Права на электровелосипед в 2023 году, новые правила ПДД
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права на электровелосипед в 2023 году, новые правила ПДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Электровелосипед можно определить как нечто промежуточное между мопедом и обычным велосипедом. Из-легкой конструкции он может развивать приличную скорость, с мотором мощностью менее 250 Ватт. Последнее обстоятельство играет определяющую роль при решении вопроса о правах.
Нужна ли лицензия на квадроцикл в России в 2022 году?
Управление таким транспортным средством без прав (с мощностью двигателя более 250 Вт) влечет административную ответственность в виде штрафа до 15 000 рублей, конфискацию транспортного средства и помещение его на штрафстоянку. Для возврата электронного велосипеда необходимо предъявить водительское удостоверение и заплатить за хранение изъятого транспортного средства на стоянке.
Хотя в Кодексе дорожного движения пока нет отдельных правил для водителей электронных велосипедов, к ним применимы общие правила, описанные в главах для велосипедистов и водителей мопедов.
Вы бы сказали, что электровелосипеды с двигателями мощностью 350 Вт и выше считаются мопедами и поэтому подлежат лицензированию? Конечно, электровелосипеды нельзя отнести к мопедам, поскольку они конструктивно отличаются. Одно из главных отличий — более массивная рама. Однако это не освобождает владельца электровелосипеда от необходимости получения водительских прав.
Обычно эта мощность указывается в документации. Например, если ваша мощность составляет 225 ватт, а максимальная заявлена на уровне 350 ватт, вы можете ездить на таком велосипеде без прав, поскольку, согласно DMV, его выходная мощность составляет менее 250 ватт.
Требования законодательства
Перед покупкой оборудования, скорость движения которого превышает 30 км/ч, рекомендуется оценить положения разных нормативных актов, имеющих отношение к этому устройству. Поэтому рекомендуется изучить все пункты Постановления Совета Министров – Правительства РФ №1090, в которое регулярно вносятся поправки. Последние корректировки были приняты в 2020 году. Для ответа на вопрос о том, можно ездить на электровелосипеде без прав или нет, учитываются следующие нюансы:
- к велосипедам причисляются транспортные средства с двумя или большим количеством колес, которые ездят благодаря приложению мускульной энергии, передающейся на педали или рукоятку, причем допускается их оснащение электродвигателем, но его мощность не должна быть больше 250 Вт;
- мопеды – это механические средства передвижения с 2 или 3 колесами, максимальная скорость движения которых не превышает 50 км/ч, причем они оснащаются двигателем внутреннего сгорания, мощность которого варьируется от 0,25 до 4 кВт;
- с 2013 года была введена новая дополнительная категория «М», которая распространяется на мопеды, скутеры и иные аналогичные средства передвижения.
На рынке представлено множество моделей электровелосипедов, которые отличаются не только дизайном или стоимостью, но и мощностью, а также другими важными техническими параметрами. Некоторые изделия приравниваются к обычным велосипедам, поэтому не требуются права на электровелосипед. Но если производителем или непосредственным велосипедистом устанавливается мотор, мощность которого превышает 250 Вт, то такое средство передвижение обладает теми же характеристиками, что и мопед, поэтому для его эксплуатации требуется наличие водительского удостоверения.
Если велосипед с мотором?
То он может стать по букве ПДД уже мопедом. И поверьте, законодательству всё равно, как выглядит ваш двухколёсный: есть ли у него видимая выхлопная труба, карбюратор и прочее – на что он больше похоже в той или иной степени. Велосипедом или мопедом его делают определения из Правил дорожного движения.
Итак, если на ваш велосипед установлен электродвигатель мощностью более 250 Вт либо если он не отключается на скорости или отключается на скорости более 25 км/ч или же у вас стоит бензиновый двигатель внутреннего сгорания, то это уже мопед. На мопед в России по состоянию на 2023 год нужны права.
Это были, возможно, плохие новости. Но есть и хорошие – для управления вело с таким мотором чаще всего подойдёт любая категория водительского удостоверения. Но не всегда. Рассмотрим этот вопрос подробнее.
Правила движения для электровелосипедов
Электрические байки с двигателями любой мощности подчиняются правилам, разработанным для простых велосипедов и мопедов. Специальной положений для этой категории транспорта не разработано.
Основные пункты ПДД для велосипедистов всех категорий.
- Движение может осуществляться только на полностью исправном велосипеде. Обязательно наличие шлема на велосипедисте. В темное время суток на габариты велосипеда должны быть обозначены фарами, катафотами.
- Движение должно осуществляться по отведенным для этой категории транспорта велодорожкам. Если выделение специальной полосы на проезжей части не предусмотрено, двигаться нужно по крайнему правому краю проезжей части, по обочине или по тротуару (если это не создает помех для движения пешеходов).
Ответственность за отсутствие прав
На основании действующего законодательства, при управлении электровелосипедом без прав его владельцу может быть выписан административный штраф (до 15 тыс. рублей), а транспортное средство заберут на штрафстоянку. Забрать его сможет только лицо, которое обладает нужной категорией автодокументов.
Сейчас на законодательном уровне обсуждается вопрос, нужны ли права на электровелосипед в России, так как на практике ПДД в отношении данного вида транспорта практически не соблюдаются. Вполне вероятно, что будут внесены поправки, исключающие моторизованные варианты велосипедов из раздела транспортных средств. Поэтому все желающие купить электровелосипеды Xiaomi и другие модели, входящие в топ лучших электрических велосипедов, смогут без опасения передвигаться по дорогам.
Какие правила дорожного движения для электровелосипедов?
Владельцы велосипедов мощностью до 250 Вт могут ездить по тротуарам и пешеходным дорожкам, но только если они никому не мешают. В противном случае вам придется демонтировать. Это же правило распространяется и на езду по обочине.
Электронные велосипеды становятся еще более технологичными и функциональными. В частности, появляются приложения и программы для повышения безопасности езды.
Теперь для них будут действовать свои специальные правила. Например, моноциклы были полностью запрещены на дорогах с автомобилями, а их скорость везде ограничена 20 км/ч! Итак, мы выяснили, что велосипеды мощностью до 250 Вт не нуждаются в лицензии, а владельцы таких транспортных средств должны соблюдать правила дорожного движения для велосипедистов. Владельцы электровелосипедов мощностью более 250 Вт должны иметь лицензию категории M или категории B и соблюдать правила дорожного движения для водителей мопедов.
Вы можете срезать путь через парк, по набережной — в принципе, где угодно, но только не в пробке. Не рискуйте: соблюдайте правила дорожного движения, и у вас не будет проблем с ГИБДД и другими водителями.
Почему движение на электросамокатах не регулируется
Депутаты Мосгордумы обеспокоены положением водителей на транспорте с электротягой. Участились случаи ДТП, которые влекут за собой инвалидность или смерть человека, столкнувшегося с электросамокатом, сегвеем, гироскутером. Однако в МВД РФ объясняют, что сложности регулирования движения данной техники в том, что она нигде не регистрируется и не имеет серийных номеров. Также на рынке гаджетов постоянно появляются новые, более мощные и маневренные модели.
Это интересно! В некоторых городах других стран движение на электросамокате и иных видах электротранспорта четко регулируется законодательством. В Барселоне запрещено ездить на гаджетах по тротуарам и разгоняться свыше 20 км/ч. Подобное ограничение распространилось на Мадрид. В Сан-Франциско нельзя сдавать технику напрокат. В Германии требуется разрешение на все средства передвижения, которые развивают скорость более 6 км/ч. Данные изменения начали вводить в ПДД после аварий, повлекших за собой смерть.
Нужны ли права на гироскутер
Если во время езды на гироскутере человек способен развивать скорость свыше 50 км/ч, то владельцу средства необходимо получить права категории М. Также водителю нельзя передвигаться по тротуарам и дорожкам, пешеходным переходам. Менее мощные модели разрешены в использовании даже детьми 10-12 лет. Главная задача родителей –обезопасить ребенка должной защитой (наколенники, шлем) от травмирования во время падений.
Сотрудники ГИБДД редко обращают внимание на участников движения на электротранспорте. Водителям гаджетов главное – соблюдать меры безопасности, не разгоняться до высокой скорости, не управлять гироскутером в пьяном виде. Детей младше 10 лет нельзя оставлять без присмотра и отпускать кататься на дальние расстояния, где присутствует большое количество проезжих дорог. Катание ребенка в дошкольном возрасте должно проходить только при поддержке взрослого.
Нужна ли лицензия на электровелосипед в 2022 году?
Официальные водительские права на электронный велосипед или мопед можно получить в ближайшем подразделении дорожной полиции после прохождения курсов вождения. Водительские права категории M могут получить водители, достигшие 16 лет. Если у вас есть водительские права категорий A, B, C или других, вам не нужно сдавать отдельный экзамен на категорию M.
Если выходная мощность превышает 4 000 Вт, то это не велосипед и не мопед. Он рассматривается как мотоцикл (категория А) и требует водительских прав. Его получают в ГИБДД после обучения в автошколе и успешной сдачи экзаменов.
Электрические скутеры могут иметь низкую мощность до 250 ватт и более высокую мощность свыше 250 ватт. Если мощность вашего электроскутера не превышает 250 ватт, вам не нужны водительские права! Такое транспортное средство в принципе не отличается от обычного велосипеда или скутера.
Если выходная мощность превышает 4 000 Вт, то это не велосипед и не мопед. Он рассматривается как мотоцикл (категория А) и требует водительских прав. Его получают в ГИБДД после обучения в автошколе и успешной сдачи экзаменов.
Электрический скутер стоит на класс ниже своих собратьев: электрического велосипеда и электрического скутера. Как мы уже рассказывали, для управления электровелосипедом и электроскутером необходимы права категории М. Но нужны ли мне права для управления электрическим скутером в России в 2022 году?
Это документ категории «М», который можно получить в ГИБДД после прохождения курса обучения в автошколе для лиц старше 16 лет.
Поэтому для управления такими транспортными средствами нужны права специальной категории M.
Однако владелец должен учитывать установленные законом правила.
Изучая ассортимент предлагаемых на рынке электроприборов, оценивая их технические параметры, выясняется, что разные модели имеют разную мощность и могут быть приравнены либо к велосипедам, либо к мопедам. Именно технические характеристики определяют необходимость получения водительского удостоверения.
В настоящее время активно обсуждается проблема обеспечения безопасности дорожного движения при эксплуатации индивидуальных электрических транспортных средств, в том числе электровелосипедов, электроскутеров, гироскутеров, моноциклов и других.
Итак, если на вашем велосипеде установлен электродвигатель мощностью более 250 Вт, или он не отключается на скорости, или отключается на скорости более 25 км/ч, или у вас установлен бензиновый двигатель внутреннего сгорания, то это мопед. Для управления мопедом в России с 2022 года требуется лицензия.
Электродвигатели. Таким образом, с технической точки зрения, электрический велосипед идеально подходит под это определение. На первый взгляд, можно сделать логичный вывод: в России не нужны водительские права на электровелосипед с двигателем мощностью до 250 Вт. Согласно классификации, изложенной в законе, такое средство передвижения будет относиться к обычным скутерам и велосипедам. Идем дальше: нужна ли мне лицензия на электровелосипед с двигателем мощностью более 250 Вт?
Дело в том, что в таком случае, согласно правилам, мотоцикл должен классифицироваться как мопед. Те, у кого еще нет водительских прав, должны пройти курс обучения в автошколе.
Если электровелосипед имеет двигатель мощностью 250 Вт и более, то для управления им водителю необходимы права категории M.
Первое, что нужно сделать, это выяснить, к какой категории транспортных средств относится электровелосипед. Для этого найдите официальные документы, а именно Постановление Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 1993 года. Он время от времени обновляется, например, последний раз поправки в него вносились весной 2020 года.
Как можно обеспечить соблюдение закона? Ответа нет. Я прихожу к выводу, что в большинстве случаев водительские права на практике не понадобятся, но каждый, кто едет по дороге на электрическом велосипеде, должен иметь удостоверение личности.
Если мощность транспортного средства составляет менее 250 Вт, оно классифицируется как велосипед или скутер. Поэтому на нем можно ездить без водительских прав. Самое главное — соблюдать правила дорожного движения.
Как и прежде, с электродвигателем мощностью до 250 ватт на электронном велосипеде можно ездить без водительских прав. Для электронных велосипедов мощностью более 250 кВт и менее 4 000 Вт требуется водительское удостоверение категории «М» или выше. Категория «М» была введена в 2013 году для водителей мопедов, скутеров и подобных транспортных средств. Его можно получить с 16 лет в местном подразделении ГИБДД после обучения в автошколе.
Ответственность за отсутствие прав
На основании действующего законодательства, при управлении электровелосипедом без прав его владельцу может быть выписан административный штраф (до 15 тыс. рублей), а транспортное средство заберут на штрафстоянку. Забрать его сможет только лицо, которое обладает нужной категорией автодокументов.
Сейчас на законодательном уровне обсуждается вопрос, нужны ли права на электровелосипед в России, так как на практике ПДД в отношении данного вида транспорта практически не соблюдаются. Вполне вероятно, что будут внесены поправки, исключающие моторизованные варианты велосипедов из раздела транспортных средств. Поэтому все желающие купить электровелосипеды Xiaomi и другие модели, входящие в топ лучших электрических велосипедов, смогут без опасения передвигаться по дорогам.
Почему движение на электросамокатах не регулируется
Депутаты Мосгордумы обеспокоены положением водителей на транспорте с электротягой. Участились случаи ДТП, которые влекут за собой инвалидность или смерть человека, столкнувшегося с электросамокатом, сегвеем, гироскутером. Однако в МВД РФ объясняют, что сложности регулирования движения данной техники в том, что она нигде не регистрируется и не имеет серийных номеров. Также на рынке гаджетов постоянно появляются новые, более мощные и маневренные модели.
Это интересно! В некоторых городах других стран движение на электросамокате и иных видах электротранспорта четко регулируется законодательством. В Барселоне запрещено ездить на гаджетах по тротуарам и разгоняться свыше 20 км/ч. Подобное ограничение распространилось на Мадрид. В Сан-Франциско нельзя сдавать технику напрокат. В Германии требуется разрешение на все средства передвижения, которые развивают скорость более 6 км/ч. Данные изменения начали вводить в ПДД после аварий, повлекших за собой смерть.
Какая ответственность ждет нарушителей?
Собственников индивидуального электротранспорта с двигателями, чья мощность превышает 250 ватт, ждет наказание в ситуации, если они перемещаются на своем велосипеде по автотрассам, не имея соответствующих прав. Теоретически любой представитель ГИБДД имеет право остановить велосипедиста и проверить параметры мотора, используемого на его электробайке. Если им будет зафиксировано нарушение, то собственнику транспорта грозит штраф в размере от 5 000 российских рублей (минимум) до 15 000 рублей (максимум).
Самое же неприятное, что кроме необходимости уплаты штрафа, хозяин велосипеда должен будет распрощаться со своим средством передвижения до момента получения прав. По закону, представители правоохранительных органов обязаны отправить технику на штрафстоянку, чтобы исключить вероятность ее последующей эксплуатации гражданином, не имеющим на то соответствующего основания.
Что такое электровелосипеды?
Электрические велосипеды — это относительно новый вид транспорта. Они бывают разных моделей и разновидностей и не всегда вписываются в одно точное определение. В некоторых странах законы о транспорте и дорожном движении четко определяют, что подразумевается под термином «электрический велосипед».
Однако в России нет явных законов, регулирующих электробайки, и к ним часто относятся как к мопедам и другим моторизованным транспортным средствам, независимо от их скорости, мощности и других характеристик.
Такой вид транспорта может оказать положительное влияние на окружающую среду и общественное здоровье. Также электронные велосипеды могут помочь уменьшить заторы на дорогах, сократить выбросы, улучшить качество воздуха и улучшить здоровье населения.
Каковы аргументы? Введение прав на управление велосипедом, полагает законодатель, позволит сделать передвижение их владельцев более безопасным. Ведь все они должны передвигаться, соблюдая Правила дорожного движения. Но не все эти правила знают. Многие даже не догадываются о том, что в правилах есть раздел, посвященный велосипедам.
Это, кстати, было проверено ГИБДД. По окончании крупных велопарадов некоторым участникам предлагалось пройти тест на знание правил. К сожалению, на вопросы правильно отвечали лишь 5-7 процентов из всех участников. Примечательно, что некоторые из опрошенных имеют права на вождение автомобиля. В результате такой «грамотности» происходят ДТП с этими незащищенными участниками дорожного движения: в 2021 году на дорогах России погибли около 690 велосипедистов и более 4,5 тысячи были травмированы.
Идея, впрочем, не нова. Российский депутат ссылается на западный опыт. Однако западный опыт в этом отношении довольно скуден. Действительно, полноценные права на управление велосипедом выдают, например, в Латвии. Получить их бесплатно можно с 10 лет. В экзамене 10 вопросов, на которые надо ответить за 10 минут. Экзамен сдан, если кандидат правильно ответил на 8 вопросов. Не сдал — на пересдачу. Но это удовольствие уже за деньги. Повторный экзамен обойдется чуть дороже одного евро. Наличие прав на управление велосипедом могут проверить в случае, если велосипедист попал в аварию. Просто так их на дороге никто не спрашивает, даже если велосипедист нарушил правила на глазах полицейского.
Права на управление велосипедом выдают, к примеру, в Латвии: с десятилетнего возраста и бесплатно
Примечательно, что до 12 лет велосипедист в Латвии должен ездить в шлеме. После 12 — его право: хочет — в шлеме, хочет — без. С 12 лет он сам отвечает за себя. Тем, у кого есть права на другой транспорт, получать велосипедные права не требуется.
В Германии также есть велосипедные права. Их получают в школе в 4-м классе. Именно с этого момента дети ходят в школу без сопровождения взрослых. А значит, могут туда и приезжать на велосипеде самостоятельно. Дети изучают Правила дорожного движения, а потом сдают экзамен. Успешно сдавшим торжественно на линейке, как в лучшие советские годы, полицейский вручает права на вождение велосипеда. Примечательно, что германское законодательство таких прав не предусматривает. На велосипеде может ездить кто угодно. С правами или без. Но торжественность обстановки, традиция получения таких прав подталкивают детей учить правила и сдавать экзамен.
Можно ли ездить на электровелосипеде без прав категории М
Если мощность электромотора вашего транспортного средства попадает в промежуток, оговоренный в законодательстве как требующий наличие у водителя прав категории М (мощность от 250 до 4 000 Ватт), вам не придется специально, отдельно получать эти права при одном условии. Это условие — наличие водительских прав более высокой категории. Имея водительские права и зная правила дорожного движения, вы обладаете всеми необходимыми знаниями и навыками, чтобы управлять электромопедом или велосипедом с мотором без опасности для вас и других участников движения.
Наказанием за вождение электрического велосипеда от 250 Ватт без прав является административный штраф в размере от 5000 до 15 000 рублей с буксировкой транспортного средства на штраф-стоянку. Забрать электробайк сможет только гражданин с правами. Обещание унести байк, а не уехать на нём, не сработает.
Если у вас есть права на вождение, не оставляйте их дома в поездках на электровелосипеде более 250Вт. Если прав у вас нет, но и электробайк имеет низкую мощность и не дотягивает до категории мопедов, то надо придерживаться правил дорожного движения для велосипедов. Надеюсь наша статья помогла вам ответить на вопрос « Нужна ли категория на электромопед?».
Правила дорожного движения – на что обратить внимание владельцам электровелосипедов
Безопасная езда на электровелосипеде регламентируется действующими Правилами дорожного движения. Конкретные условия и ограничения прописаны в статье 24 о дополнительных требованиях к движению водителей мопедов и велосипедистов.
На владельцев электровелосипедов распространяются те же запреты, что и для водителей мопедов:
Дополнительные ограничения присутствуют во время движения велосипедистов по пешеходным дорожкам и тротуарам. Владельцам транспорта мощностью до 250 Вт разрешена езда в указанных зонах, если они не создают помех для иных лиц. В противном случае нужно спешиться, продолжая движение по правилам для пешеходов.
Итак, мы выяснили, что на велосипеды мощностью до 250 Вт права не нужны и владельцы таких транспортных средств должны руководствоваться правилами дорожного движения для велосипедистов. Владельцы электровелосипедов мощностью свыше 250 Вт должны иметь права категории М, либо любой другой категории, и руководствоваться правилами для водителей мопедов.