Отстранение от работы на время расследования
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отстранение от работы на время расследования». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Современные трудовые нормы не устанавливают точного списка обстоятельств, при которых служебное расследование должно быть обязательно проведено. Следовательно, решение об этом может приниматься руководителем организации самостоятельно.
С чего начать процедуру?
Служебное расследование может быть инициировано только после подготовки руководителем всех необходимых документов. Главным из них будет являться приказ работодателя о создании специальной комиссии, которая вплотную займется дальнейшим расследованием.
О факте создания комиссии должен быть своевременно оповещен и сам виновный сотрудник. Более того, его необходимо официально попросить о предоставлении личных разъяснений по поводу сложившейся ситуации. Письменное объяснение должно быть предъявлено подчиненным в течение двух последующих дней. Если работодатель ничего не получил, данный факт обязательно фиксируется в соответствующем акте.
В том случае, если нарушения сотрудника повлекли за собой причинение организации материального ущерба, процедура расследования обязательно будет включать в себя и инвентаризацию. Только с помощью нее работодатель сможет установить точную сумму убытков и предъявить соответствующие претензии виновному лицу.
Порядок оформления отстранения
Оформить отстранение от работы тоже нужно правильно. Устно это делать нельзя.
Основной документ —это приказ руководителя об отстранении работника. Он издается на основании документов, подтверждающих правомерность такого решения.
К таким документам относят:
- заключение медэкспертизы, подтверждающее, что работник пришел на работу пьяным;
- акт об отстранении работника в связи с отсутствием необходимых документов, подтверждающих успешную проверку знаний по охране труда;
- акт об отсутствии у работника медзаключения о состоянии здоровья;
- документ, подтверждающий невозможность работника выполнять трудовые обязанности по состоянию здоровья.
Со сроками отстранения ситуация расплывчатая. Отстранение может длится пока не будут устранены обстоятельства, послужившие основанием для этого. Например, пока сотрудник окончательно не протрезвеет, либо пока не сдаст тест по охране труда.
Табель учета рабочего времени
Раз в компании такое вольное отношение к документам, то вдруг руководитель сможет уволить Инну за прогулы?
Весь период отстранения от работы необходимо отражается в табеле учета рабочего времени. Если компании воспользовались своим правом и не ведут такой документ, то вносить ничего не потребуется. Если в организации табель оформляют, то используются такие обозначения:
- «НБ» – в случае, если освобождение работника от его трудовых обязанностей происходит без начисления зарплаты;
- «НО» – в случае, если на время освобождения за работником сохраняется зарплата в среднем размере;
- «ПВ» – в случае, если работник находится в вынужденном прогуле и это время оплачивается.
Табель в «Здравом смысле» ведется, а кадровики и бухгалтеры в компании ответственные. Поэтому Инна спокойна и ждет суда.
Судебная практика по этому вопросу
Работодатели часто допускают ошибки при отстранении работника, при этом им необходимо доказывать свою правоту.
Поэтому юридическая база по этому вопросу обширна, и суд часто становится на сторону сотрудника:
- Работодатель отстранил сотрудника от работы по причине обнаружения недостачи. Суд признал данное отстранение незаконным, аннулировал изданный приказ об этом событии и постановил выплатить сотруднику плату за вынужденный простой по вине работодателя;
- Работник был отстранен от работы по причине выявления хищения топлива со склада. Работодатель приказ на отстранение оформил, однако ознакомление сотрудника с ним не произвел. Суд признал отстранение незаконным, поскольку указанная причина не внесена в перечень, предусмотренный ТК РФ. Кроме этого, работодатель нарушил порядок отстранения, поскольку ознакомление с документом не выполнялось, вакантные должности либо перевод на иную работу не предлагались;
- Работник был отстранен по причине непрохожения им обязательного медосмотра. Отстранение было признано судом незаконным, потому что работодатель не организовал проведение осмотра должным образом, а направление на прохождение процедуры было фактически выписано уже после издания приказа об отстранении.
- Работник был отстранен за допущенные в работе нарушения в качестве меры наказания. Суд признал данное отстранение незаконным, поскольку такой вид наказания не предусматривает ТК РФ.
В каких ситуациях служебное расследование станет необходимым?
Современные трудовые нормы не устанавливают точного списка обстоятельств, при которых служебное расследование должно быть обязательно проведено. Следовательно, решение об этом может приниматься руководителем организации самостоятельно.
По своей сути, служебное расследование представляет целый комплекс определенных мероприятий. Всех их объединяет одна цель: выявление всех необходимых подробностей относительно совершенного сотрудником нарушения.
К наиболее распространенным видам дисциплинарных проступков можно отнести следующие:
- игнорирование сотрудником правил поведения на рабочем месте, которые устанавливаются современными нормами в области трудового права;
- уклонение от подчинения существующей на предприятии трудовой дисциплины;
- безответственное отношение подчиненного к исполнению его профессиональных обязанностей.
В большинстве случаев, служебное расследование требуется только в том случае, если работодатель намерен применить к виновному сотруднику наиболее серьезную меру ответственности, а именно – увольнение. Что касается мелких нарушений, например, разового опоздания – здесь никакого расследования, конечно же, не потребуется.
Можно ли отстранить работника от работы при подозрении в хищении?
Одного из наших кассиров старший менеджер обвинил в присвоении денег из кассы. Начальник потребовал провести служебное расследование, по его результатам рассмотреть вопрос об увольнении, а на это время отстранить работника от работы – во избежание нанесения им еще большего ущерба организации. Можно ли в данной ситуации оформить отстранение работника от работы и что для этого необходимо?
К сожалению, хищения, в том числе в форме растраты, совершенные по месту работы, в современных российских реалиях отнюдь не редкость. Эта проблема нашла свое отражение и в трудовом законодательстве: подп. «г» п. 6 ч. 1 ст. 81 Трудового кодекса РФ (далее – ТК РФ) предусматривает возможность уволить работника по инициативе работодателя в случае совершения им по месту работы хищения (в том числе мелкого) чужого имущества, растраты, умышленного его уничтожения или повреждения.
Однако в этом же подпункте оговорено необходимое для увольнения работника по данному основанию условие: оно возможно только в том случае, если вина работника установлена вступившим в законную силу приговором суда или постановлением судьи, органа или должностного лица, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях. Таким образом, ни сам по себе факт возбуждения против работника уголовного дела или дела об административном правонарушении, ни, тем более, результаты внутренних проверок работодателя не могут служить основанием для увольнения работника в связи с совершением им хищения по месту работы.
В то же время перед работодателем встает вопрос: что делать с работником до тех пор, пока по его делу не будет вынесен соответствующие приговор или постановление? Ведь даже если действия работника будут квалифицированы как административное правонарушение (ст. 7.27 Кодекса об административных правонарушениях; далее – КоАП РФ), с момента его фиксации до вступления постановления суда в законную силу может пройти несколько недель, а сроки производства по уголовным делам еще более растянуты. Тем временем работодатель далеко не всегда готов мириться с тем, что у него в штате есть сотрудник, подозреваемый в совершении хищения, особенно если он имеет доступ к материальным ценностям организации. В своем стремлении обезопасить имущество и имидж компании работодатель зачастую прибегает к отстранению работника от работы, допуская тем самым грубое нарушение норм трудового законодательства.
ТК РФ действительно установлена возможность (а точнее, обязанность работодателя) отстранять работников от работы. Однако применяться эта мера должна только в строго оговоренных законом случаях, перечень которых приведен в ст. 76 ТК РФ. Данный перечень не предусматривает возможности отстранения работника от работы по инициативе работодателя на время проведения следственных действий или внутренних проверок в отношении работника по подозрению в совершении хищения. Следовательно, такое отстранение будет незаконным.
Судебная практика по этому вопросу
Практика показывает, что работодатели производят отстранение сотрудников компании не соблюдая предусмотренную законодательством процедуру.
В связи с этим им приходится часто обращаться в суд. Можно выделить следующие случаи:
- Организация в связи с обнаружением недостачи отстранила от работы МОЛ. Суд вынес определение, согласно которому работодатель должен оплатить данном сотруднику все время вынужденного прогула.
- Компания обнаружила хищение работником материальных ценностей на складе. Оформила все документы и отстранила от работы сотрудника. Однако, суд признал данное действие незаконным и постановил выплатить этому работу компенсацию за все дни вынужденного прогула, так как недостача не может служить основанием для отстранения согласно ТК РФ.
- Сотрудника отстранили от работы, так как он не прошел предусмотренный обязательный медосмотр. Суд обязал организации выплатить этому человеку компенсацию за вынужденный прогул, так как организовать медосмотр должен был работодатель. В его обязанность входило выписать направление на прохождения медобследования, что не было вовремя сделано.
- Организация отстранила сотрудника от работы за то, что он нарушил трудовую дисциплину. Однако, суд признал обязанность работодатель произвести выплату компенсации за вынужденный прогул, в связи с тем что отстранение от работы не является мерой наказания при дисциплинарных проступках.
Отстранение от работы при возбуждении уголовного дела
Специальные нормативные акты тоже устанавливают в своей сфере регулирования обстоятельства, при которых проводить расследование обязательно.
Отстранить такого сотрудника нужно на весь период производства по уголовному делу вплоть до его прекращения или вступления в силу приговора суда с последующим увольнением.
Необходимо различать отстранение от работы от прогула либо простоя. В первом случае данное действие всегда производится на основании распоряжения руководства и носит обязательный характер. Считать отстранение дисциплинарным наказанием также нельзя.
Отстранение от работы в отечественном механизме правового регулирования выполняет главным образом предупредительную функцию. Правовая природа отстранения от работы, жизненные обстоятельства (мотивы, причины), его вызывающие, и возможные правовые последствия требуют выяснения особенностей его правового регулирования (определения круга лиц и органов, имеющих право требовать отстранения от работы), а также оснований такого отстранения.
Статья 114. временное отстранение от должности
Материалы, представляемые органами предварительного расследования в качестве правового обоснования к удовлетворению ходатайства, в обязательном порядке подлежат проверке судьей по правилам, предусмотренным ст. 75 УПК РФ. Рассмотрев указанное ходатайство, судья выносит постановление о временном отстранении от должности или об отказе в этом ( ч. 2 ст. 114 УПК). Постановление о временном отстранении подозреваемого или обвиняемого от должности направляется по месту его работы.
В частности, отсутствует норма, согласно которой работодатель обязан или имеет право отстранять работника от работы на время проведения служебного расследования по фактам неисполнения последним без уважительных причин трудовых обязанностей.
Статья 80 Трудового кодекса РФ устанавливает право работника расторгнуть трудовой договор, предупредив об этом работодателя в письменной форме не позднее чем за две недели, если иной срок не установлен ТК РФ или иным федеральным законом.
Основания отстранения от должности обязательно должны быть указаны в федеральных законах и иных нормативных правовых актах, иные основания не допускаются. В случае обращения в суд или государственную инспекцию труда работника, отстраненного по основаниям, не закрепленным в законодательстве, решение работодателя признается незаконным. В этом случае работодатель обязан выплатить работнику среднюю заработную плату за все время отстранения.
Основные причины запрета на работу
В соответствии со статьей 76 ТК РФ законными для отстранения от выполнения работы считаются причины, включающие одно из следующих основных обстоятельств:
- если работник не прошел проверку, полученных при инструктаже знаний по безопасному осуществлению работ и в области охраны труда перед специальной комиссией;
- в связи с непрохождением медосмотра, если у работника отсутствует медицинское заключение, дающее право выполнять порученную работу;
- если у работника зафиксирован факт алкогольного опьянения, либо нахождения под воздействием наркотических и иных средств во время выполнения им служебных обязанностей или на территории предприятия;
- если работник не допущен к работе по требованию уполномоченных должностных лиц, имеющих полномочия на эту меру. Например, право на работу приостановлено по требованию трудовой инспекции или в связи с судебным разбирательством.
Разновидности запрета на работу по медицинским показаниям
Результатом обследования сотрудника врачами, уполномоченными давать заключение о праве его на работу, могут стать выводы, не позволяющие продолжать прежнюю работу. В этом случае отстранение от ее выполнения может происходить по следующим медицинским показаниям:
- если в результате обследования у сотрудника выявлены нарушения его здоровья, и выполнение определенной работы, обозначенной в трудовом договоре, противопоказано по медицинским показаниям;
- если работником не был своевременно пройден обязательный плановый медосмотр, а также освидетельствование психиатра, если того требует выполняемая работа согласно нормативно правовым актам федерального значения;
- при получении заключения установлена конкретная группа инвалидности сотрудника, ограничивающая его трудовую деятельность или полностью ее исключающая;
- запрет на выполнение прежней работы связан с реабилитацией сотрудника при утере его трудоспособности в результате несчастного производственного случая;
- заключение врача женской консультации о переводе сотрудницы на легкий труд и запрет на продолжение прежней работы.
Непрохождение в установленном порядке обязательного медицинского осмотра (обследования), обязательного психиатрического освидетельствования
В соответствии с абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ одной из обязанностей работодателя в части обеспечения безопасных условий и охраны труда является недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Действующим законодательством предусмотрено прохождение работниками предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров. Помимо этого, медицинские осмотры по своей направленности можно разделить на осмотры для определения того, соответствует ли здоровье работника выполняемой им работе, и для раннего выявления возможных профессиональных заболеваний, и на осмотры, проводимые для предупреждения возникновения различных заболеваний среди населения.
Так, согласно ст. 213 ТК РФ работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта, в обязательном порядке проходят следующие медицинские осмотры (обследования):
- предварительные (при поступлении на работу);
- периодические (для лиц в возрасте до 21 года — ежегодные) — для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний;
- внеочередные — в соответствии с медицинскими рекомендациями.
Приказом Минздравсоцразвития России от 16.08.2004 N 83 утверждены Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся данные осмотры.
Указанный Порядок предусматривает, что предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников проводятся медицинскими организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности. Осмотры работников, занятых на вредных работах и на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами в течение пяти и более лет, проводятся один раз в пять лет в центрах профпатологии и других медицинских организациях, имеющих лицензии на экспертизу профпригодности и экспертизу связи заболевания с профессией.
Работодатель определяет контингенты и составляет поименный список лиц, подлежащих периодическим медицинским осмотрам (обследованиям), с указанием участков, цехов, производств, вредных работ и вредных и (или) опасных производственных факторов, оказывающих воздействие на работников, и после согласования с территориальными органами Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека направляет его за два месяца до начала осмотра в медицинскую организацию, с которой заключен договор на проведение периодических медицинских осмотров (обследований). Медицинская организация на основании полученного от работодателя поименного списка работников, подлежащих периодическим медицинским осмотрам, утверждает совместно с работодателем календарный план проведения обследований.
Как правильно оформить отстранение от работы
В интересах работодателя факт отстранения от работы следует оформить в письменном виде посредством принятия руководителем организации соответствующего приказа или распоряжения (см. пример 2). Устное отстранение может привести к тому, что работник заявит о его необоснованности, и доказать обратное будет довольно сложно, особенно в случае судебного разбирательства.
Еще один аргумент в пользу оформления отстранения в письменном виде: при наличии приказа (распоряжения) проще регулировать вопрос с заработной платой отстраненного работника.
Унифицированная форма такого приказа (распоряжения) отсутствует, поэтому работодатель сам разрабатывает его форму. Рекомендуем включить в него следующие сведения:
- обстоятельства, ставшие причиной отстранения сотрудника от работы;
- сведения о документах, подтверждающих данные обстоятельства;
- период отстранения от работы;
- поручение бухгалтерии о приостановке начисления или изменении размера заработной платы работника за период отстранения.
Если факт появления работника на работе в состоянии опьянения подтверждался актом, то время отстранения определяет представитель работодателя (непосредственный руководитель работника, сотрудник кадровой службы, иное должностное лицо). Нередко работодателям советуется отстранять нетрезвого работника на один день. Положение о том, что работник, появившийся в состоянии опьянения отстраняется от работы (не допускается к работе) в этот день (смену), содержалось в статье 38 КЗоТ РФ.
Производственные процессы в России за последнее десятилетие претерпели существенные изменения — степень автоматизации технологических операций в отдельных отраслях значительно возросла. КЗоТ РФ принимался в то время, когда упор делался только на механизацию работ и ручной труд, а, следовательно, времени на «вытрезвление» отводилось «до завтра» — ровно столько требовалось для возвращения способности держать в руках молоток. Хотя если посмотреть локальные нормативные акты крупных предприятий, где работы были автоматизированы и малейшая небрежность производственного диспетчера могла привести к авариям, то на избавление организма от алкоголя руководство отводило до двух-трех дней (если, конечно, не увольняло сразу же).
Сегодня работодателю при принятии решения об отстранении работника от работы (недопущении к работе) следует учесть, что в зависимости от тяжести опьянения на освобождение организма от алкоголя необходимо различное количество времени, а в отдельных случаях — медицинское вмешательство. Кроме того, даже несмотря на то, что алкоголь метаболизировался организмом, последствия его употребления могут серьезно сказаться на трудоспособности работника. Поэтому, например, члены экипажа воздушного судна не допускаются к выполнению задания на полет, а авиадиспетчеры — к выполнению своих трудовых функций не только в случае установления у них состояния алкогольного опьянения, но и при выявлении остаточных явлений предшествующего опьянения.
Если факт появления работника в состоянии опьянения подтверждается медицинским заключением, то в нем должно указываться время, по истечении которого уровень алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ в крови понизится до нормы, не препятствующей выполнению работ.
Как уже отмечалось, законодательство о здравоохранении оперирует таким понятием, как тяжесть опьянения. Алкогольное опьянение средней и легкой степени не требует специальной терапии, и о вытрезвлении, действительно, можно говорить на следующий день. Что же касается тяжелой степени опьянения (симптомами являются угнетение сознания (глубокая оглушенность, сомноленция, сопор или кома) и вегетативных функций (артериальная гипотензия, гипотермия, бледность и синюшность кожи и слизистых), пассивное положение тела, стойкий запах алкоголя в выдыхаемом воздухе), то при условии врачебного вмешательства длительность лечения составляет 2 дня. Только после проведения медицинских процедур работник по истечении 2 дней сможет полностью руководить своими действиями. Если же речь идет о злоупотреблении алкоголем (употреблении с вредными последствиями для здоровья), хроническом алкоголизме, то для лечения и выведения из состояния алкогольного опьянения уйдет от 10 до 25 дней. С наркотическим или токсическим опьянением еще сложнее.
Поэтому, если в медицинском заключении не указан срок, по истечении которого уровень алкоголя, наркотических и психотропных веществ в крови понизится до установленной нормы, следует дополнительно проконсультироваться с врачом и получить дополнение или уточнение к медицинскому заключению.
Непрохождение обязательного предварительного или периодического медицинского осмотра Основание
Согласно части второй статьи 212 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров (обследований), обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний.
Законодательство предусматривает два типа медицинских осмотров:
- предварительные (при поступлении на работу), целью которых является определение соответствия состояния здоровья работников поручаемой им работе;
- периодические, целью которых является:
- регулярное наблюдение за состоянием здоровья работников в условиях воздействия профессиональных и вредных факторов;
- профилактика и своевременное установление начальных признаков профессиональных заболеваний;
- выявление общих заболеваний, препятствующих продолжению работы с вредными, опасными веществами и производственными факторами;
- предупреждение несчастных случаев.
Приостановление действия специального права Основание
Появление после 06.10.2006 в части первой статьи 76 Трудового кодекса РФ нового основания отстранения работника от работы восполнило пробел в правовом регулировании процедуры отстранения от работы, заключавшийся в отсутствии правовых оснований для отстранения работника от работы в случае ограничения его специального права.
Условием допуска к выполнению отдельных видов работ является получение работником специального права. Так, для выполнения работ, связанных с управлением транспортными средствами в соответствии с Федеральным законом «О безопасности дорожного движения» необходимо наличие права на управление транспортными средствами, подтверждаемого водительским удостоверением.
Как следует из пункта 1 статьи 53 Воздушного кодекса РФ, условием допуска к деятельности по управлению воздушным судном является наличие соответствующего сертификата (свидетельства).
Для лоцманской проводки судов в соответствии с пунктом 2 статьи 41 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ необходимо, чтобы лоцман имел выданное в установленном порядке лоцманское удостоверение.
Как следует из пункта 8 Правил пользования маломерными судами на водных объектах Российской Федерации, утвержденных Приказом МЧС России от 29.06.2005 N 502, для управления маломерным судном необходимо наличие соответствующего удостоверения.
Право на осуществление отдельных видов деятельности подтверждается таким видом специальных разрешительных документов, как лицензия. Следует отметить, что в абзаце шестом части первой статьи 76 Трудового кодекса РФ имеются в виду индивидуальные лицензии — наделяющие правом на осуществление отдельных видов деятельности гражданина, а не организацию.
В Российской Федерации число видов деятельности, на занятие которыми необходима лицензия, невелико. Так, лицензия необходима лицу, имеющему намерение осуществлять частную детективную деятельность, — в соответствии со статьей 4 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (с изм. на 18.07.2006) для осуществления гражданином частной детективной деятельности необходима лицензия на частную сыскную деятельность.
В соответствии со статьей 3 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11.02.1993 N 4462-1 (с изм. на 30.06.2006) нотариальной деятельностью вправе заниматься гражданин Российской Федерации, получивший лицензию на право этой деятельности.
Согласно положениям Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ «Об оружии» (с изм. на 18.07.2006) и Правилам оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 21.07.1998 N 814 (с изм. на 26.07.2006), ношение оружия осуществляется на основании выданных органами внутренних дел лицензий либо разрешений на хранение и ношение конкретных видов, типов и моделей оружия.
В соответствии с пунктом 15 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР от 10.10.1960 N 1548 (с изм. на 17.03.1995) право на охоту удостоверяется охотничьим билетом с соответствующими отметками.
Терминология, использованная в абзаце шестом части первой статьи 76 Трудового кодекса РФ, не согласована с административным законодательством, определяющим порядок выдачи специальных разрешений, приостановления их деятельности и аннулирования. Поэтому, несмотря на дополнение статьи 76 Кодекса новым основанием отстранения, при его применении на практике неизбежно возникновение ряда проблем.
Механизм приостановления действия на срок до 2 месяцев специального права работника, удостоверенного индивидуальной лицензией или разрешением, действующим законодательством не определен. Кодекс РФ об административных правонарушениях, законодательство о лицензировании и законодательство, регламентирующее осуществление отдельных видов деятельности, предусматривают такую процедуру, как лишение специального права. Согласно статье 3.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях лишение физического лица, совершившего административное правонарушение, ранее предоставленного ему специального права устанавливается за грубое или систематическое нарушение порядка пользования этим правом в случаях, предусмотренных статьями Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях. Лишение специального права назначается судьей и сопровождается изъятием документа, подтверждающего наличие специального права (водительского удостоверения, лицензии, др.). Срок лишения специального права не может быть менее 1 месяца и более 2 лет.
Однозначно сказать, подпадает ли «приостановление действия на срок до двух месяцев» под лишение специального права на тот же, 2-месячный, срок, сложно, поскольку, как следует из пункта 9 части первой статьи 83 Трудового кодекса РФ, законодатель различает понятия «истечение срока действия специального права», «приостановление действия специального права» и «лишение специального права». Однако, поскольку в действительности лишение лица специального права заключается в том, что в течение определенного срока данному лицу запрещается пользоваться ранее предоставленным ему правом, в случае если работник лишен права на срок до 2 месяцев, можно говорить о том, что действие его специального права приостановлено на срок до 2 месяцев.
Основанием аннулирования индивидуальных лицензий (заметим, что данная процедура не является административным наказанием и, следовательно, не подчиняется Кодексу РФ об административных правонарушениях) является совершение нарушений, которые могут и не иметь последствий в виде наказания. Подробно механизм аннулирования лицензий и приостановления их действий определен в статье 13 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (с изм. на 04.12.2006). Однако, как свидетельствуют ее положения, в основном они применимы к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. С определенными оговорками они могут быть применены к индивидуальным лицензиям на частную сыскную деятельность. Что касается других лицензий (на осуществление нотариальной деятельности, на ношение оружия), то на них положения указанного Федерального закона не распространяются, а специальными законами, определяющими порядок получения этих лицензий, механизм приостановления действия данных лицензий не определен.
Также не определен механизм приостановления действия права на управление транспортным средством. Согласно части 3 статьи 27.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях при совершении административного правонарушения, влекущего лишение права управления транспортным средством соответствующего вида, у водителя, судоводителя, пилота изымается до вынесения постановления по делу об административном правонарушении водительское удостоверение, удостоверение тракториста-машиниста (тракториста), удостоверение судоводителя, удостоверение пилота и выдается временное разрешение на право управления транспортным средством соответствующего вида до вступления в законную силу постановления по делу об административном правонарушении. Данная мера обеспечения производства по делу об административном правонарушении не препятствует работнику осуществлять свои трудовые функции, а, следовательно, изъятие удостоверения на управление транспортным средством и выдача временного разрешения не могут рассматриваться в качестве основания отстранения работника от работы.
Решение работодателя об отстранении работника по основанию, предусмотренному абзацем шестым статьи 76 Трудового кодекса РФ, принимается на основании акта юрисдикционного органа, в соответствии с которым приостанавливается действие специального права работника.
Свадебная видеосъемка и фотосъемка.
Указание на норму Федерального закона, в соответствии с которой предполагается временно отстранить сотрудника от выполнения служебных обязанностей. 11.3. Дату, с которой предлагается отстранить сотрудника от выполнения служебных обязанностей. 12. При временном отстранении сотрудника: 12.1. В случае, предусмотренном пунктом 4 части 4 статьи 33 Федерального закона, сотрудник отстраняется от выполнения служебных обязанностей, связанных с возможным применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, со дня издания приказа о временном отстранении от выполнения служебных обязанностей.
Начальник потребовал провести служебное расследование, по его результатам рассмотреть вопрос об увольнении, а на это время отстранить работника от работы — во избежание нанесения им еще большего ущерба организации.
Если сотрудник совершил, например, хищение, то отстранение возможно лишь в случае уголовного преследования сотрудника и в общем случае по решению суда по месту производства предварительного расследования. Для этого необходимо, чтобы соответствующее ходатайство об отстранении сотрудника от работы в суд представил следователь (с согласия руководителя следственного органа) либо дознаватель (с согласия прокурора), и суд согласился его удовлетворить. Такие правила установлены статьей 114 Уголовно-процессуального кодекса РФ.
Настоящий сайт не является средством массовой информации. В качестве печатного СМИ журнал «Кадровое дело» зарегистрирован Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор),свидетельство о регистрации ПИ № ФС77-62263 от 03.07.2015.
Статья 76 ТК РФ также устанавливает, что, помимо случаев, предусмотренных частью первой этой статьи, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в других случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ. Так, работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника, являющегося иностранным гражданином или лицом без гражданства, в случаях, перечень которых предусмотрен ст. 327.5 ТК РФ. Статья 330.4 ТК РФ перечисляет основания отстранения от работы работников, занятых на подземных работах, а ст. 331.1 ТК РФ определяет случаи, когда работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) педагогического работника. Перечень оснований для отстранения от работы, содержащийся в статье 76 ТК РФ, не является закрытым, и другие случаи отстранения могут быть предусмотрены действующим законодательством РФ. Например, в соответствии с Федеральным законом от 26.10.02 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» в арбитражный суд может обратиться временный управляющий с ходатайством об отстранении руководителя должника от должности (ст.69 закона).
Использует ли ваша компания (ИП) в своей деятельности современные девайсы (например, гироскутеры, мультикоптеры, системы маскировки звука, увлажнители воздуха)?
К сожалению, хищения, в том числе в форме растраты, совершенные по месту работы, в современных российских реалиях отнюдь не редкость. Эта проблема нашла свое отражение и в трудовом законодательстве: подп. «г» п. 6 ч. 1 ст.
В случаях, предусмотренных пунктами 1 и 2 части 1 статьи 73 Федерального закона, сотрудник отстраняется от выполнения служебных обязанностей с даты, указанной в постановлении судьи. 13.
Нельзя отстранять работника от работы по причине, которая не предусмотрена в федеральном законе или ином нормативно-правовом акте, поскольку за это работодателя могут привлечь к ответственности. Подробнее об этом см. раздел “Ответственность работодателя за незаконное отстранение работника от работы” настоящего материала.