ПО ВИДАМ ПРОИСШЕСТВИЙ И ПРИЧИНАМ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПО ВИДАМ ПРОИСШЕСТВИЙ И ПРИЧИНАМ НЕСЧАСТНОГО СЛУЧАЯ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


По закону за вред причиненный ребенку до 14 лет ответственны родители. Но за травму, полученную в школе и закрепленной за ней территорией (школьном дворе), отвечает школа. Образовательное учреждение обязано контролировать поведение учеников на уроках, в группе продленного дня и за пределами школы (на выездных мероприятиях и экскурсиях под контролем учителя).

Кто понесет наказание?

Несчастные случаи в школе носят различный характер. Ребенок может просто поскользнуться на лестнице при входе в школу и сломать ногу. Подросток — получить травму, став сам зачинщиком драки, не рассчитав свои силы. Можно же просто оказаться не в том месте и не в том время, получив по затылку дверью, которая неожиданно откроется. За каждый из данных случаев перед родителем пострадавшего в первую очередь отвечать будет руководитель учебного заведения. Однако виновником происшествия может быть признан дежурный учитель, допустивший ЧП. Наравне с ним к ответу могут быть призваны родители ребенка, учинившего драку и покалечившего других детей. Решением комиссии или суда с родителей может быть потребована материальная компенсация за моральный и физический вред.

Создание комиссии по расследованию несчастного случая

При расследовании несчастного случая в образовательной организации незамедлительно должна быть создана комиссия. При этом порядок создания комиссии, состав и срок расследования несчастного случая зависят от того, какой несчастный случай расследуется.

Так, если расследовать предстоит несчастный случай, в результате которого обучающийся получил легкие повреждения здоровья, комиссия создается руководителем организации и ее состав утверждается его распорядительным актом.

Комиссия должна состоять как минимум из трех человек:

1) руководитель (лицо, его замещающее) организации, возглавляющий комиссию;

2) специалист по охране труда или лицо, на которое руководителем организации возложены обязанности специалиста по охране труда, прошедшее обучение по вопросам охраны труда;

3) представитель выборного органа первичной профсоюзной организации обучающихся (при наличии) и (или) иного представительного органа обучающихся образовательной организации.

Расследование несчастного случая, произошедшего с обучающимся, получившим легкую травму, проводится комиссией в течение трех календарных дней с момента происшествия.

При расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая либо несчастного случая со смертельным исходом комиссия по расследованию несчастного случая создается учредителем и ее состав утверждается распорядительным актом учредителя.

Комиссию возглавляет руководитель учредителя или уполномоченное им лицо.

В состав комиссии также включаются специалист по охране труда и представитель профсоюза или иного представительного органа обучающихся.

При этом в состав комиссии могут быть включены по согласованию представители Минобразования (если только данное ведомство не является учредителем образовательной организации) и Профессионального союза работников народного образования и науки РФ.

Обратите внимание: лица, непосредственно проводившие учебные занятия (мероприятия) и (или) осуществлявшие контроль за безопасным проведением данных учебных занятий (мероприятий), во время которых произошел несчастный случай с обучающимся, не включаются в состав ни той, ни другой комиссии.

Расследование группового (тяжелого) несчастного случая проводится комиссией в течение 15 календарных дней с момента происшествия.

При необходимости проведения дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая срок расследования может быть продлен распорядительным актом руководителя или учредителя с учетом изложенных председателем комиссии причин продления до 30 календарных дней.

Каждый совершеннолетний пострадавший (его законный представитель или иное доверенное лицо) и его родитель (законный представитель) имеют право на личное участие в расследовании несчастного случая (без включения в состав комиссии), а также на ознакомление с материалами расследования.

Несчастный случай, о котором не было своевременно сообщено руководителю организации или в результате которого утрата обучающимся здоровья наступила не сразу, расследуется комиссией в соответствии с квалификацией несчастного случая по заявлению совершеннолетнего пострадавшего (представителя или доверенного лица), родителя (законного представителя) несовершеннолетнего пострадавшего в течение одного месяца со дня поступления указанного заявления в организацию. При этом срок подачи такого заявления не ограничен.

