматриваемого. При необходимости можно предложить ему расстегнуть пальто (снять). Следует аккуратно прощупать тело, одежду, так как одного касания недостаточно, чтобы обнаружить спрятанное.
Осматривать одежду и обувь следует с осторожностью, чтобы не повредить руки лезвием, бритвой, шилом и другими острыми предметами.
В отдельных случаях, когда есть основания полагать, что орудия преступления могут быть тщательно замаскированы в предметах обихода, украшениях (в авторучках, тростях, зонтах, кольцах, зажигалках, обуви) или прикреплены на резинке к одежде или телу, осмотр проводить особо внимательно.
О проведении осмотра сделать запись в рапорте, где подробно указать, что обнаружено и кому переданы обнаруженные вещи, документы, ценности. Если ничего не изымалось, в рапорте производится соответствующая запись.
При проведении осмотра необходимо внимательно осматривать (прощупывать) всю одежду задержанного. Опытные преступники специально готовят свою одежду для укрытия запрещенных предметов.
Местами укрытия запрещенных предметов могут являться:
1. Одежда: карманы, замаскированные карманы в рукавах, на спине, в полах одежды, под подкладкой, в воротнике, под воротником, в головных уборах или под ними, в обуви, под стелькой, в каблуках и т.д.
2. На теле: в специальных поясах с карманами, в укрепляемых пакетах, в плоских флягах со спецкреплениями, в естественных полостях тела, под бинтами, в т. ч. окровавленными, пластырями и т. д.
3. В вещах: в потайных карманах, в двойном дне, стенках, крышке, в термосах, в пакетах из-под молока, в книгах (между листов, специально вырезанных) и т. д.