Как учитывать основные средства стоимостью до 100 000 рублей
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как учитывать основные средства стоимостью до 100 000 рублей». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде всего подчеркнем, что монитор не является самостоятельным инвентарным объектом основных средств. Ведь он не может функционировать отдельно от системного блока и иных составляющих компьютера. Как, впрочем, и наоборот — системный блок не может использоваться без монитора, клавиатуры, мыши и т.д.
Как применять ПБУ 6/01 для малоценных ОС в 2021 году
Но что делать организациям, которые в 2021 году еще не перешли на применение ФСБУ 6/2020? Как применять ПБУ 6/01 и при этом учитывать малоценные основные средства?
Полагаем, для ответа на вопрос об учете в 2021 году малоценных ОС можно воспользоваться рекомендацией Бухгалтерского методологического центра (БМЦ) № Р-100/2019-КпР «Реализация требования рациональности» (утв. Фондом «НРБУ «БМЦ» 29.05.2019).
В иллюстративном Примере 1 Рекомендации № Р-100/2019-КпР предлагается следующий порядок учета основных средств:
- вместо применения стоимостного лимита, предусмотренного в пункте 5 ПБУ 6/01 для отдельных объектов ОС, можно выделить группы ОС, информация о которых заведомо несущественна, исходя из особенностей деятельности организации и структуры ее активов;
- данное решение необходимо регулярно пересматривать (не реже чем раз в год);
- в случае принятия указанного решения затраты на приобретение, создание, улучшение ОС, относящихся к выделенным несущественным группам, независимо от стоимости отдельных объектов, списываются на расходы по обычной деятельности в момент понесения;
- объекты, относящиеся к существенным группам, независимо от стоимости отдельных объектов, учитываются в общем порядке учета ОС.
Если старый монитор сломался
Начнем с объективной причины замены монитора — его поломки. Ведь если старый монитор сломался, учреждение просто вынуждено заменить его на новый. В такой ситуации речь однозначно пойдет о ремонте объекта основных средств. Даже если купленный на замену монитор будет отличаться по своим техническим характеристикам от сломавшегося (например, потому что такие же модели, как сломавшийся монитор, уже давно сняты с производства), операции все равно отражаются не как модернизация, а как ремонт объекта основных средств — компьютера.
Покупка монитора взамен сломавшегося рассматривается в соответствии с Указаниями о порядке применения бюджетной классификации (утв. Приказом Минфина России от 25.12.2008 N 145н) как приобретение запасных и составных частей к объектам основных средств — по статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ.
Как разъясняется в Методических рекомендациях по применению классификации операций сектора государственного управления (Письмо Минфина России от 21.07.2009 N 02-05-10/2931), приобретение запасных частей для вычислительной техники, таких как мониторы, системные блоки, клавиатуры, мыши, соединительные кабели, следует рассматривать как приобретение прочих материальных запасов. Поэтому учитывать их нужно на счете КРБ 010506000 «Прочие материальные запасы».
Следовательно, в случае, если учреждение осуществляет замену сломанного монитора в рамках бюджетной деятельности, операции нужно отражать такими записями:
- приобретение монитора у поставщика по безналичному расчету:
Дебет КРБ 110506340 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов»
Кредит КРБ 130222730 «Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов»
- отражен монитор, приобретенный взамен сломавшегося;
Примеры применения статей 310 КОСГУ и 340 КОСГУ в 2020-2020 году
- медикаментов и перевязочных средств;
- медицинской техники, вживляемой в организм пациента;
- продуктов питания;
- горюче-смазочных материалов;
- строительных материалов;
- мягкого инвентаря, в том числе, имущества, функционально ориентированного на охрану труда и технику безопасности, гражданскую оборону;
- запасных или составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т.п.;
- спецоборудования для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
- кухонного инвентаря;
- молодняка всех видов животных и животных на откорме, птиц, кроликов, пушных зверей, семей пчел, независимо от их стоимости, подопытных животных, скота для убоя;
- кормов, средств ухода, дрессировки, экипировки животных;
- саженцев многолетних насаждений (посадочного материала), включая плодово-ягодные насаждения всех видов до достижения ими эксплуатационного возраста или до наступления плодоношения;
- материальных запасов в составе имущества казны и государственного материального резерва;
- бланочная продукция (кроме бланков строгой отчетности);
- другие аналогичные расходы.
Учет персональных компьютеров в казенном учреждении
- могут включаться как в состав АРМ, так и в состав самостоятельного объекта компьютерной техники;
- приобретаются за счет статьи 340 КОСГУ;
- в инвентарной карточке АРМ (самостоятельного объекта) указывается полный перечень принадлежностей с техническими характеристиками и заводскими номерами;
- на каждый объект наносится инвентарный номер АРМ (самостоятельного объекта);
- в случае, когда приобретенная принадлежность списывается на замену вышедшей из строя принадлежности соответствующего АРМ (самостоятельного объекта), стоимость списываемой принадлежности относится на затраты;
- в случае, когда в состав АРМ (самостоятельного объекта) включается принадлеж¬ность, которой ранее не было, стоимость списанной принадлежности относится на увеличение стоимости соответствующего АРМ;
- в случае, когда приобретается комплект составных частей и принадлежностей для комплектации нового АРМ, приобретение принадлежностей производится за счет статьи 340 КОСГУ, приобретенные принадлежности списываются на вложения в основные средства;
- в случае обмена аналогичных по функциональному назначению принадлежностей между разными АРМ (самостоятельными объектами), факт замены отражается в инвентарных карточках соответствующих объектов путем изменения данных о составе компонент объекта без изменения его балансовой стоимости.
Рекомендуем прочесть: Размер Выплаты Расходов На Проезд Ветеранам Труда
Что есть что
- служат для комплектации АРМ;
- приобретаются за счет статьи 340 КОСГУ;
- в инвентарной карточке АРМ указывается полный перечень составных частей с указанием технических характеристик и заводских номеров;
Как отразить в учете казенного учреждения субъекта РФ приобретение комплектующих для сборки компьютера
Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утвержденным Приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н, расходы на приобретение комплектующих и установку программного обеспечения отражаются по виду расходов 244 “Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд” КОСГУ и относятся в данном случае в части установки программного обеспечения на подстатью 226 “Прочие работы, услуги”, в части расходов на комплектующие – на статью 340 “Увеличение стоимости материальных запасов” КОСГУ .
Приобретенные учреждением комплектующие отражаются в учете в составе материальных запасов на счете 0 105 36 000 (п. 118 Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной Приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее – Инструкция N 157н)).
Поэтому практически всем бухгалтерам бюджетных учреждений приходится сталкиваться с различными проблемами, связанными с учетом компьютеров и комплектующих к ним. Одна из таких проблем возникает в случае, когда производится замена монитора. Причем конкретный порядок учета зависит прежде всего от причины такой замены.
В настоящее время производители предлагают огромное количество самых разнообразных приспособлений для освещения помещений. Но именно к осветительным приборам относятся: ·приборы наружного освещения (фонари, прожекторы); ·приборы внутреннего освещения (светильники, люстры, бра, торшеры, настольные лампы и т.д.); ·специализированные осветительные приборы (например, лампа-фотовспышка, лампы для проекторов, кварцевые лампы для бактерицидного облучения, световое сценическое оборудование и др.); ·декоративные осветительные приборы (например, гирлянды). Освещение при помощи осветительных приборов называют искусственным освещением в отличие от естественного солнечного света.
Приобретение материалов в 2021 году: какой КОСГУ применить
В силу п. 11.4.8 Порядка № 209н на подстатью 349 «Увеличение стоимости прочих материальных запасов однократного применения» КОСГУ относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) прочих объектов, относящихся к материальным запасам однократного применения. А далее в данной норме приведен перечень таких материальных запасов:
2. Если в учреждении приобретается бутилированная вода при наличии системы централизованного питьевого водоснабжения и соответствии воды санитарным нормам, то расходы относятся на подстатью 342 «Увеличение стоимости продуктов питания» КОСГУ (коды 11.07.11.121 и 11.07.11.122 ОК 034-2021 относятся к классу 11 «Напитки»).
Отражение в учете расходов на ремонт и дооборудование основных средств
В соответствии с п. 44 Инструкции № 157н решение об изменении первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта основных средств, в том числе в результате проведенного дооборудования, принимается комиссией по поступлению и выбытию активов учреждения. На основании акта приема-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов основных средств (ф. 0504103) производится запись в инвентарной карточке о завершенных работах по его дооборудованию и изменении стоимости данного объекта.
Предлагаем для отражения взаимозачета расчетов между учреждением и утилизирующей организацией использовать счет 304 06, который применяется для формирования операций, отражение которых не предусмотрено на иных счетах учета Единого плана счетов (п. 281 Инструкции № 157н).
Учет компьютеров: единый комплекс или набор компонентов?
Амортизируемым признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.
Никаких дополнительных критериев, например, которые приняты в бухучете (об этом подробнее ниже), Кодекс не устанавливает.В связи с этим при приобретении компьютера возникает вопрос, как его учитывать. Можно ли учесть каждый компонент по отдельности (и тем самым сразу списать в расходы стоимость тех из них, чья цена не превышает 10 000 руб.)?
Или же компьютер вместе со всеми его компонентами учитывается в качестве единого объекта основных средств?Позиция МНС России по этому вопросу такова. Если отдельные компоненты компьютера приобретены вместе с системным блоком, они должны быть учтены как единый объект основных средств.
При этом если фирма приобретает различные компоненты по отдельности и самостоятельно собирает компьютер, ситуация не меняется. Собранный таким образом компьютер вводится в эксплуатацию как один объект основных средств.
Учет персональных компьютеров в казенном учреждении
Из Указаний № 180н к обсуждаемой теме имеет отношение формулировка в комментариях к статье 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Согласно ей на статью 340 относятся расходы по оплате договоров на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, в т. ч. запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т. п.
- отнесение объекта к основным средствам или материальным запасам зависит от ряда параметров (срок полезного использования, отнесение к составным частям или самостоятельным объектам), которые прямо в нормативных документах не зафиксированы, но решаются в учреждении: инвентарной комиссией, учетной политикой;
- для подтверждения правоты при выборе статей 310 или 340 КОСГУ бухгалтеру пришлось бы предоставлять в ОФК протокол заседания инвентарной комиссии или учетную политику, что не предусмотрено нормативными документами (приказ Минфина России от 13.08.2022
Данные письма утратили силу вследствие принятия новых приказов о порядке применения бюджетной классификации, однако, они имеют важные разъяснения, которые не утратили актуальности и сейчас.
Как учитывать основные средства в 2021 году
В 2021 году действуют сразу два нормативно-правовых акта по учету основных средств:
- еще можно последний год применять Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утв. приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н);
- уже можно перейти на новый Федеральный стандарт бухгалтерского учета ФСБУ 6/2020 «Основные средства» (утв. приказом Минфина России от 17.09.2020 № 204н).
Оба документа предусматривают упрощенный учет малоценных основных средств. Но общий подход к упрощению учета за прошедшие годы серьезно изменился.
Так, в пункте 5 ПБУ 6/01 говорится, что активы, отвечающие всем признакам основных средств, стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 тыс. руб. за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов (МПЗ).
А согласно пункту 5 ФСБУ 6/2020, организация может принять решение не применять указанный стандарт в отношении активов, отвечающих всем признакам основных средств, но имеющих стоимость ниже лимита, установленного организацией с учетом существенности информации о таких активах. При этом затраты на приобретение, создание таких активов признаются расходами периода, в котором они понесены.
Первое, на что обращаем внимание, — разный порядок учета малоценных основных средств. Прежний стандарт (ПБУ 6/01) предлагает нам учитывать такие объекты в составе МПЗ. Новый ФСБУ 6/2020 — сразу отражать в расходах.
Следующий важный момент — способ определения, какие основные средства достойны инвентарного номера, а какие — нет.
Применяя ПБУ 6/01, бухгалтер устанавливает границу стоимости ОС, и все, что оказывается меньше этой границы, учитывается как МПЗ. В ПБУ 6/01 также определен максимальный размер этой границы — 40 тыс. руб. Получается, что, например, ноутбук за 39 тыс. руб. — это не основное средство, а почти точно такой же ноутбук за 41 тыс. руб. — уже основное средство.
В новом ФСБУ 6/2020 максимальная величина стоимостного лимита в виде конкретной суммы отсутствует. Помимо этого, отсутствуют указания, что лимит устанавливается за единицу актива и что лимит измеряется в денежных единицах. В то же время введено требование, что лимит устанавливается с учетом существенности.
Напомним, что понятие существенности в бухгалтерском учете не новое. Оно приведено в Положении по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/2008 (утв. приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н). Причем понятие существенности неразрывно связано с требованием рациональности:
- «Учетная политика организации должна обеспечивать… рациональное ведение бухгалтерского учета, исходя из условий хозяйствования и величины организации, а также исходя из соотношения затрат на формирование информации о конкретном объекте бухгалтерского учета и полезности (ценности) этой информации» (п. 6 ПБУ 1/2008);
- «В той степени, в которой применение учетной политики… приводит к формированию информации, от наличия, отсутствия или способа отражения которой в бухгалтерской (финансовой) отчетности организации не зависят экономические решения пользователей этой отчетности, организация вправе выбирать способ бухгалтерского учета, руководствуясь исключительно требованием рациональности… Отнесение информации к несущественной организация осуществляет самостоятельно…» (п. 7.4 ПБУ 1/2008).
Что следует считать малоценным и быстроизнашиваемым имуществом
Длительное время малоценные и быстроизнашиваемые предметы учитывались на счете 13. Но сейчас он отсутствует, хотя сами МБП никуда не пропали. Этот материальный ресурс по всем критериям следовало бы отнести к основных средствам, но его стоимость слишком мала, чтобы числиться на соответствующем ОС счете (01). Поэтому, хотя термин МБП не используется в профессиональном бухгалтерском языке, малоценка присутствует.
К ней относят текущие активы, для которых:
- стоимость – за одну единицу не больше, чем 40 тыс. руб.;
- время эксплуатации – до года или двух;
- не предусматривается последующая перепродажа.
Для них также характерно:
- применение в изготовлении товаров непосредственно или с целью управления производственным процессом;
- способствование в получении дохода.
Малоценный инвентарь до какой суммы год
Организация купила шкаф для бумаг, заплатив за него 25 тыс. руб. (без НДС). Данное приобретение относится к мебели, то есть, к основным средствам. Но поскольку его стоимость меньше установленного лимита (40 тыс. руб.), стол относится к малоценке. 25 тыс. руб. списывается на расходы по управлению сразу же, при вводе в эксплуатацию.
Несмотря на то, что эти ресурсы соответствуют характеристикам основных средств, учитывать их в составе этих активов невозможно из-за мизерной стоимости, несопоставимой с ценой объектов ОС. Поэтому к МБП относят активы, заготовленные или приобретенные непосредственно для нужд производства и способствующие увеличению получаемого дохода. Критерии, по которым приобретенные материалы отражаются в составе МБП, таковы:
- Срок службы до года или двух;
- Стоимость единицы не больше 40 т. р. Компании вправе закрепить в УП такое понятие, как максимальная стоимость МБП;
- Не подлежат последующей перепродаже.
В настоящее время применяется близкое понятие: Малоценные основные средства (ОС) — основные средства, стоимостью менее установленного законодательством предела, которые могут учитываются в расходах единовременно, а не через амортизацию.
Основные средства дешевле 10 000 руб. можно списать на затраты сразу. Однако в какую группу расходов они попадут, Налоговый кодекс не поясняет. Свои разъяснения по этому вопросу дал Минфин России в Письме от 22 ноября 2004 г. N 03-03-01-04/1/121.
Вопросы возникают у бухгалтеров, которые для расчета налога на прибыль используют метод начисления. Им необходимо определиться, к каким расходам отнести стоимость малоценных основных средств при их списании: прямым или косвенным. Разница принципиальна. Косвенные расходы учитываются в полном объеме уже в текущем отчетном периоде (месяце или квартале).
Таблица ОКОФ для офисной техники
В этом пункте статьи рассмотрим таблицу, в которой для удобства бухгалтеров представлены коды по самым популярным видам офисного оборудования (в старой и новой редакциях).
Наименование оборудования | Старый код | Новый код |
Принтер | 143020360 | 320.26.2 |
Сканер | 143020000 | 330.28.23.23 |
МФУ | 143020360 | 320.26.2 |
ПК | 143020239 | 320.26.20.14 |
Ноутбук | 143020234 | 320.26.20.11.110 |
Планшет | 143020234 | 320.26.20.11.110 |
Колонки компьютерные | 143221125 | 320.26.30.11.150 |
Сервер | 143020100 | 320.26.20.14 |
Роутер (модем) | 143313450 | 320.26.30.11.190
320.26.30.23 |
Стационарный телефонный аппарат | 143222134 | 320.26.30.23 |
Устройства для заряжения энергией | 143440142 | 330.26.51.66 |
Проектор | 143322030 | 330.26.70.16 |
Источник питания | 143020000 | 330.28.23.23 |
Мобильный телефонный аппарат | Отсутствует | 320.26.30.22 |
Приобретение и монтаж системы видеонаблюдения для бухгалтера
- дебет КРБ 010601310, кредит КРБ 030219730
отражена стоимость приобретаемой системы, установленной подрядчиком «под ключ» - дебет КРБ 130219830, кредит КРБ 130405310
оплата по договору на установку системы «под ключ» за счет бюджетных средств; - дебет КРБ 230219830, кредит КИФ 220221610
оплата по договору на установку системы в рамках приносящей доход деятельности (одновременно отражено увеличение забалансового счета 18 «Выбытия денежных средств со счетов учреждения» по КОСГУ 310); - дебет КРБ 010104310, кредит КРБ 010601410
принята к учету система видеонаблюдения, как единый инвентарный объект, по первоначальной стоимости.
Видеорегистратор: ОКОФ код, необходимый для постановки устройства на учет
Уже упоминалось, что системы видеоконтроля не имеют отдельной группы согласно ОКОФ, а могут быть отнесены к четвертой группе. Следовательно, срок полезного действия оборудования необходимо установить самостоятельно, опираясь на рекомендации компании-изготовителя и технические особенности устройства. Определение срока эксплуатации нужно осуществлять, учитывая такие моменты:
- Для коммунальных, автономных и бюджетных организаций – 0 101 34 000 (оборудование, относящееся к не особо ценному имуществу организации);
- Для бюджетных учреждений, имеющих субсидию – 0 101 24 000 (устройства, которые относятся к особо ценному имуществу учреждения).