Госдума приняла в I чтении проект бюджета Фонда медстрахования на 2021-2023 годы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Госдума приняла в I чтении проект бюджета Фонда медстрахования на 2021-2023 годы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В каждом регионе проверка расходования страховых взносов осуществляется представителями ТФОМС, которые занимаются финансированием закреплённых за ними медучреждений. Помимо местных законодательных актов, регулирующих целевое распределение страховых взносов, больницы руководствуются внутренним распорядком, согласованным с ТФОМС.

Санкции за нецелевое использование средств ОМС

Если нарушение обнаружено в ходе внутренней проверки, то следует уведомить об этом руководителя служебной запиской. В ней должны быть описаны меры по возмещению нецелевых трат. Если же использование взносов не по назначению было замечено представителем ТФОМС, он составляет акт, в котором указывается:

  • информация о размере нецелевых трат;
  • сведения о том, куда были потрачены деньги;
  • требование о возвращении растраченных средств в бюджет фонда;
  • сумма назначенного штрафа и пени.

Оплата труда сотрудников при отсутствии у них сертификатов специалиста.

Согласно нормам п. 1 ст. 100 Федерального закона № 323-ФЗ[3] до 01.01.2026 право на осуществление медицинской деятельности в РФ имеют лица, получившие высшее или среднее медицинское образование в РФ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами и имеющие сертификат специалиста.

Пунктом 5.6 приложения 8 к Порядку организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию, утвержденному Приказом ФФОМС от 01.12.2010 № 230, установлено, что включение в реестр счетов случаев оказания медицинской помощи специалистом, не имеющим сертификата или свидетельства об аккредитации по профилю оказания медицинской помощи, является нарушением оформления и предъявления на оплату счетов и реестров счетов. Из положений этих документов суд пришел к выводу о том, что выплата заработной платы (с начислениями) медработникам, оказывающим медицинскую помощь без сертификата специалиста, относится к расходам, которые не связаны с предоставлением бесплатной медицинской помощи в системе ОМС.

Приказ ФФОМС от 01.12.2010 № 230 с 29.06.2019 утратил силу. Вместо него применяется Приказ ФФОМС от 28.02.2019 № 36, которым был утвержден Порядок организации и проведения контроля объемов, сроков, качества и условий предоставления медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию. Пунктом 5.6 приложения 8 к новому порядку – по аналогии с положениями ранее действовавшего порядка – установлено, что включение в реестр счетов страховых случаев, при которых медицинская помощь оказана медицинским работником, не имеющим сертификата или свидетельства об аккредитации по профилю оказания медицинской помощи, является нарушением оформления и предъявления на оплату счетов и реестров счетов.

На что МОЖНО расходовать средства ОМС

Основание Подробности Решение суда
Учреждение вправе оплатить труд персонала за счет ОМС, если необходимая лицензия на переоформлении Учреждение вело медицинскую деятельность по адресу, не указанному в действующей лицензии. Лицензия впоследствии была получена. Само по себе нарушение лицензионных требований не является основанием для признания расходов нецелевыми. Определение ВС РФ от 27.03.2020 № 307-ЭС20-2992
Постановление АС СЗО от 30.05.2022 № Ф07-4118/2022 по делу № А05-11200/2021
Определение ВС РФ от 27.03.2020 № 307-ЭС20-2992 по делу № А05-16366/2018
Постановление 17-го ААС от 12.01.2023 по делу № А50-20545/2022
Списание просроченных медикаментов не считается нецелевым использованием средств ОМС Списание просроченных лекарств само по себе не означает, что расходы на их приобретение нецелевые.
ТФОМС расценил это так: медикаменты не использовали по назначению, значит, цели расходов не достигли.
Суд с контролерами не согласился:
— медорганизация должна была иметь лекарства в наличии;
— точно определить, сколько надо медикаментов, она не могла из-за того, что применяла индивидуальные схемы лечения, и по другим причинам;
— проверяющие не доказали, что лекарства приобрели без учета срока годности или в большем объеме, чем нужно;
— саму по себе цель покупки — лечение пациентов — организация достигла.
Постановление 21-го ААС от 06.10.2020 по делу № А83-13970/2019
Постановление 21-го ААС от 13.12.2022 по делу № А83-23612/2021
Не будет считаться «нецелевкой» пожертвование лекарств с истекающими сроками годности другому учреждению Объем расходов не всегда можно спрогнозировать. Определение Верховного Суда РФ от 28.09.2020 № 310-ЭС20-14519 по делу № А84-1194/2019
Позиция суда: можно выплачивать зарплату эпидемиологу из средств ОМС, если нет лицензии по эпидемиологии (имеется и противоположная позиция суда) Эпидемиолог обеспечивает деятельность организации в целом и не участвует в оказании медицинских услуг. Поэтому лицензия не влияет на признание расходов нецелевыми Определение Верховного Суда РФ от 27.08.2018 № 309-КГ18-12196 по делу № А50-28340/2017; Определение Верховного Суда РФ от 19.03.2019 № 304-ЭС19-1525 по делу № А45-20034/2016
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 26.07.2021 по делу № А18-1240/2020
Медорганизация обосновала выплаты из ОМС работникам тем, что они нужны для выполнения терпрограммы Было представлено экономическое обоснование того, что сотрудник нужен для выполнения терпрограммы, по должностям:
— воспитателя;
— заведующего учебно-методическим ресурсным центром;
— главного специалиста по развитию хирургической помощи;
— архивариуса, курьера, плиточника.
Суд не признал нарушением то, что этих должностей нет в рекомендованных штатных нормативах, а некоторых из них нет даже в номенклатурах и единых справочниках.
Постановление АС Восточно-Сибирского округа от 27.10.2021 № Ф02-6424/2021 по делу № А10-381/2020
Зарплату нельзя признать нецелевыми расходами лишь по названию должности Медучреждение платило за счет ОМС зарплату коммерческому директору. По должностной инструкции тот изучал нормативные акты по ОМС, доводил информацию о них до работников, контролировал объем оказания медпомощи, представление отчетов в территориальный фонд и др.
Проверяющие решили, что такой сотрудник нужен лишь для ведения коммерческой деятельности. Инструкция не доказывает факт исполнения всех перечисленных в ней обязанностей. Их могли выполнять и другие работники: руководитель, главбух, экономист.
Суды защитили учреждение. Должностная инструкция показывает, что сотрудник нужен для выполнения программы ОМС. Нормативные акты не требуют документально подтверждать исполнение трудовых функций.
Определение ВС РФ от 07.04.2022 № 308-ЭС22-3224
Работникам аптеки можно платить зарплату за счет ОМС, если они участвуют в оказании медпомощи В аптеке диспансера работали провизоры и фармацевты. Они обеспечивали лекарствами подразделения, которые оказывали медпомощь по программе ОМС.
Контролеры посчитали, что работникам аптеки нельзя платить зарплату из средств ОМС, т.к. они не оказывают медуслуги.
Суд не согласился с проверяющими:
— в тариф по базовой программе включают расходы на зарплату сотрудников, которые непосредственно участвуют в оказании медпомощи. Провизоров и фармацевтов можно отнести к этой категории;
— порядок оказания медуслуг в диспансере рекомендовал включать в его структуру внутрибольничную аптеку. Она не обслуживала граждан;
— если провизоры и фармацевты заняты в деятельности с другим источником финансирования, оплачивать их труд за счет ОМС надо в доле затрат, которые относятся к медпомощи по ОМС;
— другие условия траты целевых средств соблюдались. Например, диспансер имел лицензию на фармдеятельность, а у работников были сертификаты либо аккредитация.
Постановление 11-го ААС от 26.10.2022 по делу N А72-5282/2022
Из средств ОМС можно оплачивать допотпуск работника-«вредника» свыше 7 календарных дней При этом продолжительность такого отпуска должна быть доказана большей чем обычно степенью вредности условий труда Постановление 7-го ААС от 13.09.2021 по делу № А03-1384/2019
Суд признал целевыми расходами выплаты, которые не удержали из зарплаты при отзыве из отпуска После отзыва из отпуска медучреждение выплачивало сотруднику зарплату за счет ОМС в полном объеме. ТФОМС посчитал часть расходов нецелевыми: из оплаты труда следовало удержать суммы за неиспользованные дни отдыха.
Суд с контролерами не согласился. По ТК РФ при отзыве из отпуска неиспользованные дни предоставляют в другое время. Удерживать по решению работодателя лишние выплаты из зарплаты закон в такой ситуации не разрешает.
Постановление 16-го ААС от 24.03.2022 по делу № А20-5366/2020
Суд отказал во взыскании восстановленных и затем использованных по назначению средств Сумма нецелевого расходования медучреждением средств ОМС (зарплата работникам, находящимся на бюджетном финансировании) не может быть взыскана обратно в пользу ТФОМС, если медучреждение самостоятельно восстановило спорную сумму на счете ОМС Определение Верховного суда РФ от 04.06.2019 № 304-ЭС19-7389
После оплаты и до конца года медучреждение вправе восстановить нецелевые траты на счете по ОМС Медучреждение оплатило из средств ОМС нецелевые расходы и в том же году восстановило деньги на лицевом счете. Контролеры и суд решили, что так поступать нельзя. Если деньги ОМС потратили не по назначению, по закону их надо вернуть в бюджет. Однако если год оплаты еще не истек, учреждение может восстановить суммы на лицевом счете и использовать их на изначальные цели. Если оно вернет такую же сумму в бюджет, фонд фактически получит ее в двойном размере.
Восстанавливать суммы на лицевом счете в последующие годы ВС РФ не разрешает (Определение Верховного Суда РФ от 19.08.2020 № 307-ЭС20-11065 по делу № А05-4121/2019).
Определение Верховного Суда РФ от 11.01.2023 N 309-ЭС22-25890 по делу № А76-4657/2022
Определение Верховного Суда РФ от 08.05.2020 № 304-ЭС19-26462 по делу № А27-17324/2018
Определение Верховного Суда РФ от 14.08.2018 № 307-ЭС18-11075 по делу № А21-5073/2017
Из средств ОМС на ВМП можно оплачивать основные средства дороже 100 тыс. руб. Базовая программа ОМС может предусматривать в структуре тарифа допэлементы, которые тоже оплачиваются за счет средств ОМС. Больница приобрела основное средство для ВМП за счет средств на такую деятельность и использовала его по назначению. Постановление АС Уральского округа от 31.08.2021 по делу № А71-106/2021
За счет ОМС можно привлекать врачей по гражданско-правовому договору Организация не имела в штате врача, чтобы оказывать одну из услуг по ОМС, и заключила ГПД со специалистом из краевой больницы. Судьи учли, что заказчик и краевая больница имели лицензию на оказание услуг по данному профилю. Постановление 6-го ААС от 20.08.2021 по делу № А73-20807/2020
Расходы больницы на оплату гражданско-правового договора с медиком сочли целевыми Медорганизация оплатила по ГПД консультативные услуги внештатников: нейрохирурга, реаниматолога, офтальмолога. Проверяющие признали трату средств ОМС нецелевой. Суд решил, что в законах подобного запрета нет. Работники помогали выполнить территориальную программу. Постановление АС Уральского округа от 03.08.2022 по делу № А50-29494/2021
Постановление 6-го ААС от 20.08.2021 по делу № А73-20807/2020
Постановление 1-го ААС от 22.12.2022 по делу № А43-21344/2022
Противоопухолевое лечение таблетками в дневном стационаре можно проводить за счет средств ОМС Медорганизация госпитализировала пациента с онкологией в дневной стационар.
Суды разрешили оплачивать такое лечение, т.к.:
— лекарственное лечение в дневном стационаре по профилю «онкология» разрешено НПА;
— положение о работе дневного стационара не запрещает размещать в стационаре больных только для приема таблеток;
— на момент лечения в перечне ЖНВЛП не было лекарств, которыми обеспечивали пациента (дабрафениб, траметиниб, вемурафениб);
— при оказании медпомощи онкологическим больным нарушением признается только госпитализация в круглосуточный стационар, когда помощь можно оказать амбулаторно или в дневном стационаре;
— если в меддокументации пациента нет записи о необходимости ежедневного наблюдения, это не означает, что его госпитализировали необоснованно.
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 06.09.2021 по делу № А75-19959/2020
Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 06.09.2021 № Ф04-5327/2021 по делу № А75-19959/2020
Суды признали правомерной госзакупку медоборудования с особыми функциями Заказчик приобретал хирургический лазер с особыми параметрами. Участник пожаловался, что требования к товару ограничивают конкуренцию. Контролеры нарушений не нашли.
Три инстанции их позицию поддержали:
— особые требования к медоборудованию установили для оказания качественной медпомощи. То, что они не отвечают потребностям заказчика или ограничивают конкуренцию, не доказали;
— заказчик провел анализ рынка и получил коммерческие предложения. Это подтверждает свободную продажу нужной продукции. Ничто не мешало участнику ее поставить.
Постановление АС Центрального округа от 20.09.2022 по делу № А08-8383/2021
Постановление АС Северо-Западного округа от 19.05.2022 по делу № А21-6250/2021
Из средств ОМС можно утилизировать технику, использованную для нужд программы ОМС Медорганизация оплатила утилизацию старой техники, приобретенной за счет иного источника. Имущество использовали при оказании медицинских услуг только по программе ОМС Решение АС Тюменской области от 14.09.2021 по делу № А70-14049/2021;
Постановление Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 01.06.2021 № Ф01-2149/2021 по делу № А82-6327/2020
При определенных условиях утилизировать оборудование можно за счет средств ОМС Медорганизация выиграла в суде первой инстанции спор об оплате из средств ОМС расходов на утилизацию старой техники: компьютеров и периферийного оборудования, мониторов электронной очереди. Имущество приобрели за счет другого источника, но использовали при оказании медуслуг только по программе ОМС.
Кассация посчитала, что технику могли использовать и в платной деятельности. Например, мониторы электронной очереди позволяли информировать пациентов независимо от вида медуслуги. Тогда расходы на утилизацию надо поделить.
Дело направили на пересмотр.
Постановление АС Западно-Сибирского округа от 26.04.2022 по делу № А70-14049/2021
Обязанности работника исходят из его должностной инструкции, этого достаточно для оплаты из средств ОМС Медорганизация выплачивала из средств ОМС зарплату коммерческому директору. Согласно должностной инструкции, тот изучал нормативные акты по ОМС, доводил информацию о них до работников, контролировал объем оказания медпомощи, представление отчетов в ТФОМС и др.
Суд посчитал, что из должностной инструкции следует, что сотрудник нужен для выполнения территориальной программы.
Постановление АС Северо-Кавказского округа от 17.12.2021 по делу № А53-13500/2020

Бонус (если суд все же подтвердил «нецелевку»)

Суд вправе уменьшить меру ответственности за «нецелевку». Для этого медорганизация вправе ссылаться на смягчающие обстоятельства (статус медучреждения, социально значимый вид деятельности, обстоятельства нарушения, степень вины).

Так, суд, признавая «нецелевку», вправе посчитать меру ответственности завышенной (Постановление АС Дальневосточного округа от 29.01.2021 по делу № А51-8210/2020).

Кроме того, суд, вопреки требованиям Федерального закона от 29.11.2010 N 326-ФЗ, нередко снижает размер санкции по следующим смягчающим обстоятельствам

  • учреждение является некоммерческой организацией в социальной сфере (Определение Верховного Суда РФ от 08.05.2020 № 304-ЭС19-26462 по делу № А27-17324/2018);
  • нарушение совершено впервые (Определение Верховного Суда РФ от 28.08.2020 № 307-ЭС20-11163 по делу № А13-12750/2019);
  • медучреждение приобретало лекарства, чтобы исполнить санитарные правила и приказы Минздрава до поступления из регионального бюджета средств на эти цели (Определение Верховного Суда РФ от 19.08.2020 № 307-ЭС20-11132 по делу № А13-9845/2019).

Штраф иногда уменьшали до символической суммы — 1 тыс. руб. (Определение Верховного Суда РФ от 19.08.2020 № 307-ЭС20-11132 по делу № А13-9845/2019).

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – это одна из социальных программ, призванная обеспечить получение своевременной врачебной и лекарственной помощи для каждого гражданина. Удовлетворение интересов граждан в сфере охраны здоровья за счёт страховых взносов регламентируется ФЗ от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 326).

Право на получение государственной медицинской помощи осуществляется в рамках Базовой и Территориальной программ ОМС. Последняя может включать дополнительные риски. Базовая программа – это основа, необходимый минимум, который гарантируется каждому гражданину законодательством Российской Федерации. В объеме первой программы гражданин имеет право получить помощь в любом уголке страны, а в объеме второй – в конкретном субъекте РФ, где он застрахован.

Бесплатная врачебная и лекарственная помощь оказывается в мед. учреждениях, которые внесены в реестр Территориальных фондов ОМС (ТФОМС). Полный список этих организаций со ссылкой на электронный ресурс можно увидеть здесь.

Санкции за нецелевое использование средств ОМС

Чтобы расходование средств страховых накоплений было под контролем, данным направлением занимаются сотрудники ТФОМС. С этой целью за каждым медицинским учреждением закрепляется уполномоченный представитель организации. В своей работе они руководствуются не только местными законодательными актами, устанавливающими правила по распределению денежного потока, но и внутренними, что согласованы в ТФОМС.

Читайте также:  Как получить декретные выплаты в 2023 в Украине безработным

При обнаружении нарушения, которое было определено при очередной проверке, выполняется уведомление руководства, написанной служебной запиской. В ней прописываются требования, которые должны быть выполнены для возмещения нецелевого использования средств. Если же о нецелевом использовании денег становится известно сотруднику ТФОМС, он должен составить акт с указанием в нем:

  • суммы по нецелевому использованию
  • на что были потрачены средства
  • требования о возврате денег, которые были потрачены из фонда
  • сумма пени, штрафа

Сколько нужно платить по штрафам, как начисляется пеня обозначено в ст. 39 ч. 9 ФЗ № 326. Как правило, это 10 % от суммы, которая была использована не по назначению и 1/300 от ставки по рефинансированию Центробанка РФ. В том случае, когда определяется факт нецелевых трат не один раз, ТФОМС имеет право подать иск в суд на больницу. В большинстве случаев, решение не принимает сторону медучреждений.

Санкции за нецелевое использование средств ОМС

При выявлении нарушения медицинское учреждение обязуется вернуть всю сумму, потраченную с несоблюдением положений ФЗ № 326.

Кроме этого, потребуется заплатить штраф величиной 10% от нецелевой суммы и пени в размере 1/300 ставки рефинансирования Центробанка за каждые сутки неисполнения обязательства.

Штрафные санкции регулируются пунктом 9 статьи 39 ФЗ. При выявлении нарушения фонд составляет соответствующий акт, в котором указывает сведения о нецелевом применении бюджета, размер долга, сроки для возвращения денег.

Медучреждение должно вернуть обозначенную сумму в течение десяти рабочих дней с момента получения соответствующего требования.

При отказе от возвращения денег фонд вправе обратиться в судебную инстанцию, чтобы взыскать средства в принудительном порядке.

В каких случаях для проведения дезинфекции медицинским организациям не нужно получать лицензию?

Позиция суда: Суды всех уровней считают, что проведение мероприятий по дезинфектологии являются обязательным мероприятием для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

  • Когда нужно получать лицензию? Получать лицензию на осуществление медицинской деятельности при осуществлении работ «дезинфектология» нужно в случае, когда работы оказываются в качестве самостоятельных работ (услуг). Сюда входят случаи, когда оказываются медицинские услуги по дезинфектологии в виде медицинского вмешательства. При этом сама работа (услуга) имеет самостоятельное законченное значение в виде предоставления услуги по медицинской помощи в области дезинфектологии третьим лицам.
  • Когда не нужна лицензия? Если медицинская организация реализует мероприятия по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации медизделий, то тут не нужна лицензия. Эта деятельность также установлена СанПиНом 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Нецелевое расходование средств ОМС учреждениями здравоохранения

Средства в ОМС поступают из нескольких источников:

  1. Налоговые отчисления предприятий.
  2. Государственные взносы на медицинское страхование граждан без заработка.
  3. Денежные средства, предоставляемые добровольно юридическими и физическими лицами.
  4. Суммы из федерального бюджета на реализацию Территориальной программы.
  5. Пени и штрафы граждан.
  6. Другие законные источники.

Работодателю запрещено выплачивать любые поощрительные суммы своим сотрудникам из денег, полученных по программам ОМС. К таким выплатам относят:

  • компенсация за сверхурочные часы и работу по выходным и праздникам;
  • доплата за долгий трудовой стаж;
  • премия, аванс и прочие выплаты-поощрения.

Местные власти каждого отдельного региона самостоятельно решают, каким образом можно расходовать средства по ОМС. Трудовой кодекс РФ утверждает, что, согласно Территориальной программе, трудовая деятельность может быть оплачена за счет отчисления из фонда ОМС.

Обычно ТФОМС проверяет расходование средств в регионах. Они делают это осторожно и соблюдая все законы.

Если нарушений особо нет, даже после крупной проверки, то все в порядке. Если же иначе, то руководитель должен быть предупрежден с помощью служебной записки. Если само представительство ТОФМС заметило нарушение, составляется акт со следующими данными:

  • сумма нецелевых затрат;
  • информация о том, куда «ушли» государственные деньги;
  • требования о возврате государственных средств обратно в бюджет ОМС;
  • размер штрафа.

Государственные расходы на здравоохранение в 2019 г. составят 3657 млрд руб.4 и по сравнению с 2018 г. возрастут на 10% в текущих ценах или на 6% в постоянных ценах (см. табл. 1).

Если сравнить бюджет здравоохранения 2019 г. с прошлыми периодами, то выяснится, что после снижения государственных расходов в 2014–2017 гг. он только вернется к уровню финансирования здравоохранения 2012 г. в постоянных ценах. С 2019 по 2021 г. рост расходов на здравоохранение запланирован за счет реализации национальных проектов «Здравоохранение» и «Демография».

С 2018 по 2021 г. расходы бюджетов бюджетной системы (государственные расходы на здравоохранение) возрастут на 23% в текущих ценах, а в постоянных ценах – только на 9% (средний темп прироста составит 3% в год в постоянных ценах). При этом расходы федерального бюджета за этот период возрастут на 38% в постоянных ценах, расходы ФОМС возрастут на 12%, а расходы консолидированных бюджетов субъектов РФ сократятся на 17% в постоянных ценах.

Эти расходы за счет ОМС будут нецелевыми: новые разъяснения и примеры

В ст.5 ФЗ № 326 указано, что средства обязательного страхования не могут покрывать все статьи расходов медицинских организаций. Они распределяются, чтобы обеспечить только вышеприведенные потребности. За нецелевые траты бюджетных средств, отведенных на медицинское страхование граждан, предусмотрена административная ответственность. Тем не менее судебная практика показывает, что прецеденты растраты государственных денег не по назначению – это далеко не редкость. Рассмотрим некоторые случаи.

Нельзя превышать установленный законом лимит при покупке оборудования для больниц. Это явное нарушение закона, так как граничная сумма в 100 тыс. руб., которую можно потратить с целью приобретения техники, фигурирует в ФЗ № 326.

Пример: больница приобрела аппаратуру на сумму более, чем 100 тыс. руб. за бюджетные деньги, выделяемые ТФОМС. Персонал отстаивал свою точку зрения, ссылаясь на то, что не считает это нецелевой тратой. Тем не менее суд вынес вердикт не в пользу больницы. В результате мед. учреждение вернуло всю сумму, затраченную на покупку оборудования и дополнительно выплатило штраф в размере 10% от этой суммы.

Читайте также:  с какого момента считать дни до дембеля

Любые денежные поощрения сотрудников бюджетного учреждения здравоохранения за счёт средств ОМС запрещены. Это касается выплаты:

  • переработок – за сверхурочные рабочие часы в будни и за выход на работу в выходные и праздничные дни,
  • надбавок за трудовой стаж и выслугу лет,
  • средней заработной платы при увольнении медработника,
  • мотивационных денежных средств сотрудникам, которые не имеют соответствующего образования.

В каждом регионе установлены свои правила расходования средств ОМС, поэтому нужно ознакомиться с постановлениями и приказами местных властей. В Трудовом кодексе говорится о том, что ТФОМС может быть источником оплаты трудовой деятельности в соответствии с установленным порядком.

Среди прочих нецелевых трат можно выделить:

  • погашение штрафов и пеней,
  • приобретение предметов мебели,
  • оплата дороги работникам и пациентам,
  • траты на питание медработников и больных,
  • покупка оборудования для стирки белья,
  • оплата сотовой связи, если она не используется для оказания медицинской помощи.

Обязательное медицинское страхование (ОМС) – это одна из социальных программ, призванная обеспечить получение своевременной врачебной и лекарственной помощи для каждого гражданина.

Основные положения программы в сфере охраны здоровья за счёт страховых взносов регламентируется Федеральным Законом № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» (далее – ФЗ № 326) от 29.11.2010 г.

Право на получение государственной медицинской помощи осуществляется в рамках Базовой и Территориальной программ ОМС. Последняя может включать дополнительные риски.

Базовая программа – это основа, необходимый минимум, который гарантируется каждому гражданину законодательством Российской Федерации.

В объеме первой программы гражданин имеет право получить помощь в любом уголке страны, а в объеме второй – в конкретном субъекте РФ, где он застрахован.

Читайте подробнее: Система обязательного медицинского страхования в России.

Целевое и нецелевое расходование средств ОМС

Одним из способов повышения дохода на постоянном месте работы является получение премии. Тем не менее, это запрещается делать из фонда ОМС. То есть нельзя производить такие выплаты:

  • переработку часов сверх установленной нормы (лишние часы, выход в праздничные, свои законные согласно графику выходные дни)
  • надбавку по выслуге, стаж
  • дополнительную оплату в случае увольнения сотрудника
  • оплату труда сотрудникам без медобразования

Следует сказать, что ситуация по распределению средств по ОМС может быть разной в разных регионах. Чтобы говорить конкретно, следует ознакомиться с изданными приказами от местной власти. В Трудовом же кодексе записано, что ТФОМС может являться базой для оплаты труда сотрудников, но при наличии установленного порядка.

Выделяемые на оказание материальной помощи из фонда ОМС финансы не могут направляться на покрытие потребностей медицинского персонала в их потребностях в дополнительном финансировании, кроме заработной платы. То есть при необходимости оплатить аренду квартиры, покрыть расходы плательщика по взносам в государственный бюджет.

Вопрос касается и ремонта домов, в которые заселяются сотрудники медицинского учреждения. Аналогичная ситуация со зданиями больницы, их капитального ремонта. При необходимости в выполнении данного вида работ, финансирование должно осуществляться средствами госбюджета, так как это совсем другая статья. Страховые деньги могут использоваться только для потребностей самого учреждения.

Нужды действительно могут быть разными и трактовать смысл, использование средств можно по-разному. К другим нецелевым тратам денег можно отнести оплату:

  • по штрафам или по начислению пени
  • меблированию больницы
  • транспортным расходам работников, пациентов
  • питанию больных и сотрудников
  • стиральном оборудовании
  • связи, если она необходима для оказания помощи пациентам

Спор произошел между ТФОМС и Кировской центральной районной больницей. Еще в августе 2017 года Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Приморского края выписал акт, в котором указал, что больница не по назначению расходовала средства ОМС, оплачивая труд двух специалистов-дезинфекторов целый год. Сумма нецелевого расходования составила более 250 тысяч рублей.

Основанием для наказания послужило то, что у больницы не было лицензии на дезинфектологию.

Больница обратилась в Арбитражный суд Приморского края. Суд встал на сторону больницы (дело N А51-26240/2017). Но это не остановило ТФОМС. Дело перешло в Пятый арбитражный апелляционный суд, который заявленные требования удовлетворил частично: нецелевое использование средств обязательного медицинского страхования по выплатам медицинским работникам было доказано лишь в отношении одного работника. Нижестоящие суды поддержал и Арбитражный суд Дальневосточного округа.

Позиция суда: Суды всех уровней считают, что проведение мероприятий по дезинфектологии являются обязательным мероприятием для организаций, осуществляющих медицинскую деятельность.

  • Когда нужно получать лицензию? Получать лицензию на осуществление медицинской деятельности при осуществлении работ «дезинфектология» нужно в случае, когда работы оказываются в качестве самостоятельных работ (услуг). Сюда входят случаи, когда оказываются медицинские услуги по дезинфектологии в виде медицинского вмешательства. При этом сама работа (услуга) имеет самостоятельное законченное значение в виде предоставления услуги по медицинской помощи в области дезинфектологии третьим лицам.
  • Когда не нужна лицензия? Если медицинская организация реализует мероприятия по дезинфекции, предстерилизационной очистке и стерилизации медизделий, то тут не нужна лицензия. Эта деятельность также установлена СанПиНом 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность».

Нецелевое использование средств ОМС

Правовые отношения между системой здравоохранения, медицинскими страховыми компаниями, ТФОМС в структуре ОМС координируются законодательным актом от 29.10.2010 №326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации». Согласно нормативному акту медицинские учреждения обязаны распоряжаться средствами ОМС по целевому назначению. Благодаря судебной практике выявляется огромное число случаев незаконного использования денежных субсидий ОМС. Возникают спорные ситуации между контроллерами ОМС и представителями медицинских организаций. Что именно называют нецелевым расходованием средств ОМС? Каковы примеры подобных ситуаций? Какие меры принимают уполномоченные органы относительно медицинской компании, нарушившей закон? Ответим на эти вопросы в данной статье.

ПЕРЕЧЕНЬ ВИДОВ И ПОРЯДОК УСТАНОВЛЕНИЯ КОМПЕНСАЦИОННЫХ И СТИМУЛИРУЮЩИХ ВЫПЛАТ УТВЕРЖДАЮТСЯ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ КРАЯ.

В соответствии с Постановлением Правительства Хабаровского края от 12.04.2008 № 103‑пр системы оплаты труда работников государственных бюджетных и автономных учреждений края устанавливаются главными распорядителями средств краевого бюджета, осуществляющими функции и полномочия учредителя этих учреждений, по согласованию с комитетом по труду и занятости населения правительства края.

Приказом Минздрава Хабаровского края от 09.07.2015 № 8 утверждено Примерное положение об оплате труда работников краевых государственных бюджетных, автономных учреждений, подведомственных министерству здравоохранения Хабаровского края. При этом вышеуказанное положение в разд. 5 «Условия осуществления стимулирующих выплат» не предусматривает возможности выплаты работникам выплаты стимулирующего характера за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

Таким образом, проанализировав в совокупности положения ст. 144 ТК РФ, судьи пришли к обоснованному выводу о применении с 1 ноября 2015 года в краевых государственных бюджетных учреждениях, подведомственных министерству здравоохранению Хабаровского края, новых систем оплаты труда, не предусматривающих выплаты работникам стимулирующего характера за стаж непрерывной работы, выслугу лет.

Поскольку выплата заработной платы сотрудникам за ноябрь 2015 года произведена больницей с нарушением, суд признал спорную сумму выплаченной работникам стимулирующей выплаты за стаж непрерывной работы, выслугу лет не входящей в состав тарифа на оплату медицинской помощи по программе ОМС и, следовательно, не подлежащей оплате за счет средств ОМС (Постановление АС ДВО от 12.05.2017 № Ф03-1451/2017 по делу № А73-12548/2016).


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *