Штраф за непропуск пешехода — разъяснение нюансов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штраф за непропуск пешехода — разъяснение нюансов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Способ пропуска пешеходов, согласно пункту 14.1 ПДД, изменился как раз с последним нововведением 14 ноября 2014 года. Ранее в Правилах было прописано, что водитель обязан «пропустить» пешехода, ныне же есть обязанность «уступить дорогу», а в чём разница, Вы поймёте ниже.
Использование пешеходных переходов
Рассмотрим обновленную редакцию пункта 4.3 ПДД:
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
Основной смысл данного пункта не изменился. Пешеходы, как и раньше, должны в первую очередь переходить дорогу по обычным пешеходным переходам, по подземным и надземным пешеходным переходам.
Тем не менее, изменение в этом пункте довольно важное. Оно заключается в том, что с 1 марта 2023 года подземные и надземные пешеходные переходы перестанут считаться частным случаем обычных пешеходных переходов. То есть будут существовать 3 разных объекта:
- пешеходный переход;
- надземный пешеходный переход;
- подземный пешеходный переход.
А это означает, что пункты правил, в которых говорится про пешеходный переход, будут относиться только к обычным пешеходным переходам и не будут относиться к подземным и надземным переходам. На самом деле, указанные пункты итак были составлены с учетом того, что они действуют только на обычных переходах.
Комментарии и разъяснения к пункту 14.1 ПДД
В ноябре 2020 года тексты ПДД и КоАП просто привели в соответствие. Ранее Правила предписывали пропустить пешеходов, а в соответствии с Кодексом инспектор мог оштрафовать за то, что водитель не уступил дорогу, т.е. не предоставил возможность пересечь дорожную часть, хотя гражданин обладает таким преимуществом. Во-вторых, в ПДД не было описано, что значит «пропустить пешехода».
Теперь же в обоих случаях звучит понятное требование, разъяснение которому дано в пункте 1.1 Правил. В соответствии с его текстом, если маневр на дороге может вынудить других участников с преимуществом движения изменить свою скорость или направление, то участник дорожного движения не должен его осуществлять. В случае с переходом для пешеходов преимущественным правом обладает двигающийся пешком гражданин. Если его движение и транспортного средства происходит в одно время и в одном месте, то автомобиль обязан уступить дорогу. Иначе участнику движения, двигающемуся пешком, придется остановиться или ускориться, чтобы не быть сбитым.
Наказание за невыполнение правила переезда переходов
Однозначного размера штрафа, полагающегося за невыполнение правила проезда пешеходного перехода, нет:
- Если обзор оштрафованному закрывала едущая впереди машина, которая не уступила дорогу пешеходу и нарушила тем самым рассматриваемое правило дорожного движения, можно уменьшить штраф либо вообще избежать его. В данной ситуации невиновность описываемого водителя доказывается фактом его неоповещенности о наличии людей, переходящих дорогу.
- Пункт № 14.2 определяет, что перед дорожным переходом при ограниченном обзоре из-за едущей впереди машины водитель должен не просто быть внимательным, а притормаживать, если такой же маневр выполняет авто спереди.
- Невыполнение водителем, который едет непосредственно перед пешеходным переходом, правила пропуска пешеходов, которых он может полностью видеть, описано в пункте № 12.18 правил движения по дорогам. Штраф за такое поведение предполагается в размере, указанном выше (от полторы до двух с половиной тысяч российских рублей).
ВАЖНО! Разные обстоятельства, сопровождающие данное нарушение, влекут наложение штрафа: минимум 1500 рублей, максимум 2500 рублей.
Для оспаривания наложенной санкции обратитесь в вышестоящие органы или в районный суд. Все необходимые для этого сведения можно обнаружить в копии постановления, которую вы получите на руки. Важно успеть подать жалобу в течение 10 суток с момента, когда бумага окажется у вас.
Если водитель не остановился перед переходом, при этом не создавал помех для движения пешеходов, оспорить штраф можно на основе отсутствия доказательств.
У инспектора ГИБДД не будет ни фото, ни видео, ни свидетельских показаний, подтверждающих право применить санкции в отношении автомобилиста.
Если имеете запись с видеорегистратора, покажите ее сотруднику органов. Если тот не желает ознакомиться с материалами на месте, не избавляйтесь от доказательств. Приложите их позднее к жалобе.
Уступать следует всем пешеходам, имеющим преимущество. Зафиксированное нарушение этого правила приводит к получению штрафа, который заставляет думать о своих маневрах в будущем. Если действия водителя нельзя доказать, то наказания может не последовать.
Самым очевидным обстоятельством, когда следует пропускать человека, является зеленый сигнал светофора для пешеходов. Если им загорится красный, то автомобилист обязан дождаться, когда переходящие дорогу люди закончат маневр, и только потом двигаться. Штраф за непропускание в таком случае станет не единственным. За проезд на запрещающий сигнал светофора его дополнят наказанием, подразумевающем лишение водительских прав на длительный срок при неоднократном нарушении.
Алгоритм действий водителя, если он наехал на пешехода
Если произошел наезд на пешехода, то в соответствии с п. 2.6 ПДД водитель, причастный к такому ДТП, обязан:
-
Принять меры для оказания первой помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь и полицию.
-
В экстренных случаях отправить пострадавших в больницу на попутном транспорте и остаться на месте ДТП. Но если такой возможности нет, он должен доставить пострадавшего в ближайшую больницу сам. Там водитель обязан сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства (с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения и регистрационного документа на транспортное средство) и вернуться на место происшествия.
- Освободить проезжую часть, если движение для других водителей стало невозможным. Но перед тем как уехать, сфотографируйте как стоит машина, все следы и предметы, относящиеся к происшествию.
-
Записать фамилии и адреса очевидцев и ожидать прибытия сотрудников полиции.
Последние изменения в ПДД
Согласно новым законам п. 14.1 ПДД регламентировано, что шофер автотранспорта, близящегося к нерегулируемому пешеходному переходу, должен понизить скорость, чтобы не препятствовать переходу через зебру пешеходов, переходящих проезжую часть дороги или же вступивших на неё. В прошлых же законах Российской Федерации правило соответствующего пункта трактовалось таким образом, что водитель обязан был заблаговременно остановиться и уступить проезжую часть пешеходам, переходящим проезжую часть шоссе, по нерегулируемому пешеходному переходу.
Кроме этого, в согласовании с новыми инструкциями п. 14.1 ПДД, шофер автотранспортного средства, находящийся вблизи с неконтролируемым пешеходным переходом, обязан убавить скорость или затормозить, чтобы пропустить пешеходов не только лишь переходящих по пешеходному переходу, но и только вступивших на него с целью исполнения перехода.
Видеорегистратор и свидетель
[ads4]
Если вы не помешали пешеходу, то нарушения нет. Доказать, что пешеходу вы не помешали, довольно сложно. Помочь может запись с видеорегистратор или опрос пешехода, которому вы помешали или не помешали, но в большинстве случаев инспектор не станет привлекать пешехода и запись смотреть не станет, разве только убедится в том, что у вас нет «железных» доказательств — на записи ничего не видно.
Если доказательств нет, то оспорить в суде всё довольно сложно, так как есть такой термин «НОНД СП», который расшифровывается как «нет оснований не доверять сотруднику полиции». И ведь на самом деле по закону сотрудник полиции объективен и ему нет никакого интереса привлекать к ответственности невиновного водителя, если, конечно, вы не сможете доказать обратное.
Обязанности и права пешеходов
Несмотря на свои преимущества, пешеход обладает рядом прав и обязанностей при пересечении проезжей части по зебре. В первую очередь, человек должен убедиться в том, что водители транспортных средств действительно уступают ему дорогу. Если это не так, он должен пропустить машину, а затем начать движение. Не смотря на то, что человек в любом случае будет прав, это сохранит ему жизнь.
Пеший участник движения имеет право пересекать проезжую часть только в отведенных для этого местах. Как правило, они обозначаются специальным знаком и дорожной разметкой в виде «зебры». Идти следует спокойно, но быстро.
Не смотря на свое преимущество даже на регулируемой пешей дорожке, пешеход должен посмотреть по сторонам. Это спасет ему жизнь, когда на дороге окажется недобросовестный водитель.
⛔ Новые дорожные знаки
После вступления в силу поправок в ПДД, на дорогах появятся новые дорожные знаки:
- «Движение автобусов запрещено» – будет означать запрет на движение автобусов, за исключением следующих по маршруту общественного транспорта и школьных. Изображение на знаке – автобус в красном круге.
- «Зарядка электромобилей» – в местах, где можно будет зарядить электромобиль, появится табличка с изображением электрического шнура и вилки.
- «Лица, использующие для передвижения СИМ (средства индивидуальной мобильности)» – данный знак будет ограничивать или запрещать перемещение СИМ на конкретных участках дороги и прежде всего это касается электросамокатов. Изображение на знаке – стилизованный человек на самокате.
- Платная парковка – традиционный знак парковки «Р» обновится, к нему добавится изображение монет.
- Парковка для инвалидов – традиционный знак парковки «Р» обновится, к нему добавится изображение инвалида-колясочника.
Правила проезда зебры на перекрестках
Они регламентируются пунктом 13.1 ПДД. Согласно Правилам, водитель во всех случаях обязан уступить дорогу пешеходам при повороте налево или направо. Кроме того, в этом случае преимущество имеют и велосипедисты.
Данное правило действует в отношении как регулируемых, так и нерегулируемых перекрестков (в том числе с круговым движением). Если пешеходный переход оснащен светофором, водителям необходимо знать о том, что зеленый сигнал (одного направления, это важно!) чаще всего разрешает продолжать движение и прохожим, и транспортным средствам. При повороте автомобиля направо или налево ситуация складывается таким образом, что траектории обоих участников пересекаются. В этом случае водитель обязан уступить дорогу прохожим.
При необходимости продолжения движения в прямом направлении не нужно ехать сразу после включения зеленого сигнала светофора. Управляющий транспортным средством человек первоначально должен убедиться в том, что пешеходы завершили переход. Если они не успели пересечь проезжую часть до того, как произошла смена сигналов светофора (с зеленого на красный), водитель должен дать им такую возможность. При этом подавать звуковые сигналы, стимулируя пешеходов увеличить скорость, категорически запрещено.
Прохожим также не нужно начинать стремительно перебегать дорогу в ту же секунду, как загорелся зеленый цвет. Подобным действием пешеходы буквально вынуждают водителей совершать остановку транспортного средства на зебре. А это уже нарушение, которое влечет за собой денежный штраф. Пешеходам необходимо предоставить возможность автомобилям закончить проезд перекрестка.
Перемены, коснувшиеся автомобилистов
Изменения в ПДД 2022 года в первую очередь коснутся автомобилистов. Нововведений не так много, но с ними придется ознакомиться, поскольку как только правила вступят в силу, нарушителей будет ждать штраф и другие виды наказания.
Первое о чем стоит знать – это запрет на остановку машины в пределах островков безопасности. Но рассматриваемый запрет 2021года действует только пока не появиться знак «Парковка». Знак «Стоянка запрещена» также получил изменения, касающиеся области его действия. В текущем году правила ПДД предполагают, что рассматриваемый знак действует до конца населенного пункта или до следующего перекрестка. Подобные нововведения заметно усложняют парковку автомобилей. Водитель может просто забыть об увиденном знаке или не обратить на него внимания, получив в качестве наказания штраф.
Появились новые требования в ПДД касаемо аптечки. В этот раз власти решили облегчить жизнь автомобилистам, и разрешить пользоваться любыми удобными аптечками, а не только теми, что были утверждены ещё в 1996 году Приказом Минздрава. Также можно использовать любой удобный формат огнетушителя и знаки аварийной остановки.
Изменились правила тонировки. Согласно нововведениям за январь, светопропускаемость боковых и передних стекол должна составлять не менее 70%. Что касается остальных стекол, лимита нет. Главное, чтобы был хороший обзор и водители могли ориентироваться в ситуации на дороге. Согласно стандартному регулятору тонировки, который был введен ещё за 1988 год, окна автомобиля должны пропускать от 75% света для переднего стекла. Остальные стекла – 70%.
Разъяснения как правильно пропускать пешехода на пешеходном переходе
По большому счету, главная сложность в возможности доказать, что пешеход не изменял скорости и направления. Что зебра была им пересечена в запланированном темпе. Сделать это без видеофиксации довольно сложно.
Мы говорим о правилах и законах, но практическую сторону будем рассматривать в категориях наиболее частых случаев, что не означает однозначных трактовок во всех 100%, а только в большинстве вариантов.
Дополнительной неразберихи добавляют и системы автоматической фиксации. Кроме того, что технология их работы не до конца понятна, еще и существует несколько разных комплексов, работающих по отличающимся правилам.
- «Автоураган». Уверяется, что данная система умеет сопоставлять множество факторов, в том числе и скорости пешехода и ТС, расчет их траекторий и точки пересечения зебры каждым из них. В результате устанавливается факт изменения скорости и направления пешехода по вине водителя.
- «Оливия» и др. Это более простые системы, но, к сожалению, об их работе известно еще меньше.
Существует мнение, что на практике все работает гораздо проще. Системы оценивают расстояние от машины до пешехода в полосах движения. Если этот интервал достаточен (одна и более свободных полос), нарушение не фиксируется. Небольшая дистанция станет основанием для штрафа.
Еще раз подчеркнем, это лишь одно из мнений, а не официальная информация. Но эти сведения (в совокупности с остальными) помогут создать рекомендации, как не получить штраф за непредоставление преимущества пешеходу:
- В любом случае снизьте скорость перед переходом.
- Если есть возможность пропустить пешехода без опасности столкновения с идущим следом транспортом, пропустите его.
- На узкой дороге началом перехода пешехода можно считать факт его вступления на зебру.
- На многополосном шоссе оценивайте ситуацию по дистанции до места, где потенциально пересекутся направления движения ТС и пешехода. Если расстояние друг от друга будет более чем ширина одной полосы, правило не нарушено.
Очевидно, что доказать правоту, да и верно рассчитать дистанции по п. 4, проблематично, поэтому лучше обращать внимания на п. 1 и 2.
Особенно внимательно следует следить за знаками, которые тем или иным образом регулируют использование пешеходного перехода. Причем это касается как водителей, так и самих пешеходов – которые осуществляют перемещение.
На данный момент существует сразу несколько различных знаков, которые обозначают факт наличия пешеходного перехода.
Основное назначение знака «Пешеходный переход» — извещать водителя о том, что начинается движение по участку, где будет иметь место пересечение дорожного полотна пешеходами. Причем данный знак представлен одновременно в двух основных вариантах.
Таковыми являются в первую очередь следующие:
5.19.1 | передвижение пешехода осуществляется справа на лево |
5.19.2 | человек на знаке движется слева на право |
Использование пешеходных переходов
Рассмотрим обновленную редакцию пункта 4.3 ПДД:
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, в том числе по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
4.3. Пешеходы должны переходить дорогу по пешеходным переходам, подземным или надземным пешеходным переходам, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров или обочин.
Основной смысл данного пункта не изменился. Пешеходы, как и раньше, должны в первую очередь переходить дорогу по обычным пешеходным переходам, по подземным и надземным пешеходным переходам.
Тем не менее, изменение в этом пункте довольно важное. Оно заключается в том, что с 1 марта 2023 года подземные и надземные пешеходные переходы перестанут считаться частным случаем обычных пешеходных переходов. То есть будут существовать 3 разных объекта:
- пешеходный переход;
- надземный пешеходный переход;
- подземный пешеходный переход.
А это означает, что пункты правил, в которых говорится про пешеходный переход, будут относиться только к обычным пешеходным переходам и не будут относиться к подземным и надземным переходам. На самом деле, указанные пункты итак были составлены с учетом того, что они действуют только на обычных переходах.
Уступить дорогу на переходе — что это значит согласно ПДД?
С детства нас учили переходить дорогу по зебре исключительно на зелёный свет светофора, предварительно убедившись, что все транспортные средства стоят. Это один из тех самых случаев, когда нас не обманывали. Дорогу действительно нужно переходить по пешеходному переходу, а что это, и где его искать, сейчас разберёмся.
Пешеходный переход (или в простонародье «зебра») – это специальная область на проезжей части дороги, выделенная для перехода пешеходов на другую сторону улицы или дороги либо искусственное сооружение над или под проезжей частью для тех же целей. Согласно правилам дорожного движения, пешеходный переход обычно обозначен специальными дорожными знаками или разметкой.
Пешеходный переход располагается как правило в местах, где интенсивность пешеходного потока требует наличие регулировки и соблюдения правил дорожного движения, а это чаше всего перед перекрёстками, близ остановок общественного транспорта.
Как же правильно пропускать пешеходов?
Пункт 116 новых правил ПДД гласит: при подъезде к нерегулируемому пешеходному переходу водитель должен двигаться со скоростью, которая позволит при необходимости уступить дорогу пешеходам.
Что значит «уступить дорогу» пешеходу в ПДД?
Наиболее сложный вопрос в рассматриваемой теме – формулировка понятия «уступить дорогу», а именно, в какой момент будет считаться, что пешеход уже на зебре, а водитель не остановился.
Разумеется, мнения участников движения и инспекторов ГИБДД по этому поводу различаются. Поэтому законодатели пытаются дать расширенные толкования термина, к сожалению, не всегда удачно.
Прежде всего, пункт 14.1 ПДД РФ обязывает водителя уступить дорогу пешеходам, переходящим зебру или вступившим на дорогу. Это уже сужает пределы возможных трактовок, но все же понятие «вступивших на проезжую часть», особенно на многополосных двусторонних шоссе, не дает точного понимания.
В общих положениях Правила дорожного движения дают формулировка понятие «уступить дорогу». Согласно ей, это:
Требование к водителю (в общем случае – ко всем участникам движения) не начинать или не продолжать движение, если такие действия могут привести к изменению направления или скорости движения других участников (в нашем случае – пешеходов), имеющих в данный момент преимущество.