Как и зачем обжаловать решения налоговых органов
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как и зачем обжаловать решения налоговых органов». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Источниками информации о налогоплательщике могут стать не только отчетность и декларации. Сейчас налоговая служба использует разные сложные программы. С их помощью инспекторы получают, сопоставляют и анализируют сведения из разных источников.
Причины возникновения налоговых споров
Конечно, введение досудебного порядка рассмотрения налоговых споров, принятого Федеральным законом от 02.07.2013 № 153-ФЗ, позволило сократить количество споров в суде, при том, что налоговые органы стали более качественно проверять доводы налогоплательщиков еще на стадии рассмотрения материалов проверки и на стадии досудебного обжалования. Это привело к тому, что до суда в большинстве случаев доходят только действительно сложные и неоднозначные моменты по исчислению налогов.
Но тем не менее налоговые споры являются наиболее распространёнными в арбитражной практике.
Основной причиной возникновения налоговых споров является несогласие с результатами проверок. Так, при проведении камеральных проверок наиболее часто предметом спора является отказ налогового органа в возмещении НДС.
При проведении выездных проверок – это споры, связанные с доначислениями и штрафными санкциями в результате занижения выручки, непринятия расходов в целях исчисления налога на прибыль, вычетов по НДС и т.д.
Также бывают локальные споры в случае, если налоговый орган отказывает в зачете или возврате излишне уплаченных вами налогов, или блокирует расчетный счет.
Во всех этих случаях можно смело начинать спорить.
Итак, организация получила решение налоговой инспекции и узнала, что у нее назначена выездная проверка, либо сдала декларацию и получила требование о предоставлении документов. Собственно, с этого момента и необходимо начинать подготовку аргументов по возможным спорам с налоговой инспекцией.
Любая проверка начинается с истребования документов. Поэтому хочется подробно остановиться на этом этапе, и рассказать о том, как исполнять требования о предоставлении документов, и что необходимо знать об истребовании документов.
Истребование документов
Согласно пункту 1 статьи 93 НК РФ налоговый орган, проводящий налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы.
При выездной проверке налоговый орган вправе потребовать любые документы, относящиеся к проверяемым налогам и периодам, указанным в решении о проведении выездной проверки.
А вот при проведении камеральной проверки перечень оснований, по которым налоговый орган вправе затребовать дополнительные документы и пояснения, ограничен. К таким основаниям в частности относятся:
- обнаружение в декларации ошибок, несоответствия или выявления, что сведения, содержащиеся в декларации, противоречат сведениям из представленных вами документов;
В этом случае налоговый орган вправе потребовать пояснения или исправленную (уточненную) декларацию (п. 3 ст. 88 НК РФ).
- заявление в декларации по НДС суммы налога к возмещению;
В этом случае налоговый орган вправе потребовать документы, подтверждающие правомерность вычетов по НДС.
- представление уточненной декларации, в которой заявлена сумма налога к уплате меньше, чем в ранее представленной декларации за тот же период;
В этом случае налоговый орган вправе потребовать предоставление пояснений, обосновывающих уменьшение суммы налога к уплате.
- представление уточненной декларации, в которой по сравнению с ранее представленной декларацией увеличен убыток или уменьшена сумма налога, исчисленная к уплате.
Как оспорить доначисления и штрафы, указанные в акте налоговой проверки
Изучите доводы проверяющих и на каждый из них подготовьте развернутые мотивированные пояснения.
Часто уже на этом этапе удается отменить некоторые спорные доначисления и штрафы: налоговикам не хочется, чтобы суд указал на ошибки и неправильные выводы проверяющих. По каждому нарушению, зафиксированному в акте, следует:
- объяснить, почему были совершены спорные операции, какая перед вами стояла деловая цель и каких экономических результатов вы планировали достичь;
- указать, что некоторые факты изложены проверяющими некорректно, искажены или вообще не соответствуют действительности;
- подтвердить свои доводы первичными документами, выводами экспертизы, показаниями свидетелей;
- усилить свою правовую позицию арбитражной практикой по аналогичным вопросам;
- указать процедурные нарушения во время проверки, если они были.