Порядок работы комиссии

Комиссия организации, осуществляющей образовательную деятельность, по расследованию несчастного случая обязана:

  • получить письменное объяснение от пострадавшего (по возможности), должностного лица, проводившего учебное занятие (мероприятие), во время которого произошел несчастный случай, лица, которое должно было обеспечить соблюдение безопасных условий проведения учебного занятия (мероприятия);

  • составить протокол опроса очевидцев несчастного случая, должностного лица, проводившего учебное занятие (мероприятие) в организации (рекомендуемый образец приведен в приложении 2 к Порядку);

  • запросить в медицинской организации заключение о характере полученных повреждений здоровья в результате несчастного случая и степени их тяжести, а также о возможном нахождении пострадавшего в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения (далее – медицинское заключение) или заключение о причине смерти;

  • составить протокол осмотра места, где произошел несчастный случай, рекомендуемый образец которого приведен в приложении 3 к Порядку, схему данного места и по возможности произвести фото– или видеосъемку;

  • изучить документы, характеризующие условия осуществления образовательной деятельности, проводимого учебного занятия (мероприятия);

  • сделать выписки из журнала регистрации инструктажа по технике безопасности с обучающимися о прохождении пострадавшим обучения или инструктажа в соответствии с локальными нормативными актами организации, предписаниями органов государственного и общественного контроля (надзора), выданными образовательной организации, касающиеся предмета расследования, изучить состояние выполнения предписаний об устранении допущенных нарушений;

  • ознакомиться с инструкциями, положениями, приказами и другими актами, устанавливающими меры, обеспечивающие безопасные условия проведения образовательной деятельности, и ответственных лиц;

  • составить акт о расследовании несчастного случая, произошедшего с обучающимся, рекомендуемые образцы которого приведены в приложениях 4 и 5 к Порядку.

Читайте также:  ДЛЯ СТУДЕНТОВ / Тема 1 / Квалификационная хар-ка врача-педиатра приказ 541-н

По требованию комиссии руководитель обеспечивает за счет средств организации получение от компетентных органов экспертного заключения по результатам:

  • технической экспертизы (транспортного средства, элементов и конструкций здания, спортивного и иного инвентаря, электроприборов и оборудования, проектной документации и др.);

  • медицинской экспертизы;

  • экспертизы качества медицинской помощи;

  • ветеринарно-санитарной экспертизы;

  • иной необходимой для расследования экспертизы.

Кто несет ответственность за травму ребенка в школе

Дети могут получить травму в школе в результате:

  • несчастного случая;
  • драки или столкновения с другими детьми;
  • падения;
  • неправомерных действий работников школы;
  • неисправности спортивного оборудования;
  • на школьной площадке и пр.

Даже если дети подрались, ответственность лежит не на обидчике, а на администрации школы.

Основную ответственность за здоровье школьников несет директор, на переменах — дежурный педагог , на роках — учитель. Лица, которые ответственны за безопасность в школе, должны быть утверждены во внутренних нормативных документах.

Как и для чего используется?

Если на предприятии имеет место несчастный случай, то руководитель должен составить соответствующий акт по форме Н-1 в двух экземплярах. Один из них отдается пострадавшему, другой получает сама компания. Для его составления необходимо проведение расследования специальной комиссией, составление протокола осмотра места, где пострадавший получил травму, врачебного заключения о тяжести травмы пострадавшего и так далее.

При заполнении акта по форме Н-1 требуется указать «Вид происшествия» (пункт 8.1) и «Причины» (пункт 9). Порядок заполнения акта имеет специальное приложение — Классификатор, в котором как раз установлены виды и причины возникновения несчастных случаев. Именно им руководствуются при составлении акта по форме Н-1. Причин несчастных случаев много. Основные категории указаны в таблице 1.

Относится ли к производственным несчастный случай в дороге или по пути на работу?

Данная категория выделена в отдельный пункт, так как имеет некоторые нюансы. Случай, произошедший по пути на работу или с работы, может быть признан производственным только при наличии следующих условий:

  • либо работник пользуется транспортом предприятия;
  • либо он пользуется личным транспортом, но по соглашению с работодателем.

Таким образом, если сотрудник добирается на работу или с работы пешком либо общественным или личным транспортом, случившееся с ним в дороге происшествие не считается связанным с трудовой деятельностью.

Кроме того, как производственные квалифицируются полученные в дороге травмы, если:

  • они получены при следовании к месту выполнения работы, указанному по заданию работодателя;
  • сотрудник выполняет служебное поручение работодателя (например, доставить документы кому-либо);
  • работник отправлен в командировку.

Что такое несчастный случай?

Порядок устанавливает правила проведения расследования, оформления и учета несчастных случаев, происшедших с обучающимися во время их пребывания в образовательных организациях (далее условно – школах). К несчастным случаям отнесены: травмы (в том числе нанесенные другим лицом); острое отравление; тепловой удар; ожог; обморожение; утопление; поражение током, молнией, излучением; повреждения, нанесенные животными и насекомыми, а также полученные в результате контакта с растениями; вред здоровью вследствие взрывов, аварий (в частности, в ДТП), разрушения сооружений, стихийных бедствий и других чрезвычайных обстоятельств, иной вред здоровью, обусловленный воздействием внешних факторов. Результатом несчастного случая может быть вред здоровью либо смерть обучающегося (п. 1[5]).

Как оформить несчастный случай?

Обратите особое внимание, что расследованию подлежит любая травма, полученная ребенком в образовательной организации.

Специальному расследованию подлежат:

  • групповой несчастный случай, происшедший одновременно с двумя или более пострадавшими;
  • несчастный случай со смертельным исходом.

Педагог, воспитатель должны немедленно сообщить руководителю о произошедшем, а также вызвать медицинского работника организации. Кроме того, сотрудник, допустивший несчастный случай, должен в письменном виде предоставить объяснительную записку.

Руководитель учреждения обязан немедленно принять меры к устранению причин, вызвавших несчастный случай, сообщить о происшедшем несчастном случае в вышестоящий орган управления образованием, родителям пострадавшего или законным представителям, запросить заключение из медицинской организации о характере и тяжести повреждения у ребенка.

При групповом несчастном случае руководителю необходимо обратиться в территориальные органы внутренних дел или Следственный комитет, прокуратуру, в органы управления образованием.

Читайте также:  Какие пособия на детей вы можете получать, но не знаете об этом

Первостепенные действия при несчастном случае

Итак, пострадавший или очевидец несчастного случая должен известить лицо, непосредственно проводившее учебное занятие (мероприятие), которое, в свою очередь, обязано немедленно сообщить о несчастном случае руководителю организации или лицу, его замещающему.

Руководитель организации или лицо, его замещающее, при наступлении несчастного случая обязаны:

1) немедленно организовать оказание первой помощи пострадавшему и при необходимости его доставку в медицинскую организацию;

2) принять неотложные меры по предотвращению чрезвычайной ситуации, в том числе аварийной ситуации, воздействия травмирующих факторов на других лиц;

3) принять меры по фиксированию до начала расследования несчастного случая обстановки, какой она была на момент происшествия (составить схемы, провести фотографирование или видеосъемку, осуществить другие мероприятия), если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств;

4) принять меры по устранению причин, вызвавших несчастный случай;

5) проинформировать о несчастном случае с обучающимся учредителя, а также родителей или законных представителей пострадавшего;

К сведению: учредителями образовательной организации в зависимости от ведомственной принадлежности являются органы местного самоуправления, исполнительной власти субъекта РФ или федеральные органы, осуществляющие управление в сфере образования.

6) принять иные необходимые меры по организации и обеспечению надлежащего и своевременного расследования несчастного случая и оформлению материалов расследования.

При групповом несчастном случае (произошедшем с двумя обучающимися или более независимо от степени тяжести полученных повреждений здоровья), несчастном случае, в результате которого обучающийся получил тяжелые повреждения здоровья, или несчастном случае со смертельным исходом руководитель организации обязан в течение суток с момента, когда стало известно о нем, направить сообщение по телефону, электронной почте, а также посредством иных доступных видов связи:

  • в территориальный орган МВД;

  • родителям или законным представителям пострадавшего;

  • учредителю;

  • в соответствующий выборный орган первичной профсоюзной организации обучающихся (при наличии) и (или) иной представительный орган обучающихся в образовательной организации.

Классификатор По Видам Происшествий И Причинам Несчастного Случая В 2022 Году

Рассмотрим наиболее распространенные ошибки, допускаемые при уста-
новлении причины несчастного случая.
Причина не установлена. Иногда вместо конкретной причины дается
общее определение: «несоответствие рабочего места требованиям техники безопасности», «неисправная машина», «безответственное отношение» и т.п. Порой причины вообще не записываются.
Пример. Токарь занимался шлифовкой заготовки на токарном станке с помощью зернистой шкурки, держа ее обеими руками. В какой-то момент одна рука соскочила и была травмирована о крутящуюся заготовку. Причиной несчастного случая указали «неправильное выполнение работ пострадавшим». Это не причина, причина в отсутствии
специального приспособления для выполнения подобных работ, исключающих травму, а также инструктивных документов по безопасному ведению работ.
Поверхностное расследование обстоятельств несчастного случая за-
трудняет установление причины и чаще всего приводит к тому, что они
определяются неверно, а порой с определенной тенденцией — обвинить в травме самого пострадавшего. Недопустимо специально искать причины несчастного случая в невнимательности, небрежности и другой вине самого пострадавшего.
Пример. Тракторист, выкачивая нечистоты, использовал прицепную к трактору насосную установку. Заметив вдруг, что шланг застрял, дернул его. Внезапно вращающимся карданным соединением его затянуло за штанину и травмировало ногу.
Причиной указали «неосторожность пострадавшего». Однако имеется техническая причина, которая заключается в отсутствии защитного ограждения карданного соединения.
Часто записываются надуманные причины. Так, учитель школы, на
перемене спускаясь по влажной лестнице, поскользнулась и упала. Во время уроков производится мытье полов, и они часто остаются влажными. Причиной указали «недостатки в обучении безопасным методам работы». Через некоторое время произошло аналогичное падение на влажном полу, однако причиной указали «неосторожность пострадавшего».
Причины не вытекают из обстоятельств. Ошибки этого рода характер-
ны тем, что обстоятельства несчастного случая достаточно полно раскрывают картину происшедшего, но причина сформулирована независимо от обстоятельств.
Пример. Рабочий, спускаясь по приставной лестнице, вынужденно спрыгнул на пол с высоты 2-х метров, повредил ногу, так как основание лестницы ввиду отсутствия упоров начало скатываться. Причина — «недостаточный инструктаж по технике безопасности». Фактически в обстоятельствах причина указана. Такие ошибки при определении
причин скрывают главные нарушения, приведшие к несчастному случаю.
Причина подменена обстоятельствами. Вместо четкого определе-
ния причины, в результате которой произошел несчастный случай, повторяется описание обстоятельства, или же к ним даются дополнительные сведения.
Пример. Работница в школе, стоя на парте, осуществляла побелку стен, при этом потеряла равновесие, так как парта пошатывалась, упала, получив травму руки. Причиной указали «осуществляла побелку стен, стоя на очень неустойчивой парте». Это дополнение к обстоятельствам, но не причина. Причина же в отсутствии специальных
подмостей для работы на высоте.

Что содержит Порядок расследования несчастных случаев в образовательном учреждении?

Порядок содержит следующие формы документов:

  • Сообщение о несчастном случае (Рекомендуемый образец)
  • Протокол опроса очевидца несчастного случая, должностного лица, проводившего учебное занятие (мероприятие) в организации, осуществляющей образовательную деятельность (Рекомендуемый образец)
  • Протокол осмотра места несчастного случая произошедшего в организации, осуществляющей образовательную деятельность (Рекомендуемый образец)
  • Акт о расследовании несчастного случая с обучающимся (Рекомендуемый образец)
  • Акт о расследовании группового несчастного случая, тяжелого несчастного случая либо несчастного случая со смертельным исходом с обучающимся (Рекомендуемый образец)
  • Журнал регистрации несчастных случаев с обучающимися (Рекомендуемый образец)
  • Отчёт о происшедших несчастных случаях с обучающимися в организации, осуществляющей образовательную деятельность (годовая) (Рекомендуемый образец)
Читайте также:  Как получить налоговый вычет за квартиру в 2023 году

Как видите, все формы носят рекомендательный характер.

Более подробную информацию вы узнаете из Порядка расследования и учёта несчастных случаев в образовательном учреждении.

Несчастный случай в образовательной организации

Несчастный случай может произойти в любой школе, в любом детском саду и другой организации, даже самой образцовой – дети есть дети. Поэтому руководителю важно ознакомиться с регламентом расследования и учета несчастных случаев, подготовленным Минздравом.

В силу пп. 4 п. 4 ст. 41 Закона об образовании [1] расследование и учет несчастных случаев с обучающимися во время их пребывания в образовательной организации осуществляется в порядке, установленном Минобрнауки, по согласованию с Минздравом.

Такой Порядок [2] 29.09.2017 зарегистрирован в Минюсте [3] (под № 48372) и пока еще не вступил законную силу. До этого времени Минобразования рекомендует [4] руководствоваться ст. 227 – 231 ТК РФ.

Как в Порядке прописан алгоритм действия руководителя учреждения и на что следует обратить особое внимание?

Виды и причины несчастных случаев на производстве

Основные виды производственных травм и причины несчастных случаев на производстве изложены в Приложении к форме № 7 – трав­матизм «Сведения о распределении числа пострадавших при несчастных случаях на производстве по основным видам происшествий и причинам несчастных случаев», утвержденном приказом Федеральной службы государственной статистики (Росстат) от 19.06.2013 № 216.

К основным видам происшествий, приведших к несчастному слу­чаю на производстве, следует относить:

  • дорожно-транспортное происшествие (ДТП);
  • падение с высоты;
  • падение, обрушения, обвалы предметов, материалов, земли и т.п.;
  • воздействие движущихся, разлетающихся, вращающихся пред­метов и деталей;
  • поражение электрическим током;
  • воздействие экстремальных температур;
  • воздействие вредных веществ;
  • воздействие ионизирующих излучений;
  • физические перегрузки;
  • повреждения в результате контакта с животными, насекомыми и пресмыкающимися;
  • утопление;
  • убийство;
  • повреждение при стихийных бедствиях и пр.

Что касается видов происшествий, то они также определены Федеральной службой по труду и занятости. При заполнении отчетной документации целесообразно вначале указывать основной вид происшествия, а в скобках прописывать дополнение к нему. Например, основным будет транспортное происшествие, то есть 01 (в соответствии с таблицей 2), а в качестве дополнительной информации нужно будет указать код 014 — во время пешеходного передвижения к месту работы.

Происшествие Код
Транспортное происшествие. Сюда относятся полученные работником травмы на любом транспорте (автомобильном, железнодорожном, воздушном) во время работы, следования к рабочему месту, в командировках или во время служебных поездках на собственном автомобиле 01-014
Падения. Этот вид делится на несколько подвидов:
  • Падение в результате поскальзывания, спотыкания и т.д.;
  • Падение с высоты: ступенек, дерева, здания, автомобильной техник, падение на глубину
02-022
Обвалы, падения предметов с высоты на пострадавшего. К этой категории относятся травмы, полученные в результате обвалов камней, земных масс, обвалы зданий 03-034
Воздействия предметов и машин в движении: ушибы и травмы, возникшие при столкновении с предметами и машинами в движении, защемление предметами — подвижными или нет 04-045
Проникновение инородного тела в организм пострадавшего через естественные отверстия или кожный покров: вдыхание газов, заглатывание предметов, что привело к закупорке дыхательных путей 05-053
Перенапряжения: чрезмерные нагрузки при переносе тяжелых предметов или их демонтировании и т.д. 06-063
Электрические травмы, связанные с воздействием тока, поражение молнией 07-071
Воздействие излучением 08
Воздействие на организм чрезмерно высоких или низких температур: соприкосновение с горячим оборудованием или другими предметами 09-095
Воздействие пламени, дыма в любом проявлении: при пожаре или в результате контакта с огнем в печи 10-104
Воздействие на организм вредных веществ через дыхательные пути, кожу и т.д. Сюда также относится воздействие алкоголя 11-112
Нервно-психологические перегрузки, которые привели к ухудшению здоровья 12
Повреждения растений или животных 13
Утопление или повреждения от воды 14
Вред здоровью, вызванный действиями других лиц 15
Повреждения при причинении вреда собственному здоровью (в том числе самоубийства) 16
Травмы при природных явлениях и чрезвычайных ситуациях 17
Прочие повреждения, установленные комиссией 18

Полный перечень видов происшествий в формате таблицы доступен для скачивания по этой ссылке. Данные виды происшествий распространяются на все рабочие группы предприятия, в том числе рабочих, технический персонал, специалистов-гуманитариев, работников сферы обслуживания, военных (МВД, курсанты, частные охранники), руководителей (директоров, их заместителей) и так далее.

Коэффициент травмирования на предприятии

Чтобы провести классификацию и учет несчастного случая на производстве, обязательно применяется коэффициент травматизма:

  • Коэффициент частоты. Позволяет определить количество травм за определенный промежуток времени на конкретном предприятии, выражается в процентах.
  • Коэффициент тяжести. Определяет отношение между количеством дней нетрудоспособности и численностью производственных травм.
  • Коэффициент нетрудоспособности. Определяет величину, получаемую в результате умножения коэффициента частоты на коэффициент тяжести. Этот показатель позволяет качественно оценить последствия чрезвычайного происшествия на производстве.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *