Выплаты ОСАГО по европротоколу: что важно знать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Выплаты ОСАГО по европротоколу: что важно знать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Не все водители получают после ДТП максимальную сумму выплат по ОСАГО. Для начала представители страховой компании оценивают общую цену запчастей, которые требуется заменить. После этого следует расчет стоимости работ автосервиса, в котором будет производиться ремонт. Процесс восстановления автомобиля проводится в компаниях, заключивших со страховщиком соответствующий договор.
Как оформить ДТП для получения максимального возмещения с помощью электронных средств фиксации?
Для того, чтобы получить максимальную выплату в 400 000 рублей по европротоколу, необходимо правильно всё оформить. Для начала необходимо убедиться в том, что вы располагаете необходимыми техническими средствами для фиксации происшествия. Как мы уже указали выше, их 2 вида.
- Лимит в 400 тысяч положен, если у вас есть техническое средство контроля, которое фиксирует факт дорожно-транспортного происшествия, а также координаты транспортных средств и передает всю эту информацию через ГЛОНАС в таком виде, который пользователь не имеет возможности поменять.
- Либо если у вас есть смартфон или планшет, на котором установлено программное обеспечение с идентификацией пользователя через ЕСИА Госуслуг, с помощью которого будут фотографироваться поврежденные транспортные средства и вноситься информация о машинах и ДТП. Таких программ две, про них мы уже написали выше.
Действия в случае отказа страховой по европротоколу
Обоснованные причины отказов в приеме европротоколов со стороны страховой компании в 2023 году могут быть обусловлены:
- ошибками, неточностями и исправлениями в бланке извещения, составления его неразборчивым почерком;
- отсутствием подписи второго водителя;
- нарушением условий, при которых допускается оформление европротокола;
- просроченной датой предоставления документации;
- отсутствием подтверждений с использованием специальных технических средств, при несогласии участников аварии относительно обстоятельств происшествия;
- свидетельствами, подтверждающими, что документ был подготовлен при условиях оказания давления на составителя.
Страховщик не вправе отказывать клиенту, необоснованно требуя предоставления второго экземпляра европротокола, заполненного другим пострадавшим водителем, или в прочих случаях, не предусмотренных законодательством.
Если СК в 2023 году отказывается принимать оформленный европротокол по неправомерным причинам, автовладелец должен отстаивать свои интересы в суде.
Европротокол представляет собой специальный бланк. Его выдают в страховой компании, когда автовладелец оформляет полис. Он позволяет оформить произошедшее ДТП без привлечения представителей ГИБДД, что значительно упрощает всю процедуру. Заполняют Европротокол самостоятельно, указывая основные сведения, касающиеся аварии. С ним потерпевший имеет право обратиться в страховую компанию, где проведут свою оценку и назначат размер компенсации.
Впервые такая возможность появилась в России в 2009 году. Бланк назывался извещением о ДТП и юридически имел статус официального документа. Смыслом его применения было упрощение оформления аварий, снижение риска для других участников дорожного движения и сокращение пробок.
Что делать после заполнения европротокола?
После заполнения европротокола в 2023 году извещение направляется в страховую компанию не позднее 5 суток с момента совершения ДТП. Каждый водитель предоставляет свой бланк протокола в фирму, в которой он обслуживается. Но это ещё не всё. Вы должны подтвердить, что не превысили 5-дневный срок подачи извещения. С этой целью надо забрать копию с отметкой о принятии документа. Если вдруг страховая компания решит открыть спор о несвоевременности сообщения о дорожно-транспортном происшествии, такая отметка будет как нельзя кстати.
Обратите внимание, что в 2023 году первые 15 дней с момента происшествия и оформления европротокола отправлять машину в ремонт нельзя. Это не должно вызвать каких-либо неудобств, т. к. основанием для европротокола служат незначительные дефекты типа царапин и небольших сколов. А потому вы сможете без проблем передвигаться на своём автомобиле и дальше по городу.
Несмотря на фактор стресса, рекомендуется действовать в строгом соответствии с требования законодательства, которые в данной ситуации наиболее полно отображены в пунктах протокола. Такое поведение сможет предупредить появление многих проблем и благополучно разрешить возникшие трудности.
Тем не менее, порядок действий виновника аварии и пострадавшего по Европротоколу достаточно прост для запоминания и включает в себя следующие шаги:
- Прекратить движение и включить аварийную сигнализацию. Если автомобиль в момент ДТП стоял, его не нужно двигать с места.
- Выйти из машины и оценить последствия. Установить аварийный знак. Согласно Правилам дорожного движения знак ставится на расстоянии 15 м от авто в населенном пункте и на расстоянии 30 м за городом.
- Убедиться в отсутствии пострадавших и оценить примерный ущерб, полученный в результате ДТП. Согласовать со вторым участником процедуру оформления дорожного происшествия. Если договориться не удается, вызвать ГИБДД.
- Если стороны пришли к соглашению об оформлении Европротокола, зафиксировать при помощи средств фото- и видеофиксации последствия аварии. Снимать нужно общий план, показывающий расположение машин относительно друг друга и объектов дорожной инфраструктуры, номерные знаки автомобилей, повреждения транспортных средств, следы торможения, места нахождения обломков ТС.
- Убрать автомобили с дороги, если они препятствуют движению. происшествия (Ф. И. О., адрес, телефон). Если возможно, взять с них письменные показания. Показания свидетелей ускорят расследование аварии при возникновении спора уже после того, как участники покинут место ДТП.
- Заполнить Извещение о ДТП.
Что делать после заполнения документа
Далеко не всем участникам ДТП известно, что делать дальше уже после составления протокола, и этот информационный пробел ставит их в тупик. В реальности все очень просто — при оформлении дорожно-транспортного происшествия по Европротоколу оба участника должны обратиться в страховую компанию. Если аварию фиксируют сотрудники полиции, пакет документов страховщику может подать только пострадавший водитель.
Участник ДТП, невиновный в аварии, имеет право обратиться как в свою страховую компанию, так и в страховую компанию виновника. Кроме Извещения, подается заявление на страховую выплату. К пакету документов прикладываются материалы фото- и видеофиксации.
Страховщик согласовывает с заявителем дату осмотра, при необходимости направляет на независимую экспертизу. Затем выполняются следующие действия:
- После проведения расследования страховая компания возмещает ущерб. Для владельцев легкового транспорта таковым является ремонт машины. Пострадавшему лицу выдается направление в аккредитованный сервисный центр. Ремонт грузовых автомобилей может быть заменен денежной выплатой.
- Лицо, причинившее ущерб, Извещение о ДТП с приложениями отправляет в страховую компанию, застраховавшую его гражданскую ответственность. Документы можно принести лично, или отправить по почте заказным письмом с уведомлением.
Для того чтобы убедиться в реальности ДТП, страховщик может провести осмотр автомобилей обоих участников. Поэтому в течение 15 дней машину нельзя ремонтировать. При нарушении этого положения, страховая компания может подать в суд регрессный Иск к виновнику.
Аналогичное правило действует, если виновный водитель не предоставил автомобиль для осмотра.
Увеличится ли стоимость страхового полиса в 2023 году?
Изменения ОСАГО в 2023 году коснутся не всех водителей. Тех, кто управляет легковым автомобилем, ждут расширения установленных, базовых тарифов почти на 10 процентов (как вниз, так и вверх). Общественный транспорт (маршрутные такси, троллейбусы, трамваи) также ждут изменения.
Базовые тарифы изменяться 4,9 процентов. Обратите внимание, что это изменение также ждет и компании, которые занимаются нерегулярными перевозками. Тарифы для специализированного транспорта, такси могут измениться почти на 30 процентов.
То есть, водителями легковых авто, чтобы определить страховой коридор, нужно от базовой суммы, которая определяется массой факторов, вычесть или прибавить 10 процентов. А вот таксистам нужно внести изменения на 30 процентов.
Изменения также будут связаны и другими факторами:
- если водитель имеет большой опыт, то будет действовать дополнительная скидка на автострахование в 8 процентов;
- те, кто ни разу не попадал в ДТП и ездит аккуратно, будет скидка 6 процентов;
- автострахование 2023 неопытным водителям теперь будет дороже – чем меньше стаж, тем выше стоимость.
По новым расчетам, если водитель попал в аварию за 365 дней более, чем три раза, стоимость обязательного автострахования теперь будет повышаться. Повышение будет почти в 4 раза. Если водитель ездит аккуратно и не попадает в ДТП, то можно ждать уже скидку не в 50 процентов, а в 54.
Увеличение стоимости ОСАГО для нарушителей ПДД
В первую очередь рассмотрим новый пункт 2 статьи 9 закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств»:
2. В границах минимальных и максимальных значений базовых ставок страховых тарифов страховщики устанавливают значения базовых ставок страховых тарифов в зависимости от факторов, в качестве которых могут применяться:
а) назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами или уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортных средств, если оно повлекло причинение вреда здоровью или смерть одного или нескольких лиц, либо назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами за невыполнение водителем транспортного средства требования о прохождении медицинского освидетельствования на состояние опьянения или за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся (в случае заключения договора обязательного страхования в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами в полном объеме или со дня окончания срока уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью), следующим лицам:
- водителям, указываемым в заключаемом договоре обязательного страхования в качестве допущенных к управлению транспортным средством, – в случае заключения договора обязательного страхования, предусматривающего условие управления транспортным средством только указанными владельцем транспортного средства водителями;
- страхователю по заключаемому договору обязательного страхования – в случае отсутствия в заключаемом договоре обязательного страхования условия, предусматривающего управление транспортным средством только указанными страхователем водителями;
Ремонт с доплатой можно заменить на выплату
На случай, если первичный восстановительный ремонт с учетом существующего лимита затрат страховщика становится слишком дорогим для потерпевшего из-за доплат, он может от него отказаться «в разумный срок» после диагностики на СТО и попросить выплатить ему деньги. «При этом расходы на проведение диагностики оплачиваются страховщиком и не входят в объем страхового возмещения», — говорится в постановлении.
Также потерпевший может потребовать возместить убытки, если станция технического обслуживания «не приступает своевременно к выполнению восстановительного ремонта или выполняет ремонт настолько медленно, что окончание его к (согласованному — ИФ) сроку становится явно невозможным».
Кроме того, потерпевший, согласно документу, имеет право самостоятельно отремонтировать транспортное средство и требовать компенсации убытков со страховой компании «в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения» обязанности по организации и оплате ремонта. Размер компенсации должен быть равен «действительной стоимости восстановительного ремонта», который страховщик должен был организовать и оплатить. При этом в постановлении указывается, что действительная стоимость восстановительного ремонта определяется по рыночным ценам в субъекте РФ с учетом утраты товарной стоимости и без учета износа автомобиля на момент разрешения спора.
Либо потерпевший в случае нарушений со стороны страховщика может пытаться понудить его организовать и оплатить ремонт, либо требовать перечислить ему страховую выплату.
Также в постановлении говорится об обязанности страховщика выдать потерпевшему направление на повторный ремонт в случае выявления недостатков первоначально проведенного.
Какие документы необходимо подать, чтобы получить максимальную сумму по страховке ОСАГО
Виновник в аварии должен предоставить страховщику такой пакет документации:
- Справка из ДПС об инциденте на дороге
- Копия протокола об административном нарушении
- Постановление либо отказ в заведении дела в суде об административном правонарушении в том случае, если они получены ГИБДД
Пострадавший в аварии должен направить страховщику такую документацию:
- Заявление на получение страхового возмещения
- Копии документов на транспортное средство: ПТС, СТС, соглашение страхования, доверенность (если интересы собственника авто представляет заявитель)
- Копия факса или телеграммы, которые подтверждают вызов на осмотр
- Документация, которая подтверждает затраты, которые в результате аварии понёс владелец автотранспорта: расходы на проведение дополнительных экспертиз, почтовые затраты и т.п.
- Копия гражданского паспорта
- Акт об оценке причиненного вреда
Внимание! Страховщик назначает экспертизу полученных дефектов, её осуществляет сертифицированный оценщик. На основе сделанной оценки рассчитывается калькуляция ущерба. В соответствии с ФЗ №40, на протяжении трёх месяцев с момента подачи сторонами полного пакета документации страховщик обязан выплатить пострадавшему страховую компенсацию.
Как оформить европротокол при ДТП в 2023 году?
