Правила ведения бухучёта в бюджетных организациях
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила ведения бухучёта в бюджетных организациях». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За счет расходов учреждения начисляется НДС и с передачи имущества на безвозмездной основе. В бухучете применяют счет 401.20. В 15–17 разрядах счета указывают КВР 852, в 24–26-х – код КОСГУ 291. У счета-корреспондента 303.04 код КВР также фиксируют в 15-17 разрядах. Например, при безвозмездной раздаче сувенирной продукции налог начислят проводкой Д/т 852.2.401.20.291 К/т 852.2.303.04.731, его перечисление также зафиксируют увязкой 852 КВР 291 КОСГУ.
Казенные учреждения начисляют и уплачивают НДС по коду вида расходов (КВР) 852 «Уплата прочих налогов, сборов» и подстатье 291 «Налоги, пошлины и сборы» КОСГУ (п. 51.8.5.2 Порядка № 132н, п. 10.9.1 Порядка № 209н).
К сведению: упомянуты документы Порядок формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структура и принципы назначения, утвержденный Приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н, и Порядок применения классификации операций сектора государственного управления, утвержденный Приказом Минфина РФ от 29.11.2017 № 209н.
Бюджетные (автономные) учреждения уплачивают НДС по аналитическому коду вида доходов (АКВД) 180 «Прочие доходы» и подстатье 189 «Иные доходы» КОСГУ (п. 12.1.7 Порядка № 132н, п. 9 Порядка № 209н). При этом операции по начислению НДС такие учреждения относят на доходные подстатьи КОСГУ, по которым отражены соответствующие доходы текущего финансового периода с учетом НДС (п. 9 Порядка № 209н). Аналогичное правило, по нашему мнению, следует применять и в части АКВД. К примеру, с доходов от операционной аренды НДС начисляется по АКВД 120 и подстатье 121 КОСГУ, с доходов от оказания платных услуг – по АКВД 130 и подстатье 131 КОСГУ.
В случае если государственные (муниципальные) учреждения – арендаторы исчисляют НДС как налоговые агенты, расходы по уплате НДС следует отражать по КВР 852 в увязке с подстатьей 224 «Арендная плата за пользование имуществом (за исключением земельных участков и других обособленных природных объектов)» или подстатьей 229 «Арендная плата за пользование земельными участками и другими обособленными природными объектами»КОСГУ (п. 10.2.4, 10.2.9 Порядка № 209н).
Ответы на распространенные вопросы
Вопрос №1. Как в целях налогообложения доказать налоговым органам, какие денежные средства имели целевую направленность в деятельности бюджетного учреждения, а какие были направлены на ведение предпринимательской деятельности?
Именно для того, чтобы не возникало споров с контролирующими органами касательно данного вопроса, налоговые органы обязывают бюджетные учреждения вести раздельный учет доходов и расходов по бюджетной и коммерческой деятельности.
Вопрос №2. Какие расходы можно учесть для уменьшения налогооблагаемой базы по налогу на прибыль?
Налоговую базу можно уменьшить только на расходы, которые:
- обоснованы и экономически оправданы,
- подтверждены документально (бумаги оформляются в соответствии с законодательными нормами РФ),
- возникли в рамках коммерческой деятельности.
Существуют такие затраты, которые невозможно однозначно отнести к ведению предпринимательской деятельности, из таковых учитываться при уплате налога могут только расходы на коммунальные услуги, транспортное обеспечение административно-управленческого аппарата, услуги связи. Затраты должны быть учтена пропорционально доле средств, полученных от коммерческой деятельности в общем объеме средств.
Излишки имущества, выявленные в результате инвентаризации
При проведении инвентаризации возможны случаи выявления излишков имущества, которые подлежат оприходованию. В свою очередь, доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены в результате инвентаризации, признаются внереализационными доходами (п. 20 ст. 250 НК РФ). Исчерпывающий перечень доходов, не учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций, установлен ст. 251 НК РФ. Доходы в виде стоимости излишков материально-производственных запасов и прочего имущества, которые выявлены бюджетным учреждением в результате инвентаризации, в указанном перечне не поименованы, следовательно, подлежат учету при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций в составе внереализационных доходов (Письмо Минфина России от 05.03.2012 N 03-03-06/4/18).
Правила учёта бюджетных средств
Как и в частных фирмах, все операции и результаты деятельности в некоммерческих компаниях фиксируют бухгалтерскими проводками. Как и в коммерческих фирмах, бухгалтерские записи оформляют двойным методом: одновременно по дебету одного счёта и кредиту другого.
Счета бухучёта состоят из трёх групп:
- активных — где отражаются активы предприятия;
- пассивных — соответственно, для проведения пассивов;
- комбинированных или смешанных — для последовательной записи кредиторки и дебиторки и учёта финансовых результатов по активам и пассивам.
Кроме государственных и отраслевых законов, в организации бухгалтерского учёта бюджета нужно опираться на нормы Федеральных стандартов бухучёта (ФСБУ). Они также устанавливают базовые нормы для формирования и эффективного ведения учёта.
Федеральные стандарты бухучёта регулярно пересматривают. Некоторые из них пришли на замену Правилам ведения учёта. В 2022 году вступили в силу следующие ФСБУ:
- 25/2018 — для бухучёта аренды;
- 6/2020 — для ОС;
- 26/2020 — для капитальных вложений;
- 27/2021 — для бухгалтерских документов и документооборота.
Расчет и уплата налога на прибыль в бюджетном учреждении и заполнение декларации
Нарушения по налогу на прибыль в бюджетном учреждении имеют значительные последствия. Но размеры штрафов зависят от вида допущенной ошибки. Это может быть как просрочка со сдачей отчетности, так и методологическое нарушение учета доходов и расходов. Но самым тяжким преступлением является просрочка налогового платежа:
У казенных предприятий, согласно Приказу Минфина России от 1 декабря 2022 года № 157н «Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению», существует три вида финобеспечения, от которых зависит порядок расчета налога на прибыль в бюджетном учреждении.
Перечислен в бюджет налог на прибыль: проводка
Обоснование вывода:
Налоговым периодом по налогу на прибыль и налогу на имущество организаций признается календарный год (п. 1 ст. 285, п. 1 ст. 379 НК РФ). Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (п. 2 ст. 285, п. 2 ст. 379 НК РФ). Суммы указанных налогов определяются налогоплательщиком самостоятельно (п. 2 ст. 286, п. 3 ст. 376 НК РФ).
Таким образом, по общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить сумму указанных налогов по истечении налогового (отчетного) периода.
При ведении бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями Инструкции N 157н и Инструкции N 174н. Согласно п. 259 Инструкции N 157н, п. 130 Инструкции N 174н налоговые и иные обязательные платежи, начисленные в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, отражаются на счете 303 00 «Расчеты по платежам в бюджеты». Операции по начислению сумм налогов отражаются на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833) с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств (п. 131 Инструкции N 174н). В то же время в Инструкциях NN 157н, 174н нет указаний на конкретную дату, которой следует отражать в бухгалтерском учете начисление того или иного налога.
Таким образом, дата (момент) признания обязательств за налоговый период в бухгалтерском учете бюджетных учреждений в настоящее время нормативно не урегулирована.
Одним из вариантов отражения начислений налоговых платежей может быть способ, при котором первоначальное признание обязательства по уплате налога на прибыль и налога на имущество осуществляется на основании справки-расчета. При этом форма такого первичного документа, а также порядок предварительного расчета налоговых платежей должны быть закреплены в рамках формирования учетной политики учреждения (смотрите, например, п. 4 Методических рекомендаций по применению СГС «Учетная политика, оценочные значения и ошибки», доведенных письмом Минфина России от 31.08.2022 N 02-06-07/62480).
В бухгалтерском учете начисление налоговых платежей на основании справки-расчета осуществляется обычными записями:
Дебет 2 401 10 189 Кредит 2 303 03 731 — начисление налога на прибыль;
Дебет 0 401 20 291 Кредит 0 303 12 731 — начисление налога на имущество.
Очевидно, что при таком варианте отражения обязательств по налоговым платежам может возникнуть ситуация, при которой сумма налога, исчисленная на основании декларации, будет отличаться от суммы предварительного расчета. Вместе с тем какого-либо отдельного порядка для целей отражения в бухгалтерском учете подобных корректировок Инструкция N 174н не содержит. В связи с чем, на наш взгляд, корректировка ранее начисленных налоговых платежей может осуществляться стандартными корреспонденциями, предусмотренными для целей начисления налогов. При этом в случае увеличения суммы начисленного налога следует отразить доначисление по кредиту счета 303 00, а в случае уменьшения — аналогичную запись, но только методом «Красное сторно».
Такой подход обоснован тем, что при подобном варианте учета первоначально отражаются суммы на основании предварительного расчета, предусмотренного учетной политикой учреждения. Соответственно, речи об ошибки идти не может. В то же время конкретный порядок отражения налоговых платежей в бухгалтерском учете следует закрепить в рамках формирования учетной политики.
Учет налога на прибыль: проводки
Прошу дать рекомендацию по бухгалтерской проводке по начислению налога на прибыль с временного безвозмездного пользования банкоматом.Cитуация была прописана в вопросе, заданном Cистеме Главбух. Cм. далее:Прошу дать консультацию по исчислению налога на прибыль с временного безвозмездного пользования банкоматом, который размещен в здании учреждения.
Учреждение обеспечивает условия необходимые для его эксплуатации по договору о сотрудничестве с банком (сотрудники учреждения получают заработную плату с использованием карт банка, банкомат которого размещен в здании учреждения). Банкоматом могут пользоваться и посетители учреждения.Отвечает Ольга Трошина, эксперт горячей линии «Системы Главбух»24 января, 09:07В данной ситуации считаем, что следует исчислить налог на прибыль, поскольку получение банкомата в безвозмездное пользование (что должно быть прописано в соответствующем договоре) считается получением внереализационного дохода.В соответствии с п.
Счета для учёта уплаты налогов
Для отражения в учете операций по начислению, учёту и уплате налогов используются следующие счета:
- Счёт 19 отражает суммы НДС по приобретаемым организацией материальным ценностям: ОС, НМА, материально-производственным запасам.
- Счёт 68 учитывает все платежи по НДФЛ, налогам на недвижимость, транспортные средства, доходам от операций с ценными бумагами, добычи полезных ископаемых, экологическим сборам, сборам за использование природных ресурсов, и др.
- Счёт 69 служит для учета взносов на социальное страхование и обеспечение, медицинское страхование, взносов в Пенсионный фонд.
- Счёт 90 предназначен для учёта налоговых платежей, подлежащих возврату (возмещению) после реализации продукции, прежде всего НДС и акцизов.
- Счёт 91 используется для отражения НДС и акцизов, относящихся к реализованным материальным и нематериальным активам, находившимся на балансе предприятия.
- Счёт 99 служит для учёта убытков предприятия, к которым относится уплаченный налог на прибыль, пени, штрафы за нарушения порядка и сроков начисления и уплаты.
Подробнее — Статья об уплате различных налогов в бюджет.
Бухгалтерский учет налога на прибыль в «1С:Бухгалтерии 8»
Если доходность организации составила не более 15 миллионов рублей (квартал) за предшествующий налоговый период, то она имеет возможность уплачивать аванс по налогу на прибыль ежеквартально. Сумма рассчитывается из фактической величины дохода.
Если же предприятие имеет доходность, превышающую 15 млн руб., то ей надлежит перечислять авансовый платеж ежемесячно. Пример, как рассчитать налог на прибыль организации: специалист вычислит сбор на основании предполагаемого уровня доходов, спрогнозированного исходя из отчетных данных предшествующего квартала.
Доход — это поступления от основных видов финансово-хозяйственной деятельности учреждения. Доходом признается выручка предприятия от сторонних ресурсов. Такими источниками станут средства, полученные от арендованного имущества, предоставленных займов и проч.
Вот пример как считать налог на прибыль в 2020 году. При расчете платежа принимаются чистые доходы — без отчислений на добавленную стоимость, акцизных сборов и проч. К указанным доходам необходимо приложить сопроводительную документацию — платежные поручения, счета, учетные данные из книги доходов и расходов.
Расходы — это издержки, направленные на удовлетворение производственных, общехозяйственных и основных нужд организации (заработная плата, материалы, оборудование и проч.). Расходы бывают и косвенными, например, траты, направленные на погашение процентов по кредитам. Все издержки должны быть целесообразными и документально обоснованными.
Чтобы узнать величину чистой прибыли, доходы вычитают из расходов. Все расходы должны быть подтвержденными и экономически обоснованными. Для этого бухгалтер обязан корректно составлять и вести первичную и налоговую документацию. При расчете величины прибыли учитываются следующие издержки:
- производственные;
- общехозяйственные;
- представительские;
- транспортные;
- рекламные, но не более 1 % реализационной выручки;
- расходы на обучение и повышение квалификации персонала;
- проценты по займам и кредитам.
При исчислении налога на прибыль не учитываются следующие издержки:
- взносы в уставный капитал;
- пени и штрафы;
- имущество и денежные средства, переданные в расчет по кредитам и займам;
- аванс за товар или услугу;
- стоимость имущественных объектов, переданных безвозмездно и расходов на передачу;
- пенсионные надбавки;
- путевки на лечение и отдых сотрудников и проч.
Полный список расходов, которые не учитываются при расчете, приведен в ст. 270 НК РФ.
Особенности уплаты авансовых платежей бюджетными учреждениями
Налоговый и бухгалтерский учет имеют разные нормы в части принятия доходов и расходов. Так, например, некоторые виды расходов (доходов) могут приниматься в одном из учетов полностью и единовременно, а в другом — частями на протяжении нескольких периодов или вовсе исключены. В итоге между данными НУ и БУ возникают разницы временные и постоянные.
В данной статье Пикурен Вера — эксперт ВЦ Раздолье по автоматизации предприятий ОПК — расскажет о некоторых методических решениях, применяемых для автоматического заполнения Отчета об исполнении государственного оборонного заказа (ГОЗ) в соответствии с Постановлением правительства №543 в программе 1С:ERP.
Согласно статье 3 Закона об ОМС страховое обеспечение по ОМС — исполнение обязательств по предоставлению застрахованному лицу необходимой медицинской помощи при наступлении страхового случая и по ее оплате медицинской организации.
Казенные учреждения используют 109 счет, если у них имеется производство. Например, учреждения исполнения наказания.
Аналитический учет по субсчету 411 ведется также в разрезе видов деятельности и по направлениям использования прибыли. Направления использования прибыли, как правило, соответствуют п. 25 Положения N 641, определяющему направления использования сумм превышения доходов над расходами, остающихся в распоряжении бюджетной организации.
НК). Поэтому денежное выражение финансового результата (прибыли, убытка) в налоговом учете может отличаться от отражаемого в бухгалтерском учете.
Целевое финансирование
Основная особенность в ведении учета в НКО — наличие целевого финансирования ее деятельности.
Если НКО оказывает платные услуги, прибыль от которых идет на обеспечение основной деятельности, то учет по ней ведется практически так же, как в обычной организации.
А вот поступление, например, от членов СНТ или общественной организации — это уже членские взносы и особый порядок учета.
Главным отличием учета в НКО является принцип раздельного учета целевых поступлений и приносящей доход деятельности.
Движение средств должно быть прозрачным в первую очередь для источников финансирования организации. Ну и, конечно, для контролирующих органов.
План счетов некоммерческих организаций
Особенности разработки рабочего плана счетов в НКО связаны:
- с необходимостью детализированного учета поступления и использования целевого финансирования — средств, полученных на ведение уставной некоммерческой деятельности;
- необходимостью вести раздельный учет поступлений и расходов по некоммерческой деятельности и доходов и расходов по коммерческой деятельности, если такая деятельность ведется;
- выбором упрощенных способов ведения бухгалтерского учета, если НКО вправе их применять.
НКО утверждают рабочий план счетов в составе учетной политики организации (п. 4 ПБУ 1/2008). Его разрабатывают на основе утвержденного Минфином России Плана счетов с учетом Инструкции по его применению.
Укажите в нем полный перечень синтетических и аналитических (включая субсчета) счетов бухгалтерского учета, которые будете использовать.
При их выборе руководствуйтесь тем составом хозяйственных операций, которые осуществляете постоянно или намерены осуществлять в ближайшем будущем.
Так, например, к счету 86, на котором НКО отражают поступление и использование средств целевого финансирования, могут быть открыты субсчета для ведения учета в разрезе источников поступления целевых средств. А к субсчету, на котором отражаются пожертвования, можно предусмотреть субсчета по их целевому назначению.
Если ваша организация наряду с уставной некоммерческой деятельностью ведет и коммерческую деятельность, то к счетам учета затрат введите соответствующие субсчета (п. п. 1.1, 2.1.14 специальной части Рекомендаций по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в сельскохозяйственных потребительских кооперативах). Например, к счету 20 «Основное производство» можно открыть:
- субсчет 20-1 «Затраты по некоммерческой деятельности». К нему можно открыть субсчета второго и третьего порядка или организовать аналитический учет иным способом для отражения расходования целевых средств по каждой целевой программе в разрезе статей затрат;
- субсчет 20-2 «Затраты по коммерческой деятельности». К нему можно открыть субсчета второго и третьего порядка или организовать аналитический учет иным способом для отражения затрат по видам коммерческой деятельности в разрезе статей затрат.
Счет 68 активный или пассивный
Бухгалтерский счет 68 используется с целью обобщения данных по расчетам предприятия/ИП перед госбюджетом по налогам и обязательным сборам. Начисленные и подлежащие уплате суммы налогов отражаются по кредиту счета, а суммы перечислений в бюджет — по дебету.
Исходя из этого, возникает вопрос: счет 68 активный или пассивный? Поскольку у него может быть как кредитовое, так и дебетовое сальдо на конец отчетного периода, то счет является активно-пассивным. Разберемся далее подробно, что показывают обороты по дебету и кредиту счета и какой можно сделать вывод об итоговом сальдо, которое формируется на конец/начало отчетного периода.
Хозоперации по счету 68 отражаются в разрезе возникающих обязательств по уплате налогов. Учет обязательных страхвзносов, которые платятся в пользу госбюджета и контролируются налоговой, производится на счете 69.