Налоговые нарушения и преступления

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Налоговые нарушения и преступления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.

Комментарий к ст. 114 НК РФ

Санкции (от лат. sanctio — строжайшее постановление) — меры и решения, имеющие, как правило, окончательный, не подлежащий пересмотру характер.

Статья 114 НК РФ устанавливает налоговые санкции, которые являются мерой ответственности за совершение налогового правонарушения. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главой 16 НК РФ.

1. В пункте 1 комментируемой статьи дается определение налоговой санкции.

Прежде всего, необходимо сказать, что налоговые санкции применяются лишь при совершении налогового правонарушения. Этим налоговая санкция отличается и от мер ответственности, предусмотренных в главе 18 НК РФ, и от пени (ст. 75 НК РФ).

Итак, налоговая санкция означает, что лицо, допустившее правонарушение, должно понести определенные неблагоприятные последствия — денежные штрафы в размерах, указанных в статьях 116 — 129.1 НК РФ (в зависимости от вида налогового правонарушения соответственно).

Применение налоговой санкции возможно лишь, если:

— не истекли сроки давности привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ);

— не истекли сроки давности взыскания налоговых санкций (ст. 115 НК РФ).

2. Применяя правила пункта 2 комментируемой статьи, необходимо иметь в виду ряд важных обстоятельств:

а) эти правила императивны. Органы, применяющие налоговые санкции, не вправе самостоятельно устанавливать:

— иные размеры налоговых санкций, нежели те, что предусмотрены в ст. 114 и нормах гл. 16 НК РФ;

— иную (т.е. неденежную) форму налоговой санкции.

Нельзя устанавливать иные правила и в других актах законодательства о налогах;

б) размер налоговой санкции (штрафа) чаще всего определяется в твердой денежной сумме (например, в п. 1 ст. 116 НК РФ размер штрафа четко указан — 5 тыс. руб.). В ряде случаев штраф исчисляется в процентах от определенной суммы (например, в п. 2 ст. 117 НК РФ указано, что лицо, более трех месяцев осуществляющее деятельность индивидуального предпринимателя или организации без постановки на учет в налоговом органе, привлекается к уплате штрафа в размере 20 процентов доходов, полученных в период такой деятельности);

в) нельзя устанавливать налоговую санкцию в неденежной форме (например, в виде взыскания какого-то имущества в натуре): это противоречило бы и правилам комментируемой статьи, и статей 45 — 48 НК РФ.

3. Особенности правил пункта 3 комментируемой статьи состоят в том, что:

а) они подлежат применению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в пункте 1 статьи 112 НК РФ, в качестве смягчающих, а именно:

— совершение налогового правонарушения вследствие стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств;

— совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной, иной зависимости;

— иных обстоятельств, которые налоговым органом или судом могут быть признаны смягчающими ответственность (п. 1 ст. 112 НК РФ);

б) размер штрафа согласно императивному правилу, содержащемуся в пункте 3 комментируемой статьи, подлежит уменьшению;

в) пункт 3 настоящей статьи определяет, что размер штрафа должен быть уменьшен не менее чем в два раза по сравнению с установленным соответствующей статьей главы 16 НК РФ.

В то же время орган, применяющий налоговую санкцию, вправе еще больше уменьшить размер штрафа в зависимости от того, насколько существенно повлияли смягчающие обстоятельства на характер последствия налогового правонарушения. ВАС РФ и Верховный Суд РФ разъяснили: «учитывая, что пунктом 3 статьи 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза» (п. 19 Постановления Пленумов ВС РФ и ВАС РФ N 41/9 от 11 июня 1999 г.).

4. Согласно правилам пункта 4 комментируемой статьи при совершении налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа необходимо увеличить на 100%.

5. Правила пункта 5 комментируемой статьи подлежат применению, когда:

а) одно лицо совершило два различных правонарушения, предусмотренных одной и той же статьей главы 16 НК РФ;

б) одно лицо совершило два правонарушения, предусмотренных различными статьями главы 16 НК РФ (например, если лицо нарушило срок постановки на учет в налоговом органе (ст. 116 НК РФ) и срок представления сведений об открытии или закрытии счета в банке (ст. 118 НК РФ), то с него взыскиваются два штрафа в размере по 5 тыс. руб. каждый);

в) одно и то же лицо совершило два налоговых правонарушения, предусмотренных разными статьями главы 16 НК РФ, и при этом за совершение одного из них предусмотрено взыскание штрафа в большем размере;

г) одно и то же лицо совершило более двух правонарушений. И в этом случае сказанное выше сохраняет силу.

Следует также учесть, что правила пункта 5 комментируемой статьи императивны. Другими словами, орган, применяющий налоговую санкцию, не вправе самостоятельно решать вопрос о поглощении или о сложении штрафов за различные правонарушения; в любом случае штраф должен быть взыскан отдельно за каждое налоговое правонарушение и в полном объеме (если нет смягчающих обстоятельств).

6. Применяя правила пункта 6 комментируемой статьи, следует обратить внимание на ряд моментов:

а) сумма штрафов — это размер не только налоговых санкций, но и санкций за иные нарушения законодательства о налогах (не являющихся налоговыми правонарушениями). В пункте 6 статьи 114 НК РФ имеются в виду как налоговые санкции, так и штрафы, налагаемые за нарушения, связанные с уплатой сборов и т.д. (например, указанные в ст. ст. 132 — 138 НК РФ);

б) штраф присуждается:

— судом общей юрисдикции, если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) — физическое лицо (но не индивидуальный предприниматель);

— арбитражным судом, если налогоплательщик (плательщик сборов, налоговый агент) — организация, индивидуальный предприниматель (либо лицо, приравненное к нему для целей налогообложения);

в) сумма упомянутого штрафа перечисляется со счетов налогоплательщика (плательщика сборов, налогового агента) лишь постольку, поскольку в полном объеме перечислена:

— сумма задолженности по налогам (в результате совершения лицом налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах);

— сумма пеней, исчисленных в соответствии со статьей 75 НК РФ;

г) правила п. 6 комментируемой статьи предписывают исходить при перечислении со счета этих сумм из очередности, установленной статьей 855 ГК РФ.

Таким образом, закончены многолетние дебаты о том, в какой очередности должны исполняться платежные поручения, предусматривающие уплату сумм налогов, штрафов по налогам, пеней и т.п. платежей, связанных с исполнением обязанности по уплате налогов (ст. 76 НК РФ).

Другой комментарий к Ст. 114 Налогового кодекса Российской Федерации

1. Налоговая санкция, как определено п. 1 ст. 114 Кодекса, является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Как говорилось выше (см. комментарии к ст. 75 и 108 Кодекса), согласно правовой позиции КС России, выраженной в Постановлении от 15 июля 1999 г. N 11-П, в целях обеспечения выполнения публичной обязанности платить законно установленные налоги и сборы и возмещения ущерба, понесенного казной в результате ее неисполнения, законодатель вправе устанавливать меры принуждения в связи с несоблюдением законных требований государства.

Такие меры могут быть как правовосстановительными, обеспечивающими исполнение налогоплательщиком его конституционной обязанности по уплате налогов, т.е. погашение недоимки и возмещение ущерба от несвоевременной и неполной уплаты налога, так и штрафными, возлагающими на нарушителей дополнительные выплаты в качестве меры ответственности (наказания). При этом в выборе принудительных мер законодатель ограничен требованиями справедливости, соразмерности и иными конституционными и общими принципами права.

