Причины, по которым Церковь допускает развод

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Причины, по которым Церковь допускает развод». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Правящий архиерей может признать недействительным венчание, которое совершили, не зная о препятствиях к нему или намеренно, зная о них. Исключение: если у венчания были препятствия, которые может преодолеть благословение архиерея; если один из венчанных не достиг брачного возраста, при условии, что к моменту обнаружения факта брачный возраст уже наступил или в таком браке родился ребенок.

Также церковный брак могут признать недействительным, если один из супругов заявит о неспособности другого к брачному сожительству по естественным причинам, наступившим до брака, которые не были известны заявителю и при этом не связаны с преклонным возрастом. Такое обращение в епархии могут принять не раньше чем через два года после регистрации брака. Этот срок не обязателен в случаях, когда неспособность супруга несомненна.

Какой брак Церковь может признать недействительным?

Брешь в отношениях размером с ребенка

– А куда исчезают отношения? Люди ведь именно ради отношений женятся и выходят замуж – любят друг друга, тянутся друг к другу. Появляются дети, семья растет, жена воспитывает, «спасается чадородием», муж работает, все это естественный ход событий – а самое главное, любовь, уходит. Почему?

– Насчет выражения «женщина спасается чадородием» не все так однозначно. Скажем, в свое время из-за этого сложилась скандальная ситуация, когда отец Ианнуарий (Ивлиев) – один из специалистов в области новозаветных текстов, преподаватель Санкт-Петербургской духовной академии, очень хорошо владеющий древнегреческим языком – разбирая этот текст, показал, что там говорится немножко о другом.

По его версии, понимать текст следует так: женщина спасается, несмотря на чадородие. Не в том смысле, что чадородие вредит спасению, конечно же. Если посмотреть сам текст, там сказано: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева; и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление; впрочем, спасется через чадородие, если пребудет в вере и любви и в святости с целомудрием» (1 Тим. 2:13-15).

В общепринятой трактовке получается, что сам факт чадородия спасает: рожай и спасешься. А отец Ианнуарий предположил другое: по тексту получается, что женщина, рожая детей, уже не может принимать такого активного участия в миссии, много молиться, оказывать поддержку неимущим, как могла бы, если бы не было детей. Она вынуждена вкладывать много сил в детей, в житейские заботы и меньше – в духовную жизнь, но, несмотря на это, она спасается. Бог проявляет к ней особую милость, учитывая сам факт того, что у нее много детей, однако при условии проявления ею веры, любви и святости с целомудрием.

Спасает же именно вера, любовь, святость и целомудрие, несмотря на чадородие и связанные с этим житейские заботы.

Кстати, греческая частица διά имеет много значений, поэтому текст может быть переведен как «за чадородие», «через чадородие», «в чадородии», «в течение чадородия», а также «для чадородия» и «несмотря на чадородие». Фраза еще может быть переведена как «ради рожденного чада» или «через рожденное чадо», то есть – если из ребенка вырастет благочестивый христианин, то благодаря этому будет спасена и мать. Речь в этом случае идет не о физиологическом процессе родов, а о рождении человеческой личности, о воспитании ребенка в вере и благочестии.

В прямом смысле слова, развенчания не существует. По православным канонам, не проводят обрядов, направленных «на разрушение». Официальное свидетельство о распаде семьи не служит основанием для расторжения церковных уз. А вот вступление супруга (супруги) в другой союз таковым считается.

По разъяснениям священнослужителей, обряд развенчания провести невозможно при причине его отсутствия. Получают только разрешение на повторное воссоединение семьи.

Таинство обряда не повторяется, венцы не возлагаются. То, что среди гражданских людей называется повторным венчанием, на церковном для православных есть лишь благословение на вторую попытку обрести счастье, духовную близость. Читаются молитвы о раскаянии с просьбой о милости дать еще один шанс. Именно повторное венчание и является по факту обрядом развенчания. Церковные служители в любом случае крайне отрицательно относятся к разводам.

РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА В ЦЕРКВИ

Актуальность развенчания возникает при желании повторно совершить таинство Венчания после вступления в новый брак. Церковный развод может быть допустим в тех случаях, когда нет возможности сохранить семью. После церковного развода возможно повторное вступление в брак для невиновного в разводе супруга.

Читайте также:  Наказание за оставление места ДТП в 2023 году

Часто приходится слышать вопрос: как можно развенчаться в Церкви или как расторгнуть церковный брак? Однако в Церкви такого понятия как развенчание нет. Не существует и особого обряда или последования, которое могло бы аннулировать совершенное венчание в церкви. Для того чтобы расторгнуть Церковный брак, необходимо обратиться в епархиальное управление. Каждый вопрос о предоставлении церковного развода или развенчании, решается индивидуально.

Другие поводы для развода

Мирские причины расторжения церковного брака, такие как плохие отношения с родственниками, неспособность супругов обеспечивать семью или несходство характеров не являются достаточными поводами для расторжения брака церковью.

По византийскому праву, прелюбодеяние (измена) переставало быть причиной для развода, если в нём виновны обе стороны, если стороны простили друг друга или пропустили пятилетний срок для подачи жалобы.

Благословение на второй брак получит тот из супругов, кто неповинен в распаде семьи. Лица, по вине которых произошло расторжение брака, могут венчаться повторно только в случае покаяния и выполнения епитимии (пост, паломничество, милостыня и т.п.). В случае третьего брака срок епитимии увеличивается в соответствии с каноническими правилами.

Развод и повторное венчание, что для этого нужно

Хотя в церковном Уставе нет понятия, как разрыв освященных церковью уз, Священство с пониманием относится к тому, что в жизни встречаются разные ситуации. Священник проводит обряд нового венчания, постоянно напоминая, что метания между выбором супругом не приветствуется церковным Уставом.

Планируя второе венчание, те супруги, которые уже были у алтаря в первом или втором браке, обязаны подать заявление главе епархии и копию свидетельства о разводе.

Число современных православных разводов достигло таких размеров, что в епархии имеются стандартные бланки для подачи заявления о разводе, разрешении на второе венчание. При себе необходимо иметь паспорт для подтверждения личности.

Внимание! Положительный ответ епископа на поданное заявление является разрешением на церковный развод, развенчание, и повторный союз.

При этом нет никакой информации об оставленных детях, физическом и душевном состоянии второй половины. Вся ответственность перед Всевышним лежит только на людях.

Ни один священник не имеет полномочий совершить Таинство второго венчания без разрешения с епархии, а на это может уйти несколько недель. Данную информацию следует учесть, планируя дату венчания.

Людям, вступающим в брак по церковному обряду второй раз, следует быть готовым к тому, что венчание будет проводиться по «второму чину» без возложения венцов.

При условии, что один из брачующихся, жених или невеста, не были венчаны прежде, Таинство венчания проходит со всей торжественностью.

Венчальные атрибуты, оставшиеся от предыдущего брака, не несут в себе никакой мистической силы. Свечи можно сжечь, атрибуты раздать.

Если разрешение на второе венчание просит человек, ставший причиной развода предыдущего союза, то церковь накладывает на грешника епитимию для искреннего раскаяния в совершенных проступках по отношению к прежнему венчанному супругу. Срок епитимии зависит от величины греха, и заранее никто определить его не сможет.

После развала семейного очага христиане находят утешению в молитве, по которой Бог дает новые отношения.

Почему Иисус молчал о праве пострадавшей стороны на развод?

Кажется удивительным, что Иисус проигнорировал такой важный этический принцип, установленный в Ветхом Завете, особенно дав такие серьезные предупреждения по поводу пренебрежения даже самой малой из заповедей. Тот случай, когда фарисеи спрашивают у Него про развод «по любой причине», был бы прекрасным поводом что–нибудь сказать, потому что как мы видели в главе 5, Иисус воспользовался этой возможностью, чтобы сказать им о многих разных аспектах учения о браке и разводе, даже тех, о которых они Его не спрашивали. Он воспользовался возможностью сказать им об идеале брака, который длится всю жизнь, о том, что развод никогда не является принудительным, и том, что брак не является принудительным, а также учил о моногамии и, конечно, о правильной интерпретации «любой причины половой распущенности» — что эта фраза означает ничего более, кроме «половой распущенности» (или «прелюбодеяния»), а не какой–то еще «любой причины». Так что, если Иисус верил в то, что пренебрежение и плохое обращение являются действительными основаниями для развода, почему он ничего об этом не сказал?

Наиболее вероятная причина того, что Он ничего не сказал об этом – или сказал что–то, но авторы евангелий несочли это достаточно важным, чтобы записать — состоит в том, что это было настолько общепринято, что это незачем было даже и обсуждать. Есть несколько других общепринятых истин, о которых Иисус нигде не упоминает, например, учение о единстве Бога (т.е. что существует только один Бог, прим. пер.). Все соглашались с учением о единстве Бога, так что у Иисуса не было необходимости учить об этом. Он также ничего не говорил об изнасиловании и непредумышленном убийстве, но это не значит, что жертвы этих преступлений Ему безразличны.

Читайте также:  Межевание земельного участка: как провести и сколько это стоит

Темы, о которых Иисус говорил (брак не является обязательным, развод в случае прелюбодеяния не является обязательным, полигамия неприемлема, как и развод «по любой причине»), были теми моментами, где Его учение проходило вразрез с учением либо всех, либо некоторых иудеев 1 века н.э. Не было никаких споров по поводу действительности пренебрежения или плохого обращения в качестве оснований для развода ни в одном древне–иудейском документе того времени, по той же причине, по которой не было споров о единстве Бога — это были принципы, с которыми все негласно соглашались. Молчание Иисуса по поводу таких оснований для развода, как пренебрежение или плохое обращение указывает не на то, что Иисус не признавал их действительности, а наоборот на то, что Он признавал их, как и все остальные иудеи того времени.

Определение библейских оснований для развода

Как же нам дать определение и применять эти четыре основания для развода сейчас, в 21 веке?

Что такое «неверность», конечно же, всем понятно, хотя иногда слишком легко осудить прелюбодеяние и не обратить внимание на то, что пренебрежение с другой стороны могло вызвать отчуждение, и затем привести к прелюбодеянию. Хотя пренебрежение со стороны одного супруга не оправдывает прелюбодеяния другого, важно осознать, что вина обычно лежит не только на одной стороне.

«Обеспечение едой и одеждой» подытожено Павлом в словах «заботиться» и «угождать» друг другу (1 Кор.7:32,34). Как мы видели в главе 6, Павел не устанавливает четкие правила для определения нужного количества заботы (как делали раввины), но говорит, что наша цель — в угождении друг другу, что означает, что ему были важнее мотивы, т.е. желание заботиться, а не законнические детали.

Определить «предоставление супружеского сожития» — сложнее, чем для других супружеских обязанностей, особенно, если кто–то использует это в качестве основания для развода. Раввины приложили немало усилий, чтобы определить сколько раз муж должен заниматься любовью со своей женой, устанавливая различные допустимые перерывы для различных профессий. Большинство мужчин должны были исполнять свою обязанность два раза в неделю, хотя для «водителей» ослов позволялось делать это только раз в неделю (потому что они часто вынуждены были уезжать из дома на несколько дней для доставки грузов), а безработные должны были исполнять свою обязанность каждую ночь.

Для женщин не устанавливалось подобных правил, возможно, потому что раввины считали их ненасытными существами, которые постоянно донимали своих мужей.

Раввины неохотно позволяли развод на основании отказа от исполнения обязанности «супружеской любви» и в таких случаях пытались разрешить конфликт, поговорив с «обидчиком», или применяя постепенно увеличивающиеся штрафы. Поэтому, если женщина постоянно отказывала своему мужу, суд раввинов постановлял каждую неделю уменьшать ее ктубу (супружеское наследство), а если отказывал муж, то суд постановлял увеличивать ее ктубу понемногу каждую неделю.

Мы можем найти принципы, которые стоят за подобными требованиями, потому что муж который, никогда не позволяет жене покупать косметику, лекарства или какие–то предметы развлечения, такие как книги или диски, строго говоря, не пренебрег предоставлением еды и одежды. Аналогично, мужчина, занимающийся любовью с женой один раз в неделю, но никогда не проявляющий к ней никакого внимания или привязанности, исполняет свою обязанность «супружеского сожития», но было бы чересчур законническим сказать, что он удовлетворяет ее нужды. Принцип, стоящий за «едой и одеждой» можно назвать «материальным обеспечением», а принцип, стоящий за «супружеской любовью» можно назвать «физической привязанностью». Когда пренебрежение начинает приносить вред, это уже называется плохим обращением — пренебрежение материальным обеспечением может стать физическим вредом, а пренебрежение физической привязанностью может стать эмоциональным вредом.

Что нужно для церковного развода

Есть заповедь – «… что Бог сочетал, того человек да не разлучает…». Церковь не развенчивает или не прекращает существование брачных уз. В Епархии дают только справку о том, что прошлый брак перестал существовать, как свершившийся факт.

В случае, если супруги развелись, а потом опять сошлись, то повторно в церкви их не венчают. Процесса развенчания не предусмотрено. Логическое обоснование в том, что, по мнению служителей церкви, венчание не отменялось, а было лишь зафиксировано, что церковный брак перестал существовать.

Процедура развенчания непростая, длительная. По правилам, сначала обращаются в ту церковь, где проходило венчание. Если это невозможно, то обращаются в любой храм. После разговора с настоятелем о том, что спасти семью не удалось и по каким причинам, пишут прошение в Епархию о развенчании в церкви. В обращении излагают историю семейной жизни, доводы о невозможности сохранения семьи.

Читайте также:  Как обжаловать административный штраф в суде самостоятельно

К заявлению прилагают:

  • копию о расторжении брака;
  • копию свидетельства о венчании;
  • заявление от бывшего супруга (супруги) о том, что нет возражений.

Церковь рассматривает вопрос о признании брака недействительным только по существующему списку причин в соответствии с внутренним документом «О канонических аспектах».

После составления прошения, приложения копий документов, в том числе подтверждающих причины развода, свое личное прошение прикладывает настоятель, который проводил беседу. Такой комплект направляется в Епархию. Обычно вопрос развенчания рассматривается в течение месяца. Но не каждое прошение удовлетворяют.

Повторный церковный брак

Когда речь заходит о том, как происходит церковный развод, у многих обывателей сразу всплывает в памяти понятие «развенчание». Однако это понятие вовсе не означает развод, что говорит церковь. Развенчание — это повторное венчание в православной церкви после развода, благословенное архиереем. Таинство проходит так же как и в первый раз, без одной существенной детали — на головы молодым не возлагают венцы.

Людям, которые решились на развод после венчания в церкви, последствия грозят исключительно духовного плана. В православии допускается трехкратное венчание при условии, что верующему не исполнилось 50 лет. Вступление в церковный брак более трех раз православие не разрешает — это является тяжким грехом перед Богом. За такое прегрешение на верующего даже может быть наложена епитимья. История знает красноречивый пример, когда в 1575 году было наложена церковная кара на Ивана Грозного, позволившего себе четвертый брак.

Право просить о расторжении церковного брака в православии есть только у невиновной стороны пары. Если же виновный захочет получить благословение священника на создание новой семьи, ему придется здорово постараться. На виновника будут наложены наказания, самым тяжелым из которых называют отлучение от Причастия. Лишь по истечении определенного времени, при истинном раскаянии о содеянном, такой прихожанин может рассчитывать на благословение и прощение.

Для того чтобы создать новую семью перед Господом нужно знать, как правильно оформить церковный развод. Для этого нужно совершить следующие действия.

Развенчание церковного брака

Выражение «семейная лодка разбилась о быт» известно большинству семейных пар. Для некоторых – это всего лишь фраза, а для кого-то – жизненные реалии. Казалось, не так давно «пела и плясала свадьба», а в церкви Вы давали клятвы верности и обещание хранить свою семью, освященную Божьим благословением. Так что же, если было венчание, то возможно ли развенчание церковного брака?
Этот вопрос интересует тех, кто только собирается разводиться, и тех, кто после первого неудачного брака желает создать новую семью, и пройти вновь Таинство венчания.

Для тех, кто считает, что если существует развод, то существует и развенчание, сразу ответим: такого понятия, как «развенчание» в Церкви не существует.

Развод в других религиях

Нет двух одинаковых семей, двух одинаковых случаев. Одно дело, если венчание произошло не из-за глубокой веры супругов, а из-за модного веяния, желания угодить родителям и пройти через красивый ритуал. Другое – если есть объективные проблемы, и, находясь вместе, люди отдаляются от Бога сильнее, чем взяв на себя грех разрыва. Поэтому каждое прошение рассматривается в индивидуальном порядке. Однако есть некоторые моменты, которые увеличивают вероятность благоприятного исхода.
Аллах негативно относится к краху семьи, но получить развод в случае необходимости вполне реально. Мужчине достаточно сказать «ты разведена» или «ты свободна», чтобы начался «буферный период», в течение которого пара может изменить своё решение и починить пробитую любовную лодку. При этом муж совершенно не обязан объяснять своё решение, хотя такое поведение крайне не приветствуется и может привести к определённым социальным проблемам и последствиям.

Как развенчаться после развода

После развода в ЗАГСе или в суде пройти процесс развода в церкви невозможно, никто не выдаст вам документ, подтверждающий, что вы больше не связаны перед Богом с вашим бывшим супругом.

Для развода по мирским меркам достаточно лишь свидетельства из отдела записи актов гражданского состояния, расторжение же церковного союза возможно только посредством повторного венчания.

Мирские причины не всегда считаются достаточно вескими основаниями для расторжения брака, то есть если вы не сошлись в интересах с супругом, проблемы связаны с финансами, то будьте готовы к тому, что церковь осудит ваш развод. Второй брак дозволяется тому супругу, который неповинен в расторжении первого брачного союза. Повторное бракосочетание для тех, кто повинен в прелюбодеянии разрешается только после исполнения епитимьи, наложенной на него церковью.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *