Миграционный прирост населения России в 2023 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Миграционный прирост населения России в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Показатели естественного и миграционного движения населения в субъектах РФ за период 2018-2020 гг. свидетельствуют о сложной демографической ситуации, вызванной естественной убылью населения, которая не компенсировалась миграционным притоком. Зафиксировано снижение рождаемости при росте смертности населения, а также сокращение притока мигрантов. Основной вклад в ухудшение демографии внес 2021 год, когда основное влияние на демографические процессы оказала пандемия коронавируса, которая с одной стороны, обусловила прирост смертности, а с другой стороны, привела к существенному ослаблению миграционных потоков из-за введенных ограничений. По сравнению с 2021 годом убыль населения в 2021 году выросла в 18 раз. При этом смертность выросла на 18%.
История населения России
Год | Население | Прирост населения |
---|---|---|
1951 | 103 557 863 | N/A % |
1952 | 105 140 435 | 1.53 % |
1953 | 106 854 432 | 1.63 % |
1954 | 108 639 342 | 1.67 % |
1955 | 110 453 377 | 1.67 % |
1956 | 112 259 732 | 1.64 % |
1957 | 114 041 287 | 1.59 % |
1958 | 115 775 108 | 1.52 % |
1959 | 117 455 928 | 1.45 % |
1960 | 119 078 147 | 1.38 % |
1961 | 120 644 095 | 1.32 % |
1962 | 122 137 033 | 1.24 % |
1963 | 123 539 790 | 1.15 % |
1964 | 124 823 957 | 1.04 % |
1965 | 125 971 775 | 0.92 % |
1966 | 126 964 220 | 0.79 % |
1967 | 127 805 460 | 0.66 % |
1968 | 128 525 434 | 0.56 % |
1969 | 129 181 268 | 0.51 % |
1970 | 129 825 751 | 0.50 % |
1971 | 130 492 490 | 0.51 % |
1972 | 131 187 116 | 0.53 % |
1973 | 131 910 707 | 0.55 % |
1974 | 132 657 103 | 0.57 % |
1975 | 133 421 734 | 0.58 % |
1976 | 134 202 704 | 0.59 % |
1977 | 135 008 138 | 0.60 % |
1978 | 135 840 058 | 0.62 % |
1979 | 136 703 220 | 0.64 % |
1980 | 137 598 762 | 0.66 % |
1981 | 138 527 362 | 0.67 % |
1982 | 139 478 186 | 0.69 % |
1983 | 140 449 232 | 0.70 % |
1984 | 141 439 868 | 0.71 % |
1985 | 142 452 072 | 0.72 % |
1986 | 143 480 584 | 0.72 % |
1987 | 144 518 381 | 0.72 % |
1988 | 145 525 863 | 0.70 % |
1989 | 146 442 199 | 0.63 % |
1990 | 147 200 488 | 0.52 % |
1991 | 147 765 480 | 0.38 % |
1992 | 148 132 826 | 0.25 % |
1993 | 148 321 512 | 0.13 % |
1994 | 148 361 414 | 0.03 % |
1995 | 148 287 956 | -0.05 % |
1996 | 148 123 597 | -0.11 % |
1997 | 147 874 241 | -0.17 % |
1998 | 147 543 798 | -0.22 % |
1999 | 147 136 436 | -0.28 % |
2000 | 146 659 006 | -0.32 % |
2001 | 146 115 448 | -0.37 % |
2002 | 145 520 689 | -0.41 % |
2003 | 144 910 806 | -0.42 % |
2004 | 144 344 314 | -0.39 % |
2005 | 143 874 708 | -0.33 % |
2006 | 143 536 587 | -0.24 % |
2007 | 143 334 169 | -0.14 % |
2008 | 143 257 438 | -0.05 % |
2009 | 143 288 155 | 0.02 % |
2010 | 143 403 715 | 0.08 % |
2011 | 143 592 070 | 0.13 % |
2012 | 143 849 252 | 0.18 % |
2013 | 144 161 035 | 0.22 % |
2014 | 144 496 541 | 0.23 % |
2015 | 144 826 264 | 0.23 % |
2016 | 145 131 010 | 0.21 % |
2017 | 145 403 779 | 0.19 % |
2018 | 145 632 901 | 0.16 % |
2019 | 145 803 715 | 0.12 % |
2020 | 145 903 530 | 0.07 % |
2021 | 145 963 350 | 0.04 % |
2022 | 146 023 195 | 0.04 % |
Демографический рейтинг регионов — 2021
Регионами-лидерами рейтинга по приросту численности населения стали: г. Севастополь, где отмечен рост на 16,8%, Республика Ингушетия (рост на 5,6%), Ленинградская область (рост на 4,3%) и Чеченская Республика (рост на 4,2%). Более чем на 3,5% численность жителей выросла в 4 регионах, умеренный рост населения в диапазоне 3,5%-1,5% отмечен в 9 субъектах РФ, в пределах 1,5%-0,5% выросло население в 5 регионах, практически не изменилось (рост менее 0,5%) в 3 субъектах РФ. Наибольший абсолютный общий прирост жителей наблюдался в Московской области (206,9 тыс. чел.), г. Москве (148,8 тыс. чел.), Краснодарском крае (83,7 тыс. чел.), минимальный — в Чукотском автономном округе (0,22 тыс. чел.).
