В чем отличия между административным правом и гражданским, есть ли разница
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «В чем отличия между административным правом и гражданским, есть ли разница». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Совокупность правовых норм, регулирующих общественные, в том числе имущественные отношения в сфере государственно-управленческой деятельности, называется административным правом (АП). Это одна из главных отраслей правовой системы государства. Нормы права, регулирующие административно-правовые отношения, представлены в Кодексе РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ), федеральных, республиканских законах, а также в правовых актах органов власти и местного самоуправления.
Особенности административного права
Особенности АП:
- предмет — общественные, в том числе имущественные правоотношения в области государственного и муниципального управления;
- деятельность — регулирование общественных, в том числе имущественных правоотношений согласно АП;
- главный метод — императивный (государство и органы власти издают правила, которым должны подчиняться субъекты взаимоотношений);
- принципы — равенство, справедливость, презумпция невиновности, принцип вины и законности, недопустимость повторного наказания за одно и то же правонарушение;
- функции — регулятивные (установление полномочий, обязанностей, запретов) и охранительные (контроль соблюдения установленных правил);
- субъекты — физические и юридические лица, которые являются участниками правоотношений;
- объекты — общественные (социальные, культурные, экономические, политические) отношения, которые регулируются нормами АП и охраняются мерами АП.
Все отрасли права тесно взаимосвязаны друг с другом. Однако, каждая из них имеет свою специфику и область применения.
Отличие гражданского права от административного.
Основные параметры | Административное право | Гражданское право |
Предмет | Управленческие отношения, сформированные в ходе организации и деятельности исполнительной власти. | Имущественные и связанные с ними корпоративные и неимущественные отношения. |
Метод | Императивный. | Диспозитивный. |
Способ судебной защиты | В рамках административного дела, возбуждаемого по инициативе государственного органа. | В рамках гражданского дела, возбуждаемого по инициативе юридического или физического лица. |
Функции | Установление полномочий, запретов и обязанностей. | Регулирование взаимоотношений. |
Объекты | Экономические, культурные, социальные отношения. | Услуги, имущество, работа, нематериальные блага, интеллектуальная деятельность. |
Общие и отличительные черты норм гражданского и административного права
Основное отличие гражданского права от административного заключается в том, что участники правоотношений в первом имеют равный статус и взаимодействуют в диспозитивном регулировании. Субъекты административно-правовых отношений часто имеют различные статусы (одни субъекты подчинены, ответственны перед другими) и взаимодействуют во многих случаях в императивном регулировании.
Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов государственной власти. Гражданское право стремится обеспечить возможность участия в правовых отношениях преимущественно частных лиц.
Во многих случаях гражданско-правовые отношения могут быть реализованы только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом. Например, когда речь идет о подписании договоров между юридическими лицами. Их участники, прежде чем заключать контракты в том или ином статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные компании. Эта регистрация происходит в рамках административного права.
Определив разницу между гражданским и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.
В силу общего принципа, закрепленного в части 1 статьи 1 АПК РФ, дела, возникающие из административных и иных публичных отношений и связанные с судебной проверкой законности и правомерности осуществления государственной или иной публичной власти, подлежат рассмотрению в судах общей юрисдикции в порядке административного судопроизводства.
После вступления в силу КАС РФ актуальным является вопрос о том, какие виды споров, разрешаемых в судах общей юрисдикции, носят гражданско-правовой характер и не могут быть рассмотрены в порядке административного судопроизводства.
Дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в которых один из участников правоотношений осуществляет распорядительные и иные публичные полномочия по исполнению и применению законов и нормативных правовых актов в отношении другого участника, признаются административными делами по КАС РФ.
В соответствии с частью 4 статьи 1 КАС РФ и частью 1 статьи 22 ГПК РФ, учитывая, что гражданские права и обязанности возникают, в частности, из актов государственных органов и органов местного самоуправления, споры о признании таких актов недействительными (незаконными), если их применение привело к возникновению, изменению или прекращению гражданских прав и обязанностей, не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном КАС РФ.
Наибольшие трудности при выборе соответствующих судебных процедур возникают в случаях, когда частные лица оспаривают решения, действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления.
Ключом в данном подходе к определению вида судебной процедуры является отнесение или неотнесение судом спорных правоотношений к публично-правовым отношениям.
В значительном количестве ситуаций для правильного определения вида разбирательства при выборе между процедурами КАС РФ и ГПК РФ применяются вышеуказанные критерии разграничения частноправовых и публично-правовых споров.
Согласно действующей судебной практике, институциональные и процессуальные условия для реализации права на механизмы доступа к правосудию должны не только предотвращать ненужные задержки в рассмотрении дел, но и отвечать требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств правовой защиты, и тем самым обеспечивать справедливость судебного решения.
