Приватизация квартиры в 2023 году

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Приватизация квартиры в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно ч. 1 ст. 69 Жилищного кодекса РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Как приватизировать квартиру по договору социального найма в 2022 году?

Вопрос, связанный с приватизацией квартир в Российской Федерации, является актуальным в наше время. Граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе бесплатно получить такие помещения в собственность.

При этом требования о приватизации подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан. Вопрос приватизации квартир, находящихся в государственной и муниципальной собственности, регулируется Жилищным кодексом РФ, а также Законом РФ от 04.07.

1991 года № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда Российской Федерации».

Приватизация квартиры — это процесс безвозмездной и добровольной передачи государственной или муниципальной собственности в пользование, владение и распоряжение гражданам РФ.

Получить жилье в собственность по данному основанию могут граждане РФ, которые имеют право пользования жилым помещением на основании договора социального найма при наличии согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

    Следует иметь ввиду, что в квартире могут быть прописаны те лица, согласие которых на приватизацию не требуется. К таковым относятся:
  • граждане, использовавшие свое право на приватизацию и получившие квартиру (долю в ней) от государства
  • несовершеннолетние граждане в возрасте до 14 лет
  • граждане, которые предоставили отказ в надлежащей форме
  • граждане, подлежащие выселению по решению суда

Перед тем, как рассказать о порядке приватизации жилплощади: какие документы нужны, куда идти, ответим на главный вопрос: до какого года можно подать заявление о бесплатной приватизация жилья, на какой срок продлена приватизация жилья?

Федеральный закон от 22.02.2017 года № 14-ФЗ исключил нормы закона, устанавливающие сроки окончания приватизации квартиры. Поэтому в настоящее время приватизация бессрочна, однако нельзя исключать вероятность введения законодателем в будущем новых сроков приватизации недвижимости.

Процедура приватизации жилища осуществляется в несколько основных этапов. Чтобы приватизировать квартиру, рекомендуем придерживаться следующего порядка оформления приватизации (в пошаговой инструкции мы ответим также на вопросы, куда обращаться, чтобы приватизировать квартиру в Москве).

Права и обязанности нанимателя

У нанимателя такого жилья прав гораздо больше, чем у арендатора квартиры на рынке. Он может:

  • обменивать или заменять жилье;
  • требовать у собственника жилья проведения своевременного капремонта;
  • иногда по договору жилье можно сдавать в поднаем.

Наниматель обязан:

  • использовать жилье только для проживания в нем людей — к примеру, превращать квартиру в склад или мастерскую запрещено;
  • поддерживать жилье в надлежащем состоянии, при необходимости ремонтировать его;
  • вовремя вносить платежи за коммунальные услуги;
  • сообщать наймодателю о событиях в жизни, изменяющих условия, по которым он получил квартиру.

Договор на приватизацию

Если все документы оформлены и препятствий для их отклонения не существует, то должен быть подписан договор на предоставление имущества в собственность в порядке приватизации. У него есть несколько основополагающих пунктов.

Вначале должна идти преамбула. В ней указываются данные об органе местного самоуправления Москвы и лицах, которые хотят единолично или совместно приватизировать жилое помещение.

Затем следует изложение полных характеристик жилой недвижимости с включением адреса, размера общей и жилых площадей, инвентаризационной стоимости квартиры.

На нашем ресурсе вы можете увидеть примерный образец договора на приватизацию и скачать его совершенно бесплатно. Так будет понятно, как работает процесс жилищной приватизации в Москве.

Если говорить о таком деле, как приватизация мест для проживания, то здесь существуют отдельные особенности. Мы уже выяснили, куда обратиться для приватизации квартиры в Москве. Но перед началом всего процесса следует учесть некоторые моменты.

Так, человек может не хотеть быть задействованным в приватизации. Причин для этого может найтись множество. Однако в любом случае потребуется заявление, которое удостоверяется нотариусом. При его наличии участие гражданина в дальнейших действиях не является обязательным.

Факт приватизации подтверждается соответствующим договором. Его должны подписать все совладельцы квартиры или их представители (при наличии необходимых полномочий). Отсутствие подписи кого-либо из граждан лишает соглашение юридической силы.

Хоть приватизация формально заявляется как бесплатная, в реальности потратиться нужно. Общая сумма затрат зависит от того, на какой стадии до начала процесса находится оформление документов.

Потратить деньги придется на оформление таких документов:

  • технический паспорт – минимум 1 200 рублей;
  • выписка из ЕГРН – 350 рублей;
  • доверенность (если кто-то не может подать документы лично) – 1 500 рублей;
  • нотариально заверенный отказ от приватизации – от 3 000 до 4 000 рублей в зависимости от количества тех, кто отказывается;
  • госпошлина за регистрацию права собственности – 2 000 рублей, при подаче заявления через Госуслуги – 1 400 рублей.

Итого в самом экономном варианте придется потратить 1 400 рублей – это если все документы есть, а заявление на регистрацию подается через «Госуслуги».

Процесс бесплатного перевода государственной собственности в личную регулирует закон «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» с 4 июля 1991 года. При этом не все граждане решили им воспользоваться — порядка 15% квартир по-прежнему относятся к муниципальному фонду. 1 марта 2005 года вступил в силу закон «О введении в действие Жилищного кодекса РФ». Согласно ему, с 1 января 2007 года бесплатная приватизация квартир должна была прекратиться, а неприватизированные квартиры — остаться в госсобственности. Но в июне 2006 года закон о продлении бесплатной приватизации продлили до 1 марта 2010 года. Госорганы не успевали обрабатывать поступающие заявления.

Впоследствии сроки приватизации продлевались еще четыре раза. Последняя назначенная дата — 1 марта 2021 года — предполагала, что приватизировать жилье смогут только дети-сироты, проживающие в аварийных зданиях, а также жители Крыма. Не дожидаясь дедлайна, 8 февраля 2021 года правительство продлило сроки приватизации на неопределенное время.

Последствия деприватизации

Перед тем как начать процедуру деприватизации необходимо подумать о ее последствиях. К сожалению, они не всегда положительные.

№ п/п Последствия
1 Невозможность совершить с квартирой имущественные сделки (продать, подарить, оставить в наследство)
2 Утрачивается право на приватизацию повторно этого же жилья не только теми лицами, которые его расприватизировали, но и всеми другими (исключение – несовершеннолетние, которые после достижения 18 лет смогут вступить в права владения квартирой даже если их законные представители от этого отказались)
3 Отсутствие необходимости оплачивать налог на имущество, капитальный ремонт и прочие обязательные для собственника платежи
4 Возможность получить от государства квартиру с большей площадью (при наличии достаточных оснований) и обратить ее бесплатно в свою собственность

Когда завершится приватизация жилого фонда в РФ

Изначально на приватизацию было отведено несколько лет. Начиная с 1991 года, Правительство РФ предоставило россиянам возможность переоформить государственную жилплощадь в личную собственность. Но льготные сроки, когда можно пройти все этапы бесплатно, уже несколько раз продлевали. На данный момент действует правило, что до истечения 2021 года могут пройти процедуру все граждане. А до 2020 года — крымчане и жильцы аварийной недвижимости. Категория детей-сирот вправе приватизировать жилплощадь до истечения договора социального найма на то жилье, в котором ребенок проживает.

Читайте также:  Платит ли алименты отец, лишенный родительских прав

На текущем этапе россияне успели приватизировать 30 млн. единиц жилплощади, что составляет 80% от жилфонда. Причем по оценкам Правительства такого высокого показателя нет почти нигде в мире. Так как процедура не может длиться бесконечно, было принято решение по установлению окончательного срока. Но в СМИ нередко появляются новости, что приватизация спустя год может принять бессрочный характер. На данный момент подтверждения такой информации нет. Поэтому как будет происходить дальше, будет он платным или бесплатным никто не знает.

Не всякая жилплощадь может стать личной. Запрещено переводить в частную собственность:

  • недвижимость, которой присужден статус музея;
  • служебные помещения;
  • жилплощадь в аварийных зданиях;
  • недвижимость на территории заповедных зон;
  • квартиры и дома на территории закрытых военных зон и объектов;
  • общежития.

После сбора всех справок и документов предстоят такие этапы при переводе жилья в личную собственность:

  1. Обратиться в офис многофункционального центра со всеми бумагами и заявлением или подать заявку через портал Госуслуг. Записаться на прием в МФЦ и уточнить перечень документов можно в дистанционном режиме. Это поможет сократить время и силы. Взамен пакета заявителю выдадут расписку с перечнем сданных к рассмотрению бумаг.
  2. Инспектор проверит пакет и назначит дату заседания комиссии по приватизации.
  3. Подождать решения комиссии. Его могут принимать максимум 2 месяца от даты подачи документов.
  4. При позитивном результате получить документ на передачу права собственности.
  5. Оформить свидетельство о праве собственности на имущество в Росреестре.
  6. Пройти перерегистрацию в службе БТИ.

После этого гражданин и его семья становятся собственниками жилплощади. Если члены семьи откажутся от доли, то заявитель будет единоличным владельцем, если нет, то у всех будет с долевое участие.

Те родственники, которые отказались от доли в имуществе не становятся собственниками, но за ними сохраняется право на пожизненное проживание на территории данной жилплощади. Согласие детей до 14 лет не требуется, они автоматически становятся участниками приватизации.

Россияне могут сократить время ожидания. Для этого потребуется оплатить за срочную процедуру. Стоимость может подсказать риэлтор, который возьмет на себя все этапы подготовки и сбора документов.

Как проходит приватизация квартиры поэтапно в 2022 — 2023 году?

В каких случаях можно приватизировать муниципальную или государственную недвижимость, и стоит ли это делать? Обо всём по порядку. Приватизация — это процесс, в котором происходит оформление в собственность жилой недвижимости.

Если ранее она предоставлялась по договору найма от государства. В советское время квартира, комнаты в коммунальных квартирах, частные дома, коттеджи и землю выдавали сотрудникам предприятий.

Сейчас рассчитывать на такое жилье могут только малоимущие граждане. Для получения муниципального жилья подтверждается доход на каждого члена семьи. Он должен быть меньше суммы прожиточного минимума на каждого. Прожиточный минимум отличается в различных регионах РФ.

Для приватизации жилой недвижимости, нужно подтвердить факт проживания в квартире по договору социального найма. Это трудоёмкий процесс, требующий внимательности и определённых знаний.

Рекомендуем доверять процесс приватизации юристам. Сложности могут возникнуть, если один из зарегистрированных в квартире уехал, и неизвестно где он находится. После прохождения процесса приватизации, документы о праве собственности направляются в налоговые органы, и в управляющую компанию.

Документы для приватизации.

Установленные нормативные акты не оговаривают точного списка справок, необходимых для приватизации. Перечень может отличаться в зависимости от региона или населённого пункта. Точный список документов нужно уточнять в администрации населённого пункта.

В Москве для проведения приватизации жилья собирается следующий пакет документов:

  • Копии паспортов зарегистрированных лиц. Для детей до 14 лет предоставляется копия свидетельства о рождении.
  • Заполненное заявление на приватизацию. Форма заявления предоставляется в местном отделении МФЦ или в администрации города.
  • Договор, на основании которого происходит проживание в муниципальном жилье.
  • Договор социального найма в Москве не предоставляется. А в Санкт-Петербурге он необходим для приватизации. Данные правила устанавливаются органами местного управления.
  • Технический и кадастровый паспорт недвижимости.
  • Выписка из домовой книги с указанием всех зарегистрированных лиц в квартире.

Когда могут отказать в приватизации?

Основная причина отказов происходит из-за подачи неполного пакета, либо из-за передачи ложной информации. Если были переданы справки с вышедшим сроком действия, их нужно незамедлительно обновить.

Практика показывает, часто отказ приходит по причине того, что заявление подаёт гражданин, ранее участвовавший в приватизации. Если хотя бы один зарегистрированный гражданин в квартире даст письменный отказ в разрешение на приватизацию, то данная процедура становится невозможной.

Далеко не всегда целесообразно получает в собственность муниципальное жильё. Если появилось желание приватизировать жилую площадь, рекомендуем посоветоваться с юристами для уточнения реальной необходимости данного процесса.

Если в скором времени дом будет признан аварийным, рекомендуем отказаться от приватизации, так как государство обязано предоставлять жильё тем, кто проживает в аварийных зданиях.

Обновлённое жильё может быть по качеству значительно лучше, чем-то, где проживали ранее. Вновь полученную квартиру, по договору муниципальной аренды, можно рассмотреть к приватизации.

Если дом уже обладает статусом аварийной недвижимости, то по закону приватизировать жильё в нём уже нельзя.

Некоторые примеры из судебной практики

Примером расприватизации жилья является ситуация, которая рассматривалась в Москве, в Нагатинском районном Суде.

Комаров А.В. подал иск на Комарову Е.В., с просьбой признать договор о приватизации, оформленный ранее, недействительным. Истец пояснил, что во время приватизации его не учли, поэтому он не получил причитающуюся ему долю.

Суд установил, что Ответчик обманула регистрирующий орган, предоставив поддельную справку о составе семьи и о прописанных в квартире лицах. Суд принял решение расприватизировать квартиру.

Еще одним примером является иск о признании договора приватизации недействительным от гражданки, которая обратилась в районный Суд г. Волгограда.

Пока истица отбывала срок в местах лишения свободы, супруг снял ее с регистрационного учета, развелся и приватизировал недвижимость. По возвращению женщина осталась на улице без жилья и прописки.

Суд, рассмотрев все обстоятельства дела, пришел к решению удовлетворить иск гражданки и расприватизировать квартиру.

Дополнительно было возбуждено дело о халатности в отношении сотрудника паспортного стола, которая, выдавая справку о составе семьи и прописанных лицах, пропустила факт наличия человека отбывающего наказание.

О ПРИВАТИЗАЦИИ ЖИЛИЩНОГО ФОНДА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Настоящий Закон устанавливает основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, определяет правовые, социальные и экономические основы преобразования отношений собственности на жилище.

Целью Закона является создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, а также улучшения использования и сохранности жилищного фонда.

Вступление в права собственности на жилище дает гражданам возможность эффективно вкладывать свои средства, осуществлять накопление недвижимой собственности, выступать с ней на рынке недвижимости, свободно владеть, пользоваться и распоряжаться своим жилищем.

Раздел I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде, а для граждан Российской Федерации, забронировавших занимаемые жилые помещения, — по месту бронирования жилых помещений.

Статья 2. Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет.

Читайте также:  Плата за детсад повысилась в Нижегородской области

Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте до 14 лет, передаются им в собственность по заявлению родителей (усыновителей), опекунов с предварительного разрешения органов опеки и попечительства либо по инициативе указанных органов. Жилые помещения, в которых проживают исключительно несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет, передаются им в собственность по их заявлению с согласия родителей (усыновителей), попечителей и органов опеки и попечительства.

В случае смерти родителей, а также в иных случаях утраты попечения родителей, если в жилом помещении остались проживать исключительно несовершеннолетние, органы опеки и попечительства, руководители учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, опекуны (попечители), приемные родители или иные законные представители несовершеннолетних в течение трех месяцев оформляют договор передачи жилого помещения в собственность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Договоры передачи жилых помещений в собственность несовершеннолетним, не достигшим возраста 14 лет, оформляются по заявлениям их законных представителей с предварительного разрешения органов опеки и попечительства или при необходимости по инициативе таких органов. Указанные договоры несовершеннолетними, достигшими возраста 14 лет, оформляются самостоятельно с согласия их законных представителей и органов опеки и попечительства.

Оформление договора передачи в собственность жилых помещений, в которых проживают исключительно несовершеннолетние, проводится за счет средств собственников жилых помещений, осуществляющих их передачу.

Статья 3. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Статья 3.1. В случае смерти одного из участников совместной собственности на жилое помещение, приватизированное до 31 мая 2001 года, определяются доли участников общей собственности на данное жилое помещение, в том числе доля умершего. При этом указанные доли в праве общей собственности на данное жилое помещение признаются равными.

Правила настоящей статьи применяются постольку, поскольку для отдельных видов совместной собственности федеральными законами не установлено иное.

Статья 4. Не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.

Собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, с согласия собственников вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и находящегося в сельской местности жилищного фонда стационарных учреждений социальной защиты населения.

Статья 5. Исключена. — Федеральный закон от 20.05.2002 N 55-ФЗ.

Статья 6. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.

Статья 7. Передача жилых помещений в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органами государственной власти или органами местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность в порядке, установленном законодательством. При этом нотариального удостоверения договора передачи не требуется и государственная пошлина не взимается.

В договор передачи жилого помещения в собственность включаются несовершеннолетние, имеющие право пользования данным жилым помещением и проживающие совместно с лицами, которым это жилое помещение передается в общую с несовершеннолетними собственность, или несовершеннолетние, проживающие отдельно от указанных лиц, но не утратившие право пользования данным жилым помещением.

Право собственности на приобретенное жилое помещение возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Статья 8. Решение вопроса о приватизации жилых помещений должно приниматься по заявлениям граждан в двухмесячный срок со дня подачи документов.

Должностные лица, виновные в нарушении требований части первой настоящей статьи, привлекаются к ответственности в установленном порядке.

В случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.

Статья 9. Утратила силу. — Федеральный закон от 29.12.2004 N 189-ФЗ.

Особенности приватизации служебных жилых помещений и комнат в коммунальных квартирах

Заслуживает теоретического обоснования отнесение к объектам приватизации служебных помещений и комнат в коммунальных квартирах. Дело в том, что согласно ч. 2 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда собственники жилищного фонда или уполномоченные ими органы, а также предприятия, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, и учреждения, в оперативное управление которых передан жилищный фонд, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир. Законодатель, с одной стороны, объединил правовой режим осуществления приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, а с другой — указал на то, что право решать вопрос о необходимости приватизации принадлежит собственникам и владельцам служебных и коммунальных квартир в домах как муниципального, так и государственного жилищного фонда.

В правовой литературе вопрос о приватизации служебных жилых помещений поднимается крайне редко и в основном в описательном плане, тогда как проблеме приватизации коммунальных квартир в последнее время было посвящено немало исследований, содержащих самые различные взгляды и рекомендации. На практике данный вопрос также решался неоднозначно. Некоторые авторы полагали возможным осуществление приватизации коммунальных квартир только при наличии согласия всех соседей — нанимателей жилых помещений, расположенных в этой квартире. Другие считали, что самостоятельность договора найма жилого помещения дает основания для принятия решений о возможности приватизации собственнику или его представителю и не обусловлена волей соседей.

Конституционный Суд РФ подтвердил возможность приватизации коммунальных квартир на общих основаниях без каких-либо дополнительных условий.

Что касается служебных квартир, то исходя из смысла ч. 2 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда возможно не только общее решение о приватизации служебных жилых помещений, принадлежащих определенному государственному органу или муниципальному образованию, ведомству либо предприятию (учреждению), но и решение о приватизации отдельных жилых помещений конкретными лицами.

Такой вывод можно обосновать и тем, что согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам. Аналогичное правомочие признано и за предприятиями и учреждениями, имеющими имущество на праве хозяйственного ведения или оперативного управления. Поскольку им предоставлено право принимать решения о приватизации служебных жилых помещений, то они могут самостоятельно избрать способ реализации этого права, включая решение о приватизации конкретных жилых помещений.

Строго говоря, приватизация жилых помещений в служебных квартирах полностью отдана на усмотрение собственников и иных владельцев жилищного фонда, что вполне оправданно, поскольку данное жилище служит не столько удовлетворению жилищных потребностей граждан, сколько интересам собственника и организации, его предоставившей.

Особенности приватизации бывших общежитий

На основании ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям, использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, применяются нормы ЖК РФ о договоре социального найма.

Вводный закон к ЖК РФ вступил в силу 22 января 2005 г., именно с этого дня действует и ст. 7 данного Закона, которая на отношения по пользованию жилыми помещениями в указанных домах распространяет действие норм ЖК РФ о договоре социального найма. Поэтому, несмотря на то, что ст. 1 Вводного закона предусматривает вступление в силу всего Кодекса с 1 марта 2005 г., нормы данного Кодекса о договоре социального найма в силу ст. 7 этого же Закона действуют и применяются к отношениям по пользованию вышеуказанными жилыми помещениями с 22 января 2005 г.

Следует особо обратить внимание на то, что в ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ речь идет о жилых домах, использовавшихся в качестве общежитий, а не об общежитиях. Тем самым законодатель прямо указал, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и впоследствии были переданы в ведение органов местного самоуправления, после вступления в силу Вводного закона утрачивают режим общежитий в силу закона.

Читайте также:  Как рассчитать пенсию - подробная инструкция и пример расчета

Необходимо иметь в виду, что согласно ЖК РФ жилые помещения в общежитиях являются специализированными, т.е. имеют целевое назначение как жилье для временного проживания определенного круга лиц (работников, служащих, учащихся), и в отношении их действует особый правовой режим (невозможность обмена, поднайма и т.д.).

Изменение оснований пользования такими помещениями, когда на соответствующие отношения распространены нормы ЖК РФ о договоре социального найма, изменяет и правовой режим этих помещений (они уже не имеют специализированного назначения, могут сдаваться в поднаем, возможен их обмен, т.е. в отношении их действует общий правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма).

С учетом изложенного жилые помещения (квартиры, комнаты) в домах, которые использовались в качестве общежитий, принадлежали государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, могут быть приватизированы на общих основаниях. В данном случае ч. 1 ст. 4 Закона о приватизации жилищного фонда не ограничивает возможность приватизации таких помещений. Не ограничивают такую возможность и отсутствие оформленного договора социального найма, и решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, поскольку право граждан на приватизацию жилых помещений в вышеуказанных домах не может ставиться в зависимость от бездействия органов местного самоуправления по осуществлению документарного оформления соответствующих договоров социального найма, а также оформления уже изменившегося в силу закона статуса домов, использовавшихся ранее в качестве общежитий.

На практике возникают вопросы о передаче общежитий после вступления в силу ЖК РФ. Так, ряд органов местного самоуправления посчитали, что режим общежития утрачивается, только если жилой дом передан до 1 марта 2005 г. Очевидно, что это ошибочный подход к решению данной проблемы. Безусловно, при утрате необходимости в специальном жилье юридическое лицо передает соответствующий жилищный фонд органам местного самоуправления, но при этом соответствующий режим преобразуется в режим социального использования вне зависимости от даты передачи. На данное обстоятельство в литературе неоднократно обращалось внимание. В апреле 2011 г. неоднозначность правоприменительной, в том числе судебной, практики стала предметом рассмотрения в Конституционном Суде РФ.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 11 апреля 2011 г. № 4-П отмечает, что в судебной практике ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ рассматривается как не позволяющая применять нормы ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям по пользованию жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям (учреждениям), использовавшихся в качестве общежитий и переданных в ведение органов местного самоуправления, если граждане были вселены в такие жилые помещения после 1 марта 2005 г., т.е. после введения в действие ЖК РФ, и сами общежития были переданы в муниципальную собственность после этой даты.

Между тем изменение правового режима таких жилых помещений обусловлено передачей зданий, в которых они расположены, в ведение органов местного самоуправления, когда проживающие в них граждане оказываются пользователями жилых помещений, принадлежащих наймодателю, который не является их работодателем. Сообразно с этим определяется и дальнейшая юридическая судьба правоотношений, возникших ранее в связи с наймом жилых помещений в общежитии.

Кроме того, ограничения конституционного права на жилище могут быть установлены в конституционно значимых целях только федеральным законом, но не могут следовать из него по умолчанию или на основании ограничительного толкования его норм. Однако ни сама ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ, ни какие-либо другие его положения не содержат указания на ограничение действия данной статьи во времени, в пространстве или по кругу лиц.

Конституционный Суд РФ признал ст. 7 Вводного закона к ЖК РФ не соответствующей Конституции РФ, ее ст. 19 (ч. 1 и 2), 40 (ч. 1) и 55 (ч. 3) в той мере, в какой содержащаяся в ней норма — по смыслу, придаваемому ей сложившейся правоприменительной практикой, не допускает возможность применения норм ЖК РФ о договоре социального найма к отношениям из пользования жилыми помещениями, которые находились в жилых домах, принадлежавших государственным или муниципальным предприятиям либо государственным или муниципальным учреждениям и использовавшихся в качестве общежитий, если эти жилые помещения были предоставлены гражданам на законных основаниях после 1 марта 2005 г. (даты введения в действие ЖК РФ) и здания, в которых они находятся, переданы в ведение органов местного самоуправления также после этой даты.

Что касается общежитий, которые не были переданы муниципалитетам, то они принадлежат соответствующим организациям (например, общежития вузов, государственных предприятий). Такие организации должны использовать общежития по прямому назначению — для работников этих организаций, а также для учащихся. Об этом подробнее см. § 3 гл. 6 настоящей работы.

Сколько стоит приватизировать квартиру?

Цена процедуры зависит от основных качеств жилья. В качестве основы берется оценочная стоимость квартиры. Она устанавливается по данным бухгалтерского учета на первое число месяца, в котором гражданин подал заявление о приватизации недвижимого имущества. В случае, если гражданин не согласен с результатами оценки, он вправе оспорить экспертизу и реализовать независимую оценку рыночной стоимости приватизируемого объекта. Финальное решение будет принято на основе минимальных результатов, проведенных исследований.

В разных регионах Беларуси сумма процесса перехода в собственность жилья различается. В населенных пунктах сельского типа приватизация объектов жилой недвижимости дешевле, чем в городах. Самые высокие тарифы на приватизацию в Минске. На стоимость влияет расположение, возраст, состояние и другие характеристики объекта недвижимости.

Что нужно знать о процедуре приватизации жилья?

Постояльцам неприватизированных объектов выставлена арендная плата. При неоплате аренды жилья свыше 6 месяцев, люди могут быть выселены из занимаемых площадей.

Мы продолжаем консультировать вас по разным юридическим вопросам. Сегодня вместе с Павлом Астапеней, юристом и директором агентства недвижимости «Эксперт», мы обсудили приватизацию, поговорили о судьбе неприватизированных квартир и продаже недвижимости, где приватизация осуществлялась долями.

В Беларуси не приватизировано и находится в государственной собственности около 10% жилищного фонда. В соответствии с указом №563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» 1 июля 2016 года такое жилье будет переведено в разряд коммерческого.

В разных местах это по-разному. В районах это может быть и управление жилищной политики райисполкома, и управление ЖКХ исполкома, то есть, кого уполномочат. Если говорить по-простому — это балансодержатель. Бывают случаи, когда жилое помещение находится в безвозмездном пользовании. Если это ОАО, то приватизацию осуществляет госорган, непосредственно занимавшийся этим акционированием.

Сроки приватизации жилья в Беларуси

Указом №563 «О некоторых вопросах правового регулирования жилищных отношений» все неприватизированные квартиры будут переведены в фонд коммерческого жилья и станут арендными после 1 июля 2016 года. Данный сроки приватизации квартиры в Беларуси не будут изменяться, однако и здесь есть некоторые исключения.

Арендное жилье уже не сможет стать обычным, которое можно приватизировать, но в некоторых случаях его можно перевести в социальное.

Так, после 1 июля 2016 года лица, которые имеют право на социальное жилье (дети-сироты, граждане, пострадавшие от катастрофы на ЧАЭС, многодетные семьи и др.) смогут воспользоваться своим правом и перевести арендное жилье, которое занимают, в состав социального жилищного фонда. Приватизировать данное жилье не получится в лубом случае, однако платить за него, как за арендное, уже не придется.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *