Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка (действующая редакция)
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Статья 88 НК РФ. Камеральная налоговая проверка (действующая редакция)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если налогоплательщик не согласен с результатами камеральной проверки, он вправе их оспорить. Для этого необходимо составить возражение в письменной форме и направить его по адресу ИФНС, составившей акт.
Как оспорить результат камеральной проверки
В таблице собраны все случаи, которые можно оспорить, а также кто и в какой срок может подать возражение.
Документ, послуживший основанием для подачи возражений | Кто подаёт возражения | Срок подачи возражений |
---|---|---|
акт налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки | лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка (его представитель) | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение 30 дней со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков | ответственный участник консолидированной группы налогоплательщиков | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение одного месяца со дня получения акта налоговой проверки |
дополнение к акту налоговой проверки иностранной организации, состоящей на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | иностранная организация, состоящая на учёте в налоговом органе в соответствии с пунктом 4.6 статьи 83 НК РФ | в течение пятнадцати дней со дня получения дополнения к акту налоговой проверки |
акт об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях | лицо, совершившее налоговое правонарушение | в течение одного месяца со дня получения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о налоговых правонарушениях |
Последствия камеральной проверки
По результатам камеральной проверки, если все будет в порядке с декларацией, с документами, налогоплательщику будет произведен возврат денежных средств, если лицо просит вернуть уплаченный налог по тем или иным основаниям.
Если в ходе проверки налоговиками будут выявлены нарушения и составлен акт, то налогоплательщик вправе будет представить возражения на такой акт проверки в течение месяца со дня его получения.
После того, как истечет время на представление возражений, налоговый орган в течение 10 рабочих дней должен будет рассмотреть материалы проверки и принять решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности налогоплательщика за налоговое нарушение.
При не согласии с решением налоговой, лицо может обжаловать его в вышестоящий налоговый орган, в далее в суд.
Если лицо, которое проверяет налоговая, плохо ориентируется в налоговом законодательстве, то стоит обратиться как можно быстрее за консультацией и помощью к налоговым юристам или адвокатам. Адвокаты нашего Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры» имеют большой опыт в отстаивании интересов налогоплательщиков в спорах с налоговой и готовы оказать услуги: по сопровождению налоговых проверок, по подготовке возражений на акты налоговых, по обжалованию решений налоговых.
Сколько «стоит» налоговая проверка?
Любая налоговая проверка — это испытание для налогоплательщика, которое часто оборачивается взысканием значительных сумм недоимки по налогу, начислением пени, а в некоторых случаях и штрафами. Получить представление об этих суммах можно из официальных данных ФНС.
Каждый год Федеральная налоговая служба готовит доклад о результатах проведения контроля за бизнесом. В 2016 году эффективность одной выездной налоговой проверки выросла, по сравнению с прошлым годом, на 54% и составила 13,7 млн рублей. Для сравнения, в 2013 году сумма была почти в 2 раза меньше — 7,1 млн рублей. Налоговые органы считают, что риск-ориентированный подход к проведению проверок сказывается положительно, ведь количество выездных проверок снижается, а их результативность растет.
Выездные налоговые проверки стали более избирательными, но при этом почти стопроцентно результативными. Иными словами, если уж налоговая инспекция решила провести у вас выездную налоговую проверку, то без доначислений не обойтись. Средняя сумма дополнительных взысканий в 13,7 млн. рублей, так же, как и средняя температура по больнице, конечно, не дает представления о том, какими финансовыми санкциями обернется выездная налоговая проверка для конкретного налогоплательщика. Тем не менее, предположить ее последствия для своего бизнеса можно, и они весьма серьезны.
Выездную налоговую проверку проще предупредить, чем справляться потом с ее последствиями. При этом риски ее проведения тайной не являются, более того, налоговые органы настоятельно рекомендуют налогоплательщикам проводить такую самодиагностику. Далее мы подробно рассмотрим критерии риска выездной налоговой проверки.