Извещение о ДТП, выдаваемое страховой компанией, в которой оформлен полис ОСАГО, имеет три листа:
- инструкция по заполнению европротокола;
- бланки участников ДТП в двух экземплярах, первый из которых при заполнении копируется на второй.
При скачивании бланка онлайн потребуется заполнить два экземпляра от руки.
Перечислим правила заполнения европротокола при ДТП, которые являются обязательными для получения страховой выплаты по полису:
- при заполнении бланка с самокопирующейся стороной необходимо заполнять поля шариковой ручкой с достаточным нажимом для получения четкой копии на втором экземпляре;
- поля заполнять следует разборчиво, предпочтительно печатным шрифтом;
- исправлений лучше избегать, но при их наличии необходимо заверять подписями обоих участников аварии.
Европротокол следует заполнять непосредственно на месте аварии обоими водителями сообща, поскольку документ является результатом достигнутых договоренностей и их согласия по поводу обстоятельств и ущерба.
Перечислим все пункты, что необходимо вписать в бланк:
- Адрес места происшествия с указанием города, улицы и ближайшего дома либо перекрестка улиц. Адресом аварии на трассе за пределами населенного пункта будет ее наименование, направление и километр.
- Указывается не только дата ДТП, но и его точное время.
- Европротокол составляется при участии в аварии только двух транспортных средств, поэтому в пункте 3 ставится цифра 2.
- При наличие пострадавших и погибших в результате ДТП необходимо привлекать сотрудников полиции, европротокол предусмотрен только при их отсутствии. В пункте 4 ставятся нули или прочерки.
- Проведение освидетельствования на состояние опьянения провести не представляется возможным, поэтому ставится галочка напротив «Нет».
- Протокол заполняется самостоятельно при отсутствии ущерба имуществу других лиц и автотранспорту, кроме двух сторон, заполняющих протокол, – в поле «Нет» проставляются галочки.
- Если имеются свидетели ДТП, прописываются их имена и контактные данные. При отсутствии свидетелей проставляется соответствующая запись – «Свидетелей нет».
- Сотрудники ГИБДД не привлекались к оформлению, поэтому отмечаем «Нет».
Затем бланк разделяется на три столбца, два крайних из которых заполняются каждым из водителей. Все данные может заполнить один из участников по документам, представленным вторым. Автотранспорт условно разделяется на А и В для удобства обозначения их на схеме.
Для заполнения пунктов с 9 по 12 потребуются следующие документы:
- страховой полис ОСАГО, где указываются данные о транспортном средстве, его владельце и страховой компании;
- удостоверение водителя, находившегося за рулем в момент аварии;
- доверенности на управление этим транспортом (при наличии).
Страховой полис на момент ДТП у каждой из сторон должен быть действующим.
- Стрелкой указывается на соответствующий вид транспорта и место, куда пришелся удар каждому из участников.
- Указывается перечень и характер полученных повреждений. Чем точнее будет заполнен этот пункт, тем меньше вопросов возникнет со стороны страхового агента. Поэтому рекомендуется наиболее подробно описать все видимые повреждения.
- При наличии замечаний, они указываются в этом пункте и скрепляются подписями водителей – участников аварии.
- Средняя колонка отражает полные данные обстоятельств происшествия и заполняется пострадавшими по отдельности в соответствии с точной картиной аварии. В итоговом квадрате ставится цифрой общее количество отметок по каждой из сторон.
- Важным является построение схематического рисунка места ДТП. Обязательно наносятся оба автосредства с указанием соответствующей литеры, ближайшие объекты, а также разметка, знаки и направление движения. Здесь же указываются название улицы или улиц, если это перекресток.
- Пункт для заверения протокола участниками, который удостоверяет отсутствия у сторон разногласий.
Если лицевая сторона обязательно заполняется обоими водителями сообща, то оборотную может оформить каждый самостоятельно в любое другое время. При этом важно учитывать следующие моменты:
- В пункте 1 проставляется отметка в квадрат, соответствующий тому транспортному средству, которое указано на лицевой стороне европротокола;
- Пункт 2 описывает обстоятельства аварии с указанием действий предшествующих ДТП, совершенных во время и после него. При этом излагать необходимо коротко и понятно, без лишних подробностей, но максимально понятно.
- В пункте 3 проставляется отметка о том, кто находился за рулем автосредства во время аварии: собственник или иное лицо.
- Пункты 4 и 5 перечеркивается, потому что участников и потерпевших сторон не более двух.
- В пункте 6 указывается возможность или нет передвигаться на транспортном средстве далее, при отрицательном ответе прописывается местонахождение.
- В пункте 7 указываются дополнительные сведения или сомнения по поводу аварии и ее фиксации.
Внизу страницы ставится подпись водителя, заполнившего оборотную сторону протокола.
Как правильно заполняется извещение?
Прежде чем приступить к написанию европротокола обеими сторонами ДТП обратим ваше внимание на необходимые действия сразу после аварии. Допустим, что вы уже знаете «примитивные» правила первоочередных действий по ПДД.
Но из не очевидных для большинства автолюбителей следует произвести также следующие:
- отфотографируйте место происшествия: общее положение организации дорожного движения (по нему вы будете рисовать схему в европротоколе), дорожные знаки и разметку, расположение автомобилей и повреждения (общим планом и детально),
- запишите номера телефонов очевидцев – в случае проблем с выплатой по европротоколу они вам могут понадобиться,
- пообщайтесь с водителем и установите, что у вас нет разногласий относительно ДТП и что виновник признаёт свою вину (подумайте и сами об этом, если виновный – вы), обоюдно решите, что оба хотите заполнить извещение,
- теперь вам нужно убедиться в подлинности и наличии полиса ОСАГО у второго участника, а также на всякий случай проверить свой; и этому мы посвятим небольшую инструкцию ниже.
Смотрите, какая тема — Какая сумма выплаты ОСАГО выплачивается страховой после ДТП: при европротоколе и максимальная?
- Выплаты ОСАГО не могут быть выше верхних пределов, установленных законом.
- Максимальная сумма при компенсации ущерба автомобилям и имуществу потерпевших в ДТП – 400 тысяч рублей.
- Однако при оформлении аварии по европротоколу суммы другие. По умолчанию здесь лимит составляет 100 тысяч рублей.Но его можно поднять, если выполняются два обязательных условия: нет разногласий по виновности и происшествие оформлено с помощью мобильного приложения «Помощник ОСАГО».
- Если в ДТП есть пострадавшие или погибшие, максимальный размер страховых выплат увеличивается до 500 тысяч рублей. За погибших компенсацию могут получить родственники.
- Тотальная гибель машины предусматривает выплату деньгами, а не ремонтом. И здесь у вас есть высокие шансы получить близкую к максимальной сумме.
- Также полис ОСАГО покрывает утраченный заработок, если пострадавшие в ДТП утратили трудоспособность и лишились дохода.
- Но на практике 2022 года страховые выплачивают гораздо меньше лимита. Это связано с методикой расчёта возмещения, неактуальными ценами в справочниках РСА, износом до 50% и погрешностью при определении итоговой суммы.
- В итоге выплаченных страховщиком денег не хватает для качественного ремонта машины.Что делать дальше – зависит от ваших целей. Если страховая насчитала мало, можно довзыскать с неё оставшуюся сумму. Но, с другой стороны, можно потребовать разницу с виновника ДТП.
- Страховой полис покрывает не все риски. Исключений предостаточно, мы их перечислили в статье.
С появлением ФЗ Об ОСАГО обязательства по возмещению ущерба пострадавшим в ДТП ложатся на страховые компании. Однако существуют максимальные суммы, сверх которых страховщик не заплатит. Для возмещения ущерба транспортным средствам – 400 000 рублей, жизни и здоровья пострадавших в ДТП людей – 500 000 рублей.
Существует также отдельный лимит на выплаты, если авария оформлялась по европротоколу. В зависимости от условий эти суммы могут составлять от 100 до 400 тысяч рублей. Вот только максимум получают лишь единицы – страховые любят урезать выплаты по ОСАГО. А на фоне подорожания запчастей это уже является настоящей проблемой.
Ещё могут отказать в возмещении, ссылаясь на не страховой случай. Что делать в этих случаях потерпевшим, какую сумму вреда покрывает полис ОСАГО, сколько реально можно получить, а также есть ли шанс довзыскать выплаты с виновника ДТП – традиционно обсудим в сегодняшней статье.