Консультация для родителей «В каком возрасте лучше отдавать ребенка в ДОУ?»
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Консультация для родителей «В каком возрасте лучше отдавать ребенка в ДОУ?»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В большинстве своем в ясельную группу детского сада принимаются малыши с полутора лет, в отдельных ситуациях эта цифра может быть меньше. Однако большинство психологов сходится в том, что без крайней необходимости не стоит так рано отрывать ребенка от матери и оставлять надолго в садике. В полтора-два года центром мира малыша является мама и то, что с ней связано, а общение с чужими людьми, даже детьми того же возраста, занимает кроху гораздо меньше.
Возрастные особенности детей
Размышляя о том, во сколько лет отдавать ребёнка в садик, помните о возрастных особенностях ребенка и вам будет проще принять решение.
- У детей до 2,5 лет преобладает сильная привязанность к маме, она для них продолжает оставаться главной фигурой (для многих – и папа тоже). Поэтому длительное отлучение от вас (даже на несколько часов) является сильным стрессом и адаптация к детскому саду проходит тяжелее и дольше;
- Малыши в этом возрасте ещё нуждаются в повышенной заботе и внимании, а в садике воспитатели просто не в состоянии обеспечить их каждому из 25-30 детей в группе;
- В 1-2 года ребёнок ещё не стремится к общению со сверстниками. Он воспринимает их не как детей, а как какие-то живые предметы, которые больше хочется изучать, трогать, но не играть с ними;
- В этом возрасте малышу вполне достаточно общения с близкими родственниками, являющимися для него источником заботы, эмоционального контакта, теми, кому он доверяет и с кем готов играть и смеяться.
К трем годам у ребенка формируется большинство необходимых для детского сада привычек и навыков. Но здесь нас может поджидать ловушка в виде серьезного возрастного кризиса. Если до этого, даже при наличии определенного интереса к другим людям, центром мира малыша была мама, то в три года мы получаем вспышку самостоятельности, стремление к социализации и растущую потребность общаться со сверстниками, участвовать в коллективных играх. В речи ребенка начинает рефреном звучать «Я сам!», и в этот момент приходится непросто как ему, так и родителям. На пике переломного периода отдавать малыша в детский сад – не лучшая идея, так как перемены, происходящие во внутреннем мире ребенка и в кругу семьи, дополнятся сложностями извне – адаптацией к новому месту и людям. Резкая перестройка режима жизни в момент кризиса может негативно сказаться на состоянии ребенка.
Большинство психологов считает, что оптимальный возраст для того, чтобы отдавать ребенка в детский сад – после трех лет. Кризис уже миновал, у малыша присутствует живой интерес к общению с ровесниками, эмоциональный настрой меньше зависит от присутствия родителей рядом на постоянной основе. К 3,5 – 4 годам многие дети уже бегло разговаривают и не испытывают серьезных трудностей при коммуникации.
Как подготовить ребенка в сад?
Требовать невозможного от крохи не могут даже родители, что уж говорить о воспитателях. Но подготовить ребенка к садику все же стоит и не только для адаптации малыша, но и для вашего личного спокойствия.
«Научите его самостоятельно себя обслуживать. Постарайтесь выработать у ребенка режим: есть, гулять и спать по расписанию детского сада – это избавит вас от лишних переживаний, – советует Ирина Рева. – Кроме того, играйте с малышом в детский сад дома. Посадите вокруг игрушечных зверюшек и рассказывайте про то, что их родители ушли на работу, а тут их нянчите вы с малышом. Ходите на адаптационные занятия в детские сады. Сейчас это очень распространенная услуга, которая помогает привыкнуть ребенку к новой обстановке вместе с мамой и без нее». Идеальный вариант – оставлять ребенка в садике не на целый день, а всего на несколько часов. Так малыш поймет, что мама всегда за ним возвращается и расставание с ней будет проходить менее болезненно.
Готовность к детскому садику
Перед принятием решения о посещении ребенком дошкольного учреждения, важно учитывать его темперамент. Существует следующие типы темперамента: меланхолики, флегматики, сангвиники, холерики.
Ребенок-меланхолик нерешительный, замкнутый, склонен к капризам и не любит нововведений. Новое место и окружение вызывают у него беспокойство, он не будет стремиться общаться и может замкнуться. Такого малыша не стоит отдавать в детский садик раньше 4 лет, чтобы не травмировать.
Флегматик послушный, спокойный, любопытный и рассудительный. Любит поспать и предпочитает играть в одиночестве. Он легко переносит расставание с мамой и быстро адаптируется в новом окружении. Такого малыша можно смело отдавать в дошкольное учреждение в 2,5 года. Конечно же, в первое время он не будет стремиться к общению, но буквально через пару недель привыкнет и успокоится.
Ребенок-сангвиник — лидер. Он контактный, импульсивный, любознательный, активный, но не любит однообразия. Малыш радуется всему новому, любит общаться со сверстниками, участвовать в утренниках, быть везде первым. Его уже в 2 года можно познакомить с садиком.
Холерик легко возбуждается, избалованный, любит подраться и требует к себе внимания. Привести в коллектив его можно в 3-4 года, но важно рассказать ему о нормах поведения в обществе и дисциплине.
Ясли-сад в раннем возрасте
Некоторые малыши намного легче переносят расставание с членами семьи, чем дети постарше. При этом психологи говорят о том, что именно в раннем возрасте формируется связь с родителями и преждевременное перемещение в новую среду может не лучшим образом отразиться на семейных взаимоотношениях.
Близкий эмоциональный контакт с мамой — одна из главных потребностей крохи до 3-летнего возраста. От него зависит формирование доверия к окружающему миру в будущем. Начиная с полутора лет у детей ослабевает тревога разлучения с родителями, поэтому посещение детского сада до этого возраста может стать причиной глубочайшего стресса для малыша.
Кроме того, в возрасте до полутора лет иммунная система не готова к агрессивной среде, с которой ей придется столкнуться. Что говорить о новом режиме дня, непривычной пище, незнакомом месте и людях — все это может стать причиной частых и долгих болезней ребенка. Поэтому, принимая решение, стоит ли отдавать кроху в ясли, важно задуматься о целесообразности поступка и возможных трудностях, с которыми придется столкнуться.
Мнения о том, в каком возрасте можно отдавать ребенка в садик, сильно отличаются в разных странах. В Израиле, например, послеродовой отпуск длится всего три месяца, после чего мать определяет ребенка в ясли, а сама возвращается на работу. Противоположная тенденция наблюдается в США. Американские психологи пришли к выводу, что ребенок в возрасте до одного года нуждается в матери 24 часа в сутки, до 3-х лет — может потерпеть, если она ненадолго выйдет в другую комнату, и лишь после 3-х лет ребенок становится способным оставаться без матери в течение нескольких часов. Связано это с тем, что в первые годы, и особенно первые месяцы жизни формируется чувство базового доверия к миру, на котором строится все дальнейшее развитие личности.
Существует точка зрения, что ребенка лучше вообще не отдавать в сад, особенно, если у него есть неработающая бабушка, готовая сидеть с внучком. Однако домашний ребенок, который находится под постоянной опекой, рискует вырасти полностью не приспособленным к взрослой жизни, к коллективу, становится зависимым и не умеет считаться с другими людьми. Что же касается стресса, который ребенок испытывает в первые дни посещения детского сада, то ребенок испытает его в и школе, а это, возможно, окажется еще тяжелее.
В нашей стране преобладает мнение, что ребенка надо отдавать в садик после 2-х, а лучше – 3-х лет. В основном это связано с тем, что малыши в саду часто болеют, а также с тем, что нянечки и воспитательницы не в состоянии обеспечить достаточный уход каждому из 15-20 малышей, которые еще не умеют самостоятельно ни пользоваться ложкой, ни одеваться, ни обращаться с горшком. К сожалению, это действительно так.
Чем младше ребенок, тем слабее его иммунная система, тем более восприимчив он к инфекциям. И конечно, придя в садик, ребенок должен иметь хотя бы основы знаний о самостоятельности. Кстати, во многих садах запрещается приносить с собой соски, а далеко не все дети готовы отказаться от них при засыпании. Кроме того, в саду для всех детей установлен единый режим, и чтобы привыкнуть к нему, детям требуется определенная самодисциплина. Учитывая эти трудности, отдавать в обычный районный садик ребенка младше 2,5 – 3-х лет нецелесообразно. Однако существуют альтернативные варианты.
Адаптация ребёнка должна быть постепенной
Лучше приурочить начало походов в ясли к теплому времени года, чтобы снизить риск заболеваний простудой. Не нужно сразу же оставлять кроху на весь день. Первое время ребёнок должен находиться в яслях 1-2 часа, это поможет ему привыкнуть к новому обществу без особого стресса. Через неделю, если все хорошо, ребёнок может оставаться в яслях до обеда. Еще через 1-2 недели можно забирать малыша сразу после тихого часа. Если ребёнок не капризничает утром во время сборов в ясли, не плачет по маме в течение дня, увлеченно играет с другими детьми, не рвется постоянно домой, то адаптацию можно считать успешно пройденной.
Ключевую роль в привыкании малыша к яслям играет воспитатель. Важно постоянно поддерживать с ним контакт. Нужно каждый день выяснять: как ребёнок себя ведет, ест, просится ли на горшок, взаимодействует с другими детьми. Отслеживая регулярно эти моменты, родители поймут, насколько малыш адаптировался в новой обстановке и готов ли он ходить в ясли на полный день.
Очень важно наблюдать за изменениями в поведении ребёнка. Если он плохо адаптируется и страдает в яслях, это проявится капризами, плохим сном, общей нервозностью. Родители не должны раздражаться и ругать малыша. Напротив, от них требуется помочь ребёнку привыкнуть к новой ситуации, обсуждать проблемы, разрешать брать в ясли любимую игрушку. Адаптационный период обычно длится около 2 месяцев, после чего ребёнок начинает положительно воспринимать ясли, заводит друзей и с удовольствием идет утром «на работу», как мама и папа.
СОВЕТЫ ДОКТОРА КОМАРОВСКОГО
Доктор рекомендует первое время маме не спешить выходить на работу. Таким образом она сможет вовремя контролировать самочувствие ребенка.
Не рекомендуется отдавать малыша в сад в период с октября по апрель. В это время организм более подвержен различным заболеваниям.
Важно наладить контакт с воспитателем, рассказывать о своих пожеланиях относительно ухода за ребенком.
В два года надо поощрять в детях общительность. Они практически еще не играют вместе, но проявляют любопытство.
В этом возрасте все еще сильны страхи расстаться с родителями. Малыш может испугаться, если мамы долго нет рядом. В итоге начинает сопротивляться, когда она покидает его. Излишняя заботливость может только усилить страх. Если мама, когда ей надо уйти, ведет себя неуверенно, это передается ребенку. Поэтому ей надо поощрять проявление самостоятельности.
Стоит узнать, как именно проходит адаптация в конкретном саду, что делают воспитатели для облегчения привыкания, как общаются с детьми.
Доктор Комаровский рекомендует:
- на начальных этапах привыкания снизить требования к ребенку;
- подготавливать малыша к расширению контактов: чаще гулять, знакомить с другими детьми;
- повышать иммунитет.
Возрастные особенности детей
Размышляя о том, во сколько лет отдавать ребёнка в садик, помните о возрастных особенностях ребенка и вам будет проще принять решение.
- У детей до 2,5 лет преобладает сильная привязанность к маме, она для них продолжает оставаться главной фигурой (для многих – и папа тоже). Поэтому длительное отлучение от вас (даже на несколько часов) является сильным стрессом и адаптация к детскому саду проходит тяжелее и дольше;
- Малыши в этом возрасте ещё нуждаются в повышенной заботе и внимании, а в садике воспитатели просто не в состоянии обеспечить их каждому из 25-30 детей в группе;
- В 1-2 года ребёнок ещё не стремится к общению со сверстниками. Он воспринимает их не как детей, а как какие-то живые предметы, которые больше хочется изучать, трогать, но не играть с ними;
- В этом возрасте малышу вполне достаточно общения с близкими родственниками, являющимися для него источником заботы, эмоционального контакта, теми, кому он доверяет и с кем готов играть и смеяться.
- В возрасте 3 лет ребёнок начинает испытывать потребность в общении с другими детьми. Для развития ему уже недостаточно окружения родителей. Он становится более самостоятельным и всё меньше привязан к маме (узнайте из статьи, что делать, если ребенок боится других детей?>>>);
- Малыши в этом возрасте обычно стремятся играть со сверстниками и через игру усваивают различные правила и нормы поведения. У них хорошо развита речь и довольно большой словарный запас, что облегчает взаимодействие и со взрослыми, и с другими детьми.
- К 3-4 годам ребёнок овладевает необходимыми навыками самообслуживания и даже во сне может контролировать свои физиологические потребности. Адаптация к садику в этот период проходит гораздо быстрее, чем у детей в 1-2 года.
Особенности работы группы краткосрочного пребывания
Времена, когда малыша можно отдать было в сад после празднования его первого дня рождения, канули в Лету. Сегодня из-за переполненности ДОУ далеко не во всех садах имеются ясли или, как они сегодня именуются, группы краткосрочного пребывания (ГКП). Что касается учреждений, где они все-таки присутствуют, то там действуют свои правила.
Согласно п. 1 ст.67 ФЗ № 273, отдать ребенка в ясли можно по достижении двух месяцев. Однако в реальности, такая практика встречается крайне редко. Чаще всего в ясельные группы принимают малышей от полутора до трех лет, при условии, что они уже умеют за собой ухаживать (ходят на горшок, могут самостоятельно есть). Опять же законодательство никак не регулирует этот момент, оставляя его на откуп администрации детских садов.
Основное отличие ГКП от обычных групп – время работы. Как правило, ясли работают с 9 утра до полудня, то есть время нахождения ребенка в ДОУ составляет 3 часа. Некоторые группы кратковременного пребывания функционируют ежедневно, другие 2-3 раза в неделю. Все зависит от администрации учреждения и укомплектованности штата.
Количество детей в яслях не превышает 20 человек, поэтому места всегда в дефиците. ГКП имеет свои плюсы и минусы.
Кристина, которую отдали в садик в 1,5 года
Но как-то раз ко мне пришла на прием мама с дочкой, Кристиной (3 года). Девочка смышленая, любопытная. Но шагу шагнуть от мамы не может. А мама пришла с тревогой по поводу развития речи. Малышка умная, но практически ничего не говорит.
Играла Кристина со мной, не отходя от мамы, хотя при этом в садик ходила. Наблюдаются у врача, который и рекомендовал посещение нейропсиолога. Девочку мама была вынуждена отдать в садик в 1,5 года, поскольку на тот момент маме нужно было работать. Кристина ходила туда с трудом, все время плакала, не отпускала маму. А потом просто смирилась, но речь развиваться словно перестала.
После той консультации я стала больше замечать, что таких деток, как Кристина, очень много. Я не веду статистику, конечно, но наблюдаю такую взаимосвязь: чем раньше малыша отдают в детский садик, тем сложнее у него развиваются определенные высшие психические функции (внимание, мышление, речь и т.д). Многие родители и специалисты со мной не согласятся. Я и не претендую на правоту, я только лишь делюсь своими наблюдениями.
В чем конкретно я как нейропсихолог вижу эту взаимосвязь?
Так когда же стоит отдавать ребёнка в садик?
На мой взгляд, самый минимальный возраст, когда стоит вести ребенка в садик на весь день — это 3 года. В этом возрасте уже сформирован ряд важных функций головного мозга, ребенок уже может примерно ориентироваться во времени (утро, день, вечер), он также уже уверен в том, что родители обязательно за ним придут. Переживания и страх, конечно же, тоже будут, но не в таких масштабах и не с такими последствиями для здоровья и психического развития ребенка.
Как я уже говорила, многие родители приведут мне обратные примеры о том, как их ребенок стал лучше говорить, запоминать и соображать, ходя в садик. Да, и такое бывает, но в разы реже. Чаще всего, это связано с тем, что ребенок оказался очень стрессоустойчивым. Его страхи компенсировались чувством интереса ко всему новому, что есть в садике. А еще дети развиваются в садике лучше, чем дома, когда либо в семье царила неблагоприятная атмосфера (конфликты между родственниками, например), а в садике жизнь ребенка стала спокойней, либо когда личность воспитателя оказалась более открытой, внимательной и чуткой, чем личность мамы (и такое тоже бывает).
Во сколько лет можно отдать ребенка в садик по закону?
Традиционно взрослые обладают определенным воззрением по данному поводу задолго до рождения на свет малыша. Но реальность постоянно оказывают большое влияние на намерения всех людей. Поэтому зачастую родители думают про то, чтобы отдать малыша в ясли.
Во сколько лет можно отдать ребенка в садик по закону? Сообразно Закону учреждения ясельного вида бывают рассчитаны на детей от 2 месяцев и до 3-х лет. 68-я статья закона, устанавливает право дошкольного учреждения и его учредителя отказать детям в приеме, когда в нем нет вольных мест. Естественно, ясли для детей младенческого возраста отыскать довольно сложно, хотя они, к превеликой радости, мало нужны. Прогрессивные мама и папа постараются побыть с малышом до 2,5 – 3 лет, и большая часть экспертов признаёт, собственно это подходящим возрастом для начинания посещений дошкольного учреждения.
Есть родители родители, отдающие уже в 1,5 года детей в ясли. Первопричины бывают различными: потребность выйти на прежнее место работы и материально содержать семью на нужном уровне, трудности со здоровьем мамы, быстрое появление 2 малыша. Хотя, кроме беспристрастных моментов, большую роль играют и личные, в основном психоэмоциональные особенности малыша и его отношений с родными. Так, к примеру, при слишком безмятежных родителях ребенок может оказаться слишком энергичным и общительным, и ему станет просто скучно дома.
Каковы бы ни были предпосылки раннего выхода в сад, необходимо к слишком многому приготовиться, почти все принять к сведению
Особо стоит обратить внимание на то, что, чтоб ребеночек владел крепким здоровьем, иммунитетом. Почти что все дети, вне зависимости от возраста, нелегко воспринимают переход к новым условиям и видам деятельности
Адаптация сможет продолжаться несколько месяцев и сопровождаться капризами, слезами причем даже враждебностью. Помимо всего этого, посторонняя микрофлора новых помещений и узкий контакт с иными детьми считаются суровым тестированием для иммунитета – и скорее всего вам понадобиться еще какое-то время побыть с малышом, нередко болеющим вирусными «простудными» болезнями.
Кроме того не факт, что найдется благоприятный сад поблизости вашего дома. Великая часть детских садов рассчитана на детей от 2,5 или же 3 лет, а ясельки понадобиться поискать. На помощь приходит местное управление образования (районо) – там обязаны выдать направление в надлежащее учреждение.
Напротив всем трудностям, присутствие в детском коллективе практически во всех случаях идет не во вред ребенку в том числе и в самом чувствительном возрасте.
Возрастные особенности
В каждом возрасте у малышей есть свои особенности, которые важно учитывать перед тем, как на весь день отдавать его под опеку чужого человека
- В год ребенок привязан к матери максимально.Многих малышей в этом возрасте кормят грудью не только на ночь, но и днем.
У карапуза появляются первые признаки самостоятельности – он пытается есть ложкой, сам одеваться, помогать маме подметать пол – при этом зачастую нетвердо держась на ногах и постоянно падая на попу.
В этом возрасте главное – не раздражаться, не кричать на ребенка и максимально большое время уделять для общения с ним – помогать собирать пирамидку, учить мыть ручки, причесываться, называть слова в книжках. - С двух до трех лет ребенок становится вполне самостоятельным. Большинство детей готовы на несколько часов остаться без мамы, под присмотром знакомого взрослого. Некоторые малыши уже нуждаются в общении со сверстниками – в три года эта потребность проявляется практически у всех детей. С ребенком нужно постоянно заниматься – он активный, деятельный.
- В четыре года, как бы ни старались родители занять малыша самостоятельно, он начинает скучать дома. В ДДУ четырехлетние дети адаптируются максимально быстро – обычно уже через день-два дети привыкают к группе и воспитателям и с радостью бегут утром в сад.
Почему не стоит отдавать ребенка раньше 3 лет
К 3-летнему возрасту ребенок психологически готов несколько дистанцироваться от семьи. Он становится более самостоятельным, легче остается без родителей, у него просыпается интерес к общению с другими детьми и познанию окружающего мира. Когда родители спрашивают, во сколько лет отдавать ребенка в садик, психологи акцентируют внимание именно на этом возрасте. Специалисты советуют начать посещать детский сад в щадящем режиме, на несколько часов. Так ребенок познакомится с детьми и, возможно, заведет друзей, с которыми ему захочется общаться.
Окрепшая иммунная система более устойчива к вирусным атакам. Ребенок становится эмоционально и психологически подготовленным к общению в новом коллективе. Менее болезненно переносит расставание с родителями.
Ранние дети: сад с 1,5 лет
Дошкольные учреждения принимают воспитанников в ясельные группы по достижению возраста 1,5 лет. Ребенка могут принять в ясли и в годик, по договоренности с заведующей.
Полуторагодовалый малыш в яслях быстро научится навыкам самообслуживания в детском коллективе. Дети, которые ходят в ясли, легко осваивают речь. Мамы, переживающие, что ребенок в памперсах и не может без бутылки/соски, через 1‐2 месяца не узнают своего кроху. В 1,5 года ребенок быстро привыкает к дисциплине.
Но при посещении яслей не исключены и трудности. Длительная разлука с мамой может стать началом психологических проблем. Частые болезни и упадок сил зачастую возникают не от самой адаптации, а от тоски ребенка по маме.
Важно! Расставания с мамой могут перейти в затянувшийся стресс. Если по истечению 3‐х месяцев при посещении яслей ребенок непрерывно срывается на плач, родителям стоит расставить приоритеты правильно, возможно, взять паузу и забрать ребенка из сада.