Штрафы за езду по обочине с 2023 года: действующие нормы и последствия
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Штрафы за езду по обочине с 2023 года: действующие нормы и последствия». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Езда по обочинам может привести к серьезным последствиям. При определении нарушения ГИБДД учитывает различные ситуации на дороге, которые могут приведти к использованию обочины. Если обочина не обозначена знаками, то в некоторых случаях езда по обочине может быть допустима.
Обочина — боковой отрезок дороги, который идет параллельно проезжей части. Она обозначается разметкой (сплошная или прерывистая линия) или выделяется иным видом покрытия.
Согласно правилам дорожного движения, водитель не имеет права выезжать на обочину (п.9.9 ПДД). На этом элементе дороги предусмотрена только временная остановка или стоянка.
В целях объезда пробок, разворота или обгона впереди едущих транспортных средств водители нередко выезжают за пределы проезжей части, создавая при этом аварийные ситуации и еще большие заторы на дорогах. ГИБДД на основании ПДД и КОАП РФ привлекает таких автолюбителей к административной ответственности. Какой действует штраф за обгон по обочине, а также за выезд на этот элемент дороги?
Если я перекрываю обочину, чтобы другие не ехали, мне тоже грозит штраф?
Увы, но да! Как мы отметили в начале статьи, тот факт, что вы по сути предотвращаете нарушения ПДД других водителей, сами при этом съезжая на обочину, чтобы перекрыть проезд, не делает вас законопослушным гражданином.
За движение по обочине (а не конкретно за то, что вы мешаете проезду других нарушителей по ней) в любом случае водителю грозит штраф 1 500 рублей, вне зависимости от того, в каких целях вы это совершаете.
Но здесь нужно понимать, что редкие сотрудники ГИБДД в этом случае не увидят главного – того, что вы не сами пытались объехать пробку, а ехали со скоростью её среднего движения, перекрывая путь обочечникам. И ещё более редкий инспектор оштрафует вас за это (хотя формально и обязан).
Кому можно ездить по обочине?
В соответствии с параграфом 9. 9 Кодекса дорожного движения, вождение запрещено. Однако в этом же пункте предусмотрены некоторые исключения, когда движение по обочине разрешено.
- Отношение и парковка.
- Велосипедистам в возрасте 14 лет и старше, если им запрещено движение по велосипедным дорожкам, велосипедным полосам, велодорожкам или правой стороне дороги.
- Автомобилистам, если они не блокируют пешеходов
- Автомобили, запряженные животными (сани), буксирующие и перевозящие животных, если они не блокируют пешеходов.
- Транспортные средства, используемые компаниями по обслуживанию дорог и коммунальными предприятиями; и
- Транспортные средства, перевозящие грузы на коммерческие и другие объекты, прилегающие к дороге (если нет других подъездных путей).
Следовательно, движение по краю дороги разрешено только в вышеперечисленных случаях. Если вы решили проехать или обогнать бутылку, вы нарушаете Правила дорожного движения.
Какой штраф за езду по обочине в 2023 году?
Вид правонарушения |
Размер санкций |
Особенности |
Проезд по обочине, находящейся на полосе водителя (по правой стороне). |
1500 руб. |
Данное деяние трактуется как нарушение правил маневрирования. |
Проезд по обочине слева (обгон). |
Запрет на вождение на срок до 6 месяцев или 5 тыс. рублей штрафа. |
Если водителя привлекают второй раз, то сроки лишения прав увеличиваются до 1 года. |
Езда по тротуару или газону. |
2000 рублей. |
Нарушением считается выезд даже одним колесом за бордюр. |
Размеры штрафов за езду по обочине
Размер штрафа за езду по обочине установлен статьей 12.15 КоАП. В соответствии с Административным кодексом штраф за езду по обочине в 2023 году составляет:
Нарушение правил расположения транспортного средства | Размер штрафа |
---|---|
Езда по обочине по правой стороне | 1 500 рублей |
Езда по обочине по левой стороне | 5 000 рублей или лишение права вождения сроком на 6 месяцев. При повторном нарушении — лишение прав на срок до 1 года. |
Езда по тротуару или газону | 2 000 рублей |
Размеры штрафов за езду по обочине
Штраф за езду по обочине определяется статьей 12.15 Административного кодекса. Согласно Административному кодексу, штраф за езду по обочине в 2022 году составляет:
Езда по обочине по правой стороне дороги | 1 500 рублей |
Езда по обочине по левой стороне дороги | 5 000 рублей или лишение водительских прав на 6 месяцев. В случае повторного нарушения — лишение лицензии на срок до 1 года. |
Езда по тротуару или траве | 2 000 рублей |
Правила фиксации нарушения
Фиксировать нарушения подобного рода в 2020 году могут как сотрудники ГИБДД, дорожные камеры, так и сами участники дорожного движения. В первом случае наказание за езду по обочине последует незамедлительно — инспектор ГИБДД выпишет штраф или составит протокол, если за правонарушение можно будет лишить прав. Решение о последнем виде наказания будет принимать суд. В случае, когда передвижение по краю дороги за разметкой зафиксирует камера, постановление придет к водителю по почте после обработки фотографий или видео с нарушением экспертами ГИБДД.
Другие участники движения — водители или пешеходы — могут зафиксировать нарушение с помощью камеры телефона или иным способом, а затем сообщить данные нарушителя в ГИБДД. Это можно сделать лично или через интернет, воспользовавшись сервисом на сайте ГИБДД. Заявителю будет необходимо заполнить специальную форму и указать свои данные, данные адресата (регион, подразделение организации), текст обращения и прикрепить файлы с фото или видео. С заявителем может связаться уполномоченный сотрудник для уточнения показаний. Если нарушение действительно было, то водитель получит постановление о необходимости уплатить штраф за движение по обочине.
Размеры штрафов за езду по обочине
Размер штрафа за езду по обочине установлен статьей 12.15 КоАП. В соответствии с Административным кодексом штраф за езду по обочине в 2023 году составляет:
Нарушение правил расположения транспортного средства | Размер штрафа |
---|---|
Езда по обочине по правой стороне | 1 500 рублей |
Езда по обочине по левой стороне | 5 000 рублей или лишение права вождения сроком на 6 месяцев. При повторном нарушении — лишение прав на срок до 1 года. |
Езда по тротуару или газону | 2 000 рублей |
Почему такое движение запрещено, согласно правилам из пунктов ПДД?
Правила дорожного движения, принятые в Российской Федерации, описывают возможные последствия езды по обочине. Запрет на такое движение возникает по определенным причинам:
- Бордюр не имеет асфальтового покрытия, и при движении по нему колеса поднимают пыль. Облако пыли затрудняет видимость дороги для проезжающих автомобилистов. Пыль также проникает в автомобили, затрудняя дыхание и мешая водителям принимать решения, что очень важно в условиях интенсивного движения.
- Пыль, поднятая нарушителем, может создать плотную завесу — при наличии пешеходов на обочине их трудно заметить, что часто приводит к наезду.
- Наехав на бордюр, водитель обычно пытается вернуться в поток машин, что иногда приводит к еще большему затору.
Правилами дорожного движения предусмотрены исключительные ситуации, в которых движение по пешеходному участку разрешено.
Закон позволяет заехать на тротуар в следующих случаях:
- погрузки-разгрузки товаров служебным транспортом торговых сетей с ограниченными возможностями подъезда другим способом;
- выполнения дорожных и коммунально-эксплуатационных работ автомобилями аварийных и специальных служб;
- отсутствия иного безопасного подъезда к зданию;
- вынужденного заезда, если основная полоса движения перекрыта ДТП или дорожно-ремонтными работами.
Правовые основания для запрета
Если обратиться к опыту других стран, то можно увидеть, что там нерадивого водителя покарают финансово за неисполнение аналогичных предписаний ПДД. Например в Германии любитель опередить затор по обочине обеднеет на 70 евро. По всей Европе ставки примерно одинаковые; максимальная сумма взыскания составляет около 100 евро, что позволяет отнести данный проступок к деяниям «средней тяжести».
Логично, что описываемый запрет не допускает любого типа маневрирования в данной дорожной зоне: обгоны, перестроения, опережения, развороты и другие изменения направления запрещены.
Весьма жесткие санкции по описываемому нарушению приняты в Штатах. Если Вас уличат в езде за краем проезжей части, то Вам придется раскошелиться сразу на 450-500 долларов в зависимости от штата. Помимо денежного взыскания водителю «накинут» еще и штрафных очков (за подобное нарушение виновник получит от 3 до 5 «поинтов»), накопление которых ведет к увеличению размеров финансовых санкций и риска потери прав.
Повторное нарушения под знак «Обгон запрещен»
Часть четвертая статьи 12.15 регламентирует: вторичное нарушение норм ПДД в течение года влечет за собой лишение прав на срок 12 месяцев. Это положение действительно и для случая, когда водитель второй раз за год совершает обгон в неположенном месте.
Важно принимать во внимания и изменения, вступившие в силу в 2019 году. Согласно новым требованиям автомобилист не сможет вернуть себе право управления ТС без сдачи экзаменов. Если ранее для возвращения удостоверения можно было просто подать соответствующее заявление, то сейчас придется повторить ПДД.
Попытки сдачи экзамена после года лишения прав из-за повторного нарушения норм обгона предоставляются в неограниченном количестве. Однако после неудачной сдачи экзамена автомобилист может попробовать снова только после недельного перерыва. Также приступать к тестированию можно только после истечения годового срока лишения удостоверения.
Как правильно обгонять трамвай
Прежде чем приступать к подробному рассмотрению правил обгона трамвая следует разобраться, что такое обгон и при каких обстоятельствах запрещается выполнение данного маневра.
Итак, в соответствии с пунктом 1.2 ПДД (Правил движения) обгоном называется опережение одного (или нескольких) транспортных средств с выездом на полосу, предназначенную для встречного движения и последующим возвращением в ранее занимаемый ряд.
Исходя из данного определения получается, что обгон совершается по следующей схеме:
- водитель авто, который намерен совершить обгон после определения возможности совершения такого маневра обязан включить указатель левого поворота для предупреждения остальных участников движения о предполагаемом маневрировании;
- далее производится перестроение автомашины на полосу встречного направления и осуществляется опережение впереди идущего транспорта;
- после опережения водитель автомашины, который совершает обгон, показывает сигналом правого поворота обратное перестроение и только после этого производит маневр возвращения на «свою» полосу для продолжения движения.
Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?
В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:
9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.
Разрешен ли выезд автомобилей на обочину?
В первую очередь обратимся к пункту 9.9 ПДД:
9.9. Запрещается движение транспортных средств по разделительным полосам и обочинам, тротуарам и пешеходным дорожкам (за исключением случаев, предусмотренных пунктами 12.1, 24.2 — 24.4, 24.7, 25.2 Правил), а также движение механических транспортных средств (кроме мопедов) по полосам для велосипедистов. Запрещается движение механических транспортных средств по велосипедным и велопешеходным дорожкам. Допускается движение машин дорожно-эксплуатационных и коммунальных служб, а также подъезд по кратчайшему пути транспортных средств, подвозящих грузы к торговым и другим предприятиям и объектам, расположенным непосредственно у обочин, тротуаров или пешеходных дорожек, при отсутствии других возможностей подъезда. При этом должна быть обеспечена безопасность движения.