Переоформление права постоянного бессрочного пользования земельным участком
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Переоформление права постоянного бессрочного пользования земельным участком». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Заявители имеют право на досудебное (внесудебное) обжалование решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) Комитетом, должностными лицами Комитета, государственными гражданскими служащими Комитета, сотрудниками ГКУ «Имущество Санкт‑Петербурга», МФЦ, работниками МФЦ в ходе предоставления государственной услуги. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не исключает возможность обжалования решений и действий (бездействия), принятых (осуществляемых) в ходе предоставления государственной услуги, в судебном порядке. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования не является для заявителя обязательным.
Переоформление права бессрочного пользования на право аренды
Для того, чтобы переоформить право бессрочного (постоянного) пользования на право аренды нужно сначала подать заявление в орган местного самоуправления. Вместе с заявлением потребуется предоставить комплект документов, перечисленных выше.
Куда обращаться – зависит от того, в чьей собственности находится участок.
Собственник |
Ведомство |
Государство |
Территориальное управление Росимущества субъекта РФ |
Регион (край, республика) |
региональное Министерство по управлению госимуществом |
Муниципальное образование |
Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации |
Кому и когда были предоставлены участки на праве постоянного (бессрочного) пользования?
Множество земельных участков (так же и лесные участки) были предоставлены гражданам и юридическим лицам очень давно, еще до вступления в действия Земельного Кодекса РФ, еще при советской власти, когда частной собственности на землю не было.
Несмотря на давность предоставления — право это действующее, законное, государство его не прекращает. Такое право сохраняется за землепользователями. Об этом говорится в пункте 1 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ (ред. от 30.12.2021) «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»: «Право постоянного (бессрочного) пользования находящимися в государственной или муниципальной собственности земельными участками, возникшее у граждан или юридических лиц до дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, сохраняется«.
Граждане, получали ЗУ в БП и в советское время. С вступлением в силу Земельного кодекса поменялись требования к документационному подтверждению прав на территорию. Соответственно за собственниками сохраняется полученное ранее право, но его требуется переоформить по нормам закона. В настоящее время право граждан получивших землю в советские годы не аннулируется, а предлагает пройти процедуру приватизации участка.
Для переоформления права БП предусмотрена процедура упрощенного порядка регистрации. Для этого гражданину нужны только: правоустанавливающий документ и кадастровый паспорт на участок.
Такими правоустанавливающими бумагами являются:
- акты о предоставлении территории;
- свидетельство “старого” вида на участок;
- выписка о разрешении предоставить территорию земли для ведения подсобного хозяйства от местных органов самоуправления;
- иные документы о факте предоставления участка.
Если ЗУ не учтен в кадастре, то расходы по межеванию и регистрации придется нести заинтересованному лицу, желающему оформить эту территорию в свою собственность.
Как и большинство правоотношений бессрочное пользование может прекратиться. Это происходит по одному из вариантов:
- добровольному отказу собственника;
- принудительному изъятию.
Процесс прекращения бессрочного постоянного использования земли можно наглядно увидеть в таблице.
Критерии для сравнения форм прекращения БП ЗУ | При добровольном отказе
(ст.53 ЗК РФ) |
При принудительном изъятии (ст.54 ЗК РФ) |
---|---|---|
Инициатор прекращения | собственник | административный орган |
Основание прекращения | заявление о добровольном отказе | неиспользование участка по целевому назначению либо использование с нарушением норм законодательства |
Кто выносит решение о прекращении | исполнительный комитет местной администрации | судебный орган |
Перечень документов |
|
|
Срок рассмотрения | 30 дней с даты подачи документов | в течении 10 дней с даты принятия решения либо со дня вступления судебного акта в законную силу |
Действия уполномоченного органа |
|
административный орган сообщает о прекращении права в налоговый орган по месту расположения участка в течении 7 дней с даты решения об изъятии |
Особенности | административный органа проверяет правомочность причины написания заявления об отказе от надела |
|
Принудительное прекращение права
Решение о принудительном прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком может быть принято исключительно судом в связи с ненадлежащим использованием АУ этого земельного участка по заявлению органа государственной власти или органа местного самоуправления, обладающего правом предоставления земельных участков . Если такое решение примет государственный орган или орган местного самоуправления, оно будет признано недействительным (см., например, Постановления ФАС ЦО от 21.09.2009 по делу N А08-1654/07-13-6, от 29.07.2009 по делу N А64-3170/08-8, от 04.04.2008 по делу N А35-6929/06-С9).
Только этот орган вправе обратиться в суд с заявлением о прекращении права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (см. Постановление ФАС ЗСО от 12.03.2009 N Ф04-1297/2009(1706-А45-9), Ф04-1297/2009(3717-А45-9)).
Примечание. Систематическая неуплата земельного налога — причина принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) пользования АУ земельным участком (пп. 3 п. 2 ст. 45 ЗК РФ).
Основания прекращения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком принудительно перечислены в ст. 45 ЗК РФ. Одно из оснований, указанных в п. 2 этой статьи, — использование земельного участка не в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель, установленными ст. ст. 7, 8 ЗК РФ.
Как известно, использование земли в РФ является платным. Формами платы выступают земельный налог и арендная плата (п. 1 ст. 65 ЗК РФ). Плательщиками земельного налога признаются лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, а также праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ). Земельный налог относится к местным налогам, поэтому обязателен к уплате на территории тех муниципальных образований (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), где он введен в действие в соответствии с нормативным правовым актом представительных органов муниципальных образований (законом конкретного субъекта РФ). Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) должны определить отдельные особенности. Во-первых, этим органам следует утвердить налоговые ставки, по которым уплачивается земельный налог на территории соответствующего муниципального образования (субъекта РФ). Во-вторых, они наделены полномочиями по установлению налоговых льгот, оснований и порядка их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. В связи с этим при расчете земельного налога АУ обязательно должны изучить местный нормативный правовой акт (закон) по земельному налогу.
Автономным учреждениям в первую очередь нужно обратить внимание, не распространяется ли на них какая-либо из льгот, установленных Налоговым кодексом (ст. 395) или нормативным правовым актом представительного органа муниципального образования (законом города федерального значения Москвы или Санкт-Петербурга). Кстати, льготами по налогам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог либо уплачивать его в меньшем размере (п. 1 ст. 56 НК РФ). При этом нормы законодательства о налогах и сборах, определяющие основания, порядок и условия применения льгот по налогам, не могут носить индивидуального характера. Руководствуясь данной нормой, антимонопольный орган одного из субъектов РФ требовал признания недействительной льготы по земельному налогу, согласно которой освобождались от уплаты этого налога бюджетные учреждения, деятельность которых финансируется из краевого, районного бюджетов и бюджетов поселений на основе сметы доходов и расходов, в отношении земельных участков, находящихся у них на праве постоянного (бессрочного) пользования. В свою очередь судьи ФАС ДВО признали, что предоставление льготы по земельному налогу только бюджетным учреждениям не приводит к недопущению, ограничению, устранению конкуренции между частными и бюджетными (автономными) учреждениями (Постановление от 25.03.2009 N Ф03-909/2009). К аналогичному выводу пришли судьи ФАС УО (см. Постановление от 20.05.2009 N Ф09-3179/09-С1). Объяснение такое: частные учреждения вообще не являются плательщиками земельного налога. Автономные учреждения данный момент могут взять себе на вооружение, если на территории их муниципального образования будет предусмотрена льгота только для бюджетных учреждений, а не для государственных и муниципальных учреждений. Установление такой льготы вполне может быть оспорено.
Также следует обратиться к п. 2 ст. 389 НК РФ, в котором перечислены земельные участки, которые не признаются объектом обложения земельным налогом. К примеру, к таковым относятся земельные участки, ограниченные в обороте в соответствии с законодательством РФ, предоставленные для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд (пп. 3 указанного пункта). По мнению судей, под данное освобождение подпадают земельные участки, находящиеся в федеральной собственности и предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования школе милиции и государственному учреждению здравоохранения, входящим в систему МВД России. С аргументами, приведенными арбитрами, можно ознакомиться в Постановлениях ФАС ЗСО от 03.10.2007 N Ф04-6852/2007(38844-А45-26), ФАС СЗО от 26.02.2008 по делу N А66-7083/2007.
Права и обязанности пользователя
Подобные вопросы подробно прописываются в Земельном кодексе. Любой гражданин имеет право:
- Пользоваться в соответствии с любым видом разрешенной деятельности. При этом можно задействовать и саму почву, и водоемы, находящиеся на территории, и недра, залегающие на глубине (исключая случаи, где подобные возможности не предусмотрены в соответствии с распоряжением – например, в природоохранных зонах).
- Возвести капитальное строение, временные постройки, хозяйственные помещения для личных нужд.
- Создать магазин, иное помещение, в котором предполагается осуществлять коммерческую деятельность, а также производственные цеха, в которых будет создаваться определенная продукция, вспомогательные постройки для производственной деятельности.
- Производить работу по орошению, мелиорации, осушению почвы.
- Переоформить в собственность или арендовать его – подобная процедура для частных лиц полностью бесплатна.
Бесплатной является только процедура переоформления. В то же время участок нужно выкупить: о правилах установления выкупной цены подробно рассказывается далее.
Наряду с правами существуют и определенные обязанности:
- Заниматься только теми видами деятельности, которые разрешены.
- Предпринимать все меры по поддержанию плодородия почвы.
- Соблюдение экологических и санитарных требований.
- Соблюдение мер противопожарной безопасности.
- Запрещаются любые формы распоряжения землей – продажа, мена, сдача в аренду и т.п.
- Исполнять прочие обязательства, которые были прописаны в соответствующем распоряжении или постановлении (если таковые были оформлены).
Безвозмездное пользование земельными участками
Данный вид прав на землю отличается от аренды земельных участков тем, что осуществляется всегда бесплатно. В безвозмездное пользование могут предоставляться участки:
а) из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления на основании акта исполнительной власти или органа местного самоуправления;
б) в виде служебного надела гражданам;
в) из земель, находящихся в собственности граждан или юридических лиц, иным гражданам или юридическим лицам на основании договора.
Предельный срок временного землепользования устанавливается законом. При производственной необходимости и взаимной заинтересованности этот срок может быть продлен. Специальным видом временного землепользования является занятие земельного участка для изыскательских работ (землеустроительных, геолого-съемочных, геодезических, поисковых). В этом случае срок землепользования не превышает одного года без изъятия земель у собственника и землепользователя.
По договору безвозмездного пользования земельным участком одна сторона обязуется передать или передает его в безвозмездное временное пользование другой стороне, а последняя обязуется вернуть этот участок в том состоянии, в котором получила, или в состоянии, обусловленном договором (ст. 689 ГК РФ). Основное отличие этого договора от аренды заключается в его безвозмездном характере.
Отношения, возникающие из договора безвозмездного пользования, регулируются в гл. 36 ГК РФ («Безвозмездное пользование»), а также отдельными нормами гл. 35 («Аренда»).
Нюансы для физ. и юр. лиц
Закон дает юридическим лицам время на переоформление надела до 1 июля 2012 года. В противном случае организация должна будет выплатить штраф, размер которого составит 20–100 тысяч рублей. Так как далеко не все учреждения уложились в сроки, законодатели изменили их для некоторых категорий земель.
Процедура продлена в отношении территорий с:
- линиями электропередач;
- железнодорожными путями;
- инженерными объектами;
- дорожными коммуникациями.
Оформить их необходимо до 1 января 2022 года. Чтобы получить право собственности, потребуется выкуп надела у муниципалитета.
Также возможна аренда участка. В этом случае при применении сельскохозяйственных территорий нужно заплатить 0.3% от кадастровой стоимости, 1.5% при использовании изъятых из оборота земель, а также 2% для остальных участков.
Физические лица на бессрочной основе чаще всего используют садовые или дачные наделы. Бесплатно можно провести переоформление в собственность территории.
Для этого потребуется:
- подготовить соответствующие бумаги;
- провести межевание;
- получить кадастровый паспорт;
- внести оплату государственной пошлины;
- передать документы в регистрационную палату.
Если участок относится к СНТ, то процедура немного усложняется. Важно, чтобы право собственности оформлялось всеми членами общества. Для подтверждения вступления в товарищество можно предоставить членскую книжку.
Основания для приобретения и прекращения
Статьей 39.3 Земельного кодекса РФ отмечаются основания для получения наделов в бессрочное пользование. Срок применения не ограничивается. Переоформить землю в собственность граждане могут в любой момент по собственному желанию.
Статья 39.30. Случаи и основания безвозмездной передачи земельных участков
Прекращение права возможно также по инициативе пользователя или принудительно. Если гражданин сам пожелал отказать от надела, он должен обратиться с заявлением в Росимущество при официальной регистрации права или органы местного самоуправления при отсутствии таковой.
С собой необходимо иметь:
- паспорт для удостоверения личности;
- кадастровый паспорт на землю;
- решение муниципалитета о предоставлении надела в бессрочное пользование.
Орган рассматривает обращение и выносит соответствующее решение. После официальной регистрации документ вступает в силу.
Если отмечается принудительный порядок, то необходимо иметь в наличии решение суда. Также можно заменить его на постановление органов местного самоуправления. Среди оснований изъятия выделяют необходимость применения территорий государственными учреждениями и муниципалитетом.
Также пользователь может нарушить нормы закона, а именно:
- использовать землю не по целевому назначению;
- не проводить агротехнические процедуры;
- нарушить обязательства;
- не осваивать надел в течение трех лет после получения.
Регистрация права бессрочного пользования в настоящее время возможна только для организаций. Если граждане уже имеют такие наделы, им необходимо провести оформление земель в собственность.
Заключение и переоформление договора
Процедура переоформления договора на право постоянного пользования землёй достаточно простая. Она не требует от физического или юридического лица сбора большого количества документов. Государство для того, чтобы простимулировать заключение подобных договоров, максимально упростило процедуру и теперь её можно провести в кратчайшие сроки.
Прежде всего стоит отметить, что если через территорию проходят различные провода, линии электропередач, трубы, железнодорожные пути и так далее, владельцам земли разрешено не переоформлять свою территорию, так как это будет слишком сложно с точки зрения оформления.
В данном случае потребуются различные документы, сбор которых может занять продолжительное время, и большого смыла в этом ни для государства ни для собственника нет.
Если же участок не содержит ничего из вышеперечисленного, процедура переоформления будет происходить следующим образом:
- Лицо, которое имеет землю в пользовании, составляет специальное заявление на приобретение участка в аренду или на его приобретение. С этим заявлением необходимо обратиться в местный уполномоченный орган.
- К заявлению также прикладывается небольшой комплект документов. Их полный список можно посмотреть в приказе Министерства экономического развития.
- В течение месяца уполномоченный орган обязан будет принять решение и донести его до сведения лица, подавшего документы.
- Если решение положительное, администрация также называет сумму выкупа или аренды. После этого лицу остаётся только оплатить указанную сумму и получить на руки договор аренды или купли продажи.
В 2008 году (13 мая и 22 июля) были внесены в Земельный Кодекс РФ важные изменения, касающиеся прав постоянного пользования. Согласно этим изменениям субъектом является (постоянного пользования), помимо других, и каждый центр исторического наследия, имеющие отношения к бывшим президентам страны.
Также в эту категорию включены и земли государственных академий наук, созданных ими, других учреждений.
После вступления в силу Земельного Кодекса с существенными изменениями нельзя оформлять землю в бессрочное пользование физическим или юридическим лицом. Суды могут выдать решение на прекращение права бессрочного постоянного пользования, даже если бессрочная аренда земельного участка уже была оформлено.
Есть указания по этому вопросу и в Гражданском Кодексе. В статье 13 указано, что земельные участки не могут быть переданы в постоянное пользование. Если процедура была осуществлена, ее действие прекращается, участники наказываются штрафом. При существовании таких законодательных норм не нужно даже искать основания прекращения договора о передаче.
Бессрочное пользование земельным участком – причины отказа и прекращения
Если местная администрация отказывает в предоставлении надела в пользование, это должно быть обосновано. В некоторых случаях достаточно исправить некоторые недочеты, чтобы заявка на предоставление земли была одобрена.
Отказ без возможности повторной подачи заявки может быть на следующих основаниях:
- Заявитель не является гражданином РФ.
- Заявитель не достиг совершеннолетия.
- Земельный участок, на который претендует гражданин, был изъят из общего оборота.
- Предполагается использование надела не по целевому назначению.
- Передача конкретного надела гражданам не предусмотрена по действующему законодательству.
- Подразумевается передача этой земли в аренду или ее участие в публичных торгах с целью последующей продажи.
В любом случае причина отказа должна быть обоснована в письменной форме. Если вам отказывают в предоставлении участка, обращайтесь за консультацией к профессиональному юристу по земельным отношениям. Возможно, чтобы отстоять свои права, придется обращаться в суд.
Возмездное или безвозмездное бессрочное пользование земельным участком может быть прекращено. Это возможно если:
- гражданин, владеющий наделом, отказался от своего права по собственному желанию;
- такое решение принято местными властями.
В первом случае отказ может быть вызван незаинтересованностью лица в использовании земли или невозможностью воспользоваться своим правом по веским причинам. Однако добровольный отказ от бессрочного пользования участком – редкость. Чаще происходит видоизменение прав на землю путем ее приватизации или выкупа.
Возникновение (приобретение) права постоянного (бессрочного) пользования
Впервые право постоянного пользования земельными участками было введено в российское законодательство Основами законодательства Союза ССР и союзных республик о земле, принятыми ВС СССР 28.02.1990, а затем воспроизведено в Земельном кодексе РСФСР, утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103-1.
Статья 12 вышеуказанного Кодекса устанавливала, что в бессрочное (постоянное) пользование земельные участки предоставлялись колхозам, сельскохозяйственным кооперативам, акционерным обществам (если в них не введена собственность на землю), совхозам, другим государственным сельскохозяйственным предприятиям, а также предприятиям, учреждениям и организациям, включая юридические лица союзных республик и совместные предприятия, независимо от формы собственности и сферы их деятельности.
До введения в действие ЗК РФ от 25.10.2001 N 136-ФЗ допускалось предоставление земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования гражданам; одновременно с введением его в действие предоставление земельных участков гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования прекратилось, но владение и пользование земельными участками ими на данном вещном праве сохранено до настоящего момента (ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации”).
Пунктами 80 и 81 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.05.2012 N 9 “О судебной практике по делам о наследовании” предусмотрено, что наследники объектов незавершенного строительства, расположенных на земельном участке, предоставленном наследодателю на праве постоянного (бессрочного) пользования (ст. 269 ГК РФ), приобретают право на использование соответствующей части земельного участка на тех же условиях и в том же объеме, что и наследодатель в соответствии с целевым назначением земельного участка.
При разрушении до открытия наследства принадлежавшего наследодателю здания, строения, сооружения, расположенных на участке, которым наследодатель владел на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения, эти права сохраняются за наследниками в течение трех лет после разрушения здания, строения, сооружения, а в случае, если этот срок был продлен уполномоченным органом, – в течение соответствующего периода. По истечении указанного срока названные права сохраняются за наследниками, если они не были прекращены в установленном порядке и при условии начала восстановления (в том числе наследниками) разрушенного здания, строения, сооружения.
В случае, когда наследодатель обращался в установленном порядке в целях реализации права зарегистрировать право собственности на земельный участок, предоставленный на праве постоянного (бессрочного) пользования, суд может признать за наследниками право собственности на указанный земельный участок в порядке наследования.
Следовательно, приобретая объект недвижимости, расположенный на земельном участке, находящемся в постоянном (бессрочном) пользовании наследодателя, наследник также приобретает право пользования земельным участком в том объеме прав, который был у наследодателя.
При этом необходимо учитывать, что согласно ч. 4 ст. 20 ЗК РФ право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком относится к числу ограниченных вещных прав – граждане владеют и пользуются такими участками, но не могут ими распоряжаться, в том числе и завещать земельные участки на таком праве (Апелляционное определение Московского городского суда от 20.04.2018 по делу N 33-17826/2018).
В случае отсутствия объекта недвижимости на указанном земельном участке и при установлении факта того, что наследодатель за оформлением своих прав на земельный участок в компетентные органы не обращался, в признании права собственности на данный земельный участок может быть отказано
В настоящее время основания возникновения права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком установлены в новой статье ЗК РФ – 39.9 (введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ), практически дублирующей утратившую силу ст. 20, в соответствии с которой в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки на основании решения органа государственной власти или органа местного самоуправления предоставляются исключительно:
- органам государственной власти и органам местного самоуправления;
- государственным и муниципальным учреждениям (бюджетным, казенным, автономным);
- казенным предприятиям;
- центрам исторического наследия Президентов РФ, прекративших исполнение своих полномочий.