Ответственность за незаконное распространение сведений о частной жизни
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность за незаконное распространение сведений о частной жизни». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Важнейшее нововведение Федерального закона № 519-ФЗ от 30.12.2020 – это презумпция неправомерности распространения и обработки общедоступных личных сведений третьими лицами. Гражданам, желающим удалить свои персональные данные из общего доступа, больше не придется доказывать неправомерность их обработки третьими лицами.
Действия субъекта в случае незаконного распространения ПДн
Ситуации, связанные с неправомерной передачей частных сведений, бывают разными, и каждый субъект вправе сам решать, как отстаивать собственные интересы:
- обращение в судебные органы с иском, где прописано требование прекратить обработку, заблокировать доступ к ПДн, возместить материальный и моральный ущерб;
- подача жалобы в Роскомнадзор, который инициирует дополнительную проверку, и если будут выявлены нарушения, предпримет адекватные меры;
- обращение в правоохранительные структуры позволит в случае удачного завершения дела добиться несения нарушителем административной либо уголовной ответственности. В полицию имеет смысл обращаться, если отсутствует достаточно убедительная для судебного производства доказательная база, подтверждающая вину оператора.
Что делать при незаконном разглашении персональных данных?
Способы защиты данного нарушенного права различны. Жалоба на незаконное использование персональных данных может быть подана в правоохранительные органы либо непосредственно в суд.
В зависимости от выбранного способа существуют различные последствия для нарушителя. Результатом направлении жалобы в адрес правоохранителей является привлечение виновника к административной либо уголовной ответственности. Обращение в полицию с соответствующим заявлением особенно актуально в случае, если сведения о распространителе не известны. Иными словами – не достаточно данных виновника нарушения прав для определения его в суде в качестве ответчика. В таком случае задачей государственного органа будет установление лица, допустившего незаконное распространение данных о личности.
Целью подачи заявления в суд, в отличие от обращения в полицию, выступает предъявление денежного требования к ответчику в качестве компенсации за незаконное распространение личных данных. При этом, такое заявление обязательно должно отвечать установленным процессуальным кодексом требованиям к исковому порядку.
Немаловажно отметить, что при решении вопроса куда жаловаться на разглашение персональных данных, необходимо знать – оба рассмотренных способа не противоречат друг другу и могут быть реализованы одновременно. Применение всевозможных процедур защиты нарушенного права напротив имеет максимальный положительный эффект. По сути жалоба в правоохранительные органы и иск в суд будут дополнять друг друга. Установленные фактические данные в полиции будут дополнительным доказательством в суде и упростят рассмотрение гражданского иска.
Отзыв согласия на обработку и распространение общедоступных персональных данных
Теперь обязанность предоставить доказательства законности распространения и обработки общедоступных персональных данных лежит на каждом лице, осуществившем их распространение (п. 2 ст. 10.1 Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ).
По новым правилам физлица в любое время вправе обратиться к любому оператору персональных данных с требованием прекратить передачу (распространение, предоставление и доступ) своих общедоступных персональных данных. Обосновывать данное требование не нужно. Оператор персданных обязан удалить персональные данные физлица из общего доступа по факту получения соответствующего требования.
Что такое «персональная информация»?
С 8 июля 2006 года в ФЗ был опубликован отредактированный документ о такого рода данных, где предоставлены актуальные определения правового акта, его структурное взаимодействие с другими законами. Последняя редакция его была проведена в 2017 году, начинался с общих положений, описывал условия возможной обработки информации, права граждан, обязанности операторов, надзор госструктур.
Передача третьим лицам персональных данных – что под этим подразумевается? Это любые сведения, напрямую или косвенно относящиеся к субъекту. Разглашение информации должно соответствовать определенным принципам, чтобы избежать возможных взысканий:
- следование целевому назначению, допускаемому законом;
- справедливость и законность сбора данных;
- исключение объединения целей и назначений при использовании информационных баз;
- направленный сбор сведений, недопустимость их избыточности;
- актуальность информирования;
- допустимый период хранения, после чего данные обезличиваются и удаляются.
Разглашение персональных данных. Объект и предмет преступления
Уголовно наказуемое разглашение ПД посягает на отношения по обеспечению гарантированного конституцией РФ права на неприкосновенность частной жизни.
При этом разглашение ПД наказуемо по ч. 1 и 2 ст. 137 УК РФ лишь при условии, что эти данные соответствуют описанию предмета преступления, а именно:
- являются сведениями о частной жизни;
- относятся к семейной или личной тайне.
Определение понятия «частная жизнь» можно найти в судебной практике, согласно которой частной жизнью (в противовес общественной) признается жизнедеятельность индивида в сфере межличностных, семейных, интимных, бытовых отношений, неподконтрольных государству и обществу (определение КС РФ от 9.06.2005 № 248-О). Кроме того, в целях гражданско-правовой охраны частной жизни ст. 152.1 ГК РФ определяет, что информацией о ней являются сведения о личной и семейной жизни человека, его месте пребывания/жительства и происхождении.
Понятия «личная тайна» и «семейная тайна» являются оценочными. Наука уголовного права толкует их следующим образом:
- к личной тайне следует относить любой факт биографии лица, который он не желает обнародовать (состояние здоровья, принадлежность к политическим движениям, род деятельности, материальное положение и т. д.);
- семейная тайна отличается от личной по кругу носителей (сведения о внутрисемейных отношениях, образе жизни семьи, бытовых условиях и т. п.).
С 2013 года ст. 137 УК РФ дополнена ч. 3, предусматривающей особый предмет — данные, указывающие на личность потерпевшего по уголовному делу в возрасте до 16 лет, либо описание полученных таким потерпевшим моральных и физических страданий. Данные такого рода также относятся к ПД, так как по ним можно идентифицировать личность.
Административная ответственность
Начнем с более точного определения персональных данных, а именно с информации из документов и сведений о личности, не предназначенных огласке и защищенных различными нормами законодательства. Это могут быть паспортные данные, личные идентификаторы гражданина, а так же иные сведения, например об имеющихся у него болезнях (защищены врачебной тайной). За распространение таких сведений уголовная ответственность не предусмотрена, так как работа с ними регулируется гражданским кодексом. И поэтому за наказание отвечает Кодекс об Административных Правонарушениях, а именно статья 13.11.
Статья 13.11 КоАП «Нарушение законодательства Российской Федерации в области персональных данных» защищает любые сведения, нераспространение которых гарантировано государством, состоит из 7 частей и достаточно подробно описывает все возможные виды наказания:
- Часть первая. Рассматривает запрос и обработку личной информации в тех случаях, когда она не требуется по закону. Грозит предупреждением, наложением штрафа от 1000 до 3000 рублей для граждан, от 5000 до 10000 для должностных лиц и от 30000 до 50000 для юридических лиц;
- Часть вторая. Рассматривает сбор и обработку информации без письменного согласия их владельца в тех случаях, когда оно необходимо. Наказанием послужит штраф от 3000 до 5000 рублей для граждан, от 10000 до 20000 для должностных лиц и от 15000 до 70000 для организаций;
- Часть третья. Невыполнение оператором, выполняющим обработку данных, правил и норм по их опубликованию или обеспечению доступа. Наказывается штрафом от 700 до 1700 рублей для физических лиц, от 3000 до 6000 для должностных и от 15000 до 30000 для организаций;
- Часть четвертая. Рассматривает нарушения в работе оператора, касающиеся его обязанностей по предоставлению персональных данных или информации об их обработке субъекту. Наказывается штрафом от 1000 до 2000 рублей для физических лиц, от 4000 до 6000 для должностных лиц и от 20000 до 40000 для юридических лиц;
- Часть пятая. Рассматривает любое нарушение сроков в обработке, хранении, передаче, уничтожении персональной информации. Наказанием за такой проступок послужат штрафы от 1000 до 2000 рублей для физических лиц, от 4000 до 6000 для должностных лиц и от 25000 до 40000 для юридических лиц;
- Часть шестая. Рассматривает нарушения, которые привели к распространению персональных данных случайно или умышленно, а так же ошибки при обеспечении безопасности личных сведений и закрытой информации. Наказываются подобные деяния штрафом до 2000 рублей для физических лиц, до 10000 для должностных лиц и до 50000 – для организаций.
- Часть седьмая. Рассматривает нарушения законов о персональной информации, которые были замечены за сотрудниками муниципальных или государственных органов власти. Наказываются подобные нарушения штрафами до 6000 рублей.
Что такое персональные данные
Обратите вниманиеРаботодатель не вправе заключать трудовой договор, если потенциальный работник не подписал согласие на обработку персональных данных. Подробнее об этом читайте в статье здесь
Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ № 152, персональные данные — это вся возможная информация, которая каким-либо образом относится к человеку и позволяет идентифицировать его личность. Это могут быть абсолютно любые сведения — от фамилии до антропометрических особенностей. Подробнее о том, что входит в персональные данные — читайте в статье здесь
В ст. 85 Трудового кодекса РФ поясняется, что персональными данными сотрудника признается информация непосредственно о нем самом, которая требуется работодателю в связи с трудовыми отношениями. По ТК РФ наниматель за разглашение персональных данных несет дисциплинарную ответственность, но то же правонарушение влечет за собой и возникновение уголовной ответственности.
Уголовная ответственность за разглашение персональных данных
Уголовная ответственность за разглашение персональных данных регулируется статьей 137 УК РФ. Она предусматривает наказание за незаконный сбор либо несогласованное распространение разных сведений о частной жизни гражданина, являющихся его личной либо семейной тайной. Такие нарушения и распространение имеющихся сведений в публичных выступлениях, произведениях или СМИ караются:
- штрафом в размере до 200000 руб. либо эквивалентом дохода за временной интервал до 1,5 лет;
- арестом на срок до четырех месяцев;
- обязательными либо исправительными работами сроком от 120 — 180 часов до 1 года.
В случае, когда разглашение личной информации было сделано с использованием служебного положения, наказание отягощается:
- нарушитель лишается права на получение ряда должностей либо осуществления определенной деятельности на протяжении 2 — 5 лет;
- назначается штраф в размере 100000 — 300000 руб. или эквивалентом дохода за 1 — 2 года;
- подвергается аресту сроком на 4 — 6 месяцев.
Общая характеристика персональных данных
Способы сбора, защиты и обработки персональных данных российских граждан регламентирует Федеральный закон № 152 «О персональных данных». Давайте разберем само понятие.
В соответствии со статьей 1 этого закона, под персональными данными понимается информация, относящаяся к физическому лицу и позволяющая его идентифицировать.
Они могут содержать все что угодно: фамилию человека, его семейное положение, адрес проживания и даже антропометрические особенности.
Любая информация о личной жизни граждан носит конфиденциальный характер, то есть является секретной. Она не подлежит разглашению или несанкционированному сбору. За такие действия Уголовным кодексом РФ предусмотрены разные виды санкций.
Требования к работодателю по обработке и передаче персональных данных
Статья 86 Трудового Кодекса РФ обязывает работодателя обрабатывать персональные данные работника исключительно в служебных целях: содействие подчиненным в продвижении по службе, получение ими образования, а также обеспечения личной безопасности сотрудников и контроль за качеством и количеством выполняемой ими работы.
Источником получения информации о персональных данных работника должен являться непосредственно он сам. В исключительных случаях возможно истребование таких данных у третьих лиц, но опять же только с письменного согласия носителя. При этом работник должен быть предупрежден о последствиях отказа в предоставлении данных о себе под расписку.
Сведения, составляющие персональные данные специальной категории, получению и обработке при трудоустройстве не подлежат.
Согласие работника обязательно и при передаче его персональных данных третьим лицам. Исключение составляют лишь случаи, когда разглашение такой информации необходимо в целях предупреждения угрозы здоровью работника. При этом статья 88 Трудового Кодекса РФ запрещает передавать персональные данные в коммерческих целях.
Порой работники отказываются от сохранения в тайне и защиты личной информации о себе. Кто-то делает это под давлением руководителя, кто-то, напротив, из соображений доверия. Однако какой бы ни была причина отказа, он в любом случае незаконен, поскольку прямо противоречит конституционным нормам.
Проверять соблюдение работодателем требований к работе с персональными данными могут ГИТ и Роскомсвязьнадзор. Трудовая инспекция проверяет только соответствие нормам, указанным в главе 14 ТК. Нарушения, выявленные инспектором, подпадают под действие частей 1 и 2 ст. 5.27 КоАП. Для должностного лица предусмотрен штраф от 1000 до 5000 руб., за повторное нарушение —штраф от 10 000 до 20 000 руб. или дисквалификация от одного года до трех лет. Срок давности — один год со дня нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Представители Роскомсвязнадзора при выявлении нарушений руководствуются ст. 13.11 КоАП. В частности, разглашение информации о заработной плате и иных доходах гражданина влечет наложение штрафа на должностное лицо в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на организацию — от 15 000 до 75 000 рублей.
Срок давности для административной ответственности перед Роскомсвязьнадзором — три месяца со дня нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Помимо административной ответственности на работника можно возложить материальную (ст. 238 ТК), дисциплинарную (вплоть до увольнения по пп. «в» п. 6 ст. 81 ТК — разглашение охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, в том числе разглашение персональных данных другого работника), а на руководителя и главного бухгалтера организации — еще и уголовную (ст. 137 УК).
Для предотвращения нарушений необходимо:
- строго регламентировать порядок работы с персональными данными работников;
- обеспечить защиту конфиденциальной информации (как на бумажных, так и на электронных носителях);
- брать у сотрудников письменное согласие на обработку персональных данных, а также разрешение на их передачу. Данные документы должны содержать предельно конкретную информацию! Без согласия работника информацию можно передавать только в случаях, установленных законодательством (например, представителям правоохранительных органов);
- документы с данными сотрудника выдавать только по его письменному заявлению и с соблюдением установленных сроков;
- вести специальный журнал учета запросов и получения работниками документов, содержащих их персональные данные.
Уполномоченный государственный орган
Уполномоченной государственной инстанцией по защите прав субъектов персональной информации является Федеральный исполнительный орган по контролю и надзору за соответствием обработки данных требованиям российского законодательства. Каковы ее функции? Организация осуществляет надзор за компаниями, целью которых является обработка персональных данных.
В соответствии со статьей 23 ФЗ-152, орган имеет следующие полномочия:
- запрос у физических и юридических лиц информации, необходимой для реализации своих функций;
- ограничение доступа к информации, нарушающей закон;
- обращение в суд с исками в защиту субъектов индивидуальных данных;
- требования от операторов уточнения информации, а также ее обработки, защиты, блокировки и т. д.
Представленный орган является исполнительным, а потому находится в подчинении у правительства.