Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность экспедитора по договору транспортной экспедиции». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Стороны обговаривают все существенные моменты сделки и закрепляют их в документе. В договоре прописываются реквизиты сторон, предмет (перевозка груза), сведения о доставляемых объектах, пункты отправки и назначения, права и обязанности экспедитора и клиента, их ответственность, а также прочие важные вопросы.
Обязанности перевозчика
В соответствии с 87-ФЗ, на экспедитора возлагаются:
- Организация транспортировки груза с гарантией его сохранности в сроки и на условиях, оговоренных сторонами.
- Координация взаимодействия участников доставки.
- Составление экономических и технических обоснований маршрутов и схем транспортировки с учетом требований и пожеланий владельца груза.
- Организация и предоставление услуг, связанных с приемом, перевозкой и выдачей грузов по установленным правилам.
- Контроль маркировки и пломбирования контейнеров, грузов, перевозочных средств, бункеров, холодильных камер и прочих хранилищ.
- Наблюдение за процессом выполнения перегрузочных, погрузочно-разгрузочных, перевалочных, упаковочных и складских работ, контроль соблюдения сроков, условий хранения, выдачи, накопления товаров.
- Оформление сопроводительных документов (в т. ч. товарно-транспортных накладных) на всех стадиях осуществления транспортно-технологических маршрутов и схем доставки.
При одностороннем отказе любого из участников от исполнения договора он обязан компенсировать контрагенту потери, вызванные этим действием, а также выплатить штраф – 10% от величины понесенных расходов.
В ФЗ № 87 установлено, что до предъявления перевозчику иска с требованиями, вытекающими из договора, обязательно соблюдение досудебной процедуры. Для этого клиент составляет письменную претензию и направляет ее экспедитору. Предъявить досудебные требования можно в течение 6 мес. с даты возникновения права на это (со дня, когда субъект узнал о нарушении). К претензии о порче (повреждении), недостаче или утрате груза заказчик должен приложить подтверждающую документацию, а также бумаги, удостоверяющие стоимость и количество отправленного имущества. Сопроводительные документы могут быть в подлиннике или копии. В последнем случае необходимо их заверение в установленном законом порядке.
Чем занимается специалист?
Большая часть услуг по перевозке грузов контролируется экспедитором. Это объясняется нюансами, которые нужно учитывать при организации трансфера. Подготовка любого автомобильного, авиа или железнодорожного сообщения включает решение следующих задач: выбор маршрута, удовлетворяющего пожелания заказчика, заполнение сопроводительных документов, подготовка груза к транспортировке, отслеживание его перемещения.
Поскольку экспедитор — полноценный участник рынка грузоперевозок, он осведомлен о действующих тарифах, транспортных сборах. Это позволяет специалисту предусматривать любые нюансы во время трансфера.
Среди основных задач экспедитора:
- Приемка груза. Специалист на складе принимает продукцию, изучает ее состояние. После контролирует погрузку в подобранное транспортное средство. В случае обнаружения недочетов, специалист информирует отправителя.
- Сверка комплектности груза. В обязанности сотрудника входит проверка груза, который указан в сопроводительных документах.
- Оценка состояния упаковки и качества ее сборки. При обнаружении недочетов специалист организовывает дополнительную сортировку и упаковку товара.
- Проверка технического состояния машины. Чтобы перевозка была безопасной, экспедитор контролирует исправность автомобиля, наличие систем безопасности, ремней, фиксирующих груз.
- Контроль процесса погрузки. Специалист должен убедиться в качестве отгрузки, соблюдении правил расположения товара.
- Обеспечение хранения и сохранности посылки, если она размещается на складе консолидации, в пункте отгрузки или на других промежуточных складах. Это делается, например, при отправке сборных партий, которые собираются на складе какое-то время.
- Разработка документов при транспортировке тяжеловесного или крупногабаритного груза, организация движения транспорта.
- Информирование. Специалист отслеживает передвижение личных вещей заказчика, уведомляет грузополучателя о статусе доставки, а грузоотправителя — о прохождении границы или передаче груза.
- Страхование посылки. Специалист подготавливает и заключает договор страхования, оплачивает страховые взносы, оформляет документацию, если страховой случай наступил.