За последние три года миграционный прирост населения наблюдался в 31 регионе. В этой группе регионов максимальный прирост был в Московской области (266,9 тыс. чел.), а минимальный в Чукотском автономном округе (0,02 тыс. чел.). Естественный прирост населения наблюдался в 17 субъектах РФ. По этому показателю регионы различались в 456 раз. Максимальный естественный прирост зафиксирован в Республике Дагестан (91,2 тыс. чел.), а минимальный в Чукотском автономном округе (0,2 тыс. чел.).
РИА Рейтинг – это универсальное рейтинговое агентство медиагруппы МИА «Россия сегодня», специализирующееся на оценке социально-экономического положения регионов РФ, экономического состояния компаний, банков, отраслей экономики, стран. Основными направлениями деятельности агентства являются: создание рейтингов регионов РФ, банков, предприятий, муниципальных образований, страховых компаний, ценных бумаг, другим экономических объектов; комплексные экономические исследования в финансовом, корпоративном и государственном секторах.
МИА «Россия сегодня» – международная медиагруппа, миссией которой является оперативное, взвешенное и объективное освещение событий в мире, информирование аудитории о различных взглядах на ключевые события. МИА «Россия сегодня» представляет линейку информационных ресурсов агентства: РИА Новости, РИА Новости Спорт, РИА Новости Недвижимость, Прайм, РИА Рейтинг, ИноСМИ, Социальный навигатор. За рубежом медиагруппа представлена международным новостным агентством и радио Sputnik. Следите за новостями МИА «Россия сегодня» в телеграм-канале пресс-службы – «Зубовский, 4»
- ↑ 1,01,11,2 Компоненты изменения численности населения Российской Федерации (Росстат)
[ + ] Статистика |
|
Преступность в России | Взяточничество • Грабежи и разбои • Дорожно-транспортные происшествия • Изнасилования и покушения на изнасилование • Кражи • Незаконный оборот наркотиков • Терроризм • Тяжкий вред здоровью • Убийства и покушения на убийство • Хулиганство • Численность заключенных |
Финансы России | Бюджет • Валовый внутренний продукт (доля в мировом ВВП) • Регионы по ВРП (на душу населения) • Внешний долг • Дотации регионам • Инвестиции (основной капитал • иностранные) • Инфляция • Национальная оборона • Курсы валют (Доллар США • Евро) • Фонд национального благосостояния |
Экономика России | Износ основных фондов • История цен (бензин • нефть) • Производительность труда • Процент успешных космических запусков • Рост сельского хозяйства (площадь сельхозугодий • производство основных продуктов • доля импорта в обороте продовольственных товаров) • Экспорт углеводородов |
Социальная сфера | Автомобилизация • Автодороги, отвечающие требованиям • Бедность (по оценке Росстата • по оценке Всемирного банка) • Браки и разводы • Дефицит денежного дохода • Доля граждан, пользующихся госуслугами онлайн • Ставки по депозитам физических лиц • МРОТ • Потребление (алкоголь • продукты питания) • Прожиточный минимум • Трудовая сила (безработица • занятость • трудоспособное население) • Инвалиды • Неравенство (коэффициент Джини • распределение по доходам) • Субсидии и соцподдержка на оплату ЖКХ |
Здравоохранение | Больницы и места в них |
Демография России | Демографический прогноз до 2035 года • Возрастные группы • Мужчины и женщины • Продолжительность жизни (общая • процент дожития) • Суммарный коэффициент рождаемости |
Численность населения | Городское и сельское население (население в сельских поселениях) • Естественный прирост (рождаемость • смертность • материнская смертность • младенческая смертность • аборты) • Миграционный прирост (миграция в бСССР) |
Наука и образование | Индекс образования (по странам) • Финансирование науки • Численность учеников и учителей • Численность школ |
История | Масштаб репрессий • Потери в ВОВ (гражданские) • Универсиада 2013 |
Другое | Список стран по ВВП (ППС) на душу населения • Итоги референдума о сохранении СССР |
Под понятием «миграция населения» подразумевается сложный социально-экономический процесс перемещения людей внутри одного государства или за его пределами. Специалистами, которые занимаются миграционными проблемами, в зависимости от признаков были выделены разные виды миграции населения и создана ее примерная классификация.
Миграционная ситуация в РФ и ее регулирование государством
Миграционные процессы в России подвергаются как отрицательным, так и положительным факторам развития. К отрицательным факторам относятся распад бывшего Союза ССР, проявления национализма, терроризм, незащищенность отдельных участков государственной границы Российской Федерации, ухудшение качества жизни людей и состояния окружающей среды, экономическая нестабильность и социальные конфликты. Не смотря на большое количество отрицательных факторов, так же имеются и положительные, например такие, как развитие рыночных отношений, развитие трудовой деятельности в отдаленных районах государства.
Российская Федерация всегда имел интерес у большинства иностранных граждан, она привлекала свое большой территорией и разновидностью трудовой деятельности. Исходя из этого, трудовая миграция пользуется особым интересом в РФ. Но для того, что бы в стране не возник экономический кризис, все трудовые отношения с мигрантами регулируются законами РФ. Так, например, с помощью миграционных квот, государство регулирует численность рабочих, которым могут предоставить место в организации или предприятии.
Миграционная политика служит для обеспечения устойчивого социально-экономического и демографического развития страны, национальной безопасности РФ, удовлетворения потребностей растущей российской экономики в трудовых ресурсах, рационального размещения населения на территории страны, использования интеллектуального и трудового потенциала мигрантов для достижения благополучия и процветания России. Миграционную политику нельзя оставлять без внимания ни органам власти, ни обществу. Она является неотъемлемой частью всей государственной политики в целом, так как имеет непосредственное отношение к жизни многих граждан страны, заботиться о которых — первоочередная задача и цель любого государства.
Современные миграционные процессы населения в России: проблемы и перспективы
[22] Современные миграционные процессы на Северном Кавказе: проблемы интеграции и повышения уровня толерантности. Материалы региональной научно-практической конференции (29-30 мая 2002г.) / Под общ. Ред. Ефимова Ю.Г., и Вабелина В.М. Ставрополь: СГАУ, 2002. – 200 с.
Вместе с тем неорганизованный приток мигрантов в районы с низким уровнем и медленными темпами социально-экономического развития приводит к ухудшению материальных и культурно-бытовых условий жизни населения в этих районах, обусловливает плохую приживаемость новоселов и текучесть населения. В случаях приезда вынужденных мигрантов требуются дополнительные расходы со стороны государства и местных бюджетов на их обустройство, организацию новых рабочих мест, строительство объектов социальной инфраструктуры.
История населения России
Год | Население | Прирост населения |
---|---|---|
1951 | 103 557 863 | N/A % |
1952 | 105 140 435 | 1.53 % |
1953 | 106 854 432 | 1.63 % |
1954 | 108 639 342 | 1.67 % |
1955 | 110 453 377 | 1.67 % |
1956 | 112 259 732 | 1.64 % |
1957 | 114 041 287 | 1.59 % |
1958 | 115 775 108 | 1.52 % |
1959 | 117 455 928 | 1.45 % |
1960 | 119 078 147 | 1.38 % |
1961 | 120 644 095 | 1.32 % |
1962 | 122 137 033 | 1.24 % |
1963 | 123 539 790 | 1.15 % |
1964 | 124 823 957 | 1.04 % |
1965 | 125 971 775 | 0.92 % |
1966 | 126 964 220 | 0.79 % |
1967 | 127 805 460 | 0.66 % |
1968 | 128 525 434 | 0.56 % |
1969 | 129 181 268 | 0.51 % |
1970 | 129 825 751 | 0.50 % |
1971 | 130 492 490 | 0.51 % |
1972 | 131 187 116 | 0.53 % |
1973 | 131 910 707 | 0.55 % |
1974 | 132 657 103 | 0.57 % |
1975 | 133 421 734 | 0.58 % |
1976 | 134 202 704 | 0.59 % |
1977 | 135 008 138 | 0.60 % |
1978 | 135 840 058 | 0.62 % |
1979 | 136 703 220 | 0.64 % |
1980 | 137 598 762 | 0.66 % |
1981 | 138 527 362 | 0.67 % |
1982 | 139 478 186 | 0.69 % |
1983 | 140 449 232 | 0.70 % |
1984 | 141 439 868 | 0.71 % |
1985 | 142 452 072 | 0.72 % |
1986 | 143 480 584 | 0.72 % |
1987 | 144 518 381 | 0.72 % |
1988 | 145 525 863 | 0.70 % |
1989 | 146 442 199 | 0.63 % |
1990 | 147 200 488 | 0.52 % |
1991 | 147 765 480 | 0.38 % |
1992 | 148 132 826 | 0.25 % |
1993 | 148 321 512 | 0.13 % |
1994 | 148 361 414 | 0.03 % |
1995 | 148 287 956 | -0.05 % |
1996 | 148 123 597 | -0.11 % |
1997 | 147 874 241 | -0.17 % |
1998 | 147 543 798 | -0.22 % |
1999 | 147 136 436 | -0.28 % |
2000 | 146 659 006 | -0.32 % |
2001 | 146 115 448 | -0.37 % |
2002 | 145 520 689 | -0.41 % |
2003 | 144 910 806 | -0.42 % |
2004 | 144 344 314 | -0.39 % |
2005 | 143 874 708 | -0.33 % |
2006 | 143 536 587 | -0.24 % |
2007 | 143 334 169 | -0.14 % |
2008 | 143 257 438 | -0.05 % |
2009 | 143 288 155 | 0.02 % |
2010 | 143 403 715 | 0.08 % |
2011 | 143 592 070 | 0.13 % |
2012 | 143 849 252 | 0.18 % |
2013 | 144 161 035 | 0.22 % |
2014 | 144 496 541 | 0.23 % |
2015 | 144 826 264 | 0.23 % |
2016 | 145 131 010 | 0.21 % |
2017 | 145 403 779 | 0.19 % |
2018 | 145 632 901 | 0.16 % |
2019 | 145 803 715 | 0.12 % |
2020 | 145 903 530 | 0.07 % |
2021 | 145 963 350 | 0.04 % |
2022 | 146 023 195 | 0.04 % |
2023 | 146 083 065 | 0.04 % |
За последнее столетие темпы урбанизации, то есть развития городов, на территории России ускорились в 4 раза. Еще в начале 1900-ых Россия была совершенно аграрной страной. Для сравнения, в 1914-ом количество городского населения в стране составляло лишь 18 %, а в 2014-ом почти достигло 75 %.
Интенсивные темпы роста городского населения, особенно заметные в советский период, были обусловлены тогдашней социально-экономической политикой. В 1930-1940-ые территорию России охватил всеобщий процесс индустриализации промышленного производства и развития коллективных хозяйств на селе. Результатом таких масштабных и радикальных преобразований стал голодомор начала 1930-ых. Но это была страшная плата за интенсификацию промышленного производства.
Прирост городского населения продолжился после Великой Отечественной войны. В 1960-ые процесс урбанизации начал замедляться. В 1980-ые темпы развития городского населения составляли не больше 1,5 % за год. После распада СССР численность городского населения России вот уже 2 десятилетия держится практически на одном уровне — 75 %. А значит, в сельских населенных пунктах проживает 25 % граждан России, а это около 37 миллионов человек.
Городами-миллионниками в России считаются населенные пункты, население которых превышает 1 миллион человек. На начало 2014 года в России таких городов было 15. Из этого количества два города — Москва и Санкт-Петербург — имеют название городов-мультимиллионеров — населенных пунктов, численность горожан в которых больше 2 миллионов. В самых крупных городах России, вошедших в нижеприведенную таблицу, проживает около 33 миллионов человек, а это 23 % от всего количества.
Город-миллионник | Количество населения |
Москва | 12.100.000 |
Санкт-Петербург | 5.132.000 |
Новосибирск | 1.548.000 |
Екатеринбург | 1.412.000 |
Нижний Новгород | 1.264.000 |
Казань | 1.191.000 |
Самара | 1.173.000 |
Челябинск | 1.170.000 |
Омск | 1.166.000 |
Ростов-на-Дону | 1.110.000 |
Уфа | 1.100.000 |
Красноярск | 1.036.000 |
Пермь | 1.027.000 |
Волгоград | 1.018.000 |
Воронеж | 1.015.000 |
Население России данные на 2023 год
Численность населения России в городах, селах и других пунктах проживания, определяется посредством проведения переписи. Именно это мероприятие можно назвать основным источником получения статистических данных о структуре населения, о том, как она распределяется в границах государства. Перепись определяет социально-экономические характеристики населения, национальность, языковый состав, уровень образования. Последняя перепись населения проводилась с 15.10 по 14.11.2021 года. На труднодоступных территориях перепись длилась с 01.10.2020 года до 20.12.2021 года.
На данный момент Росстат предоставил только предварительные данные проведенной переписи. По этой информации численность населения в Российской Федерации составляет 147 миллионов человек.
Программы переселения для иностранцев
Реальный и удобный вариант, который выбирают многие эмигранты, переехавшие в Россию – это воспользоваться специальными программами переселения, которые предлагает государство. Такая эмиграция возможна для тех, кто соответствует определенным требованиям.
Прежде всего человек, желающий участвовать в программе, должен иметь русские корни, знать местные обычаи и традиции. Необходимо хорошо владеть русским языком, быть совершеннолетним и дееспособным. Кроме того, необходимо наличие документально подтвержденного образования.
Прежде всего программа предназначена для русских эмигрантов, в свое время покинувших страну, а также граждан бывшего СССР, их детей и внуков. Переселение по такой программе происходит легче и быстрее: приехав в Россию, переселенец может сразу оформить РВП, которое выдается помимо квот, и получает право на официальное трудоустройство.
Ближе к солнцу и морю. Экономике вопреки
Теперь о других регионах из нашего ТОПа. Народ активно переезжает в аграрный Краснодарский край, туристический Севастополь, маленький европейский Калининград и даже в Адыгею. Последняя удивляет, ведь обычно люди покидают родные края ради лучшей жизни, но Адыгея – бедный регион. Средняя зарплата в июле 2022 года там составляла 38435 рублей, что на 38% меньше средней по России. Но Никита Мкртчян дает этому простое объяснение:
— Адыгея входит в агломерацию Краснодарского края. Там один район, который буквально физически примыкает к городу Краснодару, это его ближайший пригород. Адыгею вне Краснодарского края рассматривать просто бессмысленно.
За аграрный юг можно не переживать: по мнению демографа Алексея Ракши, там, куда едут тратить деньги, экономика не подкачает:
— Инвестиции идут за людьми, как правило, а не наоборот — то есть люди приезжают, начинают там тратить деньги, строят дома, к этим домам нужны коммуникации, возникает спрос на дороги, растет строительный сектор, перевозки — это комплексный взаимовлияющий процесс, имеющий положительную обратную связь. В этих климатически благоприятных экономических зонах экономика неплохая потому, что туда постоянно приезжают люди и подпитывают ее. В свою очередь, люди едут туда, где есть работа, или где лучше климат и инфраструктура. А наличие рабочих мест и инфраструктура являются результатом прошлых инвестиций. Круг замкнулся. Для многих бедных регионов разорвать его не по силам.
То есть люди переезжают и сами себе создают условия для комфортного проживания. Просто едут туда, где тепло, а вовсе не туда, где государство позаботилось о них.
Но вотчина губернатора Антона Алиханова, Калининградская область, рискует стать заложником прежней популярности, которая может скоро улетучиться — утверждает Никита Мкртчян:
— Калининградская область – сейчас я не поручусь за то, что туда продолжат активно ехать. Это курорты, там море, и для людей после 45, после 50 поселиться у моря – это хороший вариант. Это не экономика, это хорошее положение и до недавнего времени возможность ездить в Европу, которой сейчас нет. И этого преимущества уже не будет.
После 24 февраля многое изменилось. Страны Прибалтики останавливали транзитный поток товаров, просто так на машине уже границы не пересечь. Область оказалась почти в изоляции – доступны только авиаперелёты. А ещё сократилось число рабочих мест. Приостановили свою работу многие промышленные предприятия, которые зависят от импортных комплектующих и западных компаний. В Калининградской области таким был автосборочный завод «Автотор». В сентябре на заводе кончились запасы комплектующих для автомобилей Hyundai и Kia. А BMW прекратило сборку в Калининграде ещё весной. Производство встало. Перспективы сборки других моделей (китайских) слишком туманны: в стране слишком много желающих заняться сборкой, но слишком мало желающих покупать машины с нынешними ценниками. Люди ехали за красивой жизнью, а остались ни с чем. Даже если формально их не уволили, на прежнюю зарплату рассчитывать не стоит. Не зря «Автотор» раздавал сотрудникам земельные участки под огороды.
Получается, что деньги, причем немалые – триллионы — куда-то вкладываются, а результата нет, море и солнце в заслуги чиновникам не припишешь. В 2018 году были утверждены нашумевшие нацпроекты («Демография», «Жильё и городская среда», «Безопасные качественные дороги», «Образование», «Здравоохранение» и другие), которые были призваны вывести регионы на новый уровень, в 2019 году началась их реализация.
Статистика Миграции В Росси 2021
4 567 Поделиться Миграция в целом — естественный процесс переселения людей с одного места жительства на другое. Делится на внутреннюю и внешнюю. Выезд из страны (области, региона) называется эмиграцией, тогда как въезд — иммиграцией.Население России традиционно отличается высокой мобильностью: исторически это связано с освоением новых территорий и непростой судьбой страны.
25 321 Поделиться Неблагоприятная экономическая или политическая ситуация в стране заставляет ее жителей искать государства с благоприятными условиями проживания и большими возможностями. Термин миграция, означающий переселение, включает множество видов перемещения граждан, в том числе, не только в Россию, но и из страны. Количество всех иностранцев, въехавших в страну, подлежит строгому учету.
Миграционная ситуация в РФ
Согласно предварительным данным, которые предоставила Федеральная служба государственной статистики, на 1 января 2021 года численность населения РФ составила 146,8 млн человек. В прошлом году количество жителей сократилось на 316 тыс. человек. Среди причин – уменьшение числа прибывших в РФ граждан и рост числа уехавших из страны в связи с эпидемией COVID-19.
Для миграционной ситуации в Российской Федерации на начало 2021 года характерно увеличение количества людей, сменивших место жительства в пределах страны. К миграционно привлекательным регионам относятся Северо-Западный (Санкт-Петербург, Ленинградская область) и Южный федеральные округа. Центральный федеральный округ, в состав которого входит столица и Московский регион, стал территорией, где традиционно отмечается наиболее интенсивная внутренняя миграция в России. К субъектам Федерации, которые теряют население, относятся Сибирский, Уральский, Приволжский федеральные округа.
Вход на стройку — только по факту знания русского языка
Опыт Котельников и юга Москвы говорит о том, что неконтролируемая миграция представляет потенциальную опасность конфликта культур. Опыт Калужской области — что влиять на ситуацию можно и нужно, не запрещая процесс, а жестко его контролируя и направляя. Осталось только придумать правила этой игры.
Меры по усилению и систематизации контроля предложил тот же губернатор Калуги Владислав Шапша. Нужно открыть региональным властям базы данных МВД, сейчас закрытые, для оперативного анализа ситуации на местах. Нужно на законодательном уровне закрепить за субъектами федерации право утверждать перечень образовательных организаций, которые имеют право выдавать сертификаты о знании русского языка, истории и основ законодательства. Сегодня организации, которым даны эти права, открывают филиалы, которые никто не контролирует, и выдают сертификаты за деньги — уже есть уголовные дела.
Чтобы прекратить бесконтрольный въезд семей трудовых мигрантов, нужно внести изменения в Закон о гражданстве РФ и установить период для его получения (только) близкими родственниками иностранного гражданина, уже получившего гражданство. Необходима также упрощенная процедура лишения гражданства, если суд признал сертификат не соответствующим действительности или брак — фиктивным. Сегодня это два суда: сначала суд по признанию документов фиктивными и только потом суд по лишению гражданства. Год уходит, чтобы два раза подтвердить одно и то же.
Одновременно с этими контролирующими мерами социологи рекомендуют на федеральном уровне определить, для чего и, следовательно, какие группы мигрантов нужны стране. Сегодня такого понимания нет. В мире есть разные подходы к миграции, организованной и контролируемой самим государством. Некоторые государства проводят сегрегационную политику: например, в Сингапуре мигрантов селят отдельно, в изолированных районах на окраинах городов, за оградой, чтобы они не смешивались с местным населением, и под строгим контролем полиции. Но в демократических странах эту практику назвали «возвратом к апартеиду» и не приветствуют. Правда, практика свободной миграции, или «политика открытых дверей», в Европе и США в 2015‒2016 годах привела, по крайней мере Европу, к серьезному миграционному кризису.
И есть селективный метод организации миграции — когда государство четко понимает, для каких целей ему нужны мигранты и исходя из этого устанавливает правила въезда и получения гражданства. Простой пример — «строительное лобби», выразитель интересов которого вице-премьер РФ Марат Хуснуллин еще два года назад заявил, что только на стройки нужно привлечь порядка пяти миллионов трудовых мигрантов. Но удачный опыт экономической миграции существует.
«Многие страны, считающие миграцию экономически целесообразной, например арабские, именно исходя из этого выстраивают свою миграционную политику. Мигрантам там предоставляется жилье, страхование и медицинское обслуживание. Но запрещено по контракту привозить жен и детей — у него годовой контракт с одним месячным отпуском. Два года отработал, контракт закончился — работодатель покупает билет и сам сажает его в самолет обратно, — говорит Виктория Леденева. — Если лоббисты последние два года говорят, что встали стройки, нужно срочно завозить рабочих, тогда необходимо исследование: в какие регионы, какие специальности и в каком количестве нужны. Но этих подсчетов системно не ведется. И если это временные трудовые ресурсы, то ответственность за их приезд и возвращение обратно должен нести работодатель.
Существующая практика оргнабора рабочих застройщиками в странах исхода — это прекрасная основа для построения системы центров адаптации и интеграции, где перед въездом в страну мигранты несколько месяцев изучают язык и основы истории, культуры и законодательства РФ. Вопрос обсуждается уже полгода, но никак не могут решить, где такие центры строить — здесь или в странах исхода, строить их отдельно или в рамках существующих структур. В 2010 году ФМС уже пыталась сделать это, построили два центра — в Оренбурге и Тамбове. Туда привозили мигрантов, селили в общежития и обучали на курсах один-два месяца. Но идея провалилась: мигранты не хотели терять два месяца, им нужно было поскорее начать работать. Центры закрыли из-за низкой заполняемости. Главная проблема — мотивировать мигрантов послаблениями (ниже налоги, помощь в получении документов) либо жестко закрепить в законодательстве путь в Россию — или через центр, или никак.
Экономический аргумент привел глава СПЧ Валерий Фадеев: «Специалисты по строительству из Санкт-Петербургского университета подсчитали, что производительность труда в жилищном строительстве России в четыре раз ниже, чем в США, и в три раза ниже, чем во Франции. Может, что-то сделать с производительностью труда? Лучше работать, больше платить — зато понадобится меньше рабочих рук. Тогда наши соотечественники будут охотнее идти на стройки — деньги останутся в стране, а не уйдут переводами в Среднюю Азию. Нужно понять: мы организуем приток трудовых ресурсов или массовое переселение народов?»
Существует и другая точки зрения на то, зачем России мигранты. По некоторым оценкам, при сохранении нынешнего уровня рождаемости, чтобы удержать численность населения на уровне 146 млн человек необходимо привлекать в страну от 400 тыс. мигрантов в год на протяжении 80 лет.
Если одним из приоритетов миграционной политики государство избирает решение демографических проблем, то основной акцент делается на иностранных студентов и адаптацию в обществе уже приехавших с семьями детей. В этом случае нужна глубокая интеграция мигрантов с привлечением самих местных жителей: помогать им обустраиваться, обживаться и налаживать социальные связи. Во всех странах молодежь — это самый ценный ресурс: экономический, социальный, демографический. Практика показывает, что развиваются те страны, которые делают ставку на иностранных студентов, — таким путем идут США, где их 15% от общего числа мигрантов. У нас менее 5%.
Не все понимают, зачем все это нужно, рассматривая мигрантов лишь как неквалифицированную рабочую силу: «приехали, отработали на стройках и пусть уезжают обратно». Но тенденция обратная: поработав здесь, чтобы прокормить семью там, люди стремятся получить гражданство и перевезти сюда семью и родственников. Поэтому и нужно выполнять гуманитарную миссию — помогать мигрантам включаться в общество. Но только тем, кто может и хочет принести конкретную пользу новой родине.