Пенсии по возрасту в Беларуси — как начисляются и условия получения
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Пенсии по возрасту в Беларуси — как начисляются и условия получения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).
Однако, с 2014 года в законодательство РБ были внесены изменения. После вступления в силу Указа Президента РБ «О совершенствовании пенсионного обеспечения» появилась новая категория. Теперь на социальную пенсию могут рассчитывать люди, достигшие пенсионного возраста, но не накопившие достаточного страхового стажа.
В итоге на социальное пенсионное обеспечение в Беларуси могут рассчитывать:
- дети-инвалиды до 18 лет (80-110% БПМ);
- инвалиды всех групп (I группа – 110% БПМ, II группа – 85-95% БПМ, III группа – 75%БПМ);
- детям до 18 лет при потере кормильца (85%БПМ);
- мужчины до 65 лет, женщины до 60 лет, не выработавшие минимальный страховой стаж (50%БПМ).
Изменился размер социальной пенсии у родителей детей–инвалидов с тяжёлой степенью утраты здоровья. Речь идёт о тех, кто ухаживает за своими детьми длительное время (не менее 20 лет). Пенсия повысилась со 129, 06 руб. до 272, 57 руб.
Помимо этого, инвалидам с детства на 5 лет сократили продолжительность трудового стажа для получения права на досрочную пенсию по возрасту. Для женщин с 20 лет до 15, а для мужчин – с 25 лет до 20-ти.
Иначе теперь рассчитывают и трудовой стаж при назначении пенсии для женщин, имеющих четверых и более детей. В общий стаж включается период нахождения в отпуске по уходу за ребенком продолжительностью до 12 лет. Трудовые пенсии многодетным матерям будут назначать при наличии стажа работы не менее 20 лет и страхового стажа не менее 10 лет.
Отдел новостей «Электронного Солигорска»
В пенсионном законодательстве четко структурированы категории получателей пенсии, которые отличаются наличием трудового и страхового стажа, дополнительными заслугами.
Суммы дотаций от государства закреплены в нормативно-правовых актах, законах. Для каждого класса пенсии сформирован минимальный лимит, который рассчитывается, как «%» от величины прожиточного минимума.
Социальная пенсия по величине не сильно отличается от минимального размера пенсионных выплат, является их нижним пределом.
- Повышение пенсии в Беларуси в 2021 году
- Повышение пенсии по потере кормильца в Беларуси в 2021 году
- Средняя пенсия в Беларуси в 2021 году
- Повышение пенсии по инвалидности для 1, 2, 3 группы…
- Пенсионный возраст в Беларуси в 2021 году
- Повышение военной пенсии в Беларуси в 2021 году
Для расчета пенсионного минимума требуется взять за отправную точку два показателя ПМ и минимальная пенсия по возрасту.
С заявителя потребуется в соответствующих органах предоставить личные документы, такие как:
- Паспорт, для удостоверения личности, места прописки и возраста.
- Для иностранцев вид на жительство.
- Если паспорт утерян – соответствующую форму от органов внутренних дел в отделе по месту прописки.
- Если социальная пенсия назначается в связи с потерей кормильца требуется добавить к минимальному пакету документов справку о смерти от службы, или решение суда, если гражданин считается без вести пропавшим.
- Также при потере кормильца или пенсии по инвалидности детям необходимо взять справку о составе семьи, а именно свидетельство о рождении детей.
- Выписку о нахождении на государственном обеспечении.
- Справку, которая гарантирует набавку или дополнительные выплаты.
Социальные пенсии (назначаются при неполучении трудовой пенсии) увеличатся следующим образом: инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, — до Br289,16, инвалидам с детства II группы — Br249,73, инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца на каждого ребенка — Br223,44, инвалидам III группы — Br197,15, лицам старше общеустановленного пенсионного возраста — Br131,44, детям-инвалидам в возрасте до 18 лет при различной степени утраты здоровья — от Br210,3 до Br289,16. В том числе теперь социальная пенсия назначается достигшим 60 лет матерям и 65 лет отцам, которые не менее 20 лет ухаживали за детьми-инвалидами, имевшими III или IV степень утраты здоровья и признанными впоследствии инвалидами с детства I группы. С 1 февраля размер социальной пенсии для таких родителей составит Br258,92.
Пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, увеличится до Br262,87 (в случае ухода за одним таким человеком) и до Br315,44 (за двумя и более).
Повышение размера пенсии ждет и другие категории получателей: Героев Беларуси, Советского Союза, Социалистического Труда, блокадников, бывших узников фашистских концлагерей, инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны (либо с последствиями военных действий) и так далее.-0-
Трудовые пенсии выплачиваются тем, кто регулярно во время рабочего периода делал отчисления в ФСЗН. Кроме этого, нужно соответствовать ряду условий:
- накопить минимальный страховой стаж;
- накопить минимальный общий трудовой стаж;
- достигнуть пенсионного возраста.
Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2021 году – 18 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.
Особенности пенсионной системы в Беларуси
Действующая пенсионная система в Беларуси — государственная. Различается видами накоплений:
- солидарная и распределительная — уплачиваемые взносы;
- накопительная — человек отчисляет самостоятельно на счет;
- условно-накопительная — взносы на страхование.
Государство контролирует все полученные активы, что дает людям социальные гарантии. Источниками выплат пенсий служат ФСЗН и госбюджет. В зависимости от вида начислений производятся выплаты:
- трудовые — фонд соцзащиты;
- профессиональные страховые — работа в особых условиях, выслуга лет;
- по инвалидности — обязательное страхование;
- социальные — бюджет.
Могу ли я рассчитать свою будущую пенсию?
В Беларуси распределительная (солидарная) система пенсий: каждый работник перечисляет одинаковый процент от своей зарплаты в Фонд социальной защиты населения (ФСЗН), но не для себя, а для тех, кто уже вышел на пенсию. Из этого общего фонда люди получают не только пенсии, их используют для начисления пособий, больничных.
По данным Минтруда, средняя пенсия за выслугу лет на конец 2018 года составила 519,9 рубля без учета пенсий силовиков.
В случаях, когда в результате стихийных бедствий, аварий, катастроф или других чрезвычайных ситуаций у работодателей не сохранились документы о фактическом заработке, по желанию обратившегося за пенсией не включается в период, из которого избирается заработок для исчисления пенсии, время работы, за которое не сохранились документы о заработке.
По данным Минтруда, средняя пенсия за выслугу лет на конец 2018 года составила 519,9 рубля без учета пенсий силовиков.
В связи с ростом средней заработной платы работников в республике при назначении трудовых пенсий производится корректировка фактического заработка. Указанная корректировка производится путем умножения средней заработной платы работников в республике, применяемой при перерасчете трудовых пенсий в соответствии со статьей 70 настоящего Закона, на индивидуальный коэффициент заработка пенсионера.
Страховой стаж – это период, когда с заработной платы человека делались постоянные отчисления. Минимальный страховой стаж в 2021 году – 18 лет. Ежегодно он будет расти на 6 месяцев, пока в 2025 году не достигнет 20 лет.
Чтобы накопить на безбедный отдых на пенсии, необходимо продумать накопительную систему, возможные риски и изменения с течением времени.
В соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» (далее –Закон) право досрочного (на 5 лет раньше общеустановленного пенсионного возраста) выхода на пенсию предоставлено отдельным категориям педагогических работников при наличии специального стажа работы у женщин не менее 25 лет. Из них не менее 12 лет 6 месяцев должны быть приобретены до 1 января 2009 года.
«Чтобы все было по справедливости, от накопительной пенсии никуда не деться». Эксперты — о накопительной системе и о том, будет ли она обязательной
Анастасия Лузгина отмечает, что повышение пенсионного возраста — это «техническая мера, а не какая-то качественная трансформация пенсионной системы».
— Не буду оригинальна, об этом не раз говорили и другие эксперты, и правительство, но помимо распределительной пенсии, которая существует у нас сейчас, необходимо создать дополнительный накопительный элемент, — считает Анастасия Лузгина. — Если мы посмотрим на международный опыт, то в большинстве стран существует обязательная государственная пенсия и индивидуальные пенсионные накопления. Они могут создаваться как в обязательном порядке за счет государственных и частных фондов, так и на добровольной основе. Государственная пенсия из распределительных фондов гарантирует поддержание определенного жизненного уровня, который обычно является невысоким. Если человек получал достаточно высокую зарплату, то после выхода на пенсию он почувствует резкое снижение доходов в условиях распределительной пенсионной системы. Чтобы этого не произошло, как раз и нужен накопительный элемент, когда какой-то процент доходов направляется на индивидуальные накопительные счёта. Это международная практика, к которой, я считаю, мы так или иначе всё равно придём. Такая система тоже не идеальна, но ничего лучше сочетания гарантированного минимума и накопительного элемента пока не придумали.
Перераспределение взносов, о, покупка стажа. Какие еще есть предложения по пенсиям
Повышение пенсионного возраста и развитие системы пенсионных накоплений — не единственные возможные направления реформы пенсионной системы. Директор бизнес-союза предпринимателей и нанимателей имени Кунявского Жанна Тарасевич рассказывает, что представители бизнеса еще в 2013 году подготовили свою концепцию пенсионной реформы. Она была рассмотрена на уровне Минтруда и Федерации профсоюзов, однако в итоге власти решили, что «данные предложения заслуживают внимания, но они преждевременные».
— Хотя в тот момент мы делали анализ и говорили, что Фонд соцзащиты вскоре столкнется с трудностями. Если сегодня поднять ту аналитику и сравнить с тем, что есть сегодня, по факту, то будет видно, что мы были правы практически на 100%, — отмечает Жанна Тарасевич. — Безусловно, какие-то моменты, о которых мы говорили, были взяты: это повышение пенсионного возраста и повышение минимального страхового стажа для получения трудовой пенсии. Дальнейшее повышение пенсионного возраста, конечно, может рассматриваться, но это самое легкое, что можно сделать. Проблемы, связанные с обязательными социальными отчислениями, только за счет повышения пенсионного возраста решить не удастся. Здесь нужно менять подходы.
Одно из изменений, озвученных бизнес-союзом, — это перераспределение нагрузки по страховым взносам между работниками и нанимателями.
— Мы предлагали в течение какого-то периода времени, не одномоментно, выровнять нагрузку на нанимателя и работника, как это существует за рубежом. Сегодня у нас в Фонд соцзащиты работник платит 1% зарплаты, наниматель — 34%. Мы считаем, что нужно постепенно снижать нагрузку на нанимателя и увеличивать — на работника. Пусть это будет небольшой шаг, по 1−1,5% в год, и процесс займет 10 лет, но в конце концов мы придем к равновесию, — говорит Жанна Тарасевич. — Конечно, такая мера может вызвать всплеск недовольства у людей, которым придется больше отдавать от своей зарплаты. Но, во-первых, это реформа не одного дня, людей надо постепенно готовить к этой идее. А во-вторых, должна быть проведена работа с нанимателями, чтобы они, исходя из своих возможностей, пропорционально повышали работникам зарплаты. Это должно быть зафиксировано либо через генеральное соглашение между нанимателем и работниками, либо через какие-то другие нормативно-правовые акты. Учитывая, что у нас самые высокие обязательные социальные отчисления для бизнеса на территории ЕАЭС и вообще в близлежащих странах, мы просто не выдерживаем конкуренции.
Что говорили власти о пересмотре страховых взносов В 2021 году в Министерстве по налогам и сборам говорили о возможном снижении налоговой нагрузки, в том числе с точки зрения взносов в Фонд соцзащиты. Речь шла именно о том, чтобы перераспределить взносы между нанимателями и работниками. Позже глава Фонда соцзащиты Наталия Павлюченко уточнила, что этот вопрос рассматривается, но о каком-то решении говорить пока рано.
Еще одна проблема, на которую обращает внимание Жанна Тарасевич, — пенсионная «уравниловка».
— И человек, который получал 500 рублей, и человек, который получал 2000 рублей, в общей сумме отдавали в Фонд соцзащиты по 35% зарплаты. Но при этом пенсия у них будет отличаться всего на 100−150 рублей, а это небольшие деньги. Поэтому второй шаг — это дифференциация пенсий и пересмотр непосредственно самой формулы их расчета. Это также поможет бороться с «серыми» зарплатами, потому что выстроится прямая зависимость: чем больше ты платишь в пенсионный фонд сегодня, тем выше будет твоя зарплата завтра, — объясняет Жанна Тарасевич.
Стаж для выхода на пенсию
В 2016 году возрастная пенсия в Белоруссии будет начисляться тем, кто по достижении соответствующего возраста имеет трудовой стаж не менее чем 15 лет и 6 месяцев. А вот с 2017 года этот показатель также будет неуклонно расти на 6 месяцев ежегодно. К 2025 году минимальный стаж для получения пенсионных выплат в Белоруссии достигнет 20 лет. Если все вышесказанное немного систематизировать, то это будет выглядеть так:
Год | Возраст (мужчины), лет | Возраст (женщины), лет | Минимальный стаж работы, лет |
2017 | 60,5 | 55,5 | 16 |
2018 | 61 | 56 | 16,5 |
2019 | 61,5 | 56,5 | 17 |
2020 | 62 | 57 | 17,5 |
2021 | 62,5 | 57,5 | 18 |
2022 | 63 | 58 | 18,5 |
2023 | 63 | 58 | 19 |
2024 | 63 | 58 | 19,5 |
2025 | 63 | 58 | 20 |
Если нужный трудовой стаж заработать не удалось, то выплаты будут производиться при наличии хотя бы 10 лет трудовой деятельности. Начисляться такая пенсия будет с учетом фактически отработанного времени. При этом она не может быть ниже половины минимальной пенсии по возрасту.
Согласно законодательству Республики Беларусь, правом на получение минимальной трудовой пенсии по возрасту обладают граждане с рабочим стажем 15 лет (в некоторых случаях 5 и 10 лет). Важно, чтобы в течение всего трудового периода они стабильно и в полном объеме осуществляли положенные страховые взносы.
Граждане, отработавшие меньше положенного, в свою очередь, имеют право на социальную пенсию. Здесь на минимальный размер выплаты могут рассчитывать все те, кто не входит ни в одну из категорий лиц, получающих трудовые пенсии.
Что касается минимальной пенсии по инвалидности, потере кормильца и т.д., то на них имеют права все граждане, попадающие под данные категории согласно перечню, утвержденному законодательством Республики Беларусь.
Пенсионная система в Беларуси
Пенсионную систему Белоруссия унаследовала от Советского Союза. За все время существования Беларуси эта система практически не поменялась. Она относится к солидарному типу. Трудоустроенные граждане и работодатели делают отчисления в ФСЗН (обычные граждане отчисляют 1 процент от заработной платы). Пенсионные выплаты, пособия и прочие трансферты предоставляются жителям Белоруссии из средств ФСЗН.
Внимание! Накопительного пенсионного обеспечения в стране не предусмотрено. Однако белорусы имеют право на добровольное накопление денежных средств, из которых в будущем будут делаться доплаты к пенсии. Подобную возможность предоставляют некоторые страховые фирмы.
Почему пенсии такие маленькие…
В Беларуси пенсия назначается исходя из трудового и страхового стажа. И каждый год она индексируется. Но если один получает 300 рублей, а второй — 600 рублей, то после индексации у одного пенсия растёт меньше, а у другого — больше. Но ведь цены повышаются для всех одинаково. Почему повышение пенсий после индексации у всех разное?
— По законодательству, перерасчёт пенсий происходит в связи с ростом средней зарплаты не реже одного раза в год в пределах средств государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь либо в связи с изменением бюджета прожиточного минимума (тогда пересматривают минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет).
Поскольку размер пенсии по возрасту зависит от продолжительности трудового стажа, размера среднемесячной зарплаты перед обращением за пенсией, наличия надбавок, повышений и возрастных доплат, то соответственно и после перерасчёта размер пенсии у каждого свой.
Если на пенсии продолжаешь работать…
Если я на пенсии, но продолжаю работать, как изменится размер пенсии? Можно ли рассчитывать на повышение?
— Пенсии выплачиваются по месту жительства пенсионера без учёта получаемого заработка. Вместе с тем факт работы либо занятия предпринимательской деятельностью влияет на размер выплачиваемой пенсии. Это касается пенсионеров, имеющих индивидуальный коэффициент заработка свыше 1,3. По действующим правилам, в период работы пенсия начисляется с учётом коэффициента не более 1,3. Без ограничения выплачивается пенсия пенсионерам, работающим в производстве сельскохозяйственной продукции в сельхозпредприятиях и организациях.
Что касается размера пенсии с учётом факта работы за стаж после назначения пенсии по возрасту и за выслугу лет с учётом получения пенсии, то в этом случае перерасчёт пенсии не предусмотрен.
Ушёл на пенсию в 60 лет, затем ещё 13 лет работал, платил взносы в ФСЗН. Включат ли эти 13 лет в трудовой и страховой стаж?
— Периоды трудовой деятельности после достижения пенсионером общеустановленного пенсионного возраста, а также после назначения пенсии по возрасту или пенсии за выслугу лет засчитываются в стаж работы, если пенсионер не получал государственную пенсию за эти периоды. Следовательно, в этом случае 13 лет работы после назначения и получения пенсии в стаж не засчитываются.
Размеры пенсионных выплат
Размер пенсии по возрасту в Беларуси начисляется с учетом разных показателей. Сначала отчисления производятся в фонд соцзащиты. С каждого работающего гражданина предусмотрен налог – 34% от работодателя и 1 % от работника. Денежные средства направляются на обеспечение разных пособий.
Предусмотрена распределительная система – не проводится накопление пенсионных взносов. Все средства идут на выплаты пенсионерам.
Пенсия по старости в 2017 году была 314 белорусских рублей. В Минске сумма пособия составляет 316 рублей, а в Брестской области 299.
Выясним, какая средняя пенсия в Беларуси в 2020 году. Сумма выплат увеличилась на 15,8 % и составляет 364 рубля. Среднее значение превышает прожиточный минимум в 2 раза. На практике реальной пенсии хватает только на самое необходимое.
Социальные пособия составляют 217 рублей. Самые низкие выплаты в Гомельской области – 174 рубля.
Размер социальной пенсии в Беларуси регулярно пересчитывается с учетом инфляции. Это делается примерно раз в год. Расчеты производятся с учетом прожиточного минимума. Предусмотрены и определенные надбавки к пенсии. Для пенсионеров старше 80 лет были сделаны доплаты в размере 45 рублей, что составляет 25 % от среднего значения.
Минимальная пенсия в Беларуси
Минимальная пенсия в Белоруссии – это показатель пенсионной выплаты, ниже которого пенсионер не может получить по закону. Её размер формируется на основании фонда ФСЗН, роста инфляции и экономической ситуации в стране. Устанавливается пенсия в зависимости от величины прожиточного минимума и различается для всех категорий граждан.
Категория граждан |
Размер минимальной пенсии |
Пенсионеры |
25% от БПМ |
Инвалиды I и II групп |
100% от БПМ |
Инвалиды III группы |
50% от БПМ |
Многодетные матери-героини |
100% от БПМ |
Пенсионеры за выслугу лет |
25% от БПМ |
Граждане, утратившие кормильца |
100% от БПМ |
Пенсии по-новому: как изменились правила начисления и когда обращаться за денежным обеспечением
— Чтобы уйти досрочно на пенсию в 55 лет, вы должны отработать водителем городского транспорта не менее 20 лет, имея при этом общий стаж не менее 25 лет. Это предусмотрено статьей 12 (пункт «ж») Закона «О пенсионном обеспечении». Льготная пенсия назначается на основании справки, которую представляет работодатель. Скорее всего, раз вам засчитали в стаж всего 12 лет и 2 месяца, остальное время вы работали на маршрутах, которые не относились к городскому транспорту. Соответственно, данный период не пошел в зачет. Чтобы более детально разобраться с ситуацией, советую обратиться к нанимателю.
Главное требование, которое предъявляется к получателю пособия, — осуществление постоянного ухода за своим подопечным. Под ним подразумевается помощь при проведении процедур личной гигиены, одевании и раздевании, употреблении пищи (кормление).