Неуплата налогов: кого могут привлечь к уголовной ответственности в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Неуплата налогов: кого могут привлечь к уголовной ответственности в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
За уклонение от уплаты налогов привлечь к ответственности могут не только предпринимателей и юридические лица, но и самозанятых, а также физических лиц в части налогов, которые он должен платить самостоятельно (например, в случае продажи или сдачи в аренду недвижимости, выигрыша в лотерею и пр.).
Корректировка сумм пеней
Данные о совокупной налоговой обязанности формируются на ЕНС из множества источников, указанных в п. 5 ст. 11.3 НК РФ.
В их числе уточненные налоговые декларации, решения налогового органа, вынесенные по результатам мероприятий налогового контроля, судебные решения, сообщения налогового органа об исчисленных суммах налогов и т. д. Каждый подобный документ влияет на ранее сформированные данные о совокупной обязанности, она может изменяться как в большую, так и в меньшую сторону. Например, если подать уточненную налоговую декларацию с суммой налога к увеличению, данные на ЕНС изменятся с даты ее представления; с суммой налога к уменьшению – по окончании камеральной проверки; доначисление налогов по результатам налоговой проверки отразится на ЕНС с даты вступления соответствующего решения в силу и т. д.
В случае увеличения совокупной обязанности начисление пеней на сумму недоимки отражается на ЕНС с даты учета увеличения совокупной обязанности.
Если же совокупная обязанность уменьшилась, пени корректируются в сторону уменьшения, причем так, что корректировка не может превышать сумму пеней, которая была ранее начислена за период с установленного срока уплаты уменьшаемой совокупной обязанности до даты учета соответствующего уменьшения совокупной обязанности на ЕНС.
Эти правила заложили в п. 6 ст. 75 НК РФ.
Административная ответственность за налоговые правонарушения
Если по Налоговому кодексу штрафуют организацию, то по КоАП РФ наказывают ее должностных лиц. Обычно это генеральный директор юридического лица или главный бухгалтер.
Штрафы, введенные в КоАП РФ, относительно невелики (см. таблицу 3). Но административная ответственность иногда предусматривает дисквалификацию руководителя. И это зачастую намного тяжелей финансовых санкций. Ведь компания вынуждена изменять свои документы и документы, регулирующие отношения с партнерами. Также приходится корректировать записи в ЕГРЮЛ, менять распределение должностных обязанностей между менеджерами, назначать нового руководителя и т. д.
Таблица 3. Административная ответственность за основные налоговые нарушения
Нарушение |
Административная ответственность |
---|---|
Заявление о постановке на учет в инспекции не подано в нужный срок | Предупреждение или штраф, — от 500 до 1000 рублей. Если компания вела деятельность, не встав на учет, то штраф возрастет. Он составит от 2000 до 3000 рублей. Санкции обычно предъявляют руководителю. Срок, когда надо встать на учет, зависит от обстоятельств. Например, при создании обособленного подразделения есть месяц на оповещение инспекции. |
В нужный срок не сдана налоговая декларация или расчет по взносам | Предупреждение или штраф, — от 300 до 500 рублей. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Но иногда руководителя. Например, если в штате нет главного бухгалтера. Или если в должностные обязанности главбуха входит подготовка данных, но не составление и сдача налоговой отчетности. |
Непредставление сведений, нужных для налогового контроля | Штраф — от 300 до 500 рублей. Его берут не только за непредставление сведений, но и за несвоевременность их подачи, неполноту или недостоверность. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Хотя могут наказать руководителя. |
Грубое нарушение требований к бухучету | К грубым относят нарушения, прописанные в статье 15.11 КоАП РФ. Это, в частности, искажение любого показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. Здесь штраф составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Или от 10 до 20 тысяч рублей — при повторном нарушении. Кроме того, при повторном нарушении возможна дисквалификация должностного лица (руководителя или главного бухгалтера — в зависимости от нарушения и распределения обязанностей). Ее срок от одного года до двух лет. От любого наказания может избавить предоставление уточненной налоговой декларации и исправление ошибки до утверждения бухгалтерской отчетности. |
Общие правила ответственности за неуплату налогов и сборов
Суть налоговых правонарушений является противоправность действий лица, на котором лежит обязанность уплаты сборов, установленных законодательством РФ. Это выражается как в действии (предоставление декларации с заведомо заниженной базой налогообложения), так и в бездействии (непредоставление отчетной декларации, неперечисление денежных средств государству).
Основания ответственности налогоплательщика подразумевают, что лицо может быть привлечено только за правонарушение, предусмотренное налоговым кодексом. Основные правила привлечения к ответственности по фактам совершения налоговых правонарушений предусмотрены в ст.108 НК РФ. Вообще перечень нарушений, предусмотренный налоговым законодательством, является ограниченным и расширительному толкованию не подлежит. При этом налоговикам, которые инициируют привлечение к ответственности нарушителя, следует соблюдать порядок применения взысканий. В противном случае действия их действия могут быть обжалованы и признаны незаконными.
Несвоевременная уплата налога
Налоговая ответственность за погашения обязательств перед бюджетом является основным видом санкций, выраженных в наложении штрафов, взыскании пени. Уплата санкций не освобождает лицо от погашения суммы налога.
Наказание осуществляется в соответствии со ст.122 НК РФ, предусматривающей наложение штрафа в размере 20% от суммы недоимки, увеличиваемый вдвое при наличии умысла. Для реализации положений статьи необходимо доказать:
- Занижение базы для налогообложения, повлекшая уменьшение суммы к уплате.
- Неверное начисление налога.
- Бездействия или действий, в которых просматривается умысел налогоплательщика.
Существуют ситуации, при которых ввиду отсутствия состава налогового нарушения доказать намеренную неуплату будет сложно. При уплате налога на неверные реквизиты, КБК, нестыковки других данных платежного документа штраф по факту неуплаты оспаривается. КБК платежей по недоимке, пени и штрафам отличаются.
Виды ответственности в соответствии с Законом
Не смотря на то, что многие налогоплательщики считают обязанность платить налоги и другие платежи и сборы второстепенной, законодательно такой процесс регламентирует как Налоговый, так и Уголовный Кодекс. Поэтому помимо лёгкого штрафа, в случае неуплаты налогов в особо крупных размерах, физическое или юридическое лицо может понести и уголовную ответственность.
Виды ответственности за неуплату налогов:
- Административная ответственность. Подразумевает, что человеку придется заплатить штраф за неоплату налога, а также погасить имеющееся у него задолженность в полном объеме;
- Налоговая ответственность. Она чем-то схожа по сущности с административной ответственностью, поскольку в таком случае налогоплательщик обязан будет в полном объеме погасить долг по налогам, а также уплатить начисленные на него штрафы и пеню за каждый день просрочки;
- Уголовная ответственность. Этот вид ответственности уже подразумевает по степени тяжести наиболее серьёзное финансовое нарушение, в частности, мошенничество, неуплату налогов в особо крупных размерах и т.д. При уголовной ответственности налогоплательщик может быть лишен свободы, в частности, взят под стражу до выяснения обстоятельств дела, а также принудительно будет привлечен к необходимости компенсировать ущерб государству и другим субъектам.
Также необходимо понимать, что ни один вид ответственности не освобождает субъекта от необходимости погасить свой долг. Даже если виновный понесет наказание, и будет взят под стражу, то в обязательном порядке он должен будет и погасить всю имеющеюся задолженность.
Но при этом есть интересный факт: любой вид ответственности может наступить лишь тогда, когда налоговый орган вынесет соответствующее решение о точной сумме долга и о том, что налогоплательщик является должником.
Решение такого рода может быть вынесено только по итогу проверки. Каждый обвиненный в налоговом нарушении имеет право обжаловать его, но только в судебном порядке. Суд может вынести или оправдательное решение, или обвинительное.
Необходимо также знать, что в отношении каждого, кто признан виновным, может быть непросто инициирована процедура обвинения и признания, но также процедура и взыскания, которая будет иметь принудительный характер: налоги будут оплачены за счет блокировки расчетных счетов компании, ареста ее имущества, взимания налогов с доходов граждан и т.д.
При этом любой обвиненный налогоплательщик не обязан доказывать в суде или непосредственно ФНС свою правоту и невиновность.
Главная задача представителей налоговой службы как раз доказать вину самого налогоплательщика, предъявив веские основания для такого обвинения.
Представители налоговых органов или суд может принять решение о том, что налоговое нарушение было за счет:
- Намеренного умысла, который заключался в полном игнорировании требований ФНС. Примером такого намеренного умысла может стать случай, когда человек, собственник жилья, целенаправленно сдавал свой объект недвижимости, получал доход, но не платил в бюджет налог с полученного дохода;
- Неосторожных действий налогоплательщика, который вроде и знал о своих налоговых обязательствах и понимал о последствиях их невыполнения, но при этом по каким-то причинам не смог выполнить в срок такие обязательства перед ФНС. Например, некий Пупкин П.В. сдал квартиру и заключил с арендатором договор аренды, в котором прописал норму о перечислении данным арендатором 13% от суммы аренды в бюджет в качестве дохода. Пупкин П.В. думал, что за него платят налог, но фактически арендатор такого налога не платил.
Итак, если вы твёрдо решили встать на путь уклонения от уплаты налогов, нужно хорошенько подумать. У государства в арсенале – богатый инструментарий по истребованию денег у нерадивых субъектов. Ответственность заложена в НК, КоАП и УК, а ещё – предусмотрена пеня на недополученные суммы. Следует признать, что нормы, указанные в перечисленных документах, весьма просты и прозрачны.
В результате, если сумма действительно велика, можно получить и штраф, и крупную пеню (до 100% от недоимок), да ещё и быть привлечённым к уголовной ответственности. Условные 5 миллионов рублей возрастут кратно, отняв ещё и здоровье. У ФНС и следствия много времени на выполнение своей работы. Не сомневайтесь: кто попал в эти жернова, без потерь не останется. Оно вам надо?
Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора, страховых взносов)
За неуплату налогов также можно попасть под статьи УК РФ:
- ст. 198 – уклонение физического лица;
- ст. 199 – уклонение юридического лица;
- ст. 199.1 – неперечисление удержаний в доход государства налоговым агентом.
К этому виду ответственности можно привлечь лицо в возрасте от 16 лет, не имеющее психических отклонений.
Субъектом преступления может стать любой дееспособный гражданин в возрасте от 16 лет.
Чтобы инициировать уголовное расследование, ИФНС обязана направить сведения о неуплате в следственные органы в течение 10 суток со дня выявления нарушения. После проведения проверки правоохранители выносят постановление о возбуждении уголовного дела либо об отказе в возбуждении.
К физическим лицам применяются следующие виды наказания за неуплату налогов:
- пеня в размере 1/300 ставки ЦБ РФ за каждый день просрочки (минимум 1 тыс. руб.);
- штраф от 100 до 500 тыс. руб. или в сумме заработной платы виновного за период 1-2 года;
- арест длительностью от 4 до 6 месяцев;
- принудительные работы от 1 до 3 лет;
- ограничение свободы на период до 3 лет.
Сам факт отсутствия платежа в бюджет – не повод для привлечения к ответственности. Но если неплательщик будет игнорировать требования ФНС, а сумма неуплаты будет расти, судебных разбирательств не избежать.
Максимальная ответственность ждет нарушителя с умышленной суммой недоимки в особо крупном размере (более 9 млн руб.).
Мера наказания за неуплату налогов зависит от тяжести проступка.
В отношении юридического лица будут применены санкции, если оно уклоняется от уплаты налогов прямо (вообще не платит) или косвенно (к примеру, занижая реальную прибыль).
