Отдельные платёжные поручения по налогам в 2023 году: ответ ФНС
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отдельные платёжные поручения по налогам в 2023 году: ответ ФНС». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемая статья устанавливает, какие именно доходы подлежат зачислению в бюджеты соответственно Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Комментарий к ст. 146 БК РФ
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 20.02.2014 N 02-08-09/7117 обращено внимание на то, что в силу положений пункта 13 статьи 6 Федерального закона от 02.12.2013 N 321-ФЗ «О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 г., поступают в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
На основании вышеизложенного поступления по коду вида доходов бюджетов «Страховые взносы на обязательное медицинское страхование неработающего населения, зачисляемые в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования (за расчетные периоды, истекшие до 1 января 2012 года)» подлежат зачислению в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Налоги и отчеты ИП на НПД
НПД — налог на профессиональный доход. Это специальный режим для самозанятых граждан. На этом режиме могут работать индивидуальные предприниматели и физлица. Физических лиц в этом случае называют самозанятыми.
Налоги. Это самый простой режим. ИП платят только налог на профессиональный доход:
Срок уплаты — каждый месяц до 25-го числа.
Это единственный режим для предпринимателей, где нет обязанности платить фиксированные страховые взносы. Правда, ИП может перечислять их добровольно.
В апреле фотограф провел несколько съемок:
— снимал свадьбы и портретные фотосессии для физлиц, на этом заработал 80 000 ₽, налоговая ставка — 4%;
— провел фотосессию для сотрудников компании, компания оплатила 50 000 ₽, налоговая ставка — 6%.
Фотограф заплатит налог: (80 000 ₽ × 4% + 50 000 ₽ × 6%) = 6200 ₽.
У всех самозанятых есть налоговый вычет 10 000 ₽, налоговая применяет его автоматически. Пока действует вычет, самозанятый платит каждый месяц:
Налоговый вычет дается один раз в жизни самозанятого и действует до тех пор, пока его общая сумма не достигнет 10 000 ₽.
Отчетность ИП на НПД. Самозанятые вообще не сдают отчетность. Деклараций у них нет: ИП вносит доходы в приложение, а налоговая по ним рассчитывает налог и каждый месяц присылает квитанцию. Сотрудников нанимать запрещено, поэтому зарплатной отчетности тоже не бывает.
Страховые взносы федеральный или региональный бюджет
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу.
Как видно, далеко не все налоги остаются в распоряжении того региона, где они были собраны. Действующая налоговая политика такова, что значительные суммы сначала уходят федеральный в бюджет, а потом возвращаются в виде трансфертов в региональные и муниципальные бюджеты.
Общие изменения в отчетности
С 1 января 2023 года останется всего две формы отчетности:
- расчет по страховым взносам (РСВ) и
- единый отчет по сотрудникам.
Единый отчет заменит сразу четыре формы – СЗВ-ТД, СЗВ-СТАЖ, 4-ФСС, ДСВ-3. Фактически сведения о работниках будут передаваться те же самые, что и раньше, только уже в другой форме отчета. Причем подавать единый отчет нужно будет по частям с разной периодичностью. Так, например:
- часть единого отчета (вместо СЗВ-ТД), связанную с приемом на работу и увольнением, нужно будет, как и сейчас, подавать не позднее следующего рабочего дня;
- если же данные связаны с переводом на другую постоянную работу, подачей заявления о формате ведения трудовой книжки либо о предоставлении сведений о трудовой деятельности, их нужно будет сдавать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором наступило указанное событие;
- часть отчета о взносах на травматизм и допвзносах на накопительную пенсию (вместо 4-ФСС и ДСВ-3) будет представляться по окончании первого квартала, полугодия, девяти месяцев и года до 25-го числа следующего месяца.
Новый расчет по страховым взносам заменит СЗВ-М и действующий РСВ. Это будет отчет со сведениями о работниках и выплатах в их пользу:
- ежемесячно до 25-го числа нужно будет подавать сведения для персонифицированного учета и данные о заработке и начисленных взносах;
- а по итогам квартала, полугодия, девяти месяцев и года в отчет нужно будет включать общие суммы по облагаемой и необлагаемой базе, а также начисленные за отчетный период страховые взносы.
В связи с увеличением размера страховых взносов и предельной облагаемой базы планируется, что максимальный размер пособий вырастет к 2025 году в 1,5 раза.
Сейчас, напомним, максимальный размер пособия:
- по временной нетрудоспособности при стаже более 8 лет составляет 78 207 рублей за полный календарный месяц;
- по беременности и родам – 360 164 рубля за 140 дней;
- по уходу за ребенком до полутора лет – 31 282,82 рубля за полный календарный месяц. Если у работника заработная плата 150 000 рублей, то он мог бы получить пособие по уходу за ребенком около 60 000 рублей. Но законодатель для всех ограничил предельный размер пособия, независимо от того, какой размер зарплаты.
Новые изменения несколько улучшат ситуацию и работники, зарабатывающие выше среднего, смогут претендовать на более высокие суммы пособий (Таблица 3).
VI. Распоряжение положительным сальдо единого налогового счета
Положительное сальдо единого налогового счета формируется, если общая сумма денежных средств, перечисленных и (или) признаваемых в качестве ЕНП, больше денежного выражения совокупной обязанности.
Налогоплательщик может претендовать на зачет или возврат суммы положительного сальдо в порядке, установленном ст. 78 и 79 НК РФ, которые также изложены в новой редакции. Как для зачета, так и для возврата необходимо заявление налогоплательщика.
Зачет возможен, в частности:
- в счет исполнения обязанности другого лица по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов и (или) процентов;
- в счет исполнения предстоящей обязанности по уплате конкретного налога (сбора, страхового взноса).
- о возврате суммы излишне уплаченного (взысканного, подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений до 31 декабря 2022 года (включительно) налоговым органом не принято решение о возврате денежных средств;
- о зачете суммы излишне уплаченного (подлежащего возмещению) налога (сбора, страховых взносов, пеней, штрафа), поданные до 31 декабря 2022 года (включительно) налогоплательщиками, плательщиками сборов, страховых взносов и (или) налоговыми агентами, если в отношении таких заявлений налоговым органом до 31 декабря 2022 года (включительно) не принято решение о зачете.
При этом после 1 января 2023 года налоговые органы не рассматривают заявления (п. 8 ст. 4 Федерального закона от 14.07.2022 № 263-ФЗ):
Как распределяется налог на доходы физических лиц между бюджетами
Действие местных налогов регулируется НК РФ и нормативными актами, составленными на уровне муниципального образования. К таким налогам относятся земельный налог и налог на имущество физлиц. А с 2015 года в состав этой группы введен торговый сбор (закон от 29.11.2014 № 382-ФЗ).
О порядке и сроках уплаты торгового сбора читайте в материалах рубрики «Торговый сбор».
Обратите внимание! С 2021 года сроки уплаты транспортного и земельного налога стали едины, т.к. регламентированы на федеральном уровне. Местными и региональными властями они больше не утверждаются. Подробности см. здесь.
Средства, направляемые на оплату налогов, поступают в местные бюджеты.
Отличия налога от сбора заключается в следующем:
- Сбор взимается в связи с желанием плательщика обладать определенным правом (лицензией или разрешением). Например, торговый сбор (взимается только в Москве, т.е. это местный сбор) за право использовать объкты для торговли.
- Сборы носят разовый характер, а налоги уплачиваются периодически.
- Целью взимания сбора является компенсация дополнительных расходов бюджета, связанных с оказанием конкретному плательщику конкретных публично-правовых услуг.
Вид налога |
Налог |
Налогопла-тельщики |
Объект |
Ставки |
Федеральные налоги |
НДС Разобраться со сложными вопросами, возникающими при исчислении, уплате и формировании отчетности по этому налогу, поможет рубрика «НДС» |
Ст. 143 |
Ст. 146 |
Ст. 164 |
Акцизы Ответы на вопросы, какие товары являются подакцизными, каковы ставки налога, как заполнить декларацию, ищите в рубрике «Акцизы» |
Ст. 179 |
Ст. 182 |
Ст. 193 |
|
НДФЛ Как исчислить и удержать НДФЛ, какие вычеты и льготы применяются, как составить отчетность, смотрите в рубрике «НДФЛ» |
Ст. 207 |
Ст. 209 |
Ст. 224 |
|
Налог на прибыль В рубрике «Налог на прибыль» вы можете ознакомиться со всеми новостями, посвященными исчислению, уплате и представлению декларации по этом налогу |
Ст. 246 |
Ст. 247 |
Ст. 284 |
|
Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов |
Ст. 333.1 |
Ст. 333.2 |
Ст. 333.3 |
|
Налог на добычу полезных ископаемых |
Ст. 334 |
Ст. 336 |
Ст. 342 |
|
Водный налог В материалах рубрики «Водный налог» ищите информацию о перечне объектов обложения, нюансах расчета и уплаты налога, а также сроках его перечисления и размерах ставок |
Ст. 333.8 |
Ст. 333.9 |
Ст. 333.12 |
|
Госпошлина |
Ст. 333.17 |
Ст. 336.16 |
Ст. 333.19, 333.21, 333.23, 333.24, 333.26, 333.28, 333.30, 333.31, 333.32.1, 333.32.2, 333.32.3, 333.33 |
|
Региональные налоги |
Налог на имущество организаций О нюансах исчисления имущественного налога организациями можно прочитать в рубрике «Налог на имущество» |
Ст. 373 |
Ст. 374 |
Ст. 380 |
Транспортный налог О порядке расчета, возможных льготах, сроках уплаты транспортного налога вы узнаете из материалов нашей специальной рубрики «Транспортный налог» |
Ст. 357 |
Ст. 358 |
Ст. 361 |
|
Налог на игорный бизнес Особенности исчисления этого налога рассмотрены в рубрике «Налог на игорный бизнес» |
Ст. 365 |
Ст. 366 |
Ст. 369 |
|
Местные налоги |
Налог на имущество физических лиц |
Ст. 400 |
Ст. 401 |
Ст. 406 |
Земельный налог Из чего он складывается, кто должен его рассчитывать и уплачивать, читайте в материалах одноименной рубрики |
Ст. 388 |
Ст. 389 |
Ст. 394 |
|
Торговый сбор |
Ст. 411 |
Ст. 412 |
Ст. 415 |
С 2017 года в Налоговый кодекс введена гл. 34, в которой предусматривается уплата страховых взносов на пенсионное, медицинское, социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ). До 2017 года эти взносы уплачивались в бюджет Пенсионного фонда и Фонда социального страхования соответственно.
Плательщики страховых взносов приведены в ст. 419 НК РФ, объект налогообложения указан в ст. 420, а ставки взносов перечислены в ст. 425–430 НК РФ.
Ответы на вопросы, связанные с исчислением, уплатой и представлением отчетности по страховым взносам ищите в рубрике «Страховые взносы».
В какой бюджет зачисляется НДФЛ на физических лиц в 2019 году
С 2021 года установлено, что налоговые агенты обязаны выплачивать НДФЛ за своих сотрудников не позже дня, последующего за днем действительного получения дохода (зарплаты) и не позднее завершения месяца, в каком были выданы пособия, связанные с наступлением нетрудоспособности и отпускные.
- заработная плата при официальном трудоустройстве;
- оплата за работу, выполненную по договорам ГПХ;
- дивиденды;
- страховые выплаты;
- доходы, полученные от распоряжения имуществом;
- доходы от реализации недвижимости или иных ценных активов;
- иные доходы, обретенные от деятельности в России или за ее пределами (для резидентов).
Страховые взносы федеральный или региональный бюджет
Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу.
Как видно, далеко не все налоги остаются в распоряжении того региона, где они были собраны. Действующая налоговая политика такова, что значительные суммы сначала уходят федеральный в бюджет, а потом возвращаются в виде трансфертов в региональные и муниципальные бюджеты.
Страховые взносы ИП в 2022 году
Кроме того, ИП обязан перечислять за себя только два вида платежей – на пенсионное и медицинское страхование. А вот работодатель оплачивает не только пенсионное, медицинское, но и социальное страхование работников, а также страхование от профзаболеваний и травматизма на производстве.
- ОСНО – полученные доходы минус предпринимательские вычеты;
- УСН (независимо от объекта налогообложения) и ЕСХН – реализационные и внереализационные доходы без учёта расходов;
- ЕНВД — вменённый доход, рассчитанный по специальной формуле;
- ПСН — потенциально возможный годовой доход, указанный в региональном НПА.
Страховые взносы в 2022-2022 году для ИП
Вообще, сбор налогов направлен на положительные вещи, такие как: формирование и обеспечение государственного бюджета Российской Федерации. Оттуда же все деньги уходят далее на обеспечение и финансирование государственных и муниципальных организаций и учреждений, которые в свою очередь сами ведут поддержку тех самых изначальных налогоплательщиков.
Вся налоговая система России состоит из многочисленных разрозненных частей, которые сливаются в единый механизм. Там соседствуют и налоговые режимы, и авансовые платежи. Вот кстати, страховые взносы в 2022-2022 году для ИП и ООО — это очень тонкая тема, которая сильно выделяется из общей массы. Такие платежи не только присутствуют в каждой системе налогообложения, но и могут работать на абсолютно любых условиях. Именно поэтому хорошо было бы разобраться в самой сути этого понятия, а после и в тонкостях и аспектах взносов в ближайшее время.
Определены размеры фиксированных страховых взносов для ИП на 2021‑2023 годы
Примечание: с 2021 года изменился порядок уплаты и представления отчетности по страховым взносам, связано это с передачей контроля над страховыми взносами ФНС РФ и вступлению в силу новой главы 34 НК РФ «Страховые взносы».
Также, начиная с 1 января 2021 года была введена новая отчетность по форме СЗВ-СТАЖ, в которой отражаются сведения о страховом стаже застрахованных работников. Этот отчет нужно подавать в ПФР каждый год, в срок не позднее 1 марта следующего года.
Не меняются ставки и у страхователей, получивших статус, дающий право на применение пониженных тарифов. К примеру, статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, статус резидента свободного порта Владивосток и др. ( пп. 10-14 п. 1, пп. 4,5 п. 2 ст. 427 НК РФ).
Как вы помните, ранее в НК предусматривалось, что совокупный тариф в размере 30%, по которому исчисляют взносы большинство страхователей, будет действовать временно – в период с 2021 по 2021 гг. (ст. 426 НК РФ). А после указанного срока тариф взносов на ОПС должен был вырасти на 4% до 26%, а совокупный тариф – с 30% до 34% (пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2021). Однако законодатели передумали. И указанные основные тарифы взносов с 2021 года переходят из разряда временных в постоянные. В связи с этим в 2021 году применяются прежние тарифы (п. 2 ст. 425 НК РФ):
Об этом и пойдет разговор в статье. Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Мы узнаем о неточности и исправим её. Вам может быть интересно:. Есть ли предел у базы для начисления страховых взносов в году.
Это надо учитывать и при формировании платежных поручений и квитанций с учетом реквизитов Налоговой. Важно не ошибиться и с указанием КБК. Подробнее об этом — в таблице ниже. У этих обязательных выплат совершенно отличная правовая природа. Отчисления в фонды осуществляются в качестве страховых взносов на случай наступления определенного события, при котором будут производиться выплаты застрахованному лицу. Для медицинского страхования предельная база отчислений не устанавливается, таким образом, размер тарифа от нее не зависит.
Делают их в Фонд соцстраха. Ко второй группе относят взносы на пенсионное, медицинское и социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Размеры предельной базы по страховым взносам на год.
В ФСС тарифы страховых взносов ежегодно устанавливают сотрудники фонда. Они зависят от класса профессионального риска деятельности работодателя. Чиновники изменили правила, по которым назначают скидку по взносам на травматизм.
Как рассчитать облагаемую базу
Организации и ИП отдельно рассчитывают базу для каждого сотрудника и для каждого подрядчика. Облагаемая база рассчитывается нарастающим итогом с начала расчетного периода, который соответствует одному календарному году. Другими словами, базу определяют в течение периода с 1 января по 31 декабря текущего года, затем расчет облагаемой базы начинается с нуля. Базу определяют по истечении каждого месяца после начисления зарплаты.
Облагаемая база по взносам на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством не должна превышать предельную величину. Ее значение утверждено законом и ежегодно индексируется постановлением Правительства РФ. В 2015 году размер предельной базы составляет 670 000 руб. Это значит, что взносы начисляются до тех пор, пока облагаемая база работника не достигнет 670 000 руб. Выплаты сверх данной суммы от взносов освобождаются. Начиная с 2016 года, отсчет пойдет заново.
База по пенсионным взносам не лимитируется. Но для выплат, начисленных сверх предельной величины базы, предусмотрен пониженный тариф (см. ниже). Так, в 2015 году база по пенсионным взносами составляет 711 000 руб. После превышения этой суммы действует пониженный тариф.
