Отличие злоупотребления от превышения должностных полномочий
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отличие злоупотребления от превышения должностных полномочий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Да, в некоторых ситуациях даже при наличии всех признаков составов преступлений в виде превышения или злоупотребления должностными полномочиями результатом рассмотрения вопроса о виновности может стать полное освобождение лица от уголовного преследования. Так, если будет доказано, что сотрудник действовал из-за соображений безопасности других людей, общества или государства в целом, то он не может быть привлечен к уголовной ответственности.
Основные отличия превышения от злоупотребления должностными полномочиями
Как видно, общего между обсуждаемыми преступлениями не так уж и много – оба совершаются должностными лицами и результатом деятельности является нарушение прав отдельных граждан или компаний, а государства в целом. Отличий же больше, вот основные из них:
- Мотив – если речь идет о злоупотреблении, важно наличие корыстных мотивов правонарушителя – он должен действовать в собственных интересах или в интересах приближенных лиц. В случае с превышением служебных полномочий мотив для квалификации деяния значения не имеет.
- Наличие необходимых полномочий – в случае злоупотребления должностное лицо не выходит за рамки своей власти, пользуясь теми полномочиями, которые ему вверены согласно занимаемой должности. В случае же превышения должностное лицо выполняет те функции, которые ему формально недоступны и находятся вне его компетенции. Это могут быть как полномочия другого лица, так и в принципе противозаконные действия.
- Основной ущерб – в случае злоупотребления служебными полномочиями чаще всего речь идет о материальном ущербе, в случае же превышения полномочий чаще имеет место вред личности или государству в целом. Хотя это отличие и не является ключевым: и материальный, и нематериальный ущерб может иметь место в обоих случаях.
Когда полномочия превышены
За превышение должностных полномочий предусмотрена уголовная ответственность (ст. 286 УК РФ) при условии, что:
- виновный является должностным лицом, то есть имеется определенный документ, подтверждающий исполнение им определенных служебных обязанностей (закон, инструкция, внутреннее положение и т.д.);
-
действия явно выходят за границы полномочий. Доказывание такого признака, как явность, порой вызывает трудности в судебной практике, поскольку носит оценочный характер. В основном, явным превышением правовых границ может быть:
- исполнение обязанностей вышестоящего лица без наличия к тому оснований. Например, специалист отдела составляет и подписывает документы, которые вправе оформлять только начальник отдела;
- пользование предоставленными полномочиями индивидуально, тогда как в силу определенного порядка должно быть решение комиссии, коллегии или согласование с другими сотрудникам и т.д.;
- совершение таких действий, которые не могли быть выполнены никем из сотрудников государственной организации. К примеру, если начальник управления по водным ресурсам при администрации города дает разрешение на установку киоска в определенном месте в городе – это разрешение не вправе оформляться сотрудниками этого управления вообще.
- наступило существенное нарушение прав посторонних лиц, организаций, государственных или общественных интересов.
В конструкции рассматриваемого преступления наступление таких последствий является обязательным признаком. Что касается граждан, здесь могут быть нарушены любые конституционные права – право на труд, на тайную переписку, на свободу передвижения и т.д., может быть причинен вред здоровью. Организациям ущерб может быть выражен в причинении ущерба деловой репутации. По отношению к государству негативные последствия могут быть в виде снижения авторитета правоохранительных органов, причинения ущерба бюджету и т.д.
Интересно, что мотив, по которому было совершено это должностное преступление, не важен для решения вопроса, есть состав или нет. Мотив может быть учтен при решении вопроса о наказании, но ответственность виновный понесет наравне с другими фигурантами.
Внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК РФ)
Объективные признаки
В качестве дополнительного объекта преступления выступает установленный законодательством Российской Федерации порядок ведения единых государственных реестров. Предметом могут быть либо недостоверные сведения, вносимые в один из единых государственных реестров, либо документы, на основании которых в единый государственный реестр были внесены запись или изменение.
Объективная сторона выражается в одном из двух действий: 1) внесение в один из государственных реестров, предусмотренных законодательством Российской Федерации (например, единый государственный реестр юридических лиц, единый государственный реестра владельцев ценных бумаг),заведомо недостоверных сведений, которые послужили основанием для внесения записи или изменения в едином государственном реестре; 2) уничтожение или подлог документов, на основании которых были внесены запись или изменение в соответствующем едином государственном реестре, если обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации.
В первом случае преступность деяния определяется заведомой недостоверностью сведений, которые послужили основанием для внесения записи или изменения в едином государственном реестре. Во втором случае ответственность связывается с уничтожением или подлогом документов, на основании которых были внесены запись или изменение в соответствующем едином государственном реестре, при условии что обязательное хранение этих документов предусмотрено законодательством Российской Федерации в связи с внесением записи или изменения в едином государственном реестре.
Преступление должно считаться оконченным с момента внесения заведомо недостоверных сведений в единый государственный реестр либо с момента уничтожения или подлога документов, обязательное хранение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации для подтверждения законности и обоснованности внесения записи или изменения в соответствующем едином государственном реестре.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом, мотивы и цели имеют факультативное значение.
Субъект преступления специальный — должностное лицо, в обязанности которого входит внесение записей и исправлений в соответствующем едином государственном реестре, а также документов, обязательное хранение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации в связи с ведением соответствующего единого государственного реестра.
Квалифицированные виды
Квалифицированный состав преступления (ч. 2 ст. 285.3 УК РФ) связан с его совершением группой лиц по предварительному сговору, т. е. двумя или более должностными лицами, заранее (до начала преступления) договорившимися о совместном его совершении.
Особо квалифицированный вид преступления (ч. 3 ст. 285.3 УК РФ) обусловлен наступлением тяжких последствий. Это понятие является оценочным и устанавливается судом с учетом всех обстоятельств дела.
Присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК РФ)
Объективные признаки
Это преступление определено в законе как присвоение государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, полномочий должностного лица и совершение им в связи с этим действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан и организаций.
Дополнительный объект — тот же, что и в преступлениях, предусмотренных ст. 285 и 286 УК РФ.
Объективная сторона характеризуется действиями, состоящими в присвоении полномочий должностного лица и совершении в связи с этим неправомерных действий, которые повлекли существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Именно в совершении таких неправомерных действий и заключается опасность анализируемого преступления, а присвоение полномочий должностного лица составляет, условно говоря, способ совершения преступления. Для того чтобы получить возможность совершения неправомерных действий от имени должностного лица, виновный выдает себя за таковое.
Присвоение полномочий должностного лица может иметь различные формы: устное объявление себя должностным лицом, использование форменной одежды или поддельных документов должностного лица. В последнем случае деяние требует дополнительной квалификации по ст. 327 УК РФ.
Состав данного преступления материальный, преступление признается оконченным с момента наступления общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций. Вопрос о признании нарушения прав и законных интересов существенным решается судом с учетом конкретных обстоятельств, характера и количественных показателей причиненного вреда. При отсутствии указанных последствий действия, совершенные в результате присвоения полномочий должностного лица, состава рассматриваемого преступления не образуют. Эти последствия должны находиться в причинной связи с неправомерными действиями, совершенными в результате присвоения полномочий должностного лица.
Если неправомерные действия, совершенные с присвоением полномочий должностного лица и существенно нарушившие права и законные интересы граждан или организаций, содержат состав другого преступления (например, нарушение конституционных прав и свобод), то деяние должно квалифицироваться по совокупности преступлений.
Субъективные признаки
Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом.
Субъект преступления — специальный, им может быть только государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом. Совершение аналогичных действий лицом, не являющимся государственным или муниципальным служащим, не образует состава рассматриваемого преступления.
Так, Верховный Суд РФ отменил приговор Верховного Суда Республики Башкортостан и прекратил за отсутствием состава преступления дело К., осужденного по ст. 288 УК РФ, на том основании, что, не являясь государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, К. не являлся субъектом присвоения полномочий должностного лица.
Если лицо, не являющееся государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, выдает себя за должностное лицо и благодаря этому совершает хищение чужого имущества или приобретает право на него (например, лицо занимается поборами с водителей, незаконно надев форму работника милиции и выдавая себя за инспектора дорожно-патрульной службы), его действия следует квалифицировать как мошенничество при отягчающих обстоятельствах (ст. 159 со ссылкой на п. «и» ч. 1 ст. 63 УК РФ).
Уголовная ответственность
Злоупотребление служебным положением УК РФ превращается из простого нарушения установленных законодателем норм в серьезное преступление, которое предусматривает наказание по Уголовному кодексу, при следующих обстоятельствах:
- Если виновное лицо имело соответствующие полномочия, то есть могло отдавать распоряжения, предусматривающие обязательное исполнение.
- Когда нарушение было напрямую связано с личными интересами лица. Это означает, что человек воспользовался своим служебным положением для улучшения положения знакомых лиц либо для личного обогащения.
- Если полномочия были использованы не в интересах того, ради чего лицо ими наделялось. По соответствующим нормативным актам и законам всегда можно определить интересы, ради которых лицо получило полномочия, поэтому при их использовании также можно определить, насколько правильно они были применены.
Как защититься от необоснованных обвинений
Бывают случаи, когда предъявляют необоснованные обвинения. Здесь уже нужно разбираться в юридических вопросах и защищать свои права. Ложные обвинения возникают вследствие процессуальных нарушений или допуска ошибок в ходе следствия. Важным будет установление вреда вследствие действий обвиняемого. Если причинение ущерба не доказано, не будет и состава преступления. Наступление ущерба может быть вызвано другими причинами, не связанными с расследуемым делом. Все это требует подробного, грамотного и честного разбирательства.
При расследовании случаев нарушения закона, в первую очередь, сотрудники правоохранительных органов изучают должностные инструкции подозреваемого лица. Устанавливается факт нарушения. Если инструкции к должности описаны подробно, это облегчает процесс раскрытия и доказательства преступления. Общие фразы в должностной инструкции, увы, затягивают процесс.
Кто и за что может предстать перед судом за превышение полномочий:
- Если должностное лицо выполняет действия, которые оно не должно делать, а они относятся к полномочиям лица выше по рангу или равному ему.
- В случае совершения противоправных действий, четко прописанных в законодательстве. Это может быть применение оружия и физической силы по отношению к гражданину, не представляющему опасности для других.
- Очевидные и вопиющие случаи нарушения закона. В эту категорию можно отнести физическое воздействие, неадекватное поведение.
Методы раскрытия преступлений среди силовиков
Раскрытие дела против неизвестного человека – один вопрос. А расследование нарушений закона, направленное против коллег – дело не из легких. Зная работу следователя, сотруднику выше рангом будет легче скрыть свои преступления. В таких случаях специалисты прибегают к использованию телефонной «прослушки», постановке следственных экспериментов, наблюдению.
Важно помнить! Главный принцип – должны быть доказательства.
Универсальный совет для следователей. Все беседы с подозреваемым нужно записывать на аудио- или видео-носители. В ходе бесед часто обвиняемый сознается в содеянном. Это важно зафиксировать на носителе информации. Если вдруг потом не окажется других доказательств кроме записи, обвиняемый может отказаться от сказанных слов и обвинить следователя в «добыче» показаний с применением пыток. Этот шаг позволит защитить следователя от возможных проблем и вероятности тоже оказаться под следствием в виду ложных показаний свидетеля.
Умышленные мотивы иногда переводят в статус «халатности», что уменьшает размер ответственности за причиненный ущерб. Таким примером может послужить незаконная вырубка леса в заповедных зонах с нанесением многомиллионного ущерба. Это прямое превышение должностных полномочий. Но внесение в расследование информации о неумышленных действиях и нежелании причинять ущерб способно значительно смягчить наказание обвиняемому.
Отягчающими обстоятельствами в расследовании дел выступает нарушение прав граждан, посягательство на честь и достоинство человека. При этом должна быть установлена причинно-следственная связь. Все действия нарушителя должны быть четко квалифицированы действующими нормативными актами. Для расследования нарушений нужно четко установить, какие конкретно положения были нарушены.
Злоупотребление должностными полномочиями и халатность
Злоупотребление следует отличать и от такого понятия, как халатность. Халатность – это недобросовестное или небрежное исполнение возложенных обязанностей. Т.е. если при злоупотреблении речь идет о полномочиях, то при халатности — об обязанностях.
Главная отличительная черта халатности в том, что это преступление совершается по неосторожности. Т.е. лицо, хотя и наносит вред другому гражданину или обществу, но делает это неосознанно и не имея на то личной заинтересованности. Тогда как при злоупотреблении должностным лицом всегда движет определенный личный мотив, т.е. преступление совершается умышленно.
Должностные лица – кто они?
Такими лицами считаются те, кто представляет власть по роду службы. В основном, принято считать представителями власти:
- сотрудников правоохранительных органов всех уровней и всех ведомств. К ним относятся все, кто занимает любые должности в полиции (от сержанта ППС до следователя и начальника управления, отдела и т.д.); любые должности в прокуратуре (прокурор, его заместитель, помощник, старший помощник и т.д.); любые должности в Следственном Комитете;
- государственных служащих, как федерального значения, так и «на местах», то есть работающих в муниципальных органах (лица, занимающие должности как в Правительстве РФ, так и в Правительстве определенной области, сотрудники Мэрии, Администрации районов, городов, областей и т.д.).
Дополнительно к должностным лицам закон относит и тех, кто непосредственно представителем власти не является, но выполняет в вышеперечисленных органах управленческие, распорядительные, хозяйственные функции (начальник отдела кадров, заведующий хозяйственной частью, ответственный за материальное обеспечение и т.д.).
Гражданин может быть наделен властными полномочиями, определяющими его как должностное лицо постоянно, временно или по поручению.
По специальному поручению или отдельно оформленному полномочию представление государственных интересов встречается нечасто. В основном, это разовое исполнение «роли» представителя власти. Так, присяжный заседатель, который путем случайной выборки был избран для участия в суде, на время судебного процесса становится представителем власти, то есть должностным лицом.
Понятия злоупотребления и превышения полномочий
Злоупотреблением должностными полномочиями является их использование чиновником в личных целях. При этом необходимо доказать причинно-следственную связь между действиями (или бездействием) чиновника и наступившими последствиями.
В большинстве случаев в основе действий чиновника лежит корыстный мотив.
Для оценки злоупотребления полномочиями нужно рассмотреть нормативные акты, уставные документы и должностные инструкции подозреваемого в злоупотреблении полномочиями, чтобы оценить их границы.
Злоупотребление полномочиями, в отличие от их превышения, предполагает, что действия чиновника находятся в рамках должностных инструкций, но он использует полномочия в личных целях.
Превышение полномочий выражается в деятельности, которая явно выходит за рамки власти данного лица. Последствия таких действий выражается в нарушении прав граждан и организаций. Таким образом, превышение должностных полномочий затрагивает интересы общества и государства.
Важную роль при оценке состава преступления превысившего полномочия должностного лица играет учёт принципа существенности и причинно-следственная связь.
Злоупотребление должностными полномочиями
Злоупотребление должностными полномочиями — это преступление средней тяжести, но в случае некоторых квалифицирующих обстоятельств, оно может стать тяжким преступлением.
В соответствии с действующим законом, злоупотреблением должностными полномочиями считается использование полномочий вопреки интересам организации.
Ситуация отягощается, если такое деяние было совершено из личной заинтересованности, и в результате повлекло серьезное нарушение прав, законных интересов граждан либо охраняемых действующим законом интересов государства и общества.
Многочисленные признаки состава преступления могут оказывать существенное влияние на меру наказания. Поэтому в каждой ситуации рассматриваются признаки, относящиеся к составу данного преступления.
Ст. 285 УК РФ: оправдательный приговор
Если деяние, наказание за которое закрепляет рассматриваемая норма, совершается служащим для устранения опасности, которая непосредственно угрожает интересам и правам гражданина, общества, государства, и она не может ликвидироваться иными способами, то такое поведение не рассматривается как уголовное деяние. При этом не должен быть превышен предел крайней необходимости.
Не могут рассматриваться как преступные деяния лица, связанные с реализацией ими должностных полномочий, повлекшие вред охраняемым интересам общества и государства, организаций и граждан, если они совершались во исполнение приказа или распоряжения, являющегося для него обязательным. Соответствующее положение закреплено в ст. 42 Кодекса.
В отличие от хищения имущества, принадлежащего иным лицам, с использованием должностных полномочий, злоупотребление ими из корыстных побуждений образуют такие действия служащего, которые или не связаны с изъятием материальных ценностей (к примеру, получение выгоды от эксплуатации вещи не по назначению), или связаны с возмездным/временным их изъятием. Если деяние выразилось в фактическом обращении объекта в пользу виновного, то оно полностью охватывается частью 3 ст. 160 либо ч. 3 ст. 159 и дополнительно по рассматриваемой норме не квалифицируется. В случае когда служащий, используя свое положение, кроме хищения, совершает иные противоправные действия, которые связаны со злоупотреблением полномочиями из корысти или по другой личной заинтересованности, его поведение подпадает под соответствующие положения Кодекса в совокупности.
Различие между превышением и злоупотреблением должностными полномочиями
Зачастую противоправные деяния совершаются лицами, которые занимают разные должности. Уголовным кодексом предусмотрена ответственность за превышение и злоупотребление должностными полномочиями.
Понятия следует разграничивать, для этого нужно подробно изучить составляющие преступления.Злоупотребление полномочиями имеет характерные черты, выражающиеся в том, что чиновник использует власть, которой он наделен против интересов службы. Злодеяние совершается по причине заинтересованности личного характера, сюда относится корысть.
В результате совершения противоправных действий нарушаются права людей либо организаций. Стоит отметить, что подобное нарушение должно иметь существенный характер.
Между деянием / бездействиями чиновника и последствиями, которые наступили, должна быть причинная связь.При расследовании уголовного дела обратите внимание на компетенцию служащего.
Права и обязанности должностного лица содержатся в специализированных актах нормативного характера, уставных документах и прочих бумагах.
Понятие и виды халатности
Определение 1
Халатность — это пренебрежение правилами при исполнении порученного человеку задания.
Халатность обычно проявляют люди, занимающих какую-то определенную должность, в том случае, когда их официальные функции, определенные различными инструкциями, указами, постановлениями или законами, не выполняются совсем или же не выполняются на должном уровне. Несмотря на очевидную ясность некоторых обязательных процедур в определенном диапазоне, необходимость их регламентации продиктована либо наличием определяющей связи между халатностью и негативными последствиями их неисполнения, либо прецедентами, имевшими место в прошлом.
Например, известно, что руководящие принципы охраны труда и правила промышленной безопасности имеют практическую основу, и почти каждый принцип обусловлен несчастным случаем, вызванным несоблюдением каких-либо действий, которые впоследствии стали обязательными.