Плательщик не ознакомлен со всеми материалами проверки.
Пунктом 3.1 ст. 100 НК РФ установлено, что налоговый орган должен приложить к акту налоговой проверки документы, подтверждающие факты нарушения законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе контрольных мероприятий. При этом документы, полученные от проверяемого лица, к акту не прилагаются.
Из правовой позиции Президиума ВАС, изложенной в Постановлении от 08.11.2011 № 15726/10, следует: право налогоплательщика на своевременное ознакомление со всеми материалами, полученными контролерами в рамках проводимых проверок, является его неотъемлемым правом. Однако для признания факта нарушения существенных условий процедуры налоговой проверки, выразившегося в отсутствии у плательщика возможности ознакомиться с данными материалами и представить соответствующие возражения, недостаточно указания на наличие у него такого права. Поэтому прежде, чем отменять решение по формальным основаниям, следует выяснить, о каких документах и информации идет речь, каким образом подобная информация влияет на выводы налогового органа, зафиксированные в акте налоговой проверки.
Иными словами, нарушение проверяющими п. 3.1 ст. 101 НК РФ еще не означает, что их решение будет признано судом недействительным по процедурным основаниям. Арбитры в каждом конкретном случае исследуют материалы дела и дают им соответствующую оценку.
Приведем пример – Постановление ФАС ВСО от 30.01.2014 № А78-1414/2013. Налогоплательщик оспорил решение инспекции в судебном порядке, в том числе по формальным основаниям. Согласно иску, налоговый орган приложил к акту выездной проверки не все документы, поименованные в этом акте: отсутствовали копии выписок по операциям на счетах контрагентов, акты обследования, сведения из информационных ресурсов налоговой службы. Это, по мнению проверяемого лица, нарушило его права на защиту интересов.
Судебные органы признали доводы налогоплательщика обоснованными. Судьи решили: данные обстоятельства лишили его возможности проверить достоверность указанных документов, дать правовую оценку допустимости и относимости полученных доказательств, подтверждающих вину в совершении налогового правонарушения, и, соответственно, представить свои объяснения и возражения по существу установленных инспекцией нарушений.
Поддерживая налогоплательщика, арбитры отметили: не только полное отражение в акте налоговой проверки выявленных нарушений, но и последующее изучение и составление налогоплательщиком возражений на него являются обязательным условием осуществления налоговым органом дальнейшей процедуры привлечения налогоплательщика к ответственности. Поэтому несоблюдение инспекцией требований п. 3.1 ст. 100 НК РФ повлияло на объективность рассмотрения материалов проверки и лишило организацию возможности в полной мере реализовать право на защиту интересов. Следовательно, допущенное нарушение должно быть квалифицировано как существенное и являющееся основанием для признания решения инспекции недействительным.
Аналогичные выводы сделаны в постановлениях ФАС СКО от 13.02.2014 № А53-5717/2013, от 08.07.2013 № А53-28709/2012, ФАС ВСО от 15.02.2013 № А78-4232/2012.
Арбитры ФАС ЗСО (Постановление от 27.02.2014 № А70-1252/2013) также пришли к выводу, что инспекцией допущены процессуальные нарушения в виде ненаправления налогоплательщику всех необходимых документов (в том числе протокола допроса свидетеля). Однако судьи установили следующие факты:
- акт выездной проверки обществом получен, и на него представлены возражения;
- выдержки из спорного протокола допроса свидетеля приведены в акте;
- с документами, собранными проверяющими в ходе мероприятий налогового контроля, представители налогоплательщика ознакомлены;
- обществу обеспечена возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки;
- налогоплательщик не указал, какие конкретные права и законные интересы были нарушены по существу при ненаправлении инспекцией спорного протокола допроса и как это нарушение повлияло на его право оспорить по существу выводы налогового органа.
Что важно знать, чтобы минимизировать риски привлечения к налоговой ответственности:
Юридическая практика нашей компании показывает, что под выездную налоговую проверку чаще всего подпадают организации и ИП, которые:
- Работают с фирмами, имеющими признаки фирмы – «однодневки»;
- Показывают убыток в финансовой отчетности при ведении деятельности;
- Предъявляют к возмещению (возврату) из бюджета уплаченные суммы налогов.
Если с параметрами, указанными во 2 и 3 пункте, все ясно, то касательно параметра по 1 пункту, уточним. В настоящее время существует почти 150 признаков, по которым налоговая служба может причислить организацию к фирме – «однодневке», среди них следующие:
- юридический адрес является массовым адресом регистрации;
- руководитель или учредитель компании также является руководителем или учредителем других юридических лиц;
- совмещение одним физическим лицом должностей руководителя, главного бухгалтера и учредителя;
- сдача нулевой бухгалтерской отчетности;
- расхождение подписи должностных лиц в банковской карточке с подписями на бухгалтерской отчетности и первичных документах;
- несоответствие входящих и исходящих платежей по назначению и видам деятельности, и так далее.
Налоговая служба отслеживает указанные признаки и по их совокупности и относит организации к «однодневкам».
Наши услуги и перечень необходимых документов
Мы предлагаем нашим Клиентам следующие услуги:
- оценка и обжалование незаконных действий, требований и решений налоговых органов, принятых в ходе мероприятий налогового контроля (в частности, в ситуации истребования лишних документов, незаконных выемках документов и назначения экспертиз, допросы свидетелей, осмотров помещений, проведённых вне рамок установленной законом процедуры);
- оценка законности действий, требований и решений налогового органа, разработка линии защиты налогоплательщика, исходя из выявленных налоговых рисков;
- обжалование акта выездной и камеральной налоговой проверки и участие в его рассмотрении налоговой инспекцией от имени налогоплательщика;
- подготовка и предоставление вышестоящему налоговому органу апелляционной и обычной жалобы на решение локальной налоговой инспекции;
- подготовка позиции для обжалования действий, бездействий и решений налогового органа в арбитражном суде.
ФНС о преимуществах досудебного обжалования.
Налоговики уверены, что если все жалобы будут рассматриваться в досудебном порядке, выиграют как контроллеры, так и сами налогоплательщики. Почему ФНС считает именно так? На это есть определенные основания:
- Проверяемые хозяйствующие субъекты окажутся в более выгодном положении, так как спорные вопросы будут разрешаться без вмешательства суда. Это проще и удобнее.
- Нагрузка на судебные органы существенно снизятся.
- Налоговые органы смогут работать более эффективно.
Руководители ФНС неоднократно рассказывали о преимуществах разрешения конфликтов такого рода в досудебном порядке как на собственном сайте, так и в различных СМИ. Досудебное урегулирование — процесс более простой и не такой формализованный, в сравнении с арбитражным судопроизводством.
Решать споры в досудебном порядке выгоднее и с финансовой точки зрения. Не нужно нести серьезные расходы, поскольку вышестоящая налоговая инспекция рассматривает жалобы бесплатно. Чтобы обратиться в суд, необходимо уплатить госпошлину.
Кроме того, в случае с досудебным урегулированием не нужно оплачивать услуги юристов, которые представляют интересы истца.
Важный момент: нескольких судебных заседаний, как правило, не хватает. В рамках рассмотрения заявления их намного больше. Зачастую такие дела длятся месяцы и даже годы. Это отнимает не только немало финансовых средств, но и много сил и времени.
Вот еще некоторые плюсы досудебного разрешения конфликтов:
- Четко регламентированные сроки рассмотрения налоговых споров (обычно процесс завершается в течение 2 месяцев).
- Решение налоговой по результатам аудита считается недействительным в то время, пока рассматривается апелляционная жалоба.
- При досудебном решении споров с налогоплательщика не взыскивают доначисленные суммы в принудительном порядке.
По мнению налоговиков, сейчас у проверяемых хозяйствующих субъектов намного больше возможностей защитить свои права и интересы.
Оспаривание акта выездной налоговой проверки в досудебном и судебном порядке
С момента получения акта у налогоплательщика есть ровно месяц чтобы подать возражения. Готовьте документ очень внимательно, предварительно проанализировав аргументы налоговиков и повторно изучив собственную документацию. Проверяйте акт на наличие ошибок, в том числе в вычислениях. Грамотное возражение должно содержать:
-
Указание на допущенные налоговиками нарушения во время проведения проверки, если таковые имелись.
-
Четкие контрдоводы по выявленным нарушениям.
-
Дополнения к выводам налоговиков, которые зачастую подают ситуацию с определенной, невыгодной для налогоплательщика, стороны, прикладывая лишь часть документов. Важно описать ситуацию полно и реально.
-
Документы, на которых строится позиция, если они отсутствуют в акте.
ПРАВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКА Как оспорить результат налоговой проверки?
Организации обязаны подавать документы по требованию налоговой службы. Это зафиксировано в п. 3 статьи 93 Налогового Кодекса. Подготовить бумаги нужно в срок до 10-ти дней с момента получения запроса. Нужно учитывать, что отказ в подготовке пакета бума. Или срыв обозначенного срока может стать причиной применения к налогоплательщику штрафных санкций. По этой причине не стоит игнорировать запросы налоговой или отвечать на них отказными письмами.
Если организация-налогоплательщик по объективным причинам не успевает подготовить пакет документов в установленный законодательством период. То у нее есть возможность попросить передвинуть сроки. Для этого нужно на следующий день после получения запроса о предоставлении сведений направить в ФНС уведомление о необходимости сдвинуть сроки. Оно оформляется по утвержденной форме и обязательно содержит информацию о причинах. По которым документы нельзя подготовить в первоначальный срок, и новую дату. К которой налогоплательщик выполнит свои обязательства.
Сложность предоставления документов может быть связана со значительным объемом запрашиваемых материалов. Особенно это актуально для выездных проверок. На которых налоговые инспекторы имеют обыкновение запрашивать аналитические данные за длительные периоды.
СУДЕБНОЕ РАЗБИРАТЕЛЬСТВО
Если организация и налоговая инспекция не смогли урегулировать споры на досудебной стадии. То решение вопроса можно перенести в судебную плоскость. Не согласный с вынесенным решением налогоплательщик может обжаловать его в соответствии с п. 3 статьи 138 НК и ч. 4 статьи 198 АПК РФ.
Согласно статье 135 АПК и п. 4 статье 138 НК организация должна подать исковое заявление. О признании недействительным решения налоговой инспекции в арбитражный суд. По месту регистрации вынесшего решение налогового органа.
Обращаясь в арбитраж, нужно помнить, что в подавляющем большинстве случаев решение выносится в пользу налоговых органов. И нужно трезво взвесить свои шансы. Однако справедливости ради отметим, что в юридической практике есть примеры. Того, как налогоплательщики отстояли ущемленные права.
РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕДОТВРАЩЕНИЯ НАЛОГОВЫХ СПОРОВ
Чтобы избежать неприятных мероприятий по результатам налоговых проверок, стоит заблаговременно к ним готовиться. Эффективными методами в подготовке к налоговым спорам являются:
- Плановое проведение налогового аудита для определения слабых мест организации и рисков от будущих проверок.
- Привлечение грамотных юристов и консультантов для подготовки к приближающейся проверке.
- Проработка единой грамотной стратегии в общении с налоговиками.
- Контроль проведения проверки и соблюдения налоговыми инспекторами установленной законом процедуры.
- Применение взвешенного подхода к выполнению требований налоговой инспекции.
- Грамотная заблаговременная подготовка к будущим проверкам. Сюда входит сбор и анализ документации предприятия. Подготовка ответственных лиц предприятия к даче пояснений инспекции. Инвентаризация имущества и осмотр помещений.
- Проработка аргументации для защиты позиции компании: уточнение данных из акта проверки (сведений, расчетов). Подготовка дополнительных бумаг. Грамотное и логичное изложение собственных доводов с правильной расстановкой акцентов. Изучение и анализ аналогичных случаев из юридической практики.
- Максимальное использование всех предусмотренных действующим законодательством приемов для защиты своей позиции и ведения спора. Как оспорить результат налоговой проверки?
Процедура подачи жалобы: куда и как обратиться
Обжаловать акт налоговой проверки нужно сначала в досудебном порядке, согласно п. 2 ст. 138 НК РФ. Подавать апелляционную жалобу нужно непосредственно в ту инспекцию, которая провела налоговую проверку. После получения документа, налоговая инспекция самостоятельно отправляет его в вышестоящий налоговый орган в течение 3 дней вместе со всеми материалами проведенной проверки. Организацию о принятом и утвержденном решении обязательно извещают в письменной форме. Стоит отметить, что все обжалования органы ФНС рассматривают без участия компании, то есть присутствия представителей налогоплательщика в этом случае не требуется, как при рассмотрении материалов дела налоговой проверки.
Если вышестоящий региональный налоговый орган откажет в удовлетворении требований поданного обжалования, решение считается принятым и вступает в силу после его утверждения вышестоящим органом.
После этого можно обжаловать итоговое решение в административном порядке, обратившись с жалобой в вышестоящий налоговый орган в течение 1 года. И только после того, как вышестоящая налоговая инспекция откажет в удовлетворении требований налогоплательщика по обжалованию результатов налоговой проверки, можно обращаться с иском от имени компании в арбитражный районный суд по месту нахождения фирмы или регистрационному адресу ИП. Исковое заявление подается в 3-месячный срок с момента утверждения решения органом ФНС. Обратиться в суд можно в следующих случаях:
- получен отрицательный ответ на жалобу в вышестоящий орган ФНС;
- для оформления жалобы на принятое органом ФНС решение по итогам ранее поданной жалобы;
- если вы подали жалобу, но ФНС не приняла ее в положенные сроки.
Акт камеральной проверки
Акт камеральной проверки составляется в течение 10 дней, если при проверке обнаружены нарушения, и вручается в течение 5 дней, иногда отправляется по почте. Поэтому отсутствие акта может означать, что проверка прошла гладко.
Составленный и подписанный налоговым инспектором, проводившим проверку, акт должен быть вручен налогоплательщику или его представителю под расписку в течение 5 рабочих дней с даты этого акта (п. 5 ст. 100 НК РФ). Таким образом, максимальный (без учета продления) срок, в течение которого налогоплательщик должен получить акт на подпись– 15 рабочих дней с момента окончания проверки. Срок составления акта может быть продлен, но не более чем на 1 месяц (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Налогоплательщик может отказаться получить и (или) подписать акт налоговой проверки. Однако как-то уклоняться от получения акта не стоит, так как инспекция может направить его почтой заказным письмом, и он будет считаться врученным на шестой рабочий день с момента отправки.
Что проверить в акте?
- Акт камеральной проверки должен быть составлен по форме, утвержденной приказом ФНС РФ от 25.12.2006 № САЭ-3-06/892@.
- В нем должны быть подписи всех инспекторов, проводивших проверку.
- В приложениях к акту должны быть документы, подтверждающие факты нарушений, выявленных при проверке (п. 3.1 ст. 100 НК РФ). Если их нет, при обжаловании можно сослаться на то, что инспекторы не обеспечили возможность предоставить качественные возражения по акту (п. 14 ст. 101 НК РФ).
- На последней странице акта должна быть указана дата рассмотрения материалов проверки в налоговом органе. Этот срок должен быть не менее одного месяца со дня получения акта. Если это не так, напишите заявление о переносе даты рассмотрения или используйте этот факт при дальнейшем обжаловании решения как подтверждение нарушения установленной НК РФ процедуры.
Одним из результатов рассмотрения материалов налоговой проверки может быть решение о назначении дополнительных мероприятий на срок не более месяца: истребование документов у налогоплательщика или у третьих лиц, допрос свидетеля и (или) проведение экспертизы (см. Приказ ФНС России от 31.05.2007 № ММ-3-06/338@).
Требованием о представлении документов вручается налогоплательщику лично под расписку (если инспектор находится на территории налогоплательщика) или направляется по почте заказным письмом. В этом случае датой получения требования считается шестой день со дня отправки заказного письма. Также требование может передаваться в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота.
После получения требования внимательно изучите его. Инспекторы не имеют права запрашивать документы, ранее представленные организацией в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок, кроме случаев, когда предоставлялись подлинники, которые были возвращены.
Истребованные документы нужно представить в инспекцию в течение 10 рабочих дней. Если по объективным причинам вы не укладываетесь в отведенный срок, письменно в течение одного дня уведомите инспекцию о причинах и сроках, когда это требование выполнить реально. Инспекция имеет право отказать в продлении срока. Об этом (равно как и о продлении) в течение двух рабочих дней выносится отдельное решение.
Подготовьте копии документов, заверенные подписью руководителя и печатью организации (либо каждую страницу, либо сшить и заверить по сшивке, указав количество сшитых листов). Требовать представить нотариально заверенные копии инспекторы могут только в тех случаях, когда это прямо предусмотрено законом (соответственно в требовании должна быть ссылка на этот закон).
Подготовленные документы нужно передать в инспекцию лично, по почте (заказным письмом) или через телекоммуникационный канал связи (см. Письмо ФНС от 3 сентября 2010 г. № АС-37-2/10613@).
После получения решения по апелляционной жалобе, если она не удовлетворена, налогоплательщик может обжаловать решение налогового органа в суде. Обжаловать в суде можно как утвержденное (измененное) первоначальное решение инспекции, так и новое решение, если его вынесла УФНС.
В соответствии с п. 3 ст. 138 НК РФ подать заявление в суд можно в течение 3 месяцев со дня, когда налогоплательщик получил извещение УФНС о решении, принятом по апелляционной жалобе. Также налогоплательщик может обращаться в суд, если прошел срок рассмотрения жалобы (1 месяц), а информации о принятом решении нет (п. 6 ст. 140 НК РФ). В таком случае трехмесячный срок на подачу заявления в суд считаем с момента истечения месячного срока, отведенного НК РФ на рассмотрение апелляционной жалобы (п. 6 ст. 140 НК РФ).
Как происходит обжалование ненормативных актов налогового органа, действий (бездействия) его должностных лиц
На вступившее в силу решение жалобу можно подать в течении года с момента его вынесения, на иные ненормативные акты налоговиков, на действия, бездействие должностных лиц — в течение года, когда вы узнали о нарушении своих законных интересов.
Можно обжаловать различные действия (бездействие) налоговиков, которые вы считаете незаконными:
- требования о предоставлении документов,
- продление или отказ в продлении сроков представления документов,
- принятие обеспечительных мер,
- несвоевременную отмену обеспечительных мер,
- поручение банку на списание денежных средств со счетов организации или ИП,отказ вернуть или зачесть излишне уплаченные налоги,
- назначение экспертизы,
- выемку,
- несвоевременный возврат незаконно взысканных налогов и другие.
Жалоба подается в бумажном или электронном виде через ИФНС, которая приняла спорное решение.
Выход за пределы проверки
Далее следует соотнести вынесенное решение с представленной на камеральную проверку отчетностью или с решением о назначении ВНП. Нередко налоговики доначисляют недоимку, пени и штрафы по тем налогам и за те периоды, которые не подлежали проверке в рамках проведенной камеральной или выездной налоговой проверки.
Из положений ст.ст. 88 и 89 НК РФ следует:
- камеральной проверке подлежит тот налог и период, за которые представлена налоговая отчетность (п. 1 ст. 88 НК РФ);
- выездной проверке подлежат налоги, указанные в решении о проведении ВНП, за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки («глубина» проверки), и указанный в решении о проведении налоговой проверки (п.п. 2, 4 ст. 89 НК РФ) .