Проверки ГИТ в 2023: как избежать
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Проверки ГИТ в 2023: как избежать». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Роструд выполняет возложенные на него функции с помощью главного и территориальных подразделений Государственной инспекции труда (ГИТ). При необходимости инспекции взаимодействуют с представителями других ведомств (ФНС, ФСС), местных органов государственной власти и т.п.
Среди основных функций ведомства можно выделить такие, как:
- Госконтроль (надзор) за соблюдением законодательства о труде, за оказанием гражданам социальной помощи (в том числе и соцуслуг), в том числе гражданам, признанным безработными.
- Госконтроль (надзор) в сфере соцобслуживания.
- Контроль осуществления структурами госвласти субъектов Федерации внутренней и международной перевозки детей, самостоятельно покинувших семьи, а также контроль деятельности учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и т.п.
- Контроль работы органов опеки и попечительства.
- Контроль прохождения гражданами альтернативной гражданской службы.
- Контроль правильности установления степени утраты трудоспособности как вследствие производственных травм, так и вследствие профессиональных патологий.
- Регистрация коллективных трудовых споров, в том числе тех, для разрешения которых не может быть проведена забастовка.
- Ведение производства по делам об админправонарушениях.
- Информирование сторон трудовых отношений об их правах и обязанностях, по вопросам соблюдения законодательства о труде.
- Проведение экспертизы условий труда в контексте оценки правильности назначения работникам компенсаций за работу с вредными/опасными условиями труда.
- Выдача предписаний об устранении нарушений законодательства в сфере трудовых отношений, о занятости населения, о привлечении к ответственности и об отстранении от должности виновных лиц.
- Поддержание функционирования и развития платформы «Работа в России».
Роструд имеет право:
- направлять обязательные для исполнения подписания об отмене нормативных актов, регламентирующих назначение и порядок социальных выплат;
- предоставлять физическим лицам и организациям разъяснения по вопросам трудового законодательства;
- применять профилактические, предупредительные или ограничительные меры в целях предупреждения или устранения последствий нарушения трудового законодательства.
Комментарий к статье 355 ТК РФ
1. Конституционный принцип государственной защиты прав и свобод человека и гражданина служит основополагающим началом для деятельности всего государственного механизма. Федеральная инспекция труда и ее должностные лица (как составные звенья этого механизма) обязаны руководствоваться этим принципом в своей деятельности.
Деятельность федеральной инспекции труда направлена прежде всего на защиту трудовых прав работников, на проверку соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
В то же время защита трудовых прав работников не должна осуществляться в ущерб правам и интересам работодателей, которые также охраняются законом.
2. В процессе надзорно-контрольной деятельности государственные инспекции труда руководствуются принципами защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, предусмотренными ст. 3 Закона о защите прав юридических лиц и предпринимателей.
Такими принципами являются:
— презумпция добросовестности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей;
— открытость и доступность для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей нормативных правовых актов РФ, муниципальных правовых актов, соблюдение которых проверяется при осуществлении государственного контроля (надзора), а также информации об организации и осуществлении государственного контроля (надзора), о правах и об обязанностях органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц, за исключением информации, свободное распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством РФ;
— проведение проверок в соответствии с полномочиями органа государственного контроля (надзора);
— недопустимость проведения проверок одного и того же юридического лица или одного индивидуального предпринимателя несколькими органами государственного контроля (надзора) по поводу исполнения одних и тех же обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами;
— запрет требовать получения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями разрешений, заключений и иных документов, выдаваемых органами государственной власти, органами местного самоуправления, для начала осуществления установленных рассматриваемым законом видов работ, услуг в случае представления указанными лицами уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности;
— ответственность органов государственного контроля (надзора), их должностных лиц за нарушение законодательства РФ при осуществлении государственного контроля (надзора);
— недопустимость взимания органами государственного контроля (надзора) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей платы за проведение мероприятий по контролю;
— финансирование за счет средств соответствующих бюджетов проводимых органами государственного контроля (надзора) проверок, в т.ч. мероприятий по контролю;
— разграничение полномочий федеральных органов исполнительной власти в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление федерального государственного контроля (надзора), органов государственной власти субъектов РФ в соответствующих сферах деятельности, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), на основании федеральных законов и законов субъектов РФ.
Предусмотренные гл. 2 названного Закона требования к организации и проведению мероприятий по контролю имеют для федеральной инспекции труда такую же силу, как и обязанности, установленные в ТК (см. ст. ст. 358, 360 и коммент. к ним).
3. Принцип законности при осуществлении надзорно-контрольной деятельности в сфере труда заключается в неукоснительном соблюдении федеральной инспекцией труда законов и иных нормативных правовых актов. Иными словами, федеральная инспекция труда, защищая трудовые права работников, не вправе выходить за пределы предоставленной ей компетенции и обязана в своей деятельности руководствоваться Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами о труде.
Принцип объективности требует от государственных инспекторов труда добросовестного, тщательного, всестороннего выяснения обстоятельств, относящихся к факту нарушения трудовых прав работников. В собранных по конкретному делу материалах должен содержаться достаточный набор доказательств. Поверхностное, формальное, некритичное отношение государственных инспекторов труда к полученным материалам недопустимо.
Исходя из принципа независимости данной федеральной инспекции государственные инспекторы труда при исполнении своих прав и обязанностей выступают как полномочные представители государства и находятся под его защитой. При этом они руководствуются Конституцией РФ, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ и действуют независимо от государственных органов, должностных лиц.
Принцип гласности означает открытость деятельности государственных инспекций труда, их доступность для работников, для средств массовой информации. Обеспечение принципа гласности в деятельности федеральной инспекции труда повышает уровень информированности трудящихся о результатах ее работы по защите трудовых прав работников, а также о состоянии законности в сфере труда.
Реализуя принцип гласности, государство, в свою очередь, осуществляет контроль за деятельностью государственных инспекторов труда. За противоправные действия или бездействие они несут ответственность, установленную федеральными законами (ст. 364 ТК).
4. Основные задачи федеральной инспекции труда закреплены в ч. 2 комментируемой статьи (соблюдение работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; защита трудовых прав работников, включая право на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены, — см. ст. 219 ТК и коммент. к ней).
Важнейшая задача федеральной инспекции труда — информирование компетентных органов государственной власти о фактах нарушений, бездействия или злоупотреблений, допускаемых руководителями и иными ответственными работниками в сфере труда.
5. Конвенция МОТ N 81 «Об инспекции труда в промышленности и торговле» относит к задачам системы инспекций:
1) обеспечение применения положений законодательства в области условий труда и безопасности трудящихся в процессе их работы, как, например, положений о продолжительности рабочего дня, заработной плате, безопасности труда, здравоохранении и благосостоянии, использовании труда детей и подростков и по другим подобным вопросам, в той мере, в какой инспекторам труда надлежит обеспечивать применение указанных положений;
2) обеспечение предпринимателей и трудящихся технической информацией и советами о наиболее эффективных средствах соблюдения законодательных положений;
3) доведение до сведения компетентного органа власти фактов бездействия или злоупотребления, которые не подпадают под действие существующих законодательных положений.
Если инспекторам труда поручаются другие функции, то последние не должны препятствовать осуществлению их основных функций и наносить каким-либо образом ущерб авторитету или беспристрастности, необходимым инспекторам в их отношениях с предпринимателями и трудящимися.
О полномочиях федеральной инспекции труда, необходимых для выполнения возложенных на нее задач, см. ст. 356 и коммент. к ней.
Основные задачи проверки, проводимой Федеральной инспекцией труда (ст. 356 ТК РФ) :
- осуществление контроля за соблюдением работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- анализ практики применения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, состояния и причин производственного травматизма, обстоятельств и причин выявленных нарушений, а также принятие мер по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;
- рассмотрение дел об административных правонарушениях в области труда, допущенных работодателем;
- прием и рассмотрение обращений работников о нарушениях их трудовых прав;
- информирование и консультирование работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
- в необходимых случаях — выдача обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составление протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовка других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также направление по итогам проверки в установленном порядке соответствующей информации в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и суды.
Комментарий к статье 356 ТК РФ
Все закрепленные в этой статье основные полномочия органов федеральной инспекции труда основаны на положениях Конвенции МОТ N 81 «Об инспекции труда».
Представляется, что все полномочия государственных инспекций труда, перечисленные в комментируемой статье, производны и подчинены важнейшему полномочию этого государственного органа, стоящему на первом месте, — осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства во всех организациях посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении выявленных трудовых правонарушений, привлечения виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом.
В полномочия федеральной инспекции труда вменен надзор и контроль за реализацией прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также за назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей. Такое дополнение ТК представляется вполне обоснованным и целесообразность таких дополнений исходит из следующего.
В соответствии с подп. 3, 7 п. 2 ст. 18 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» страховщик (Фонд социального страхования) обязан:
— своевременно осуществлять обеспечение по страхованию в размерах и сроки, которые установлены Федеральным законом, включая необходимую доставку и пересылку средств на обеспечение по страхованию;
— исполнять решения государственной инспекции труда по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 03.12.2011) пособие по временной нетрудоспособности выплачивается работникам за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с четвертого дня временной нетрудоспособности — за счет средств Фонда социального страхования РФ.
С введением дополнений в ТК Федеральная инспекция труда обязана осуществлять надзор и контроль за правильным и своевременным назначением и выплатой пособий по временной нетрудоспособности, выплачиваемых работодателем.
Следует отметить, что помимо федеральной инспекции труда в организациях независимо от форм собственности контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию вправе осуществлять комиссии по социальному страхованию из представителей работодателя и выборного профсоюзного органа или избранного уполномоченного по социальному страхованию. Фонд социального страхования осуществляет контроль за полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, а также за правильностью выплаты обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (см. ст. 3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).
При этом страхователь (в лице руководителя организации и главного бухгалтера) несет ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования, в том числе и при выплате пособий по временной нетрудоспособности.
Представляется, что указанные в ст. 356 ТК полномочия федеральной инспекции труда дают возможность непосредственного обращения в высшие органы государственной исполнительной власти, что создает благоприятную обстановку для дальнейшей реализации полномочий в интересах защиты прав работников и ограничения случаев произвола со стороны работодателей.
Другой комментарий к статье 356 ТК РФ
§ 1. Основные задачи, возложенные законодательством РФ на федеральную инспекцию труда, решаются путем предоставленных ей широких полномочий, основные из которых перечислены в ст. 356 ТК. Эти полномочия отражают как компетенцию, т.е. сферу правовой деятельности органов федеральной инспекции труда, так и их основные права и обязанности.
В силу закона органы федеральной инспекции труда в своей деятельности не должны выходить за пределы предоставленных им полномочий, ибо они будут препятствовать осуществлению надзорно-контрольной деятельности другими уполномоченными на то государственными органами или вмешиваться в работу проверяемых работодателей.
§ 2. Одним из главных направлений деятельности федеральной инспекции труда является проверка соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права в организациях любой формы собственности и организационно-правовой структуры, включая работодателей — физических лиц. Основаниями таких проверок могут служить, например, поступающие в федеральную инспекцию труда (ее подразделения) заявления и жалобы работников, материалы средств массовой информации, данные текущей статистики, материалы прокурорской практики, проверок общественных организаций (например, первичных профсоюзных организаций).
Все другие полномочия государственной инспекции труда, указанные в ст. 356 ТК, подчинены главному — проверке соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Структура организации Роструд
Роструд: многоуровневая структура, содержащая управления, последние, в свою очередь, включают отделы. Служба состоит из следующих управлений.
- Надзора за соблюдением законов в сфере исполнения государственных законов.
- Контроля над занятостью всех групп населения.
- Планирования, взаимодействия с территориальными отделениями, которые, в свою очередь, контролирует Роструд.
- Юридической поддержки, в том числе, центральных органов и территориальных подразделений.
- Финансов и бухгалтерского учета, кадровое управление.
- Информационных технологий.
- Надзора за качеством оказания помощи в устройстве на работу и решением коллективных споров.
- Мобилизационной подготовки и защиты государственной тайны.
Постановление Правительства России №156 формирует не только управления и подразделения службы, но и руководящую структуру организации, включая советников и помощников руководителей.
Государственный орган наделен широкими полномочиями, позволяющими противодействовать нарушениям в сфере отношений между работниками:
- рассматривает дела о нарушениях, имеющих административный характер;
- информирует сотрудников предприятий об их правах и обязанностях, о соблюдении законодательства;
- обобщает практику и анализирует основные причины нарушений, готовя базу для новых нормативных актов;
- занимается вопросами травматизма на рабочих местах;
- ведет подготовку трудовых арбитров, решающих споры в коллективах, а также создает их информационную базу;
- информирует СМИ о проблемах и решениях в сфере отношений между сотрудниками.
Федеральная российская служба по труду и занятости занимает лидирующие позиции среди органов власти страны, успешно решает проблемы работающих граждан. Информационные технологии помогли ей выйти на пространство Интернета, организация размещает на документы, рассказывает о своей деятельности, общается с заявителями в режиме реального времени. Роструд активно развивает направления своей деятельности, помогая гражданам эффективно трудиться.
Что может привести инспекцию «в гости»?
Плановые проверки проводятся, как правило, не чаще чем раз в 3 года.
Для этого составляется график, который проходит процедуру согласования с прокуратурой и публикуется на сайте соответствующего органа.
Поэтому работодатель может своевременно узнать, есть ли вверенная ему организация в плане проверок на очередной календарный год.
Внезапно нагрянуть инспекция может лишь при поступлении многочисленных жалоб или одной конкретной жалобы масштабного характера.
Тогда представитель государственной инспекции по труду обязан отреагировать на поступивший сигнал в течение 10 дней и явиться беспрепятственно в любое время в организацию с целью проверки.
Совсем необязательно, что инспектирующий, появившись на пороге соответствующего заведения, сходу заявит, по чьей жалобе он прибыл.
По просьбе жалобщика это может быть строго конфиденциально.
Внеплановая проверка может случиться и по причине невыполнения выданного ранее предписания по устранению нарушений.
Повторный визит может быть чреват денежным штрафом.
Как обратиться в трудовую инспекцию
Для того, чтобы обратиться в Роструд с жалобой, первым делом нужно найти в справочнике или в сети Интернет адрес территориального отдела ГТИ и фамилию инспектора, курирующего участок, на котором расположено предприятие.
Оформить саму жалобу в письменном виде в двух экземплярах.
Если существуют документы, которые свидетельствуют о нарушении прав работника, их нужно приложить к жалобе.
Подать жалобу в территориальный орган Роструда лично или по почте посредством заказного письма. Один экземпляр остается у инспектора, а на втором проставляется отметка о принятии жалобы к рассмотрению, число и подпись.
После получения заявления ГТИ в течение 30 дней должна ее рассмотреть и направить инспектора для проведения проверки предприятия.
Основные полномочия федеральной инспекции труда
Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, реализует обязанность государства соблюдать и защищать данные права и свободы. Эффективность подобной защиты напрямую зависит от условий, которые созданы в государстве для реализации надзорной деятельности, в частности, от нормативно-правового регулирования. Подробнее о полномочиях федеральной инспекции труда читайте в представленном материале. Согласно ч. 1 ст. 353 ТК РФ федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством РФ.
Все ли стерпит бумага?
Возможно, контролирующий орган прибудет на место не сразу, а затребует часть документов доставить по конкретному адресу.
Как правило, это заверенные копии указанных инспекцией документов.
Если они не дают полноценной картины происходящего (безопасные условия можно проверить только воочию), то проверочные работы будут продолжены на месте.
Работодателю следует обратить внимание на грамотное оформление всех видов документов согласно стандартным образцам, поскольку бумаготворчество по своему разумению вряд ли приведет в восторг инспектора.
В первую очередь проверке подвергнутся учредительные и кадровые документы:
- устав;
- штатное расписание;
- правила внутреннего трудового распорядка;
- коллективный договор;
- инструкции по охране труда;
- должностные обязанности с подписями работников и датой, свидетельствующие о своевременном ознакомлении с документами;
- трудовые договоры и дополнения к ним, если изменения условий труда имели место;
- положение о премиальных надбавках;
- график отпусков;
- книги приказов;
- трудовые книжки.
ЭЛЕКТРИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ УСТРОЙСТВ ТЕПЛОВОЙ АВТОМАТИКИ, ТЕПЛОТЕХНИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ И ЗАЩИТПравить
9.1. Обслуживание электрической части устройств тепловой автоматики, теплотехнических измерений, защит и технических средств АСУ должно выполняться с соблюдением мер электробезопасности, предусмотренных настоящими Правилами.
9.2. Операции с коммутационной аппаратурой на пультах, распределительных щитах и сборках устройств ТАИ может выполнять оперативный персонал или по наряду (распоряжению) производитель работ, если разрешение на такие операции подтверждены записью в строке «Отдельные указания» наряда (приложение № 4 к настоящим Правилам) или при работе по распоряжению — в графе 7 Журнала учета работ по нарядам и распоряжениям (приложение № 5 к настоящим Правилам).
(Измененная редакция. Изм. от 01.07.2003 г.).
9.3. Подготовку участка технологического оборудования перед допуском к работам на устройствах ТАИ должен проводить оперативный персонал цеха, участка, в управлении которого находится технологическое оборудование.
9.4. Опробование и проверка под напряжением, пробное включение в работу отдельных элементов и участков схемы или узлов устройств ТАИ во время ремонта, наладки выполняются с разрешения начальника смены (оперативного персонала) технологического цеха, участка при соблюдении следующих условий: работа должна быть прекращена, бригада от опробуемого энергооборудования удалена, защитные заземления, ограждения и плакаты сняты.
Работы, связанные с неоднократным включением и отключением электрооборудования в процессе опробования, разрешается проводить без оформления перерывов в наряде, но с выполнением каждый раз необходимых технических мероприятий.
9.5. По распоряжению можно выполнять работы в устройствах ТАИ, не требующие изменения технологической схемы или режима работы оборудования.
В устройствах ТАИ по распоряжению работником, имеющим группу III, единолично могут выполняться следующие работы:
наладка регистрационной части приборов;замена манометров (кроме электроконтактных), дифманометров, термопар, термометров сопротивления;устранение дефектов в приборах теплотехнического контроля на блочных и групповых щитах управления;профилактика переключателей точек температурных измерений;ремонт комплекса технических средств вычислительной техники АСУ;наладка и проверка параметров настройки электронных блоков авторегуляторов;уплотнение коробок зажимов;выполнение надписей, маркировки стендов, датчиков, исполнительных механизмов, панелей и т. п.;обдувка щитов, панелей сжатым воздухом.
9.6. Все работы в устройствах ТАИ, расположенных в различных цехах, участках должны проводиться с разрешения начальника смены (оперативного персонала) цеха (участка), в котором предстоит работать.
9.7. При проведении работ на сборках задвижек, на приводах задвижек и регуляторов и др. должны соблюдаться требования разделов 1.4 и 4.4 настоящих Правил.
9.8. Допускающим к работам по наряду или распоряжению в устройствах ТАИ является оперативный персонал цеха, участка технологического объекта имеющий группу III.
Производителю работ, имеющему группу IV, из числа электротехнического персонала разрешается совмещать обязанности допускающего и определять меры безопасности в электрической части устройств ТАИ при подготовке рабочего места с записью в строке «Отдельные указания» наряда (приложение № 4 к настоящим Правилам).
Как понять, придет ли инспекция труда с проверкой в 2022 году
Показателем, применяемым для оценки эффективности предоставления иных межбюджетных трансфертов, является доля занятых по истечении 3 месяцев после завершения профессионального обучения и получения дополнительного профессионального образования из числа граждан, прошедших профессиональное обучение и получивших дополнительное профессиональное образование, не менее 85 процентов.
Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу средств индивидуальной защиты, их хранение, а также стирку, химическую чистку, сушку, ремонт и замену средств индивидуальной защиты.
Способы своевременного уведомления:
- о возникновении вредных и/или опасных производственных факторов;
- реализации профессиональных рисков при проведении работ.
Система управления охраной труда (СУ ОТ) – это комплекс взаимосвязанных и взаимодействующих между собой элементов, устанавливающих политику и цели в области охраны труда у конкретного работодателя и процедуры по достижению этих целей.
РАЗДЕЛ IX. КВАЛИФИКАЦИЯ РАБОТНИКА, ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ, ПОДГОТОВКА И ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ РАБОТНИКОВ (в ред.
Трудовая инспекция: новые полномочия с 2020 года
Понятия функции и полномочия имеют разный смысл:
- функции Роструда определяют, что входит в его работу;
- полномочия Роструда – это перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять ведомство, чтобы функционировать и решать возложенные на него задачи.
Например, одной из функций данной организации является надзор за исполнением трудового законодательства. Для ее осуществления инспекторы уполномочены:
- проводить плановые и внеплановые проверки работодателей;
- выдавать предписания об устранении выявленных нарушений (с указанием даты, до истечения которой это следует сделать);
- составлять административные протоколы, и т.п.
Срок рассмотрения жалобы
Направленное письменное обращение подлежит обязательному рассмотрению. По общему правилу государственная структура обязана рассмотреть обращение в течение 30 дней со дня его поступления. Учитывая специфику работу трудовой инспекции, необходимости осуществления выездных, документальных, внеплановых проверок, законодатель установил граничные сроки осуществления таких мероприятий.
По общему правилу на проведение проверки отводится не более 20 дней. Но здесь могут присутствовать некоторые исключения, в зависимости от размеров, разветвленности, специфики работы конкретной компании. В этом случае устанавливаются такие максимальные сроки проверок:
- 60 дней. Когда структура организации предусматривает наличие филиалов по различным регионам страны.
- 50 часов. Когда проверке подлежит малое предприятие (компания с небольшой численностью сотрудников).
- 15 часов. Если требуется осуществить проверку микропредприятия (обычно это частный предприниматель, у которого в небольшом цеху трудятся пару работников).
В случае когда требуется продлить период проверки, максимальное время продления для крупных компаний не может превышать 20 дней, в то время как для микропредприятий этот показатель не должен превышать 15 часов.
Касательно жалоб по незаконному увольнению, то они должны быть объективно рассмотрены не позднее 10 дней со дня поступления. Заявитель о результатах такого рассмотрения информируется письменно.
Обязательства инспектора
В инспекцию можно обратиться лично или отправить жалобу по почте. Во время личного приема заявитель может согласовать правовые позиции своего обращения. Также в полномочия государственных инспекторов труда входит предоставление юридической консультации обратившимся гражданам.
Независимо от способа подачи жалобы, инспектор обязан зафиксировать факт обращения работника в государственную инспекцию и провести проверку по данному обращению. Не позднее, чем через 30 дней, трудовой инспектор должен сообщить о результатах проведенной проверки.
Также существуют специальные сроки, согласно которым жалобы о нарушениях, связанных с увольнением работников, рассматриваются в течение 10-дневного срока с момента их получения (ст. 373 ТК РФ).