Получение водительского удостоверения в Беларуси
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Получение водительского удостоверения в Беларуси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
К выбору учебного заведения нужно отнестись с ответственностью. Иначе водитель рискует зря потратить свое время и деньги. Идеальным вариантом будет уже проверенная автошкола, обладающая лицензией на выдачу удостоверения категории М.
Как правильно выбрать автошколу
При выборе нужно обращать внимание на следующие факторы:
- Цена обучения. Она не должна быть очень высокой, но также не стоит обращать внимание и на очень низкие стоимости. Содержать автошколу недешево, поэтому если они предлагают обучение по заниженной цене, то качество обучения явно будет таким же низким.
- В каком состоянии находится автопарк школы и транспортная площадка. В наличии должны быть все необходимые виды транспортных средств, которые находятся в надлежащем состоянии. Учебная площадка должна быть оснащена необходимыми реквизитами для обучения.
- Документация. Автошкола должна обладать лицензией на обучение водителей категории М, срок которой еще не истекает. Учебная программа должна полностью соответствовать требованиям ГИБДД.
Требования для получения удостоверения
Для получения водительского удостоверения категории М существует ряд обязательных требований:
- Прохождение врачебной комиссии в аккредитованном медицинском учреждении. Доктора должны дать заключения о состоянии здоровья, на основании которых будет выдано общее заключение.
- Обучение в автошколе, имеющей лицензию на обучение езде на соответствующем транспорте. По окончании обучения, стажер проходит внутреннее тестирование и получает свидетельство, подтверждающее, что он прошел обучение и может быть допущен к сдаче экзамена на получение водительского удостоверения.
- Подача документов в управление ГИБДД по месту обучения с оплатой государственной пошлины.
- Сдача экзамена в ГИБДД.
Экзамен-тестирование в ГИБДД состоит из теоретической и практической части. В список теоретических вопросов будут включены:
- основы ПДД;
- особенности управления автотранспортом;
- порядок общения, разрешенного при езде на данном виде автотранспорта;
- степень ответственности за правонарушения и управление скутером при отсутствии разрешительной документации.
При сдаче «теории» курсанту «разрешено» допустить не более двух ошибок. После этого он будет допущен к практической части тестирования, которое включает:
- движение в рамках ограниченной зоны, разгон, торможение и разворот;
- основы маневрирования и движения по восьмерке;
- прочие требования инспекторов.
Если тестирование не удастся пройти сразу, разрешена вторая и третья попытка (каждая — с перерывом в 7 дней). В случае трехкратной «несдачи», следующий допуск к практическому тесту можно будет получить только через месяц.
Чтобы получить права заветной категории, нужно сдать теоретический и практический экзамены в ГАИ. Предварительно вы должны пройти обучение а автошколе. Они предлагают различные варианты посещения занятий – утренние, вечерние, дневные группы, группы выходного дня. Продолжительность занятий может варьироваться, от этого будет варьироваться и продолжительность всего срока обучения. В среднем, на категорию В чистой учёбы выходит около 3 месяцев. Курсанты изучают теоретическую информацию (ПДД, задачи, устройство автомобиля, оказание мед.помощи), а также посещают практические уроки вождения на площадке и в городе. Если вы проживаете в небольшом населенном пункте, где автошкола отсутствует, допустимо самостоятельное изучение теории и практики. Но сдача экзаменов в ГАИ обязательна!
Документы в автошколу предоставляются до начала обучения. Необходим документ удостоверяющий личность, две цветные матовые фотографии 3,5х4,5 см и водительская медицинская справка (ОБЯЗАТЕЛЬНО).
Несколько лет назад, когда был принят новый закон о БДД, даже в Москве найти автошколу, которая проводила обучение на категорию М, было очень трудно. В 2019 году ситуация куда лучше, но все равно, если Вы хотите открыть категорию для скутера не в мегаполисе (таком, как СПб или Ростов-на-Дону) подготовьтесь к отправке на обучение вождению мотоцикла (А/А1).
Цена сдачи на категорию М зависит от региона (стоимость в Калининграде и Оренбурге будет разной) и «пакета услуг» автошколы, поэтому точно сказать сколько стоит сдать на права категории М сложно.
В среднем цены на обучение колеблются от 7 до 34 тысячи рублей:
- От 7000 до 12000 рублей за теоретический курс, состоящий из 16 занятий
- От 16000 до 26000 рублей за теоретический и практический курс (18 часов вождения)
- От 20000 до 34000 рублей за теоретический курс, обучение вождению, прохождение медкомиссии, регистрация в ГИБДД и сопровождение, экипировка для скутера, плюс другие услуги.
Стоит учитывать, что на стоимость прав влияет цена топлива, медицинской справки, государственной пошлины, наличие собственного мопеда и т.д.
Для какого вида мотоциклов не нужно получение водительских прав в 2020 году
Согласно законодательству Российской Федерации, водительские права в 2020 году не нужны только для кроссовых мотоциклов. Данное правило работает лишь в том случае, если человек занимается на нём мотокроссом и не использует его для езды по дорогам общего пользования.
Таким образом, законом предполагается, что владелец данного транспорта должен перемещать мотокросс на специальные треки при помощи спецтехники. Этот вид мотоциклов считается спортивным, по этой причине он не требует проведения регистрационных мер.
Если человек выехал на дорогу на мотоцикле, не имея прав, то в случае остановки сотрудником ГИБДД, ему будет выписан штраф в сумме 5-15 тыс. рублей с последующей эвакуацией транспортного средства на специальную стоянку. Закон гласит, что если мотоцикл принадлежит другому человеку, то штрафная сумма составит до 30 тыс. рублей.
Какие преимущества принесли законодательные акты
Водительские удостоверения ввели на основании сложной, назревшей обстановки, связанной с частыми ДТП, причиной которых стали водители мопедов и скутеров.
Новые законодательные положения позволили осуществлять обоснованный контроль над передвижением, благодаря следующим утверждениям:
- сесть за руль маломощного механического средства может человек, достигший 16 летнего возраста;
- механизмы, такие как скутеры, произведены в ранг полноценных ТС, которые предстоит регистрировать в ГИБДД, им присваивают госномер;
- право на вождение мопедом получает гражданин, если у него есть специальное водительское удостоверение, которое он может получить после успешной сдачи экзаменов.
Сдача теоретического экзамена происходит в экзаменационных подразделениях ГИБДД. Как правило, нет необходимости обращаться в подразделение по месту регистрации, каждая автошкола «приписана» к своей автоинспекции.
Сдача теоретического экзамена мало отличается от аналогичной процедуры при получении прав другой категории. Напротив существует упрощение в виде упрощенного списка вопросов. Экзаменуемые также получают номер билета с вопросами. Тестирование производится на компьютерах, что позволяет оперативно получить ответ о том, сдали вы или нет, сразу же по завершению теста.
По правилам для успешной сдачи экзамена вы можете допустить в ответах не более двух ошибок. В случае превышения этого порога вам будет назначена пересдача. Времени на подготовку дается неделя. Сама сдача экзамена и последующие переэкзаменовки бесплатные. После успешной сдачи экзамена выдается заветное водительское удостоверение.
В заключение отметим, что получить права на скутер вовсе не так сложно, как может показаться. Сам процесс требует меньших временных и финансовых вложений. Теоретическая часть упрощена, а практическая и вовсе отсутствует. Но необходимость в получении прав сокращает сама по себе количество несознательных водителей на улицах города.
Нужны ли права на мопед 50 кубов?
Казалось бы, транспортные средства с рабочим объемом ДВС менее 50 см³ отличаются малой мощностью, поэтому в их регистрации, а тем более в получение на них права управления, нет необходимости. Однако на практике оказалось, что даже при таких скромных показателях водители успешно создают аварийные ситуации, причинами которых часто бывает элементарное незнание ПДД.
Получение прав на скутер и мопед всегда сопровождается сдачей экзамена по теоретической части, которая включает не только правила дорожного движения, но и оказание первой доврачебной помощи. Поэтому законодатели и включили скутеры и мопеды с объемом двигателя до 50 кубов в перечень ТС, для управления которыми нужно иметь при себе водительское удостоверение определенной категории. В данном случае это права на скутер или мопед категории «М».
Кто может получить права категории M
Приобретение мопеда — это ещё половина дела. Но вправе ли его эксплуатировать человек, который имеет право вождения тяжёлого грузовика, автобуса или троллейбуса? Ответ — имеет, когда у него присутствует в удостоверении отметка об открытии категории M. Если же таковая запись отсутствует, то раскатывать на снабжённых мотором двух колёсах, не получится.
Получить водительское удостоверение с упоминаемой открытой формой, вправе любой гражданин России, не имеющий противопоказаний для управления мопедом. Последнее подтверждается наличием медицинской справки. Следует напомнить, что разрешение выдаётся гражданам только при их достижении 14, а по вступлению в силу новаций законодательства — с 16 лет. Это правило распространяется на управление всеми категориями лёгких мотоциклов.
Более тяжёлые двухколёсные средства, с объёмом двигателя свыше 125 см 3 потребуют достижения владельцем совершеннолетия — 18 лет. С этого возраста можно получить разрешение управлять автомобилями. Повышение класса техники требует повышение категории и возраста одновременно.
Время и стоимость обучения
Многие автошколы включили в обучение практическое обучение вождению на мопедах и скутерах. Каждое учебное учреждение устанавливает свои индивидуальные расценки за обучение. Средняя цена обучения равна:
- 7 000 — 12 000 рублей теория. Она включает шестнадцать занятий, растянутых на два месяца.
- 16 000 — 26 000 рублей теория с практикой. Здесь присутствует 16 часов теории и до 18 часов практического вождения. В среднем длительность составляет два с половиной месяца. К указанной стоимости нужно прибавить цену на топливо и масла. Начало практического обучения происходит на закрытой площадке. Когда навыки будут четче, водителя могут выпустить в город.
- 20 000 — 34 000 система все включено. Здесь в стоимость входит весь пакет услуг, включая оплату пошлины и медицинской комиссии. Максимальный срок обучение составляет два с половиной месяца.
Если у обучающегося человека есть свое транспортное средство и экипировка, можно существенно сэкономить на обучении и сдаче экзаменов. Автошколы с обучением на выходных днях могут обойтись гораздо дороже.
Требования к здоровью водителя
Для получения прав, независимо от их категории, необходимо прохождение медицинской комиссии.
Именно она дает заключение о том, способен ли данный человек разумно управлять транспортным средством и не подвергать опасности себя и окружающих.
Ст. 23 Закона «О безопасности дорожного движения» четко определяет ситуации, когда водитель обязан пройти медицинское обследование для допуска к управлению транспортными средствами.
Это касается любой водительской категории, поскольку ТС — это источник повышенной опасности.
Итак, медкомиссию проходят в случае:
- первичного получения водительского удостоверения любой категории;
- при замене ВУ после истечения срока действия, то есть раз в 10 лет;
- при восстановлении после лишения прав управления.
Еще медкомиссию необходимо проходить после ряда заболеваний или травм. Перечень заболеваний утвержден положением.
Также закон четко определил, что затраты на медицинское обследование ложатся на плечи водителей или кандидатов в водители. То есть автомобилист, или в данном случае водитель мопеда, должен сам заплатить за все необходимые обследования.
Для получения медицинской справки необходимо чтобы получить водительское удостоверение категории м для управления мопедами и скутерами придется пройти следующих врачей:
- терапевт;
- окулист;
- невролог;
- отоларинголог;
- нарколога;
- психиатра.
При прохождении специалистов необходимо учесть тот факт, что двух последних врачей необходимо посетить в специализированном учреждении. Права потребителей? То есть в наркологическом и психиатрическом диспансере.
В целом пройти врачебный осмотр человеку среднего здоровья довольно просто. Но все же есть ряд серьезных заболеваний, при наличии которых лицо не допускается к управлению транспортным средством.
Так водить мопед нельзя при:
- ряде заболеваний глаз, связанных с прогрессирующим ухудшением зрения и ограничивающим движение глазных яблок ( глаукома, косоглазие, диплопия);
- глухоте;
- ряде неврологических заболеваний;
- отсутствии верхних или нижних конечностей или деформация их;
- ряд хронических заболеваний сердца и сосудов.
Полный перечень заболеваний можно посмотреть в утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н , в котором утверждены перечни опасных факторов, для выявлении которых и производятся медицинские осмотры.
Закон разрешает получение подобной справки, как в государственном лечебном учреждении, так и в частной клинике, у которой есть соответствующая лицензия.
Все специалисты делают отметки в обходном листе, на основании которых терапевт выдает справку о допуске.
Как получить водительские права категории М
Программа обучения на категорию М на данное время уже составлена и получила одобрение Правительства РФ. Автошколы имеют полное право проводить обучение на эту категорию.
Хотя обучение вождению скутера в программе многих автошкол присутствовало и ранее, до учреждения категории М.
Просто раньше от обучающихся не требовалась сдача экзаменов, и качество полученных знаний было личным дело самого мотовладельца.
Однако получать категорию М не обязательно, если у водителя имеются права иной категории. По иерархическому ряду категория М находится в самом низу.
И наличие другой категории дает право управлять мопедами на законных основаниях. По этой причине программы обучения вождению мопедов не слишком востребованы.
Спрос на них существует только для возрастной категории 15-18 лет. Обучение возможно начать с 15 лет, а по исполнении 16 лет можно сразу получить права.
Совершеннолетнему же водителю целесообразнее получить сразу категорию А. Это избавит от необходимости последующего обучения вождению авто.
Основное назначение документа
Итак, основанием для введения водительского удостоверения, явилась сложная назревшая обстановка, связанная с высокой долей ДТП. Причем аварийные ситуации происходили исключительно по причине водителей, управляющих мопедами и скутерами.
Именно для минимизирования подобных ситуаций были введены специализированные водительские права.
Вот основные преимущественные нововведения, которые автоматически были выведены из новых законных положений:
- Законодатель установил минимальный возраст водителей, возраст которых не достиг 16 лет. Ранее за рулем мопедов часто встречались и более молодые люди.
- Мопеды и скутеры стали полноценными транспортными средствами, соответственно они подлежат стандартной регистрации с автоматическим присвоением ему государственного номера.
- Современные водители мопедов получают право сесть за руль только при наличии специального водительского удостоверения, которое в свою очередь выдается только после сдачи экзамена.
Ранее мопеды, как средства передвижения, были «обезличенными», у них не было номеров, соответственно их нельзя было идентифицировать при аварийных ситуациях.
Это приводило к достаточно серьезным проблемам, а также к тому, что нарушители ПДД, которые часто становились виновниками аварий, могли просто безнаказанно скрыться от сотрудников ГИБДД.
Где проходит обучение?
Чтобы получить специальное водительское удостоверение на мопед, требуется сдать соответствующий экзамен в организации ОВД.
Согласно постановлениям правительства РФ, предусмотрена сдача соответствующего экзамена и при получении положительного результата, осуществляется выдача удостоверения в региональных подразделениях ГИБДД.
Экзамен, который станет основанием для получения водительского удостоверения на управление мопедом, состоит из теории и практики.
Перед обучением требуется не только узнать стоимость данного процесса, но обратить внимание на выбор подходящего педагога. Это важно, так как от этого будет зависеть общее качество обучения.
Среди экзаменаторов, принимающих экзамен, могут выступать официальные должностные лица ГАИ, возрастной категорией старше 25 лет.
Есть определенные требования к лицам, которые занимаются приемом экзамена:
- высшее образование;
- стаж вождения мопедами не менее 5 лет;
- удостоверение водителя категории М/В.
Желательно проходить обучение в специальных образовательных фирмах, которые имеют специальные лицензии на осуществление соответствующей деятельности.
Постановка мопеда на учет
На сегодняшний день нет требования к обязательной государственной регистрации мопедов с объемом до 50 кубов. По этой же причине государственные регистрационные знаки не выдаются.
Однако для всех остальных транспортных средств с более высокой мощностью, регистрация обязательна, также, как и использование номеров. Поставить мотоцикл на учет можно на совершеннолетнее лицо, которому мотоцикл принадлежит на основании право устанавливающего документа.
Таким образом, до недавнего времени любое лицо, достигшее возраста 14 лет, могло управлять мопедом, даже не получая на это какого-либо разрешения. Из-за этого на дороге оказывалось большое количество неопытных водителей, которые не знали самых базовых правил дорожного движения. Это приводило к огромному количеству аварий с различным исходом. Так как водитель мопеда находится без какой-либо защиты (кроме шлема), для него авария часто заканчивалась крайне тяжелыми последствиями. На сегодняшний день действуют правила 2014 года по которым для управления скутером обязательно предварительно сдать экзамен и получить водительское удостоверение.
ВАЖНО !!! Обучиться на права для мопеда может любое лицо, достигшее возраста 16 лет. Для этого достаточно подходить по состоянию здоровья. Обучение проводится по ускоренной программе, а его стоимость находится в пределе 10-15 тысяч рублей.
Для водителей, уже имеющих водительское удостоверение другой категории (если оно было получено после 2014 года) предусмотрена возможность садиться за руль без дополнительного обучения и сдачи экзаменов.