Договор социального найма: как получить квартиру от государства

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Договор социального найма: как получить квартиру от государства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Для начала необходимо проанализировать положения нормативно-правовых актов в сфере предоставления служебных жилых помещений и их приватизации. По общему правилу приватизация служебных жилых помещений запрещена.

Определение СК по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2013 г. N 5-КГ13-18 Суд отменил принятые по делу судебные акты и принял новое решение о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, поскольку служебные жилые помещения, которые были закреплены за государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а впоследствии были переданы в муниципальную собственность, могут быть приобретены гражданами в собственность в порядке приватизации

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Горшкова В.В.,

судей Пчелинцевой Л.М. и Гетман Е.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании 14 мая 2013 г. дело по иску Негробова В.И., Негробовой Е.В., Негробова А.В. к Департаменту жилищной политикии жилищного фонда г. Москвы и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации

по кассационной жалобе Негробова В.И. на решение Мещанского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2011 г. и определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М., объяснения Негробова В.И. и его представителя Боголюбского С.С., поддержавших доводы кассационной жалобы, объяснения представителя Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Эльдарова А.М., полагавшего судебные постановления не подлежащими отмене,

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации установила:

Негробов В.И., Негробова Е.В., Негробов А.В. обратились в суд с иском к Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы и территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.

В обоснование иска указали, что Негробову В.И. в связи с его работой в жилищно-эксплуатационной комендатуре № … жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы (далее — комендатура № … ЖКО КЭУ г.

Москвы), находящейся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, на основании служебного ордера, выданного Ленинским исполкомом г. Москвы 16 апреля 1992 г. на состав семьи из четырех человек (Негробов В.И., его жена Негробова Л.H., сын Негробов А.В. и дочь Негробова Е.В.

), была предоставлена трехкомнатная квартира, находящаяся по адресу: г. …. В настоящее время деятельность комендатуры прекращена. В соответствии с постановлением Правительства Москвы от 19 июля 2005 г.

№ 536-ПП дом, в котором находится занимаемое истцами жилое помещение, был передан от Министерства обороны Российской Федерации в собственность г. Москвы. Истцы не могут реализовать свое право на приватизацию жилого помещения в связи с тем, что Департамент жилищной политики и жилищного фонда г.

Москвы в ответ на их обращение по вопросу приватизации сообщил, что занимаемая истцами квартира является служебной и приватизации не подлежит, решения об исключении ее из числа служебных жилых помещений органом исполнительной власти не принималось.

Дело рассматривалось судами неоднократно.

Решением Мещанского районного суда г. Москвы от 6 сентября 2011 г. в удовлетворении иска отказано.

Определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от 10 мая 2012 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Негробов В.И. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о передаче жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации для отмены вынесенных судебных постановлений, как незаконных.

По результатам изучения доводов кассационной жалобы Негробова В.И. судьей Верховного Суда Российской Федерации Пчелинцевой Л.М. 29 декабря 2012 г.

дело было истребовано в Верховный Суд Российской Федерации, и ее же определением от 4 апреля 2013 г.

кассационная жалоба с делом передана для рассмотрения в судебном заседании Судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив обоснованность доводов кассационной жалобы, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит жалобу подлежащей удовлетворению, поскольку имеются основания для отмены вынесенных судебных постановлений в кассационном порядке.

Основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в кассационном порядке являются существенные нарушения норм материального права или норм процессуального права, которые повлияли на исход дела и без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов (ст. 387 ГПК РФ).

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации приходит к выводу, что в настоящем деле такого характера существенные нарушения норм материального права были допущены судами первой и второй инстанций, которые выразились в следующем.

Как установлено судом и следует из материалов дела, 1 февраля 1983 г. Негробов В.И. был принят на работу в комендатуру № … жилищно-коммунального отдела квартирно-эксплуатационного управления г. Москвы … дежурным по ЦТП. Указанная комендатура находилась в ведении Министерства обороны Российской Федерации.

16 апреля 1992 г. Ленинским исполкомом г. Москвы Негробову В.И. на состав семьи из четырех человек (он, его жена Негробова Л.Н., сын Негробов А.В. и дочь Негробова Е.В.) был выдан служебный ордер на право занятия трехкомнатной квартиры, расположенной по адресу: г. …, общей площадью 68,6 кв.м., жилой площадью 46,2 кв.м.

На основании служебного ордера истцы были зарегистрированы в квартире, в отношении которой возник спор.

Как получить жилье в соцнаем

  • Сперва необходимо встать на жилучет, то есть получить статус нуждающегося в улучшении жилищных условий. В каждом регионе бланки для заявления о постановке на учет разные, их можно найти на сайтах органов власти, МФЦ или на сайте госуслуг. В заявлении должны стоять подписи всех членов семьи. В некоторых субъектах, например в Москве, заявление заполняется непосредственно при подаче.
  • Собрать остальные бумаги. К заявлению нужно приложить все документы, подтверждающие право на жилье по соцнайму: справки о доходах, свидетельствующие о малообеспеченности, документ об аварийности жилья, медицинские бумаги с диагнозом родственника с тяжелым заболеванием и т. д.
  • Подать заявление через МФЦ или региональный орган, отвечающий за жилучет. Они тоже везде разные. Например, в Москве этим занимается Департамент городского имущества, в Тульской области — региональное Министерство строительства и ЖКХ, а в Дагестане — районные администрации.
  • Дождаться ответа через властей — в течение месяца они должны уведомить, поставлена ли семья на жилищный учет. Отказ можно обжаловать в суде.
  • Дождаться своей очереди на жилье. Чаще всего это занимает годы.
  • Ожидая своей очереди, нужно уведомлять жилищные органы о любых событиях — изменениях зарплаты, переменах в составе семьи.
  • Получить жилье. В некоторых регионах людям предоставляют выбор из нескольких вариантов, в других — нет.

Прокурор разъясняет — Прокуратура Ставропольского края

О сохранении права пользования квартирой лицами, отказавшимися от участия в её приватизации

Достаточно частыми являются случаи, когда покупатель жилой недвижимости через некоторое время после покупки узнаёт, что в его квартире имеют право проживать совершенно чужие ему люди. К ним относятся в частности лица, имевшие право на приватизацию и давшие согласие на неё, но отказавшиеся от своего участия в приватизации в пользу других членов семьи.

Согласно статье 217 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

Читайте также:  Въезд в Беларусь через наземную границу в 2023 году

Согласно ст. 1 Закона РФ от 04.07.

1991 N 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» (далее – Закон) приватизация жилых помещений — бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде. В соответствии со ст.

2 данного Закона граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору найма или аренды, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность, в том числе совместную и долевую.

В договор приватизации включаются члены семьи нанимателя, имеющие право пользования жилым помещением, проживающие в нем, либо не утратившие право пользования им. Соответственно, приобретение в собственность жилых помещений возможно только с согласия всех совместно проживающих членов семьи.

На практике полномочным органом (Комитетом по управлению муниципальным имуществом и т.д.) заключается договор социального найма жилого помещения, по условиям которого нанимателю и членам ее семьи передается за плату в бессрочное владение и пользование жилое помещение.

Договором на передачу жилого помещения в собственность граждан может быть предусмотрена его передача в долевую, единоличную собственность членов семьи. Член семьи вправе отказаться от приватизации в пользу иных ее участников.

В этих случаях у других сторон сделки возникает право собственности на жилое помещение в большем размере (либо единоличное), что обусловлено отказом от безвозмездного получения в частную собственность жилого помещения кем либо из участников приватизации.

При рассмотрении спора о законности приватизации жилья суд должен проверить обстоятельства и условия, на которых был дан отказ от оформления права собственности на свое имя лицами, вселившимися в жилое помещение до его приватизации и имевшими право стать участниками общей собственности на данное помещение, но отказавшимися от этого, дав согласие на приватизацию жилья другими лицами.

Отказавшийся от участия в приватизации гражданин имеет право пользования этим помещением, которое в силу статьи 19 Федерального закона от 29 декабря 2004 г.

№ 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», а также требований части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации сохраняется за ним бессрочно.

Более того, такое лицо не подлежит выселению по иску нового собственника спорной квартиры (в случае ее продажи).

  • Иными словами, лицо, зарегистрированное в спорном жилом помещении и отказавшееся от приватизации данного жилья, не может быть выселено впоследствии ни по иску собственников – бывших членов его семьи, ни по иску нового собственника.
  • Вместе с тем, это общее правило, которое имеет исключения.
  • Существо исключений состоит в том, что сам по себе факт наличия у лица права пользования жилым помещением на момент его приватизации при последующем добровольном отказе от этого права, не может служить безусловным основанием для вывода о сохранении за ним права пользования жилым помещением бессрочно.

При решении данного вопроса имеет значение, по какой причине и как долго ответчик отсутствует в жилом помещении, носит ли его выезд из жилого помещения вынужденный характер (конфликтные отношения в семье, расторжение брака) или добровольный, временный (работа, обучение, лечение и т.п.

) или постоянный (вывез свои вещи, переехал в другой населенный пункт, вступил в новый брак и проживает с новой семьей в другом 7 жилом помещении и т.п.

), не чинились ли ему препятствия в пользовании жилым помещением со стороны других лиц, проживающих в нем, приобрел ли ответчик право пользования другим жилым помещением в новом месте жительства, исполняет ли он обязанности по договору по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и др.

  1. При таких обстоятельствах, по иску собственника жилого помещения возможно признание лица, отказавшегося от приватизации жилого помещения, утратившим (прекратившим) право пользования данным жилым помещением.
  2. Отдел по обеспечению участия прокуроров
  3. в гражданском и арбитражном процессе
  4. прокуратуры края

Права и обязанности нанимателя

У нанимателя такого жилья прав гораздо больше, чем у арендатора квартиры на рынке. Он может:

  • обменивать или заменять жилье;
  • требовать у собственника жилья проведения своевременного капремонта;
  • иногда по договору жилье можно сдавать в поднаем.

Наниматель обязан:

  • использовать жилье только для проживания в нем людей — к примеру, превращать квартиру в склад или мастерскую запрещено;
  • поддерживать жилье в надлежащем состоянии, при необходимости ремонтировать его;
  • вовремя вносить платежи за коммунальные услуги;
  • сообщать наймодателю о событиях в жизни, изменяющих условия, по которым он получил квартиру.

Что и кому можно приватизировать

Основное правило приватизации – в собственность передают жилье, которое семья получает по договору социального найма. Это то жилье, которое выдает государство разным категориям нуждающихся в улучшении жилищных условий (перечень большой, главные – малоимущие, которые не в состоянии купить свою квартиру).

Получить жилье по договору социального найма как малоимущая семья сейчас очень сложно (даже в Москве квартиры дают «очередникам», которые зарегистрированы в начале 90-х), в других случаях это все же возможно:

  • выселение из другого социального жилья, которое признано аварийным и расселено;
  • различные социальные программы местного уровня (обеспечение жильем врачей, учителей и т.д.);
  • предоставление жилья детям-сиротам, и т.д.

Как только жилье по договору социального найма получено, приватизировать его можно сразу (кроме сирот, они смогут это сделать только через 5 лет).

Есть несколько требований к нанимателям, которые могут приватизировать квартиру:

  • гражданство РФ;
  • регистрация в квартире по договору социального найма (фактическое проживание не обязательно);
  • ранее право на бесплатную приватизацию не было использовано (ни одним из тех, кто будет приватизировать жилье);
  • если кто-то из жильцов не хочет участвовать в приватизации – нужен его отказ.
  • Жилье будет передано в собственность всех жильцов квартиры, которые не предоставили отказ от приватизации, включая несовершеннолетних детей.
  • С несовершеннолетними ситуация особая – они тоже получают долю при приватизации, а не включать ребенка в приватизацию можно только с разрешения органов опеки (которое они, по традиции, почти не дают).
  • Поэтому для несовершеннолетних сделано исключение – достигнув 18-летнего возраста, они снова получают право на приватизацию.
  • К приватизируемой квартире тоже есть несколько требований:
  • квартира ранее не была приватизирована и находится в муниципальной собственности;
  • дому не присвоен статус аварийного;
  • находится не в общежитии, в закрытом военном городе, не является служебной квартирой;
  • не относится к стационарному учреждению социальной защиты в сельской местности (дом-интернат).

При прохождении данной процедуры нужно обращать внимание на следующие нюансы:

  • детей до 14 лет представляют родители, которые подписывают за них договор;
  • временно отсутствующие наниматели (военнослужащие, командированные) должны дать согласие на процедуру (отказ) в нотариально заверенном заявлении;
  • если ранее право на приватизацию было использовано, согласия такого члена семьи не требуется;
  • если до приватизации был выписан ребенок, который не приобрел долю по новому месту жительства, на приватизацию без его участия нужно получить согласие органов опеки;
  • для обращения в частную собственность комнаты в коммуналке не нужно согласие соседей;
  • право собственности возникает только после регистрации договора передачи;
  • право на приватизацию может быть унаследовано только в том случае, если документы на день смерти нанимателя были им уже сданы на эту процедуру.

Принципы приватизации жилищного фонда

Основные начала приватизации жилья, как и любые принципы одного явления, нельзя рассматривать в отрыве друг от друга, поскольку они взаимно дополняют и развивают один другой, воплощаясь в тексте законодательных норм, регулируют отношения, связанные с приватизацией жилищного фонда.

Из анализа норм Закона о приватизации жилищного фонда можно выделить три важнейших принципа приватизации жилья: добровольность (ст. 1), бесплатность (ст. 1) и одноразовость (ст. 11). При этом если первый принцип (добровольность) вытекает из основных начал гражданского законодательства: «Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора» (п. 2 ст. 1 ГК РФ), то два других (бесплатность и одноразовость) характеризуют некоторые черты современной жилищной политики России, выраженной кроме прочих нормативных актов в Законе о приватизации жилищного фонда.

Главным принципом приватизации жилья является принцип добровольности. В ст. 1 названного выше Закона прямо указывается «передача в собственность граждан на добровольной основе», т.е. граждане сами принимают решение, приватизировать занимаемое жилье или нет, в случае положительного решения вопроса о том, кто из членов семьи будет участвовать в осуществлении приватизации, а кто нет (конечно же в порядке и на условиях указанного Закона). Никто не вправе принудить нанимателей и членов их семей приватизировать занимаемое жилье. Более того, если хотя бы один член семьи откажется участвовать в процессе приватизации, остальные члены семьи не имеют права приватизировать занимаемое жилое помещение.

Читайте также:  Госпошлина за закрытие ИП в 2023 году реквизиты

Среди принципов приватизации жилищного фонда особое значение имеет принцип одноразовости бесплатного приобретения занимаемого жилого помещения. Вместе с тем в отличие от принципа добровольности этот принцип, думается, не является безусловным.

Например, в ситуации, когда гражданин, стоящий в очереди на улучшение жилищных условий, приватизировал занимаемую квартиру, государственная, муниципальная организация или орган местного самоуправления, очередником которых является гражданин, вправе обусловить предоставление квартиры выкупом или безвозмездной передачей ранее занимаемой квартиры. В результате такого отчуждения у гражданина, надо полагать, должно вновь возникать право на бесплатную приватизацию жилья. Как правило, этот вопрос на практике так и решается. Однако законодательного решения подобных ситуаций до сих пор нет.

Теоретические исследования и развитие гражданского законодательства в направлении комплексной защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан привели к необходимости установления в этих целях изъятия из принципа одноразовости. Федеральным законом от 11 августа 1994 г. № 26-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»» введена норма, согласно которой несовершеннолетние, ставшие собственниками занимаемого жилого помещения в порядке его приватизации, сохраняют право на однократную бесплатную приватизацию жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищных фондов после достижения ими совершеннолетия.

Заслуживает внимания и осмысления вопрос о передаче жилых помещений в собственность не всех, а только некоторых проживающих в них лиц. Рассматривая такую ситуацию, Пленум Верховного Суда РФ в Постановлении от 24 августа 1993 г. № 8 указал на то, что за гражданами, выразившими согласие на приобретение другими проживающими с ними лицами занимаемого помещения, сохраняется право на бесплатное приобретение в собственность в порядке приватизации другого впоследствии полученного жилого помещения.

Это обосновывается тем, что в данном случае право на одноразовую приватизацию не было реализовано при даче согласия на приватизацию жилья другими лицами — членами семьи. Следует добавить, что в случае приобретения жилья одним из супругов жилище не попадает в общее имущество супругов, поскольку имущество, приобретаемое одним из супругов безвозмездно, является его «единоличной» собственностью.

Многие субъекты Российской Федерации в целях предотвращения злоупотреблений при осуществлении приватизации установили правило, по которому граждане, изменившие свое постоянное место жительства после принятия Закона о приватизации жилищного фонда и желающие приватизировать жилое помещение, к заявлению прилагают документ, подтверждающий, что ранее занимаемое жилье не было ими приватизировано.

Представляется также, что принцип одноразовости не должен быть препятствием к повторному участию в осуществлении приватизации для тех граждан, которые приватизировали свое жилое помещение во время действия первоначальной редакции Закона о приватизации жилищного фонда, при этом полностью не использовав установленный норматив бесплатной приватизации (несмотря на то, что ст. 11, говорящая об одноразовости бесплатного приобретения жилья, не изменилась). Такой вывод можно сделать при сравнительном анализе двух редакций Закона о приватизации жилищного фонда.

До внесения изменений и дополнений в Закон о приватизации жилищного фонда приватизация жилья осуществлялась комбинированным способом, т.е. на возмездных и безвозмездных началах.

Часть жилого помещения передавалась гражданину бесплатно, а другая часть — за плату. Закон устанавливал, что размер бесплатно передаваемого жилья должен составлять не менее 18 кв. м общей площади на одного человека и дополнительно 9 кв. м на семью с учетом потребительских качеств жилья. Увеличивать этот норматив могли только органы государственной власти субъектов Федерации.

Нельзя не отметить тот факт, что действовавший норматив служил определенным ограничителем, который, с одной стороны, отчасти обеспечивал соблюдение социальной справедливости в процессе приватизации жилищного фонда, а с другой — экономически заинтересовывал часть граждан отказаться от чрезмерно больших квартир, что в то время позволяло надеяться на некоторый «выброс» на рынок жилья дополнительной жилой площади.

В тот период граждане приобретали квартиры в собственность бесплатно, если рассчитанная оценочной комиссией цена занимаемой ими квартиры была меньше или равна стоимостному эквиваленту бесплатно передаваемого жилья в сумме на каждого проживающего в квартире гражданина и на семью, использующую право на одноразовую приватизацию. Все остальные граждане, которые приобрели в собственность жилье, размер которого превышал бесплатно передаваемый размер и уровень потребительских качеств, выплачивали за нее денежную сумму, определенную как разница между ценой квартиры, рассчитанной оценочной комиссией, и стоимостным эквивалентом бесплатно передаваемого жилья в сумме на каждого проживающего в квартире гражданина и на семью, использующую право на одноразовую бесплатную приватизацию жилья.

Из изложенного можно сделать следующий теоретический вывод: граждан, приватизировавших свое жилье до внесения в рассматриваемый Закон изменений и дополнений, условно можно разделить на три группы.

Во-первых, граждане, частично использовавшие установленный в тот период норматив бесплатно передаваемого жилья. Имеются в виду граждане, которые либо являлись нуждающимися в улучшении своих жилищных условий, либо имели жилье очень низкого уровня потребительских качеств.

Договор о приватизации жилого помещения

В качестве субъектов, имеющих право приобрести жилое помещение в порядке приватизации, закон называет граждан РФ, проживающих в жилом помещении по договору социального найма, т.е. нанимателей и членов их семей.

До введения в действие Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Гражданский кодекс Российской Федерации и Закон Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»»1 бесплатно приватизировать жилье имели право также иностранные граждане и лица без гражданства, проживавшие в жилом помещении по договору социального найма.

Кроме того, субъектами договора о приватизации могли быть граждане, проживавшие в жилом помещении по договору аренды (ком мерческого найма), т.е. наниматели (арендаторы) и постоянно проживающие с ними граждане.

Что касается договоров аренды, то представляется весьма обоснованным выведение их из сферы действия Закона о приватизации жилищного фонда.

Предоставление названным лицам права бесплатной приватизации не укладывалось в идеологию приватизации как «возвращения долгов».

Арендные отношения в жилищной сфере стали возможны только с начала 90-х гг. ХХ в., заключению договоров аренды (коммерческого найма) не предшествовало (и не предшествует) соблюдение таких условий, как нуждаемость в жилье, очередность и т.п., т.е. то, что необходимо для заключения договора социального найма. Кроме того, возможность приватизации арендованного жилья сдерживала органы местного самоуправления в их стремлении передать часть принадлежавшего им жилья в коммерческий наем в расчете на дополнительные источники получения средств для обслуживания и эксплуатации жилищного фонда.

Ограничение круга субъектов бесплатной приватизации только российскими гражданами означает, что законодатель обратил внимание на случаи бесплатной приватизации жилых помещений иностранными гражданами и лицами без гражданства, что тоже противоречило идеологии «возвращения долгов», тем более что устранение данного недостатка не потребовало значительных изменений действующего законодательства. К слову «граждане» законодатель добавил слова «Российской Федерации».

В качестве участников договора о приватизации жилых помещений, с одной стороны, как было указано, выступают граждане, а с другой — два вида субъектов: во-первых, органы местного самоуправления, а также муниципальные предприятия и учреждения, осуществляющие приватизацию муниципального жилищного фонда; во-вторых, государственные организации, осуществляющие приватизацию закрепленного за ними государственного жилищного фонда.

Указанные субъекты, имеющие на праве собственности, в хозяйственном ведении или оперативном управлении жилищный фонд, проводят необходимые организационные мероприятия, позволяющие беспрепятственно осуществлять передачу жилья в собственность граждан, могут принять решение о приватизации служебных жилых помещений и коммунальных квартир, заключать с гражданами договоры о передаче им жилья в собственность и т.д.

Согласно ст. 7 Закона о приватизации жилищного фонда передача жилья в собственность граждан оформляется договором передачи, заключаемым органом местного самоуправления, предприятием, учреждением с гражданином, получающим жилое помещение в собственность, в порядке, установленном соответствующим муниципалитетом. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации этого права в территориальном органе Федеральной регистрационной службы.

В первоначальной редакции Закона о приватизации жилищного фонда (ч. 1 ст. 7) указывалось, что порядок и условия заключения договора о передаче жилья в собственность граждан определяются ГК РФ. В настоящее время упоминание об этом Кодексе снято и вместо названного указания предусмотрено, что договор передачи заключается в порядке, установленном соответствующим органом местного самоуправления.

Такое непродуманное изменение нормы могло повлечь негативные последствия, поскольку результатом этого изменения является иллюзия, будто нормы ГК РФ не распространяют свое действие на договоры о передаче жилья в собственность граждан. Между тем ГК РФ как применялся, так и будет применяться, поскольку следует иметь в виду следующее: во-первых, специальных норм о приватизации жилья в ГК РФ не было и нет; во-вторых, правила ГК РФ о сделках, форме сделок, об основаниях признания сделок недействительными, обязательствах и многие другие как распространялись на отношения, складывающиеся по поводу приватизации жилья, так распространяются и в настоящее время.

Конечно, какой-либо орган местного самоуправления может ввести собственный, оригинальный порядок заключения договоров о передаче жилых помещений в собственность граждан. Однако если этот порядок будет противоречить положениям ГК РФ, то соответствующие нормы, принятые органом местного самоуправления, станут незаконными и будут подлежать отмене в судебном порядке.

Читайте также:  Как получить налоговый вычет за обучение

Авторы новеллы, внесенной в Закон о приватизации жилищного фонда, имели в виду необходимость определить место заключения договоров, круг лиц, уполномоченных подписывать договоры от имени субъекта, передающего жилое помещение в собственность граждан, установить существенные условия данного договора или (предпочтительнее) разработать примерный (типовой) договор и решить иные вопросы юридико-технического характера, имеющие отношение к процедуре заключения договора.

Договор о передаче жилья в собственность гражданина в порядке приватизации заключается в простой письменной форме. Право собственности на приобретенное жилье возникает с момента государственной регистрации права в Едином государственном реестре прав.

Регистрация имеет правообразующее значение.

Право собственности на жилище, переходящее гражданину в порядке приватизации, возникает на основании юридического состава, включающего в себя два юридических факта: договор и акт государственной регистрации права.

Процедура рассмотрения заявления

Именно рассмотрение заявки на приватизацию жилья занимает больше половины срока всей процедуры. Если всего она длится около 4 месяцев, то 2,5 месяца отведено на изучение документов и рассмотрение заявления.

В установленном образце заявления указывается:

  • данные заявителя;
  • просьба передать в собственность (личную или долевую) квартиру по адресу;
  • дата и подпись.

Заявление составляется от руки, подписывается всеми совершеннолетними нанимателями, даже теми, кто в приватизации не участвует, но в квартире проживает.

Затем заявление вместе с пакетом документов на приватизацию муниципального имущества сдается уполномоченному сотруднику, который в соответствии с установленным порядке процедуры назначает дату повторного визита для того, чтобы получить на руки договор о приватизации.

Сотрудники рассматривают заявление и документы. Через 40–60 дней заявитель получает договор или отказ.

Отказ возможен по таким причинам:

  • квартира находится в ведомственном МКД;
  • помещение является служебным;
  • право на бесплатную приватизацию заявителем было использовано раньше;
  • дом признан аварийным;
  • другие причины по действующему законодательству.

Можно ли приватизировать комнату в муниципальной квартире

Человек, снимающий у государства жилье, имеет возможность переоформить на себя только комнату. Но есть один нюанс. Из обычного жилища отделить долю невозможно, местные власти на это не согласятся. Оформлять на себя отдельную часть допускается только после того, как вся квартира будет переведена в частное владение.

Муниципальные власти разрешают переоформлять на себя только те комнаты, которые находятся в коммунальных квартирах. При этом гражданин должен проживать в помещении на основании соглашения с администрацией. В этом случае даже не требуется согласие соседей по коммуналке. Решение о проведении приватизационной процедуры принимается единолично.

Раньше законодательство требовало сначала получать одобрение иных жильцов коммунальной квартиры, чтобы в частную собственность переводилась сразу вся недвижимость. Но со временем данное предписание было отменено и государство разрешило заниматься процедурой по своему усмотрению.

ВАЖНО! Согласие иных жильцов требуется только в том случае, если они проживают непосредственно с нанимателем в одной комнате. Им потребуется написать заявление, в котором указать, что они не против переоформления. Также необходимо их присутствие при осуществлении процедуры.

Порядок, как приватизировать комнату в муниципальной квартире, почти ничем не отличается от переоформления всей недвижимости. Нанимателю также требуется собирать бумаги, в список которых входит паспорт, бумаги из БТИ, справка об отсутствии задолженностей и прочее.

Коммунальные квартиры имеют важное отличие от других жилых помещений. Оно заключается в наличии мест, предназначенных для общего использования. К ним относится кухня, санузел, коридор, кладовка, прихожая. Пользоваться этими частями недвижимости все жильцы имеют право в равной степени. Порядок пользования определяется ими согласованно.

Нанимателю потребуется выделить долю из этих мест. Рассчитывается она следующим образом: складываются все площади жилых комнат, сумма разделяется на площадь комнаты, переведенной в частное владение. В итоге получится значение, которое и будет считаться долей нового собственника во всех местах общего доступа.

После определения доли необходимо зафиксировать ее документально. Все жильцы коммуналки должны подписать бумагу, тем самым подтверждая, что они не против размера доли. Если кто-то из проживающих лиц не желает ставить свою подпись, можно обратиться в суд.

Выделение долей не означает, что каждый жилец будет пользоваться только частичкой помещения, к примеру, половиной ванны. Это физически невозможно. Выдел необходим для того, чтобы просто закрепить свое право на места общего пользования.

После получения права собственности гражданин имеет возможность продавать свою комнату, сдавать другим людям и совершать прочие сделки, доступные каждому владельцу недвижимости.

Что и кому можно приватизировать

Основное правило приватизации – в собственность передают жилье, которое семья получает по договору социального найма. Это то жилье, которое выдает государство разным категориям нуждающихся в улучшении жилищных условий (перечень большой, главные – малоимущие, которые не в состоянии купить свою квартиру).

Получить жилье по договору социального найма как малоимущая семья сейчас очень сложно (даже в Москве квартиры дают «очередникам», которые зарегистрированы в начале 90-х), в других случаях это все же возможно:

  • выселение из другого социального жилья, которое признано аварийным и расселено;
  • различные социальные программы местного уровня (обеспечение жильем врачей, учителей и т.д.);
  • предоставление жилья детям-сиротам, и т.д.

Как только жилье по договору социального найма получено, приватизировать его можно сразу (кроме сирот, они смогут это сделать только через 5 лет).

Есть несколько требований к нанимателям, которые могут приватизировать квартиру:

  • гражданство РФ;
  • регистрация в квартире по договору социального найма (фактическое проживание не обязательно);
  • ранее право на бесплатную приватизацию не было использовано (ни одним из тех, кто будет приватизировать жилье);
  • если кто-то из жильцов не хочет участвовать в приватизации – нужен его отказ.
  • Жилье будет передано в собственность всех жильцов квартиры, которые не предоставили отказ от приватизации, включая несовершеннолетних детей.
  • С несовершеннолетними ситуация особая – они тоже получают долю при приватизации, а не включать ребенка в приватизацию можно только с разрешения органов опеки (которое они, по традиции, почти не дают).
  • Поэтому для несовершеннолетних сделано исключение – достигнув 18-летнего возраста, они снова получают право на приватизацию.
  • К приватизируемой квартире тоже есть несколько требований:
  • квартира ранее не была приватизирована и находится в муниципальной собственности;
  • дому не присвоен статус аварийного;
  • находится не в общежитии, в закрытом военном городе, не является служебной квартирой;
  • не относится к стационарному учреждению социальной защиты в сельской местности (дом-интернат).

Кроме того, в некоторых случаях власти не дают согласия на приватизацию квартир в домах, имеющих культурную или историческую ценность. Прямого запрета на приватизацию такого жилья нет, но отказы бывают.

☝️ Обязательные условия для приватизации соцжилья

Для того, чтобы начать процедуру, необходимо собрать документы:

  • ордер на квартиру;
  • договор о соцнайме;
  • выписка из домовой книги;
  • копии и оригиналы паспортов и свидетельств о рождении всех прописанных на жилплощади;
  • техпаспорт на квартиру;
  • заявление на приватизацию;
  • документ о том, что гражданин впервые пользуется правом приватизации или об отмене предыдущей;
  • заверенный у нотариуса отказ или письменное согласие на приватизацию остальных проживающих, сроком не более 30 дней. За детей до 14 лет решение принимает их законный представитель. После достижения этого возраста, подросток сам подписывает все документы.

Также необходимо будет оплатить государственную пошлину в размере 2000 рублей.

Список документов может немного отличаться в зависимости от региона.

Как приватизировать недвижимость

Приватизацию осуществляют органы местного самоуправления. Чтобы перевести недвижимость в собственность, надо обратиться в МФЦ или муниципалитет — в зависимости от местонахождения, региона.

Вопросы, которые нужно задать в МФЦ или муниципалитете:

  • какие документы нужно предоставить, где их получить, сколько времени займет процесс их получения, в течение какого срока будут действительны (актуальны) документы;
  • кому будет адресован запрос на приватизацию, например, департаменту имущественных отношений города;
  • как возможно подавать заявление — лично или онлайн, например, в Москве это можно сделать через портал Госуслуг.

Следующие шаги — сбор документов и подача заявления.

Договор на приватизацию

Если все документы оформлены и препятствий для их отклонения не существует, то должен быть подписан договор на предоставление имущества в собственность в порядке приватизации. У него есть несколько основополагающих пунктов.

Вначале должна идти преамбула. В ней указываются данные об органе местного самоуправления Москвы и лицах, которые хотят единолично или совместно приватизировать жилое помещение.

Затем следует изложение полных характеристик жилой недвижимости с включением адреса, размера общей и жилых площадей, инвентаризационной стоимости квартиры.

На нашем ресурсе вы можете увидеть примерный образец договора на приватизацию и скачать его совершенно бесплатно. Так будет понятно, как работает процесс жилищной приватизации в Москве.


Похожие записи:


Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *