61. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «61. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Уголовный кодекс РФ (далее — УК РФ) устанавливает уголовную ответственность за совершение лицом преступления, т.е. виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Виды ответственности за нарушения земельного законодательства
В статье рассматриваются виды ответственности за нарушения земельного законодательства — административная, гражданско-правовая, уголовная, дисциплинарная, земельно-правовая
Регулирование правоотношений, касающихся пользования земель, осуществляется на основании земельного законодательства. Оно разрабатывается и принимается с целью обеспечения потребностей государства и граждан в землепользовании, защите и рациональном использовании земли, ее недр и природных ресурсов. Земельным кодексом РФ, принятым 25 октября 2001 г. №136-ФЗ (далее – ЗК РФ), предусмотрен не только государственный земельный надзор, особенности организации проверок соблюдения требований земельного законодательства (Гл.XII), но и определена ответственность за правонарушения в области охраны и использования земель (Гл. XIII).
Например, в ст. 74 ЗК РФ предусмотрено, что за определенные земельные нарушения устанавливается уголовная и административная ответственность, в ст.76 – ответственность за причинение убытков и вреда, связанного с нарушением земельного законодательства, а в ст.75 данного нормативного акта определены условия наступления дисциплинарной ответственности. (К слову, в ранее действующем ЗК РФ этот вид ответственности не упоминался). Так, в земельном законодательстве предусмотрены все виды ответственности с отсылкой к соответствующему законодательству, которым они конкретизируются. Кроме традиционных видов ответственности (уголовной, административной, гражданско-правовой, дисциплинарной) предусмотрен и ряд специальных мер за земельные правонарушения, прямо закрепленных в земельном законодательстве. Она называется земельно-правовой.
Понятие и состав земельного правонарушения
Правонарушение является вторичной категорией по отношению к праву. Оно представляет собой один из результатов действия права, выражающееся в его несоблюдении. Выявленное и зафиксированное в установленном порядке правонарушение является юридическим фактом, инициирующим процесс наказания, который заканчивается исполнением решения административного или судебного органа о наказании виновного лица. Земельные правонарушения включают действия или бездействие, совершаемые по поводу земли и запрещенные законом. По сути, речь идет о нарушениях права собственности на землю, порядка землепользования или требований в области охраны земель. К земельным правонарушениям относятся также действия должностных лиц, связанные с неисполнением, ненадлежащим исполнением или нарушением возложенных на них полномочий и функций по управлению земельными правоотношениями. Таким образом, земельное правонарушение — общественно опасное, противоправное действие или бездействие, нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону такие действия или бездействие, предметом посягательства которых является земля.
Административная и дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения
Административная ответственность применяется за совершение противоправных действий, которые по сравнению с уголовными преступлениями отличаются меньшей степенью общественной опасности. Главный признак административной ответственности — преимущественно внесудебный порядок назначения и при-Ыенения санкций. Административная ответственность за земельные правонарушения применяется на основании не одного, а не-йколышх нормативных актов, включая Земельный кодекс, Кодекс об административных правонарушениях, Указ Президента РФ от 1 декабря 1993 г. № 2162 «Об усилении государственного контроля за использованием и охраной земель при проведении земельной реформы». Всего в административном законодательстве предусмотрено порядка 20 составов административных правонарушений. Земельные правонарушения можно объединить в несколько групп. К первой и наиболее обширной относятся деяния, нарушающие право собственности и право пользования земельным участком. Среди них — самовольное занятие земельного участка, в том числе участка лесного фонда, водоохранной зоны водного объекта, уничтожение или повреждение чужого имущества, самовольная переуступка права пользования землей, использование земель не по целевому назначению, а также уничтожение специальных знаков.