Чтобы определить, кто из сотрудников повинен в неперечислении налоговых выплат, необходимо изучить внутреннюю документацию фирмы: должностные инструкции и трудовые соглашения.
Если основной работник, деятельность которого связана с уплатой налогов, ушел в отпуск, а его обязанности временно исполняет другое лицо, именно оно будет привлечено к ответственности. Если учредитель содействовал сокрытию прибыли – накажут и его.
Предусмотрены следующие виды ответственности:
- пени;
- штраф от 100 до 500 тыс. руб. или в размере заработка должностного лица сроком от 1 до 3 лет;
- принудительные работы длительностью до 5 лет;
- запрет на работу в определенной должности сроком до 3 лет;
- арест;
- ограничение свободы на период до 6 лет.
Самое тяжкое наказание последует в случае, если группа сотрудников намеренно уклоняется от внесения платежей или проводит в сговоре мошеннические операции, повлекшие необоснованное уменьшение налоговой базы для фирмы.
За групповое преступление по неуплате налогов наказание будет жестче.
Для физических лиц это не что иное, как подоходный налог (НДФЛ). Это основной вид налога, который обязаны платить граждане со всех доходов, полученных за год.
Ставка подоходного налога составляет от 9% до 35%.
Согласно ст.217 НК РФ, НДФЛ облагаются следующие виды доходов:
- от продажи имущества, находившегося в собственности менее определенного срока;
- от сдачи имущества в наем;
- доходы, полученные за пределами РФ;
- разного роды выигрыши (например, лотерея);
- другие виды доходов.
Если вы официально трудоустроены, подоходный налог платит за вас работодатель. Во всех остальных случаях (продажа автомобиля, недвижимости, сдача квартиры в аренду) бремя уплаты НДФЛ ложится на ваши плечи.
В срок до 1 апреля следующего за отчетным года, необходимо заполнить и передать в отделение ИФНС по месту жительства декларацию о доходах и до 1 декабря оплатить начисленную сумму.
Если вы не желаете делиться с государством, готовьтесь к неприятным последствиям со стороны контролирующих госорганов. За неподачу декларацию о доходе полагается штраф в размере 5% от суммы налога. Если просрочка составляет больше 180 дней, штраф увеличится до 30%, а со 181 дня будет рассчитываться уже как 10% от суммы налогов, подлежащей уплате, за каждый месяц просрочки.
Следует помнить, что сведения о том, что вы продали квартиру, земельный участок, машину поступают в налоговую инспекцию от органов, которые участвовали в оформлении сделки (нотариус, Росреестр, ГИБДД).
Не пытайтесь обмануть налоговую – все сделки фиксируются и передаются налоговикам.
За неуплату НДФЛ в срок начисляется пеня в размере 1/300 ставки ЦБ РФ от суммы долга за каждый день просрочки. Кроме этого, налоговая начнет выяснять, умышленно или нет вы уклоняетесь от выплат:
- если это случилось неумышленно (например, вы ошиблись в расчетах), штраф составит 20% от суммы долга. Его можно и вовсе избежать в случае самостоятельного обнаружения ошибки. Для этого требуется сначала доплатить налог, а потом сдать уточняющую декларацию;
- если вы нарушили закон умышленно, заплатить 40% от начисленного налога.
Организации, ИП и простые граждане обязаны платить налоги в установленные законом сроки. Если вы нарушили это правило, вас накажут. В зависимости от тяжести проступка и юридического статуса неплательщика, его могут привлечь к административной, налоговой или уголовной ответственности.
Не следует хитрить и пытаться обмануть государство – афера все равно раскроется, а вас ждет внушительный штраф или тюремный срок.
Ответственность за налоговые правонарушения
Уголовная ответственность за неуплату налогов установлена ст. 199 УК РФ и наступает за существенные для государства суммы недоимки по налогам. Крупным признается такой размер неуплаты, когда сумма неуплаченных налогов на протяжении трех лет подряд превышает два миллиона рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая шесть миллионов рублей.
При этом в настоящее время возбудить уголовное дело и привлечь к ответственности за уклонение от уплаты налогов возможно только после получения материалов, которые направлены налоговыми органами в соответствии с налоговым законодательством для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
В ряде случаев, умышленные действия по уклонению от уплаты налогов могут быть квалифицированы по ст. 159 УК РФ «Мошенничество».
Данная статья предусматривает ответственность за мошенничество, то есть хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием и часто используется правоохранительными органами при расследовании дел, например, о незаконном (схемном) возмещении НДС.
Специфика данной статьи заключается в том, что она не требует каких-либо сообщений от налоговых органов, а проверка может начаться на основании рапорта сотрудника правоохранительных органов.
Неуплата страховых взносов
Каждый предприниматель, независимо от наличия доходов от бизнеса, должен платить страховые взносы за себя. Срок уплаты обязательной суммы взносов – в любое время не позднее 31 декабря текущего года.
Для дополнительного взноса в сумме 1% от годовых доходов, превышающих 300 тысяч рублей, установлен другой срок уплаты. Если вы получили в 2023 году доход выше этого лимита, то дополнительный внос можно заплатить до 1 июля 2024 года.
Надо ли платить штрафы ИП за неуплату страховых взносов? Это зависит от того, правильно ли были рассчитаны взносы. По мнению Минфина (письмо от 24 мая 2017 г. N 03-02-07/1/31912), наказывать ИП за неуплату страховых взносов штрафом нельзя, если их сумма не была занижена намеренно или по ошибке.
Соответственно, если взносы начислены верно и правильно отражены в своевременно сданной отчётности или расчёте, то нарушение срока их уплаты приведёт только к начислению пени, но не к штрафу.
Что говорит о неуплате налогов УК РФ?
Согласно ст. 198–199 УК, о наступлении уголовной ответственности можно вести речь в случае, когда совершенные лицом деяния были направлены на уклонение от обязательств по уплате налогов/сборов (как полностью, так и частично), если размер недоплаты превышает 10% от общей суммы налога/сбора, подлежащей уплате.
Для назначения наказания физ. лицу в случае его уклонения от уплаты налога размер недоплаченной суммы в крупном размере должен превышать 10% от всей суммы начисленного налога за прошлые 3 года и составлять более 600 тыс. руб. (или 1,8 млн руб. вне зависимости от периода и пропорций).
Особо крупной считается сумма в размере не менее 20% от общего размера начисленного налога за 3 предшествующих года и составляющая не менее 3 млн рублей (либо сумма, превышающая 9 млн рублей вне зависимости от пропорций и периода).
Если же говорить о суммах налогов, неуплаченных юр. лицами, то уполномоченные должностные лица признаются виновными в совершении преступления (уклонении от уплаты налогов в крупном размере), когда сумма недоплаты превышает 10% общей суммы налога, начисленного организации за 3 финансовых года, и составляет более 2 млн руб. (либо более 6 млн рублей вне зависимости от пропорции и периода).
Особо крупной в этом случае считается сумма неуплаченного налога, превышающая 20% от общего размера налога, начисленного за 3 предшествующих финансовых года, и составляющая не менее 10 млн рублей. Также к особо крупным относится недоплаченный налог в размере не менее чем 30 млн рублей, вне зависимости от периода и пропорций.
Ответственность за экономические преступления
С момента регистрации организации или предпринимателя в ИФНС у них возникают обязательства по уплате налогов и других сборов либо по перечислению единого платежа (если выбран определенный налоговый режим). В случае выявления нарушений в порядке предоставления отчетности и уплаты налоговых сборов нарушителю может грозить ответственность, предусмотренная нормами российского законодательства.
Законодательство выделяет несколько оснований для наступления ответственности:
- ИП не предоставил в обозначенные сроки декларацию или другой аналогичный документ;
- сведения, содержащиеся в отчете, искажены с целью занижения суммы начисляемого налога;
- налог не был уплачен в установленный срок.
Как рассчитывается срок давности привлечения к налоговой ответственности
Как уже было сказано выше, статья 113 Налогового кодекса РФ устанавливает, что по истечении 3 лет после совершения налогового правонарушения плательщика больше нельзя привлечь к ответственности за это.
Однако определить момент, с которого отсчитываются эти 3 года, не так просто. НК РФ требует отсчитывать 3 года с такого момента:
- в случае нарушения правил учета доходов и расходов (то есть, при занижении объекта налогообложения) или неуплате (неполной уплате) налога – с первого дня, наступившего после окончания налогового периода, в котором произошло правонарушение;
- во всех остальных случаях – с дня нарушения закона.
Говоря простым языком, при неуплате налога 3 года отсчитываются, начиная со следующего налогового периода.
Рассмотрим это на примере конкретных налогов. Для налогов, которые платят физические лица (не ИП) – земельного, транспортного, на имущество и налога на доходы, который человек платит самостоятельно – периодом является год.
Согласно требованиям законодательства уплатить эти налоги нужно до 1 декабря следующего года. Соответственно, сроки будут рассчитываться так:
- 2018 год – налоговый период;
- до 1 декабря 2019 года нужно заплатить налог за 2018 год;
- при отсутствии оплаты на 1 декабря 2019 года (точнее, 2 декабря, т.к. на 1 число попадает выходной) – возникает налоговое правонарушение. Начинают отсчитываться 3 года;
- 2020 год – первый год;
- 2021 год – второй год;
- 2022 год – третий год;
- с 1 января 2023 года – должника уже нельзя привлечь к ответственности за неуплату налога за 2018 год.
Как видно, за неуплату налога за 2018 год плательщика не смогут наказать только начиная с 1 января 2023 года. Но это касается только суммы за 2018 год, если же и за 2019 год налог не будет уплачен – по нему рассчитывается отдельный срок.
Однако, как указано выше, обязанность заплатить не снимается с должника. Долг будет числиться за ним вплоть до таких моментов, как:
- уплата суммы задолженности;
- ликвидация юридического лица или банкротство физического лица;
- смерть физического лица;
- принятие судом решения, по которому налоговый орган теряет возможность взыскивать долг (то есть, признание задолженности безнадежной).
Тем не менее, взыскать долг налоговая может только 3 года, что в некоторых случаях серьезно снижает сумму требований налоговой службы (например, когда насчитывают налог за квартиру за 5-10 лет, то требовать к уплате могут только налог за 3 года).
Общие правила ответственности за неуплату налогов и сборов
Суть налоговых правонарушений является противоправность действий лица, на котором лежит обязанность уплаты сборов, установленных законодательством РФ. Это выражается как в действии (предоставление декларации с заведомо заниженной базой налогообложения), так и в бездействии (непредоставление отчетной декларации, неперечисление денежных средств государству).
Основания ответственности налогоплательщика подразумевают, что лицо может быть привлечено только за правонарушение, предусмотренное налоговым кодексом. Основные правила привлечения к ответственности по фактам совершения налоговых правонарушений предусмотрены в ст.108 НК РФ. Вообще перечень нарушений, предусмотренный налоговым законодательством, является ограниченным и расширительному толкованию не подлежит. При этом налоговикам, которые инициируют привлечение к ответственности нарушителя, следует соблюдать порядок применения взысканий. В противном случае действия их действия могут быть обжалованы и признаны незаконными.
За что еще накажут по НК
Достаточно часто налоговая ответственность настигает при истребовании налоговиками документов и информации. Это ст. 126 и 129.1 НК РФ. В ходе их применения возникает много спорных моментов.
А вопрос разграничения налоговой ответственности между указанными статьями рассмотрен в материале «Какой штраф за непредоставление документов по встречной проверке?».
Сумма штрафа по ст. 126 НК РФ, казалось бы, четко определена — это 200 руб. за каждый не представленный по требованию контролеров документ. Но как быть, если точное количество бумаг в требовании не указано, а затребованы, например, счета-фактуры за такой-то период? Об определении размера налоговой ответственности в подобной ситуации высказался ВС РФ. С 2017 года налоговики штрафуют компании не только за нарушения НК РФ по налогам, но и по страховым взносам, а также за просрочку и недостоверные данные в новом отчете 6-НДФЛ. Подробности узнайте из наших материалов:
- «ЕРСВ не сдан, но взносы уплачены — штрафа не будет?»;
- «Штраф за просроченный ЕРСВ платят тремя платежками»;
- «Штрафы за 6-НДФЛ: правила наложения».
Предстоящие изменения в ответственности за налоговые и сопутствующие им преступления
18 марта группа депутатов (в основном от ЕР) внесла в Госдуму законопроект, который предусматривает изменения в Уголовный кодекс, связанные в основном с ответственностью за создание и использование подставных (фиктивных, технических) компаний с целью совершения налоговых преступлений – уклонения от уплаты налогов, а также хищения бюджетных средств под видом возмещения налогов.
Согласно ст. 8 Федерального закона от 13.06.1996 № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» проекты федеральных законов о внесении изменений и дополнений в УК РФ могут быть внесены в Государственную Думу только при наличии официальных отзывов Правительства РФ и Верховного Суда РФ.
Законопроект получил положительный отзыв Верховного суда. Отзыва Правительства пока нет, но учитывая, что к пакету документов приложено письмо о поддержке законопроекта со стороны ФНС, а также то, что законопроект, несомненно, был разработан правоохранительными органами, можно ожидать в ближайшее время поступления положительного отзыва и от Правительства.
О том, что законопроект готовился в недрах силовых структур, свидетельствует заявление заместителя руководителя СКР в 2020 году: «У нас с коллегами идет дискуссия, чтобы предложить законодателю ввести новый состав преступления – «Налоговое мошенничество».
В 2021 он же сообщал, что «на федеральном уровне работает межведомственная рабочая группа по вопросам противодействия преступлениям в сфере налогообложения. В нее входят представители СК, МВД, ФНС и Генпрокуратуры.
Мы регулярно вырабатываем общие подходы в борьбе с криминалом в области налогообложения».
Положительные отзывы Верховного суда и ФНС, а также позиционирование законопроекта как инициативы ЕР говорят о достаточно высоких шансах принятия закона. Положительный отзыв Правительства (хотя, возможно, и с замечаниями) сделает их крайне высокими.
В пояснительной записке утверждается, что предлагаемые изменения «направлены на устранение пробелов и неопределенностей уголовного законодательства в сфере ответственности за нарушение налогового законодательства, имеют целью дополнительную либерализацию ответственности в указанной сфере, разделение предпринимательской деятельности и незаконных проявлений в сфере налогообложения». Так ли это, можно сказать только после подробного разбора, им и займемся.
Регистрация субъектов предпринимательской деятельности на подставных лиц
Как известно, статьи 173.1 и 173.2 УК РФ предусматривают ответственность за использование или участие подставных лиц (номиналов) для регистрации юридических лиц. Законопроектом предлагается криминализовать использование подставных лиц для регистрации подставных же индивидуальных предпринимателей. Пробел в этой части есть, согласен.
Предлагается ввести освобождение от ответственности по этим статьям, если лицо добровольно сообщило о преступлении и активно способствовало его раскрытию. Необходимость такой нормы в пояснительной записке объясняется тем, что выявить настоящих организаторов и выгодоприобретателей преступлений сложно.
Для этого надо пройти по цепочке контактов, а рядовые исполнители не заинтересованы сотрудничать с правоохранительными органами: показания, изобличающие соучастников, для раскаивающихся означают повышение тяжести квалификации деяния, т.к. оно может быть квалифицировано как совершенное группой лиц по предварительному сговору.
Норма, полагаю, необходимая, но не исключена вероятность оговоров и споров, т.к. «номинальность» бывает разной степени.
Законопроект предусматривает, что лицо, совершившее деяния, предусмотренные статьями 173.1 и 173.2 УК РФ, освобождается от ответственности, если в его действиях не содержится иного состава преступления.
Это означает, что даже если лицо деятельно раскаялось, оно не получит освобождения, если имеет место иной состав. Любой взрослый человек знает, что в нашей стране издавна повелось правило «был бы человек, а статья найдется». Поэтому такое условие может лишить норму эффективности, т.к.
при желании следователь всегда может «найти» сопутствующий состав. Поэтому необходимо уточнить, что лицо освобождается не вообще от уголовной ответственности, а по «указанным статьям», но исключить условие о том, что в действиях лица не должно быть иного состава.
В таком случае лицо будет подлежать ответственности только по этому иному составу, если он действительно имеется.
Фальсификация документов учета и отчетности
Предложено дополнить УК РФ новой статьей 173.3 УК РФ, предусматривающей ответственность за фальсификацию документов бухгалтерского (налогового) учета, бухгалтерской (налоговой) отчетности.
Преступным деянием предлагается считать (процитирую слово в слово из внесенного пакета документов) «изготовление с целью сбыта, представления в налоговые органы документов бухгалтерского и (или) налогового учета, бухгалтерской и (или) налоговой отчетности, содержащих заведомо ложные сведения, сбыт указанных документов либо их представление в налоговые органы, через подставных лиц или с использованием персональных данных, полученных незаконным путем либо путем введения в заблуждения субъекта персональных данных или без его ведома, если эти деяния сопряжены с извлечением дохода в крупном размере и не содержат признаков преступлений, предусмотренных статьями 159, 1591, 198 – 1994 настоящего кодекса, а равно соучастия в указанных преступлениях»[1].
Такие деяния предлагается считать преступлениями средней тяжести (срок лишения свободы – до 4 лет), а если они совершены организованной группой, либо повлекли причинение особо крупного ущерба или сопряжены с извлечением дохода в особо крупном размере, то тяжкими (срок лишения свободы – до 7 лет).
Столь мудреный текст сразу же наводит на мысль, что для главных бухгалтеров, да и всех, кто имеет дело с учетом и отчетностью, вводится новая и довольно суровая ответственность. Но судя по всему, хотели одного, а получилось «как всегда».
Во-первых, речь идет только о деяниях, не подпадающих под статьи 198 – 199 УК РФ. А они уже предусматривают ответственность за уклонение от налогов путем подачи деклараций с заведомо ложными сведениями.
Во-вторых, ФНС в своем письме подчеркивает важность появления этого состава с целью устранения пробела уголовного законодательства, действующие нормы которого не предусматривают ответственность за такие деяния, осуществляемые для дальнейшего использования фальсифицируемой отчетности в противоправной деятельности.
Что это за противоправная деятельность, узнаем из пояснительной записки к законопроекту: «В настоящее время широкое распространение приобрел вид противоправной деятельности, связанный с фальсификацией налоговой отчетности, осуществленной в интересах третьих лиц за вознаграждение.
Схема преступной деятельности заключается в том, что злоумышленниками приобретаются уставные документы и ключи электронных цифровых подписей организаций, зарегистрированных на подставных лиц, от имени которых в дальнейшем в налоговые органы предоставляется недостоверная налоговая отчетность, подтверждающая налоговые вычеты недобросовестных налогоплательщиков.
За указанные Услуги организаторы противоправной деятельности получают незаконное вознаграждение в виде 2-3% от суммы подтвержденных налоговых вычетов. [… ] По сути подобную деятельность можно охарактеризовать как «лжепредринимательство»[2], то есть создание видимости осуществления законной деятельности для обеспечения налоговых льгот третьих лиц.
При этом организаторы деятельности получают доход в виде незаконного вознаграждения за указанные услуги созданию фальсифицированной налоговой отчетности».