Права и обязанности собственников земли
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Права и обязанности собственников земли». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Собственник — это лицо, имеющее юридическое право владеть земельной территорией и распоряжаться ею по своему желанию, человек, который произвел оформление земельного участка и дома в собственность. Он имеет возможность продавать или обменивать землю, заключать под нее сделки или брать кредиты. Также собственник может подарить территорию, завещать или сдать в аренду.
Собственники участков: кто они, и как определяются их права на землю?
Все эти функции и возможности широко оговариваются п.1 ст.25 ЗК РФ. Однако на человека возлагаются и определенные обязательства. О каких же обязательствах идет речь?
- Регулярная выплата налога.
- Отслеживание состояния земли с целью увеличения ее плодоносности.
- Недопущение загрязнения окружающей среды из-за деятельности на участке.
- Соблюдение границ участка, во избежания конфликта с соседями.
- Соблюдение порядка пользования угодьями и природными богатствами, находящимися в общем пользовании.
Обычно собственники больше внимания уделяют своим правам, игнорируя обязательства. Подобное невнимательное отношение может довести до отчуждения земель в том случае, если, например, не выплачиваются существующие налоги или нарушаются права других собственников.
Именно поэтому существующее законодательство обязует строго соблюдать все возложенные обязательства.
Как определить и найти собственника земельного участка? Как узнать собственника земельного участка по кадастровому номеру? Для проверки прав на территорию можно использовать несколько методов. Сведения о владельце земли можно получить в следующих инстанциях:
- Регистрационный центр, где в соответствии со Ст131 ГК РФ и законом 122-ФЗ содержится вся информация о владельцах земельных территорий на конкретном участке.
- Местная администрация и муниципалитет.
- Федеральное управление по единому учету земли, кадастру и картографии содержит все сведения о собственниках.
- Налоговая инспекция всегда может предоставить данные о владельце земли.
Как узнать собственника земельного участка если нет кадастрового номера?
Чаще всего права частной собственности определяется с помощью кадастрового номера. Если же его нет, следует обратиться в другие организации, и в первую очередь, в Регистрационный центр. Там имеются все сведения о земельных территориях на конкретном участке.
Сразу же после покупки недвижимости, ее необходимо зарегистрировать в кадастровом управлении. Это зафиксирует право собственности и позволит налоговым инспекциям начислять плату за территорию. Помните, изъятие земельного участка у собственника возможно только через суд.
Обязанности собственника земельного участка
Ознакомиться с основной информацией про обязанности владельца земли можно, обратившись к Земельному и Гражданскому Кодексам. К основным обязанностям собственников относятся:
- обладание и поддержание в сохранности документации, подтверждающей права собственности;
- обеспечение сохранности межевых и информационных знаков, если таковые были установлены уполномоченными органами на данной территории;
- пользование территорией согласно целевому назначению (при этом допускаются только способы, не противоречащие закону в сфере экологии);
- соблюдение норм экологии, санитарии, градостроительства, а также правил противопожарной безопасности (любые проекты должны быть согласованы с органами землеустроителства и природоохраны);
- сохранять водные, геодезические и лесные ценности, расположенные на территории земель, не нарушая правила пользования ими (эксплуатация указанных объектов с целью получения коммерческих выгод допускается лишь при наличии специального разрешения);
- своевременное вовлечение земли в оборот (при полном разрушении зданий, имевшихся на территории, собственник обязан приступить к их восстановление в течение 3 лет, в противном случае, он рискует утратить права на пожизненное пользование и наследуемое владение; то же касается площадей, определённых под застройку или ведение сельскохозяйственных работ);
- своевременное внесение налоговых выплат на землю;
- охранение почвы земельного участка от загрязнения, снижения плодородия и порчи.
Кроме приведённого перечня землепользователь обязан предпринимать превентивные меры в отношении природных катастроф.
Собственник должен сохранять уровень мелиорации и плодородия, если на территории проводятся разрушающие почву работы.
В случаях наступления катастроф техногенного характера, приводящих к деградации земель, ответственность землевладельца — принимать активное участие в устранении последствий.
Что делать, если права нарушаются?
В том случае, если права владельца земли нарушаются, он имеет возможность подать соответствующее заявление в Гражданский суд.
Все права и обязанности земельных собственников широко обговариваются в ст.11 ГК РФ, а также Ст 46 Конституции РФ. В частности, там упоминается, что владелец земельной территории имеет право распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Человек может спокойно продать недвижимость или сдать ее в аренду. При сдаче территории в аренду, необходимо выплачивать специальный налог.
В том случае, если права человека нарушаются из-за действия других собственников, ему необходимо обратиться в соответствующие инстанции, апеллируя наСт.12 ГК РФ. Там строго оговариваются способы защиты от нарушающих права или создающих угрозу подобного нарушения. Там же оговариваются и возможные варианты компенсации морального и материального ущерба.
Чаще всего уязвление прав собственника происходят из-за оспаривания степени его владения землей. Если у человека имеются соответствующие документы, подтверждающие его права на земельные территории, ему необходимо обратиться в суд, апеллируя на Ст 59 Земельного кодекса.
Если кто-то самовольно занимает землю без разрешения владельца, он имеет право обратиться в суд, руководствуясь статьей 60 Земельного кодекса. В соответствии с этой статьей, при подтверждении права на собственность, человек получает обратно в свое владение землю. Все постройки, возведенные субъектом, самовольно занявшим территорию, будут подвергнуты сносу.
Ст. 61 Земельного кодекса РФ предусматривает, что если исполнительными органами был составлен нормативный акт, нарушающий права собственника, суд имеет право его аннулировать.
Права владельца земельной территории прекрасно фиксируются и защищаются современным законодательством.
Комментарии к ст. 42 ЗК РФ
В комментируемой статье определяется перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков. Указанный перечень представлен в ЗК РФ открытым.
Одна из главных обязанностей собственников земельных участков и лиц, таковыми не являющихся, — использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель.
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанности по использованию земель в соответствии с их целевым назначением собственник земельного участка (лицо, не являющееся собственником земельного участка) может быть привлечен к юридической ответственности в соответствии с законодательством РФ. Согласно положениям ст. 8.8 КоАП РФ использование земель не по целевому назначению, неиспользование земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в указанных целях в течение срока, установленного федеральным законом, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на должностных лиц — от одной тысячи до двух тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Показательным в данном случае является Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 22 августа 2003 г. N А38-1579-14/176-2003. Решением арбитражного суда кассационной инстанции было оставлено без изменения решение арбитражного суда первой инстанции, которым было признано законным и обоснованным решение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ о привлечении к административной ответственности крестьянского хозяйства за использование земель по нецелевому назначению, выразившегося в строительстве жилого дома без разрешительных документов на земле сельскохозяйственного назначения.
Комментируемой статьей закрепляется обязанность собственников (владельцев, пользователей) земельных участков использовать эти участки способами, которые не должны наносить вред окружающей среде в целом. Данная норма корреспондирует с положениями ст. ст. 36 и 58 Конституции РФ. Часть 2 ст. 36 Конституции РФ гласит о том, что владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц. Положениями ст. 58 устанавливается обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам. Земля является одним из компонентов природной среды, обеспечивающих в совокупности с другими компонентами (воды, растительный мир, атмосферный воздух и др.) благоприятные условия для существования жизни на Земле. Поскольку состояние земель во многом определяет состояние окружающей среды в целом, то нерациональное использование и загрязнение земель могут привести к негативным изменениям во всей биосфере.
В перечень обязанностей собственников земельных участков, а также иных лиц по использованию земельных участков комментируемая статья включает обязанность сохранять специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством РФ. К числу специальных знаков следует отнести межевые знаки, предназначенные для закрепления границ административно-территориальных образований и границ земельных участков; наземные знаки астрономо-геодезических, геодезических, нивелирных и гравиметрических пунктов; маркшейдерские, водохозяйственные или водоохранные информационные знаки; знаки, определяющие границы прибрежных защитных полос и водоохранных зон водных объектов; знаки санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов, особо охраняемых природных территорий; лесоустроительные или лесохозяйственные знаки; другие знаки, установление которых предусматривается законодательством РФ.
В случае уничтожения специальных знаков собственник земельного участка, а также иное лицо, не являющееся собственником земельного участка, могут быть подвергнуты мерам административного взыскания. Так, уничтожение межевых знаков границ земельных участков влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трехсот до пятисот рублей; на должностных лиц — от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц — от пяти тысяч до десяти тысяч рублей (ст. 7.2 КоАП РФ).
К числу основных обязанностей собственников (лиц, не являющихся собственниками) земельных участков комментируемой статьей отнесена обязанность проведения мероприятий по охране земель. В рамках исполнения указанной обязанности собственником (лицом, не являющимся собственником) земельного участка могут проводиться следующие мероприятия по:
сохранению почв и их плодородия;
защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель;
защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям);
ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель;
сохранению достигнутого уровня мелиорации;
рекультивации нарушенных земель, восстановлению плодородия почв, своевременному вовлечению земель в оборот;
сохранению плодородия почв и их использованию при проведении работ, связанных с нарушением земель.
Одним из мероприятий по охране земель является рекультивация нарушенных земель, направленная на восстановление их сельскохозяйственных, лесохозяйственных, водохозяйственных, строительных, рекреационных, природоохранных и санитарно-оздоровительных целей использования.
Рекультивации подлежат земли, нарушенные при разработке месторождений полезных ископаемых, а также добыче торфа; прокладке трубопроводов, проведении строительных, мелиоративных, лесозаготовительных, геологоразведочных, испытательных, эксплуатационных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением почвенного покрова; ликвидации промышленных, военных, гражданских и иных объектов и сооружений; складировании и захоронении промышленных, бытовых и других отходов; строительстве, эксплуатации и консервации подземных объектов и коммуникаций (шахтные выработки, хранилища, метрополитен, канализационные сооружения и др.); ликвидации последствий загрязнения земель, если по условиям их восстановления требуется снятие верхнего плодородного слоя почвы; проведении войсковых учений за пределами специально отведенных для этих целей полигонов.
В соответствии с положениями Постановления Правительства РФ от 23 февраля 1994 г. N 140 «О рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы» рекультивация земель, нарушенных юридическими лицами и гражданами при проведении всех видов строительных, проектно-изыскательских и иных работ, связанных с нарушением поверхности почвы, осуществляется за счет собственных средств юридических лиц и граждан в соответствии с утвержденными проектами рекультивации земель.
———————————
САПП РФ. 1994. N 10. Ст. 779.
В случае если требуется восстановление плодородия почв, то рекультивация предусматривает последовательно два этапа: технический и биологический.
Изъятие земельных участков — редкая мера, которую применяют лишь по решению суда, если собственник не исполнил предписание об устранении нарушения. Принудительное изъятие проводится при отказе устранить выявленное нарушение и после привлечения собственника к административной ответственности.
Основания, по которым Росреестр может запустить процедуру изъятия земельного участка у собственника или расторгнуть с ним договор аренды, указаны в Гражданском и Земельном кодексах. Среди них:
- неиспользование участка, предназначенного для жилищного или иного строительства, садоводства, огородничества в течение трех лет;
- использование земельного участка не в соответствии с установленными для него целевым назначением и (или) видом разрешенного использования.
Право пожизненного наследуемого владения земельным участком
Использовать землю по прямому назначению, с условием пожизненного наследуемого владения земельным участком могут частные лица, получившие имущество в пользование до вступления в силу Земельного Кодекса 2001 года. Вся земля Советского периода правления принадлежала государству, поэтому выделяемые наделы имели статус публичных земель.
После принятия в пост советской России Закона о земле, пожизненно наследуемые владения земельным участком не выделяют. Государство признает законность полученных участков, но проводит политику последующей приватизации.
Регистрировать право не обязательно. Условия пользования участком определяют разрешенное использование и регламент, установленный муниципальным образованием на данной территории. Дом или другие постройки, возведенные на публичной земле, необходимо оформлять в собственность в установленном порядке.
Физические лица обладают правом владения и пользования, но ограничены в праве распоряжения:
- Участок, который имеет статус пожизненного наследуемого владения, не всегда можно оставить в наследство;
- Продать, предоставить публичную землю в качестве залога или для коммерческой сделки, нельзя. Подобные действия влекут отчуждение земли;
- Только наличие свидетельства, которое подтверждает факт законного получения участка от государства, позволяет оформить землю в собственность.
Какие должны иметься документы у владельца?
Собственник земельного участка имеет право реализовать разные возможности в отношении территории только при наличии определенной документации, которая подтверждает его статус и наличие прав. К таким документам относится:
- св-во о собственности, которое выдается Росреестром, причем оно содержит основные сведения о самом участке, дату регистрации права и иные важные сведения;
- первичные бумаги, на основании которых земля была передана новому собственнику, причем сюда может относиться договор купли-продажи или дарения, св-во о наследстве или приватизации, судебные решения или другие аналогичные документы;
- технические бумаги на участок, представленные техпланом, выпиской из ЕГРН и планом межевания;
- если имеется строение на территории, то дополнительно должны иметься документы на него, подтверждающие, что оно выступает объектом незавершенного строительства или полноценным жилым домом, хозяйственной постройкой или другим сооружением.
Вышеуказанные документы не имеют какой-либо срок действия и годности, поэтому могут храниться в семейном архиве на протяжении длительного времени, хотя при совершении разных сделок с недвижимостью желательно обновить документацию.
Нарушение прав и обязанностей собственников земельных участков
Прежде всего, хотим подчеркнуть, что землевладелец должен выполнять возложенные на него законом обязательства своевременно и в полном объеме. Тем не менее, правомочия собственника земельного участка также не должны быть ущемлены. При их несоблюдении сторонними лицами или какими-либо государственными органами владелец земли имеет все основания для обращения в судебный орган по месту жительства.
Для этого будет необходимо предоставить документы, подтверждающие право собственности на земельный надел, и доказательства факта нарушения. Госорганы нарушают права землевладельцев, когда принимают постановления, идущие вразрез с положениями Земельного кодекса. Сторонние лица будут нарушителями при захламлении участка, нарушении плодородного слоя почвы и т.д.
Судебные органы обязаны восстановить в правах собственника надела, а также привлечь нарушителя к устранению последствий его действий с возмещением убытков.
А вот если в противоправных действиях был замечен сам собственник земельного участка, государство вправе забрать землю, при условии выплаты компенсации.
Право на распоряжение объектом
Собственник земельного участка имеет право распоряжаться им. Для этого могут выполняться разные действия:
- продажа, причем устанавливается цена в зависимости от пожеланий владельца территории, поэтому не применяются какие-либо ограничения в отношении стоимости;
- дарить землю другим лицам на основании правильного составления дарственной;
- передавать объект в аренду третьим лицам за определенную плату, причем в этом случае не теряется право собственности на саму территорию, но все плоды, полученные арендаторами, принадлежат им;
- передавать объект по наследству, поэтому при жизни человек может составить завещание, а если оно не будет обнаружено после смерти владельца земли, то рассчитывать на недвижимость смогут только законные наследники на основании очередности;
- обменивать на другие объекты, причем допускается осуществлять это с доплатой с любой стороны.
Специфика защиты прав
Собственники земельных участков имеют право осуществлять строительство на территории, огораживать ее, продавать, обменивать или совершать любые другие операции и сделки, если они не противоречат категории и назначении земли, а также не нарушают законодательство.
Значимым правом любого владельца является возможность защиты своих прав. Нередкими являются ситуации, когда третьи лица пытаются нарушить права граждан. Поэтому люди могут пользоваться несколькими способами защиты своих территорий:
- через суд разные акты, выпускаемые государственными органами, могут признаваться недействительными, если они нарушают права собственника участка;
- если на участке начинается строительство объектов третьими лицами без разрешения владельца, то оно по суду может быть приостановлено, после чего владелец имеет право снести эти постройки;
- если разные акты, выпущенные местной администрацией, нарушают нормы законодательства в отношении владельцев земли, то они могут приостанавливаться или признаваться недействительными.
Принятие закона затянет расселение аварийных домов в российской глубинке
Предложенный вариант закона осложнит ситуацию и с расселением аварийного жилья в российской глубинке: в районных городках, поселках городского типа, поселениях, городах-спутниках. Напомню, что сегодня расселением заведуют местные власти. Администрация признаёт дом аварийным, подлежащим сносу и выносит постановление. После того, как собственники — жильцы отказываются самостоятельно снести дом, чиновники обязаны изъять участок и квартиры и предоставить гражданам новое жилье либо выплатить деньги (ст. 32 ЖК РФ). Понятно и ясно. Однако дьявол скрывается в деталях. Скудные региональные бюджеты испытывают хронический недостаток средств. Поэтому власти специально затягивают изъятие земли и не выплачивают возмещение собственникам. Между признанием дома аварийным и решением об изъятии участка проходят годы. Доходит до того, что жильцы подают в суды иски и требуют обязать власти изъять участок и жилые помещения и выплатить компенсации, представить новые квартиры (решение Вольского райсуда Саратовской области по делу № 2 — 1 — 114/2019 от 08.02.2018 г). При желании читатели найдут десятки (если не сотни) таких дел на судебных сайтах.
Оправдывая бездействие, чиновники ссылаются на то, что «земельный участок под многоквартирным домом на кадастровом учете не состоит…». Поэтому в соответствии со «ст.ст. 1, 5, 7, 16 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» до прохождения государственного кадастрового учета и присвоения кадастрового номера земельный участок не признается недвижимым имуществом, обладающим признаками индивидуально-определенной вещи, и не является объектом гражданских прав». Следовательно, «до внесения сведений в ЕГРН администрация муниципального образования не вправе распоряжаться и выкупать участок» (решение Советского райсуда г. Томска по делу № 2а-2737/2017 от 24.10.2017 г).
Сроки регистрационной процедуры
Так как регистрационные действия входят в состав государственных услуг, сроки оформления прав на землю регламентируются на федеральном уровне. Согласно нормам Федерального закона № 218-ФЗ, продолжительность регистрационной процедуры определяется следующим образом:
- семь рабочих дней – при подаче документов напрямую в службу Росреестра;
- девять рабочих дней – при обращении правообладателя в Многофункциональный центр;
- три и пять рабочих дней соответственно, если на регистрацию поступают документы по сделкам, прошедшим нотариальное удостоверение (например, при оформлении прав на землю по итогам наследственной процедуры).
Законодательными актами, регулирующими сделки с недвижимостью и, в частности, с земельными участками являются:
- Гражданский кодекс РФ;
- Земельный кодекс РФ.
Оформление в собственность приобретенного земельного участка подчиняется также нормам Закона № 122-ФЗ, который регламентирует принципы регистрации возникшего права на недвижимый объект. Согласно его норм сделка не требует нотариального заверения. Но существует ряд случаев, когда она обязательна:
- при покупке земли у юридического лица;
- в случае долевого приобретения участка земли независимо от его разрешенного использования;
- при участии в сделке ребенка, не достигшего совершеннолетнего возраста, а также гражданина, признанного недееспособным.