Исполнительный лист в учреждении: порядок обращения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Исполнительный лист в учреждении: порядок обращения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Комментируемая статья определяет особенности исполнения судебных решений, которые предусматривают обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных казенных учреждений.
Особенности исполнения судебных актов в отношении БУ и АУ.
О том, в чем заключается особенность исполнения судебных актов с 01.01.2011 в отношении БУ и АУ, получивших новый правовой статус, пойдет речь в настоящей статье.
В соответствии со ст. 318 АПК РФ судебные акты арбитражных судов приводятся в исполнение после вступления их в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном настоящим Кодексом и иными федеральными законами, регулирующими вопросы исполнительного производства.
Принудительное исполнение судебного акта производится на основании выдаваемого арбитражным судом исполнительного листа или иного исполнительного документа.
В соответствии с п. 3 ст. 319 АПК РФ исполнительный лист выдается после вступления судебного акта в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения. В этих случаях исполнительный лист выдается сразу после принятия такого судебного акта или обращения его к немедленному исполнению. Исполнительный лист выдается взыскателю или по его ходатайству направляется для исполнения непосредственно арбитражным судом. Исполнительный лист на взыскание денежных средств в доход бюджета направляется арбитражным судом в налоговый орган, иной уполномоченный государственный орган по месту нахождения должника.
Если судебный акт предусматривает обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, к исполнительному листу, направляемому судом по ходатайству взыскателя, должна прилагаться заверенная судом в установленном порядке копия судебного акта, для исполнения которого выдан исполнительный лист.
Законодательство РФ об исполнительном производстве основано на Конституции РФ и состоит из Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – Федеральный закон «Об исполнительном производстве»), Федерального закона от 21.07.1997 № 118-ФЗ «О судебных приставах» (далее – Федеральный закон «О судебных приставах») и иных нормативных актов, регулирующих условия и порядок принудительного исполнения судебных актов, актов других органов и должностных лиц.
Федеральный закон «Об исполнительном производстве» определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов Федеральной службой судебных приставов, банками и иными кредитными учреждениями, эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг, а также организациями, производящими должнику периодические выплаты.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона «Об исполнительном производстве» законные требования судебного пристава-исполнителя обязательны для всех государственных органов, органов местного самоуправления, граждан и организаций и подлежат неукоснительному выполнению на всей территории РФ.
Невыполнение законных требований судебного пристава-исполнителя, а также воспрепятствование осуществлению судебным приставом-исполнителем функций по исполнению судебных актов, актов других органов и должностных лиц влекут ответственность, предусмотренную законодательством РФ.
Органы, к которым взыскатель предъявляет исполнительный документ к исполнению
В соответствии с новым порядком исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ органами, осуществляющими исполнение судебных актов, были определены:
- орган Федерального казначейства (по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений);
- орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ (по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта РФ). Как правило, лицевые счета бюджетных учреждений открываются в финансовом органе субъекта РФ или по указанию финансового органа в органе Федерального казначейства;
- орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (по обязательствам муниципальных бюджетных учреждений). Как правило, лицевые счета бюджетных учреждений открываются в финансовом органе субъекта РФ или по указанию финансового органа в органе Федерального казначейства.
Общий признак, объединяющий указанные органы, — ведение и открытие этими органами лицевых счетов для бюджетных учреждений. Вместе с тем законодатель, руководствуясь признаком открытия лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств в территориальном органе Федерального казначейства, установил, что исполнительный документ предъявляется к исполнению по месту открытия лицевого счета бюджетного учреждения как получателя средств бюджета соответствующего уровня (ст. 254 БК РФ).
Вместе с установлением новых органов, обязанных исполнять судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, законодатель признал едиными для всего исполнительного производства правила, устанавливающие требования к исполнительным документам и порядок обжалования действий (бездействий) органов, осуществляющих исполнение судебных актов (ст. 242.1 БК РФ).
Порядок исполнения судебных актов
Несомненно, главной заслугой законодателя является определение в гл. 24.1 БК РФ порядка действий органов, осуществляющих исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Согласно ст. ст. 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ установлен следующий порядок действий указанных органов при предъявлении им к исполнению исполнительного документа.
Орган, которому предъявлен к исполнению исполнительный лист или судебный приказ обязан не позднее пяти рабочих дней после его получения направить должнику (бюджетному учреждению соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ) уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. Под органом в настоящем абзаце и далее по тексту следует понимать органы, которым в соответствии с гл. 24.1 БК РФ взыскатели предъявляют исполнительные документы к исполнению, а именно: орган Федерального казначейства (по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений); орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ (по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта РФ); орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (по обязательствам муниципальных бюджетных учреждений).
Если взыскатель не представит в орган всех требуемых документов или представит документы, не соответствующие установленным требованиям, а также если в течение пяти рабочих дней будет представлен должником, либо взыскателем, либо судом документ, отменяющий судебный акт, подлежащий исполнению, или взыскателем либо судом будет представлено заявление об отзыве исполнительного документа, орган возвращает исполнительные документы взыскателю без исполнения. Основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю без исполнения также является пропуск взыскателем срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Бюджетное учреждение в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года, а также платежное поручение на перечисление средств взыскателю.
Законодателем в новом положении об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ предусмотрена очередность погашения требований по исполнительному документу. В первую очередь исполнение таких документов осуществляется за счет средств лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником (бюджетным учреждением) в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Взыскание с бюджетной организации
Рычаги воздействия на бюджетное учреждение Как еще вы можете повлиять на ситуацию? Для начала, следить за действиями должника и казначейства: направлять запросы, писать письма. Если должник игнорирует сроки и, даже при наличии денег, отказывается вернуть долг, казначейство может приостановить все операции по счетам должника до тех пор, пока он не прекратит нарушать закон. Ваша задача – следить за сроками и вовремя потребовать у казначейства приостановления работы счетов должника.
Внимание
Если казначейство этого не сделает, вы вправе обжаловать его неправомерные действия в суд. Этот механизм стоит использовать в любой ситуации, когда вы чувствуете, что должник или казначейство бездействуют. Аналогичные жалобы можно подавать и в прокуратуру. Будет не лишним узнать, кто конкретно отвечает за работу с вашей задолженностью, и обжаловать действия именно этого сотрудника начальству.
В первом случае это будет Министерство Финансов РФ или соответствующие финансовые органы субъекта Федерации (муниципального образования). Во втором случае это будут органы казначейства. Служба судебных приставов не исполняет подобного рода исполнительные документы в силу действия принципа иммунитета бюджета от взысканий (статья 239 Бюджетного Кодекса РФ).
Органы, к которым взыскатель предъявляет исполнительный документ к исполнению
В соответствии с новым порядком исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ органами, осуществляющими исполнение судебных актов, были определены:
- орган Федерального казначейства (по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений);
- орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ (по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта РФ). Как правило, лицевые счета бюджетных учреждений открываются в финансовом органе субъекта РФ или по указанию финансового органа в органе Федерального казначейства;
- орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (по обязательствам муниципальных бюджетных учреждений). Как правило, лицевые счета бюджетных учреждений открываются в финансовом органе субъекта РФ или по указанию финансового органа в органе Федерального казначейства.
Общий признак, объединяющий указанные органы, — ведение и открытие этими органами лицевых счетов для бюджетных учреждений. Вместе с тем законодатель, руководствуясь признаком открытия лицевых счетов распорядителей и получателей бюджетных средств в территориальном органе Федерального казначейства, установил, что исполнительный документ предъявляется к исполнению по месту открытия лицевого счета бюджетного учреждения как получателя средств бюджета соответствующего уровня (ст. 254 БК РФ).
Вместе с установлением новых органов, обязанных исполнять судебные акты по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ, законодатель признал едиными для всего исполнительного производства правила, устанавливающие требования к исполнительным документам и порядок обжалования действий (бездействий) органов, осуществляющих исполнение судебных актов (ст. 242.1 БК РФ).
Порядок исполнения судебных актов
Несомненно, главной заслугой законодателя является определение в гл. 24.1 БК РФ порядка действий органов, осуществляющих исполнение судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ. Согласно ст. ст. 242.3, 242.4, 242.5 БК РФ установлен следующий порядок действий указанных органов при предъявлении им к исполнению исполнительного документа.
Орган, которому предъявлен к исполнению исполнительный лист или судебный приказ обязан не позднее пяти рабочих дней после его получения направить должнику (бюджетному учреждению соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ) уведомление о поступлении исполнительного документа и о дате его приема к исполнению с приложением копии судебного акта и заявления взыскателя. Под органом в настоящем абзаце и далее по тексту следует понимать органы, которым в соответствии с гл. 24.1 БК РФ взыскатели предъявляют исполнительные документы к исполнению, а именно: орган Федерального казначейства (по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений); орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов бюджетных учреждений субъекта РФ (по денежным обязательствам бюджетных учреждений субъекта РФ); орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (по обязательствам муниципальных бюджетных учреждений).
Если взыскатель не представит в орган всех требуемых документов или представит документы, не соответствующие установленным требованиям, а также если в течение пяти рабочих дней будет представлен должником, либо взыскателем, либо судом документ, отменяющий судебный акт, подлежащий исполнению, или взыскателем либо судом будет представлено заявление об отзыве исполнительного документа, орган возвращает исполнительные документы взыскателю без исполнения. Основанием для возвращения исполнительного документа взыскателю без исполнения также является пропуск взыскателем срока предъявления исполнительного документа к исполнению.
Бюджетное учреждение в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления представляет в орган письмо, содержащее информацию об источнике образования задолженности (по деятельности, финансируемой за счет средств федерального бюджета, либо предпринимательской и иной приносящей доход деятельности) и о кодах бюджетной классификации РФ, по которым должны быть произведены расходы бюджета соответствующего уровня бюджетной системы РФ по исполнению исполнительного документа применительно к бюджетной классификации РФ текущего финансового года, а также платежное поручение на перечисление средств взыскателю.
Законодателем в новом положении об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ предусмотрена очередность погашения требований по исполнительному документу. В первую очередь исполнение таких документов осуществляется за счет средств лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов, отраженных на его лицевом счете соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ. При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов для полного исполнения исполнительного документа исполнение производится должником (бюджетным учреждением) в определенные настоящим пунктом сроки за счет средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
Указанное правило не касается исполнения исполнительного документа по задолженности, образовавшейся в результате осуществления должником предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. Исполнение исполнительного документа в данном случае осуществляется в пределах общего остатка средств, учтенных на его лицевом счете для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
При отсутствии или недостаточности соответствующих лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов и остатка средств, полученных должником от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, для полного исполнения исполнительного документа исполнение осуществляется за счет выделения главным распорядителем (распорядителем) средств бюджетному учреждению дополнительных лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов. В данном случае проявляется принцип субсидиарной ответственности главного распорядителя (распорядителя) средств соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ, установленный ст. 120 ГК РФ.
Главный распорядитель (распорядитель) средств соответствующего уровня бюджета бюджетной системы РФ в трехмесячный срок со дня поступления исполнительного документа в орган обеспечивает выделение лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов на основании поступившего от бюджетного учреждения — должника соответствующего запроса-требования.
После получения в указанном порядке лимитов бюджетных обязательств и (или) объемов финансирования расходов по соответствующим кодам бюджетной классификации РФ бюджетное учреждение обязано представить в орган платежное поручение на перечисление в установленном порядке средств для полного либо частичного исполнения исполнительного документа. Платежное поручение предоставляется не позднее следующего рабочего дня.
Исполнительный документ может быть предъявлен к исполнению по обязательствам получателя бюджетных средств непосредственно главному распорядителю в случае удовлетворения судом заявления взыскателя о взыскании средств с главного распорядителя средств федерального бюджета в порядке субсидиарной ответственности на основании полностью или частично неисполненного исполнительного документа по денежным обязательствам находящегося в его ведении получателя средств (п. 9 ст. 242.3, п. 9 ст. 242.4, п. 9 ст. 242.5 БК РФ). Следуя толкованию указанного положения, взыскатель будет вынужден в случае неудовлетворения требований исполнительного документа обращаться с заявлением в суд. Данное положение отражает неравные условия исполнения судебных актов, которые предусмотрены Законом N 119-ФЗ и гл. 24.1 БК РФ, что противоречит требованиям, которые установил Конституционный Суд РФ к порядку исполнения судебных актов по обращению взыскания к государству в Постановлении от 14.07.2005 N 8-П.
В случае нарушения должником — бюджетным учреждением порядка исполнения исполнительных документов новым положением об исполнении судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ установлены меры, обеспечивающие исполнение предъявленного исполнительного документа. К ним относится обязанность органа приостановить осуществление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника — бюджетного учреждения (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), если должником — бюджетным учреждением нарушены сроки исполнения обязательств по предъявлению органу платежного поручения на списание средств с лицевого счета по исполнительному документу. Наличие такой меры обеспечения не позволит бюджетному учреждению, являющемуся должником по исполнительному листу, затягивать процесс исполнения для сохранения средств на его лицевом счете. Но, к сожалению, применение органом этих мер к бюджетному учреждению никак не связано с принуждением к исполнению предъявленного исполнительного документа.
Куда направлять исполнительный лист?
Итак, исполнительный лист находится в руках у взыскателя и теперь с его помощью можно, наконец, принудить должника к исполнению судебного акта. Для взыскания долга или имущества потребуется направить лист в место совершения исполнительных действий. В зависимости от конкретной ситуации исполнительный лист в отношении должника может быть направлен:
- в федеральную службу судебных приставов (далее – ФССП);
- в организацию, в которой он работает или в адрес индивидуального предпринимателя (иного лица), который является работодателем должника;
- в банковскую организацию, в которой открыт счет на его имя;
- в федеральное казначейство по месту обслуживания счета бюджетной организации.
От выбранного места направления исполнительного документа будет зависеть как скоро взыскателем будет получена причитающаяся ему сумма долга.
Индексация взысканных сумм
Денежные средства подвержены инфляции (потеря покупательской способности).
Гражданское процессуальное законодательство имеет действующий механизм компенсации потерь кредитора вследствие инфляционных процессов – статья 208 Гражданского Процессуального Кодекса РФ
Индексация производится судом по индексам потребительских цен на день исполнения судебного решения.
По результатам рассмотрения дела взыскатель также получает исполнительный лист на взыскание с должника проиндексированных сумм.
В арбитражном процессуальном кодексе есть аналогичная норма для индексации – статья 183 Арбитражного Процессуального Кодекса РФ, но действие ее фактически заблокировано отсутствием специального федерального закона, определяющего размер индексации, на который имеется ссылка в упомянутой статье.
Возникает вопрос. Возможно ли начисление индексации на период трех месяцев, которые имеет должник-бюджетополучатель для исполнения решения суда?
Судебная практика дает на это положительный ответ.
Верховный Суд РФ в своем определении[5] подчеркнул, что: «…Поскольку целью индексации присужденных денежных сумм является поддержание их покупательной способности в условиях инфляции, индексация взысканных по решению суда денежных сумм должна производиться с момента вступления решения суда в законную силу…»
Верховный Суд определил правовую природу трехмесячного срока для исполнения решений суда как организационную, дисциплинирующую должника к скорейшему исполнению требований исполнительного документа.
Данный срок установлен в интересах взыскателя, с той целью, чтобы решение суда не исполнялось должником сколь угодно долго, и не представляет собой автоматическую отсрочку исполнения решения суда для должников-бюджетополучателей на три месяца.
Однако в другом деле, нижестоящие суды, учли специальные правила исполнения судебных актов по взысканию с должников-бюджетополучателей, и рассчитали индексацию с даты предъявления исполнительного документа в казначейство до даты исполнения судебного решения казначейством[6]
Здесь интересным для исследования является вопрос, а может ли сам должник, добровольно исполнить решение суда?
Взыскатель, предъявляя лист в финансовый орган инициирует процедуру принудительного исполнения судебного акта.
Но законом не запрещено должнику исполнить решение суда добровольно.
Исходя из практики ЕСПЧ (Европейский Суд по Правам Человека) взыскатель не обязан инициировать процедуру принудительного исполнения судебного акта[7].
Аналогичная позиция у суда в другом деле — от лица, получившего исполнимое решение против государства в результате успешного судебного процесса, нельзя требовать обращения к исполнительному производству для его исполнения. Это означает, что если решение вынесено против государства, то именно государство, а не взыскатель обязано проявить инициативу для исполнения этого решения[8].
Следует отметить позицию Конституционного Суда Российской Федерации в определении от 20 марта 2008 г. N 153-О-О, согласно которой индексация не носит характер гражданско-правовой ответственности и не может быть поставлена в зависимость от вины должника в длительном неисполнении судебного решения.
Индексация является механизмом, позволяющим полностью возместить потери взыскателя при длительном неисполнении судебного решения в условиях инфляционных процессов в государстве.
Как взыскать с бюджетной организации
За это время должник может и должен запросить финансирование, чтобы рассчитаться с вами. На этом этапе целесообразно запросить у должника и казначейства информацию о том, какие меры были предприняты для того, чтобы вам вернули деньги. Если через три месяца должник не сможет оплатить долг, вам должны отправить уведомление об этом.
Внимание
Срок – 10 дней с того момента, как истечет трехмесячный срок для погашения долга. Шаг 6. Если вам не вернут долг, вы вправе забрать все документы из казначейства и обратиться в службу судебных приставов. Они будут взыскивать деньги в обычном порядке. Правда, на приставов надеяться не приходится – они исполняют всего 14% решений, принятых судами.
Поэтому лучше всего успеть решить все вопросы, связанные с возвратом долга, пока этим занимается казначейство. Практика показала, что это гораздо более эффективный исполнитель.
Что делать взыскателю?
Основная обязанность взыскателя в процессе получения с дебитора денежных средств – получение исполнительного листа и передача его в службу судебных приставов. Если реальное получение средств и выполнение условий исполнительного документа является основной задачей, на этом активные действия не заканчиваются.
Взыскателю необходимо оказать полное содействие приставу. В первую очередь это касается предоставления необходимой информации, которая ему известна и важна для производства. Например, о банке, в котором находится счёт должника, или об имуществе, которое было приобретено.
После получения средств предстоит основная работа бухгалтерскому отделу взыскателя. Важно правильно задекларировать их, чтобы у налоговой службы не возникло вопросов.
В некоторых случаях получение таких средств означает получение прибыли, соответственно, у взыскателя возникает обязанность по уплате налогов. Однако всё будет зависеть от особенностей используемой системы налогообложения.
При необходимости, можно попытаться дополнительно воздействовать на сотрудника ФССП. Например, если его действия носят противоправный характер или если он вовсе не исполняет своих обязательств. В таком случае можно обратиться с заявлением в суд либо к начальнику отделения, а также в прокуратуру.
Отмечается, что на практике самым эффективным методом воздействия на ФССП является обращение в суд, особенно если речь идёт о бездействии. Однако на данный момент правила рассмотрения таких дел несколько изменились по сравнению с теми, что действовали несколько лет назад.
Так как дело относится к категории административных, представитель заявителя обязательно должен иметь юридическое образование, что подтверждается приложенным дипломом. Если взыскателем выступает организация, то от неё может выступать любое лицо по доверенности.
Открытие лицевых счетов получателям бюджетных средств
Бюджетный кодекс РФ закрепил кассовое исполнение бюджета. Это означает, что бюджет исполняется на основе единства кассы и подведомственности расходов.
Статьей 241.1 БК РФ установлены основы кассового обслуживания исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, которые включают в себя следующие составляющие: учет операций со средствами бюджетов осуществляется на единых счетах бюджетов, открытых в соответствии с Бюджетным кодексом органам Федерального казначейства отдельно для каждого бюджета в учреждениях Центрального банка РФ; управление средствами на единых счетах бюджетов осуществляют финансовые органы или иные уполномоченные органы в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальными правовыми актами; кассовые выплаты из бюджета осуществляются органом Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства на основании платежных документов, представленных в орган Федерального казначейства, в порядке очередности их представления и в пределах фактического наличия остатка средств на едином счете бюджета.
Все операции по кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета производятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации Российской Федерации.
Согласно статье 215.1 БК РФ кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется Федеральным казначейством.
Для кассового исполнения бюджета в Федеральном казначействе открывается прежде всего единый счет бюджета, а также лицевые счета для учета операций по исполнению бюджета.
Единый счет бюджета — счет (совокупность счетов для федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации), открытый (открытых) Федеральному казначейству в учреждении Центрального банка РФ отдельно по каждому бюджету бюджетной системы Российской Федерации для учета средств бюджета и осуществления операций по кассовым поступлениям в бюджет и кассовым выплатам из бюджета.
Все операции по кассовым выплатам из бюджета на едином счете бюджета производятся и учитываются органом Федерального казначейства по кодам бюджетной классификации РФ (ст. 6 БК РФ).
Понятие лицевого счета закрепляется в ст. 220.1 БК РФ.
Согласно данной статье учет операций по исполнению бюджета, осуществляемый участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта Федерации.
Правовая природа лицевого счета.
Лицевой счет имеет много общего с договором банковского счета однако его нельзя рассматривать как одну из разновидностей данного договора.
Остановимся на их сходстве и отличиях.
Договор банковского счета — разновидность гражданско-правового договора, а лицевой счет — это финансово-правовая конструкция.
Стороны договора банковского счета — юридическое (физическое лицо) и кредитная организация, тогда как лицевой счет открывается юридическому лицу (главному распорядителю, распорядителю и получателю средств федерального бюджета) органами Федерального казначейства или финансовым органом субъекта Российской Федерации.
Договор банковского счета предполагает свободу заключения, а лицевой счет открывается в случаях, предусмотренных в законе и его открытие не право, а обязанность сторон.
Договор банковского счета может быть заключен юридическим лицом с любой кредитной организацией, тогда как лицевой счет распорядителя либо получателя средств федерального бюджета открывается в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства.
Юридическое лицо вправе заключать любое количество договоров банковского счета, тогда как лицевой счет может быть открыт только один.
Законодательство предусматривает возможность приостановления операций по счету, открытому в кредитной организации на основании заключенного договора банковского счета, а также арест счета.
Арест лицевого счета действующим законодательством не предусматривается.
Приостановление операций по лицевому счету допускается лишь в случаях, установленных бюджетным законодательством, в порядке, определяемом Министерством финансов РФ (ст. 166.1 БК РФ).
Заключение договора банковского счета влечет за собой возникновение определенных публично-правовых обязанностей банков (ст. 86 НК РФ): по проверке наличия свидетельства о постановке на учет в налоговом органе; обязанность сообщить налоговому органу об открытии (или закрытии) счета; обязанность воздержаться от открытия счета лицу при наличии у банка решения о приостановлении операция по счетам этого лица (п. 1 ст. 132 НК РФ). Указанные публично-правовые обязанности у органов казначейства в связи с открытием лицевого счета не возникают.
Несмотря на многие отличия, правовая природа лицевого счета значительно ближе правовой природе договора банковского счета, чем это могло бы показаться на первый взгляд.
Анализ механизма открытия лицевых счетов свидетельствует о том, что он аналогичен механизму открытия банковского счета, в частности, по перечню предоставляемых на открытие документов.
Так, в казначейство предоставляются: заявление на открытие счета, копия учредительных документов, карточка с образцами подписей.
Перечисленные выше документы являются также основанием для открытия счета в кредитной организации.
Исполнение федерального бюджета по расходам осуществляется с использованием лицевых счетов бюджетных средств, тогда как осуществление безналичных платежей производится с использованием счетов, именуемых расчетными.
На лицевом счете отражается объем средств федерального бюджета, а на расчетном счете — объем безналичных денежных средств клиента банка.
Получатель бюджетных средств вправе распоряжаться средствами, имеющимися на его лицевом счете, только в том размере, который отражен на указанном лицевом счете; юридическое (физическое) лицо, имеющее счет в банке, вправе осуществлять расчеты только в рамках отраженных у него на счете средств.
Виды лицевых счетов.
Порядок исполнения региональных и местных бюджетов
Исполнение бюджетов представляет собой деятельность, направленную на формирование доходов и осуществление расходов в соответствии с актом о бюджете на соответствующий финансо вый год.
Бюджетный кодекс РФ достаточно детально регулирует порядок исполнения бюджетов, причем в отношении всех уровней бюджетной системы.
Кроме того, каждый субъект Федерации и муниципальное образование издают свой нормативный акт, который определяет порядок исполнения, соответственно, регионального или местного бюджета и актов о них.
Исполнение бюджета субъекта Федерации, местного бюджета обеспечивается соответственно высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Федерации, местной администрацией муниципального образования.
Организация исполнения бюджета возлагается на соответствующий финансовый орган.
Исполнение бюджета субъекта Федерации и органов местного самоуправления организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Согласно ст. 217 БК РФ порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи устанавливается соответствующим финансовым органом, который ее утверждает.
Утвержденные показатели сводной бюджетной росписи должны соответствовать закону (решению) о бюджете.
Так, распоряжением Комитета финансов Правительства Санкт-Петербурга от 14 ноября 2007 г. № 169-р утвержден порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи, который регламентирует процесс составления сводной бюджетной росписи и внесения изменений в сводную бюджетную роспись в соответствии с действующим бюджетным законодательством.
Предусмотрено, что сводная бюджетная роспись составляется и ведется Комитетом финансов Санкт-Петербурга в целях организации исполнения бюджета Санкт-Петербурга по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
Главный распорядитель средств бюджета при подготовке документов для составления и внесения изменений в сводную бюджетную роспись отвечает: за правильность и достоверность представляемых в Комитет финансов документов для составления и внесения изменений в сводную бюджетную роспись; за соблюдение действующего законодательства, в том числе недопустимость уменьшения бюджетных ассигнований, предусмотренных на исполнение публичных нормативных обязательств и обслуживание государственного долга для увеличения иных бюджетных ассигнований; соответствие заключаемых договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг утвержденным бюджетным ассигнованиям; эффективное использование бюджетных средств; сокращение и недопущение возникновения кредиторской задолженности подведомственных бюджетных учреждений.
Структурное подразделение Комитета финансов контролирует соответствием представленных главным распорядителем средств бюджета документов для составления и внесения изменений в сводную бюджетную роспись требованиям действующего бюджетного законодательства.
Сводная бюджетная роспись составляется на основе ведомственной структуры расходов бюджета Санкт-Петербурга на очередной финансовый год и плановый период с детализацией по кодам классификации операций сектора государственного управления.
В сводную бюджетную роспись включаются бюджетные ассигнования по источникам финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга.
Сроки составления сводной бюджетной росписи определяются графиком работ по составлению сводной бюджетной росписи на соответствующий финансовый год, утверждаемым председателем Комитета финансов или заместителем председателя Комитета финансов, отвечающим за составление бюджета.
В соответствии с п. 3 ст. 217 БК РФ об основаниях изменения показателей сводной бюджетной росписи без внесения изменений в закон (решение) о бюджете, положением о сводной бюджетной росписи Санкт-Петербурга регулируется также порядок внесения изменений в сводную бюджетную роспись.
Обращения главного распорядителя средств бюджета о внесении изменений в сводную бюджетную роспись рассматриваются Комитетом финансов на основании таких документов, как: обращение главного распорядителя средств бюджета на имя председателя Комитета финансов или его заместителей о внесении изменений в сводную бюджетную роспись; копия нормативного правового акта Губернатора Санкт-Петербурга или Правительства Санкт-Петербурга в случае изменения состава или полномочий главных распорядителей средств бюджета (подведомственных бюджетных учреждений); заключение планово-экономического органа главного распорядителя средств бюджета или управления Комитета финансов по району Санкт-Петербурга с приложением необходимых расчетов и обоснований и т.д.
Указанный порядок предусматривает основания для отказа главному распорядителю средств бюджета вносить изменения в сводную бюджетную роспись.
Таким основанием может является, например, перераспределение бюджетных ассигнований, не соответствующее действующему бюджетному законодательству.
Порядок исполнения сводной бюджетной росписи утверждается также на уровне муниципальных образований.
Введение в качестве обязательного документа исполнения бюджета такого документа, как кассовый план, должно позволить сформировать на каждом уровне бюджетной системы оперативную информацию (например, периоды наличия временно свободных средств бюджета) для принятия эффективных решений по управлению средствами бюджета.
Порядок составления и ведения кассового плана — прогноза кассовых поступлений в бюджет и кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году — устанавливает финансовый орган (217.1 БК РФ).
Составление и ведение кассового плана осуществляется финансовым органом или уполномоченным органом исполнительной власти (местной администрации).
Так, в целях организации исполнения бюджета Санкт-Петербурга в соответствии с требованиями статей 215.1, 217.1 БК РФ распоряжением Комитета финансов Санкт-Петербурга от 3 декабря 2007 г. № 187-р был утвержден порядок составления и ведения кассового плана по бюджету Санкт-Петербурга.
Указанный Порядок устанавливает правила составления и ведения кассового плана по бюджету Санкт-Петербурга, регламентирует состав и сроки представления необходимых для составления и ведения кассового плана сведений главными распорядителями средств бюджета Санкт-Петербурга, главными администраторами доходов бюджета Санкт-Петербурга, главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета Санкт-Петербурга.
Кассовый план регулирует вопросы формирования сводной заявки на финансирование, внесение изменений в кассовый план по бюджету Санкт-Петербурга, внесение изменений в предельные объемы финансирования получателя бюджетных средств.
Одна из главных целей составления кассового плана — полное и своевременное выполнение денежных обязательств получателей бюджетных средств за счет средств бюджета Санкт-Петербурга в текущем финансовом году в соответствии с выполненными условиями гражданско-правовых сделок или в соответствии с положениями законов, иных правовых актов.
Порядок составления кассового плана и сводной бюджетной росписи местного бюджета утверждается органами местного самоуправления.
Исполнение бюджета любого уровня складывается из двух блоков отношений: исполнения бюджета по доходам (ст. 218 БК РФ) и исполнения бюджета по расходам (ст. 219 БК РФ).
Исполнение бюджетов по доходам предусматривает зачисление на единый счет бюджета доходов от распределения налогов, сборов и иных поступлений в бюджетную систему Российской Федерации и т.д.
Порядок использования доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете, определен в ст. 232 БК РФ.
Взыскание с бюджетного учреждения по исполнительному листу
Порядок действий судебных приставов-исполнителей при исполнении актов судебных органов, предусматривающих обращение взыскания по искам к казне Российской Федерации по денежным обязательствам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований Статья 242.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации возлагает исполнение судебных актов по искам к Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям о возмещении вреда, причиненного гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, на Министерство финансов Российской Федерации, финансовый орган субъекта Российской Федерации и финансовый орган муниципального образования соответственно.