Вторую группу образуют нарушения порядка государственного управления. К ним относятся действия или бездействие граждан и организаций, нарушающие порядок государственного учета и контроля земель, а также невыполнение должностными лицами обязанностей в области регулирования земельных отношений. Административная ответственность установлена для граждан и организаций за уклонение от безвозмездной передачи копий геодезических или картографических материалов, нарушение предписаний, выданных должностными лицами органов, осуществляющих государственный контроль за использованием и охраной земель. Должностные лица несут административную ответственность за нарушение сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) о предоставлении земельных участков и отказ в предоставлении гражданину информации государственного земельного кадастра, несоблюдение порядка государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Большую группу административных правонарушений составляют нарушения требований в области охраны земель. КоАП, к примеру, устанавливает административную ответственность за самовольное снятие, перемещение или уничтожение плодородного слоя почвы, порчу земли в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами, проведение мелиоративных работ с нарушением проекта, невыполнение обязанностей по рекультивации земель, требований охраны особо ценных земель.
В отличие от уголовной ответственности, субъектами административной ответственности могут быть не только физические лица (граждане и должностные лица), но и юридические лила (организации). За административные земельные правонарушения в качестве меры наказания предусмотрен штраф. Меры административной ответственности в различных случаях применяются Минсельхозом России, МПР России, органами гос-земконтроля, а также путем вынесения судом постановления по делу об административном правонарушении. Дела об административных правонарушениях рассматриваются должностными лицами, либо судьей в 5-дневный срок со дня получения протокола об административном правонарушении и других материалов дела. Денежные средства взыскиваются с иностранных-и международных организаций, предпринимателей без образования юридического лица, должностных лиц и граждан на основании решения арбитражного суда либо суда общей юрисдикции.
Штраф может быть наложен в течение Двух месяцев со дня совершения правонарушения, а при длящемся правонарушении — в течение двух месяцев со дня его обнаружения. Постановление может быть обжаловано лицом, в отношении которого оно вынесено, в течение 10 дней со дня его вынесения в вышестоящий орган либо в суд. Решение коллегиального органа (комиссии) либо иного л органа может быть обжаловано только в суд. Подача жалобы приостанавливает решение о наложении штрафа. Штраф подлежит уплате в течение 30 дней со дня вступления постановления о наложении штрафа в законную силу. Наложение штрафа не освобождает виновных лиц от устранения допущенного нарушения и возмещения причиненных убытков и вреда. Допущенное правонарушение подлежит устранению в течение срока, определенного в постановлении об административном правонарушении. Дисциплинарная ответственность наступает за нарушения земельного законодательства в процессе выполнения работниками предприятий или учреждений своих трудовых обязанностей. Составы таких правонарушений устанавливаются внутриведомственными или внутрипроизводственными нормативными актами и по характеру не являются особо опасными. Меры дисциплинарной ответственности применяются в обязательном порядке к лицам — работникам организаций, по вине которых такая организация понесла административную ответственность за проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, негативно воздействующих на состояние земель.
Советы юриста лицам, пользующихся землёй
Юристы, занимающиеся земельными вопросами, ежедневно сталкиваются с рядом проблем, возникающими у граждан по оформлению собственности и приватизации. Приватизация – это присвоение недвижимого имущества с правом собственности. По мнению юристов, человек имеющий участок вправе приватизировать его и использовать в личных целях, и кроме налоговых обязательств не платить более ни за что.
Чтобы бесплатно приватизировать аграрные владения необходимо выполнение некоторых условий:
- Дом, возведённый на участке, должен быть старше 2001 года (в данном случае речь идёт о дарении и договоре купли-продажи);
- Если имеет место долгосрочная аренда для застройки участка, вплоть до 2001 года;
- Если участок оформлялся под пожизненно-наследуемое владение;
- В случае, если грунтовые почвы были предназначены для сада.
Понятие, виды и признаки земельных правонарушений
В действующем законодательстве РФ, актуальном для 2020 года, не содержится точной дефиниции данного понятия.
Однако по общему правилу под земельным правонарушением понимается противоправное деяние (или бездействие), направленное против закреплённого Конституцией и ЗК РФ земельного строя, порядка пользования землёй, её охраны, а также против земельных прав и интересов граждан и юрлиц.
Виды нарушений в сфере охраны собственности:
- самовольное занятие участка земли;
- пользование землёй без разрешения или с нарушением условий, предусмотренных лицензией;
- уничтожение межевых знаков;
- порча земель (загрязнения, уничтожение плодородного слоя);
- самовольная застройка участков залегания полезных ископаемых;
- самовольное пользование водным объектом без разрешения;
- захват участка лесного фонда;
- незаконная переуступка права пользования землёй, участком леса и т.д.;
- нерациональное использование земельных участков.
Нарушения в области природопользования и охраны окружающей среды:
- несоблюдение требований экологии при проектировании, размещении, строительстве сооружений;
- нарушение законов, касающихся экологической экспертизы;
- сокрытие, искажение данных о состоянии земельных участков, затрагивающих права и интересы гражданин;
- нарушение норм охраны водных объектов, водопользования;
- незаконная вырубка леса;
- превышение нормативов по уровню шума;
- порча любых земельных участков;
- нарушение правил градостроительной документации при отводе земель;
- самовольное занятие земель;
- нерациональное использование сельскохозяйственных угодий;
- уклонение от исполнения предписаний, выданных контролирующими лицами, по вопросам устранения нарушений по вопросам землепользования.
Земельное правонарушение как основание возникновения юридической ответственности
Как было указано выше, на сегодняшний день установлена юридическая ответственность за нарушение земельного законодательства на территории РФ. За нарушение земельного законодательства предусмотрены все виды ответственности: административная, уголовная, дисциплинарная, гражданско-правовая и специальная земельно-правовая ответственность.
Понятие юридическая ответственность в области земельного права подразумевает под собой определённый вид социальной ответственности, наступающей, если будет доказан факт совершения правонарушения в процессе эксплуатации земли. Юридическая ответственность состоит в том, что на субъект правоотношений налагается конкретная санкция, которая влечёт за собой неблагоприятные последствия для виновного личностного или же имущественного характера.
Земельное правонарушение предполагает посягательство на охрану земли, её рациональное использование, восстановление плодородия почв, мероприятия по сохранению и улучшению окружающей среды и охране прав и законных интересов субъектов земельных правоотношений противоправное; виновное действие (бездействие), влекущее за собой ответственность.
Для наступления такой ответственности необходимым ряд условием является наличие всех элементов правонарушения, поскольку отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность. Как и другие правонарушения, земельные включают в себя 4 основных элемента: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона.
В качестве объекта земельного правонарушения выступают охраняемые государством земельные правоотношения, которым в результате деяния виновного лица причиняется вред или создается угроза его причинения. Непосредственным объекта может быть:
- Конкретный земельный участок.
- Объекты недвижимости, связанные с землей.
- Установленные правила и порядок использования земель.
- Права на землю.
- Права собственников земли, землепользователей, землевладельцев в части владения: пользования и распоряжения землей.
- Охраняемая экологическая обстановка и др.
Объективная сторона – это совокупность юридически значимых признаков, характеризующих внешнюю сторону противоправного деяния. Оно может быть совершено в форме действия (уничтожение межевых знаков либо самовольный захват земельного участка) или бездействия (систематическое невнесение платежей за землю). Кроме того, существуют факультативные признаки объективной стороны: место правонарушения, способ совершения правонарушения, средства, с помощью которых оно совершено и другие.
Субъектом правонарушения является лицо, совершившее правонарушение, то есть, физические и юридические, нарушившие нормы земельного законодательства (ими могут быть не только граждане РФ, но также иностранные граждане, лица без гражданства, а также юридические лица, в том числе иностранные предприятия и организации). Субъект земельного правонарушения должен отвечать условиям возраста наступления юридической ответственности и вменяемости. Должностные лица как специальные субъекты достаточно часто становятся субъектами земельных правонарушений. Например, в случае нарушения сроков рассмотрения заявлений (ходатайств) граждан о предоставлении земельных участков и сокрытие информации о наличии свободного земельного фонда. Субъектами в таком случае будут должностные лица соответствующих государственных и муниципальных органов, в компетенцию которых входит данное действие.
Субъективная сторона правонарушения даёт представление о внутренних психических процессах, происходящих в сознании и воле лица, совершающего правонарушение, характеризующийся конкретной формой вины, мотивом, целью и эмоциями. Формами вины являются умысел или неосторожность. При этом, различают прямой и косвенный умысел, а неосторожность разделяют на легкомыслие и преступную небрежность.
Для привлечения субъекта к ответственности необходимо наличие всех следующих условий:
- Противоправное поведение субъекта.
- Причинение вреда.
- Прямая причинная связи между вредом и деянием.
- Вина нарушителя.
Субъект правонарушения несёт ответственность только тогда, когда его поведение, деяние (действие или бездействие) являются противоправными, то есть, когда нарушаются требования закона. Если деяние не соответствует таким характеристикам, субъект не может быть привлечен к ответственности. Следует иметь это ввиду, когда поведение субъекта может казаться правонарушением, однако не предусмотрено прямо законом, а без закона не может быть и ответственности.
Вред, причиняемый земельным правонарушением, может быть: имущественным (возникает при нарушении законных имущественных интересов собственника, владельца, пользователя или арендатора, например, загрязнение земли, снижение урожайности на несколько лет) и моральным (наносит вред нравственного и физического характера).
Причинная связь между правонарушением и вредом указывает на возникновение вреда именно по этой причине, а не какой-либо другой. Иногда прямая причинная связь причинения вреда может отсутствовать, но наличествует угроза причинения вреда, тогда виновный так же может привлекаться к ответственности. Однако если нес взаимосвязи с действиями конкретного лица, привлечение лица к ответственности невозможно, как например, в случае стихийного бедствия.
Для привлечения субъекта правонарушения к ответственности обязательно наличие вины. В зависимости то того, какая обнаружена вина (умысел или неосторожность), устанавливаются разные меры наказания или взыскания.
Совокупность указанных выше основных элементов правонарушения, оснований и условий ответственности, влечёт наступление юридической ответственности.
Признаки юридической ответственности:
- Государственно-принудительный характер.
- Всегда связана с определёнными лишениями, поскольку сопровождается применением к виновному отрицательных (неблагоприятных) последствий, выражающихся в ущемлении, ограничении или лишением его прав (запрет заниматься определенной деятельностью, занимать определенную должность, лишение свободы на определенный срок).
- Выполняет правовосстановительную функцию.
- Основание для применения юридической ответственности – состав правонарушения.
- Воплощается в процессуальной форме.
Юридическая ответственность за земельные правонарушения возникает вследствие совершения правонарушения; она выражается в виде правоотношений между государством в лице его специальных органов и правонарушителем, который претерпевает соответствующие неблагоприятные последствия (принудительное изъятие земельного участка, наложение денежного штрафа и др.) за нарушение требований земельного законодательства.
Специфика ответственности за нарушение земельного законодательства заключается в том, что они всегда непосредственно связаны с землей, не смотря на разнообразие правонарушений.
Советы юриста лицам, пользующихся землёй
Юристы, занимающиеся земельными вопросами, ежедневно сталкиваются с рядом проблем, возникающими у граждан по оформлению собственности и приватизации. Приватизация – это присвоение недвижимого имущества с правом собственности. По мнению юристов, человек имеющий участок вправе приватизировать его и использовать в личных целях, и кроме налоговых обязательств не платить более ни за что.
Чтобы бесплатно приватизировать аграрные владения необходимо выполнение некоторых условий:
- Дом, возведённый на участке, должен быть старше 2001 года (в данном случае речь идёт о дарении и договоре купли-продажи);
- Если имеет место долгосрочная аренда для застройки участка, вплоть до 2001 года;
- Если участок оформлялся под пожизненно-наследуемое владение;
- В случае, если грунтовые почвы были предназначены для сада.
Статья 74 Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения
Комментарий к Земельному кодексу Российской ФедерацииТихомиров М Ю
Статья 74
Административная и уголовная ответственность за земельные правонарушения
1. Понятие «земельное правонарушение», которым оперирует Кодекс, не укладывается в рамки типологии правонарушений, давно установленной как в теории права, так и в нормотворческой и правоприменительной практике.
Как известно, в зависимости от объекта правонарушения и степени причиненного им вреда различаются правонарушения: а) гражданские (деликты), б) административные, в) дисциплинарные, г) уголовные (преступления).
Следует также учитывать, что выделение в российской правовой системе такой отрасли, как земельное право, само по себе не означает, что земельно-правовые отношения охраняются нормами данной отрасли.
Охрана названных отношений в действительности осуществляется нормами гражданского, административного, трудового и уголовного права — в зависимости от объекта и тяжести совершенного правонарушения.
Что же касается так называемого «земельного правонарушения», то на практике под ним можно понимать деяние (действие или бездействие), нарушающее нормы той отрасли права, которая охраняет регулируемые земельным правом общественные отношения, совершенное виновно (умышленно или по неосторожности) и причиняющее вред частным, государственным или общественным интересам.
В зависимости от того, нормами какой отрасли права, предусматривающими юридическую ответственность за конкретное деяние, охраняется нарушенное земельно-правовое отношение, «земельное правонарушение» может квалифицироваться соответственно как гражданское, административное, дисциплинарное или уголовное правонарушение (преступление). См. также комментарий к ст.75 Кодекса.
Подтверждением приведенных рассуждений являются положения п.1 ст.74 Кодекса, в которых, естественно, не предусмотрены конкретные меры юридической ответственности, а содержатся отсылки к законодательству об административных правонарушениях и уголовному законодательству Российской Федерации.
Административные правонарушения в области использования и охраны земель различаются, в частности, в зависимости от объекта посягательства. Например, среди правонарушений в области охраны собственности КоАП РФ предусматривает ответственность за самовольное занятие земельного участка (ст.7.
1), уничтожение специальных знаков (ст.7.2), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст.7.
4), самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст.7.
8), самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст.7.9), незаконный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного наследия (ст.7.16) и другие правонарушения, предусмотренные статьями гл.7 КоАП РФ.
Среди административных правонарушений в области охраны окружающей природной среды и природопользования можно выделить, например, порчу земель (ст.8.6), невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению (ст.8.
7), использование земель не по целевому назначению, невыполнение обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв (ст.8.8), нарушение порядка предоставления в пользование и режима использования земельных участков и лесов в водоохранных зонах и прибрежных полосах водных объектов (ст.8.
12) и некоторые другие, предусмотренные статьями гл.8 КоАП РФ.
К числу административных правонарушений в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель гл.
10 КоАП РФ относит, в частности, непринятие мер по уничтожению дикорастущих растений, включенных в Перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, и дикорастущей конопли (ст.10.
5), проведение мелиоративных работ с нарушением проекта (ст.10.9), нарушение правил эксплуатации мелиоративных систем или отдельно расположенных гидротехнических сооружений, повреждение мелиоративных систем (ст.10.10).
Целесообразно учитывать, что в информационном письме Президиума ВАС РФ от 27.02.2001г. N 61 «Обзор практики применения арбитражными судами земельного законодательства»[300] указано на то, что суд вправе снизить размер штрафных санкций, наложенных органами государственного контроля за использованием и охраной земель.
Уголовная ответственность за преступления, в результате совершения которых могут быть нарушены правила по использованию и охране земель, предусмотрена УК РФ. Например, среди преступлений в сфере экономической деятельности (гл. 22 УК РФ) уголовная ответственность предусмотрена за регистрацию незаконных сделок с землей (ст.
170), среди преступлений против здоровья населения и общественной нравственности (гл. 25 УК РФ) можно назвать незаконное культивирование запрещенных к возделыванию растений, содержащих наркотические вещества (ст.231), среди экологических преступлений (гл. 26 УК РФ) — порчу земли (ст.
254), нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов (ст.262).
2. Помимо мер административной или уголовной ответственности за правонарушения, связанные с несоблюдением требований по использованию и охране земель, к правонарушителям применяются также неблагоприятные меры гражданско-правового характера, указанные в п.2 ст.74 Кодекса. О возмещении вреда см. ст.76 Кодекса и комментарий к ней.
Юридическая ответственность направлена на стимулирование соблюдения земельно-правовых норм, а также на восстановление нарушенных субъективных земельных прав и охраняемых законом интересов, на предупреждение совершения новых земельных правонарушений.
Земельно-правовая ответственность может применяться только в случае, если состав конкретного земельного правонарушения предусмотрен нормами земельного законодательства с указанием конкретной меры государственного воздействия, которая должна быть наложена на виновное лицо.
Все санкции, которые налагаются на виновных лиц за совершение земельного правонарушения, делятся на три вида:
1. карательные санкции (наложение штрафа, изъятие земельного участка и др.);
2. правовосстановительные санкции (возврат пострадавшему лицу самовольно занятого земельного участка, восстановление состояния земель, подвергнутых порче и др.);
3. компенсационные (возмещение имущественного вреда, компенсация морального вреда).
Юридическая ответственность разделяется на виды:
1. административно-правовая ответственность -наступает за земельные правонарушения, которые по степени своей тяжести и опасности для общества, государства либо отдельных лиц не требуют уголовного преследования.
2. уголовно-правовая ответственность. – законодательства наступает в случаях совершения земельных правонарушений, которые посягают на установленный земельный правопорядок и представляют опасность для общества, государства или отдельных лиц;
3. гражданско-правовая ответственность применяется по факту нарушения требований земельного законодательства в случае, если земельное правонарушение связано с причинением вреда землям, субъективным земельным правам и охраняемым законом интересам конкретных собственников, арендаторов земельных участков, землепользователей и землевладельцев.
Согласно ст. 76 ЗК РФ виновные юридические лица, а также граждане в обязательном порядке и в полном объеме возмещают вред, причиненный в результате совершения ими земельных правонарушений.
В соответствии со ст. 1082 ГК РФ существуют два способа возмещения вреда: возмещение вреда в натуре либо возмещение причиненных убытков;
4. дисциплинарная ответственность за совершение земельного правонарушения – должностные лица и работники организации, виновные в совершении земельного правонарушения, обязаны нести дисциплинарную ответственность, если в результате ненадлежащего выполнения ими своих должностных или трудовых обязанностей соответствующая организация понесла административную ответственность.
Эта ответственность применяется в результате совершения таких правонарушений, как: проектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, которые оказывают негативное (вредное) влияние на состояние окружающей среды и др.
52. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения – установленный законом порядок их учета, кадастра, мониторинга, использования и охраны.
Понятие и состав земельного правонарушения. Виды земельных правонарушений.
Земельное правонарушение — общественно опасное, противоправное, наказуемое, виновное деяние (действие или бездействие), нарушающее земельное законодательство, приводящее к негативным последствиям или создающее угрозу возникновения таких последствий и наказуемое по закону;
Земельное правонарушение, как любое другое правонарушение, характеризуется четырьмя элементами: объектом, субъектом, объективной стороной и субъективной стороной правонарушения.
Ответственность за правонарушение может наступать только при наличии всех четырех элементов, отсутствие хотя бы одного из них исключает ответственность.
Объект земельного правонарушения являются общественные отношения в области охраны и использования земель.
Объективную сторону это конкретные деяния нарушителя, посягающего на земельные интересы участников земельных отношений, следствием чего является нарушение законных прав физических и юридических лиц и причинение им вреда.
Для объективной стороны земельного правонарушения характерно наличие трех элементов:
1. противоправность поведения;
2. причинение или реальная угроза причинения вреда, либо нарушение иных законных прав участников земельных правоотношений (общественная опасность);
3. причинная связь между противоправным поведением и нанесенным вредом или реальной угрозой причинения такого вреда.
Субъект – это конкретные физические или юридические лица – правообладатели земли, которые нарушили нормы земельного законодательства. Субъектами правонарушения выступают также должностные лица или руководящие работники предприятий, организаций, учреждений, в том числе и государственных. Состав субъектов земельного правонарушения зависит от вида правонарушения. Так, субъектами дисциплинарной и материальной ответственности являются должностные лица и работники предприятий и организаций, уголовной – должностные лица и граждане, административной и гражданско-правовой – граждане, должностные лица и юридические лица.
Советы юриста лицам, пользующихся землёй
Юристы, занимающиеся земельными вопросами, ежедневно сталкиваются с рядом проблем, возникающими у граждан по оформлению собственности и приватизации. Приватизация – это присвоение недвижимого имущества с правом собственности. По мнению юристов, человек имеющий участок вправе приватизировать его и использовать в личных целях, и кроме налоговых обязательств не платить более ни за что.
Чтобы бесплатно приватизировать аграрные владения необходимо выполнение некоторых условий:
- Дом, возведённый на участке, должен быть старше 2001 года (в данном случае речь идёт о дарении и договоре купли-продажи);
- Если имеет место долгосрочная аренда для застройки участка, вплоть до 2001 года;
- Если участок оформлялся под пожизненно-наследуемое владение;
- В случае, если грунтовые почвы были предназначены для сада.
Субъект и объект земельных правонарушений. Стороны правонарушений.
Определение 3
Под объектом правонарушения подразумеваются отношения, сложившие в обществе и закрепленные нормами права, на которые совершается посягательство.
Определение 4
Под объективной стороной правонарушения подразумевают противоправное действие/бездействие, способ, которым его совершили, последствия, которые являются общественно вредными, а так же необходимая причинная связь между ними.
Таким образом, перед правоохранительными органами стоит задача установить связь между причиненным вредом и деянием, следствием которого он стал.
Определение 5
Субъект правонарушения предполагает деликтоспособное лицо, как юридическое, так и физическое. Однако, необходимо помнить, что субъектом уголовного преступления может быть только физическое лицо.
Определение 6
Субъективная сторона правонарушения предполагает любое правонарушение, которое имеет такую характеристику как вина. Степень вины определяется его видом.
Исходя из вышеизложенного, субъекты земельных правоотношений можно разделить следующим образом:
- государственные органы исполнительной власти;
- органы местного самоуправления;
- юридические лица;
- должностные лица;
- граждане.
Понятия материальной ответственности за нарушение норм земельного права
Система законов подразумевает охрану прав граждан, юридических лиц и государственных органов от посягательств со стороны третьих лиц. За нарушение прав и свобод неизбежно наступает ответственность, которая, в свою очередь может быть материальной или дисциплинарной. Только неукоснительное соблюдение режима мер пресечения позволяет добиться установления правового режима в отношении земельных участков в Российской Федерации.
Регулирование законом правоотношений, возникающих относительно порядка использования территорий, подразумевает определение двух понятий земли, — как участка и как неотъемлемую часть природного ресурса. Оба определения выступают объектами земельных отношений. Вместе с тем, каждый рассматриваемый случай подразумевает применение различных норм законодательства. Так, понятие материальной ответственности за нарушения законодательства в области земельного права может применяться как по нормам Административного, так и Земельного кодексов.
Понятие дисциплинарной ответственности за нарушение свода законов по земельным вопросам
Наступление юридической ответственности за неисполнение (ненадлежащее исполнение) является показателем работы системы предупредительных мер. Применение санкций к нарушителям земельного права ставит своей целью предупреждение, выявление и упреждение фальсификаций с земельным имуществом. Система работает, наказывая виновных в нарушениях и восстанавливая права тех, у кого они были ущемлены. Дисциплинарная ответственность за земельные правонарушения, кроме того, выполняет охранную функцию участков.
Объекты правонарушений в области земельного права:
- Участки земли;
- Состояние экологической обстановки на рассматриваемом наделе;
- Имущественные объекты;
- Правила использования вышеуказанных объектов по целевому назначению.
Порядок взысканий за нарушения в отношении земельных участков, свободных от собственности, не применяется. То есть в случае прекращения права владения (пользования) наделом ответственности не возникает.
Для того, чтобы определить порядок взыскания, используют состав элементов правонарушения:
- Объект преступления – земельный надел;
- Объективная сторона правонарушения – действие, в результате которого произошло нарушение законодательства. Это может быть несвоевременная уплата обязательных сборов и платежей (налогов), арендной платы, а также зафиксированное загрязнение территорий;
- Субъекты дисциплинарной ответственности — это физические или юридические лица. Сюда не относятся руководители и иные должностные лица;
- Субъективная сторона нарушения, за которую предусмотрены меры пресечения. Доказанный факт вины, — по неосторожности или по умыслу.
На практике, наличие факта вины требуется не всегда. Так, в соответствии со статьей 1079 Гражданского кодекса в отношении предприятий такой элемент не применяется. Например, если на предприятии произошла утечка отработанных материалов, которые попали в почву. Администрации завода вряд ли удастся доказать, что данное правонарушение стало результатом действия какой-то непреодолимой силы.