- Финансовые услуги. Экспедитор оплачивает разовые платежи в виде сборов и штрафов, проводит расчетные операции за транспортировку, погрузочно-разгрузочные работы, нанятый транспорт и услуги водителя.
- Дополнительные услуги. Он согласовывает технические условия погрузки, маркировку груза, обслуживание и ремонт контейнеров, аренду склада для хранения, автомобиля для доставки.
При организации международной перевозки одна из основных обязанностей специалиста — контроль поддержания режима заморозки продуктов. В экспедирование включено дополнительное заполнение документов: работа с оплатой пошлины и других сборов.
Экспедитор отвечает за соблюдение условий договора, контролирует сроки, выгрузку продукции в установленном месте и в оговоренное время. В случае нестандартных ситуаций, специалист оформляет необходимые акты, фиксирует факт порчи имущества, недостачу или потерю груза.
Обязанности экспедитора
1. Условия, прописанные в договоре транспортной экспедиции — обязательные для выполнения клиентом.
2. Если случилась форс-мажорная ситуация и экспедитор вынужден изменить условия транспортировки, но не может уведомить об этом вторую сторону вовремя, то как только появиться такая возможность, экспедитор обязан сразу же поставить клиента в известность обо всех отступлениях. Порядок, в котором выполняются такие уведомления, определяется конкретным пунктом соответствующего договора.
3. Если речь идее о том, что клиенту со стороны экспедитора предлагаются какие-то услуги семейного или личного характера, то вторая сторона по требованию клиента вынуждена предоставить полную и развернутую информацию по защите прав потребителей, которая тщательно прописана в действующем законодательстве РФ.
4. Во время приема товара клиенту обязательно выдается специальный экспедиторский договор, вместе с которым также прикрепляются и подаются все необходимые оригиналы других документов. Если есть необходимость, то клиенту также выдается и составленная ранее доверенность между ним и экспедитором.
5. Экспедитору категорически запрещено вести какие-либо переговоры или тем более заключать сделки, если это не предусмотрено иными пунктами согласования и не указано в соответствующем договоре.
Обязанности и права экспедитора по договору транспортной экспедиции
В зависимости от условий договора транспортной экспедиции экспедитор имеет следующие основные обязанности:
- Организовать перевозку груза. Маршрут перевозки может выбирать как клиент, так и экспедитор.
- После приемки груза выдавать клиенту транспортную накладную и иные документы, подтверждающие факт передачи груза.
- Заключать договоры перевозки грузов. При этом экспедитор может заключать такой договор от своего имени или от имени клиента — на основании выданной экспедитору доверенности. Во втором случае экспедитор должен передать клиенту оригинал договора.
- Проверять достаточность, правильность заполнения и полноту документации, сопровождающей груз.
- Проверять количество груза, его состояние в соответствии с сопровождающими документами.
- Проверять состояние упаковки груза (ее достаточность и надежность) и соблюдение иных правил перевозки для отдельных видов грузов. Если клиент осуществляет упаковку самостоятельно, он также несет ответственность за состояние груза в процессе перевозки.
- Осуществлять погрузку и выгрузку груза.
- Организовать получение груза в промежуточных пунктах и в пункте конечного назначения, а также осуществлять или организовывать хранение груза в таких пунктах.
- Если экспедитор осуществляет услуги по перемещению груза через границу страны, он может получать необходимые для этого документы, выполнять требуемые формальности на таможне, в том числе оплачивать таможенные пошлины, сборы и иные расходы, которые несет грузоотправитель.
Освобождение экспедитора от ответственности
Основания для освобождения экспедитора от ответственности при использовании автомобильного транспорта содержатся в постановлении Пленума Верховного суда РФ № 26 от 26.06.2018 «О некоторых вопросах применения законодательства о договоре перевозки автомобильным транспортом грузов, пассажиров и багажа и о договоре транспортной экспедиции».
Верховный суд отмечает: в экспедиционном договоре предусмотрена обязанность экспедитора проверять правильность и полноту таможенных, санитарных, карантинных и иных документов, то ответственность за отсутствие у перевозчика таких документов и его убытки, возникшие в связи с отсутствием, неполнотой или недостоверностью таких документов, ложится на экспедитора. Экспедитор может быть освобожден от такого вида ответственности только в том случае, если обязанность по предоставлению и проверке сопровождающих груз документов относится к обязанностям грузоотправителя.
Соответственно, если отправка груза требует оформления таможенных или иных документов, в договоре транспортной экспедиции должно быть оговорено, кто несет обязанность по оформлению таких документов.
Если к обязанностям экспедитора относится подготовка груза к перевозке (упаковка и обеспечение сохранности груза таким образом, чтобы не повредить транспортное средство или контейнер в процессе перевозки) и в том случае, когда экспедитор, принимая упакованный груз от клиента, не сделает отметку о ненадлежащей упаковке, ответственность за утрату, недостачу, повреждение (порчу) груза, возникшие ввиду таких обстоятельств, несет экспедитор. Однако если такая обязанность относилась к обязанностям грузоперевозчика или в момент принятия груза были явно видны или известны недостатки упаковки, а перевозчик не сделал об этом отметку в сопровождающих документах, то ответственность несет перевозчик. Доказать факт ненадлежащей упаковки, по причине которой произошла утеря, повреждение или недостача груза, должен также перевозчик.
По общему правилу экспедитор не несет ответственности, если докажет, что утрата, недостача или повреждение груза произошли вследствие непреодолимой силы (природные катаклизмы, масштабные забастовки и т. п.) или вследствие естественной убыли груза (усушка, усадка и т. п.), но в пределах нормы.
Чем занимается экспедитор
Слово «экспедитор» на латыни означает «сопровождающий». Экспедитор – это ответственное лицо, в обязанности которого входит контроль передвижения груза по составленному маршруту, оформление сопровождающих документов, страхование, погрузочные манипуляции, хранение.
Экспедитор, как центральное звено, формирует вокруг себя логистическую цепочку, оптимизирует затраты, на всем протяжении следит за состоянием груза, его сохранностью и своевременной доставкой. Также в обязанности экспедитора может входить подбор специального транспорта для опасных видов груза или негабарита. Соблюдение маркировки грузов и пломбирование тоже является обязанностью экспедитора.
Водитель-экспедитор
Экспедирование грузов — одно из востребованных видов деятельности. Когда изготовитель отправляет свою продукцию или покупатель заказывает товар, то все хотят, чтобы доставка произошла без задержек, и товар доставили в целости.
Учитывая все вышесказанное, несложно догадаться, что главная задача экспедитора – это доставка груза к его месту назначения. Но, несмотря на то, что звучит это довольно просто, на практике все оказывается куда сложнее.
Начать следует с того, что любой груз должен быть закреплен документально. Не говоря уже о том, что некоторые предметы или объекты и вовсе требуют наличия ряда разрешений. Например, перевозка молочных продуктов находится под жестким контролем санэпидемстанции, к тому же ее импорт в некоторые страны весьма затруднителен.
Еще одним краеугольным камнем этой профессии является составление маршрута. Человек, устраивающийся на такую должность, должен знать, что ему в ходе работы нужно будет сделать все возможное, дабы снизить стоимость дороги. Проще говоря, должностная инструкция экспедитора по перевозке грузов обязывает его искать наиболее короткие, но при этом эффективные пути доставки.
Какие задачи решает экспедитор?
В рамках транспортно-экспедиционной деятельности могут выполняться:
- разработка маршрута грузоперевозки. Учитываются сроки транспортировки, наличие ограничений при перевозке, необходимость выполнения дополнительных операций в пути (хранение, фасовка, переупаковка, маркировка и другие). При доставке автомобильным транспортом экспедитор анализирует, насколько загружены магистрали, какими являются характеристики дорог на маршруте следования, какая высота мостов и эстакад, другие параметры;
- подбор транспорта для выполнения перевозки. При этом учитывают характеристики отправления, его вес, габариты. При подготовке к транспортировке планируют размещение груза внутри кузова или контейнера, организуют перегрузку, если выполняются мультимодальные перевозки (с использованием нескольких видов транспорта). Отдельно может контролироваться техническое состояние транспортных средств, на которых будет выполняться перевозка, проведение погрузочно-разгрузочных работ, крепление внутри кузова или контейнера;
- дополнительная обработка. При экспедировании может выполняться фасовка, переупаковка, помещение в оборотную тару или паллеты, маркировка или контроль ее правильности, инвентаризация, опечатывание, сортировка, комплектация заказов или консолидация разрозненных грузов, подготовка сопроводительной документации;
- работа с субподрядчиками. Экспедитор по поручению заказчика и от его имени может заключать договоры с субподрядчиками, включая перевозчиков, складских операторов, других участников логистической деятельности, фрахтовать речные, морские суда, вагоны железнодорожного транспорта, самолеты, автомобили и т.п.
- работа с документами. Экспедитор оформляет транспортные накладные, коносаменты, страховые полисы, разрешительные документы, необходимые для перевозки товара. Возможно получение разрешений при перевозке тяжеловесных, опасных, крупногабаритных грузов. От имени заказчика он может оплачивать сборы, услуги перевозчиков, выполнять обязательные платежи;
- таможенное оформление. Нужно при международных перевозках, если отправление ввозится на территорию Таможенного Союза или России или вывозится с нее. Предполагает подачу декларации, выполнение обязательных платежей, размещение груза на складе временного хранения, организацию процедур таможенного контроля и выпуска товара;
- сопровождение отправлений. Экспедитор или его представители сопровождают груз на всех этапах перевозки, контролируя соблюдение условий транспортировки, проведение погрузочных работ, целостность пломб, условия на складах, где временно хранится груз, другие параметры перевозки. При перевозке ценного имущества возможна организация его охраны на всем пути следования.
При экспедировании возможно постоянное информирование о перемещении груза, его переадресация, если изменяются условия или требования доставки, контроль приемки получателем, возвращение документов на отправление с отметкой о получении.
2.1. Принимает пакеты и посылки.
2.2. Осуществляет общее и детальное сортировки отправлений по городским и междугородным маршрутам.
2.3. Оформляет сопроводительные документы на принятые отправления и выдает отправки на маршруты.
2.4. Раскрывает и запаковывает постпакети (донесений).
2.5. Ведет учет обрабатываемых отправлений.
2.6. Составляет акты на обнаружены какие-либо недостатки при разделке отправлений.
2.7. Осуществляет эксплуатационное и последующий контроль.
2.8. Знает, понимает и применяет действующие нормативные документы, касающиеся его деятельности.
2.9. Знает и выполняет требования нормативных актов об охране труда и окружающей среды, соблюдает нормы, методы и приемы безопасного выполнения работ.
Глава 1. Общие положения
Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона
1. Настоящим Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности — порядок оказания услуг по организации перевозок грузов любыми видами транспорта и оформлению перевозочных документов, документов для таможенных целей и других документов, необходимых для осуществления перевозок грузов (далее — экспедиционные услуги).
Условия договора транспортной экспедиции, не предусмотренные настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, принятыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, определяются сторонами договора транспортной экспедиции (экспедитором и клиентом). 2. Положения настоящего Федерального закона не распространяются на транспортно-экспедиционную деятельность, осуществляемую в области почтовой связи.
Статья 2. Правила транспортно-экспедиционной деятельности
1. Правила транспортно-экспедиционной деятельности утверждаются Правительством Российской Федерации.
2. Правилами транспортно-экспедиционной деятельности определяются:
перечень экспедиторских документов (документов, подтверждающих заключение договора транспортной экспедиции); требования к качеству экспедиционных услуг;
порядок оказания экспедиционных услуг.
Глава 4. Претензии и иски
Статья 12. Претензии и иски, предъявляемые экспедитору
1. До предъявления экспедитору иска, вытекающего из договора транспортной экспедиции, обязательно предъявление экспедитору претензии, за исключением предъявления иска при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.
2. Право на предъявление экспедитору претензии и иска имеет клиент или уполномоченное им на предъявление претензии и иска лицо, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, приобретший право суброгации.
3. Претензия предъявляется в письменной форме. К претензии об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза должны быть приложены документы, подтверждающие право на предъявление претензии, и документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза, в подлиннике или засвидетельствованные в установленном порядке их копии.
4. Претензии к экспедитору могут быть предъявлены в течение шести месяцев со дня возникновения права на предъявление претензии.
Указанный срок исчисляется в отношении:
- возмещения убытков за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза со дня, следующего за днем, когда груз должен быть выдан;
- возмещения убытков, причиненных клиенту нарушением срока выполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, со дня, следующего за последним днем действия договора, если иное не определено сторонами;
- нарушения иных обязательств, вытекающих из договора транспортной экспедиции, со дня, когда лица, указанные в пункте 2 настоящей статьи, узнали или должны были узнать о таких нарушениях.
Глава 3. Ответственность экспедитора и клиента
Статья 6. Общие основания ответственности
- За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и настоящим Федеральным законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.
- В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик.
- При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, и использовании при этом соответствующих экспедиторских документов предел ответственности экспедитора за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, не может превышать 666,67 расчетной единицы за место или иную единицу отгрузки, за исключением ответственности экспедитора, предусмотренной пунктом 2 статьи 9 настоящего Федерального закона. Для целей настоящего Федерального закона при оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, под расчетной единицей понимается единица специального права заимствования, определенная Международным валютным фондом. Стоимость рубля в единицах специального права заимствования исчисляется в соответствии с методом определения стоимости, применяемым Международным валютным фондом на соответствующую дату для своих операций и сделок. В соответствии со стоимостью рубля в единицах специального права заимствования перевод в рубли осуществляется на дату принятия судебного решения или на дату, установленную соглашением сторон.
- Правила ограничения ответственности, предусмотренной пунктом 3 настоящей статьи и пунктом 2 статьи 7 настоящего Федерального закона, не применяются, если экспедитор не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) принятого для экспедирования груза возникли не вследствие его собственного действия или собственного бездействия, совершенных умышленно или по грубой неосторожности.
- В случае одностороннего отказа от исполнения договора транспортной экспедиции клиент или экспедитор возмещает другой стороне убытки, вызванные расторжением договора, и уплачивает штраф в размере десяти процентов суммы понесенных экспедитором или клиентом затрат.
Статья 7. Основания и размер ответственности экспедитора перед клиентом за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза.
- Экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, в следующих размерах:
- за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере объявленной ценности или части объявленной ценности, пропорциональной недостающей части груза;
- за утрату или недостачу груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза или недостающей его части;
- за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки с объявлением ценности, в размере суммы, на которую понизилась объявленная ценность, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере объявленной ценности;
- за повреждение (порчу) груза, принятого экспедитором для перевозки без объявления ценности, в размере суммы, на которую понизилась действительная (документально подтвержденная) стоимость груза, а при невозможности восстановления поврежденного груза в размере действительной (документально подтвержденной) стоимости груза.
- При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, ответственность экспедитора за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза, предусмотренная настоящей статьей, не может превышать две расчетные единицы за килограмм общего веса утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза, если более высокая сумма не возмещена лицом, за которого отвечает экспедитор.
- В договоре транспортной экспедиции может быть установлено, что наряду с возмещением реального ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, экспедитор возвращает клиенту ранее уплаченное вознаграждение, если оно не входит в стоимость груза, в размере, пропорциональном стоимости утраченного, недостающего или поврежденного (испорченного) груза.
- Наряду с возмещением реального ущерба и возвращением клиенту уплаченного им экспедитору вознаграждения в размерах, установленных настоящей статьей, экспедитор обязан возместить клиенту упущенную выгоду в связи с утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза, произошедшими по вине экспедитора.
- При оказании экспедиционных услуг, связанных с перевозками грузов в международном сообщении, упущенная выгода возмещается в полном объеме, но не более чем в размере ответственности, установленном настоящим Федеральным законом.
- Действительная (документально подтвержденная) стоимость груза определяется исходя из цены, указанной в договоре или счете продавца, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или, если требование добровольно удовлетворено не было, в день принятия судебного решения.
- Груз считается утраченным, если он не был выдан по истечении тридцати дней со дня истечения срока доставки, определенного договором транспортной экспедиции, или, если такой срок договором не определен, в течение разумного срока, необходимого для доставки груза и исчисляемого со дня принятия экспедитором груза для перевозки. Груз, который был доставлен, но не был выдан получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченному им лицу по причине неуплаты причитающегося экспедитору вознаграждения, утраченным не считается, если экспедитор своевременно уведомил клиента об оказании экспедиционных услуг в порядке, предусмотренном договором транспортной экспедиции.
Статья 8. Уведомление об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза.
- В случае, если во время выдачи груза получатель, указанный в договоре транспортной экспедиции, или уполномоченное им лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, о недостаче или повреждении (порче) груза и не указали общий характер недостачи или повреждения (порчи) груза, считается, если не доказано иное, что они получили груз неповрежденным.
- В случае, если утрата, недостача или повреждение (порча) груза не могли быть установлены при приеме груза обычным способом, такое уведомление экспедитору может быть сделано не позднее чем в течение тридцати календарных дней со дня приема груза. Датой уведомления считается дата получения экспедитором такого уведомления.
Статья 9. Основания и размер ответственности экспедитора за нарушение срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции.
- Экспедитор возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если иное не предусмотрено указанным договором и экспедитор не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.
- За нарушение установленного срока исполнения обязательств по договору транспортной экспедиции, если клиентом является физическое лицо, использующее услуги экспедитора для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности, экспедитор уплачивает клиенту за каждые сутки (при этом неполные сутки считаются за полные) или час (если срок указан в часах) просрочки неустойку в размере трех процентов, но не более восьмидесяти процентов суммы причитающегося экспедитору вознаграждения, а также возмещает убытки, причиненные клиенту нарушением срока исполнения обязательств по договору, если не докажет, что нарушение срока произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы или по вине клиента.
Статья 10. Основания и размер ответственности клиента перед экспедитором.
- Клиент несет ответственность за убытки, причиненные экспедитору в связи с неисполнением обязанности по предоставлению информации, указанной в настоящем Федеральном законе.
В случае, если будет доказана необоснованность отказа клиента от оплаты расходов, понесенных экспедитором в целях исполнения обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции, клиент уплачивает экспедитору помимо указанных расходов штраф в размере десяти процентов суммы этих расходов. - Клиент несет ответственность за несвоевременную уплату вознаграждения экспедитору и возмещение понесенных им в интересах клиента расходов в виде уплаты неустойки в размере одной десятой процента вознаграждения экспедитору и понесенных им в интересах клиента расходов за каждый день просрочки, но не более чем в размере причитающегося экспедитору вознаграждения и понесенных им в интересах клиента расходов.
Статья 11. Соглашение об изменении размера ответственности экспедитора
- В договоре транспортной экспедиции может быть предусмотрен более высокий размер ответственности экспедитора по сравнению с установленным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации размером ответственности.
- Соглашение об устранении имущественной ответственности экспедитора или уменьшении ее размеров, установленных настоящим Федеральным законом, ничтожно.
Права экспедитора и клиента
Экспедитор имеет право отступать от указаний клиента, только если не смог по не зависящим от него причинам получить согласие клиента на данные отступления, при этом обязательным условием является необходимость такого отступления в интересах клиента.
Компания FAST IMPORT оказывает экспедиторские услуги. Квалифицированные специалисты в соответствии с требованиями клиента и особенностями груза подберут необходимый вариант грузоперевозки: курьерская доставка, автомобильная доставка, авиодоставка, доставка железнодорожным транспортом, карго доставка из Китая. Благодаря наличию собственных офисов и складских помещений в Китае Компания имеет возможность полностью контролировать процесс перевозки, оптимизируя затраты и снижая тем самым расходы клиента.
Экспедитор, действуя в интересах клиента, имеет право выбрать или изменить вид транспорта, маршрут, последовательность перевозки, при этом необходимо уведомлять клиента о данных изменениях. Договором транспортной экспедиции данное правило может быть изменено
Экспедитор вправе удерживать груз до уплаты вознаграждения и возмещения расходов, если данное условие предусмотрено договором. Если данном случае возникает порча имущества ответственность несет клиент.
Экспедитор имеет право не начинать исполнять обязанности, предусмотренные договором, если клиент своевременно не предоставил необходимую информацию о грузе и документацию. Если необходимые документы или информация представлены не в полном объеме, экспедитор обязан запросить недостающие сведения.
Экспедитор вправе проверить достоверность представленных документов и информации о грузах.
Клиент имеет право выбрать вид транспорта и маршрут, давать указания в соответствии с договором, а если предусмотрено договором – требовать информацию о перевозки груза.
Должностные обязанности экспедитора
Согласно утверждённой в экспедиторской компании ДИ, в обязанности транспортного экспедитора входит выполнение следующих функций:
- приём товара со складов грузоотправителя, сверка количественных показателей с накладными и сопроводительными документами;
- контроль за надлежащим санитарным состоянием автотранспортных средств, используемых для транспортировки груза;
- проверка целостности товара, составление акта в случае выявления подобных нарушений;
- проверка наличия такелажного инструмента и приспособлений, обеспечивающих безопасную транспортировку товара;
- контроль за правильностью и соблюдением мер безопасности при выполнении погрузочно-разгрузочных работ, при укладке грузов на транспортное средство;
- сопровождение перевозимого товара на всём протяжении маршрута до конечного пункта, обеспечение его сохранности во время транспортировки;
- обеспечение надлежащего режима хранения товара при остановках, перевалке груза, при ожидании разгрузочных работ;
- сдача доставленного товара грузополучателю, оформление приемо-сдаточных актов;
- при выявлении недостачи или порчи части доставленного товара – участие в составлении/оформлении соответствующих актов;
- участие в организации условий, обеспечивающих безаварийную доставку товара, при необходимости – ликвидация последствий дорожно-транспортных происшествий с участием ТС, занимающихся грузоперевозками в рамках договора с экспедиторской компанией. В случае наличия пострадавших в ДТП принятие мер по оказанию неотложной медицинской помощи, вызов представителей дорожно-транспортной полиции, аварийной службы, кареты скорой помощи;
- оказание помощи заказчику в деле обеспечения максимально комфортных и безопасных условий трудовой деятельности водителей, незамедлительное информирование руководства о случаях нарушениях трудовой дисциплины, при возникновении производственных травм, в случае заболевания участников грузоперевозок, при возникновении или угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций, потенциально или реально угрожающих здоровью участникам грузоперевозок.
Кроме того, понятие экспедирования предполагает участие представителей экспедиторской компании в оформлении всех документов, требуемых для обеспечения организации грузоперевозок, включая складскую, таможенную/налоговую, страховую, транспортную документацию, а также документы, требуемые при перегрузке, перевозке, перевалке, проведении погрузочно-разгрузочных мероприятий.
Ответственность экспедитора по грузоперевозкам
Являясь ответственным лицом в рамках своей компетенции, экспедитор несёт ответственность:
- за неисполнение штатных обязанностей, сформированных в ДИ (в рамках действующего КзоТ РФ);
- за любые правонарушения, совершённые в процессе выполнения экспедиторских обязанностей (в рамках нормативных актов, определённых в гражданском/административном, транспортном или уголовном законодательстве РФ);
- за несоблюдение (соблюдение в ненадлежащем порядке) требований и нормативов по противопожарной безопасности, ТБ, ОТ, промышленной санитарии (в рамках действующих правовых/нормативных актов РФ);
- за причинение заказчику услуг или экспедиторской компании материального ущерба (в рамках нормативных актов, определённых в гражданском, административном или уголовном законодательстве РФ).
Ответственность экспедитора и клиента
За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и Законом о транспортно-экспедиционной деятельности, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с гл. 25 ГК РФ. Из этого правила существует одно исключение, установленное п. 2 ст. 803 ГК РФ. В случае, если экспедитор докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением договора перевозки, ответственность перед клиентом экспедитора, заключившего договор перевозки, определяется на основании правил, по которым перед экспедитором отвечает соответствующий перевозчик. Ответственность за нарушение договора транспортной экспедиции в зависимости от оснований, субъекта ответственности и воли сторон может быть различной. По общим правилам об ответственности нарушившая сторона должна возместить контрагенту убытки и уплатить неустойку. За отдельные виды нарушений [например, за утрату, повреждение (порчу), недостачу груза] предусматриваются ограничения размера ответственности. Стороны вправе своим соглашением установить повышенный размер ответственности. Вместе с тем и. 2 ст. 11 Закона о транспортно- экспедиционной деятельности установлен запрет на устранение или ограничение ответственности по сравнению с требованиями, установленными названным Законом.