Проект НДС — проект нормативов допустимых сбросов в водные объекты
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проект НДС — проект нормативов допустимых сбросов в водные объекты». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Государство требует от природопользователей строгого соблюдения водного и экологического законодательства. Сохранение, поддержание, восстановление объектов окружающей среды – основные задачи, которые ставятся перед предприятиями и организациями, использующими водные ресурсы. В соответствии с ФЗ «Об охране окружающей среды» ЮЛ должны платить за загрязнение объектов, сбросы отходов в поверхностные и подземные воды. Чтобы можно было точно осуществить расчет платы, разрабатывается проект, в котором указываются допустимые значения выбросов и сбросов.
Более чем десятилетний опыт работы с отходами и в сфере экологии. Мы имеем надежные и проверенные варианты для решения самых сложных задач, разрабатываем проекты НДС для крупных предприятий и других ответственных объектов.
Ориентация на клиента. Наш заказчик может не беспокоиться об оформлении экологической документации для своего предприятия. Мы выполним за него всю рутинную работу, а также определим, нужен ли тот или иной экологический документ данной организации. Мы разрабатываем и согласовываем не только НДС, но и проекты нормативов предельно допустимых выбросов (ПДВ), а также другие экологические документы.
Работа под ключ. Мы берем на себя полную ответственность за разработку НДС, начиная со сбора основной информации по объекту и завершая согласованием проекта и получением разрешения на нормативный сброс в воду. Наши специалисты постоянно следят за изменениями в природоохранном законодательстве.
Полный комплекс услуг. Компания «КВАДРИГА» самостоятельно выполняет все работы, без привлечения сторонних лиц. Наш штат включает в себя высококвалифицированных специалистов, среди которых санитарные врачи, экологи, менеджеры сопровождения выездных поездок, сотрудники отдела делопроизводства.
Что включает проект НДС?
- Ситуационный план (карту-схему) местности;
- План территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения;
- Данные о технологических процессах, в результате которых образуются стоки;
- Состав очистных сооружений, эффективности очистки;
- Данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
- Водохозяйственный баланс водопользования;
- Гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска сточных вод;
- Данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных вод, за последний календарный год;
- Значение нормативов качества воды;
- Расход сточных вод по каждому выпуску сточных вод;
- Перечень нормируемых веществ и показателей состава и свойств сточных вод;
- Данные об использованных методах химического анализа при определении концентраций и показателей состава и свойств сточных вод;
- Протоколы исследований сточных вод;
- Расчет;
- Результаты расчета;
- Данные о фактическом сбросе загрязняющих веществ отдельно по каждому выпуску за предыдущие годы.
Этапы составления и согласование проекта НДС
Чтобы оформить НДС проект нормативов сбросов, требуется пройти следующие этапы:
- Проведение инвентаризации источников водных отходов;
- Выбор вариантов отведения стоков;
- Получение официальной справки об актуальном состоянии водного объекта;
- Вычисление количества стоков (за год);
- Расчет количества вредных веществ в водных выбросах;
- Сдача проб воды для проведения лабораторного анализа;
- Расчет предельно допустимых показателей;
- Составление плана экоаналитического контроля;
- Составление непосредственно проектной документации;
- Согласование документа в контролирующих инстанциях;
- Внесение коррективов и доработок (при надобности);
- Выдача официального разрешения.
Показатели нормативов разрешенных сбросов рассчитываются на основе исходных данных. Для этой цели необходимы лабораторные анализы стоков за последние 5 лет, выполненные по всем правилам. Очень важно, чтобы анализ воды проводился аккредитованной лабораторией. В противном случае, его результаты будут аннулированы. Эти и прочие исходные данные берутся непосредственно на предприятии. Сюда также относится общая информация о производстве, его характеристики, хозяйственная деятельность компании, занимаемая площадь, число сотрудников, режим работы и многое другое.
Чтобы получить данные о состоянии водного объекта и фоновой концентрации вредных веществ в воде, следует направить запрос в территориальное отделение Гидрометцентра.
Для успешного прохождения всех описанных этапов понадобится примерно полгода. При этом посетить придется следующие инстанции:
- Росводресурс;
- Росгидромет;
- ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии»;
- Роспотребнадзор;
- Росрыболовство;
- Росприроднадзор.
Все перечисленные органы рассматривают поданные заявления ориентировочно в течение одного календарного месяца.
Если утверждение проекта НДС прошло успешно, готовый документ выдается сроком на 5 лет. По истечении этого времени потребуется повторно пройти перечисленные шаги.
Цель разработки проекта НДС загрязняющих веществ в водный объект — установление массы и количества химических веществ и микроорганизмов, допустимых для сброса и утверждение предложенных нормативов допустимых сбросов
Проект НДС выполняется в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»
- Федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»
- Водный Кодекс РФ, ст. 35
- Приказ Минприроды России от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей»
- Приказ Минприроды России от 17.05.2021 № 333 О внесении изменений в Приказ Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.12.2020 № 1118 «Об утверждении Методики разработки нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ в водные объекты для водопользователей»
Исходные данные, необходимые для разработки проекта НДС
- Ситуационный план (карта-схема) местности с привязкой к территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, к водному объекту, используемому для сброса сточных вод;
- Решение о предоставлении водного объекта в пользование;
- Сведения о водном объекте (справка о гидрологических и гидрохимических характеристиках водного объекта, а так же индексе загрязненности воды водного объекта);
- Поквартальный график сброса сточных вод в водный объект;
- План территории организации, эксплуатирующей водосбросные сооружения, с наложением сетей водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
- Водохозяйственный баланс;
- Данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные воды;
- Данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки – техническая документация на ОС;
- Данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта, после сброса сточных вод, за последний календарный год, представленные в виде протоколов количественного химического анализа и актов отбора проб воды, подписанных ответственным лицом аккредитованной испытательной лаборатории (центра);
- Данные о расходе сточных вод отдельно по каждому выпуску сточных вод с характеристикой типа выпуска сточных вод;
- Протоколы анализов природной и сточной воды, дополнительно прилагаются акты отбора проб;
- Аттестат аккредитации лаборатории, лицензия;
- Анализы сточной воды по микробиологии, паразитологии;
- Форма 2-ТП (водхоз) за последние 5 лет.
Согласование проекта НДС
Проект НДС согласовывают с ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии», затем передают в территориальный орган Росводресурсов (БВУ), в Росрыболовство (МОКТУ), Росгидромет, Роспотребнадзор. После получения копии приказа об утверждении плана его можно передавать в уполномоченные государственные органы для получения разрешения.
На процесс утверждения проекта НДС уходит не один месяц, а документ действует от 3 до 5 лет. Если происходят глобальные изменения, например, устанавливают сооружения более глубокой степени очистки, нужно разрабатывать новый проект.
Составление и согласование проекта нормативов допустимых сбросов требует много времени и сил, а также высокой квалификации эколога. Гораздо проще поручить его разработку экспертам. Специалисты компании АйТэКо быстро соберут исходные данные, заполнят форму, приложат к ней необходимые бумаги и передадут проект НДС на согласование. По результатам рассмотрения вам выдадут разрешение.
Проекты и расчеты нормативно-допустимых сбросов (НДС) в водные объекты
Нормативы допустимых сбросов (НДС) – это масса загрязняющего вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в соответствии с установленным режимом в данном пункте водного объекта в единицу времени, с целью обеспечения нормативного качества воды в контрольном створе.
Нормативы допустимого сброса загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты (Проект НДС) регламентируют отведение в водотоки и водоемы возвратных вод, а также различные виды хозяйственной деятельности, которые оказывают или могут оказывать неблагоприятное воздействие на состояние подземных и поверхностных вод.
Проект НДС является обязательным для разработки предприятиям, которые осуществляют сброс сточных вод в водный объект. Кроме того, норматив допустимого сброса должен быть установлен для каждого загрязняющего вещества в каждом выпуске сточных вод и для предприятия в целом.
Разработка проекта НДС выполняется во исполнение Водного кодекса РФ от №74-ФЗ от 3 июня 2006 г., Закона РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002г., в соответствии с Методикой разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей (утв.Приказом МПР РФ от 17.12.2007г. №333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей»).
Перед разработкой проекта НДС проводится инвентаризация всех источников сбросов, которые находятся на балансе предприятия. Затем устанавливаются пути и способы отвода стоков, определяется наличие очистных сооружений и ливневой канализации, характеристики водоохранных зон, наличие необходимой документации.
При несанкционированном сбросе сточных вод в водный объект, а также при нарушении правил пользования водным объектом предусмотрена административная ответственность (п.1 ст.8.14 КоАП РФ).
Для граждан РФ | 500 – 1000 руб. |
Для должностных лиц | 10 000 – 20 000 руб. |
Для индивидуальных предпринимателей | 20 000 – 30 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Для юридических лиц | 80 000 – 100 000 руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток |
При несанкционированном сбросе сточных вод в водный объект, а также при нарушении правил пользования водным объектом предусмотрена административная ответственность (п.1 ст.8.14 КоАП РФ).
Для граждан РФ | 500 – 1000 руб. |
Для должностных лиц | 10 000 – 20 000 руб. |
Для индивидуальных предпринимателей | 20 000 – 30 000 руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток |
Для юридических лиц | 80 000 – 100 000 руб. или административное приостановление деятельности до 90 суток |
Утверждение проекта Нормативов допустимых сбросов (НДС)
Утверждение НДС производится по «Административному регламенту Федерального агентства водных ресурсов по представлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей…» по приказу Минприроды России от 2 июня 2014 г. № 246. По регламенту упрощена процедура утверждения проектов НДС путем реализации принципа «одного окна», сокращены сроки согласования, водопользователи не участвуют в согласовании проекта НДС, это делают Росводресурсы (Кубанское Бассейновое Водное Управление, КБВУ) самостоятельно в рамках межведомственного согласования. Территориальный орган Росводресурсов принимает решение об утверждении НДС в срок, не превышающий 45 рабочих дней с даты регистрации принятых документов.
При невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов для установления лимитов на сбросы загрязняющих веществ загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов, предприятие-водопользователь обязано разработать «План снижения сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади», в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10 апреля 2013 г № 317. «План снижения сбросов…» согласовывается в Управлении Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея.
Нормативная документация
- Федеральный закон от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
- Водный кодекс России от 03.06.2006 № 73-ФЗ.
- СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
- «Методика разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», утвержденная приказом МПР России от 17.12.2007 № 333, актуализированная приказом МПРиЭ РФ от 29.07.2014 № 329.
- Постановление Правительства РФ от 18 марта 2013 г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов которых устанавливаются нормативы допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов».
- Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2006г № 844 «О порядке подготовки и принятия решения о предоставлении водного объекта в пользование» в редакции от Постановлений Правительства РФ от 23.05.2013 г. № 432 и от 15.05.2014 г № 442.
- «Административный регламент Федерального агентства водных ресурсов по представлению государственной услуги по утверждению нормативов допустимых сбросов веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей…» утвержденный приказом Минприроды России от 2.06.2014 г. № 246.
- Федеральный закон от 21.07.2014 г № 221-ФЗ.
- Постановление Правительства РФ от 10.04.2013 г № 317. «План снижения сбросов…».
- «Административный регламент ФС по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты», утвержденный приказом МПРиЭ РФ от 9.01.2013 г. № 2.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001г., N 195-ФЗ.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996).
Какие нормативные акты регламентируют процесс создания проекта НДС
Готовые документы должны соответствовать требованиям методики МПР России о разработке НДС веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей, утвержденной приказом от 17.12.2007 № 333, актуализированная приказом МПРиЭ РФ от 29.07.2014 № 329. Но процесс работы также регламентируется такими документами:
- ФЗ «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ.
- Водный кодекс России от 03.06.2006 № 73-ФЗ.
- СанПиН 2.1.5.980-00 «Водоотведение населенных мест, санитарная охрана водных объектов. Гигиенические требования к охране поверхностных вод».
- Постановления Пр. РФ от 18 марта 2013 г. № 230 «О категориях абонентов, для объектов…», а также от 10.04.2013 г № 317 «План снижения сбросов…», от 30 декабря 2006г № 844 «О порядке подготовки и принятия решения…» в редакции от Постановлений Правительства РФ от 23.05.2013 г. № 432 и от 15.05.2014 г № 442.
- «Админ. регламент ФАВР по представлению гос. услуги по утверждению НДС веществ …» утвержденный приказом Минприроды России от 2.06.2014 г. № 246.
- Закон от 21.07.2014 г № 221-ФЗ.
- «Админ. регламент ФС по надзору в сфере природопользования по предоставлению государственной услуги по выдаче разрешений на сбросы веществ…», утвержденный приказом МПРиЭ РФ от 9.01.2013 г. № 2.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) от 30.12.2001г., N 195-ФЗ.
- Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996).
Выше перечисленные нормативные акты не только регламентируют процесс создания природоохранной документации на предприятии, но и предусматривают ответственность за нарушение правил использования природных водоемов для вывода стоков.
При формировании проекта НДС:
- проводят инвентаризацию источников (выпусков) загрязнения, определяя способы и пути отведения сточных вод;
- определяют и уточняют технологические процессы, в результате которых образуются сточные воды;
- обследуют и определяют состав локальных очистных сооружений;
- составляют и рассчитывают водохозяйственный баланс;
- подготавливают характеристику водного объекта и информацию об условных фоновых концентрациях;
- анализируют и описывают данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта;
- анализируют и описывают данные о качестве сточных вод, сбрасываемых в водный объект за предыдущие 5 лет;
- определяют перечень нормируемых веществ допустимых к сбросу в водный объект;
- выполняют расчет НДС загрязняющих веществ и микроорганизмов, в том числе, расчет кратности разбавления;
- оформление проекта НДС в соответствии с требованиями приказа Минприроды России от 29.12.2020 № 1118.
Готовый проект НДС отправляют на рассмотрение и согласование в инстанции:
- межрегиональное управление Росприроднадзора по Ростовской области и Республике Калмыкия;
- управление Роспотребнадзора по Ростовской области;
- департамент Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды по ЮФО и СКФО;
- Азово-Черноморское территориальное управление Федерального агентства по рыболовству;
На основании приказа об утверждении НДС выдается разрешение на сбросы загрязняющих веществ и микроорганизмов в водные объекты, при отсутствии которого хозяйствующий субъект подлежит административному наказанию в виде штрафа.
На основании разрешения на сбросы загрязняющих веществ в водные объекты рассчитывается размер платы за НВОС.
Нарушение требований к охране водных объектов, которое может повлечь их загрязнение, засорение и (или) истощение, влечет наложение административного штрафа на (ч.4 ст.8.13 КоАП РФ):
- должностных лиц — от 50 000 до 80 000 руб.;
- юридических лиц — от 150 000 до 300 000 руб.
Нарушение правил водопользования при сбросе сточных вод в водные объекты влечет наложение административного штрафа на (ч.1 ст.8.14 КоАП РФ):
- должностных лиц — от 10 000 до 20 000 руб.;
- индивидуальных предпринимателей — от 20 000 до 30 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- юридических лиц — от 80 000 до 100 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
Разработка проекта НДС
Итак, разработка проекта нормативов допустимых сбросов требуется для каждого сброса веществ в водоем (в том числе для талых и дождевых стоков в естественные или искусственные водоемы) и осуществляется согласно Закона РФ «Об охране окружающей среды» № 7-ФЗ от 10.01.2002 г., в соответствии с постановлением Правительства РФ от 23 07. 2007 г. № 469 «О порядке утверждения нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», приказом МПР РФ от 17.12.2007 № 333 «Об утверждении методики разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей» и иных документов.
Для того, чтобы избежать последующих ошибок, разработка нормативов допустимых сбросов начинается с предварительных консультаций, следствием чего является инвентаризация источников загрязнения. Затем устанавливаются пути и способы отвода стоков, определяется наличие очистных сооружений и ливневой канализации, характеристики водоохранных зон, наличие необходимой документации. По данной информации определяют и согласуют с предприятием-заказчиком стоимость, а также сроки выполнения работ. После этого заключается Договор, предметом которого является разработка проекта НДС и его согласование.
Предприятие, осуществляющее сброс сточных вод (бытовых, поверхностных и производственных) в водный объект, обязано получить Разрешение на сброс загрязняющих веществ в окружающую среду. Для получения Разрешения на сброс требуется разработка Проекта нормативов допустимых сбросов (НДС). (При сбросе сточных вод в централизованные системы водоотведения (ЦСВ) порядок разработки и утверждения НДС описан ниже).
Величины НДС разрабатываются и утверждаются для действующих и проектируемых организаций-водопользователей, кроме того, на период осуществления строительных работ, проведения реконструкции объектов капитального строительства.
НДС устанавливаются для каждого выпуска сточных вод, поступающих в водный объект в результате хозяйственной деятельности предприятия.
Проект НДС должен содержать:
- ситуационный план (карту-схему) местности с привязкой к территории организации к водному объекту с указанием географических координат и расстояний в километрах от устья, о местонахождении каждого выпуска;
- план территории организации с наложением сетей водоотведения, ливневой канализации с указанием мест размещения очистных сооружений;
- данные о технологических процессах, в результате которых образуются сточные, в том числе дренажные воды;
- данные о составе очистных сооружений, эффективности очистки;
- данные о соответствии работы очистных сооружений проектным характеристикам;
- водохозяйственный баланс водопользования;
- гидрологическую характеристику водного объекта на участке существующего или проектируемого выпуска;
- данные о качестве воды в контрольном створе водного объекта;
- данные о величинах фоновых концентраций, принятых для расчета НДС;
- данные о расходах сточных вод по каждому выпуску с характеристикой типа выпуска;
- перечень нормируемых показателей состава и свойств сточных вод;
- данные о фактическом сбросе веществ и микроорганизмов отдельно по каждому выпуску за предыдущие 5 лет (отдельно за каждый из пяти лет);
- расчет НДС, выполненный по «Методике разработки нормативов допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты для водопользователей», утвержденной приказом МПР РФ от 17.12.2007 № 333.