Как проходит исполнительное производство?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как проходит исполнительное производство?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Взыскатель заинтересован в быстром получении денег со своего должника. Государство, наделяющее приставов полномочиями по принудительному удержанию, также стремится сократить сроки ведения дел, заставляя неплательщика рассчитаться по долгам.

Исполнительский сбор у судебных приставов: что это и можно ли его не платить

Исполнительный сбор — это штраф, принуждающий должника серьезнее относиться к своим обязательствам по кредитам и иным займам. Если дело дошло до такого рода сборов, нужно скорее искать решение для выхода из ситуации, иначе не за горами ограничение выезда за границу и иные меры по взысканию долгов.

Порядок действий кредитора следующий: если он исчерпал все возможности взаимодействия с должником, он подает иск в суд.

Если судья вынес решение не в пользу ответчика, а в пользу истца-кредитора, у истца есть 30 дней для обжалования решения, чтобы иск был передан в вышестоящую инстанцию — чаще всего в этой роли выступает арбитражный суд. Но часто случается, что истец не обжаловал в этот срок решение суда.

Поэтому по истечении 30-ти дней судебное решение вступит в силу. Банк-кредитор, юридическое или физическое лицо, выступающее истцом, получит исполнительный лист, с помощью которого может быть открыто исполнительное производство.

Когда у физического лица открывается исполнительное производство в связи с непогашенной задолженностью, по закону ему предоставляется небольшой льготный срок для закрытия производства у ФССП.

Этот срок зависит от характера исполнения: если оно относится к категории немедленных, долг нужно погасить в течение суток с момента уведомления гражданина об открытии исполнительного листа в ФССП (норма закреплена статьей 112 закона № 229-ФЗ); в остальных случаях, за редким исключением, дается 5 суток. Отсчет срока начинается со дня уведомления физлица об открытом исполнительном производстве.

Справка: есть способ законно «продлить» этот срок. Согласно п.2.3.3 Письма ФССП России от 08.07.2014 N 0001/16 «Методические рекомендации о порядке взыскания исполнительского сбора», на добровольное погашение долга выделяется от 1 до 5 рабочих дней, а не календарных.

Это значит, что в 2020 году есть возможность прибавлять к этому сроку все выходные и праздничные дни, выпавшие на даты погашения.

Так, например, если уведомление об открытом исполнительном листе пришло физлицу 31 апреля, фактически у него имеется не 5 дней для оплаты, а 7 дней и более в зависимости от выпадения выходных, поскольку 1 нерабочий день у должника гарантированно имеется — это праздник 1 мая.

В случае, если должник так и не произвел погашение долгов в течение установленного срока по неуважительной причине, т.е. не по объективным обстоятельствам, в его адрес выписывается исполнительский сбор.

Так называется наложение штрафной меры, назначаемое при просрочке сроков погашения по исполнительному листу. Ее нужно оплатить отдельно от суммы самого долга. Выписывает этот штраф Федеральная Служба Судебных Приставов и она же в дальнейшем взыскивает долг вместе со штрафом.

Эта и другие нормы определены действующим законодательством РФ, а именно — Федеральным Законом от 02.10.1997 № 229-ФЗ.

Сколько придется заплатить за исполнительский сбор должнику

Данный сбор имеет четкую механику расчета. Так, каждый должник, не удовлетворивший требования по исполнительному документу добровольно в выделенный для этого пятидневный срок, обязан заплатить исполнительский сбор в размере 7% от суммы долговых обязательств. При этом, его сумма не может быть меньше 1 000 рублей для физических лиц, а для юридических лиц 10 000 рублей.

В случае неимущественного характера требований взыскателя, исполнительский сбор составляет твердую сумму — 5 000 рублей для физических лиц, для юридических же лиц данная сумма составляет 50 000 рублей.

За неисполнение судебного акта исполнительский сбор начисляется единожды. В случае неуплаты периодических платежей исполнительский сбор взыскивается в расчете от суммы каждого из платежей по-отдельности.

Оплачивается же сбор точно так же, как и сам долг. Реквизиты остаются теми же.

Виды расходов физических и юридических лиц

Вопрос возмещения затрат граждан, которые были понесены во время слушаний в суде по определенному делу регулирует ФЗ-229 «Об исполнительном производстве». Статья № 116 Закона утверждает разновидности расходов на разные цели. Их разрешено покрыть за счет бюджета РФ или самого должника:

  • Отправка вещей и предметов должника по адресам, хранение и продажа движимого и недвижимого имущества должника.
  • Оплата услуг, оказываемых лицами, которые привлекались к участию в заседаниях судебного органа. Это могут быть переводчики, курьеры, регистраторы, сотрудники юридических консультаций и персонал иных компаний.
  • Розыскные действия с целью обнаружения местоположения должника и его недвижимости, иной собственности.
  • Регистрационные действия прав, совершенные за гражданина в Росреестре и иных организациях, отвечающих за учет имущественных активов граждан.
  • Затраты на демонтаж незаконно возведенного здания или проведению в нем ремонта, перепланировки и т.п.

Документальное подтверждение затрат

Расходы по совершению исполнительных действий – юридическое понятие, которое имеет в виду наличие доказательной базы. Эта база содержит комплект документации, к ней относятся справки, подтверждающие затраты на следующие действия во время хода судебного слушания:

  • Оценка имущества гражданина, арестованного или находящегося под залогом.
  • Оценка имущественного права с составлением акта о приемке работ.
  • Хранение имущества, находящегося под арестом, в течение определенного периода.
  • Перевозка имущества, транспортные расходы.
  • Перевод документов на иностранном языке, которые потребовались в процессе судебного заседания.
  • Оплата проезда, аренда квартиры, суточные расходы.
  • Платежные обязательства: предоставляются чеки, квитанции, платежные поручения.
  • Строительные работы: демонтаж зданий и сооружений или устранение технических неполадок на строительном объекте.
  • Регистрационные действия в отношении имущества в органах государственной регистрации.

Порядок возмещения расходов по совершению исполнительных действий

Возмещение расходов по совершению исполнительных действий регулируется ст. 117 Закона об исполнительном производстве.

По общему правилу расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет должника.

Читайте также:  Налоговый вычет за обучение

В порядке исключения из этого правила Закон предусматривает отнесение понесенных расходов по совершению исполнительных действий на счет федерального бюджета.

В случае прекращения исполнительного производства ввиду отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, или на основании отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство.

Статьей 85 Закона об исполнительном производстве предусмотрено, что судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества.

Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика. Ранее действовавший Закон об исполнительном производстве предусматривал аналогичное правило, при применении которого существовало две точки зрения.

Одни судебные приставы- исполнители в случае оспаривания взыскателем оценки, произведенной приставом, в последующем относили расходы по привлечению специалиста-оценщика на должника, руководствуясь общим правилом о том, что все расходы по совершению исполнительных действий ложатся на должника.

Другие приставы отказывались это делать, руководствуясь тем, что нормой об оценке имущества должника установлено специальное правило, относящее расходы по привлечению специалиста-оценщика на соответствующую сторону исполнительного производства.

Расходы по совершению исполнительных действий производятся взыскателем за счет средств федерального бюджета, а после совершения соответствующих исполнительных действий взыскиваются с должника.

Ранее действовавший Закон предусматривал предварительное авансирование расходов по совершению исполнительных действий взыскателем. В новом Законе термин «авансирование» не используется, но тем не менее расходы предварительно могут быть понесены, например, взыскателем, а затем взыскиваются с должника.

Для возмещения понесенных расходов судебному приставу-исполнителю должно быть представлено заявление и в необходимых случаях должен быть произведен соответствующий расчет понесенных расходов.

Судебный пристав- исполнитель перед вынесением постановления о взыскании расходов по совершению исполнительных действий с должника должен проверить правильность проведенных расчетов и при завышенном размере сумм снизить их.

В необходимых случаях судебный пристав-исполнитель обращается к нормативным документам. Так, ст. 60

  • Закона об исполнительном производстве предусматривает, что размер компенсации расходов, понесенных понятым в связи с исполнением обязанностей понятого, определяется Правительством РФ.
  • Взыскание с должника расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета в случаях, предусмотренных Законом об исполнительном производстве, а также возмещение расходов лицу, которое их понесло, производятся на основании постановления судебного пристава-исполнителя, утвержденного старшим судебным приставом (или его заместителем).
  • Постановление судебного пристава-исполнителя о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий исполняется без возбуждения по нему отдельного исполнительного производства до окончания исполнительного производства, в ходе которого оно вынесено.