2. Как указано в п. 2 ст. 114 Кодекса, налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных статьями гл. 16 Кодекса, которая устанавливает виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.

При этом п. 3 ст. 114 Кодекса предусматривает возможность уменьшения размера штрафа в случае наличия смягчающих ответственность обстоятельств, а п. 4 ст. 114 Кодекса — возможность увеличения размера штрафа в случае наличия отягчающих ответственность обстоятельств.

3. В пункте 3 ст. 114 Кодекса содержится правило определения размера штрафа в случае наличия смягчающих ответственность обстоятельств.

Обстоятельства, признаваемые смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, предусмотрены п. 1 ст. 112 Кодекса, причем их перечень является открытым. Согласно п. 4 указанной статьи обстоятельства, смягчающие ответственность, устанавливаются судом (см. комментарий к ст. 112 Кодекса).

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа в соответствии с п. 3 комментируемой статьи подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей гл. 16 Кодекса за совершение налогового правонарушения.

Как разъяснено в п. 19 Постановления Пленума ВАС России и Пленума ВС России от 11 июня 1999 года N 41/9, учитывая, что п. 3 ст. 114 Кодекса установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более, чем в два раза.

4. Пункт 4 ст. 114 Кодекса устанавливает правило определения размера штрафа в случае наличия отягчающего ответственность обстоятельства.

Единственное обстоятельство, признаваемое отягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, предусмотрено п. 2 ст. 112 Кодекса (см. комментарий к ст. 112 Кодекса).

При наличии обстоятельства, отягчающего ответственность, размер штрафа в соответствии с п. 4 комментируемой статьи подлежит увеличению на 100%.

5. В пункте 5 ст. 114 Кодекса установлены правила взыскания налоговых санкций при совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений:

налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности;

менее строгая налоговая санкция более строгой налоговой санкцией не поглощается.

Правило о запрете поглощения менее строгой санкции более строгой санкцией установлено в противоположность предусмотренных ст. 69 УК правил поглощения менее строгого наказания более строгим при назначении уголовного наказания по совокупности преступлений.

6. Пункт 6 ст. 114 Кодекса определяет очередность перечисления со счетов налогоплательщика, плательщика сборов или налогового агента сумм присужденного штрафа и задолженности по налогу или сбору, образовавшейся в результате нарушения законодательства о налогах и сборах, за которое присужден этот штраф; сначала перечисляется задолженность по налогу или сбору и соответствующие пени, затем перечисляется сумма присужденного штрафа.

При этом перечисления средств со счетов производится в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

7. Пункт 7 комментируемой статьи устанавливает, в каком порядке — судебном или внесудебном — взыскиваются налоговые санкции.

В ранее действовавшей ред. п. 7 ст. 114 Кодекса устанавливалось, что налоговые санкции взыскиваются с налогоплательщиков только в судебном порядке. Однако Федеральным законом от 4 ноября 2005 г. N 137-ФЗ, вступившим в силу с 1 января 2006 г., установлены новые административные процедуры урегулирования налоговых споров, в т.ч. предусмотрена возможность внесудебного взыскания налоговых санкций с индивидуальных предпринимателей и организаций.

Судебный или внесудебный порядок взыскания налоговых санкций применяется в зависимости от того, какое лицо является налогоплательщиком, с которого подлежит взысканию налоговая санкция, — организация, индивидуальный предприниматель или физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, — а также от того, какая сумма налоговой санкции подлежит взысканию.

С организации налоговая санкция взыскивается в судебном порядке в том случае, если сумма налагаемого на нее штрафа превышает пятьдесят тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах. В том случае, если сумма налагаемого на организацию штрафа не превышает указанный размер, то налоговая санкция взыскивается во внесудебном порядке, т.е. на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 103.1 Кодекса (см. комментарий к ст. 103.1 Кодекса).

С индивидуального предпринимателя в судебном порядке налоговая санкция взыскивается в случае, если сумма налагаемого на него штрафа превышает пять тысяч рублей по одному неуплаченному налогу за налоговый период и (или) иному нарушению законодательства о налогах и сборах. В случае, если сумма налагаемого на индивидуального предпринимателя штрафа указанный размер не превышает, то налоговая санкция взыскивается во внесудебном порядке (см. комментарий к ст. 103.1 Кодекса).

Налоговая санкция с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, взыскивается только в судебном порядке, в независимости от суммы взыскиваемой налоговой санкции.

Порядок судебного рассмотрения дел и исполнения решений о взыскании налоговых санкций установлен ст. 105 Кодекса (см. комментарий к ст. 105 Кодекса).

В чем отличие налогового правонарушения от налогового преступления?

В Налоговом кодексе (НК РФ) налоговым правонарушением признается совершенное противоправное деяние налогоплательщика, плательщика страховых взносов, налогового агента и иных лиц, за которое настоящим Кодексом установлена ответственность. Уголовный кодекс в главе «Преступления в сфере экономической деятельности» предусматривает уголовную ответственность за преступления в сфере налогообложения. Налоговое преступление понимается как совершенное в налоговой сфере противоправное деяние, преступный характер которого признан действующим уголовным законодательством РФ. Из анализа вышеизложенного понятия можно сделать вывод, что налоговое преступление содержит в себе те же самые элементы налогового правонарушения. Поэтому само по себе существование преступления без налогового правонарушения невозможно. Оно же становится налоговым преступлением при наступлении общественно опасных последствий.

Ответственность за налоговые правонарушения закреплена в НК РФ и КоАП. Ответственность за совершение налоговых преступлений устанавливается УК РФ, именно в статьях 198, 199, 199.1 и 199.2 УК РФ. Налоговые правонарушения представляют меньшую общественную опасность по сравнению с налоговыми преступлениями, из общего числа налоговых деяний налоговые правонарушения составляют наибольшую часть, на их долю приходится более 90% налоговых деяний.

За налоговое преступление накажут в том случае, если у компании или индивидуального предпринимателя есть недоимка в крупном размере и за три финансовых года подряд. Если размер меньше установленной законом минимальной планки – это налоговое правонарушение, а не преступление. На практике налоговые нарушения классифицируются как преступления не часто.

Следует отметить, что у компаний появилась возможность распоряжаться своими переплатами по налогам и сборам. Переплату можно перекинуть на предстоящие платежи или погасить ею задолженность по любому налогу.

Комментарий к ст. 114 Налогового кодекса


Комментируемая статья устанавливает, что мерой ответственности за совершение налогового правонарушения (налоговой ответственности) является налоговая санкция.

Читайте также:  Какие выплаты положены при рождении 3 ребенка в 2023 в Краснодарском крае

Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов). Размеры штрафов определены санкциями ст. 116 — 129.4 главы 16 и ст. 132 — 135.2 главы 18 Налогового кодекса РФ. Размеры штрафов устанавливаются в твердой сумме либо в процентах от определенной величины. Так, например, грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, если эти деяния совершены в течение одного налогового периода, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного п. 2 ст. 120 Налогового кодекса РФ, влечет взыскание штрафа в размере десяти тысяч рублей (п. 1 ст. 120). Если грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения повлекло занижение налоговой базы, такое налоговое правонарушение влечет взыскание штрафа в размере двадцати процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее сорока тысяч рублей (п. 3 ст. 120).

Налоговые санкции применяются в целях наказания нарушителей за совершение налоговых правонарушений. Эта особенность налоговых санкций позволяет отличать штрафы от способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов, а именно от пеней (ст. 75 Налогового кодекса РФ). Такая особенность налоговых санкций была отмечена Конституционным Судом РФ в Постановлении от 17 декабря 1996 года N 20-П «По делу о проверке конституционности пунктов 2 и 3 части первой статьи 11 Закона Российской Федерации от 24 июня 1993 года «О федеральных органах налоговой полиции». Взыскание штрафов носит не восстановительный, а карательный характер и является наказанием за налоговое правонарушение.

Взимание пеней предусмотрено гражданским, налоговым и таможенным законодательством Российской Федерации. Если в российском гражданском законодательстве пеня отнесена к мерам гражданско-правовой ответственности, то в соответствии со ст. 75 Налогового кодекса РФ уплата пеней отнесена к мерам обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора (является мерой принуждения восстановительного характера). В соответствии с п. 2 ст. 75 Налогового кодекса РФ сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. В отличие от положений Налогового кодекса РФ пени, начисляемые за просрочку уплаты таможенных платежей, являются мерами ответственности. В ч. 9 ст. 151 Федерального закона от 27 ноября 2010 года N 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» указано, что пени уплачиваются наряду с суммами недоимки независимо от применения иных мер ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле.

Пеня как мера принуждения обладает двумя существенными признаками: 1) направлена на возмещение вреда, причиненного правонарушением (носит восстановительный или компенсационный характер); 2) является дополнительным обременением для правонарушителя. Именно поэтому начисление пеней следует считать правовосстановительной санкцией (мерой ответственности).

Комментируемая статья содержит также основные правила применения налоговых санкций.

1. Первое правило установлено относительно применения принципа индивидуализации денежного взыскания: при определении размера штрафа по факту налогового правонарушения должны быть учтены обстоятельства, смягчающие и отягчающие налоговую ответственность.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей главы 16 или главы 18 Налогового кодекса РФ.

Перечень обстоятельств, смягчающих налоговую ответственность, содержится в п. 1 ст. 112 Налогового кодекса РФ. К таким обстоятельствам относятся:

  • совершение налогового правонарушения вследствие стечения тяжелых личных и семейных обстоятельств;
  • совершение налогового правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной, иной зависимости;
  • тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Срок давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения. Срок исковой давности взыскания штрафов

Как было указано в постановлении КС РФ от 14.07.2005 N 9-П: «Давность привлечения к налоговой ответственности — это институт, общий для правовых систем государств-участников Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Европейский Суд по правам человека рассматривает его как право, предоставляемое законом лицу, совершившему налоговое правонарушение, не быть преследуемым по истечении определенного срока с момента совершения деяния с тем, чтобы достигалась правовая защищенность и не подвергалось посягательствам право на защиту, которое было бы скомпрометировано, если бы суды выносили решения, основываясь на неполной в силу истекшего времени доказательственной базе» (постановление от 22.06.2000 по делу «Коэм и другие против Бельгии» (Coeme and others vs. Belgium)).

Поэтому НК РФ в п. 4 ст. 109 и ст. 113 НК РФ предусматривает освобождение от налоговой ответственности по основаниям истечения соответствующего срока давности.

Лицо не может быть привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового (расчетного) периода, в течение которого было совершено это правонарушение, и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности истекли три года (срок давности) (ст. 113 НК РФ).

Судебная практика по статье 114 НК РФ:

  • Решение Верховного суда: Определение N 309-КГ14-2591, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Доводы общества, связанные с наличием, по его мнению, обстоятельств смягчающих ответственность, и требующих применения статьи 112 и пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку и по существу направлены на иную оценку доказательств и фактических обстоятельств дела…

  • Решение Верховного суда: Определение N 305-КГ16-16898, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    При этом суды не усмотрели предусмотренных статьями 112, 114 Налогового кодекса Российской Федерации оснований для снижения штрафных санкций…

  • Решение Верховного суда: Определение N 304-КГ16-1545, Судебная коллегия по экономическим спорам, кассация

    Доводы общества, связанные с наличием, по его мнению, обстоятельств смягчающих ответственность, и требующих применения статьи 112 и пункта 3 статьи 114 Налогового кодекса, являлись предметом рассмотрения судебных инстанций, получили соответствующую правовую оценку. Таким образом, доводы жалобы сводятся к пересмотру установленных судами фактических обстоятельств дела и не могут быть предметом рассмотрения в Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации которая не наделена в силу пункта 1 части 7 статьи 291.6 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями по пересмотру обстоятельств, установленных судами нижестоящих инстанций…

Статья 114 НК РФ. Налоговые санкции (действующая редакция)

1. Налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

2. Налоговые санкции устанавливаются и применяются в виде денежных взысканий (штрафов) в размерах, предусмотренных главами 16 и 18 настоящего Кодекса.

3. При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.

4. При наличии обстоятельства, предусмотренного пунктом 2 статьи 112, размер штрафа увеличивается на 100 процентов.

5. При совершении одним лицом двух и более налоговых правонарушений налоговые санкции взыскиваются за каждое правонарушение в отдельности без поглощения менее строгой санкции более строгой.

6. Сумма штрафа, взыскиваемого с налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента за налоговое правонарушение, повлекшее задолженность по налогу (сбору, страховым взносам), подлежит перечислению со счетов соответственно налогоплательщика, плательщика сбора, плательщика страховых взносов или налогового агента только после перечисления в полном объеме этой суммы задолженности и соответствующих пеней в очередности, установленной гражданским законодательством Российской Федерации.

7. Утратил силу с 1 января 2007 г.

В п. 1 комментируемой ст. 114 НК РФ дается определение налоговой санкции.

Прежде всего необходимо сказать, что налоговые санкции применяются лишь при совершении налогового правонарушения. Этим налоговая санкция отличается от способов обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов (гл. 11 НК РФ). Как отмечено в Постановлении Конституционного Суда РФ от 17 декабря 1996 г. N 20-П и Определении от 4 июля 2002 г. N 202-О, неуплата налога в срок должна быть компенсирована погашением задолженности по налоговому обязательству, полным возмещением ущерба, понесенного государством в результате несвоевременного внесения налога. Иного рода меры, а именно взыскание штрафов, по своему существу выходят за рамки налогового обязательства. Они носят не восстановительный, а карательный характер и являются наказанием за правонарушение.

Налоговая санкция (штраф) представляет собой денежное взыскание. Суммы (размеры) денежных взысканий (штрафов) определены гл. 16 и 18 НК РФ и подлежат зачислению в бюджеты бюджетной системы РФ в порядке, установленном п. 2 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ.

Размеры штрафа определяются в твердой сумме (например, в ст. 126 НК РФ указано, что штраф составляет 200 руб.) либо в процентах от определенной величины (например, в п. 1 ст. 122 НК РФ указано, что штраф составляет 20% от неуплаченной суммы налога (сбора)). Следует отметить, что размер штрафа в процентах может иметь как нижнюю границу (согласно п. 2 ст. 116 НК РФ штраф составляет 10% от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тыс. руб.), так и верхнюю (например, в ст. 133 НК РФ указано, что штраф составляет 1/150 ставки рефинансирования Банка России, но не более 0,2% за каждый календарный день просрочки).

Привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает его от обязанности уплатить (перечислить) причитающиеся суммы налога (сбора) и пени (п. 5 ст. 108 НК РФ).

Применение налоговой санкции возможно, лишь если:

не истекли сроки давности привлечения к ответственности (ст. 113 НК РФ);

не истекли сроки давности взыскания налоговых санкций (ст. 115 НК РФ).

Комментируемый п. 3 ст. 114 НК РФ устанавливает лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания и более чем в два раза (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 41, пленума ВАС РФ N 9 от 11 июня 1999 г. «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой НК Российской Федерации»). Особенности правил п. 3 комментируемой ст. 114 НК РФ состоят в том, что они подлежат применению при наличии хотя бы одного из обстоятельств, указанных в п. 1 ст. 112 НК РФ в качестве смягчающих.

Согласно правилам п. 4 комментируемой ст. 114 НК РФ при совершении налогового правонарушения лицом, ранее привлекавшимся к ответственности за аналогичное правонарушение, размер штрафа необходимо увеличить на 100%. Если до совершения правонарушения налогоплательщик не был привлечен к ответственности за аналогичное противоправное деяние, налоговая санкция не увеличивается (Постановление Президиума ВАС РФ от 25 мая 2010 г. N 1400/10).

Правила п. 5 комментируемой ст. 114 НК РФ подлежат применению, когда:

а) одно лицо совершило два различных правонарушения, предусмотренные одной и той же статьей гл. 16 НК РФ;

б) одно лицо совершило два правонарушения, предусмотренных различными статьями гл. 16 НК РФ;

в) одно и то же лицо совершило два налоговых правонарушения, предусмотренные разными статьями гл. 16 НК РФ, и при этом за совершение одного из них предусмотрено взыскание штрафа в большем размере;

г) одно и то же лицо совершило более двух правонарушений. И в этом случае сказанное выше сохраняет силу.

Следует также учесть, что правила п. 5 комментируемой ст. 114 НК РФ императивны. Другими словами, орган, применяющий налоговую санкцию, не вправе самостоятельно решать вопрос о поглощении или о сложении штрафов за различные правонарушения; в любом случае штраф должен быть взыскан отдельно за каждое налоговое правонарушение и в полном объеме (если нет смягчающих обстоятельств).

Применяя правила п. 6 комментируемой ст. 114 НК РФ, следует обратить внимание на ряд моментов:

а) сумма штрафов — это размер не только налоговых санкций, но и санкций за иные нарушения законодательства о налогах (не являющиеся налоговыми правонарушениями).

За нарушение налогового законодательства, налоговая служба привлекает налогоплательщика к ответственности. Чаще всего ответственность вытекает в налоговые штрафы. Налоговые штрафы – форма налоговой ответственности, при которой налоговый орган выписывает предписание на оплату налогового штрафа в адрес компании, которая совершила налоговое правонарушение.

В соответствии со ст. 114 Налогового кодекса РФ налоговые штрафы – это единственный вид налоговых санкций. Другими словами, налоговая ответственность налогоплательщика возможна только через налоговые штрафы.

В соответствии с НК РФ предусмотрены следующие виды правонарушений, за которые уплачиваются налоговые штрафы:
— нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе;
— нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке;
— непредставление налоговой декларации;
— нарушение установленного способа представления налоговой декларации (расчета);
— грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения;
— неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора);
— невыполнение налоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов;
— несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, на которое наложен арест или в отношении которого налоговым органом приняты обеспечительные меры в виде залога;
— непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля;
— неявка либо уклонение от явки без уважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении в качестве свидетеля;
— отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговой проверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложного перевода;
— неправомерное несообщение сведений налоговому органу;
нарушение порядка регистрации объектов игорного бизнеса.

Это все виды налоговых правонарушений, которые предусмотрены в НК РФ.

Ответственность за налоговые правонарушения

Ответственность за это нарушение предусмотрена в статье 119 Налогового кодекса РФ. Причем независимо от срока опоздания с декларацией размер штрафа – 5% от неуплаченной суммы налога, но не более 30% от неперечисленной суммы налога по декларации и не менее 1000 рублей.

Эта норма статьи 119 Налогового кодекса действует со 2 сентября 2010 года. При этом, если фирма не представила в налоговую инспекцию декларацию, а налог перечислила, штраф будет минимальный – 1000 рублей (письмо ФНС России от 26 ноября 2010 г. № ШС-37- 7/16376@).

ПРИМЕР

Фирма должна была сдать декларацию по НДС за III квартал 2011 года не позднее 20 октября, но сделала это только 25 ноября. Таким образом, задержка составила два месяца: один полный (с 20 октября по 20 ноября) и один неполный (с 20 по 25 ноября).

По декларации фирма должна уплатить 10 000 руб., к 25 ноября компания должна уплатить 2/3 от этой суммы. Сумма штрафа составит 667 руб. (6666 руб. × 5% × 2 мес.), но размер штрафа не может быть меньше 1000 руб., поэтому компания должна заплатить 1000 руб.

Организация может потребовать уменьшения размера штрафа, наложенного до 2 сентября 2010 года за не вовремя сданную декларацию. Дело в том, что после вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 года № 229-ФЗ порядок расчета штрафов стал более либеральным. Он имеет обратную силу в части начисления санкций (п. 13 ст. 10 Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ). Первоначально ФНС сделала невозможным применение этой нормы на практике (п. 1 письма ФНС России от 26 ноября 2010 г. № ШС- 37-7/16376@), но впоследствии изменила свою позицию.

Пунктом 13 статьи 10 Закона № 229-ФЗ установлено, что если редакция Налогового кодекса, действующая со 2 сентября 2010 года, предусматривает более мягкую санкцию, чем ранее действовавшая редакция, то за нарушения, совершенные до 2 сентября 2010 года, назначается штраф согласно последней редакции.

Читайте также:  Договор купли-продажи земельного участка

Взыскание «старых» штрафов (назначенных до 2 сентября 2010 года) производится только в части, не превышающей максимального размера санкций согласно редакции, действующей со 2 сентября 2010 года.

Кроме того, ФНС России в письме от 15 марта 2011 года № ЯК-4-8/3962 обязала все инспекции пересчитать суммы предъявленных до 2 сентября 2010 года, но еще не взысканных штрафов. А суммы, взысканные начиная с этой даты без учета изменений законодательства, зачесть или вернуть.

Следовательно, если у фирмы есть задолженности по начисленным до 2 сентября 2010 года, но не взысканным штрафам, она имеет право обратиться в свою налоговую инспекцию для перерасчета санкций. Это касается, в частности, компаний, которые до сих пор судятся с налоговиками.

Оштрафовать по статье 119 Налогового кодекса инспекция может только в том случае, если не представлены налоговые декларации, иначе говоря, документы, в которых приведены расчеты налогов исходя из фактической налоговой базы за истекший налоговый период.

Но по некоторым налогам нужно платить авансовые платежи, которые представляют собой часть налога, уплаченную ранее (авансом). Расчет таких платежей декларацией не считается.

Чтобы наказать фирму (предпринимателя) за непредставление документов, отличных от налоговых деклараций, в том числе и расчетов по авансовым платежам, налоговики могут применить лишь статью 126 Налогового кодекса (непредставление документов, необходимых для налогового контроля). Штраф по этой статье – 200 рублей за каждый непредставленный документ.

Однако зачастую инспекторы не разделяют понятий «налоговая декларация» и «расчет авансовых платежей» и применяют одни и те же санкции.

Такие действия следует оспаривать в вышестоящей инстанции и в суде.

ПРИМЕР

ООО «Перспектива» (г. Нерюнгри) задержало подачу расчета авансовых платежей по налогу на имущество за I квартал. Налоговая инспекция привлекла фирму к ответственности по пункту 1 статьи 119 Налогового кодекса. Чтобы взыскать штраф, инспекция обратилась в суд (в тот период времени еще действовал судебный порядок взыскания штрафов). Суд отказал в иске, поскольку расчет авансовых платежей декларацией не является.

Выводы арбитров основывались на следующем: Налоговый кодекс предусматривает два типа документов, которыми фирма отчитывается перед инспекцией: расчет авансовых платежей и налоговая декларация.

Поскольку налоговый период по налогу на имущество – год, то и декларацию подают по итогам года.

А по итогам каждого отчетного периода (квартала, полугодия и девяти месяцев) представляют расчет авансовых платежей. Штрафовать за нарушение сроков сдачи такого расчета по статье 119 Налогового кодекса, констатировали судьи, нельзя (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18 января 2006 г. № А58-4095/05-Ф02-6999/05-С1).

Если фирма или предприниматель задержали подачу декларации на незначительный срок или, несмотря на просрочку, сам налог заплатили вовремя, нужно обратить на это внимание налогового органа или суда. Они могут расценить это как смягчающее обстоятельство и снизить сумму штрафа.

Размер штрафа рассчитывают от неперечисленной суммы налога, а не начисленной к уплате в бюджет. Это значит, что, если ваша компания налог уплатила, а декларацию не представила, штраф cоставит 1000 рублей.

Аналогичный порядок действует, если по декларации, поданной с опозданием, сумма налога к уплате равна нулю. В этом случае с фирмы также будет взыскан штраф в размере 1000 рублей. Такие разъяснения дает ФНС России в письме от 26 ноября 2010 года № ШС-37-7/16376@.

Cо 2 сентября 2010 года в Налоговый кодекс включена статья 119.1, предусматривающая ответственность за нарушение установленного способа сдачи декларации.

В статье 119.1 предусмотрено, что несоблюдение порядка представления налоговой декларации или расчета в электронном виде наказывается штрафом в размере 200 рублей.

Это правило касается тех компаний, которые обязаны сдавать отчетность в электронном виде, а делают это на бумажном носителе. Таким образом, штраф для таких фирм составит 200 рублей за каждый документ, представленный не тем способом.

При этом декларация в электронном виде может быть передана только по телекоммуникационным каналам связи.

Напомним, что сдавать отчетность в электронной форме обязаны компании, численность которых за предыдущий год превышает 100 человек.

Каждая фирма обязана по установленным правилам вести учет своих доходов, расходов и объектов налогообложения.

Если компания грубо нарушила эти правила, инспекция может оштрафовать ее на 10 000 рублей (п. 1 ст. 120 НК РФ).

Обратите внимание

По статье 120 Налогового кодекса налоговики могут оштрафовать только фирму. Предприниматель ответственности по этой статье не несет.

Грубым нарушением правил считается:

  • отсутствие первичных документов;
  • отсутствие счетов-фактур или регистров бухгалтерского или налогового учета;
  • систематическое (два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильное отражение на счетах бухгалтерского учета, в регистрах налогового учета и отчетности хозяйственных операций, денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовых вложений.

Обратите внимание

Календарный год начинается 1 января, а заканчивается 31 декабря. А значит, нарушения не будут систематическими, если совершены, например, в декабре 2011 года и в январе 2012 года.

Если инспектор оштрафовал фирму за отсутствие документов, не относящихся к первичным, к счетам-фактурам или регистрам бухгалтерского учета, его решение незаконно.

К первичным закон относит документы, которыми оформляется каждый факт хозяйственной жизни (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).

Чтобы ответить на вопрос, относится документ к первичным или нет, нужно установить, оформляет ли он какой-либо факт хозяйственной жизни. Если нет, то это не первичный документ.

Например, договор. Несмотря на то что он содержит все реквизиты первичных документов, к ним он не относится. Договор не оформляет факт хозяйственной жизни, а только устанавливает намерения сторон совершить определенные действия. Поэтому налоговики не могут оштрафовать фирму по статье 120 Налогового кодекса за отсутствие договоров.

Кроме того, инспекторы не вправе оштрафовать по этой статье, если фирма неправильно оформила первичные документы, счета-фактуры или регистры бухгалтерского или налогового учета.

ПРИМЕР 1

Налоговая инспекция оштрафовала ООО за грубое нарушение правил учета (ст. 120 НК РФ). Основанием для наложения штрафа явилось неверное заполнение авансовых отчетов.

Фирма не согласилась с этим и обратилась в арбитражный суд с заявлением о признании решения инспекторов недействительным.

Суд удовлетворил требования ООО, потому что статья 120 Налогового кодекса устанавливает ответственность только за отсутствие первичных документов, а не за их неправильное оформление (постановление ФАС Московского округа от 25 декабря 2009 г. № КА-А40/14432-09).

Если фирма грубо нарушала правила учета доходов, расходов и (или) объектов налогообложения в течение более чем одного налогового периода, штраф возрастет до 30 000 рублей (п. 2 ст. 120 НК РФ).

ПРИМЕР 2

Фирма получила аванс под будущую поставку товара. Бухгалтер отразил суммы аванса в учете, но не начислил на них НДС. Это грубое нарушение правил учета объекта налогообложения по налогу на добавленную стоимость.

Подобные случаи произошли в двух разных кварталах.

Налоговая инспекция вправе оштрафовать фирму на 30 000 руб.

Если из-за грубого нарушения правил учета фирма занизила налоговую базу по каким-либо налогам, инспекция может оштрафовать ее на 20% от суммы неуплаченных налогов, но не менее чем на 40 000 рублей (п. 3 ст. 120 НК РФ).

ПРИМЕР 3

Бухгалтер фирмы за год дважды не отразил выручку от реализации в учете:

  • первый раз во II квартале – в размере 3 540 000 руб. (сумма неуплаченного НДС с не отраженной в учете выручки составила 540 000 руб.);
  • второй раз в III квартале – в размере 1 180 000 руб. (сумма неуплаченного НДС с не отраженной в учете выручки составила 180 000 руб.).

В ходе выездной проверки это обнаружила налоговая инспекция. Общая сумма неуплаченного НДС по итогам года составила 720 000 руб. (540 000 + 180 000).

В этом случае налоговая инспекция вправе оштрафовать фирму на сумму 144 000 руб. (720 000 × 20%).

Фирма может избежать штрафа за грубое нарушение правил учета, если доплатит в бюджет налог, уплатит пени, а затем подаст в налоговую инспекцию уточненную декларацию по этому налогу. Сделать это нужно до назначения выездной налоговой проверки (ст. 81 НК РФ).

Между тем, по мнению финансистов, факт неуплаты недоимки и пеней в бюджет до сдачи «уточненки» в налоговую инспекцию, не является основанием для привлечения фирмы к налоговой ответственности (письмо Минфина РФ от 12 августа 2013 г. № 03-02-07/1/32578). Прежде чем выписать штраф, налоговики должны установить факт совершения правонарушения (п. 3 ст. 108 НК РФ).

Большинство арбитражных судов также считают, что неуплата налога и пени до подачи уточненной декларации не является безусловным основанием для взимания штрафа (постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 26 апреля 2013 г. № А27-8594/2012, Уральского округа от 14 февраля 2013 г. № Ф09-14411/12, Поволжского округа от 8 февраля 2013 г. № А06-5490/2010). Судьи указывают, что для привлечения фирмы к ответственности инспекторы должны установить реальную задолженность по налогу, отсутствие переплаты по нему, а также по иным налогам в бюджет того же уровня. Так, в споре, рассмотренном ФАС Поволжского округа, у компании имелась переплата, которая превышала сумму к доплате по данным «уточненки». Поэтому привлечение компании к налоговой ответственности было признано неправомерным.

В некоторых случаях фирмы и предприниматели выполняют обязанности налоговых агентов. Это означает, что они должны удерживать и перечислять в бюджет некоторые налоги из денег, выплачиваемых своим контрагентам. К числу таких налогов относят:

  • налог на доходы физических лиц, который нужно удерживать из зарплаты работников и выплат другим лицам;
  • налог на прибыль организаций, который нужно удерживать, например, из выплат в пользу иностранных фирм;
  • НДС, который нужно удерживать, например, из арендной платы за пользование государственным или муниципальным имуществом.

ПРИМЕР

Работник Павлов И.Д. является акционером ЗАО. В июне 2008 года общество выплатило Иванову заработную плату, премию, дивиденды по итогам деятельности общества в минувшем году.

Со всех этих сумм ЗАО должно удержать у Павлова и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц. В этой ситуации Павлов является налогоплательщиком НДФЛ, а общество выступает как налоговый агент.

За невыполнение обязанности налогового агента инспекция может оштрафовать фирму или предпринимателя на 20% от суммы неудержанного или неперечисленного налога (ст. 123 НК РФ).

В этом случае правонарушением считается не только факт неперечисления налога (непоступления денег в бюджет), но и факт его неудержания. Даже если сумму налога агент в бюджет уплатил.

Обратите внимание

Налоговая инспекция может оштрафовать фирму (предпринимателя) по статье 123 Налогового кодекса в том случае, если компания имела возможность удержать сумму налога, но не сделала этого. Если такой возможности не было (например, при расчетах с контрагентами бартером), оштрафовать за то, что фирма (предприниматель) не удержала налог, нельзя (п. 44 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда от 28 февраля 2001 г. № 5).

ПРИМЕР

Налоговая инспекция оштрафовала ООО «Праймери Дон-1» по статье 123 Налогового кодекса за неперечисление налогов.

Основанием для привлечения к ответственности послужило то, что фирма не перечислила НДФЛ с денежных средств, выплачиваемых за питание и проживание иностранных лиц, нанятых ООО для установки специального оборудования. Фирма не согласилась с решением налоговиков и обжаловала его в арбитражном суде.

Суд, исследовав обстоятельства дела, пришел к выводу, что у ООО «Праймери Дон-1» отсутствовала реальная возможность удержать налог с денежных средств, выплачиваемых за проживание и питание иностранных специалистов. На основании этого арбитражный суд признал решение инспекции о привлечении общества к ответственности по статье 123 Налогового кодекса недействительным (постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 6 февраля 2007 г. по делу № Ф08-247/2007-105А).

Если вы не можете удержать налог, в течение месяца письменно сообщите об этом в налоговую инспекцию (пп. 2 п. 3 ст. 24 НК РФ). В письме укажите сумму задолженности налогоплательщика. Получив письмо, налоговая инспекция должна взыскать налог самостоятельно.

Если этого не сделать, налоговики вправе оштрафовать вас по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса за непредставление сведений, необходимых для налогового контроля (штраф – 200 руб. за каждый непредставленный документ).

Обратите внимание

Если фирма (предприниматель) могла удержать налог, но не сделала этого, инспекция может только оштрафовать ее. Взыскать с фирмы неудержанную сумму и пени она не вправе.

Так, в постановлении ФАС Московского округа от 24 сентября 2007 года по делу № КА-А40/9418-07 сказано, что ответственность по статье 123 Налогового кодекса предусмотрена только в виде штрафа, составляющего 20% от суммы неудержанного налога. Взыскание же всей суммы неудержанного налога означает применение штрафа в размере 100%, что не предусмотрено Налоговым кодексом.

Налоговики вправе арестовать имущество фирмы или принять в отношении него обеспечительные меры в виде залога.

Арест налагают, если компания в установленные сроки не платит налоги, пени, штрафы, и у инспекторов есть основания полагать, что она может скрыть свое имущество.

Обратите внимание

Арест возможен только с санкции прокурора.

Использовать арестованное имущество в работе фирма может только с разрешения и под контролем инспекции. А распоряжаться этим имуществом – сдавать его в аренду, в залог, продавать, вносить в уставный капитал других фирм и т. д. – либо вообще не может (при полном аресте), либо может, но также только с разрешения налоговиков (при залоге и частичном аресте) (ст. 77 НК РФ).

Если фирма нарушила этот порядок, инспекция может оштрафовать ее на 30 000 рублей (ст. 125 НК РФ).

В процессе выездной или камеральной проверки налоговики вправе истребовать у компании документы.

Для этого они должны вручить представителю фирмы лично под расписку или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, либо направить по почте заказным письмом требование, которое нужно выполнить в десятидневный срок.

Если вовремя не представить требуемые документы, налоговая инспекция вправе оштрафовать фирму или предпринимателя на 200 рублей за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Если инспекторы не указали в требовании какие-то документы, но при этом требуют их у вас, вы вправе отказать им. Оштрафовать вас и изъять такие документы налоговики не смогут.

Часто в требовании о представлении документов налоговики не указывают реквизиты и количество нужных им бумаг. Например, инспекторы могут потребовать первичные документы без указания их названий, номеров и дат, регистры бухгалтерского учета за тот или иной период тоже без указания их названия и т. п. Если в такой ситуации фирма документы не представит, оштрафовать ее не смогут.

ПРИМЕР

Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с ООО «КОНСУЛ-Т» штрафа за непредставление в установленный срок документов, необходимых для проверки. Суд первой инстанции удовлетворил требования истца.

Однако апелляционный суд отменил это решение и отказал налоговому органу в праве на взыскание с общества штрафа. Свою позицию он обосновал тем, что инспекторы не указали в требовании конкретный перечень запрашиваемых документов и их количество.

Суд кассационной инстанции поддержал апелляционный суд и признал его решение верным (постановление ФАС Уральского округа от 25 января 2006 г. по делу № Ф09-6305/05-С2).

Обратите внимание: оштрафовать по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса инспекторы вправе только в том случае, если запрашиваемые документы имелись у фирмы (предпринимателя) в наличии и у нее была реальная возможность представить их в указанный срок.

Читайте также:  Документы для сотрудника при увольнении в 2023 году

Налоговый орган подал в суд заявление о взыскании с ООО «Харт» штрафа за непредставление в установленный срок требуемых документов (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Арбитражный суд отказал инспекции в удовлетворении иска. По его мнению, ответственность, установленную пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса, можно применить только в том случае, если запрашиваемые документы имелись у налогоплательщика в наличии и у него была реальная возможность их представить в указанный срок. Однако ООО «Харт» не имело возможности представить налоговикам необходимые документы ввиду их отсутствия (они уничтожены в результате пожара). Следовательно, оштрафовать общество по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса нельзя (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30 июля 2007 г. по делу № А28-1129/2007-3/21).

Инспекция может оштрафовать по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса, если фирма вовремя не представила некоторые сведения о своей деятельности. Например, она должна сообщать:

  • обо всех случаях участия в российских (за исключением случаев участия в хозяйственных товариществах и ООО) и иностранных фирмах – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия;
  • обо всех обособленных подразделениях, созданных на территории России (за исключением филиалов и представительств), и изменениях в ранее сообщенных сведениях об этих подразделениях: – в течение одного месяца со дня создания обособленного подразделения, – в течение трех дней со дня изменения сведений об обособленном подразделении;
  • о невозможности удержать налог с налогоплательщика и о сумме его задолженности (для налоговых агентов) – в течение одного месяца со дня, когда агенту стало известно о таких обстоятельствах;
  • о невозможности удержать НДФЛ с доходов работника и о сумме его задолженности – не позднее одного месяца после окончания года, в котором получен доход;
  • о выплаченных гражданам доходах и удержанных налогах – ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

Если фирма отказывается представить по запросу налогового органа имеющиеся у нее документы, уклоняется от их представления или представила документы с заведомо недостоверными сведениями, ее оштрафуют на 10 000 рублей (п. 2 ст. 126 НК РФ).

Налоговая инспекция может запросить у компании информацию о деятельности других фирм или предпринимателей (например, когда проводит их проверку). Впрочем, инспекторов может заинтересовать лишь какая-то конкретная сделка. Относящуюся к ней информацию они вправе получить вне рамок выездной или камеральной проверок.

Если фирма (предприниматель) откажется представить информацию о партнере или представит документы не вовремя, ее накажут по статье 129.1 Налогового кодекса. Штраф составит 5000 рублей.

Если в этом же году налоговики снова обратятся с подобным требованием, а фирма (предприниматель) опять его не выполнит, то санкция возрастет до 20 000 рублей.

Чтобы получить у компании информацию о работе ее контрагентов, инспекция должна оформить письменное требование. Если она этого не сделала, оштрафовать фирму нельзя.

Более того, если контролеры располагаются в другом районе, запрашивать документы о работе контрагента они вправе только через налоговую инспекцию фирмы.

Для этого они направят инспекторам компании поручение об истребовании документов (информации). В нем укажут, при проведении какого именно мероприятия налогового контроля возникла необходимость в дополнительных бумагах.

В течение пяти рабочих дней инспекция фирмы направит ей требование о представлении информации, приложив к нему копию поручения.

Получив требование, компания должна будет (тоже за пять рабочих дней) передать документы или сообщить о том, что этих документов у нее нет.

Если для того, чтобы найти необходимые бумаги, фирме нужно больше времени, следует сообщить об этом налоговикам. Они могут пойти навстречу компании.

Если предприниматель или юридическое лицо официально зарегистрированы в ИФНС, у них возникает обязанность уплачивать различные виды налогов, либо перечислять единый платеж при выборе специальных налоговых режимов (ЕНВД, патент и т.д.). За нарушение порядка и сроков представления отчетности и уплаты налогов грозит налоговая, уголовная или административная ответственность.

Закон выделяет следующие основания, по которым может наступать ответственность за неуплату налогов ИП в 2017 году:

Рассмотрим основания и порядок привлечения к ответственности, если юридическим лицом нарушены сроки или порядок уплаты налогов.

Штрафы за неуплату налогов юридическим лицом определяются исходя из положений статей 69 и 122 НК РФ. Прежде всего, неуплата налогов порождает ответственность юридических лиц в виде пени, которые рассчитываются исходя из 1/300 ставки Центробанка РФ за каждый день просрочки. Уплата пени не устраняет обязанность по оплате основной суммы налогового обязательства.

Ответственность за неуплату налогов юридическим лицом в виде штрафа наступает с учетом следующих особенностей:

  • штраф в размере 20% от суммы налога грозит при установлении факта занижения налоговой базы или неправильного исчисления налога;
  • штраф в размере 40% за неуплату налога юридическим лицом в виду умышленных действий по занижению налоговой базы или неправильного расчета.

Аналогичный порядок наложения штрафных санкций предусмотрен в отношении индивидуальных предпринимателей.

Раздел VI. НАЛОГОВЫЕ ПРАВОНАРУШЕНИЯ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ИХ СОВЕРШЕНИЕ

Организация уголовную ответственность не несет. Но за серьезные нарушения могут быть привлечены директор, главбух, учредители и иные лица, которые имеют существенное влияние на компанию.

Наказание зависит от размера нанесенного бюджету ущерба: крупный или особо крупный. Для каждого нарушения критерии отличаются. За первое нарушение уголовной ответственности можно избежать, если погасить всю задолженность по налогам и уплатить пени и штрафы по доброй воле.

НарушениеСтатьяСанкция
Уклонение физлица от уплаты налогов в крупном размере (сумма сокрытых за 3 года налогов более 900 тыс. рублей) ст. 198 УК РФ
  1. 100 000 — 300 000 рублей
  2. принудительные работы на срок до 1 года
  3. арест до 6 мес.
  4. лишение свободы до 1 года
Уклонение физлица от уплаты налогов в особо крупном размере (сокрыто более 4 млн рублей налогов за три года) ст. 198 УК РФ 200 000 — 500 000 рублей принудительные работы или лишение свободы на 3 года
Уклонение юрлица от уплаты налогов в крупном размере (от 5 млн рублей за 3 года) ст. 199 УК РФ
  • 100 000 — 300 000 рублей
  • принудительные работы на 2 года
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет
  • арест на полгода
  • лишение свободы на 2 года
Уклонение юрлица от уплаты налогов в особо крупном размере (от 15 млн рублей за 3 года) ст. 199 УК РФ
  1. 200 000 — 500 000 рублей
  2. принудительные работы на 5 лет
  3. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет
  4. лишение свободы на 6 лет
Неисполнение обязанностей налогового агента в крупном размере (от 5 млн рублей за 3 года) ст. 199.1 УК РФ
  • 100 000 — 300 000 рублей
  • принудительные работы на 2 года
  • лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет
  • арест на полгода
  • лишение свободы на 2 года
Неисполнение обязанностей налогового агента в особо крупном размере (от 15 млн рублей за 3 года) ст. 199.1 УК РФФ
  1. 200 000 — 500 000 рублей
  2. принудительные работы на 5 лет
  3. лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью до 3-х лет
  4. лишение свободы на 6 лет

Чтобы избежать санкций просто платите налоги в полном размере и в срок, отчитывайтесь вовремя, а бухучет ведите без ошибок. В этом поможет облачный сервис Контур.Бухгалтерия. Система сама рассчитает налог к уплате, заполнит декларацию и напомнит о сроках уплаты. Всем новичкам мы дарим бесплатный 14-дневный доступ.

Даже если ваш бизнес — не сезонный, например, вы не продаете елочные игрушки или не держите шиномонтажку, все равно покупки неравномерно распределены по году. Клиенты реагируют на праздники, периоды отпусков или зимних каникул. Их реакции вполне предсказуемы, и это можно использовать. Расскажем, как измерить сезонность, как ее регулировать и что делать в низкий сезон.

Налоговые нарушения и размеры штрафов

Такие нарушения определены в Главе 16 «Виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение» Налогового кодекса РФ. Основная их часть размещена в таблице ниже.

Стоит отметить, что ранее в случае не сообщения в налоговую инспекцию об открытии (закрытии) банковского счета в течение 7 рабочих дней был штраф в размере 5 000 рублей. На данный момент этот штраф упразднён (Федеральный закон от 02.04.2014 № 52-ФЗ).

Налоговые штрафы – это всегда административная ответственность за правонарушения, так или иначе связанные с не надлежаще выполняемыми обязанностями по уплате налогов. При этом субъектами правонарушения, то есть лицами, привлекаемыми к административной ответственности, могут быть как граждане, так и юридические лица.

Освобождение от налоговой ответственности

По ст. 109 НК , нарушитель не привлекается к ответственности, когда есть минимум один из нижеперечисленных факторов:

  • отсутствует событие подобающего правонарушения;
  • лицо безвинно в его совершении;
  • нарушитель моложе 16 лет;
  • прошли сроки давности ( ст. 113 НК ).

Также к ней не привлекут нарушителя, который преступил закон в попытках приобрести, применить, распорядиться имуществом и(или) проверяемыми зарубежными предприятиями плюс счетами (вкладами), отмеченными в отдельной декларации и(или) ее приложениях и (либо) информации, которая представлена по ст. 3 ФЗ от 08.06.2015 № 140. Избежать санкций в этой ситуации поможет предоставление копии такой спецдекларации и ее приложений или данных с отметкой о приеме налоговиками.

Обстоятельствами, исключающими вину нарушителя за фискальное нарушение, по ст. 111 НК , являются:

  • стихийное бедствие, иные чрезвычайные (непреодолимые) условия, которые не нужно специально доказывать, поскольку их устанавливают через общеизвестные факты, публикации в СМИ, другим образом;
  • болезнь лица, которая не позволяет ему руководить своими действиями, подтверждается документами, относящимися к расчетному периоду, в котором состоялось нарушение;
  • исполнение нарушителем каких-либо письменных разъяснений от компетентного госоргана (указанные обстоятельства устанавливаются соответствующим документом этого органа, который касается расчетных периодов, когда произошло правонарушение, независимо от даты его издания). Тем, кто не сможет должным образом подтвердить обозначенные обстоятельства, не стоит ждать освобождения;
  • иные обстоятельства, исключающие вину, которые признаются судом или налоговиками при рассмотрении дела.

Налоговые преступления юридических лиц: законодательная база

Привлечение к ответственности налогоплательщиков, совершивших налоговое преступление, оговорено в четырёх статьях УК РФ. Две из них посвящены преступлениям, связанным непосредственно с неуплатой налогов. Статья 199 УК РФ описывает ответственность юридического лица за уклонение от уплаты налогов. А статья 198 УК РФ – ответственность физического лица, в том числе индивидуального предпринимателя, за аналогичное правонарушение.

Ещё одна статья – 199.1 УК РФ – посвящена преступлениям, совершённым налоговыми агентами. А статья 199.2 УК РФ описывает ответственность, наступающую за сокрытие денег и имущества предпринимателя или организации.

Сегодня мы подробно остановимся на статье 199 УК РФ.

Комментарий к статье 114 НК РФ

Комментируемая статья регламентирует штраф как налоговую санкцию.

НК РФ предусматривает только один вид санкции за любое налоговое правонарушение — штраф.

При наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше чем в два раза по сравнению с размером, установленным НК РФ.

В пункте 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» отмечено, что пунктом 3 статьи 114 НК РФ установлен лишь минимальный предел снижения налоговой санкции, и суд по результатам оценки соответствующих обстоятельств (например, характера совершенного правонарушения, количества смягчающих ответственность обстоятельств, личности налогоплательщика, его материального положения) вправе уменьшить размер взыскания более чем в два раза.

При этом в соответствии со статьей 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Таким образом, действующее процессуальное законодательство не содержит запрета на заявление в суде доводов о снижении размера налоговой санкции ввиду наличия смягчающих ответственность обстоятельств, при их учете налоговым органом на стадиях досудебного урегулирования налогового спора, а также на невозможность суда учесть данные обстоятельства повторно и снизить размер налоговой санкции, в случае несоблюдения налоговым органом принципа соразмерности наказания за допущенное правонарушение.

В связи с этим суд при определении соразмерности примененной налоговой санкции совершенному налоговому правонарушению, вправе учесть любые смягчающие ответственность обстоятельства, в том числе и ранее оцененные налоговым органом.

Аналогичная позиция закреплена в Письме ФНС России от 22.08.2014 N СА-4-7/16692.

Увеличение размера штрафа на 100 процентов допустимо только в случае, когда лицо, привлекаемое к ответственности с учетом отягчающего ответственность обстоятельства, совершило правонарушение после привлечения его к ответственности за ранее совершенное аналогичное правонарушение.

К такому выводу пришел Президиум ВАС РФ в Постановлениях от 09.12.2008 N 9141/08 и от 01.04.2008 N 15557/07
Как разъяснил Минфин России в Письме от 24.07.2012 N 03-02-08/64, штраф может быть увеличен на 100 процентов в случае совершения лицом налогового правонарушения в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа о привлечении лица к ответственности за совершение аналогичного налогового правонарушения.

Как указано в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 26.10.2012 N А05-12621/2011, в силу статей 112, 114 НК РФ при определении размера штрафных санкций правоприменителем учитываются как обстоятельства, отягчающие ответственность, так и обстоятельства, смягчающие ответственность, поскольку налоговая санкция является мерой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Из положений, предусмотренных главой 16 НК РФ, не следует, что наличие отягчающих ответственность обстоятельств исключает возможность применения смягчающих ответственность обстоятельств.

Поэтому указанные обстоятельства должны учитываться при назначении наказания в их совокупности.

Как отмечают эксперты, налоговая система сегодня имеет множество недочетов. В первую очередь сложности на практике создает сочетание административной и уголовной ответственности в сфере финансов. Та или иная мера выбирается, безусловно, с учетом имеющихся фактов. Однако часто бывает так, что к одному виновному могут быть применены разные наказания. Это, в свою очередь, создает дополнительные трудности для ИФНС. Кроме того, налоговые отношения изначально являются конфликтными. Обусловлено это тем, что отчисления в бюджет субъекты осуществляют безвозмездно. Многие плательщики, даже самые законопослушные, считают выплату налогов бесполезной тратой собственных денег. Никто из них не знает точно, куда идут их средства. Разумеется, у людей эта ситуация вызывает недовольство. В результате, не имея четкого понимания, куда именно ушли выплаченные деньги, не видя никаких позитивных изменений для себя, люди перестают исполнять предписания законодательства.

Налоговые правонарушения и ответственность за их совершение, срок исковой давности по налоговым правонарушениям, налоговое правонарушение: понятие, признаки, состав

Отдельно остановимся на санкциях, которые предусмотрены Налоговым кодексом, Кодексом об административных правонарушениях. Кроме того, с 1 января 2010 года внесены изменения и в Уголовный кодекс – основные изменения коснулись статей, регламентирующих ответственность за неуплату налогов в крупном и особо крупном размере.

Налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние налогоплательщика, налогового агента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность (ст.106 НК РФ).

Кроме ответственности, установленной в НК РФ, за совершение определенных видов правонарушений в сфере налогов и сборов предусмотрена административная и уголовная ответственность. Налоговым законодательством предусмотрена ответственность физических и юридических лиц за совершение налогового правонарушения, причем физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности с 16 лет.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *