Новый МРОТ с 1 января 2023 года: что меняется для работодателей
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новый МРОТ с 1 января 2023 года: что меняется для работодателей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Установление почасового минимального размера оплаты труда защищает работника от обесценивания плодов его работы. Правительство РФ заботится о правах трудящихся, и в связи с этим подготовило законопроект о минимальном размере почасового МРОТа. Известно, что регулирование зарплат происходит на основании ежемесячного минимального тарифа. Но эту сумму сложно назвать универсальным показателем. Отчасти это происходит потому что в регионах есть индивидуальный коэффициент повышения зарплаты.
На большей территории страны минимальная зарплата составляет 13 890 рублей. Если поделить ее на почасовую месячную норму работы, то получится, что стоимость одного часа составляет 70-90 рублей. Это очень маленькая сумма. Особенно остро ощущают это работники, работающие по сокращенному графику. Такая ситуация сложилась из-за пандемии. Работодатели, решив минимизировать затраты на фонд оплаты труда, предпочитают нанимать сотрудников на неполный рабочий день. Многих такая ситуация подвела под черту бедности, и они не в состоянии обеспечить себе необходимый для выживания минимум.
Введение почасовой тарифной ставки нацелено на то, чтобы социально защитить тех работников, чей рабочий день был сокращен. Еще одним положительным моментом применения почасовой оплаты труда является выведение из тени плательщиков «серых зарплат», которые платят налоги только с минимального оклада.
Для повышения занятости граждан и увеличения их доходов Правительство разрабатывает план по фиксации минимального размера часовой ставки (МРЧС).
Важно! При принятии МРЧС работодатели не обязаны переходить на эту систему оплаты. Оклады по-прежнему будут оставаться в приоритете.
Идея установить минимальную часовую оплату не нова. Ее инициируют депутаты, начиная с 2016 года. В 2018 году проект не был поддержан. На тот момент предлагалось закрепить МРЧС на уровне 100 рублей в час. Сейчас минимальную ставку предлагают установить на уровне 150 рублей в час. Авторы проекта подчеркивают, что сумма должна будет индексироваться по мере роста инфляции. Обсуждение законопроекта продолжается. Ожидается оглашение позиции Правительства и Минтруда.
Подробности нового законопроекта
Введение МРЧС произойдет 1 октября 2021 года, согласно новому законопроекту оплата будет составлять 150 рублей за час. По заявлению инициаторов этого законопроекта такая цифра более справедлива к работающим гражданам и лучше часовой ставки, которая ранее рассчитывалась на основе МРОТ. Правительство готовит и другие решения восстановления экономики России, среди которых можно выделить следующие:
- Изменить существующую упрощённую систему, произвести отмену декларации УСН и создать переходные режимы для граждан, чьи доходы превышают лимиты.
- Произвести снижение страховых взносов для субъектов бизнеса, как малого, так и среднего. Установить 15% вместо 30%, что касается заработной платы сотрудника в случае превышения МРОТ.
- При необходимости давать отсрочку субъектам МСП по кредитным платежам.
Помимо этого, ведется обсуждение о целесообразности приостановления исполнить обязательства по потребительским кредитам. В данном случае планируется предоставлять «кредитные каникулы» индивидуальным предпринимателем, чьи доходы серьезно сократились.
Размер нового МРОТ в РФ в 2021 году
С начала нового года планируется увеличение федерального МРОТ. По сообщениям Минтруда планируется увеличить размер минимальной оплаты труда в новом году до 12 392 тысяч рублей. Минтруд также сделал прогнозы по уровням прожиточного минимума в конце 2021 года, исходя из этого можно выделить следующие:
- На душу населения будет порядка 11 460 рублей.
- Трудоспособное население будет иметь 12 392 тысячи.
- Пенсионеры и дети будут иметь 9 420 и 11 423 тысячи рублей соответственно.
Также существуют определенные причины по которым размер МРОТ может отличаться от любого из всех озвученных. К таким причинам можно отнести следующие:
- Возможно введение определенных надбавок, в том числе северных, также возможно действие районного коэффициента.
- В каком-либо субъекте может быть трёхстороннее соглашение о повышении минимального размера оплаты труда.
Как налоговики контролируют соблюдение законодательства в части МРОТ
ИФНС контролирует исполнение работодателями законодательства в части МРОТ. К примеру, налоговики:
- обращают особое внимание на низкие доходы, указываемые в РСВ и 6-НДФЛ. При этом используются контрольные соотношения, на основании которых МРОТ и среднеотраслевые значения зарплаты в регионе сравниваются с показателями отчетности;
- требуют от работодателей пояснения по поводу низкой зарплаты относительно МРОТ и средней по отрасли в регионе;
- передают в трудовую инспекцию сведения о нарушениях работодателями законодательства в сфере труда, в связи с чем их могут вызвать на зарплатную комиссию, например, при задержке зарплаты;
- включают работодателей в план выездных налоговых проверок (п. 5 Приложения № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 г. № ММ-3-06/333).
Почасовая оплата и трудовой договор
ТК РФ говорит об обязательном включении условия почасовой оплаты труда в трудовой договор, заключаемый с сотрудником, или дополнительное соглашение к нему. Если на «почасовку» сотрудники переводятся с другой зарплатной системы, они должны узнать о грядущих изменениях минимум за 2 месяца: перемены должны не только войти в трудовой договор, но и быть закреплены в соответствующих приказах и локальных актах фирмы. Обязательно надо указать:
- часовую ставку (оклад);
- порядок исчисления заработка;
- условия премирования и депремирования;
- процедура оплаты за часы в праздники, выходные и ночное время;
- конкретные дни выдачи з/п (не менее 2 в течение месяца);
- дополнительные условия, если они предусмотрены: испытательный срок, социальные гарантии и т.п.
Проверять заработок на соответствие его МРОТ необходимо каждый учетный период времени. Если компания взяла за учетную единицу месяц, то и заработок сравнивается с МРОТ ежемесячно. Это довольно неудобно, так как норма времени постоянно меняется (например, в декабре 2021 г. 176 часов, в январе 2022 – 128, и так далее). Может сложиться ситуация, что в одном месяце доплачивать не нужно, а в другом придется пересчитать заработок, так как часов в производственной норме мало.
Если часовую тарифную ставку утвердить с использованием минимальной нормы времени, и за учетный период взять год, то постоянно пересчитывать заработную плату не придется. Хотя компания вправе выбрать любой отрезок времени для учетного периода – неделю, месяц, квартал, год.
Расчет минимальной почасовой оплаты труда в России в 2019 году
«Новый» МРОТ принят в размере 12130 рубля и это минимальная сумма, которую работодатель обязан выплачивать работникам, которые выработали часовую норму в месяц. Часовая норма устанавливается локальными актами организации. Помесячно эти цифры можно найти в производственном календаре.
Часы, отработанные сверх нормы, а также в выходные и праздничные дни, оплачиваются дополнительно. При этом почасовая ставка в дни работы, падающие на выходной или праздник, увеличивается не менее, чем в два раза. Работодатель может установить иные условия оплаты в эти дни, но соблюдать правило применения минимального коэффициента.
Для расчета минимальной часовой ставки берется максимальное количество рабочих часов в месяц в конкретном году. В частности в 2022 году это будут месяца июль, где их количество будет 184. Тогда минимальный порог стоимости часа рабочего времени должен составлять:
12130 / 184 = 65,92 рублей.
Пример 1. Гражданка Кузнецова работает в режиме почасовой оплаты труда с установленной стоимостью часа в 100 рублей. За месяц по табелю она фактически трудилась 112 часов, поэтому зарплата ее составит:
100 × 112 = 11200 рублей.
Пример 2. Сотруднику организации установлена почасовая оплата труда с тарифом в 65 рублей в час. В апреле 2022 года он отработал 167 часов, а также привлекался к труду в выходной день на 3 часа, за которые предусмотрена двойная оплата. Тогда за месяц ему будет начислена зарплата:
(167 × 65) + ((3 × 65) × 2) = 11245 рублей.
Уточним, что выплата составляет начисленную оплату труда за минусом НДФЛ. При этом МРОТ является минимальной суммой не выплаты, а начисления.
Базовая ставка – что это такое?
Базовая ставка – определяемая Правительством величина, на основании которой, через систему коэффициентов и доплат, будет формироваться заработная плата работников бюджетной сферы.
Планируется пересматривать ставку ежегодно, с 1 января. Основой для назначения ставки будет прогноз социально-экономического развития.
Новая система делает расчет зарплат бюджетников проще и логичнее. Уменьшается количество разного рода доплат. Однако у руководителей государственных организаций появляются дополнительные возможности для дополнительных выплат работникам. Также заявлено, что не допускается снижение реальных зарплат в бюджетной сфере.
Размер базовой ставки определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь «Об установлении размера базовой ставки» на основании подпункта 16.2 пункта 16 Указа Президента Республики Беларусь от 18 января 2019 г. № 27 «Об оплате труда работников бюджетных организаций».
С 1 января 2023 года базовая ставка составляет 228 рублей. Действующий бюджет прожиточного минимума – 341.48 рублей.
Согласно постановлению Совета Министров от 19 декабря 2022 года № 887 с 1 января базовая ставка повышена на 9 рублей. Ранее ставка составляла 212 рублей.
Базовая ставка регламентирует отплату труда работников бюджетных организаций, а также для оплаты труда работников иных организаций, зарплаты которых приравнены по оплате труда к работникам бюджетных организаций. Изменение размера базовой ставки позволит увеличить удельный вес гарантированной (тарифной) части заработной платы работников.
Какие особенности нужно учесть в трудовом договоре при почасовой оплате труда — образец
При трудоустройстве работника между ним и работодателем обычно обговариваются все моменты, касающиеся начисления и выплаты заработной платы, которые затем должны быть закреплены в письменной форме — путем подписания трудового договора. В нем (или дополнительном соглашении к нему) Трудовой кодекс обязывает прописывать условия почасовой оплаты труда, если таковая устанавливается для работника.
В трудовом договоре желательно прописать:
- величину почасовой ставки оплаты труда (оклад);
- тарифный разряд;
- порядок расчета заработной платы за месяц;
- условия премирования;
- условия оплаты праздничных, выходных и ночных часов;
- сроки выдачи заработной платы;
- прочие условия, к которым можно отнести испытательный срок, социальные гарантии и т. д.
Образец выдержки из трудового договора, касающейся установления почасовой системы оплаты труда и часовой ставки, скачайте по приведенной ниже ссылке.
Тарификация работников бюджетной сферы с 2022 года
В рамках семинара на тему «Заработная плата для бюджетников с 01.01.2020», проведенного ООО «ЮрСпектр», Татьяна Анатольевна Лукьянчикова ответила на актуальные вопросы по новой системе оплаты труда, в том числе по тарификации работников с 01.01.2020. Рассмотрим ответы на некоторые из них.
Как определить тарифный разряд по должности «дежурный»?
Должность «дежурный» относится к другим служащим (код категории — 3) и является общей для всех видов экономической деятельности .
По таким должностям устанавливается 2-й тарифный разряд .
Какой тарифный разряд следует установить машинистке, должность которой является общей для всех видов экономической деятельности, при наличии у нее квалификационной категории?
Должность машинистки относится к другим служащим (код категории — 3), по которой предусмотрено квалификационное категорирование .
Для других служащих, должность которых является общей для всех видов экономической деятельности, «вилка» тарифных разрядов не предусмотрена. По всем должностям без исключения устанавливается 2-й тарифный разряд .
Таким образом, у машинистки без категории и у машинистки, которая имеет квалификационную категорию, оклад будет одинаковым. Вместе с тем зарплата машинисток с категорией может быть увеличена за счет установления им разных стимулирующих выплат.
Как тарифицируется должность «секретарь-референт»: по подп. 1.3 или по подп. 1.4 тарифной сетки?
Для того чтобы определить тарификацию служащего, должность которого является общей для всех видов экономической деятельности, необходимо ознакомиться с квалификационными требованиями по его должности.
Если по должности требуется наличие высшего, среднего специального образования, то работник тарифицируется по подп. 1.4 тарифной сетки, если требуется наличие среднего специального, среднего образования — по подп. 1.3 тарифной сетки.
Секретарь-референт — это специалист (код категории — 2), к должности которого предъявляется требование о наличии высшего (среднего специального) образования .
МРОТ с января 2024 года
С 1 января 2024 года минимальный размер оплаты труда в России увеличат на 18,5%. Об этом 23 марта 2023 года сообщил премьер-министр Михаил Мишустин во время выступления с ежегодным докладом в Госдуме. После повышения сумма МРОТ должна составить 19 242 рубля.
С предложением проиндексировать минимальный размер оплаты труда на 18,5% с 1 января 2024 года выступил президент России Владимир Путин в ходе обращения с посланием Федеральному собранию 21 февраля. Глава государства подчеркнул, что перед правительством и субъектами страны поставлена предметная задача обеспечить заметный и ощутимый рост реальных заработных плат в стране.
Плюсы и минусы почасовой оплаты труда
Как и любая система расчетов с работниками, почасовая имеет и преимущества и недостатки. Постараемся максимально полно перечислить их.
Плюсы:
- это эффективный механизм контроля и оплаты времени работы, когда в пределах рабочего времени или исполнения должностных обязанностей исключаются временные промежутки перерывов по любым случаям. Особенно удобна такая система при сменном графике работы;
- защита от применения ненормированного трудового дня, когда такая ситуация оговаривается в трудовом договоре с работниками на окладной системе оплаты труда. Любые переработки за пределами рабочего времени почасовикам будут оплачены;
- возможность применения в организации гибкого режима работы в целом или для ряда специалистов. Это позволит работникам максимально эффективно осуществлять свою трудовую деятельность с максимальным комфортом для себя, а работодателю при этом оплачивать только тот промежуток времени, в который они находились на рабочем месте и исполняли рабочие функции.
Минусы:
- сложность учета времени, которое было затрачено каждым из работников. Эти функции возлагаются на ответственных работников, но возможно применение автоматизированных систем. Они достаточно дорогостоящие, но позволяют учитывать время нахождения на рабочем месте каждого из сотрудников. Информация считывается с магнитной карты и передается в автоматическом режиме на сервер, где аккумулируется и позволяет точно определить часы, которые работник провел на месте работы;
- почасовую оплату сложно устанавливать в сферах деятельности, которая не подразумевает нахождение человека в строго определенном месте. Поэтому определить точное количество отработанных часов не всегда возможно;
- нахождение сотрудников в жестких рамках, которые установлены работодателем при оплате за отработанные часы, могут негативно сказаться на психологическом комфорте. Как следствие, может снижаться общая эффективность труда. Однако, этот фактор можно сгладить за счет создания определенного климата и систем премирования. Это повысит мотивацию сотрудников.
МРОТ-2023: таблица по регионам
Регион | Код региона | Минимальная заработная плата (руб.) |
Белгородская область | 31 | 16 242 |
Брянская область | 32 | 16 242 |
Владимирская область | 33 | 16 242 |
Воронежская область | 36 | 16 242 |
Ивановская область | 37 | 16 242 |
Калужская область | 40 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в месяц в Калужской области, но не ниже федерального МРОТ |
Костромская область | 44 | 16 242 |
Курская область | 46 | 16 242 |
Липецкая область | 48 | 1,2 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Липецкой области, но не ниже федерального МРОТ
16 242 |
Москва | 77 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения города Москвы (24 801) |
Московская область | 50 | 17 930
16 242 |
Орловская область | 57 | 16 242 |
Рязанская область | 62 | 16 242 |
Смоленская область | 67 | 16 242 |
Тамбовская область | 68 | 16 242 |
Тверская область | 69 | 16 242 |
Тульская область | 71 | 17 000
16 242 |
Ярославская область | 76 | 16 242 |
Архангельская область | 29 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в отдельных районах области |
Вологодская область | 35 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Калининградская область | 39 | 17 000 |
Ленинградская область | 47 | 16 242 |
Мурманская область | 51 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Ненецкий автономный округ | 83 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Новгородская область | 53 | Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в Новгородской области в месяц, но не ниже федерального МРОТ
Величина прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации, но не ниже федерального МРОТ |
Псковская область | 60 | 16 242 |
Республика Карелия | 10 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки, которые действуют на территории Республики |
Республика Коми | 11 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Санкт-Петербург | 78 | 23 500 |
Астраханская область | 30 | 16 242 |
Волгоградская область | 34 | 1,3 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в области, установленной на текущий год, но не ниже федерального МРОТ
16 242 |
Краснодарский край | 23 | В размере 1,05 МРОТ, установленного на федеральном уровне, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат (17 054,1)
16 242 |
Республика Адыгея | 01 | 16 242 |
Республика Калмыкия | 08 | 16 242 |
Ростовская область | 61 | 16 242
1,2 величины МРОТ в организациях внебюджетной сферы (за исключением организаций, оказывающих охранные услуги (19 490,4) |
Республика Крым | 91 | 16 242 |
Севастополь | 92 | 16 242 |
Кабардино-Балкарская Республика | 07 | 16 242
Для внебюджетной сферы — в размере величины прожиточного минимума трудоспособного населения Республики на соответствующий год, но не ниже федерального МРОТ |
Карачаево-Черкесская Республика | 09 | 16 242
16 242 |
Республика Дагестан | 05 | 16 242 |
Республика Ингушетия | 06 | 16 242 |
Республика Северная Осетия — Алания | 15 | 16 242 |
Ставропольский край | 26 | 1,42 величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ставропольском крае на соответствующий год, но не ниже федерального МРОТ |
Чеченская Республика | 20 | 16 242 |
Кировская область | 43 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Нижегородская область | 52 | 16 242 |
Оренбургская область | 56 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Пензенская область | 58 | 16 242 |
Республика Башкортостан | 02 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент, который действует в Республике |
Республика Марий Эл | 12 | 16 242 |
Республика Мордовия | 13 | 16 242 |
Республика Татарстан | 16 | 16 700
16 242 |
Самарская область | 63 | 16 242 |
Саратовская область | 64 | 17 000
16 242 |
Пермский край | 59 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Удмуртская Республика | 18 | 16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15, который действует в Республике16 242 |
Ульяновская область | 73 | 17 270
16 242 |
Чувашская Республика | 21 | 16 242 |
Курганская область | 45 | 16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Свердловская область | 66 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Тюменская область | 72 | 16 242
На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями |
Ханты-Мансийский автономный округ — Югра | 86 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях |
Челябинская область | 74 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15, который действует в Челябинской области |
Ямало-Ненецкий автономный округ | 89 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях. Итоговая сумма МЗП должна быть не ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения в Ямало-Ненецком автономном округе установленного на текущий год 16 242 |
Алтайский край | 22 | 17 786
16 242 |
Иркутская область | 38 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Кемеровская область — Кузбасс | 42 | Полуторакратная величина прожиточного минимума трудоспособного населения Кемеровской области на текущий год
16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,3 |
Красноярский край | 24 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в отдельных районах края |
Новосибирская область | 54 | 16 242
На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,25 |
Омская область | 55 | 16 500
16 242 На эту сумму начисляется районный коэффициент 1,15 |
Республика Алтай | 04 | 16 242 |
Республика Тыва | 17 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Республика Хакасия | 19 | 16 242 На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентная надбавка за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории Республики |
Томская область | 70 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Амурская область | 28 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Еврейская автономная область | 79 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории области |
Забайкальский край | 75 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Камчатский край | 41 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории края |
Приморский край | 25 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Магаданская область | 49 | 16 242
На эту сумму начисляются районный коэффициент – 1,7 и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории области |
Республика Бурятия | 03 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории Республики |
Республика Саха (Якутия) | 14 | 16 242
С применением сверх МРОТ компенсационных выплат за работу в районах Крайнего Севера: районного коэффициента и процентных надбавок, но не ниже величины прожиточного минимума для трудоспособного населения в целом по Республике на текущий год |
Сахалинская область | 65 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, которые действуют на территории области |
Хабаровский край | 27 | 16 242
На эту сумму начисляются районные коэффициенты и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в районах и местностях с особыми климатическими условиями, которые действуют на территории края |
Чукотский автономный округ | 87 | 16 242
На эту сумму начисляются районный коэффициент и процентные надбавки за стаж работы в районах Крайнего Севера, которые действуют на территории округа |
Донецкая Народная Республика | 80 | 16 242 |
Луганская народная республика | 81 | 16 242 |
Запорожская область | 85 | 16 242 |
Херсонская область | 84 | 16 242 |
Плюсы и минусы почасовой оплаты труда
Как и любая система расчетов с работниками, почасовая имеет и преимущества и недостатки. Постараемся максимально полно перечислить их.
Плюсы:
- это эффективный механизм контроля и оплаты времени работы, когда в пределах рабочего времени или исполнения должностных обязанностей исключаются временные промежутки перерывов по любым случаям. Особенно удобна такая система при сменном графике работы;
- защита от применения ненормированного трудового дня, когда такая ситуация оговаривается в трудовом договоре с работниками на окладной системе оплаты труда. Любые переработки за пределами рабочего времени почасовикам будут оплачены;
- возможность применения в организации гибкого режима работы в целом или для ряда специалистов. Это позволит работникам максимально эффективно осуществлять свою трудовую деятельность с максимальным комфортом для себя, а работодателю при этом оплачивать только тот промежуток времени, в который они находились на рабочем месте и исполняли рабочие функции.
Минусы:
- сложность учета времени, которое было затрачено каждым из работников. Эти функции возлагаются на ответственных работников, но возможно применение автоматизированных систем. Они достаточно дорогостоящие, но позволяют учитывать время нахождения на рабочем месте каждого из сотрудников. Информация считывается с магнитной карты и передается в автоматическом режиме на сервер, где аккумулируется и позволяет точно определить часы, которые работник провел на месте работы;
- почасовую оплату сложно устанавливать в сферах деятельности, которая не подразумевает нахождение человека в строго определенном месте. Поэтому определить точное количество отработанных часов не всегда возможно;
- нахождение сотрудников в жестких рамках, которые установлены работодателем при оплате за отработанные часы, могут негативно сказаться на психологическом комфорте. Как следствие, может снижаться общая эффективность труда. Однако, этот фактор можно сгладить за счет создания определенного климата и систем премирования. Это повысит мотивацию сотрудников.
О понятии «система оплаты труда».
Заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда.
Система оплаты труда включает в себя размеры (ст. 135 ТК РФ):
– тарифных ставок, окладов (должностных окладов);
– доплат и надбавок компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных.
Системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Выделяется две основных системы оплаты труда:
Системы оплаты труда (в том числе тарифные системы оплаты труда) работников государственных и муниципальных учреждений устанавливаются с учетом требований к системам оплаты труда работников данных учреждений и утверждаются следующими актами (п. 6 Единых рекомендаций [1] ):
Документы, которыми устанавливается система оплаты труда
Федеральные государственные учреждения
Государственные учреждения субъектов РФ
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ
Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ и нормативные правовые акты органов местного самоуправления
Ниже приведем основные характеристики различных систем оплаты труда.