Как проводится камеральная налоговая проверка
Камеральная налоговая проверка проводится по тому периоду и по тому налогу, который указан в сданной декларации. Налоговая инспекция не может выносить решение о доначислении налога, начислении пеней или наложения штрафа в отношении налога или периода, которые не отражены в проверяемой декларации.
Данные из полученной декларации вносятся в автоматизированную информационную систему налоговых органов (АИС Налог), после чего проводится сверка контрольных показателей. Проверяется также, не нарушен ли срок сдачи декларации, нет ли противоречий, ошибок или несоответствий данных или оснований для истребования подтверждающих документов. Если все в порядке, то камеральная налоговая проверка на этом и заканчивается.
Если же вопросы у налоговых органов к вам возникнут, то они должны письменно потребовать представить необходимые пояснения или внести исправления в декларацию. Дать ответ на требование надо в течение пяти рабочих дней. Таким ответом может быть подача уточненной налоговой декларации (если вы согласны с замечаниями налоговиков) или аргументированное письменное пояснение своей позиции.
Здесь надо учесть, что если проверяющие не согласятся с вашими доводами, то может быть составлен акт камеральной налоговой проверки о взыскании недоимки, начислении пени и привлечении к ответственности в виде штрафа. В течение одного месяца со дня получения акта налогоплательщик может подать возражения на нее, которое должно быть рассмотрено в течение 10 рабочих дней.
По результатам рассмотрения данных проверки и возражения на акт руководитель налоговой инспекции должен вынести решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности. О времени и месте рассмотрения материалов камеральной проверки налоговики обязаны сообщить налогоплательщику для возможности участвовать в процессе лично или через своего представителя.
Не устраивающее вас решение по результатам камералки может быть обжаловано и дальше – в вышестоящий налоговый орган и в суд.
Этапы камеральной налоговой проверки
Ниже опишем каждый этап проведения данной проверки:
- Вы сдаете декларацию в инспекцию.
- Данные из отчетности регистрируются в системе налоговой инспекции. Показатели отчета проходят автоматизированный контроль, проходят сверку контрольных соотношений.
- Если ошибки не выявлены, нарушений и противоречий нет – нет оснований для более детального изучения декларации. Считайте, что камеральная налоговая проверка завершена. Акт не составляется, решение не выносится.
- Если обнаружены противоречия, выявлены ошибки, инспектор направит вам требование, в котором попросит предоставить пояснения, информацию, подтверждающие документы или внести соответствующие исправления и направить корректировочный отчет.
- По результатам предоставленного пояснения (ответа) на требование, у инспектора не возникают вопросы – камералка завершена. Если, нет, то составляется акт (статья 100 Налогового Кодекса Российской Федерации). Данный акт направляется налогоплательщику.
Правила и порядок проведения
Порядок проведения камеральной проверки установлен ст. 88 НК РФ. В соответствии с её положениями:
- проверка начинается после предоставления налогоплательщиком налоговой декларации;
- для начала проверки не требуется решения руководителя налогового органа, её инициирует налоговый инспектор, которому направлена декларация для отработки;
- уведомление о проведении проверки налогоплательщику не направляется;
- в процессе КНП налоговый инспектор проверяет, соответствуют ли предоставленные налогоплательщиком документы установленным требованиям;
- декларация в процессе КНП проверяется на правильность исчисления налогов;
- если в ходе камеральной проверки выявлены нарушения (ошибки, несоответствия в документах), налоговый инспектор уведомляет об этом налогоплательщика с требованием представить пояснения (внести исправления) в 5-дневный срок;
- налогоплательщик даёт пояснения и/или вносит исправления путём подачи уточнённой декларации (расчёта);
- налоговый инспектор в рамках камеральной проверки вправе направлять запросы в банки, опрашивать свидетелей (например, бухгалтера), осматривать территорию, помещение и имущество налогоплательщика, проводить иные контрольные мероприятия.
Актом камеральной налоговой проверки оформляются результаты
Если в результате мероприятий выяснится, что компания нарушала действующее законодательство, а именно:
- Не уплачивала налоги;
- Занижала расходы;
- Необоснованно оформляла вычет;
- Несвоевременно предоставляла декларации и так далее.
Во всех этих случаях будет составлен акт проверки. На его составление отводится десять рабочих дней, подписывается он всеми проверяющими, а также тем человеком или представителем компании, в отношении которой осуществлялась проверка.
Акт содержит такие данные:
- Дату и нумерацию;
- Указание должностей и инициалов специалистов, которые осуществляли проверку;
- Наименование компании, которую проверяли;
- Дату начала и окончания проверки;
- Перечень всех мероприятий, которые проводились;
- Все выявленные правонарушения или ошибки;
- Итоги проверки;
- Рекомендации по устранению всех нарушений;
- Мера ответственности для виновных лиц.
При обнаружении в декларации ошибок и неточностей инспектор службы обязан проинформировать об этом налогоплательщика в трехдневный период. Также инспектор потребует внести некоторые изменения и в документы. Срок внесения изменений составляет не больше 5 рабочих дней. Это относится к ситуациям, когда ошибки в декларации стали причиной недоплаты налогов.
При выявлении факта недоплаты инспектор выносит решение в 10-дневный период о привлечении организации или предпринимателя к ответственности. Дополнительно налоговой инспекции дается 10 дней на отправление уведомлений об уплате штрафов, пени, внесении изменений в документы.
В налоговом законодательстве имеются некоторые расхождения, касающиеся вопросов составления акта. Высший суд Российской Федерации придерживается позиции, что в этом нет прямой необходимости. Арбитражные же суды считают, что решение камеральной налоговой проверки должно быть оформлено документально, иначе нарушаются права налогоплательщиков. Поэтому с оплатой штрафов можно не спешить, если акт не был составлен.
Налоговый кодекс РФ в п. 1, 2 ст. 88 НК РФ начало камеральной налоговой проверки связывает исключительно с фактом представления налогоплательщиком в налоговый орган налоговых деклараций (расчетов) и документов, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Следовательно, камеральная проверка начинается с даты представления документов, перечисленных в п. 1 ст. 88 НК РФ. Аналогичная позиция указана в письме ФНС России от 07.05.2010 N ШС-37-3/1269@ «О разъяснении налогового законодательства» . При этом дата начала камеральной налоговой проверки не зависит от того, были ли представлены документы налогоплательщиком с нарушением срока либо нет. В каждом конкретном случае устанавливается вопрос наличия либо отсутствия признаков налогового правонарушения.
Экономика и жизнь (Бухгалтерское приложение). 2010. N 33.
В письме ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ указано, что определение момента начала течения трехмесячного срока проведения камеральной налоговой проверки связано с моментом получения налоговым органом налоговой декларации (расчета).
В настоящее время существует следующий порядок представления документов в налоговый орган: личное представление, через представителя, по почте или по телекоммуникационным каналам связи. Соответственно, момент начала камеральной проверки также различен.
При личном представлении или через представителя датой представления документов считается день фактического представления этих документов в налоговый орган, на поступивших документах полномочным на то работником налогового органа ставится отметка об их приеме.
При передаче документов по почте или по телекоммуникационным каналам связи датой представления документов считается день отправки почтового или электронного письма в налоговый орган.
Как определено п. 3 ст. 88 НК РФ, налоговый орган проверяет декларации (расчеты), иные представленные налогоплательщиком документы на наличие или отсутствие в них ошибок, а также на предмет соответствия содержащихся в этих документах сведений сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля. О выявленных в ходе камеральной налоговой проверки нарушениях налоговый орган сообщает налогоплательщику и предлагает представить свои объяснения или внести соответствующие исправления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 12.07.2006 N 267-О , полномочия налогового органа, предусмотренные ст. 99, 101 НК РФ, носят публично-правовой характер, что не позволяет налоговому органу произвольно отказаться от необходимости истребования дополнительных сведений, объяснений и документов, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты налогов. При осуществлении возложенной на него функции выявления налоговых правонарушений налоговый орган во всех случаях сомнений в правильности уплаты налогов и тем более обнаружения признаков налогового правонарушения обязан воспользоваться предоставленным ему правомочием истребовать у налогоплательщика необходимую информацию.
Вестник Конституционного Суда РФ. 2006. N 6.
Таким образом, сообщение налогоплательщику о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки нарушениях является безусловной обязанностью налогового органа.
Налоговый орган сообщает налогоплательщику об обстоятельствах, предусмотренных п. 3 ст. 88 НК РФ, с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок. В тех случаях, когда налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки не выявил ошибок и иных противоречий в представленной налоговой декларации, оснований для истребования у налогоплательщика объяснений, а также первичных учетных документов нет. Этот вывод отражен в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.11.2008 N 7307/08 .
Вестник ВАС РФ. 2009. N 3.
В соответствии с п. 7 ст. 88 НК РФ при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ.
Перечислим случаи, когда налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы:
- при проведении проверок налоговый орган вправе истребовать в установленном порядке у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие их право на эти налоговые льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ);
- налоговый орган вправе требовать у налогоплательщиков дополнительные сведения и документы, приведенные в п. 8, 9 ст. 88 НК РФ, а именно если налогоплательщик использует налоговые льготы, им заявлены налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость либо при проведении камеральной налоговой проверки по налогам, связанным с использованием природных ресурсов;
- при подаче налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, в которой заявлено право на возмещение этого налога, камеральная налоговая проверка, согласно п. 8 ст. 88 НК РФ, проводится на основе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком в соответствии с НК РФ. Налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие в соответствии со ст. 172 НК РФ правомерность применения налоговых вычетов, в связи с чем у последнего возникает обязанность представить документы, подтверждающие налоговые вычеты;
- при проверке налоговой декларации (расчета) по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц участника договора инвестиционного товарищества налоговый орган вправе истребовать у него сведения о периоде его участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества, а также использовать любые сведения о деятельности инвестиционного товарищества, имеющиеся в распоряжении налогового органа (п. 8.1 ст. 88 НК РФ);
- при проведении камеральной налоговой проверки по консолидированной группе налогоплательщиков налоговый орган вправе истребовать у ответственного участника этой группы копии документов, которые должны представляться с налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в соответствии с гл. 25 НК РФ, в том числе относящиеся к деятельности иных участников проверяемой группы (п. 11 ст. 88 НК РФ). Необходимые пояснения и документы по консолидированной группе налогоплательщиков налоговому органу представляет ответственный участник этой группы.
Рассмотрев вопросы о действиях налоговых органов в процессе проведения камеральной налоговой проверки, необходимо исследовать обязательные и возможные действия, осуществляемые налогоплательщиком, поскольку налогоплательщики и налоговые органы при проведении камеральной налоговой проверки обладают взаимокорреспондирующими правами и обязанностями.
Как установлено п. 3 ст. 88 НК РФ, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
Следовательно, после получения сообщения от налогового органа налогоплательщику представляется пятидневный срок на представление пояснений или внесение соответствующих исправлений в налоговую декларацию.
При этом необходимо обратить внимание налогоплательщиков, что проведение в период камеральной налоговой проверки выездной само по себе не означает освобождение плательщика от обязанности представлять копии документов, истребуемых в рамках камеральной проверки, поскольку, как следует из п. 5 ст. 93 НК РФ, такая обязанность может отсутствовать в случае, если подлинники запрашиваемых документов ранее были представлены налогоплательщиком в налоговый орган (см., к примеру, Постановление ФАС Центрального округа от 29.08.2012 по делу N А23-4433/2011). Поэтому непредставление в установленный срок налогоплательщиком в налоговые органы документов может повлечь взыскание штрафа в размере 200 рублей за каждый непредставленный документ по п. 1 ст. 126 НК РФ.
В силу п. 4 ст. 88 НК РФ налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий. Также он вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Однако в Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 N 14951/11 указано, что из взаимосвязанного толкования положений ст. 88 НК РФ следует обязанность налогоплательщика и, как следствие, право налогового органа истребовать у налогоплательщика первичные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию, при выявлении в ходе камеральной проверки несоответствия между этими данными и сведениями, содержащимися в имеющихся у налогового органа документах, полученных им в ходе налогового контроля.
Таким образом, налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки имеет право истребовать у налогоплательщика первичные документы, а налогоплательщик в этом случае обязан их представить.
Если налоговым органом не заявлено о выявлении ошибок и противоречий в представленных налогоплательщиком декларациях, документах, это исключает возможность запрашивать у налогоплательщика документы по его финансово-хозяйственной деятельности. Данный вывод соответствует правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.11.2008 N 7307/08.
Соответственно, если в срок, установленный п. 2 ст. 88 НК РФ для проведения камеральной налоговой проверки, налоговый орган не обращается к налогоплательщику с требованием представить документы, подтверждающие обоснованность налоговых вычетов, налогоплательщик вправе предполагать, что у налогового органа нет сомнений в правомерности применения заявленных в декларации налоговых вычетов.
В практике встречаются ситуации, когда налоговый орган направляет налогоплательщику требование о представлении документов за пределами срока проведения камеральной проверки. В этом случае налогоплательщик вправе оспорить такое требование. Как отметил, к примеру, Президиум ВАС РФ в Постановлении от 17.11.2009 N 10349/09 по делу N А40-53471/08-118-252, нельзя признать законным направление инспекцией требования о представлении документов, подтверждающих правомерность заявленных в декларации налоговых вычетов, более чем через 11 месяцев после подачи обществом налоговой декларации.
В Постановлении Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 N 14951/11 указано, что документы у налогоплательщика истребуются только лишь при наличии на то оснований.
Соответственно, если налогоплательщик в налоговой декларации (расчете) заявляет льготы либо право на возмещение налога на добавленную стоимость, в этом случае налоговый орган вправе истребовать, а налогоплательщик обязан представить соответственно документы, подтверждающие право на налоговые льготы, либо правомерность применения налоговых вычетов. Это положение закреплено в п. 6, 8 ст. 88 НК РФ.
Налогоплательщику следует различать последствия получения от налогового органа сообщения о представлении необходимых пояснений или о внесении соответствующих исправлений в налоговую декларацию (расчет) и получения требования о представлении документов.
Сообщение о представлении необходимых пояснений или о внесении соответствующих исправлений — это действия, которые предусмотрены п. 3 ст. 88 НК РФ.
Требование о представлении документов выставляется налоговым органом в порядке, определенном ст. 93 НК РФ.
При получении требования о представлении документов истребуемые документы могут быть представлены в налоговый орган налогоплательщиком лично или через представителя, направлены по почте заказным письмом или переданы в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи (п. 2 ст. 93 НК РФ).
По общим правилам не допускается требование нотариального удостоверения копий документов. Однако документы на бумажном носителе должны быть представлены в виде заверенных проверяемым лицом копий.
В случае, если истребуемые у налогоплательщика документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в налоговый орган в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Как отмечено в п. 2 письма ФНС РФ от 03.09.2010 N АС-37-2/10613@, документами, составленными в электронном виде по установленным форматам, могут быть счета-фактуры, книги продаж и покупок, форматы которых согласно п. 8 ст. 169 НК РФ утверждаются ФНС России. Такая возможность возникнет у налогоплательщиков после разработки необходимых правовых актов и программного обеспечения.
В настоящее время действует Приказ ФНС РФ от 17.02.2011 N ММВ-7-2/168@ «Об утверждении Порядка направления требования о представлении документов (информации) и порядка представления документов (информации) по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи».
В случае необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов. Письмом ФНС РФ от 08.10.2010 N АС-37-2/12931@ рекомендованы формы уведомлений о необходимости обеспечения ознакомления с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, и актов о противодействии проведению налоговой проверки.
В п. 3 ст. 93 НК РФ установлено, что документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней (20 дней — при налоговой проверке консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения соответствующего требования.
Однако в случае, если налогоплательщик не имеет возможности представить истребуемые документы, он в течение дня, следующего за днем получения требования о представлении документов, письменно уведомляет налоговый орган о невозможности представления в указанные сроки документов с указанием причин, по которым истребуемые документы не могут быть представлены в установленные сроки, и о сроках, в течение которых проверяемое лицо может представить истребуемые документы.
В течение двух дней со дня получения такого уведомления руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе на основании этого уведомления продлить сроки представления документов или отказать в продлении сроков, о чем выносится отдельное решение.
При проведении налоговой проверки консолидированной группы налогоплательщиков продление сроков осуществляется не менее чем на 10 дней.
Форма подачи документов
По закону налогоплательщик должен передать ФНС копии документов: инспектор имеет право запросить подлинник только для ознакомления. В бумажной форме документы можно передавать лично, через доверенное лицо, заказным письмом с учетом следующих правил:
-
разные документы объединяют в подшивку (не более 150 листов в одном томе), если в одном документе более 150 листов, то его оставляют как есть, то есть не делят на тома;
-
каждую копию нужно заверить;
-
подшивка не должна мешать считыванию информации, то есть, нельзя затруднять доступ к реквизитам, датам, данным и пр.;
-
листы подшивки нумеруют, первый лист всегда начинается с единицы;
-
при прошивке концы нити выводят на оборотную сторону последнего листа, а в месте скрепления крепят бумажную наклейку с заверительной надписью;
-
заверительная надпись обязательно содержит должность, ФИО заверяющего лица, дату, количество листов (цифрой и прописью).
Чтобы не заниматься прошивкой, бумажные документы можно отсканировать (с сохранением всех обязательных реквизитов), сохранить в общедоступном формате и отправить в ФНС через личный кабинет или по телекоммуникационным каналам связи. Например, через небо. Точно так же отправляют документы, которые не имеют бумажной формы, то есть изначально составленные в электронной форме. Распечатывать их не нужно.
Каждый документ, который предприниматель сдает в ИНФС – расчет, декларация, отчетность по НДС и НДФЛ и др. – подлежит камеральной проверке.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Об этой форме контроля не предупреждают, для нее не нужно получать специальных разрешений ни от предпринимателя, ни от руководителя налоговой. Это «камералка» – рутинная, но неотвратимая
Проверка производится автоматизировано. Вся ваша отчетность в налоговой вводится в базу данных. При поступлении новой информации показатели автоматически сверяются:
- с аналогичными показателями за другие периоды;
- с показателями этого же временного промежутка, но по другим сборам;
- с бухгалтерскими отчетами.
Вычисленные соотношения должны приблизительно соответствовать контрольным, которые ФНС не держит в секрете. Все контрольные соотношения налогов приведены на сайте ИФНС в разделах «Юридическим лицам» и «Индивидуальным предпринимателям», а конкретно. В рубриках по тому или иному налогу.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки
В случае выявления ошибок и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.
В случае если налогоплательщик представляет в налоговый орган пояснения относительно выявленных ошибок в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречий между сведениями, содержащимися в представленных документах, он так же вправе дополнительно представить в налоговый орган выписки из регистров налогового и (или) бухгалтерского учета и (или) иные документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).
Налоговый инспектор, который проводит камеральную проверку, в свою очередь обязан рассмотреть представленные налогоплательщиком пояснения и документы.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений налогоплательщика налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки в порядке, предусмотренном НК РФ.
Если налоговый орган не выявляет в представленной налогоплательщиком налоговой декларации (расчете) ошибок или не соответствий, то акт проверки не оформляется, т.е. налогоплательщик даже не узнает, что в отношении поданной им декларации (расчете) проводилась камеральная проверка.
В случае если в налоговой декларации налогоплательщик заявил какие-либо льготы или предъявил НДС к возмещению из бюджета, то налоговый орган проводит углубленную камеральную проверку и имеет право истребовать в установленном порядке документы, подтверждающие право налогоплательщиков на налоговые льготы .
Если в декларации были выявлены ошибки, нарушения или недочеты, то налоговый инспектор должен сообщить о них налогоплательщику в течении трех дней. Помимо этого, инспектор выставит требования на внесение определенных изменений в документацию. Период для внесения поправок должен быть не более пяти рабочих дней, но это касается тех случаев, где недочеты в декларации стали виновниками неуплаты налоговых отчислений.
Если был выявлен факт неуплаты, то налоговый инспектор в течение десяти рабочих дней принимает решение о привлечении компании или бизнесмена к штрафным санкциям, согласно налоговому кодексу. С этого момента налогоплательщик считается привлеченным к ответственности. Помимо этого, налоговый инспектор в течение десяти рабочих дней должен отправить уведомление о том, что компания должна уплатить штрафы, пени, а также внести изменения информации в документации.
Порядок проведения камеральной налоговой проверки
При составлении акта проверяющие должны соблюдать следующие правила:
-
акт составляется в двух экземплярах по утвержденной форме и должен содержать установленные Налоговым кодексом РФ сведения;
-
акт подписывается инспектором и проверенным налогоплательщиком или его представителем;
-
инспектор должен составить акт в течение 10 рабочих дней со дня окончания проверки, по итогам которой выявлены нарушения;
-
экземпляр акта в течение пяти рабочих дней с даты его составления вручается налогоплательщику или его представителю.
При этом акт камеральной проверки должен состоять из следующих частей:
-
вводной части (общие положения);
-
описательной части (установленные факты);
-
итоговой части (выводы налоговых органов, предложения по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи об ответственности за эти правонарушения).
- Налог
- Бухгалтерский учет
- Бухгалтерский баланс
- Оборотные активы
- Юридическое лицо
- Бухгалтерская отчетность (финансовая отчетность)
- Гражданско-правовой договор (ГПХ)
Проверки ФНС – это мероприятия, осуществляемые данным государственным органом, направленные на мониторинг соблюдения организациями, ИП, физическими лицами порядка исчисления и уплаты налогов.
В ст. 87 НК РФ предусматривается два вида проверок: камеральные и выездные. На практике, видов проверок можно выделить гораздо больше. В частности, они могут быть плановыми и внеплановыми, комплексными и выборочными, тематическими и общими, контрольными и встречными.
Выездная проверка осуществляется с выездом должностных лиц на территорию проверяемого субъекта, в то время, как камеральная осуществляется без него. Предмет проверочных мероприятий, вне зависимости от вида проверки, не меняется – это надзор за соблюдением законности в сфере уплаты налогов.
Камеральную проверку также называют документарной. Это связано с тем, что сотрудники ФНС изучают правильность и своевременность исчисления и уплаты налоговых платежей на основании представленных организацией деклараций. Предметом проверки является исключительно поданная фирмой отчетность, а за рамки указанного предмета ФНС может выходить только тогда, когда требуется изучение иных документов в целях сверки данных.
Возможна ситуация, когда фирма не подает требуемую декларацию в срок, и камеральная проверка производится на основании имеющихся в распоряжении ФНС сведений, без декларации.
После подачи организацией каждой декларации, производится камеральная проверка (п. 1, 2 ст. 88 НК РФ). Это может быть отчетность по любым налогам, например, по:
- Налогу на имущество.
- Налогу на прибыль.
- НДС.
- Единому налогу на вмененный доход.
- Налогу, уплачиваемому при УСН.
- Налогу, уплачиваемому при ЕСХН.
- По транспортному налогу.
- По земельному налогу.
При подаче повторной (уточненной) декларации вновь проводится камеральная проверка (это следует из п. 7 ст. 81 НК РФ). Уточненная отчетность подается в случае, когда первоначальная содержала ошибки и неточности, что привело к неверному расчету суммы налога.
Требования к месту проведения камеральной проверки закреплены в п. 1, 2 ст. 88 НК РФ. Она производится по месту нахождения ФНС, в который подана декларация. Декларация в свою очередь подается по месту учета налогоплательщика.
Местом учета плательщика налогов может быть как место ее нахождения, так и место нахождения ее обособленных подразделений. Кроме того, возможно встать на учет по месту нахождения транспорта и недвижимости.