База по взносам «на травматизм» также не лимитируется, причем пониженный тариф здесь не предусмотрен.
Итоговая величина взносов равна облагаемой базе, умноженной на соответствующий страховой тариф (ставку).
Определены размеры фиксированных страховых взносов для ИП на 2021‑2023 годы
Примечание: с 2021 года изменился порядок уплаты и представления отчетности по страховым взносам, связано это с передачей контроля над страховыми взносами ФНС РФ и вступлению в силу новой главы 34 НК РФ «Страховые взносы».
Также, начиная с 1 января 2021 года была введена новая отчетность по форме СЗВ-СТАЖ, в которой отражаются сведения о страховом стаже застрахованных работников. Этот отчет нужно подавать в ПФР каждый год, в срок не позднее 1 марта следующего года.
Не меняются ставки и у страхователей, получивших статус, дающий право на применение пониженных тарифов. К примеру, статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, статус резидента свободного порта Владивосток и др. ( пп. 10-14 п. 1, пп. 4,5 п. 2 ст. 427 НК РФ).
Как вы помните, ранее в НК предусматривалось, что совокупный тариф в размере 30%, по которому исчисляют взносы большинство страхователей, будет действовать временно – в период с 2021 по 2021 гг. (ст. 426 НК РФ). А после указанного срока тариф взносов на ОПС должен был вырасти на 4% до 26%, а совокупный тариф – с 30% до 34% (пп. 1 п. 2 ст. 425 НК РФ в ред., действ. до 01.01.2021). Однако законодатели передумали. И указанные основные тарифы взносов с 2021 года переходят из разряда временных в постоянные. В связи с этим в 2021 году применяются прежние тарифы (п. 2 ст. 425 НК РФ):
Об этом и пойдет разговор в статье. Дорогие читатели, если вы увидели ошибку или опечатку, помогите нам ее исправить! Мы узнаем о неточности и исправим её. Вам может быть интересно:. Есть ли предел у базы для начисления страховых взносов в году.
Это надо учитывать и при формировании платежных поручений и квитанций с учетом реквизитов Налоговой. Важно не ошибиться и с указанием КБК. Подробнее об этом — в таблице ниже. У этих обязательных выплат совершенно отличная правовая природа. Отчисления в фонды осуществляются в качестве страховых взносов на случай наступления определенного события, при котором будут производиться выплаты застрахованному лицу. Для медицинского страхования предельная база отчислений не устанавливается, таким образом, размер тарифа от нее не зависит.
Государственные внебюджетные фонды Российской Федерации
Внебюджетные фонды – это фонды денежных средств, образуемые вне федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, которые предназначены для реализации конституционных прав граждан и удовлетворения других общественных потребностей, не финансируемых из бюджета.
В России внебюджетные фонды впервые появились в 90-е гг. ХХ в. в условиях перехода на рыночную экономику и были созданы на федеральном, региональном и местном уровнях и, начиная с 1992 г., функционировало более двух сотен фондов с различным целевым назначением. В этот же период создаются и начинают функционировать государственные социальные внебюджетные фонды: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
С целью повышения контролируемости финансовых потоков на разных уровнях государством в середине 90-х гг. было принято решение о преобразовании всех внебюджетных фондов (кроме социальных) в целевые бюджетные фонды, а вступивший с 1999 г. в действие Бюджетный кодекс Российской Федерации определил закрытый перечень внебюджетных фондов на федеральном и региональном уровнях, при этом на местном уровне создание внебюджетных фондов не предполагалось. Также следует отметить, что Государственный фонд занятости населения Российской Федерации был упразднен в 2001 г.
В настоящее время в состав бюджетов государственных внебюджетных фондов входят бюджеты государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов. Бюджетами государственных внебюджетных фондов Российской Федерации являются:
- бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации;
- бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
- бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Бюджетами территориальных государственных внебюджетных фондов являются бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Правовые основы бюджетного процесса в отношении государственных внебюджетных фондов закреплены в законодательстве, в соответствии с которым к бюджетным полномочиям Российской Федерации относятся составление и рассмотрение проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, утверждение и исполнение указанных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением, составление, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение отчетов об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в соответствии с порядком, установленным федеральным законодательством. Аналогичные бюджетные полномочия в отношении бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов закреплены за субъектами Российской Федерации.
Проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов должны содержать показатели доходов и расходов. В случае внесения проекта бюджета государственного внебюджетного фонда с дефицитом также утверждаются источники финансирования дефицита бюджета.
Российским внебюджетным фондам присущи следующие особенности:
− функционируют на страховых принципах, поскольку их формирование происходит в рамках механизма обязательного социального страхования, правовую основу которого составляют Федеральный закон от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования», Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», Федеральный закон от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и др.
Специфика правового режима функционирования обязательного социального страхования обусловлена определенными социальными рисками, условиями выплаты страхового обеспечения в случае наступления страховых событий и особых взаимоотношений участников данной системы. С учетом этого расходы страховых фондов в той или иной степени носят предполагаемый характер (хотя их объем прогнозируется и планируется с применением специальных методик), поэтому страховые фонды требуют особого управления. Также следует отметить, что в отличие от прежней системы, пенсионные права граждан теперь зависят не только от стажа работы и заработка до 01.01.2002, но и страховых взносов после указанной даты;
− формируются за счет страховых взносов, имеющих налоговую природу.
С 2017 г. уплата страховых взносов регулируется 34 главой Налогового кодекса Российской Федерации, а контроль за правильным исчислением и полнотой выполнения обязательств плательщиками взносов осуществляет Федеральная налоговая служба России (ФНС);
− имеют форму бюджета, суть которого как формы денежного фонда ��аключается в том, что аккумулирование денежных средств в такие фонды и их использование производятся по особым правилам, установленным в бюджетном законодательстве. Поскольку государственные внебюджетные фонды предназначены для финансирования расходов Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, т. е. для исполнения расходных обязательств публично-правовых образований, они не могут формироваться в иной форме, нежели бюджет;
− формируются обособленно от других бюджетов бюджетной системы, что обусловлено указанными отличиями правового режима страховых фондов обязательного социального страхования: механизмом формирования указанных фондов, а также порядком исполнения страховщиками обязанностей по предоставлению страхового обеспечения;
− функционирование социальных внебюджетных фондов возможно только на федеральном и региональном уровне. Муниципальным образованиям Бюджетным кодексом Российской Федерации запрещено образовывать и формировать целевые внебюджетные фонды;
− правовой статус функционирования – закон, т. е. бюджеты фондов федерального уровня разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты территориальных фондов – в форме законов субъектов Российской Федерации;
− по каждому внебюджетному фонду Федеральным казначейством в учреждениях Банка России открывается единый счет для учета средств их бюджетов и осуществления операций по кассовым поступлениям и выплатам;
− расходование средств из фондов осуществляется по распоряжению Правительства или специально уполномоченного на то органа (Правление фонда);
− кассовое обслуживание исполнения бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов осуществляется органами Федерального казначейства;
− внешний контроль за исполнением бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Счетной палатой Российской Федерации.
Главными администраторами доходов внебюджетных фондов являются:
1) Федеральная налоговая служба (в части страховых взносов);
2) Федеральное казначейство (в части денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации;
3) Федеральная антимонопольная служба (в части денежных взысканий (штрафов) за нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, зачисляемых в бюджет внебюджетных фондов);
4) внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования) в части доходов от инвестирования временно свободных денежных средств в соответствии с законодательством Российской Федерации; и др.
Главными распорядителями бюджетных средств и главными администраторами источников финансирования дефицита бюджетов внебюджетных фондов выступают сами фонды.
Создание и функционирование социальных внебюджетных фондов связано с обязательным социальным страхованием, которое представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Основными принципами осуществления обязательного социального страхования являются:
- устойчивость финансовой системы обязательного социального страхования, обеспечиваемая на основе эквивалентности страхового обеспечения средствам обязательного социального страхования;
- всеобщий обязательный характер социального страхования, доступность для застрахованных лиц реализации своих социальных гарантий;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных страховых рисков и исполнение обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения страховщика;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- паритетность участия представителей субъектов обязательного социального страхования в органах управления системы обязательного социального страхования;
- обязательность уплаты страхователями страховых взносов;
- ответственность за целевое использование средств обязательного социального страхования;
- обеспечение надзора и общественного контроля;
- автономность финансовой системы обязательного социального страхования.