После окончания основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по вынесенному и неисполненному постановлению о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий (ст. 30 Закона об исполнительном производстве).

Судебный пристав-исполнитель также вправе одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, за исключением прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным п. 4 и 5 ч. 2 ст.

43 Закона об исполнительном производстве, возбудить исполнительное производство по не исполненному полностью или частично постановлению о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий (ст.

Особенности ведения сводного исполнительного производства и его значение для практики

Опыт показывает, что взыскатели порой имеют весьма туманное представление о сводном исполнительном производстве. Это неудивительно, так как сводное исполнительное производство — объект весьма специфичный и лучше всего его можно понять, когда ведешь его сам.

Но поскольку не у всех есть возможность и необходимость вести сводное исполнительное производство лично, давайте разбираться вместе.

Прежде всего, хотелось бы отметить, что наиболее распространенной ошибкой является понимание сводного исполнительного производства как некого нового исполнительного производства, которое возникает, вместо объединенных в него исполнительных производств. Из этой ошибки появляются требования в жалобах: «окончить сводное исполнительное производство» и т.п.

На самом деле, сводное исполнительное производство это не новое единое исполнительное производство. В сводном исполнительном производстве объединенные исполнительные производства по-прежнему остаются самостоятельными – они самостоятельно могут быть окончены,прекращены, приостановлены при наличии законных оснований.

К сводному исполнительному производству присоединяются новые исполнительные производства, из сводного исполнительного производства исключаются исполнительные производства, в случая их окончания или прекращения.

Если, например, по какому-то самостоятельному исполнительному производству отзывается взыскателем исполнительный документ, то данное исполнительное производство оканчивается и со сводным исполнительным производством ничего не происходит, никаких отдельных специальных постановлений не выносится.

Сложней ситуация, когда оспариваются действия и заявитель жалобы просит приостановить сводное исполнительное производство. Здесь много зависит от конкретных фактических обстоятельств дела. Если оспаривается арест имущества в пользу всех взыскателей, то возможно приостановление всего сводного исполнительного производства. Если же оспаривается что-то касающееся конкретного исполнительного производства (например – законность выдачи исполнительного документа, зачет встречных однородных требований между должником и взыскателем), то приостановление всего сводного исполнительного производства нарушит права других взыскателей на получение присужденного с должника.

В данном случае должно быть приостановлено конкретное исполнительное производство, в рамках которого оспариваются те или иные процессуальные действия. Причем исполнительное производство может также быть приостановлено как полностью, так и в части (например, в части передачи на реализацию арестованного имущества, оценка которого оспаривается). Приостановление исполнительного производства полностью или в части предусмотрено статьями 39 и 40 Закона об исполнительном производстве.

Расходы по совершению исполнительных действий

Понятие расходов по совершению исполнительных действий

Расходами по совершению исполнительных действий являются затраченные на организацию и проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения денежные средства федерального бюджета.

Следует отметить, что действующая ст. 116 Закона об исполнительном производстве не является нововведением, скорее, это возврат к прошлому, так как в ст. 367 ГПК РСФСР уже содержалась норма, согласно которой исполнительные действия совершались за счет государства.

Если судебному приставу-исполнителю необходимы денежные средства на совершение каких-либо исполнительных действий, например, восстановление или получение документов, составление документации на объекты недвижимости и др., то он обращается к старшему судебному приставу, который пишет заявку на имя главного судебного пристава субъекта РФ о том, что на совершение исполнительных действий требуются денежные средства. Отчетными документами будут счета-фактуры, накладные и т.д.

К расходам по совершению исполнительных действий помимо денежных средств, затраченных из федерального бюджета, относятся также денежные средства взыскателя и иных лиц, участвующих в исполнительном производстве (ст. 48.116 Закона об исполнительном производстве).

К иным лицам, участвующим в исполнительном производстве, чьи денежные средства могут быть израсходованы в процессе совершения исполнительных действий, относятся:

а) лица, непосредственно исполняющие требования, содержащиеся в исполнительном документе;

Читайте также:  Социальная пенсия в Москве в 2023 году: размер и получение

б) иные лица, содействующие исполнению требований, содержащихся в исполнительном документе (переводчик, понятые, специалист, лицо, которому судебным приставом-исполнителем передано под охрану или на хранение арестованное имущество, и др.).

К расходам можно отнести расходы по проезду к месту совершения исполнительных действий, вознаграждение за отвлечение от работы и т.д.

Перечень расходов на совершение исполнительных действий не является исчерпывающим. Однако на практике возникают ситуации, разрешение которых происходит неоднозначно. Так, в процессе исполнения исполнительного документа могут совершаться любые исполнительные действия, которые впоследствии должны быть компенсированы должником в порядке, предусмотренном ст. 117 Закона об исполнительном производстве. К таким действиям судебные приставы-исполнители относят снабжение судебного пристава-исполнителя канцелярскими принадлежностями, типографское изготовление бланков документов, необходимых при исполнении, почтовые расходы.

Отметим, что судебная практика не всегда с этим согласна. Существуют решения как о незаконности отнесения канцелярских расходов к расходам по совершению исполнительных действий, так и об отказе в удовлетворении жалоб на действия судебного пристава-исполнителя, которые взыскивали с должника канцелярские расходы.

Все затраты, понесенные взыскателем и иными лицами, участвующими в исполнительном производстве, на совершение исполнительных действий, должны быть документально подтверждены и согласованы с судебным приставом-исполнителем.

Расходы по совершению исполнительных действий взыскиваются с должника — это общее правило возмещения расходов, так как по вине должника, не исполнившего в добровольном порядке исполнительный документ, возбуждается исполнительное производство.

В случае отмены судебного акта, на основании которого был выдан исполнительный документ, а также отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство, в порядке, предусмотренном п. 4 и 5 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве, должник не будет нести каких-либо расходов по совершению исполнительных действий. Указанное положение ст. 117 Закона об исполнительном производстве гарантирует защиту прав должника при незаконном вынесении судебного акта. В данном случае все расходы по совершению исполнительных действий относятся на счет федерального бюджета.

Постановление о взыскании расходов по совершению исполнительных действий

Постановление судебного пристава-исполнителя является исполнительным документом. Указанное положение согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 30 июля 2001 г. № 13-П соответствует Конституции РФ. Таким образом, взыскание расходов по совершению исполнительных действий, отнесение их на счет федерального бюджета и возмещение лицу, которое их понесло, производится путем вынесения постановления судебным приставом-исполнителем, утверждаемого старшим судебным приставом.

Юридически значимые действия судебного пристава-исполнителя оформляются в виде письменного постановления. Данное правило обеспечивает возможность контроля действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя вышестоящими органами и должностными лицами, а также способствует защите прав лиц, участвующих в исполнительном производстве, путем обжалования соответствующих постановлений. В случае если взыскатель, должник или иное лицо не согласны с постановлением судебного пристава-исполнителя о взыскании расходов, они имеют право в течение 10 дней ею оспорить в судебном порядке через суд, в районе деятельности которого исполняет свои обязанности судебный пристав-исполнитель. Заявление об оспаривании рассматривается в судебном заседании, а по результатам рассмотрения принимается решение суда.

Варианты завершения производства

Основания для закрытия исполнительного производства указаны в Федеральном законе № 229-ФЗ. Выделим наиболее распространенные причины для окончания дела:

  • фактическое исполнение, т.е. полное погашение задолженности или удовлетворение других требований взыскателя;
  • смерть взыскателя или должника, если законом не допускается правопреемство или наследование;
  • ликвидация организации-должника;
  • невозможность исполнения по причине отсутствия сведений о должнике, имущества и доходов (это не лишает взыскателя возможности повторно обращаться в ФССП);
  • отмена исполнительного документа по жалобе должника, иных лиц;
  • другие основания, указанные в законе.

Факторы, влияющие на отказ в возбуждении и отмену исполнительного производства

Бывают случаи, что судебные приставы отказывают в возбуждении исполнительного производства. Одним из таких случаев является несоответствие требованиям исполнительного листа. Данный вопрос регламентирует статья №13 закона 229-ФЗ.

В исполнительном документе обязательно должны быть указаны следующие критерии:

  • наименование суда, который принял решение о назначении исполнительного документа
  • наименование дела и материалов, на основании которого вынесено решение суда (в том числе, исполнительный лист). Проще, в юридических кругах, данная документация называется «документы-основания».
  • дата принятия судебного акта;
  • дата вступления в законную силу;
  • сведения о должнике. А именно:
    1. Фамилия, имя, отчество без сокращений;
    2. Дата рождения полностью;
    3. Место рождения – так, как указано в паспорте (а не со слов субъекта или на основании иных документов);
    4. Адрес регистрации либо место пребывания – данные сведения должны быть зафиксированы на основании данных паспорта или официальной справки о временной регистрации субъекта;
    5. Если должником является индивидуальный предприниматель, то его ИНН.

Также судебный пристав может вынести постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства в течение трех рабочих дней после получения исполнительного листа в случаях, если:

  • исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя;
  • заявление не подписано взыскателем;
  • исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий;
  • исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, но исполнительное производство по нему было прекращено (при том, что вышел срок повторной подачи заявления на возобновление процесса).

Что важно, судебный пристав-исполнитель обязан не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, оповестить о своем решении взыскателя. При этом он должен приложить копию постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства со всеми поступившими документами, и направить их также в суд.

Комментарии к статье 112 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ

Суть исполнительского сбора

По сути, исполнительский сбор представляет собой меру принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства; он является не правовосстановительной санкцией, обеспечивающей исполнение должником обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, а санкцией штрафного характера (на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности за совершенное им в процессе исполнительного производства правонарушение), которой присущи признаки административной штрафной санкции (он имеет фиксированное, установленное федеральным законом денежное выражение, взыскивается принудительно, оформляется постановлением уполномоченного должностного лица, взимается в случае совершения правонарушения, а также зачисляется в бюджет, средства которого находятся в государственной собственности). (извлечение из определения Конституционного Суда РФ от 01.04.2008 N 419-О-П).


В пп. 74 – 79 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50 «О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства» содержатся следующие разъяснения:

Уменьшение исполнительского сбора, освобождение должника от его взыскания

Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного частью 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.

Читайте также:  16.03.2023 Повышение пенсии военным пенсионерам в 2023 году

Поскольку суд не связан основаниями и доводами требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя, он вправе установить обстоятельства, свидетельствующие о необходимости уменьшить размер исполнительского сбора, освободить должника от его взыскания на основании исследованных в судебном заседании доказательств, даже если стороны на данные обстоятельства не ссылались (части 6, 7, 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве, часть 3 статьи 62 КАС РФ, часть 4 статьи 200 АПК РФ).

Уменьшение судом размера исполнительского сбора не влечет за собой признания постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора незаконным. Это постановление считается измененным соответствующим образом (часть 9 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Основания для освобождения должника от взыскания исполнительского сбора

При применении положений пункта 7 статьи 112 Закона об исполнительном производстве об освобождении должника от взыскания исполнительского сбора судам следует исходить из того, что основанием освобождения субъекта предпринимательской деятельности от взыскания могут являться только обстоятельства непреодолимой силы (пункт 3 статьи 401 ГК РФ).

Иные лица могут быть освобождены от уплаты исполнительского сбора исходя из положений пункта 1 статьи 401 ГК РФ, если они приняли все меры для надлежащего исполнения содержащегося в исполнительном документе требования. Если такие меры не принимались, то отсутствие у должника, в том числе органа государственной (муниципальной) власти или бюджетного (муниципального) учреждения, необходимых средств для выполнения требований исполнительного документа само по себе не является основанием для освобождения от уплаты исполнительского сбора.

Должник не может быть освобожден от уплаты исполнительского сбора, даже если требования исполнительного документа были в полном объеме исполнены им сразу после истечения срока для добровольного исполнения, однако такие действия должника с учетом объективных причин задержки исполнения могут учитываться судом при разрешении требований должника об уменьшении размера исполнительского сбора, но не более чем на одну четверть.

Исполнительский сбор при частичном исполнении должником исполнительного документа, при рассрочке исполнения

При частичном исполнении должником исполнительного документа по имущественным взысканиям, а также при рассрочке исполнения исполнительного документа исполнительский сбор должен быть исчислен исходя из величины неисполненных (просроченных) требований на день, следующий за днем окончания срока для добровольного исполнения исполнительного документа.

Если должником не исполнено несколько имущественных и/или неимущественных требований, в том числе содержащихся в одном исполнительном документе, в силу части 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор устанавливается в отношении каждого из неисполненных требований.

Исполнительский сбор рассчитывается только от подлежащей взысканию суммы без учета требования об обращении взыскания на залог

Если в исполнительном документе одновременно указаны подлежащая взысканию денежная сумма в связи с неисполнением должником обеспеченного залогом обязательства и требование об обращении взыскания на заложенное имущество, то при неисполнении должником в установленный для добровольного исполнения срок требования о взыскании денежных средств судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора, размер которого рассчитывается только от подлежащей взысканию суммы (части 2, 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительский сбор при наличии только требования об обращении взыскания на заложенное имущество

Когда в исполнительном документе содержится одно требование об обращении взыскания на заложенное имущество, в постановлении о возбуждении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель предлагает должнику в срок для добровольного исполнения представить документы, необходимые для реализации имущества, обеспечить доступ к имуществу для составления акта описи имущества или совершить иные действия, необходимые для обращения взыскания на заложенное имущество по такому исполнительному документу.

Несовершение должником указанных действий без уважительных причин в установленный срок является основанием для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, размер которого определяется по правилам, установленным для исполнительных документов неимущественного характера (часть 3 статьи 112 Закона об исполнительном производстве).

Исполнительский сбор подлежит взысканию с правопреемника должника-организации и не подлежит взысканию с правопреемника должника-гражданина

По смыслу части 1 статьи 112 Закона об исполнительном производстве исполнительский сбор обладает свойствами административной штрафной санкции, при применении которой на должника возлагается обязанность произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им правонарушением в процессе исполнительного производства.

Что такое исполнительский сбор у судебных приставов

Давайте разберемся с основным терминами и понятиями, с которыми вы столкнетесь в данной статье, итак:

Исполнительский сбор — это денежное взыскание, которое накладывается приставами. Сбор является аналогом штрафа, который назначается только за несоблюдение должником срока добровольного исполнения решения суда.

Исполнительное производство — это процесс принудительного исполнения судебных актов, выполняемый судебными приставами. В ходе этого процесса пристав может накладывать арест на банковские счета и имущество, обращать взыскание за зарплату и иные доходы, объявлять должника в розыск, принимать иные меры воздействия. Производство начинается после получения приставом заявления и исполнительных документов, а прекращается после погашения долга или исполнения иных предписаний суда.

Исполнение требований исполнительного документа в принудительном порядке зачастую не обходится без определенных материальных взысканий и затрат. В этой связи законодательство об исполнительном производстве содержит правовые механизмы, позволяющие взыскать с должника исполнительский сбор (ст. 112), и расходы по совершению исполнительных действий (гл. 16). Теория исполнительного права объединяет эти два понятия и определяет их как исполнительные расходы.

Взыскание исполнительных расходов, как правило, производятся с должника. В строго установленных законом случаях они возмещаются за счет средств федерального бюджета. Такая нормативная регламентация не случайна, поскольку в силу специфики правоотношений в исполнительном производстве должник — обязанное лицо, ставшее таким на основании вступившего в законную силу судебного акта или акта иного органа или должностного лица.

В этой связи назначение исполнительных расходов состоит прежде всего в том, чтобы дисциплинировать поведение должника, направив все его действия на добровольное исполнение требований исполнительного документа. В противном случае должник претерпевает правовые последствия в виде штрафных санкций, к которым, в частности, относится исполнительский сбор, а также компенсирует расходы по совершению исполнительных действий.

Исполнительные расходы также призваны возместить затраты государства, понесенные в связи с принудительным исполнением требований исполнительных документов.

Исполнительные расходы, как указывалось ранее, состоят из исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *