Приобретение материалов и выбор КОСГУ: новые разъяснения Минфина России
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приобретение материалов и выбор КОСГУ: новые разъяснения Минфина России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
При отнесении масок для защиты дыхательных путей, медицинских перчаток на соответствующий счет бухгалтерского учета необходимо исходить из их целевого (функционального) назначения с учетом отраслевого законодательства, законодательных и (или) иных актов, направленных на противодействие распространению новой коронавирусной инфекции (COVID-19).
15.02.2017 16:54
🙁
Практически живу на работе, но зарплата все меньше … Видимо начали вычитать за проживание…
Подробнее…
15.02.2017 14:14
Пожар в налоговой
Звонок в пожарную часть:
— Мужики, вы сильно заняты?
— Да нет, сидим, в домино играем…
— Ну, доигрывайте, и собирайтесь потихоньку, тут налоговая горит…
Подробнее…
19.01.2012 15:24
Баллада о среднесписочной численности
Я отбросил легкомысленность,
Я сегодня рано встал –
Среднесписочную численность
Я в налоговой сдавал.
Почесав щетину жёсткую
На физическом лице
Открываю дверь неброскую,
Покуривши на кры…
Подробнее…
05.03.2011 12:01
«Почему с пустыми руками?»
Сейчас а главбух в маленьком бюджетном учреждении, а в 90-х работала в налоговой. Это случай из моей инспектоской жизни. На двери нашего кабинета висело объявление, что для постановки на учёт предп…
Подробнее…
28.12.2010 16:09
Красное сторно
Заходит к главному бухгалтеру начальник и видит ,что у того на столе бутылка водки почти пустая.Он говорит:»Как вы можете?Пьяный на работе!Да еще и беленькое пьете!» На что главбух ,доста…
Подробнее…
Приобретение материалов и выбор КОСГУ: новые разъяснения Минфина России
Утилизация средств ГО осуществляется согласно требованиям законов Российской Федерации. Эти законы обязательны для исполнения всеми российскими гражданами:
- Закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд»;
- Закон «Об отходах производства и потребления”;
- Закон «О лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, размещению отходов I-IV класса опасности”.
Самоспасатели (в том числе СПИ), которые признаются негодными, подлежат списанию с дальнейшей утилизацией. Для этого создается специальная комиссия и составляется официальный документ (акт). В нем фиксируется действие, которое произошло. Далее акт заверяется должностными лицами, уполномоченными в этом вопросе. Утверждает документ главный инженер предприятия, на балансе которого числятся СИЗ средства. В обязательном порядке должны быть зафиксированы дата изготовления и номера, присвоенные заводом-производителем противогазам.
Уничтожают самоспасатели по всем правилам безопасной работы с взрывоопасными веществами. Способ утилизации – сжигание.
Выброс СИЗ в места с открытым доступом для людей запрещен.
Утилизация самоспасателей – это сложный многоэтапный процесс. Нужно выполнять рекомендации и требования безопасности. Только в этом случае люди сохранят планету и природные ресурсы.
Как правило, бюджетные учреждения приобретают специальную одежду у сторонних организаций самостоятельно или путем централизованной поставки. Крайне редко спецодежда может изготавливаться самой организацией. Специальная одежда, приобретенная у сторонних организаций, принимается к бухгалтерскому учету по фактической стоимости, которая складывается из суммы фактических затрат на ее приобретение. Перечень сумм, которые формируют эту стоимость, приведен в п. 49 Инструкции N 25н. При этом по новым правилам бюджетного учета, если затраты бюджетного учреждения, связанные с приобретением спецодежды, формируются на основании нескольких договоров, вначале суммы расходов аккумулируются на счете 10604 000 «Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)». И только после того, как все суммы учтены, фактическая стоимость спецодежды отражается по дебету счета 10505 340 «Увеличение стоимости мягкого инвентаря» и кредиту счета 10604 440 «Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)». Причем использование последнего счета при формировании фактической стоимости спецодежды, как вида материальных запасов, обоснованно независимо от вида деятельности, в рамках которой оно происходит.
Под внутренним перемещением мягкого инвентаря следует понимать его движение внутри одного учреждения в следующих случаях:
- выдача с вещевого склада в подразделение;
- возврат имущества на склад;
- перевод спецодежды (мягкого инвентаря), бывшей в употреблении, в подменный фонд;
- передача спецодежды в мастерские для ремонта или ее изготовление хозяйственным способом;
- передача спецодежды в специализированные организации для ее стирки или химчистки.
Перемещение спецодежды от одного материально-ответственного лица к другому оформляется требованием-накладной ф. 0315006. Бухгалтерские записи, связанные с внутренним перемещением материальных запасов, производятся в случае, если в бюджетном учреждении списание материалов производится не в момент их выдачи со склада, а в момент получения от структурного подразделения учреждения документа об их использовании. Тогда такая передача отражается бухгалтерской записью:
Дебет |
10505 340 |
«Увеличение стоимости мягкого инвентаря» |
Кредит |
10505 340 |
«Увеличение стоимости мягкого инвентаря» |
Аналитический учет мягкого инвентаря в виде спецодежды, выданного в эксплуатацию, ведется с некоторыми особенностями.
В ходе проведения инвентаризации специальной одежды проверяются и документально подтверждаются ее наличие, состояние и оценка.
Результаты инвентаризации в соответствии с законодательством подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета без каких-либо пропусков или изъятий и отражению в учете и отчетности того месяца, в котором она была закончена, а по годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.
Как видите, списание спецодежды несет с собой достаточно много проблем и для работодателя, и для специалиста по охране труда, поэтому нельзя этот момент пускать на самотек, необходимо разобраться в правильности оформления документов.
Подготовив приказ и акт на списание спецодежды, пришедшей в негодность раньше срока, впоследствии будут оформлены первичные бухгалтерские документы в соответствии с законодательством.
Также, так как на многих предприятиях функцию эколога выполняет специалист по охране труда, нельзя забывать про заключение договора со специализированной организацией и сдачей ее официально 2 раза в год.
В противном случае неизбежен штраф, а отсутствие своевременной утилизации легко проверить, достаточно просто поднять акт на списание спецодежды – и вина доказана.
Теперь, прочитав эту заметку, у многих появится много дополнительной работы, но она пойдет только на пользу, потому как позволит сохранить нервные клетки в будущем 🙂
Появились вопросы? Пишите в комментариях.
Mетодические рекомендации по утилизации и освежению запасов средств индивидуальной защиты
Требования, предъявляемые к средствам, накапливаемым в запасах СИЗ, приборов РХР и РК……………………………….
Требования, определяющие порядок утилизации запасов СИЗ, приборов РХР и РК……………………………………………….
Списание и проведение утилизации СИЗ, приборов РХР и РК. ………………………………………………………………
Порядок списания средств индивидуальной защиты, приборов РХР и РК по актам технического (качественного) состояния….
Порядок списания СИЗ, приборов РХР и РК по инспекторским свидетельствам……………………………………………………..
Порядок определения типов СИЗ, приборов РХР и РК, подлежащих освежению……………………………………………
Список использованных источников…………………………….
Приложение А — Назначенные ресурсы (сроки службы) до планового ремонта, списания и сроки хранения имущества гражданской обороны…………………………………………….
Бюджетный учет спецодежды в бюджетных учреждениях
N 69 «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех отраслей экономики». Разработаны и существуют соответствующие типовые отраслевые нормы выдачи спецодежды представителям отдельных профессий, ее наименование и сроки, на которые она выдается, а также Нормы бесплатной выдачи работникам теплой специальной одежды и теплой специальной обуви по климатическим поясам, единые для всех отраслей, утвержденные Постановлением Минтруда России от 31 декабря 1997 г. N 70. При заключении трудового договора работодатель обязан ознакомить работников с существующими правилами, а также нормами выдачи полагающейся им спецодежды и других средств индивидуальной защиты.В тех случаях, когда средства индивидуальной защиты не указаны в типовых отраслевых нормах, они могут быть выданы работодателем
Подпунктом 2.5 Указа Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее — Указ № 143) установлено, что затраты на проведение санитарно-противоэпидемических, в т. ч. ограничительных, мероприятий по перечню, определяемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь, включаются в состав внереализационных расходов.
Справочно.
Действие подп. 2.5 Указа № 143 распространяется на отношения, возникшие с 1 апреля 2020 г.
Министерство финансов Республики Беларусь и Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь в своем совместном письме от 27.05.2020 № 5-1-26/119/2-2-10/01128 «О расходах на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий» (далее — Письмо № 5-1-26/119/2-2-10/01128) разъяснили, что в целях применения нормы подп. 2.5 Указа № 143 следует руководствоваться следующими документами:
1. Санитарными нормами и правилами «Требования к организации и проведению санитарно-противоэпидемических мероприятий, направленных на предотвращение заноса, возникновения и распространения гриппа и инфекции COVID-19», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 29.12.2012 № 217 (в ред. от 24.04.2020; далее — СанПиН № 217).
В СанПиН № 217 перечислены санитарно-противоэпидемические мероприятия, проводимые в период эпидемического подъема заболеваемости инфекцией COVID-19. В частности, это:
-
обеспечение средствами индивидуальной защиты органов дыхания:
- медицинских работников в организациях здравоохранения;
- работников, непосредственно занятых обслуживанием населения в аптеках, на промышленных предприятиях, в транспортных организациях, объектах торговли и общественного питания, организациях сферы бытового обслуживания населения (коммунальные объекты, почта, банки и др.);
- работников в учреждениях образования;
-
проведение влажной уборки с применением средств дезинфекции, разрешенных в установленном законодательством Республики Беларусь порядке к применению Министерством здравоохранения Республики Беларусь:
- в организациях здравоохранения;
- в учреждениях образования;
- на промышленных предприятиях, в транспортных организациях, на объектах торговли и общественного питания;
- в организациях сферы бытового обслуживания населения (коммунальные объекты, почта, банки и др.) (подп. 42.1.5–42.1.7, 42.2.2, 42.3.4, 42.3.5, 42.3.6.1 и 42.3.7.2 СанПиН № 217).
2. Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 18.07.2012 № 108 «Об ограничительных мероприятиях» (в ред.от 07.04.2020; далее — Постановление № 108).
Приложением к Постановлению № 108 определен перечень ограничительных мероприятий, к которым в т. ч. относятся иные санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предотвращение распространения инфекционных заболеваний, их локализацию и ликвидацию. Список этих мероприятий в Постановлении № 108 не содержится.
По вопросу проведения иных санитарно-противоэпидемических мероприятий Министерство здравоохранения Республики Беларусь издало рекомендации, которые содержатся:
- в письме Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 13.03.2020 № 7-19/4568 «О профилактике коронавирусной инфекции» (далее — Письмо № 7-19/4568);
- письме Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 04.04.2020 № 7-19/6000 «О проведении мероприятий по профилактике инфекции COVID-19» (далее — Письмо № 7-19/6000).
В частности, рекомендуется провести следующие дополнительные санитарно-противоэпидемические мероприятия:
1 Допуск к работе лиц, прибывших из зарубежных стран, осуществлять после окончания срока самоизоляции (14 дней).
2 При наличии возможности организовать дистанционный способ работы.
3 Не следует допускать к работе лиц с признаками респираторной инфекции (насморк, чихание, кашель, повышенная температура тела и т. д.).
4 Организовать расстояние (дистанцию) в 1–1,5 м между рабочими местами работников, также рекомендовать посетителям держать дистанцию не менее 1–1,5 м друг от друга.
5 Отложить проведение мероприятий, предполагающих массовое участие граждан (выставки, семинары, конференции и т. д.), до стабилизации эпидемиологической ситуации в мире.
6 Организовать проведение совещаний и планерок с использованием видеосвязи; при невозможности использования видеосвязи обеспечить дистанцию между работниками не менее 1–1,5 м.
7 Отменить зарубежные командировки работников до стабилизации эпидемиологической ситуации в мире.
8 Обеспечить возможность соблюдения гигиены рук работниками и посетителями — мытье рук с использованием мыла и (или) антисептика для рук (предпочтительно на спиртовой основе). При наличии возможности нужно разместить диспенсеры (дозаторы) с антисептическим средством в местах общего пользования (столовые, комнаты приема пищи работниками, туалеты и др.), на рабочих местах, а дозаторы с жидким мылом — в туалетах. Необходимо организовать контроль их регулярной заправки.
9 Обеспечить возможность использования работниками медицинских масок для лица.
10 Организовать регулярную влажную уборку помещений (не менее одного раза в сутки) с использованием бытовых моющих средств и (или) дезинфицирующих средств, с акцентом на обработке всех поверхностей. При уборке необходимо проводить дезинфекцию ручек дверей, поручней, компьютерных клавиатур и мышек, телефонных аппаратов и других предметов.
11 Организовать регулярное и как можно более частое проветривание помещений и увлажнение воздуха любыми доступными способами. При наличии возможности следует обеспечить проведение дезинфекции воздуха в соответствии с рекомендациями производителя оборудования.
12 При организации питания работников целесообразно отдать предпочтение использованию индивидуальной одноразовой посуды, которую можно выбросить после употребления пищи.
При использовании многоразовой посуды наилучший результат ее очистки — мытье в посудомоечных машинах с использованием дезинфицирующих средств.
13 Разместить на видных местах информационные материалы (листовки, плакаты) с разъяснениями по правилам профилактики респираторных инфекций, правилам «респираторного этикета» и мытья рук.
К сведению.
В Письме № 7-19/4568 и Письме № 7-19/6000 определено, что одной из мер по предотвращению распространения COVID-19 является недопущение на работу лиц с симптомами данной инфекции. К таким симптомам относится в первую очередь повышение температуры тела.
Следует производить измерения температуры тела работников. Для этого можно приобретать не только стандартные градусники, но и инфракрасные термометры, действующие без прямого контакта с телом человека.
Министерство здравоохранения Республики Беларусь определило, что санитарно-противоэпидемические, в т. ч. ограничительные, мероприятия реализуются с момента получения рекомендаций данного министерства. Следовательно, с этого же момента организации могут включать в состав внереализационных расходов связанные с осуществлением этих мероприятий затраты (Письмо № 5-1-26/119/2-2-10/01128).
Таким образом, в Письме № 5-1-26/119/2-2-10/01128 не были определены перечень средств защиты от коронавируса, а также конкретная дата, с которой затраты на санитарно-противоэпидемические, в т. ч. ограничительные, мероприятия включаются во внереализационные расходы. Она привязана к моменту поступления рекомендаций от Министерства здравоохранения Республики Беларусь.
Обратите внимание!
Датой получения от Министерства здравоохранения Республики Беларусь первых рекомендаций относительно проведения санитарно-противоэпидемических, в т. ч. ограничительных, мероприятий, содержащихся в Письме № 7-19/4568, является 13 марта 2020 г.
В совместном письме Министерства финансов Республики Беларусь и Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 17.07.2020 № 5-1-26/68/2-2-10/01514 «О расходах на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий» (далее — Письмо № 5-1-26/68/2-2-10/01514) даны ответы на вопросы, возникшие после опубликования Письма № 5-1-26/119/2-2-10/01128.
В Письме № 5-1-26/68/2-2-10/01514 разъяснено, что в состав внереализационных расходов включаются расходы на использование:
- не только медицинских масок, но и других средств защиты дыхания, в т. ч. бытовых масок, повязок, респираторов;
- одноразовых перчаток работниками, посетителями и покупателями в торговых и иных объектах.
Такие затраты на проведение санитарно-противоэпидемических мероприятий, рекомендованных Письмом № 7-19/4568 и Письмом № 7-19/6000, включаются в состав внереализационных расходов с момента информирования о необходимости проведения этих санитарно-противоэпидемических мероприятий, т. е. с 13 марта 2020 г.
Обратите внимание!
Затраты организации на санитарно-противоэпидемические, в т. ч. ограничительные, мероприятия, произведенные до 13 марта 2020 г., не учитываются при налогообложении прибыли.
Кроме того, расширен перечень мероприятий по профилактике инфекции COVID-19, расходы на которые можно включить в состав внереализационных расходов.
К ним также отнесены мероприятия, содержащиеся в комплексных планах по профилактике инфекции COVID-19, утвержденных решениями местных исполнительных и распорядительных органов и разработанных в соответствии с п. 40 СанПиН № 217.
Затраты на такие мероприятия включаются в состав внереализационных расходов в период, в течение которого местные исполнительные и распорядительные органы рекомендуют их проводить.
План дополнительных мероприятий по профилактике и снижению распространения острых респираторных инфекций, в т. ч. вызванных COVID-19, в г. Минске (далее — План) был утвержден решением Минского городского исполнительного комитета от 07.04.2020 № 1069. Так, согласно Плану в организациях всех форм собственности в помещениях с пребыванием работающих рекомендовано обеспечить:
- проведение влажной уборки помещений с применением моющих и дезинфицирующих средств;
- эффективную работу систем вентиляции и кондиционирования с соблюдением параметров микроклимата в помещениях;
- ограничение численности работающих в смену, разграничение их потоков при двух- или трехсменном режиме работы, предусмотрев перерыв не менее 30 мин;
- недопущение посещения посторонними лицами помещений организаций;
- осуществление допуска в организации персонала служб, осуществляющих текущий ремонт и (или) обслуживание оборудования, только при соблюдении масочного режима.
Таким образом, в состав внереализационных расходов включаются затраты организаций на проведение санитарно-противоэпидемиологических, в т. ч. ограничительных, мероприятий по перечню, определенному Министерством здравоохранения Республики Беларусь. Это расходы на приобретение (изготовление):
- антисептических средств, жидкого мыла, диспенсеров (дозаторов) для
- наполнения ими;
- бытовых моющих средств, дезинфицирующих средств для уборки;
- дезинфицирующих (антибактериальных) салфеток;
- медицинских масок, а также других средств защиты органов дыхания, в т. ч. бытовых масок, повязок, респираторов, щитков;
- одноразовых перчаток;
- одноразовой посуды;
- термометров для измерения температуры тела работников, в т. ч. бесконтактных;
- экранов или стоек для соблюдения дистанции в 1–1,5 м между рабочими местами работников, а также между работниками и посетителями;
- бактерицидных облучателей;
- увлажнителей и т. д.
На каком счете в казенном учреждении учитываются противогазы
Поступление материальных запасов по договору лизинга.
Инструкция N 157н допускает поступление материальных запасов по договору лизинга. В этом случае фактическая стоимость материальных запасов определяется условиями договора и признается в сумме расходов лизингодателя на его приобретение, сооружение, доставку, изготовление и доведение до состояния, в котором запасы пригодны для использования, за исключением сумм налогов, подлежащих вычету или учитываемых в составе расходов. Материальные запасы могут учитываться как на балансе лизингополучателя, так и на балансе лизингодателя.
Решение о принятии имущества к учету принимается по соглашению сторон договора лизинга (п. 26 Инструкции N 157н). Внутриведомственная, межведомственная и межбюджетная передача (получение) имущества.
Получение (передача) материальных запасов между органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями, органами управления государственными внебюджетными фондами, государственными академиями наук в связи с прекращением (закреплением) имущественных прав осуществляется по балансовой (фактической) стоимости объектов учета (п.
Важно Эти МБП выдаются на время, а не передаются в собственность сотрудникам.В такой ситуации нужно либо начислить НДС, либо сослаться на постановление ФАС № 2901/2008.
Сотрудник выплатил компенсацию предприятию, а не купил спецодежду. На стоимость МБП начислять страховые взносы не нужно, при условии, что оны переданы сотрудникам в пользование, а не в собственность.
Учет спецодежды, которая подлежит списанию, в НУ осуществляется иначе, нежели в бухгалтерском. МБП стоимостью менее 10 тыс. Варианты Обычно спецодежда учитывается в составе производственных запасов. Но если ее стоимость превышает 40 тыс. руб., а срок использования превышает 12 месяцев, тогда ее приходуют в состав ОС.
Выбранный вариант нужно прописать в приказе об учетной политике организации.
Приобретение спецодежды Если купленные товары учитываются в составе ОС, то приходовать их следует на счет 10.
1. В каком порядке работодатели должны обеспечивать своих работников специальной одеждой и другими СИЗ. 2. Как отразить в целях налогообложения расходы на приобретение средств индивидуальной защиты.
3. В чем особенности бухгалтерского учета спецодежды и СИЗ. Предоставление работникам специальной одежды, обуви и других средств индивидуальной защиты – не такая уж редкость, как это может показаться на первый взгляд. Например, по законодательству работодатель обязан обеспечить СИЗ сотрудников, работа которых связана с загрязнением.
А к этой категории относятся, в том числе, уборщики помещений и водители – должности, которые есть практически в каждой организации. Кроме того, СИЗ в обязательном порядке должны выдаваться сотрудникам, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, таким как сварщики, лаборанты, слесари и т.д. С введением обязательной для всех работодателей специальной оценки условий труда «забыть» обеспечить своих работников спецодеждой и СИЗ уже вряд ли получится – напоминанием будет отчет специализированной организации по результатам спецоценки.
Поэтому работодателям нужно быть готовыми профинансировать закупку СИЗ, а бухгалтерам – отразить их в учете.
Работодатель несет ответственность за обеспечение безопасных условий и охрану труда.
С этой целью ТК РФ предусматривает выдачу средств индивидуальной защиты (СИЗ) работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением (ст. 212 ТК РФ). При этом к средствам индивидуальной защиты относятся специальная одежда, специальная обувь и предохранительные приспособления (комбинезоны, костюмы, куртки, брюки, халаты, полушубки, тулупы, различная обувь, рукавицы, очки, шлемы, противогазы, респираторы), используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.
Учет спецодежды со сроком носки более 12 месяцев
Обоснование вывода: Как указано в п. 7 ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации» (далее — ПБУ 1/2008), при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством РФ и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету.
Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа исходя из настоящего и иных положений по бухгалтерскому учету, а также Международных стандартов финансовой отчетности. При этом установлено, что способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с первого января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа (п.
Зачем утилизировать противогазы?
Утилизация сиз в соответствии с санитарными нормами — это эффективная профилактическая мера, которая позволяет защитить окружающую среду от тяжелых металлов, которые относятся к трудноразлагаемым элементам, и химикатов. Например, хромовый ангидрид, катализатор К-5м, надперекись водорода, кислоты, каустическая сода при контакте с кислородом, почвой, водой меняет свои химические свойства самым непредсказуемым образом, что может иметь необратимые последствия для окружающей среды. Вот почему так важна правильная утилизация противогазов.
Однако это не единственная причина. В законодательстве сказано, что непригодные к использованию или устаревшие противогазы не могут вывозиться на свалки, в лесополосы и овраги. В противном случае будет начислен крупный штраф или вовсе приостановлена деятельность предприятия.
Отдельные вопросы учета спецодежды в казенных учреждениях
Спецодежда – это средство индивидуальной защиты работников (СИЗ). Практически в каждом учреждении есть должности сотрудников, которым по закону положена спецодежда.
В данном материале мы расскажем об основных правилах снабжения спецодеждой сотрудников учреждений и правилах бухгалтерского учета спецодежды.Правила обеспечения работников спецодеждой В соответствии со ст. 221 ТК РФ на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ.
Работники обеспечиваются спецодеждой за счет средств работодателя. Последний обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену.
Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ утверждены Приказом Минздравсоцразвития РФ от 01.06.2009 № 290н (далее – Правила № 290н).Указанные правила распространяются на работодателей – юридических и физических лиц независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности.
Таким образом, казенные учреждения обязаны применять нормы данного документа при обеспечении работников спецодеждой, а именно выполнять установленные данным документом требования к приобретению, выдаче, применению, хранению и уходу. Обеспечение работников СИЗ осуществляется в соответствии с типовыми нормами бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других СИЗ, которые утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ. Казенные учреждения могут воспользоваться следующими нормативными документами: – постановлениями Минтруда РФ от 22.07.1999 № 25, от 25.06.1993 № 122, от 12.10.2001 № 73, от 25.12.1997 № 66, от 22.12.2003 № 85, от 12.02.2004 № 12, от 16.12.1997 № 63; – Постановлением Минобороны РФ от 21.09.1999 № 435; – приказами Минздравсоцразвития РФ от 13.08.2009 № 587н, от 01.09.2010 № 777, от 18.11.2004 № 201.
Нормы бесплатной выдачи спецодежды могут быть улучшены по сравнению с утвержденными типовыми нормами. Это право закреплено за работодателем в ст.
221 ТК РФ и в п. 6 Правил № 290н.Улучшенные нормы выдачи спецодежды устанавливаются с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и финансово-экономического положения учреждения.
Указанные нормы утверждаются локальными нормативными актами работодателя на основании результатов аттестации рабочих мест по условиям труда. Они могут быть включены в коллективный и (или) трудовой договор с указанием типовых норм, по сравнению с которыми улучшается обеспечение работников средствами индивидуальной защиты. В том же порядке работодатель также наделяется правом заменять один вид СИЗ другим – аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов.
В дополнение к требованию ст. 221 ТК РФ
Чем определяется срок эксплуатации маски или респиратора?
Фильтрующие полумаски, оснащенные сменными фильтрами, имеют более сложную конструкцию. Сама полумаска изготавливается из прочного полимерного материала или резины, имеет в своем составе один или два фильтра для очистки загрязненного воздуха, клапаны вдоха/выдоха и ремни оголовья. Маски со сменными фильтрами имеют более высокую степень очистки и направлены на защиту от определенной группы веществ. Существует своя классификация фильтров респираторов, поэтому выбирая фильтрующую полумаску со сменными фильтрами необходимо четко представлять от каких конкретно веществ предполагается защита.
Полумаски со сменными фильтрами являются более долговечными, так как использованные фильтры всегда можно заменить на новые. Однако если анализировать ценовой вопрос, то сменный фильтр часто стоит не меньше, чем полумаска со встроенным фильтром. В данном случае следует учитывать условия применения респиратора и уровень загрязнения окружающей среды. Кроме того, каждый фильтр маски имеет конкретную направленность на защиту от определенной группы веществ. Фильтры имеют маркировку в виде цветных полосок, цвет каждой из которых соответствует определенному веществу/группе веществ, от которых производится защита данным фильтром.
Среди всех фильтрующих полумасок можно выделить полумаски одноразового и многоразового применения.
Одноразовые полумаски – самые простые по конструкции и доступные по себестоимости. Устройство одноразовых респираторов обычно включает в себя полумаску, одновременно являющуюся фильтром, ленты оголовья и в некоторых моделях носовой зажим и дыхательный клапан. Сама полумаска состоит из нескольких слоев фильтрующих материалов.
Одноразовые фильтрующие полумаски обычно используются в медицине, строительной отрасли или промышленности, защищают от бактерий или инфекций, передающихся воздушно-капельным путем, от тумана, пыли, взвесей после взрывов или в результате горения.
Фильтрующие полумаски многоразового использования могут иметь как встроенный фильтр, так и сменный. Данные респираторы могут обладать защитой на порядок выше одноразовых, способны справляться с более мелкой пылью, а также большим видом газов и паров. Респираторы со встроенным фильтром после использования подлежат обязательной стерилизации и имеют ограниченное количество применений, в зависимости от условий работы и интенсивности его использования. В полумасках со сменными фильтрами замене подлежат только отработанные фильтры, сама же полумаска подлежит замене в случае повреждений или истечения срока годности.
По внешнему виду фильтрующих полумасок также можно выделить формованные или неформованные. Формованные полумаски изначально имеют твердую форму, плотно прилегают к лицу и не требуют разглаживания при надевании. Неформованные полумаски имеют форму круга, и хоть легко подстраиваются под форму лица, при надевании требуют тщательного и равномерного разглаживания.
Еще одна немаловажная классификация фильтрующих полумасок – это классификация по назначению. Так, выделяют противоаэрозольные, противогазовые и комбинированные фильтрующие полумаски (респираторы).
Противоаэрозольные фильтрующие полумаски предназначены для предотвращения попадания в организм человека пыли, дыма, тумана, прочих опасных аэрозолей. Данные респираторы способны пропускать запахи, поэтому не подходят для защиты от паров или газов. Противогазовые фильтрующие полумаски в свою очередь направленны на защиту исключительно от вредных газов и паров, и не являются эффективными при скоплении аэрозолей в атмосфере. Существуют и комбинированные модели, которые сочетают в себе защиту как от аэрозолей, так и от газов.
Стоимость спецодежды, по которой она принимается к учету
Спецодежда, как и все другие материальные запасы, принимается к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. Фактической стоимостью спецодежды, приобретенной за плату, признаются все затраты учреждения, связанные с таким приобретением: суммы, уплачиваемые по договору поставки, а также организациям за информационные, консультационные и посреднические услуги, связанные с приобретением спецодежды, таможенные пошлины; суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки (вместе — расходы по доставке); иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов. При этом расходы по их доставке (в рамках договора поставки) распределяются пропорционально стоимости каждого наименования спецодежды в их общей стоимости.
В бухгалтерском учете операции по поступлению спецодежды отражаются следующим образом.
Нормы при списании спецодежды
Главным документом, который регулирует правила ведения учета, являются Методические указания по учету спецодежды. Согласно 31 пункту этих указаний списание спецодежды осуществляется только при ее фактическом выбытии. В пункте 30 Методических указаний по учету спецодежды указаны причины списания спецодежды.
Среди основных причин списания спецодежды числятся следующие:
- продажа;
- безвозмездная передача, не считая договора безвозмездного пользования;
- списание спецодежды при ее моральном и физическом износе;
- передача как вклад в уставной капитал других компаний;
- списание спецодежды в случае аварии, стихийного бедствия и других чрезвычайных ситуациях;
- списание спецодежды в результате порчи или хищения.
Полное списание спецодежды с бухгалтерских счетов может произойти только после ее физического выбытия, которое должно быть в обязательном порядке зафиксировано в определенных документах, например, документах о продаже, актах о выбытии и тому подобных.
Даже если стоимость списания спецодежды учтена, все равно до оформления документов о выбытии, спецодежда продолжает находиться на балансе.
Непригодность спецодежды для дальнейшего использования и определяет постоянно действующая комиссия по инвентаризации.