Глава 4. Трудовые пенсии по инвалидности
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Глава 4. Трудовые пенсии по инвалидности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Данная форма — меры, которые разработаны и приняты государством с целью компенсировать получателям пенсии заработок (вознаграждение), которые они имели до того момента как была установлено негосударственное пенсионное обеспечение. Основываются данные правоотношения на договоре между НПФ и вкладчиком – потенциальным пенсионером и регулируются Федеральным законом «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 № 75-ФЗ.
Негосударственное пенсионное обеспечение
Негосударственное пенсионное обеспечение возможно только будущий получатель пенсии самостоятельно заключает договор с НПФ и регулярно производит пенсионные взносы.
Видами пенсионного обеспечения данной формы являются пенсии:
- по старости;
- по инвалидности;
- по случаю потери кормильца;
- устанавливаемые по иным основаниям, прописанным в законе или пенсионном договоре.
Что такое накопительная пенсия?
Накопительное пенсионное обеспечение — это вид дотации, формирующийся на основании ежемесячных взносов от работодателя, при условии, что гражданин трудится официально. До начала 2021 года эту форму пособия можно было выбрать и перечислить средства от материнского капитала.
Формирование размера пожизненной ренты зависело от объема выплат и доходов от инвестиционной деятельности. Накопительный вид был доступен только для лиц, рожденных до 1967 года и сделавших такой выбор до конца 15 года.
Люди 1966 года рождения и старше также обладают накоплениями, которые отчислялись в период 2002-2004 гг. Однако с 2005 года эти взносы были приостановлены на основании внесенных изменений в Законодательство Российской Федерации.
Выплаты производятся на добровольных началах в рамках участия в программе софинансирования и за счет формирования семейного капитала. Взносы от трудоустроенных граждан работодатель отчисляет в ПФР, но они поступают на счет только в фонд обязательного страхования обеспечения.
На заметку: законом установлено право получения пособия лично или через уполномоченное доверенностью лицо. Документы допускается оформить на любой период. Если время не указано, то срок действия составляет 12 мес.
При поступлении заявления от трудящегося об отказе в формировании накопительной части пособия, все ранее поступившие средства сохранятся. Однако человек не сможет забрать их из фонда раньше достижения установленного возраста. Произведенные выплаты также будут инвестироваться и увеличиваться.
После выхода на заслуженный отдых, гражданин обязан подать заявление и пройти процедуру назначения материальной поддержки. В Законодательстве также закреплена возможность по самостоятельному распоряжению средствами, т. е. выбирать страховую организацию.
Помимо обязательной накопительной части существует добровольный вид негосударственного пособия. Эти дотации формируются на основании личных отчислений в НПФ согласно заключенному договору между сторонами. Взносы также может делать работодатель, но в этом случае пособие принимает корпоративную форму.
К сведению: представители ряда профессий обладают возможностью единовременного получения нескольких пособий — государственной (за выслугу лет) и страховой части обеспечения (при выходе на заслуженный отдых).
Трудовая пенсия по старости представляет собой выплачиваемые ежемесячно государственные выплаты гражданам, достигшим установленного законодательством возраста и имеющим страховой стаж не менее пяти лет. Страховой стаж включает в себя все периоды трудовой или иной деятельности, осуществляемой лицом, в течение которых оно уплачивало страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Соответственно страховой стаж и трудовая деятельность – взаимосвязанные понятия, что позволяет установить право на трудовую пенсию, которая подразумевает под собой возмещение за труд исходя из страхового стажа. Надо сказать, что положение о том, что работник приобретает право на пенсию по старости, имея всего лишь пять лет страхового стажа, стало новеллой российского законодательства. До пенсионной реформы законодательство устанавливало в качестве основания для приобретения права на пенсию по возрасту 20 лет трудового стажа для женщин и 25 лет трудового стажа для мужчин.
В соответствии со ст. 2 Федерального закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия – это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации гражданам заработной платы или иного дохода, которые получали застрахованные лица перед установлением им трудовой пенсии либо утратили нетрудоспособные члены семьи застрахованных лиц в связи со смертью этих лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом «О трудовых пенсиях». Таким образом, как следует из данного законодателем определения трудовой пенсии, право на трудовую пенсию имеют те лица, которые застрахованы в системе обязательного пенсионного страхования. Статья 7 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливает перечень лиц, подлежащих страхованию в системе обязательного пенсионного страхования и вместе с этим имеющих право на назначение им трудовой пенсии. Какие именно категории лиц имеют право на получение трудовой пенсии, в том числе трудовой пенсии по старости, уже рассматривалось в этой работе в Главе 2 п. 2.2.
Вторым признаком трудовой пенсии, на который указывает законодательство, является периодичность этого вида выплат. Трудовая пенсия выплачивается, как было сказано, регулярно и с периодичностью один раз в месяц.
Основным гарантом пенсионного обеспечения в Российской Федерации выступает государство. Государство обеспечивает за счет перечислений из федерального бюджета финансирование базовой части трудовых пенсий. Пенсионный фонд РФ как государственный орган выполняет все функции по пенсионному обеспечению, в первую очередь функции по аккумулированию финансов, необходимых для выплаты пенсий. ПФР обеспечивает регулярную ежемесячную выплату, своевременную доставку и выплату пенсий в полном объеме.
Право на выплату трудовой пенсии возникает у мужчин по наступлении возраста 60 лет, у женщин по наступлении возраста 55 лет, за исключением тех случаев, когда право на трудовую пенсию по старости возникает на льготных основаниях, которые устанавливают право на трудовую пенсию для некоторых категорий лиц в возрасте моложе 60 и 55 лет соответственно.
В соответствии с законодательством инвалидом признается лицо, имеющее нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, результатом которых стали ограничение жизнедеятельности и необходимость социальной защиты лица. Данные расстройства могут быть вызваны как заболеваниями, так и последствиями травм либо иного рода дефектами здоровья. Данное понятие установлено ст. 1 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации». В этой же ст. 1 дается толкование понятия «ограничение жизнедеятельности», под которым подразумевается полная или частичная утрата лицом способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью. Признание лица инвалидом осуществляется органами медико-социальной экспертизы. Лицам, в установленном законодательством порядке признанным инвалидами, устанавливается одна из трех групп инвалидности, а ребенку (лицу до 18 лет) устанавливается категория «ребенок-инвалид».
Федеральный закон «О трудовых пенсиях» в ст. 8 конкретизирует понятие инвалидности, связывая его с ограничением способности к трудовой деятельности I, II или III степени. Наличие ограничения способности к трудовой деятельности является обязательным условием для назначения трудовой пенсии по инвалидности. Данное положение законодательства связано с предназначением трудовой пенсии по инвалидности, целью которой является компенсация гражданину способности к трудовой деятельности, утраченной в той или иной степени в результате расстройства здоровья. Наличие ограничения к трудоспособности и степень такого ограничения определяются путем проведения медико-социальной экспертизы, правом на проведение которой обладают органы медико-социальной экспертизы. Медико-социальная экспертиза представляет собой определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, и осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
На федеральные учреждения медико-социальной экспертизы возлагаются:
1) установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты;
2) разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов;
3) изучение уровня и причин инвалидности населения;
4) участие в разработке комплексных программ реабилитации инвалидов, профилактики инвалидности и социальной защиты инвалидов;
5) определение степени утраты профессиональной трудоспособности;
6) определение причины смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление мер социальной поддержки семье умершего.
В первую очередь речь идет о назначении пенсии (в том числе трудовой пенсии) по случаю потери кормильца. Принятые в результате проведенных освидетельствований решения органов медико-социальной экспертизы являются обязательными для исполнения всеми органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.
Пенсионное законодательство, которое действовало до принятия Федерального закона «О трудовых пенсиях», не предусматривало степеней ограничения к трудоспособности, а пенсия по инвалидности назначалась с применением критериев групп инвалидности – инвалидности I, II и III группы. В связи с этим п. 4 ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» установил положение, в соответствии с которым в период с 1 января 2002 г. до 1 января 2004 г. назначение трудовых пенсий по инвалидности лицам, имеющим инвалидность I, II или III группы, осуществлялось в соответствии с положениями законодательства, предусмотренными для лиц, имеющих ограничение способности к трудовой деятельности I, II или III степени.
Ограничение способности к трудовой деятельности I, II и III степени стало применяться учреждениями медико-социальной экспертизы после соответствующего предложения, внесенного Министерством труда и Пенсионным фондом РФ, изложенного в письме Минтруда РФ и ПФР РФ от 18 декабря 2003 г. № 9575-АО, ЛЧ-09-23/13281 «О порядке вынесения заключения о степени ограничения способности к трудовой деятельности».
С 1 января 2004 г. органы медико-социальной экспертизы по проводимым ими освидетельствованиям стали одновременно с установлением группы инвалидности выносить заключения об определении степени ограничения способности к трудовой деятельности. Понятие ограничения способности к трудовой деятельности определяется в приказе Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 22 августа 2005 г. № 355 «Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы». Пункт 8 этого приказа определяет, что способность к трудовой деятельности включает в себя:
1) способность человека к воспроизведению специальных профессиональных знаний, умений и навыков в виде продуктивного и эффективного труда;
2) способность человека осуществлять трудовую деятельность на рабочем месте, не требующем изменений санитарно-гигиенических условий труда, дополнительных мер по организации труда, специального оборудования и оснащения, сменности, темпов, объема и тяжести работы;
3) способность человека взаимодействовать с другими людьми в социально-трудовых отношениях;
4) способность к мотивации труда;
5) способность соблюдать рабочий график;
6) способность к организации рабочего дня (организации трудового процесса во временной последовательности).
В приложении к указанному приказу Министерства здравоохранения и социального развития устанавливаются критерии установления степеней ограничения способности к трудовой деятельности. В соответствии с данным приложением критерием установления I степени ограничения способности к трудовой деятельности является нарушение здоровья со стойким умеренно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к снижению квалификации, объема, тяжести и напряженности выполняемой работы, невозможности продолжать работу по основной профессии при возможности выполнения других видов работ более низкой квалификации в обычных условиях труда в следующих случаях: при выполнении работы в обычных условиях труда по основной профессии с уменьшением объема производственной деятельности не менее чем в два раза, снижением тяжести труда не менее чем на два класса; при переводе на другую работу более низкой квалификации в обычных условиях труда в связи с невозможностью продолжать работу по основной профессии.
Критерий установления II степени ограничения способности к трудовой деятельности определяется как нарушение здоровья со стойким выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, при котором возможно осуществление выполнения трудовой деятельности в специально созданных условиях труда, с использованием вспомогательных технических средств и (или) с помощью других лиц.
Критерий установления III степени ограничения способности к трудовой деятельности определяется как нарушение здоровья со стойким значительно выраженным расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к полной неспособности к трудовой деятельности, в том числе в специально созданных условиях, или когда трудовая деятельность полностью противопоказана.
Порядок обращения за трудовой пенсией
Граждане могут обращаться за назначением пенсии в любое время после возникновения права на нее без каких- либо ограничений по времени.
Заявление о назначении трудовой пенсии подается в территориальный орган ПФР по месту жительства. Его можно подать лично, либо через своего законного представителя (доверенное лицо), либо по почте. В последнем случае днем обращения за трудовой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления.
Граждане Российской Федерации, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства на территории РФ, подают заявление о назначении трудовой пенсии в территориальный орган ПФР по месту своего пребывания.
Граждане, не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания, – в территориальный орган ПФР по месту своего фактического проживания.
Граждане РФ, выехавшие на постоянное место жительство за пределы России и не имеющие подтвержденного регистрацией места жительства и места пребывания в России, – непосредственно в Пенсионный фонд России.
Документы, необходимые для назначения трудовой пенсии по старости:
- паспорт (для граждан РФ) или вид на жительство (для иностранных граждан);
- документы, подтверждающие страховой стаж. Основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица (до 2001 года), является трудовая книжка. Периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются сведениями индивидуального (персонифицированного) учета. Гражданам, у которых трудовой путь начался после 2001 года, назначение пенсии специалисты Пенсионного фонда России смогут проводить без трудовой книжки, только на основании сведений персучета.
При отсутствии трудовой книжки, а также когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим надень возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, которые выдают работодатели или соответствующие государственные (муниципальные) органы, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.
Если гражданин, имеющий средства пенсионных накоплений, впервые обращается за назначением трудовой пенсии по старости, при желании ему одновременно могут назначить страховую часть трудовой пенсии и определить право на вид выплаты средств пенсионных накоплений. Заявления будут разные, но гражданин может подать их как одновременно, так и в разное время.
Заявление о назначении накопительной части трудовой пенсии по старости или срочной пенсионной выплаты при условии наличия всех необходимых документов рассматривается не позднее чем через 10 дней со дня приема этого заявления, а заявление о назначении единовременной выплаты – в течение месяца. По результатам рассмотрения выносится решение о назначении соответствующей выплаты или об отказе с обоснованием причин.
Единовременная выплата средств пенсионных накоплений производится в срок, не превышающий два месяца со дня принятия решения. А срочная выплата и выплата накопительной части – в срок, не превышающий один месяц. Если у гражданина пенсионные накопления находятся в негосударственном пенсионном фонде, то за их назначением необходимо обращаться туда.
Территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации может принять заявление о назначении трудовой пенсии по старости и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.
Документы, необходимые для назначения трудовой пенсии по инвалидности:
- паспорт (для граждан РФ) или вид на жительство (для иностранных граждан);
- документы, подтверждающие страховой стаж;
- документы, подтверждающие установление группы инвалидности.
Выписку из акта освидетельствования медико-социальной экспертизы гражданина, признанного инвалидом, федеральное государственное учреждение медико-социальной экспертизы направляет в территориальный орган ПФР в трехдневный срок со дня принятия решения о признании гражданина инвалидом.
Документы, необходимые для назначения трудовой пенсии по случаю потери кормильца:
- паспорт (для граждан РФ) или вид на жительство (для иностранных граждан);
- документы о смерти кормильца. В качестве документа, подтверждающего факт смерти и дату смерти гражданина, принимается свидетельство о смерти. В качестве документа, подтверждающего признание гражданина безвестно отсутствующим или объявление его умершим, принимается решение суда;
- документы, подтверждающие родственные отношения с умершим кормильцем: свидетельство о рождении, свидетельство об усыновлении, свидетельство о браке, свидетельство о расторжении брака, копия записи акта гражданского состояния, справки жилищных органов или органов местного самоуправления, справки территориальных органов Федеральной миграционной службы и другие документы, содержащие требуемые сведения, а в необходимых случаях – решение суда об установлении данного факта.
Максимально полно функции пенсий по старости рассмотрел Шайхатдинов В. Ш. Она призвана исполнять функции, посредством которых воздействует на экономику, социальную область, идеологию и политику, демографию, человеческое поведение. Данное воздействие имеет комплексный характер, поэтому выделение отдельных функций можно считать условным.
В первую очередь важно обратить внимание на экономическую функцию пенсии, которая включает обеспечительный и производственный аспекты.
Обеспечительный аспект заключается в том, что пенсия представляет собой основной (один из основных) источников средств для существования пожилого человека. Ее можно считать средством для удовлетворения определенных потребностей и поддержания жизни.
Производственный аспект экономической функции состоит в положительном воздействии пенсионного обеспечения на экономику. По причине многоплановости этого аспекта, его разделяют еще на несколько подфункций.
Стимулирующая подфункция состоит в механизме мотивации, которая побуждает человека выполнять работу с особыми условиями труда, получать более высокие заработки. В связи с этим, в будущем человек получает право на досрочное пенсионное обеспечение, получение пенсии в более высоком размере.
Еще одна подфункция заключается в смене трудовых поколений, что характеризуется выявлением значения пенсий в выводе из процесса производства пожилых работников и замещением их на более молодых. Данная подфункция основана на правовых нормах, касающихся общих условий назначения пенсии, назначения льготных пенсий, досрочных пенсий безработным гражданам. С помощью данной подфункции происходит движение персонала на предприятиях с сохранением определенной преемственности.
Производственная функция пенсии также рассматривается с позиции ее значения как средства перераспределения трудовых ресурсов, которое происходит между отраслями экономики и внутри них. Здесь речь идет о переходе сотрудников, для которых назначена пенсия, из отраслей с тяжелыми, опасными и вредными условиями труда в те отрасли, для которых характерны более легкие и безопасные условия труда.
Социальная функция предназначена для предупреждения, смягчения или устранения негативных последствий, которые связаны с достижением человеком пенсионного возраста. В ее составе отдельно рассматриваются защитная и компенсационная подфункция. Первая из них заключается в защите пожилых работников от угрозы безработицы, бедности, заболеваний, инвалидности и др.
Посредством пенсии пожилые люди могут оставлять работу, достойно существовать, удовлетворять базовые потребности, включая те, которые связаны с охраной здоровья (например, приобретение лекарственных препаратов, рациональное питание и др.).
Компенсационная подфункция состоит во взаимосвязи суммы пенсии и размера заработка работника до момента назначения пенсии, а также суммы пенсии и снижения ее реальной стоимости по причине роста цен на потребительскую продукцию и услуги.
В первой ситуации рассматривается компенсация утраченного заработка через механизм исчисления пенсии. Во второй имеют в виду индексацию пенсий.
Особо выделяется компенсирующая роль пенсий по старости на работах, которые связаны с особыми условиями труда (например, работа на Крайнем Севере, работа граждан, которые подверглись воздействию радиации.
Политическая функция рассматривает пенсию в качестве важного инструмента государственной социальной политики. С ее помощью предотвращается дальнейшее снижение уровня жизни населения, улучшается материальное положение различных групп и слоев общества, снижается рост социальной напряженности в нем.
Социально-психологическая функция отражает значение пенсионного обеспечения в рамках появления у пожилых людей уверенности в завтрашнем дне, включая чувство социальной защищенности. Особенную роль эта функция начала играть в период проведения в нашей стране экономической реформы, предполагающей негативные последствия, которые касаются пожилых людей.
Демографическая функция заключается в воздействии данной категории на смену поколений. Посредством пенсий осуществляется относительно безболезненный переход граждан среднего поколения в категорию старшего поколения. Функция направлена на замещение пожилых сотрудников более молодыми, что существенно минимизирует противоречия поколений и гармонизирует взаимоотношения поколений в семьях.
Федеральный закон о трудовых пенсиях в Российской Федерации
Долгое время в России активно использовался исключительно ФЗ РФ о трудовых пенсиях в Российской Федерации от 17.12.2011 173-ФЗ. Закон регламентировал порядок пенсионных начислений, пенсионный возраст и прочие важные моменты для государственного обеспечения относительно беззаботной старости.
В 2013 году пенсионная система России и всех ее федеративных регионов претерпела существенных изменений, и уже с января 2015 года ФЗ No173, регламентирующий порядок внесения трудового стажа и соответствующих начислений, используется только в крайних вариациях. Его, почти полностью, заменил новый законопроект: ФЗ РФ 400, регламентирующий порядок страховых пенсий, принятый в декабре 2013.
Новый правительственный проект полностью сменил понятия: если ранее для пенсионных начислений государственные органы руководствовались исключительно трудовым стажем, то уже сегодня он не имеет такого значения, теперь учитывается страховой, т.е. периоды, когда гражданин РФ делал взносы в ПФР (учитываются страховые отчисления). Предлагаем углубиться в основные тезисы и понятия.
Повышение пенсий сельских пенсионеров
С 2019 года жители села имеют право на повышенную фиксированную выплату к страховой пенсии по старости или по инвалидности. Право на 25-процентную надбавку к фиксированной выплате предоставляется при соблюдении трех условий: наличие не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве, проживание на селе и отсутствие оплачиваемой работы.
Прибавка к пенсии сельских пенсионеров с 1 января 2019 года составляет 1,3 тыс. рублей в месяц, у получателей пенсии по инвалидности, имеющих третью группу, — 667 рублей в месяц.
Специально обращаться в Пенсионный фонд России за перерасчетом пенсии не требуется, он происходит автоматически по сведениям выплатного дела. При этом пенсионер вправе в любое время представить документы, необходимые для перерасчета.
При подсчете стажа, дающего сельским пенсионерам право на повышенную фиксированную выплату, учитывается работа в колхозах, совхозах и других сельскохозяйственных предприятиях и организациях при условии занятости в животноводстве, растениеводстве и рыбоводстве. Например, в качестве агрономов, трактористов, ветеринаров, пчеловодов и др. — всего более 500 профессий .
Работа, которая выполнялась до 1992 года в российских колхозах, машино-тракторных станциях, межколхозных предприятиях, совхозах, крестьянских хозяйствах, сельскохозяйственных артелях, включается в сельский стаж вне зависимости от наименования профессии, специальности или занимаемой должности.
Источники права социального обеспечения – акты, содержащие нормы права, касающиеся регулирования вопросов социального обеспечения.
Система источников – совокупность нормативных актов, регулирующих отношения в сфере социального обеспечения.
Система источников права социального обеспечения:
А) Конституция РФ, закрепляющая, что каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность;
б) международные акты:
– Всеобщая декларация прав человека;
– Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
– Европейская конвенция о социальном обеспечении;
– Конвенция «О правах ребенка»;
– Соглашение стран СНГ «О гарантиях прав граждан государств – участников СНГ в области пенсионного обеспечения» и др.;
в) Федеральные законы:
– «Об обязательном пенсионном страховании в РФ», который устанавливает организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ;
– «Об основах социального обслуживания населения в РФ», который устанавливает основы правового регулирования в области социального обслуживания населения в РФ;
– «О социальной защите инвалидов в РФ», который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов в РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией РФ, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами РФ;
– «О медицинском страховании граждан в РФ», который направлен на усиление заинтересованности и ответственности населения и государства, предприятий, учреждений, организаций в охране здоровья граждан в новых экономических условиях и обеспечивает конституционное право граждан РФ на медицинскую помощь и др.;
г) подзаконные акты:
1) Указы Президента РФ: «О размере пособия по временной нетрудоспособности»; «О Фонде социального страхования»; «О мерах по социальной поддержке отдельных категорий граждан»; «О дополнительных мерах по социальной защите беременных женщин и женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, уволенных в связи с ликвидацией организации» и т. д.;
2) постановления Правительства РФ: «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения и социального развития РФ»; «О социальной поддержке граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и др.;
3) иные нормативные акты: постановление Минтруда РФ «Об утверждении порядка установления стажа работы при утрате документов в результате чрезвычайных ситуаций»; Приказ Мин-здравсоцразвития России «Об утверждении формы индивидуальной программы реабилитации инвалида, выдаваемой федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы».
Федеральный закон РФ от 17 декабря 2001 г. № 173-Фз «о трудовых пенсиях в РФ» определяет, что им в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии.
Федеральный закон состоит из 7 глав (32 статей).
Глава 1 «Общие положения»:
1) дает понятия:
– трудовой пенсии;
– страхового стажа;
– расчетного пенсионного капитала;
– установления трудовой пенсии;
– индивидуального лицевого счета;
– специальной части индивидуального лицевого счета;
– пенсионных накоплений;
– ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости;
2) определяет круг лиц, имеющих право на получение трудовой пенсии, а также виды и структуру трудовых пенсий.
Глава 2 «Условия назначения трудовых пенсий» закрепляет те юридические факты, которые необходимы для назначения лицу трудовой пенсии по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца.
Глава 3 «Страховой стаж» регламентирует:
– периоды, входящие в страховой стаж;
– правила подсчета и порядок подтверждения страхового стажа;
– порядок исчисления страхового стажа.
Глава 4 «Размеры трудовых пенсий» определяет порядок расчета базовой части, страховой части, накопительной части (для трудовых пенсий по старости и инвалидности) и базовой части, страховой части(для пенсий по случаю потери кормильца).
Глава 5 «Назначение, перерасчет размеров, выплата и доставка трудовых пенсий» раскрывает:
– порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий;
– сроки назначения трудовой пенсии;
– сроки перерасчета размера трудовой пенсии;
– случаи приостановления и возобновления выплаты трудовой пенсии;
– случаи прекращения и восстановления выплаты трудовой пенсии;
– сроки выплаты и доставки трудовой пенсии;
– ответственность за достоверность сведений, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии;
– удержания из трудовой пенсии.
Глава 6 «Порядок сохранения и конвертации (преобразования) ранее приобретенных прав» регламентирует вопросы:
– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии;
– сохранения права на досрочное назначение трудовой пенсии отдельным категориям граждан;
– суммирования стажа на соответствующих видах работ и снижения возраста, дающего право на трудовую пенсию по старости, лицам, работавшим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
– оценки пенсионных прав застрахованных лиц.
Глава 7 «Порядок введения в действие настоящего.
Федерального закона» указывает что, настоящий Федеральный закон вступил в силу с 1 января 2002 г. Сохраняются действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона условия и нормы установления пенсий космонавтам и летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. Указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав космонавтов и лет-но-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.
Глава II. Условия назначения трудовых пенсий (статьи 7-9)
Если человек имеет стаж, то ему выплачивается такой вид. Однако сумма выплат не зависит от ограниченности к труду или самообслуживанию.
В случае отказа от формирования накопительной пенсии все ранее сформированные пенсионные накопления граждан сохраняются: они продолжают инвестироваться и будут выплачены в полном объеме, когда граждане получат право выйти на пенсию и обратятся за ее назначением. Кроме того, застрахованные лица по-прежнему вправе распоряжаться своими пенсионными накоплениями и выбирать, кому доверить управление ими.
Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о проверке конституционности положений части 1 статьи 3 в связи с отсутствием правового обоснования позиции заявителя со ссылкой на нормы Конституции РФ см. определение Конституционного Суда РФ от 05.11.2003 N 343-О.
Право на нее имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при наличии необходимого страхового стажа и минимальной суммы пенсионных баллов (с учетом переходных положений пенсионного законодательства). Отдельные категории граждан могут получить право на страховую пенсию раньше.
Мнение эксперта
Давыдов Александр Юрьевич
Консультант по вопросам гражданского права с 20-летней практикой. Автор множества статей на юридическую тематику
В соответствии со статьей 7 ФЗ право на выплаты по старости имеют мужчины, которые достигли возраста 60 лет, и женщины, которым исполнилось 55 лет. Кроме этого, она выплачивалась при наличии стажа работы не менее 5 лет.
Современный Федеральный закон «О страховых пенсиях» № 400-ФЗ в значительной мере ужесточил требования к претендентам на получение денег. Так, в ходе пенсионной реформы увеличился пенсионный возраст на 5 лет, а также значительно возросли требования к страховому стажу.
Кроме этого, основанием для назначения пенсии также является такой параметр, как ИПК, значение которого влияет и на размер выплат.
В целом же переходный период продлится в той или иной форме до 2028 года. На время его действия требования для получения обеспечения будут возрастать поэтапно.
Расчетный пенсионный капитал
-----------------------------¬
¦Расчетный пенсионный капитал¦
L--------------TT-------------
------------------L--------------¬
¦/ ¦/
-----------------+----------------¬---------------+---------------¬
¦ Начальный пенсионный капитал, ¦¦Общая сумма страховых взносов,¦
¦приобретенный до 1 января 2002 г.¦¦ уплаченных с 1 января 2002 г.¦
¦ ¦¦ до выхода на пенсию ¦
L----------------------------------L-------------------------------
Рис. 3
Расчет начального пенсионного капитала производится по правилам исчисления трудовых пенсий, которые применялись накануне реформы, исходя из трудового стажа и среднего заработка за определенный период.
Расчетный пенсионный капитал до дня назначения пенсии подлежит регулярной индексации и зависит:
- от роста цен за определенный период:
- ежеквартально с 1 февраля, 1 мая, 1 августа, 1 ноября — при росте цен за каждый календарный квартал не менее чем на 6%;
- раз в полгода с 1 августа, 1 февраля — при меньшем уровне роста цен, но не менее 6% за каждое полугодие;
- раз в год с 1 февраля — в случае роста цен за соответствующее полугодие менее чем на 6%;
- от годового индекса роста среднемесячной заработной платы и индекса роста доходов Пенсионного фонда РФ, направляемых на выплату страховой части трудовых пенсий в расчете на одного пенсионера с 1 апреля: в случае если индекс роста среднемесячной заработной платы в РФ превысит общий коэффициент произведенной индексации страховой части в течение года (не должно превышать индекса роста доходов Пенсионного фонда РФ в расчете на одного пенсионера).
Нетрудно заметить, что чем больше сумма расчетного пенсионного капитала и меньше количество месяцев ожидаемого периода выплаты пенсии по старости, тем выше страховая часть пенсии по старости, и наоборот.
Пример. Расчетный пенсионный капитал составляет 150 тыс. руб., а ожидаемый срок выплаты пенсии 144 мес. (такой срок предусмотрен для граждан, которым пенсия по старости установлена до 1 января 2002 г., а также тех граждан, которым она была назначена впервые в 2002 г.). Страховая часть пенсии (СЧ) в этом случае составит 1041 руб. 67 коп. (150 000 / 144). Если пенсия будет устанавливаться в 2005 г., когда ожидаемый период выплаты пенсии увеличится до 162 мес., то при том же расчетном пенсионном капитале страховая часть трудовой пенсии по старости составит 926 руб. (150 000 / 162).
Согласно ст. 20 Закона о пенсионном страховании расчетный пенсионный капитал с 1 января 2002 г. до выхода на пенсию формируется из общей суммы поступивших в Пенсионный фонд РФ страховых взносов на основании данных индивидуального (персонифицированного) учета, подтвержденных данными органов Федерального казначейства Минфина России.
Отсюда следует, что после 1 января 2002 г. расчетный пенсионный капитал застрахованного лица формируется из страховых взносов, уплаченных за него. Следовательно, размер страховой части трудовой пенсии находится в прямой зависимости от суммы поступивших в бюджет Пенсионного фонда РФ страховых взносов за весь период трудовой деятельности работника. Соответственно, неуплата и (или) частичная уплата страхователем страховых взносов на обязательное пенсионное страхование при установлении трудовой пенсии приведет к занижению размера ее страховой части.
Необходимо обратить внимание на то, что пенсионные накопления формируются не у всех застрахованных лиц.
В начале пенсионной реформы пенсионные накопления формировались только у тех, кому на момент начала реформы оставалось до пенсии 10 лет и более: у мужчин 1953 г. рождения и моложе, у женщин 1957 г. рождения и моложе. Этой категории застрахованных лиц взносы на накопительную часть отчислялись в течение 2002 — 2003 гг. С 2004 г. им отчислялись все 14% на страховую часть, а накопительная часть осталась только у лиц 1967 г. рождения и моложе.
Размер страховой части трудовой пенсии по старости также подлежит индексации:
с 1 февраля 2002 г. в размере 1,065;
с 1 августа 2002 г. в размере 1,09;
с 1 апреля 2003 г. в размере 1,126;
с 1 августа 2003 г. в размере 1,08;
с 1 апреля 2004 г. в размере 1,09;
с 1 августа 2004 г. в размере 1,0628;
с 1 августа 2005 г. в размере 1,06, дополнительно — 1,048;
с 1 апреля 2006 г. в размере 1,063;
с 1 августа 2006 г. в размере 1,062.
В 2007 г. предусматривается дополнительное увеличение страховой части трудовой пенсии на 9,2% с 1 апреля.
Накопительная часть может устанавливаться не ранее назначения пенсии по старости. Получателям пенсий по инвалидности — по достижении ими общеустановленного пенсионного возраста, даже если они не захотят переходить на пенсию по старости.
При установлении пенсии по случаю потери кормильца накопительная часть не назначается.
Если кормилец умер до назначения ему накопительной части трудовой пенсии, пенсионные накопления умершего выплачиваются единовременно его родственникам. В первую очередь детям, супругу (супруге) и родителям поровну. В их отсутствие — братьям, сестрам, бабушкам, дедушкам, внукам (также поровну).
Застрахованное лицо вправе подать заявление в территориальное отделение Пенсионного фонда Российской Федерации о выплате суммы пенсионных накоплений в случае его смерти, определив, кому и в каких долях должна выплачиваться эта сумма. В заявлении можно указать любых лиц, в том числе и конкретных родственников.
Правила расчета размера накопительной части (НЧ) трудовой пенсии аналогичны определению размера страховой части трудовой пенсии по старости. Для этого нужно разделить сумму пенсионных накоплений (ПН), отраженных в специальной части лицевого счета застрахованного лица, на ожидаемый период выплаты пенсии (Т):
НЧ = ПН / Т.
По законодательству ожидаемый период выплаты накопительной части трудовой пенсии будет определяться несколько иначе, чем для расчета страховой части, и может от него отличаться. Он устанавливается для каждой возрастной группы застрахованных лиц, которым накопительная часть трудовой пенсии будет назначаться или пересчитываться. Предусматривается и его последующая периодическая корректировка с учетом изменения средней ожидаемой продолжительности жизни граждан в различных возрастах. Этот порядок будет определен в отдельном законе.
Для оценки будущего размера накопительной части пенсии вполне можно использовать имеющийся в Законе нормативный ожидаемый период выплаты пенсии по старости — 228 мес. (19 лет).
Пенсионные накопления формируются из сумм взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии и сумм инвестиционного дохода, полученного от их размещения на рынке ценных бумаг. Для участников накопительной системы 1967 г. рождения и моложе ставка таких взносов составляет 4% заработка. Величину инвестиционного дохода, начисленного на индивидуальный лицевой счет, Пенсионный фонд сообщает каждому застрахованному лицу до 1 сентября ежегодно, начиная с 2004 г.
Пенсионный капитал формируется из сумм взносов на финансирование страховой части трудовой пенсии. Для старшего поколения застрахованных лиц ставка таких взносов составляет 14% заработка. Для более «молодых» ставка уменьшается на тариф отчислений в накопительную систему. Для тех, кто родился в 1967 г. и позднее, — 14% — 4% = 10% заработка.
Чтобы сумма пенсионного капитала не обесценилась, она индексируется в том же порядке, что и страховая часть трудовой пенсии.
Но для граждан, которые работали до введения персонифицированного учета, пенсионные накопления будут минимальны, и, соответственно, размер пенсии будет увеличен несущественно. Поэтому пенсионерам 1967 г. рождения и старше денежные средства, которые учитываются у остальных пенсионеров на счете пенсионных накоплений, будут учитываться в пенсионном капитале.
Накопительная часть трудовой пенсии определяется величиной пенсионных накоплений, которые формируются не только из части сумм страховых взносов, уплаченных работодателем. Их итоговый объем в немалой степени зависит и от выбора управляющей компании или негосударственного пенсионного фонда, размещающих пенсионные средства граждан на рынке ценных бумаг.
После назначения пенсии размер ее накопительной части подлежит ежегодной индексации или перерасчету для работающих пенсионеров с учетом доходов, полученных от инвестирования средств пенсионных накоплений, и изменения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости. Часть страховых взносов, направляемых на формирование пенсионных накоплений, — 4% и зависит от возраста застрахованного.
С 2004 г. накопительная часть отчисляется гражданам 1967 г. рождения и моложе. Средства пенсионных накоплений не могут расходоваться на выплату текущих пенсий. Размеры страховой и накопительной частей трудовой пенсии напрямую зависят от величин пенсионного капитала и пенсионных накоплений, сформированных ко дню назначения пенсии.
Что касается лиц 1967 г. рождения и моложе, для них предусмотрены следующие изменения. В 2005 — 2007 гг. сохраняется размер отчислений в накопительную часть в размере 4% от базы для начисления взносов. Начиная с 2008 г. в страховую часть пенсии работодатели будут перечислять 8%, а в накопительную — 6%.
Рассмотрим порядок расчета на примере.
Пример. Женщина родилась в 1970 г. Допустим, что размер отчислений в накопительную часть составит 6%, а расчет начнем с 2005 г. (без учета сумм, уплаченных в 2002 — 2004 гг.). Суммы облагаемых доходов женщины в месяц составляют 15 тыс. руб.
За 20-летний период работы в накопительной части пенсии окажется 6% за счет работодателя, или 216 тыс. руб. (900 руб. в мес. x 20 лет x 12 мес.).
Исходя из средней продолжительности жизни женщины — 74 года — срок дожития составляет 19 лет. Следовательно, пенсия за счет накопительной части составит:
216 000 руб. : 19 лет : 12 мес. = 947 руб.
При этом допустим, что и доходы, и размер отчислений будут расти одинаковыми темпами. Кроме того, определенные суммы будут получены за счет инвестиционных доходов, например в размере 10%. С учетом этих обстоятельств накопительная часть пенсии составит 1042 руб.
Предположим, что базовая часть пенсии к моменту выхода женщины на пенсию (к 2025 г.) составит 1000 руб.
Допустим, что за счет страховой части будет получена такая же часть пенсии, как за счет накопительной части (на это будет влиять еще и общий стаж работы).
Общий размер пенсии в месяц составит:
1042 руб. + 1042 руб. + 1000 руб. = 3084 руб.
Индексация накопительной части трудовой пенсии производится ежегодно с 1 июля года, следующего за годом, на который приходится назначение или перерасчет пенсии с учетом:
- доходов от инвестирования за прошлый год,
- изменения ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости.
В данной публикации были разъяснены общие принципы определения размера трудовой пенсии в новой пенсионной системе. Однако особое внимание стоит уделить определению «стартового» пенсионного капитала по состоянию на момент начала реформы, а также вопросам подтверждения и реализации права на выбор наиболее выгодного варианта его определения.
Кроме пенсий и пособий, государством предусмотрены отдельные фиксированные выплаты для некоторых категорий граждан. Они призваны социально защитить этих людей в период нетрудоспособности.
К ним относятся:
- дополнительные выплаты пенсионерам, если их пособия не дотягивают до принятого в регионе их проживания минимального уровня жизни;
- доплаты героям России и СССР, узникам концлагерей, ветеранам войн и т. д.;
- набор социальных услуг для льготников, стоимость которых они могут компенсировать денежными средствами;
- материнский капитал, который получает семья, если в ней родился второй ребенок или последующие дети и т.д.
Таким образом, пенсионное обеспечение в нашей стране – это не только пособия, которые начисляются пожилым людям, но и целая система материальной поддержки большого количества нетрудоспособных граждан.
Начатую в 2019 году реформу пенсионной системы планируется завершить к 2028 году. До этого времени будет длиться так называемый переходный период, в течение которого намечен перерасчет социальных выплат в сторону их увеличения.
Повышение возраста будет происходить постепенно. Это касается и мужчин, и женщин. Увеличение возраста можно представить в виде следующей таблицы:
Год |
Мужчины |
Женщины |
2019 |
60,5 лет (+6 мес.) |
55,5 (+6 мес.) |
2020 |
61,5 лет (+1,5 года) |
56,5 лет (+1,5 года) |
2021 |
63 года (+3 года) |
58 лет (+3 года) |
2022 |
64 года (+4 года) |
59 лет (+4 года) |
2023 |
65 лет (+5 лет) |
60 лет (+5 лет) |
Многие граждане встретили пенсионную реформу с неодобрением. Судя по отзывам в интернете, прошедшим массовым акциям протеста и данным статистических агентств, далеко не всем понравилась выбранная руководством страны стратегия и необходимость работать лишние 5 лет даже при том условии, что впоследствии уровень выплат будет выше. При этом нового повышения пенсионного возраста на сегодняшний день не планируется.