Развод по-мусульмански по всем правилам: права мужа и жены в исламе
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Развод по-мусульмански по всем правилам: права мужа и жены в исламе». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.
Ответы на вопросы о разводе по инициативе жены
Восемь месяцев назад у меня был никях. Я была очень счастлива, что по воле Аллаха выхожу замуж за любимого человека. Мы встречались пару лет до никяха, но близости не было. После никяха мы живем как брат с сестрой. Сначала я думала, что это какое-то смущение между нами, но потом поняла, что ему все равно. Когда мы в гостях, то он сама нежность со мной, но дома все иначе. Я пыталась поговорить с ним об этой проблеме, на что в ответ слышала одни грубости.
Первые пару месяцев он давал мне какие-то деньги на семейные расходы, но потом все это прекратилось. Я спросила о причине, он ответил: «Я знаю, что у тебя есть деньги, вот и давай, не жалей!» С этого момента семью кормить начала я, потому что не хотела ругаться. Когда я узнала, что он опустошил все свои кредитные карточки (а там были немаленькие суммы), я ушла жить к себе (у меня есть собственная квартира), точнее он меня со всеми вещами привез сюда. Когда я звонила ему, он не снимал трубку. Поняла, что у него еще кто-то есть.
Он говорит, что любит меня и не переживет развода, но ничего не делает для примирения. Я очень страдаю и переживаю! Переживают и мои родители. Я хочу с ним развестись, потому что это не семья. Я просила его, чтобы он дал мне развод, но он ответил, что я его устраиваю на все 100%: «Ты красивая, умная, обеспеченная, хозяйственная, заботишься обо мне, любишь меня! Я не дурак, чтобы давать тебе развод!» До сих пор мы живем раздельно. Что мне нужно делать, чтобы развод был правильным по канонам Ислама?
Если вы восемь месяцев совместной жизни жили не как муж с женой, а как брат с сестрой, к тому же он не обеспечивал вас материально, то вы имеете полное право требовать развода. Либо подаете заявление в загс о разводе, если у вас есть официальная регистрация брака, либо вы, а возможно и ваши родители, настойчиво и многократно просите его дать вам развод. Если он даст хотя бы один развод, скажет, что разводится с вами, этого будет достаточно. Станьте решительны и смелы. С таким «мужчиной» вы в любом случае жить не сможете.
Два года я жила с мужем, но в последнее время у нас с ним не складывалось. Он очень мягкий, добрый, он хороший сын, брат, друг, но как муж он мне не подходит. Для меня мужчина должен быть главой семьи, должен решать, нести ответственность, но он этого не делал. В семье его мама и сестра относились к нему как к маленькому ребенку, не считались с его мнением, ругали его при мне. Видя все это, я не могла уважать его как мужчину. Я одевала его, носила в дом все необходимое. Сейчас я просто-напросто устала, что сама все решаю за него и за себя. Я подала на развод. Я не жалею об этом, хотя это не есть хорошо, у нас растет сын. Но я не могла жить с таким, как он, еще и с такой семьей, как у него. Они настолько мелочные и жадные, хотя хорошо зарабатывают! Я хочу видеть рядом с собой сильного мужчину, которого я бы уважала, боялась и ценила, который будет заботиться обо мне. Все советуют, чтобы я снова сошлась с мужем, так как у нас сын. Но я сильно разочаровалась в нем. Почему я должна жертвовать собой?!
Если вы не можете с ним жить и таково ваше решение после долгих размышлений и глубокого анализа видимых перспектив, тогда, конечно же, вы можете развестись и имеете на это право. В то же время неким промежуточным этапом до развода может явиться ваше раздельное проживание, когда вы останетесь наедине с собой и с сыном и спокойно проанализируете происходящее.
Я женился на девушке, которая была старше меня на четыре года, и в наших отношениях частенько возникали мелкие ссоры из-за возраста, но после каждого конфликта мы мирились. Последнее время ссоры доходили до серьезных столкновений, когда мы друг друга сильно оскорбляли. В один из таких случаев после многократных просьб не оскорблять меня я не сдержался и, схватив ее за кисти, посадил на диван, она стала сопротивляться и пинаться. Пытаясь успокоить ее, я схватил ее еще раз и на этот раз положил на диван. И таких случаев было более трех или четырех за два месяца. Потом мы опять мирились. Спустя некоторое время, она попросила меня отпустить ее домой (мы не были в ссоре). Она хотела работать (на тот момент мы жили за рубежом, пока я учился). Я очень сильно расстроился по этому поводу, но она не хотела меня понимать. Потом вмешалась ее мать и настояла, чтобы я поддержал ее решение, в итоге мне пришлось согласиться и отпустить ее. Через месяц после того как жена вернулась домой, она нашла работу и подала на развод, сообщив мне об этом по телефону. Я был в шоке, так как о разводе до этого не было и речи. Я отпустил ее домой лишь для того, чтобы сохранить семью. Несмотря на мои просьбы, она со мной развелась. Я узнал об этом только по приезде домой через три месяца (до этого она со мной не разговаривала). На вопрос, почему она так поступила, ответила, мол, из-за того, что я бил и грубо обращался с ней. Я знаю, что не должен был хватать ее за руки и срываться, но несмотря на это считаю, что я ее не бил, так как не наносил никаких ударов, пощечин или серьезных физических увечий. Она также развелась со мной в мечети, показав документы о разводе, полученные в загсе, сказав мулле, что я ее избивал.
Пожалуйста, скажите, насколько мои доводы верны и что мне делать в этой ситуации? Алан, 24 года.
Вам следует отпустить ее и навсегда забыть о ней. Вам не хватает уверенности в себе и самоуважения. В ваши 24 года пережитая непростая ситуация будет хорошим подспорьем тому, чтобы вы крепли психологически и стали более последовательным и целеустремленным.
Если у женщины муж пропал без вести, сколько ей нужно ждать, чтобы снова выйти замуж? Детей нет.
От четырех месяцев до года, после чего может подать заявление о разводе в загс и думать о новом замужестве, а также реализовать его.
Я вышла замуж за мусульманина. Первые пять лет мы всегда были рядом, а теперь в связи с рабочим положением мужа вместе находимся только раз или два в год. Допустим ли развод со стороны супруги?
Да, конечно. Она может попросить у него развода, и он не вправе отказать.
Я мусульманка и замужем уже тринадцать лет. Муж тоже мусульманин. У нас нет детей, так как нет интимной жизни на протяжении десяти лет. Я проверялась у врачей, они говорят, что дело не во мне. Муж каждый раз после того, как я начинаю разговор на эту тему, устраивает ссоры и обещает сходить провериться, но я же не могу каждый день ему напоминать и унижаться перед ним. Мне всего 34 года. У нас отношения как у брата с сестрой. Как мне поступить в этой ситуации?
Если вы хотите развестись, то имеете на это полное право уже с первых месяцев вашей жизни как «брата с сестрой». Интимная сторона семейной жизни, а также рождение детей — в числе главных составляющих мусульманской семьи. Разводитесь, поделив пополам совместно нажитое в браке имущество, и начинайте новую жизнь. Вы молоды, и все еще впереди.
После лечения в больнице моя жена не вернулась домой, а ушла к своим родителям, мотивируя это тем, что ей было уделено мало внимания с моей стороны, и ей не понравилось, что моя мама слишком много делала замечаний. Теперь жена говорит, что хочет развестись. А через некоторое время уже хочет жить отдельно от родителей, я же не хочу, да и нет возможностей. Дайте оценку ее поступку. И что теперь делать?
Поговорите с ней по душам, без грубостей и требований, поймите, откуда прорастает зерно нежелания дальнейшей семейной жизни. Если вы разберетесь в себе и друг в друге, то все наладится. Если же она так и будет настаивать на своем, выждите время, проявите выдержку и терпение. Возможно, это всего лишь детские эмоциональные капризы.
В крайнем случае, если ситуация зайдет в тупик, дайте ей возможность развестись, дав один развод. Если она так и не захочет идти за вами (ведь выходя замуж, она шла «за мужем»), тогда пусть идет другой дорогой. Она — взрослый и свободный человек.
Правила развод в исламе
Брак и развод в исламе тщательно регламентируются: есть свои обряды и установления, которые должен выполнять каждый мусульманин. Конечно, это ничего не значит для законодательства (в России, а вот в мусульманских странах такой брак может быть официальным), но для верующих очень важно сделать всё правильно – и женитьбу, и расторжение брака, если уж возникла такая необходимость.
Ислам уделяет очень большое внимание предписаниям относительно организации личной жизни людей, в частности, браку.
Он в мусульманстве определяется как союз мужчины и женщины, в котором оба они находят любовь и уважение, а для закрепления союза проводится обряд никах – всё, что для него нужно, это наличие двух мужчин-свидетелей, которые оповещаются о браке, а также согласие попечителя женщины отдать её замуж. Но, конечно, сейчас принято проводить никах более масштабно: с муллой, гостями и обрядами, такими как приём в семью, обмен подарками и так далее.
Развод по инициативе жены (хуль’у)
С точки зрения Ислама, давать развод (талак) является исключительно правом мужчины. На это указывают слова Аллаха:
يَٰٓأَيُّهَا ٱلنَّبِىُّ إِذَا طَلَّقْتُمُ ٱلنِّسَآءَ فَطَلِّقُوهُنَّ لِعِدَّتِهِنَّ وَأَحْصُواْ ٱلْعِدَّةَ
«О Пророк! Когда вы даёте жёнам развод [талак], то разводитесь в установленный срок, ведите счёт этому сроку» (65:1)
Если это право реализуется, то брачный дар (махр) муж оставляет бывшей жене:
وَلَا يَحِلُّ لَكُمْ أَن تَأْخُذُواْ مِمَّآ ءَاتَيْتُمُوهُنَّ شَيْـًٔا
«Вам [мужчинам] не дозволено брать что-либо из того, что вы дали им [то есть забирать махр]» (2:229)
При этом важно отметить, что под влиянием какой-либо мимолетней обиды или плохого настроения, жена не должна выпрашивать у мужа дать ей развод. О таких женщинах посланник Аллаха ﷺ сказал следующее:
أَيُّمَا امْرَأَةٍ سَأَلَتْ زَوْجَهَا طَلاَقاً فِي غَيْرِ مَا بَأْسٍ فَحَرَامٌ عَلَيْهَا رَائِحَةُ الْجَنَّةِ
«Для любой женщины, попросившей у мужа развода без уважительной причины, благоуханье Рая станет запретным» (Абу Дауд 2226, Тирмизи 1187).
Однако, для исключительных случаев Шариат предусматривает возможность жены выкупить себя у мужа, освободившись тем самым от никах. Называется такой выкуп — خلع — хуль’у.
Аллах говорит об этом в Кур’ане:
فَإِنْ خِفْتُمْ أَلَّا يُقِيمَا حُدُودَ ٱللَّهِ فَلَا جُنَاحَ عَلَيْهِمَا فِيمَا ٱفْتَدَتْ بِهِۦ
«Если же вы опасаетесь, что они [супруги] не смогут соблюсти ограничения Аллаха, то оба [супруга] не совершат греха, если она выкупит развод» (2:229)
Передают со слов Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что (однажды) жена Сабита ибн Кайса пришла к пророку ﷺ и сказала:
يَا رَسُولَ اللَّهِ ثَابِتُ بْنُ قَيْسٍ مَا أَعْتُبُ عَلَيْهِ فِى خُلُقٍ وَلاَ دِينٍ ، وَلَكِنِّى أَكْرَهُ الْكُفْرَ فِى الإِسْلاَمِ
«О посланник Аллаха, я не порицаю (Сабита ибн Кайса) ни за его характер, ни (за его отношение к) религии, однако я не хочу [чтобы неприязнь к нему подтолкнула меня совершить] неверие в Исламе!»
Посланник Аллаха ﷺ спросил (её):
أَتَرُدِّينَ عَلَيْهِ حَدِيقَتَهُ
«Вернёшь ли ты ему его сад [махр]?»
Она сказала: «Да».
Тогда посланник Аллаха ﷺ сказал (Сабиту):
اقْبَلِ الْحَدِيقَةَ وَطَلِّقْهَا تَطْلِيقَةً
«Прими (от неё свой) сад [махр] и дай ей развод!»
(Бухари 5273, «Сахих аль-Джами’ ас-сагыр» 1140, «Сахих ан-Насаи» 3463).
Эта же история приходит и в другом риуаяте.
Передается от Хабибы бинт Сахль аль-Ансарийя, да будет доволен ею Аллах, что она была женой Сабита ибн Кайса ибн Шаммаса, и однажды посланник Аллаха ﷺ выйдя из дома для совершения утренней молитвы в утренних сумерках, обнаружил её у дверей.
Посланник Аллаха ﷺ спросил:
مَنْ هَذِهِ؟
«Кто это?»
Она ответила: «Я — Хабиба бинт Сахль».
Он спросил:
مَا شَأْنُكِ؟
«Что случилось?»
Она ответила: «Я не могу больше жить с Сабитом ибн Кайсом».
Когда подошёл Сабит ибн Кайс, посланник Аллаха ﷺ сказал:
هَذِهِ حَبِيبَةُ بِنْتُ سَهْلٍ. وَذَكَرَتْ مَا شَاءَ اللَّهُ أَنْ تَذْكُرَ
«Это Хабиба бинт Сахль, и она сказала мне то, что пожелал Аллах».
Хабиба сказала: «О посланник Аллаха! Всё, что он дал мне — у меня».
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
خُذْ مِنْهَا
«Забери это у неё».
И он забрал у неё это, и она пошла к своей семье и стала жить там (Абу Дауд 2227).
Из этого хадиса мы понимаем, что сподвижник соблюдал права своей жены должным образом, однако она, не смотря на это, испытывала к нему непреодолимую личную неприязнь, а поэтому не хотела жить с ним. Именно в таких случаях и применим выкуп себя женой (хуль’у).
В случае хуль’у ‘идда составляет один месяц.
عَنِ ابْنِ عَبَّاسٍ أَنَّ امْرَأَةَ ثَابِتِ بْنِ قَيْسٍ اخْتَلَعَتْ مِنْهُ، فَجَعَلَ النَّبِيُّ صَلَّى اللَّهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ عِدَّتَهَا حَيْضَةً
Передается от Ибн ‘Аббаса, да будет доволен Аллах им и его отцом, что жена Сабита ибн Кайса расторгла свой брак с ним посредством хуль’у и Пророк ﷺ сказал ей, что её ‘идда — одна менструация (Абу Дауд 2229, Тирмизи 1185).
Кто имеет больше прав на ребёнка после развода (талак)?
Передается от ‘Абдуллаха ибн ‘Амра, да будет доволен Аллах им и его отцом, что одна женщина сказала: «О Посланник Аллаха! Это мой сын. Живот мой был для него вместилищем, грудь моя была для него источником, а колени мои — уютным прибежищем. А теперь его отец развёлся со мной и хочет забрать его у меня».
Посланник Аллаха ﷺ сказал ей:
أَنْتِ أَحَقُّ بِهِ مَا لَمْ تَنْكِحِي
«Ты имеешь больше прав на него, пока не выйдешь замуж» (Абу Дауд 2276).
В этом хадисе говорится о случае, если ребёнок ещё совсем мал и не способен принимать самостоятельные решения, исходя из соображений вреда и пользы.
Если же ребёнок уже достаточно взрослый, то прежде всего необходимо обратить внимание на его собственное желание.
Так, Абу Маймуна Сальма, вольноотпущенник из числа жителей Медины, человек, достойный доверия, передаёт:
«Однажды, когда я сидел вместе с Абу Хурайрой, к нему подошла персиянка со своим сыном. Муж дал ей развод и теперь каждый из них желал оставить ребёнка себе.
Она сказала по-персидски: «Мой муж хочет забрать моего сына». Абу Хурайра сказал ей по-персидски: «Тяните жребий». Тогда пришёл её муж и сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»
Абу Хурайра сказал: «Я говорю это лишь потому, что слышал, как к посланнику Аллаха ﷺ пришла одна женщина, когда я сидел у него, и сказала: «О Посланник Аллаха! Мой муж хочет забрать у меня сына, а ведь мой сын уже подрос, и может принести воды из колодца Абу Инабы, и помогает мне!»
Посланник Аллаха ﷺ сказал:
اسْتَهِمَا عَلَيْهِ
«Тяните жребий».
Её муж сказал: «Кто оспаривает моё право на сына?»
Тогда Пророк ﷺ сказал:
هَذَا أَبُوكَ، وَهَذِهِ أُمُّكَ فَخُذْ بِيَدِ أَيِّهِمَا شِئْتَ
«Это твой отец, а это — твоя мать. Возьми за руку кого хочешь». Ребёнок взял мать за руку, и она ушла вместе с ним»» (Абу Дауд 2277).
Однако, при этом не следует забывать, что в вопросе опеки над детьми приоритетным фактором является именно польза для ребёнка.
Поэтому, не смотря на возраст ребёнка, опеку над детьми следует поручать тому из родителей, кто очевидно лучше справляется со своими родительскими обязанностями.
Очень важно, чтобы родители подошли к вопросу воспитания детей максимально ответственно и без эмоций, избрав для него наилучший вариант и договорившись между собой.
В случае возникновения разногласий между родителями в вопросах опекунства, решение в интересах ребёнка должен принимать судья. Основными критериями при этом являются богобоязненность, состояние здоровья, условия жизни, образование родителей и другие, имеющие значение в деле воспитания ребёнка, факторы.
Как ислам относится к разводу?
Брак в исламской религии – это договор о совместной жизни, обеспечивающий стабильность, уверенность, спокойствие супругам и их детям. Разрыв супружеских отношений считается самым ненавистным Аллаху из разрешенных им действий. Развод (талак, хиллюль акди) объявляется письменно, словесно, знаком для немого.
Талак бывает:
- Обязательным — иля, когда муж дает клятву о невступлении в близость с женой больше 4 месяцев. По истечении определенного срока жена может потребовать у мужа половой близости. Супруг обязан дать развод, если не удовлетворит требование.
- Желательным – сунна, когда муж не может обеспечить жену, или жена совершила большие грехи.
- Неразрешенным – харам, если ущемляются права женщины.
В зависимости от обстоятельств, сопровождающих разлад в семье, могут быть некоторые особенности, связанные с распадом семейных уз в исламе.
Порядок развода в мусульманском обществе
Слово «талак» необходимо произнести три раза. После первого произнесения супруги могут помириться и продолжать жить в браке дальше, до самой смерти. При условии, что слово развод произносится во второй раз, после чего муж и жена желают продолжать совместное проживание, исламские законы диктуют повторение процедуры бракосочетания. Если же слово произнесено в третий раз, муж имеет право вернуть свою жену только после того, как она повторно выходила замуж за другого мужчину.
Причину развода мусульмане могут не озвучивать, тем самым сохраняя доброе имя своей жены. По законам исламской религии запрещены фиктивные и временные браки, а женщины, которые идут на это, совершают великий грех. Разводиться в мусульманской стране можно и по инициативе жены. Случается, это намного реже и только тогда, когда муж не выполняет перед женой возложенных на него обязанностей, например, долгое время не живет в семье, не содержит жену и детей и тому подобное.
Во Франции в центре внимания оказался бракоразводный процесс весьма щекотливого свойства.
Во Франции в центре внимания оказался бракоразводный процесс весьма щекотливого свойства. Судьи решали, нужно ли разводить мужа-мусульманина с женой на основании того, что после первой брачной ночи он выяснил, что его супруга уже имела опыт общения с мужчинами.
В культурах многих народов этот момент при вступлении в брак до сих пор является основополагающим. Но, например, в Европе хранителям устоев активно противостоят правозащитники, отстаивающие право женщин на личную свободу и эмансипацию.
Чью позицию поддержал суд, узнал корреспондент НТВ Вадим Глускер.
Насильно мил не будешь, но французский же суд доказал обратное. И хотя для развода супругов до настоящего времени требовалось лишь взаимное согласие сторон, то на этот раз базовых принципов светскости оказалось недостаточно.
Они поженились в 2006, выходцы из Марокко, мусульмане. Он 30-летний программист, она 20-летняя студентка медицинского училища. Свадьба прошла с восточным размахом, жених был горд, что он взял в жены прекрасную деву. Первое разочарование в первую же брачную ночь. Муж обнаружил, что невеста не была невинна, и тут же подал на развод.
Ксавье Ляббэ, адвокат супруга: «Мой клиент требует расторжения брака, супруга его просто обманула».
Полтора года длилось судебное разбирательство. И в апреле этого года суд города Лилль посчитал, что брак может быть расторгнут, поскольку предположение мужчины о девственности невесты было «определяющим фактором» при решении вступить брак. При этом вероисповедание супруга в постановлении суда не упоминалось.
Шарль-Эдуард Може, адвокат супруги: «Это счастье для моей клиентки. После того стресса, который она пережила, после давления и физических угроз в ее адрес она может вздохнуть спокойно и начать новую жизнь».
Государственные прокуроры заявляли тогда, что аннулирование брака возможно, если в качестве обоснования такого решения выдвинуть не «дискриминационный мотив» потери девственности, а то, что одного человека приняли за другого. Вот так, не больше не меньше. Решение суда вызвало протесты со стороны правозащитных организаций, посчитавших его победой фундаменталистов и ударом по эмансипации женщин.
Катрин Бакон, правозащитник: «Я считаю, что правосудие должно быть выше религиозных убеждений. Если это решение не будет отменено, то это будет печально для страны прав человека, какой является Франция».
Тогда же 150 членов Европарламента обратились с протестом к министру юстиции Франции Рашиде Дати, имеющей также марокканские корни. Дати распорядилась повторно рассмотреть дело. На помощь был призван даже врач, который должен был восстановить девственность потерпевшей, что, вероятно, могло повлиять на решение разгневанного супруга. Врач согласился дать комментарии только на условиях анонимности.
Врач: «Я могу провести операцию и дать свидетельство о наличии девственности, которое является официальным государственным документом».
Но помощь врача не понадобилась. Апелляционный суд принял поистине историческое решение для светской Франции.
Эрик Вайян, прокурор: «Отсутствие девственности у невесты не является достаточным обоснованием для расторжения брака. Иначе это уже дискриминация».
Адвокат мужа уже заявил, что подобное решение является «принуждением к браку» и подверг резкой критике светскую направленность судебной системы Франции, отметив, что это является вторжением светскости в самые интимные сферы семейной жизни.
Самое любопытное, что жена также выступает против такого решения суда, заявляя, что таким образом ее продолжают унижать. Как теперь молодые будут жить вместе? Ни Аллах, ни юристы, ни даже врач-кудесник не дают ответа.
Когда развод в исламе не имеет силы
Расторжение брака в исламе – это сложный процесс, имеющий несколько этапов. Нарушение процедуры может привести к признанию расторжения отношений недействительными.
Есть хадис, который признает развод, объявленный в состоянии гнева, недействительным. Подобной точки зрения придерживается большинство исламских богословов. Однако факт внезапной вспышки гнева признается только в том случае, если мужчина раньше не помышлял о разводе, не обсуждал и не готовил его.
Также талак считается недействительным, если мужчина дал его в неадекватном состоянии, в помутненном сознании, во время приступа эпилепсии. Не признают развод, данный по принуждению.
Талак без причины считается в исламе грехом. Поэтому мужчины нередко ищут формальный повод для объявления развода. Обычно он связан с непослушанием жены. Ей ставят какие-то абсурдные или невыполнимые условия, а после их нарушения объявляют талак. Развод по выдуманной причине является в исламе недействительным.
Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.
Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.
У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!». И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета.
В случае развода исламский закон учитывает потребности детей и гарантирует заботу о них.
Финансовая поддержка детей – как в период брака, так и после развода – зависит только от отца. Суды имеют право назначить отцу принудительную выплату пособия на ребенка, если это необходимо. Сумма выплат может обсуждаться, она должна соответствовать финансовым возможностям мужа.
Исламское законодательство предусматривает, что опеку над детьми может осуществлять тот, кто находится в хорошем состоянии в плане физического и психического здоровья, а его материальное положение позволит лучше удовлетворять потребностей детей.
Исламские юристы имеют различные мнения по поводу того, как это лучше всего сделать. Некоторые из них признают, что ребенок после развода в исламе в определенном возрасте должен жить с матерью, а если он старше – то с отцом. Другие высказываются за то, что можно позволить старшим детям высказывать свое предпочтение. Как правило, признается, что матери лучше всего заботятся о маленьких детях и девушках.
Поскольку среди исламских ученых существуют разногласия по поводу местонахождения детей, встречаются различия по этому вопросу на уровне местного законодательства. Во всех случаях, однако, основная проблема заключается в том, что о детях должен заботиться подходящий родитель, который может удовлетворить их эмоциональные и физические потребности.
Причины и польза многоженства
Причина того, что полигамия в Исламе была разрешена, не заключалась в том, чтобы удовлетворить мужское биологическое желание. Причина легализации многоженства в том, чтобы дать мужчине возможность взять под опеку обездоленных женщин, которые остались без мужчины – это вдовы, разведенные женщины.
Послевоенное время характеризовалось тем, что в обществе наметился серьезный демографический дисбаланс, когда женское население по своему числу сильно превышает мужское, и многие женщины не могут найти себе супруга. Возникает масса проблем с тем, что биологическое стремление женщины реализовать себя как мать, родить ребенка, и если не получается завести полноценную семью, то хотя бы реализовать свой материнский инстинкт. Эта ситуация имеет много негативных социальных последствий, разводов, адюльтеров, семейных драм на фоне измен, и детям приходится расти без отцов. Одной из основных целей многоженства в Исламе является как раз защита прав ребенка. К целям многоженства следует отнести также сохранение института семьи, а также стремление защитить общество от негативных явлений и аморальных примеров.
Многоженство в Исламе имеет неоспоримую пользу. Его следует рассматривать не как обязанность, а как решение дозволенное, если оно несет в себе стремление разрешить моральную или социальную проблему. В дозволении многоженства есть несомненная польза и мудрость, которая заложена в него. С помощью многоженства мужчина, женатый на нескольких мусульманках, оказывается защищен от прелюбодеяний, оно оберегает от греха тех мужчин, которые не могут быть удовлетворены только одной женой.
С помощью многоженства решается вопрос защиты женщины от тех любителей страстей, которые присматриваются к одинокой женщины и пытаются увлечь ее на сторону греха.
Еще одна несомненная польза многоженства – это стремление дать мужчине и женщине возможность увеличить потомство. Многоженство в Исламе несет в себе и еще одну очень важную функцию – оно охраняет мусульманский народ от нечестия и всевозможных болезней.
Есть два вида талака: раджи и баин.
Талак раджи — это такой талак, после которого можно вернуть жену без совершения повторного акта нике в течение периода идды. А если время идды выйдет, то можно возобновить брак путем совершения нике. В терминологии исламского семейного права это называется «руджу».
Идда — это период выжидания после развода или кончины мужа, в течение которого женщина не имеет права выйти замуж за другого мужчину. Период идда необходим для определения возможной беременности женщины и установления последующего отцовства ребенка. Срок идда составляет 4 месяца и 10 дней, а в случае беременности — до родов. Женщину, которая находится в периоде идды, называют ихдад. В течение идды бывший муж обязан обеспечивать ее всем необходимым.
Талак баин (безотзывный развод) — это такой талак, после которого вернуть жену без совершения нового акта никаха невозможно.
Это все — в том случае, если муж дал жене один или два развода. А если муж выдал троекратный талак (то есть дал три развода), то теперь муж и жена не смогут воссоединиться. Такой талак называется «талак муголляза». Это развод, исключающий возможность возобновления брака.
СЛУЧАИ, КОГДА ЖЕНА ИМЕЕТ ПРАВО ТРЕБОВАТЬ РАЗВОД
В-третьих. Если у мужа есть недостатки в религии: он оставляет молитву или пренебрегает молитвой в общине, или не поститься в месяц Рамадан, не имея на то уважительной причины, или совершает запретные действия: прелюбодеяние, употребляет спиртные напитки, слушает музыку и музыкальные инструменты и т.п., то она имеет право просить развод (аль-хулуг ).
В-четвёртых. Если муж не выполняет своих обязанностей по отношению к ней: не обеспечивает её едой, или одеждой, или необходимыми вещами, несмотря на то, что может сделать это, то она может просить развод (аль-хулуг).
В-пятых. Если муж не исполняет супружеские обязанности в той мере, в какой это принято и достаточно для сохранения целомудрия, из-за его полового бессилия или отсутствия желания к жене, или из-за того, что он заинтересовался другой, или он не проявляется справедливость в распределении ночей между жёнами, то она может просить развод (аль-хулуг). А Аллах знает лучше».
Смотрите ответ на вопрос № 1859.
Если Вы имеете какую-либо из перечисленных причин, то Вы можете просить развод (аль-хулуг), а мужу вернуть свадебный дар (махр).
Если ничего из перечисленного нет, то Вам запрещено просить развод. Вы должны исполнять обязанности по отношению к своему мужу, не обижать его ни словом, ни делом, проявлять терпение и забыть первого мужа. Возможно, в этом есть милость, и это лучше для Вас. Сказал Всевышний:
وَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَهُوَ خَيْرٌ لَكُمْ وَعَسَى أَنْ تُحِبُّوا شَيْئًا وَهُوَ شَرٌّ لَكُمْ وَاللَّهُ يَعْلَمُ وَأَنْتُمْ لَا تَعْلَمُونَ
«Но возможно и такое, что вам ненавистно то, что для вас благо; что вам желанно то, что для вас — зло. Аллах ведает (об этом), а вы не ведаете» (сура «аль-Бакара», аят 216). А также Он сказал:
فَعَسَى أَنْ تَكْرَهُوا شَيْئًا وَيَجْعَلَ اللَّهُ فِيهِ خَيْرًا كَثِيرًا
«Если же они неприятны вам, то ведь может быть так, что Аллах неприятное вам обратит во благо великое» (сура «ан-Ниса», 19).
А Аллаху ведомо лучше.
Вопрос: Какова достоверность хадиса о том, что если жена попросит развод у мужа (будет) проклята?
Ответ:
Существуют хадисы о том, что нельзя женщине требовать развода за исключением тех случаев, как плохое сожительство мужа. Об этом привел Абу Давуд (2226), Ат-Тирмизий (1187) и ибну Маджа (2055) о Совбане, да будет Аллах им доволен, что он сказал: «Сказал Посланник Аллах, Мир Ему: «Любая женщина, потребовавшая у своего мужа развод, будучи в неплохом (положении), то для нее харам (запрещен) запах Рая». (Его удостоверил Аль-Албаний в «Достоверном АбиДавуде»(сборник).
От Укбы бин Амира, да будет Аллах им доволен, передали, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине (женщины), совершающие хуль – они лицемерки». Привел его Ат-Табараний в «Большом»(сборнике) (17/339) и удостоверил Аль-Албаний
Женщина может требовать развод или хуль, если есть на то причина. Свидетельство этому привел Аль-Бухарий (4867) об Ибн Аббасе, да будет ими обоими доволен Аллах, что жена Сабита ибн Къайса пришла к Пророку, Мир Ему и сказала: «О,Посланник Аллаха, Сабит Ибн Къайс, я не порицаю в нем ни нрава, ни религии, но я не хочу неверия в Исламе». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Вернешь ли ты ему его сад? (что был дан ей в качестве калыма)?» Она сказала : «Да!» Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал Сабиту: «Прими сад и расторгни с ней брак разводом!».
Ее слова: «но я не хочу неверия в Исламе», то есть, я не хочу совершать дела, которые противоречат нормам Ислама, такие как ненависть к мужу, неподчинение ему и неисполнение его прав(и своих обязательств пред ним) и т.д. (Смотрите «Фатхьуль-Бари» (Открытие Создателя) (400/9)
Шейх Бин Джибрин, да хранит его Аллах, в разъяснении того, что разрешает требование хуль сказал: “Если женщина невзлюбила нравы своего мужа такие как его суровость, вспыльчивость, восприимчивость, гнев и критика(порицания) по любому поводу и упреки за маленькие недостаток, то (в таком случае) она имеет право (требовать) хуль. Также, если она невзлюбит его внешний вид (какой-либо недостаток или изъян), или ей будет не хватать его чувств, то она имеет право на хуль.
Хуль1 является дозволенным, если он является недостаточным в религии, оставляет молитвы или не участвует в джамаат молитвах (соборной молитве мусульман), или не постится в Рамадан без причины, или совершает запретное, такое как как прелюбодеяние, пьянство, слушание песен и музыки и тому подобное. Если он не дает ей должное из привычного пребывания с ней, что будет способствовать ее целомудрию, по причине его импотенции (недостатка, лишающего его возлежания с ней для выполнения полового акта), или он избегает ее (не уделяя этому внимания), или отворачивается от нее к другой, или же не поступает справедливо в ночлеге (у нее, наравне с другими женами) то она имеет право на хуль, и Аллах лучший из знающих!» Конец цитаты.