Исходя из вышеизложенного, судья суда первой инстанции, придя к выводу, что заявление, поступившее к нему в постановлении о возбуждении административного производства, подлежит рассмотрению в порядке гражданского судопроизводства, должен сам при решении вопроса о его удовлетворении руководствоваться теми процессуальными нормами, которые регулируют порядок рассмотрения исков такого рода, если нет других препятствий для рассмотрения дела в том же суде в ином судебном порядке».
о стандартах доказывания в российском праве, побудило написать следующую чисто умозрительную мешанину по вопросам применимых стандартов доказывания в спорах о причинении вреда.
Вопрос в том, имеет ли право в данном случае лицо Б предъявить иск лицу А о возмещении ущерба.
Я предлагаю обратиться к таблице ниже:
Стандарт доказательства — «вне разумных сомнений».
Сомнение толкуется в пользу обвиняемого (статья 1.5(4) ЗоЗПП).
Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье (п. 3 ст. 1.5 Коллективного трудового договора РФ).
Стандарт доказывания «баланс вероятностей»/»внутреннее убеждение».
Ссылаясь на федеральное законодательство и статью 4 КАС, можно отметить, что любое лицо, которому чинят препятствия в осуществлении его законных прав, свобод и интересов, имеет право на обращение в суд. Это право также возникает, когда на лицо необоснованно наложено обязательство. В суд можно обращаться как в своих интересах, так и для защиты других лиц.
Не каждое действие государственного органа может быть обжаловано в суде, предмет жалобы часто ограничивается двумя элементами.
В данном случае целью административного производства является защита субъективных прав отдельных граждан от незаконного вмешательства государственных органов в их законные права.
Суд в течение пяти дней принимает решение о приемлемости иска. На стадии возбуждения административного дела судья имеет право издать одно из трех распоряжений:
Условия предъявления встречного иска изложены в статье 131 КАС РФ, данная норма была создана законодателем по аналогии со статьей 137 ГПК РФ.
В соответствии со статьей 17 АПК РФ административные дела, связанные с защитой нарушенных прав, свобод и интересов, а также с контролем за законностью и обоснованностью осуществления государственной власти, подсудны судьям мировых судов, районных судов и Верховного Суда Российской Федерации.
Следует отметить, что большинство административных дел рассматривается в районных судах (ст. 19 КАС РФ).
С момента принятия административного иска к производству и возбуждения дела начинается подготовка к судебному разбирательству, а судья выносит решение.
Стадия подготовки к судебному разбирательству является обязательным этапом рассмотрения административного дела, который обеспечивает правильное и своевременное рассмотрение дела.
Задачи подготовительной стадии не обозначены законодателем в Кодексе административного судопроизводства. Исходя из анализа главы 13 Судебно-административного процессуального кодекса, можно выделить следующие задачи подготовки административного дела к судебному разбирательству:
На этом этапе судья действует самостоятельно, выполняя несколько действий, иногда разделенных на взаимосвязанные группы. Совокупность процессуальных действий, совершаемых на стадии подготовки дела к судебному разбирательству, складывается из действий судьи и лиц, участвующих в деле.
Существуют четыре группы действий, которые юридически значимы для подготовки административного дела к судебному разбирательству. К ним относятся:
Законодатель не устанавливает конкретного срока для подготовки к судебному разбирательству. Судья сам устанавливает срок для подготовки административного дела к судебному разбирательству, принимая во внимание обстоятельства, относящиеся к конкретному делу, и процессуальные действия, которые необходимо предпринять. Следует отметить, что этот срок не должен превышать двух месяцев со дня поступления административного дела, если иные сроки рассмотрения и разрешения административного дела не установлены в КАС. Например, для рассмотрения административных дел в Верховном суде РФ был установлен иной срок — до трех месяцев.
При подготовке дела к судебному разбирательству судья имеет право провести предварительное слушание, которое назначается в случае необходимости установления обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела. Предварительное слушание также проводится для определения полноты доказательств по делу, установления факта пропуска срока подачи административной жалобы в суд и рассмотрения возможности урегулирования спора мирным путем до перехода к стадии судебного разбирательства.
Гражданское или административное право, в чем разница?
В гражданском праве также существуют ограничения и запреты, но они направлены на защиту прав и интересов других лиц.
Если нарушены права других участников, лицо, причинившее ущерб, несет ответственность в размере причиненного ущерба и упущенной выгоды.
Штрафы и пени могут устанавливаться в договорах в качестве средства обеспечения исполнения договора. Виновные лица обязаны возместить ущерб добровольно или по решению суда.
Административное законодательство широко использует систему административных наказаний, таких как штрафы, ограничения и лишения прав и свобод, вплоть до административного ареста. Право налагать штрафы принадлежит судам и другим уполномоченным органам.
Дата публикации: 20.11.2017 2017-11-20
Статью просмотрели: 4425 раз
Например, юридическая обязанность детей содержать своих родителей, которая возникает при наступлении определенных законом обстоятельств, точно выражена в денежной сумме, которую дети должны выплачивать своим родителям.
Напротив, в отсутствие установленных законом обстоятельств, денежная помощь, которую дети фактически окажут своим родителям, не может быть выражена столь точно.
Таким образом, основанием дисциплинарной ответственности является дисциплинарный проступок, административной ответственности — административный проступок, гражданской ответственности — гражданский проступок, а уголовной ответственности — уголовный проступок. Уголовная ответственность наступает за деяние, запрещенное уголовным законом.
Уголовное законодательство Российской Федерации в статье 8 Уголовного кодекса Российской Федерации признает в качестве основания уголовной ответственности
«совершение деяния, содержащего все признаки состава преступления, предусмотренного настоящим Кодексом».
Соотношения между этими отраслями права также тесно связаны, что определяется тем, что они часто имеют общий объект регулирования (например, имущественные отношения, возникающие в экономической сфере). Имущественные отношения могут регулироваться как гражданским, так и административным правом. В этом случае разницу между этими отраслями права следует искать в соответствующих методах правового регулирования.
Гражданское право регулирует такие имущественные отношения, в которых стороны равны (большинство из них).
Соответствие.
Положения административного права регулируют отношения между соответствующими органами, имеющими право управлять государственной собственностью, государственными предприятиями и учреждениями, которым эта собственность была выделена.
Следовательно, вопросы, касающиеся понимания организационных отношений как предмета гражданского права, становятся все более актуальными в украинском гражданском праве.
В отечественной правовой доктрине к определяющим признакам гражданских организационных отношений относятся: 1) организационные отношения состоят из организационной деятельности, направленной на упорядочение организованных отношений; 2) объектом этих отношений является упорядочение деятельности участников организованных отношений, которое иногда называют «юридической процедурой».
Уточняется, что учреждения и организации, имеющие право на получение копий с законного хранения, не могут напрямую подавать иски к издателям на копии соответствующих публикаций.
По мнению сторонников данной позиции, рассматриваемое право не является гражданским правом и не может быть защищено способом, установленным для защиты гражданского права.
Такое право может быть реализовано только путем обращения в соответствующие органы исполнительной власти, контролирующие издательскую деятельность.
Учитывая критерии квалификации гражданско-правовых отношений и их отличие от общественных отношений, трудно согласиться с таким подходом.
Возникновение указанной обязанности издателя в силу прямого указания закона не доказывает административно-правовую природу этих отношений и не отрицает их как разновидность гражданских отношений.
В разделе «Финансовое право» на вопрос автора Мигеля о том, чем предмет финансового права отличается от предмета гражданского и административного права, лучший ответ — Административное право тесно связано со всеми отраслями российского права, и прежде всего с конституционным (государственным) правом.
Нормы, выраженные в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составе Российской Федерации, уставах субъектов Российской Федерации и федеральных конституционных законах, непосредственно регулируют общественные отношения в сфере государственного устройства, взаимоотношения человека и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
С другой стороны, административное право отличается от других отраслей права объектом регулирования. Он регулирует управленческие отношения, то есть отношения, возникающие преимущественно в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства.
Сфера регулирования административного права охватывает широкий круг общественных отношений, складывающихся в общественно-политической, социально-культурной и экономической жизни страны.
Таким образом, организационные отношения между строительной компанией и органом государственного управления по поводу получения концессии связаны с имущественно-стоимостными отношениями.
Однако характер таких организационных отношений определяется полномочиями органа государственного управления по выдаче обязательных для исполнения указаний строительной компании.
(AP) отличается отдельной правовой нормативной базой и подразделяется на группы.
Важность данной отрасли заключается в регулировании отношений со всевозможными органами власти и гражданами, то есть управленческих отношений, так как это публично-правовые отношения.
АП предусматривает регулирование совокупности правовых отношений, складывающихся в обществе с органами власти, при возникновении спорных ситуаций в конкретной сфере действия органов исполнительной власти, как на государственном, так и на местном уровне.
.
Таким образом, ряд отношений регулируется одновременно конституционным и административным правом: степень этого регулирования может быть различной.
Конституционное право закрепляет лишь общие принципы, общие для всех органов государственной власти; административное право, отталкиваясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти.
Следовательно, она берет свое начало в нормах конституционного права, содержащихся в актах, обладающих высшей юридической силой — Конституции и законах.
Однако в настоящее время в правовом регулировании трудовых отношений используются лишь отдельные элементы гражданского права и сохраняется исторически сложившаяся практика правового регулирования трудовых отношений без учета их денежного характера.
Последнее является одной из причин неэффективности нашего производства. Несмотря на это, практика правового регулирования трудовых отношений без учета их затратного характера находит свое теоретическое обоснование в подавляющем большинстве работ представителей науки трудового права.
Гражданское и экологическое право.
В российской правовой системе все отрасли функционально взаимосвязаны. Их различие обусловлено характером регулируемых ими отношений, а также необходимостью выбора специальных правил, методов и приемов для их регулирования.
Закон для чайников — 6-я система права (часть 2)
Отмечается, что учреждения и организации, имеющие право на получение копий из законного депонирования, не могут напрямую предъявлять иски издателям на получение копий соответствующих публикаций.
По мнению сторонников данной позиции, рассматриваемое право не является гражданским правом и не может быть защищено способом, установленным для защиты гражданского права.
Такое право может быть реализовано только путем обращения в соответствующие органы исполнительной власти, контролирующие издательскую деятельность.
Учитывая критерии квалификации гражданско-правовых отношений и их отличие от общественных отношений, с таким подходом трудно согласиться.
Появление указанной обязанности издателя в силу прямого указания закона не доказывает административно-правовую природу этих отношений и не отрицает их как разновидность гражданских отношений.
С другой стороны, административное право отличается от других отраслей права объектом регулирования. Он регулирует управленческие отношения, то есть отношения, возникающие преимущественно в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства.
Сфера регулирования административного права охватывает широкий круг общественных отношений, складывающихся в общественно-политической, социально-культурной и экономической жизни страны.
Такие имущественно-стоимостные отношения связаны с организационными отношениями между строительной компанией и органом государственного управления по поводу получения концессии.
Но характер таких организационных отношений определяется полномочиями органа государственного управления, который выдает обязательные для исполнения заказы строительной компании.
Различие между гражданским и административным правом проводится путем определения взаимосвязи между отношениями юридического равенства и отношениями власти и подчинения, а также имущественно-стоимостными и организационными отношениями.
В отличие от отношений юридического равенства участников гражданских отношений, которые участвуют в них по своей воле и осуществляют свои частные права по своему усмотрению, административные правоотношения возникают между государством и гражданами в сфере государственного (публичного) управления, когда субъект власти осуществляет публичную компетенцию государственного органа в целях реализации публичного интереса. Соответственно, между гражданами и государством формируются отношения власти-подчинения.
Автор вопроса: Артемьев Л. Создано: 27.07.22
В более близких к Казахстану странах бывшего постсоветского пространства, и главным образом в России, административное право зародилось и развивалось в основном под влиянием Западной Европы. Как и в Западной Европе, административное право началось с полицейского права, и его генезис связывают с началом 19 века. 27.07.22
В теории административного права существуют различные точки зрения на концепцию административной ответственности. Одним из них является концепция «санкционированной» административной ответственности. О. М. Якуба определяет это понятие как ответственность граждан и должностных лиц перед органами государственного управления и, в определенных законом случаях, перед судом (судьями), а также перед общественными организациями за виновное нарушение публично-административных и правовых норм, выражающаяся в применении к правонарушителям установленных административных санкций.
Предприниматели, как субъекты рыночной экономики, участники гражданского оборота, в первую очередь подлежат гражданско-правовой ответственности, которая представляет собой установленные гражданским законодательством правовые последствия за неисполнение или ненадлежащее исполнение предписанных обязанностей и обязательств. Гражданско-правовая ответственность выражается в применении к правонарушителю в отношении другого лица (кредитора) или государства установленных законом или договором мер воздействия, вызывающих для него отрицательные имущественные (финансовые) последствия в виде уплаты неустойки, компенсации, изъятия имущества, возмещения вреда.
Для возникновения реальной ответственности необходимо наличие всех трех предпосылок, причем именно в таком порядке. Во-первых, должно быть положение, устанавливающее обязательство и санкцию за его невыполнение. Затем может возникнуть фактическая основа — правонарушение.
Разница между гражданским правом и административным правом
Правоотношения в РФ реализуются в рамках различных систем права. В числе таковых — гражданское и административное. В чем их специфика?
- статьи
- Под гражданским правом понимается сфера, в рамках которой объединяются юридические нормы, регулирующие:
- имущественные правоотношения — связанные со сделками с движимыми и недвижимыми активами;
- личные неимущественные отношения — связанные с закреплением и передачей прав на интеллектуальную собственность.
Правоотношения в гражданском праве инициируются гражданами и организациями в целях удовлетворения различных частных потребностей и решения хозяйственных задач.
Гражданское право в современных государствах основано на принципах:
- равенства участвующих сторон;
- неприкосновенности собственности;
- свободы подписания соглашений;
- невмешательства государства в частные правоотношения.
Нормы, регулирующие гражданское право в РФ, фиксируются на уровне главным образом федерального законодательства. Основной российский нормативный акт, включающий соответствующие положения, — Гражданский кодекс. Большое значение в разъяснении его норм имеют подзаконные источники права, ведомственные правовые акты, судебные прецеденты.
Для гражданского права характерен диспозитивный метод регулирования правоотношений. Он предполагает свободу выбора условий договоров, заключаемых гражданами и организациями, а также неправомерность установления норм отчетности одних лиц перед другими.
По методу регулирования
Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.
Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.
Чем отличается гражданское право от административного
Гражданское право использует метод координации и диспозитивный метод регулирования общественных отношений. Участники гражданских правоотношений перед законом равны, пользуются свободой действий и обладают имущественной самостоятельностью, нормы гражданского права предлагают им варианты легитимной реализации своих прав.
Административное право использует императивный метод и метод субординации: нормы административного права предписывают определенное поведение участников правоотношений и в случае нарушения принятого порядка, государство в лице своих органов применяет наказание в виде штрафов, ограничений и лишений каких-либо прав и свобод. Участники административно-правовых отношений изначально неравны, ограничены предписаниями, которые должны неукоснительно выполнять.
Гражданское и административное право
При этом отмечается, что учреждения и организации, которые имеют право на получение обязательных экземпляров, не могут непосредственно обращаться к издателям с исками о передаче экземпляров соответствующих изданий.
По мнению сторонников такой позиции, указанное право не является гражданским и не может защищаться в порядке, что установлен для защиты гражданского права.
Такое право может быть реализовано только путем обращения в соответствующие органы исполнительной власти, контролирующие издательскую деятельность.
учитывая критерии квалификации гражданских правоотношений и их отграничения от публичных отношений с таким подходом трудно согласиться.
Возникновение указанного обязательства издателя силу прямого указания закона не свидетельствует об административно-правовом характере этих отношений и не отрицает их как разновидности гражданских отношений.
В разделе Финансовое право на вопрос в чем отличие предмета финансового права от предмета гражданского и административного права заданный автором Miguel лучший ответ это Административное право тесно связано со всеми отраслями Российского права и, в первую очередь, с конституционным (государственным) правом.
Нормы, выраженные в Конституции Российской Федерации, конституциях республик в составе России, уставах субъектов РФ, а также федеральных конституционных законах непосредственно регулируют общественные отношения, складывающиеся в сфере государственного устройства, взаимоотношения личности и государства, вопросы организации государственной власти, ее осуществления на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную.
Однако административное отличается от других отраслей права предметом регулирования. Оно регулирует управленческие отношения, т.е. отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства.
В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны.
Так, с имущественно-стоимостными отношениями связаны организационные отношения между строительной компанией и органом государственного управления по поводу получения лицензии.
Однако природа таких организационных отношений определяется властными полномочиями орган государственного управления, который дает обязывающие предписания для строительной компании.
Именно потому, что отношения по алиментированию родителей детьми в одном случае регулируются нормами закона, а в другом случае остаются вне этого регулирования, именно поэтому в первом случае функции участников этих отношений получают точное и определенное выражение, тогда как во втором случае они определяются каждым субъектом самостоятельно. 4. Всякое правовое отношение в своем осуществлении обеспечивается силой государственного принуждения.
(АП) выделяется отдельной правовой законодательной базой, и подразделяется по группам.
Значение этой отрасли заключается в регулировании взаимоотношений с любым видом власти и гражданами, то есть управленческие отношения, поскольку они являются публичными правоотношениями.
АП предусматривает урегулирование комплекса правоотношений, складывающихся в обществе с органами власти, на момент возникновения спорных ситуаций в той или иной сфере исполнительных органов, как на государственном, так и на местном уровне.
Правосудие – центральное понятие, одинаково важное для уголовного и гражданского процессов»[138] . Эти два вида процесса сближает также присущий процессуальным отношениям элемент властности[139] .
Понятие и общая характеристика административной ответственности
Административная ответственность — это вид юридической ответственности, которая выражается в назначении органом или должностным лицом, наделенным соответствующими полномочиями, административного наказания лицу, совершившему правонарушение.
Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления. Давая характеристику административным правонарушениям в КоАП РФ, законодатель не называет их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями. Однако многие ученые-правоведы считают, что административные правонарушения тоже общественно опасны, хотя степень их опасности намного ниже, чем преступлений.
Административная ответственность — вид юридической ответственности, и ей присущи признаки, которые свойственны юридической ответственности вообще.
Признаки административной ответственности, характерные для всех видов юридической ответственности:
1. Лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, имущественного и должностного
2. положения, отношения к религии и др. обстоятельств.
3. Лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об
4. административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана и установлена вступившим в законную силу постановлением суда, органа, должностного лица, рассмотревших дело.
5. Действует презумпция невиновности. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу этого лица.
6. Лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения правонарушения. Закон, смягчающий или отменяющий административную
7. ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу.
Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
То есть, если лицо совершило какое-либо действие, которое в момент совершения не считалось правонарушением или за которое было назначено мягкое наказание, а затем был принят закон, по которому это действие стало считаться правонарушением или закон, по которому за это действие должно быть назначено более строгое наказание, такой закон на данное лицо распространяться не будет.
Это что касается таких черт административной ответственности, которые присущи юридической ответственности вообще. Вместе с тем административная ответственность не просто так выделена в особый вид ответственности. Ей присущи и свои специфические черты, которые отличают ее от других видов ответственности.
Специфические черты, характерные для административной ответственности.
1. Носит как внесудебный, так и судебный характер.
Административные наказания назначаются уполномоченными должностными лицами органов исполнительной власти, хотя многие дела рассматриваются в судебном порядке.
Этим административная ответственность отличается от уголовной ответственности, по которой лицо признается виновным только вступившим в законную силу приговором суда.
2. Назначение административных наказаний осуществляется должностными лицами правонарушителям, которые им не подчинены.
Этим административная ответственность отличается от дисциплинарной ответственности, когда меры взыскания применяются в основном в порядке подчиненности вышестоящим органом или должностным лицом.
3. Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные, чем преступления, поэтому административные наказания менее суровы, чем уголовные.
4. Применение административной ответственности не влечет судимости лица, совершившего правонарушение.
5. Субъектами ответственности могут быть как физические, так и юридические лица. В отличие от уголовной ответственности, где субъектами являются только физические лица. Юридическое лицо привлечь к уголовнойответственности нельзя.
Общие и отличительные черты гражданско-правовых и административно-правовых норм
Общие: 1) Общеобязательность 2) устанавливаются или санкционируются государством, при необходимости обеспечиваются государственным принуждением. 3) Формальная определённость 4) Носят общеобязательный характер
Отличительные черты | |
Гражданско-правовые | Административно-правовые нормы |
Использование, помимо императивного, диспозитивного метода | Преимущественное использование императивного метода |
Регулируют отношения субъектов в сфере отношений между равноправными субъектами права | Регулируют отношения субъектов в сфере государственного управления |
Предназначены для обеспечения беспрепятственного и полного осуществления гражданских прав | Предназначены для обеспечеиия эффективного исполнения требований законов |
В случае нарушения норм наступает гражданско-правовая ответственность | В случае нарушения наступает административно-правовая ответственность |
Отличие административной ответственности от других видов ответственности.
Административная ответственность наступает за деяния, менее опасные для общества, чем преступления. Давая характеристику административным правонарушениям в КоАП РФ, законодатель не называет их, в отличие от преступлений, общественно опасными деяниями. Однако многие ученые-правоведы считают, что административные правонарушения тоже общественно опасны, хотя степень их опасности намного ниже, чем преступлений. Административная ответственность — вид юридической ответственности, и ей присущи признаки, которые свойственны юридической ответственности вообще. Если основной должник отказался удовлетворить требование кредитора или кредитор не получил от него в разумный срок ответа на предъявленное требование, это требование может быть предъявлено лицу, несущему субсидиарную ответственность. Отличие административной ответственности от гражданско-правовой Важно Так, ФЗ от 24.11.1995г.
По составу участников
Гражданское право реализует принцип невмешательства государства в частную жизнь. В гражданские правоотношения вольны вступать любые лица. Даже несовершеннолетние дети могут совершать мелкие сделки договора купли-продажи розничных товаров.
В гражданско-правовых отношениях государство выступает как собственник имущества или учредитель, наделенный теми же правами и обремененный теми же обязательствами, что и другие участники.
В административно-правовых отношениях одним из участников всегда является государство в лице органов власти различного уровня, которые контролируют выполнение нормативных актов гражданами и организациями.
Ярким примером норм административного права можно назвать Правила дорожного движения, строго регламентирующие права и обязанности всех участников дорожного движения, а также дифференцированную систему наказаний за нарушения.
Понятия административного и гражданского права и их особенности
Таким образом, ряд отношений регулируется конституционным и административным правом одновременно: различие можно провести по объему этого регулирования.
Конституционное закрепляет лишь общие принципы, единые для всех государственных органов; административное право, отправляясь от этих принципов, детализирует их применительно к системе органов исполнительной власти. Следовательно, свои исходные начала оно берет в нормах конституционного права, содержащихся в актах высшей юридической силы – в Конституции и законах.
Однако административное отличается от других отраслей права предметом регулирования.
Оно регулирует управленческие отношения, т.е.
отношения, складывающиеся главным образом в сфере государственного управления, исполнительной деятельности государства.
В сферу регулирования административного права включается широкий круг общественных отношений, складывающихся в социально-политической, социально-культурной, экономической жизни страны.
Так, с имущественно-стоимостными отношениями связаны организационные отношения между строительной компанией и органом государственного управления по поводу получения лицензии.
Однако природа таких организационных отношений определяется властными полномочиями орган государственного управления, который дает обязывающие предписания для строительной компании.
Существует несколько правовых отраслей, среди которых сложно разобраться, так как все они имеют свои особенности, признаки, методы и меры наказаний. В статье кратко описаны и сравнены 2 правовые отрасли — административная и гражданская.
Административное право относится к системе правовых норм и регулирует общественные отношения с органами исполнительной власти, а также внутриорганизационные отношения внутри предприятий, фирм, организаций и т.д.
Административное право имеет следующие признаки:
- Является одной из основ публичного права.
- Представляет собой совокупность юридических норм.
- В качестве предмета регулирования выступают управленческие отношения.
- Имеет собственные методы правового регулирования.
- Состоит из согласованных элементов.
- Закреплено в источниках.
К методам данной правовой отрасли относятся: предписание (следование или совершение каких-либо действий), запрет (ограничение совершения каких-либо действий) и дозволение (предоставление самостоятельного выбора одного из вариантов поведения).
Главным методом административного права является императивный метод. Он заключается в издании особых норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица. Например, вышестоящий орган власти издаёт распоряжения или предписания для граждан или нижестоящего органа. Неисполнение указаний несёт за собой административную ответственность, которая может быть выражена в виде предупреждения, штрафа, ареста, выдворения из страны, лишения орудия совершения правонарушения и пр.
Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий. Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.
Гражданское право | Административное право |
Что общего между ними? | |
Часто бывает, что условием участия субъекта в гражданских правоотношениях является его предварительное участие в отношениях, регулируемых административным правом | |
В чем разница между ними? | |
Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц | Регулирует правоотношения, связанные главным образом с деятельностью органов власти |
Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не подотчетны другим сторонам отношений | Регулирует правоотношения, в которых участники часто имеют неравный статус, подотчетны другим сторонам отношений |
Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами определяют условия договоров | Характеризуется императивным методом регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют по установленным нормам |
О системе права и правовой науки
В первую очередь данный статус наделяет человека определенными правами и обязанностями, которыми он обладает на законных основаниях. Гражданин на основании своего статуса может пользоваться следующими видами прав:
- Право на жизнь, свободу и безопасность;
- Право на неприкосновенность частной собственности, жизни, семейной тайны, чести и достоинства;
- Право на имущественную неприкосновенность;
- Права на владение, пользование, распоряжение, отчуждение, приобретение, наследование имущества;
- Право на ведение предпринимательской деятельности, совершение сделок, не противоречащих закону, создание юридических лиц;
- Право на защиту нарушенных интересах в государственных и судебных органах Российской Федерации.
Отметить надо то, что у физлиц имеется также право на имя, получение медицинской и социальной помощи, посещение дошкольных, школьных учебных учреждений, на трудоустройство, организацию предпринимательской деятельности.
На первый взгляд, гражданско-правовой договор для работодателя имеет несколько явных преимуществ:
- работодатель не обязан предоставлять сотруднику гарантии и компенсации, предусмотренные ТК РФ (оплата больничного листа, предоставление отпусков, включая учебные, повышенная оплата за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни и пр.);
- работодатель имеет право не вести по такому сотруднику кадровую документацию (трудовые книжки, личные карточки и личные дела, приказы и пр.);
- прекратить ГПД проще, чем трудовой, ГК РФ не содержит никаких запретов;
- работодатель не выплачивает социальные пособия, страховые взносы в ФСС, не тратится на создание условий труда или компенсации, а значит, экономит;
- работник на ГПД несет полную имущественную ответственность за причиненный заказчику ущерб, в отличие от трудового договора, где материальная ответственность работника ограничена — с него трудно взыскать сумму, превышающую его заработную плату.
Все отрасли права РФ по назначению делятся на два типа:
-
Материальные — состоят из норм, которые непосредственно регулируют общественные отношения:
- конституционное право,
- гражданское право,
- уголовное право,
- финансовое право,
- административное право,
- семейное право,
- трудовое право.
-
Процессуальные — состоят из норм, которые устанавливают порядок применения норм отраслей материального права:
- уголовно-процессуальное право,
- гражданско-процессуальное право,
- административно-процессуальное право.
Процессуальное право представляет собой системы норм, которые регламентируют правовые процедуры при разрешении споров или при определении ответственности за правонарушения. В России признано пять видов процессов: гражданский, уголовный, административный, арбитражный, конституционный.
По предметному единству отрасли права делятся на следующие виды:
- Основные (первичные, фундаментальные) — в их состав не могут входить нормы других отраслей права (конституционное, гражданское, уголовное и др.).
- Вторичные — складывались в разное время в рамках фундаментальных отраслей (семейное, выделившееся из гражданского права; уголовно-исполнительное, выделившееся из уголовного права).
- Комплексные — в юридической литературе с 40-х годов XX в. есть идея о сложении в системе права комплексных отраслей права.
По регулируемым отношениям (по сфере интересов) отрасли права делятся на следующие типы:
-
Публичное право — совокупность отраслей права, которые защищают общий интерес всего государства.
-
Частное право — совокупность отраслей права, которые обеспечивают частный интерес отдельной личности, коллективов людей.
Критерии, по которым право разделяют на публичное и частное:
- Сфера интересов правовой защиты. Публичное право отвечает за государственные интересы, а частное право — за индивидуальные.
- Способ судебной защиты. Публичное право защищается в рамках уголовного дела, которое по своей инициативе возбуждает государственный орган. Частное право защищается по инициативе юридического или физического лица в рамках гражданского дела.
- Способ принятия решений. В рамках публичного права государственными нормами определены права, обязанности и место субъекта по отношению к государству как к образованию. В рамках частного права юридические решения принимаются группой лиц, которые действуют самостоятельно.
Отдельно выделяют международное право, которое не входит в систему права ни одного государства. Оно представляет из себя совокупность правовых норм, которые регулируют отношения между государствами. Это своего рода наднациональная отрасль права.
Сложности в разграничении гражданско-правовых и трудовых договоров
Под административным правом понимается сфера, регулирующая правоотношения с участием главным образом государственных и муниципальных органов власти. Чаще всего — связанные с осуществлением соответствующими структурами различных полномочий.
Например, по сбору налогов, оказанию социальной поддержки граждан, распределению бюджетных средств. Административное право также регулирует отношения внутри государственных и муниципальных органов власти — с участием должностных лиц соответствующих организаций.
Главный метод административного права — императивный. Он предполагает издание уполномоченными субъектами норм, которым обязаны подчиняться те или иные лица.
[attention type=yellow]
Например, распоряжения вышестоящего органа власти в адрес нижестоящего или предписаний государственных структур в адрес граждан, обязательных для исполнения.
[/attention]
Императивный метод правового регулирования может предполагать наличие у тех или иных лиц обязательств по составлению отчетности по требованию уполномоченных структур.
Главное отличие гражданского права от административного права в том, что участники правоотношений в первой сфере имеют равный статус и взаимодействуют при диспозитивном регулировании. Субъекты административных правоотношений часто имеют разные статусы (одни субъекты подчиняются, подотчетны другим) и взаимодействуют во многих случаях при императивном регулировании.
Административное право регулирует отношения, связанные в основном с деятельностью органов власти. Гражданское — направлено на обеспечение возможностей для участия в правоотношениях прежде всего частных лиц.
Во многих случаях гражданские правоотношения могут осуществляться только при участии их субъектов в отношениях, регулируемых административным правом.
Например, если речь идет о подписании контрактов между юридическими лицами. Их участники, прежде чем подписывать договоры в соответствующем статусе, должны зарегистрироваться в Федеральной налоговой службе как частные фирмы.
Данная регистрация осуществляется в рамках норм административного права.
Определив, в чем разница между гражданским правом и административным правом, отразим выводы в небольшой таблице.
Гражданское право | Административное право |
Что общего между ними? | |
Часто бывает, что условием участия субъекта в гражданских правоотношениях является его предварительное участие в отношениях, регулируемых административным правом | |
В чем разница между ними? | |
Регулирует в основном имущественные отношения с участием частных лиц | Регулирует правоотношения, связанные главным образом с деятельностью органов власти |
Регулирует правоотношения, в которых участники имеют равный статус и не подотчетны другим сторонам отношений | Регулирует правоотношения, в которых участники часто имеют неравный статус, подотчетны другим сторонам отношений |
Характеризуется диспозитивным методом регулирования — когда участники правоотношений сами определяют условия договоров | Характеризуется императивным методом регулирования — когда участники правоотношений взаимодействуют по установленным нормам |
Под Административным Правом понимают ряд правовых норм, регулирующих государственное управление обществом, порядок взаимодействия граждан с любыми государственными органами, нормы поведения граждан в той или иной ситуации, нарушение правил должностных полномочий и все, что касается жизни самого общества.
Только Административное Право может дать ответы на многие вопросы в общественных отношениях между чиновниками и гражданами – таким образом, оно регулирует законное функционирование любых подразделений исполнительной власти страны.
Административное право России является одной из отраслей права.