Отпуск педагога психолога в школе в 2022 году
Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отпуск педагога психолога в школе в 2022 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Законы РФ позволяют людям, которые занимаются педагогической деятельностью, выходить на пенсию на льготных условиях. Так, для учителей и педагогов предусмотрен выход на пенсию независимо от возраста по выслуге лет в определенных законом должностях, занимаемых в детских учреждениях. Льготный стаж учителя необходимый для досрочного выхода на пенсию — 25 лет. Исчисление специального стажа для назначения льготной пенсии для педагогов регулируется Постановлением правительства Российской Федерации N 781 от 29 октября 2002 года. В более поздней поправке изменилась только формулировка названия пенсии, поэтому данный документ считается актуальным.
Должности педагогов, претендующих на отпуск
Право на получение длительного отпуска имеют не все педагоги, а только занимающие определенные должности. С 02.03.2022 перечень таких должностей закреплен в разд. I Номенклатуры, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 21.02.2022 № 225. К ним относятся:
-
должности профессорско-преподавательского состава (ассистент, декан факультета, начальник факультета, директор института, начальник института, доцент, заведующий кафедрой, начальник кафедры, заместитель начальника кафедры, профессор, преподаватель, старший преподаватель);
-
должности иных педагогических работников (воспитатель, инструктор-методист, инструктор по труду, инструктор по физической культуре, концертмейстер, логопед, мастер производственного обучения, методист, музыкальный руководитель, педагог дополнительного образования, педагог-библиотекарь, педагог-организатор, педагог-психолог, преподаватель, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, руководитель физического воспитания, советник директора по воспитанию и взаимодействию с детскими общественными объединениями, социальный педагог, старший вожатый, старший воспитатель, старший инструктор-методист, старший методист, старший педагог дополнительного образования, старший тренер-преподаватель, тренер-преподаватель, тьютор, учитель, учитель-дефектолог, учитель-логопед).
Трудовые права педагога-психолога
Чтобы выйти на пенсию досрочно, педагогу нужно набрать минимум 25 лет педагогического стажа. В данном случае речь идет о календарных годах – если педагог отработает эти годы в районах Крайнего Севера, ему все равно будет нужно 25 лет (хотя тогда у него появится другое основание для досрочной пенсии – можно будет выбрать тот вариант, который наступит раньше).
Однако подсчет такого стажа – не самый простой. Дело в том, что в этот стаж включаются не все периоды работы. Так, чтобы в льготный педагогический стаж был зачтен период работы, должны выполняться условия:
- до 1 сентября 2000 года стаж засчитывается вне зависимости от выполнения нормы рабочего времени (то есть, педагогической или учебной нагрузки);
- с 1 сентября 2000 года в стаж засчитывается только работа педагога на полную ставку. Если педагог работал не на полную ставку, в льготный стаж этот период не засчитывается. Исключение – если это педагог начальных классов или учитель в школе в сельской местности, для них в льготный стаж включается работа с любой нагрузкой. А если учитель работал по полставки в разных учреждениях, этот период ему засчитывается в стаж;
- для директора общеобразовательного учреждения с 1 сентября 2000 года в стаж засчитывается в льготный, если он помимо полной ставки работы директора вел преподавательскую работу минимум 6 часов в неделю (240 часов в год).
Часто возникают проблемы из-за того, что в трудовых книжках указываются не те названия учреждений («детский комбинат» вместо «детского сада»), неправильно указываются должности, и не учитываются особенности определения нормы рабочего времени.
Кроме того, законодательство постоянно меняется – например, работа воспитателем в ясельной группе входит в педагогических стаж полностью, а педагог и педагог-воспитатель ясельной группы – только до 1992 года. А, например, заведующим детскими садами педагогический стаж засчитывали только до 1 ноября 1999 года. По каждой профессии стоит заранее уточнить особенности включения или невключения периодов работы в стаж.
Следующий важный момент – какие еще периоды можно включить в стаж. Так, педагогам в 25 лет могут засчитать:
- период получения пособия по временной нетрудоспособности (то есть, время на больничном);
- периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные;
- период отпуска по уходу за ребенком до 3-летнего возраста – но только до 6 октября 1992 года;
- период дополнительного обучения и повышения квалификации – если за работником сохранялось рабочее место, зарплата и за него отчислялись страховые взносы.
Сложный вопрос – периоды обучения и их включение в педагогический стаж. Действующее пенсионное законодательство разрешает учитывать положения нормативных актов, которые действовали на момент формирования соответствующего стажа. То есть, если на момент обучения оно входило в педагогический стаж – то оно в него включается. А входило оно в стаж до 1 октября 1993 года при условии, что если учебе предшествовала и за ней следовала педагогическая деятельность.
А вот, что не входит в педагогический стаж для досрочной пенсии:
- учебные отпуска (после 30 июня 2007 года);
- отпуск без сохранения зарплаты;
- участие в семинарах и конференциях;
- периоды простоя из-за холода или эпидемий ОРВИ;
- отпуск по уходу за ребенком до 3 лет (после 6 октября 1992 года);
- работа на выборах;
- прогулы, и т.д.
Таким образом, многим педагогам отказывают в назначении пенсии по выслуге лет даже после 25 лет фактической работы – только по формальным причинам, потому что какие-то из периодов с точки зрения закона нельзя включить в педагогический стаж.
С 2019 года пенсионное законодательство стали в очередной раз «оптимизировать» – и коснулось это в том числе и педагогов. С 2019 года срок выхода на досрочную пенсию откладывается, причем точкой отсчета является момент, когда педагог набрал нужный педагогический стаж:
- если 25 лет стажа он набрал в 2019 году, на пенсию он смог выйти только в 2020-м – спустя 12 месяцев;
- если стаж набран в 2020 году – выход на пенсию откладывается на 24 месяца, или на 2022 год;
- если стаж набран в 2021 году – на пенсию можно выйти спустя 36 месяцев, или в 2024 году;
- если стаж набран в 2022 году – дата выхода на пенсию откладывается на 48 месяцев на 2026 год;
- если стаж набран в 2023 году и позже – дата выхода сдвигается на 60 месяцев (набравшие 25 лет в 2023 году выйдут на пенсию только в 2028-м).
В первые два года действовала «скидка» на полгода – то есть, если педагог набрал нужный стаж в первом полугодии 2020 года, его дата выхода на пенсию переносится на второе полугодие 2021 года. А в первом полугодии 2022 года выйдут на пенсию те, кто набрал 25 лет стажа во втором полугодии 2020-го. Дальше «скидок» уже не будет.
В период отсрочки педагог может продолжать работать, перейти на другую работу или вообще не работать – это уже не имеет значения (то есть, важно просто дождаться нужного года).
В случае с педагогическими работниками они получают право на досрочный выход на обычную страховую пенсию по старости. Соответственно, их пенсия будет рассчитываться, как и для всех пенсионеров: к фиксированной выплате (она в 2022 году составляет 6564,31 рубля в месяц) прибавляется стоимость набранных пенсионером баллов (каждый балл стоит 107,36 рублей).
Так как минимальное количество пенсионных баллов для выхода на пенсию в 2022 году составляет 23,4, педагог получит как минимум 9076 рублей пенсии. Правда, если он все это время продолжал работать, сумма его пенсии будет значительно ниже – в зависимости от года начала работы (или по данным на 2016 год – смотря что было раньше).
Более того, продолжая работать, учитель будет получать не более 3 пенсионных баллов в год – правда, с учетом зарплат учителей педагог вряд ли смог бы заработать намного больше.
Специальных доплат для учителей нет, однако звание «Заслуженный учитель РФ» при наличии соответствующего стажа дает право получить звание «Ветеран труда». В большинстве регионов для ветеранов труда предусмотрены льготы – на проезд в транспорте и на оплату услуг ЖКХ, а также ежемесячные денежные выплаты.
Периоды работы на соответствующей должности (см. таблицу выше) учитываются в специальный (льготный педагогический) стаж в календарном порядке.
При этом при подсчете педагогического стажа есть ряд ограничений:
- В педстаж засчитывается весь срок работы учителя до 01.09.2000 г., независимо от выполнения в это время норм рабочего времени (учебной или педагогической нагрузки). С 1 сентября 2000 г. время работы будет учтено в стаже только при выполнении установленной за ставку заработной платы педагогической или учебной нагрузки. Независимо от объема учебной нагрузки засчитывается стаж работы для учителей:
- начальных классов общеобразовательных учреждений;
- общеобразовательных школ в сельской местности (кроме вечерних и открытых сменных школ).
- Время работы педагогом, педагогом-воспитателем или медсестрой ясельной группы учитывается в льготном стаже только до 01.01.1992 г.
- Срок работы директором (заведующим или начальником) до 01.09.2000 г. учитывается в полном объеме, а после указанной даты — только при ведении преподавательской деятельности в предусмотренном объеме:
- в учреждениях для детей — не менее 6 часов в неделю (240 ч. в год);
- в учреждениях среднего проф. образования — не менее 360 ч. в год.
- Для работников учреждений дополнительного образования детей период работы до 01.01.2001 г. засчитывается в полном объеме, а после указанной даты — учитывается только при выполнении следующих условий:
- на 01.01.2001 г. имеется стаж работы в этих учреждениях не менее 16 лет 8 месяцев;
- имеется факт работы в этих учреждениях в предусмотренных Списком должностях в период с 01.11.1999 по 31.12.2000 г.
Полный перечень ограничений, а также порядок учета времени работы педагогов и учителей представлен в утвержденных Постановлением № 781 Правилах исчисления периодов работы для льготного выхода на пенсию.
Входит ли отпуск по уходу за ребёнком в льготный педагогический стаж?
Период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком будет учитываться в льготном педагогическом стаже, если он был оформлен до 6 октября 1992 года. В этом случае не имеет значения, когда этот отпуск завершился — если он был предоставлен не позднее 06.10.1992 г., то в льготный стаж будет включен весь период отпуска.
Должности, входящие в педагогический стаж
В соответствии с Законодательством, работа преподавателя приравнивается к профессиям с тяжелыми условиями. Именно поэтому за работниками данного рода деятельности закреплено право на получение льготной пенсии. Однако же, это правило касается далеко не всех.
Как уже говорилось, существует список, содержащий наименование должностей, а также образовательных учреждений, на которых распространяется льгота. Данная информация отображена в Постановлении Правительства № 781 от 29 октября 2002 г., а также в Федеральном Законе № 173 от 17 декабря 2001 г. «О трудовых пенсиях в РФ».
В перечень педагогических специальностей включаются:
- Директора детских садов, общеобразовательных школ, технических училищ, а также иных учреждений, приравненных к образовательным, такие как лицеи, гимназии и так далее.
- Завучи школ.
- Педагоги, выполняющие функцию классного руководителя.
- Преподаватели, обучающие базовым дисциплинам.
- Учителя, занимающиеся преподаванием физической культуры, а также обучающие по трудовой дисциплине.
- Учителя музыкальных классов.
- Дефектологи, психологи, логопеды, являющиеся штатными работниками детских садов и школ.
- Воспитатели в дошкольных учреждениях.
Включается ли отпуск по уходу за ребенком в стаж
Вопрос с отпуском по уходу за ребенком является достаточно важным для женщин – педагогов. На самом деле, большое значение имеет то, в какой период времени он проходит. Если его оформление было проведено до 6 октября 1992 года, то указанное время также будет входить в преподавательский стаж.
При этом не будет иметь значения тот факт, когда мать снова приступила к работе.
Что же касается тех, кто оформил отпуск по уходу за ребенком после указанной даты, то данный период не будет включаться страж учителя. Однако же, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, 1,5 года по уходу за ребенком, но не более 6 лет суммарно, включается в общий страховой стаж, который берется в расчет обычного пенсионного начисления.
Включается ли отпуск по уходу за ребенком в стаж
Вопрос с отпуском по уходу за ребенком является достаточно важным для женщин – педагогов. На самом деле, большое значение имеет то, в какой период времени он проходит. Если его оформление было проведено до 6 октября 1992 года, то указанное время также будет входить в преподавательский стаж. При этом не будет иметь значения тот факт, когда мать снова приступила к работе.
Что же касается тех, кто оформил отпуск по уходу за ребенком после указанной даты, то данный период не будет включаться страж учителя. Однако же, в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 12 Закона № 400-ФЗ от 28 декабря 2013 года, 1,5 года по уходу за ребенком, но не более 6 лет суммарно, включается в общий страховой стаж, который берется в расчет обычного пенсионного начисления.
По новому закону мы видим довольно запутанный механизм определения права на пенсию для учителей:
- можно выработать необходимую выслугу лет, но пенсию оформить будет еще нельзя (соответственно, придется работать дальше);
- оформить пенсию “по выслуге” учитель сможет только по истечении определенного количества лет (см. таблицу выше).
ГЛАВНОЕ: для оформления пенсии педагогам по новому закону с 2021 года необходимо:
- иметь педагогический стаж не менее 25 лет;
- накопить необходимые пенсионные баллы;
- с 1 января 2021 года необходимо выдержать период “отсрочки”.
План работы педагога-психолога на 2 полугодие 2020/2021 учебного года
Как следует из документа продолжительность отпусков в календарных днях не изменилось — 42 и 56 дней.
Ответы юристов (1) 5004 ответа 1812 отзывов Общаться в чате Бесплатная оценка вашей ситуации Юрист, г. Тула Бесплатная оценка вашей ситуации «Я работаю в Доу педагогом — психологом.
По окончании курса Вы получите печатное удостоверение о повышении квалификации установленного образца (доставка удостоверения бесплатна).
Делает то, что нравиться. Остальное не хочу! Уже мои все знания и методы кончились. К психологу ходили… ничего ясного. Сказала только, » что нельзя ребенка лишать общения в соц сетях» Ну, я понимаю, но не сидеть же в них постоянно. особенно ВК, с его «Готовыми шаблонами» о красивой и свободной жизни.
Что входит в понятие профессионального стандарта
Применение образовательных стандартов призвано перевести учебный процесс на новый уровень. Повышение стандартов преследует цель изменить ситуацию в стране в области образования. Работодатели обязаны сформировать блоки критериев по специальностям для педагогов. Планируется создать методики, направленные на повышение качества образования. Региональные особенности обязательно должны быть учтены.
Профстандарт в образовании содержит в себе перечень требований к работникам сферы образования. Они касаются как профессиональных, так и личностных качеств. Стандарт применяется ко всем трудящимся в образовательной сфере по всей территории РФ. Руководители образовательных учреждений – детских садов, школ и других заведений должны в своей работе применять ориентиры, описанные в стандартах, чтобы формировать кадровую политику. А педагоги, в свою очередь, с помощью стандартов обучения могут повышать собственный уровень профессионализма и ответственности.
Наличие стандартизованного подхода помогает организовывать обучение и аттестацию сотрудников, заключать трудовые договора, составлять должностные инструкции, устанавливать систему оплаты труда.
Структура профстандарта педагога
Профессиональные стандарты разрабатываются и публикуются с учетом особенностей специальностей и различиями в уровне подготовки. Профстандарт имеет необходимое количество приложений, дифференцирующих специалистов по уровню их квалификации.
Структура профстандарта педагога включает в себя:
- точную информацию о профессии – как называется и классифицируется, предоставляются сведения о трудовой деятельности;
- перечисляются функции, которые нужно выполнять, а также соответствующие им уровни и подуровни квалификации;
- подробное описание всех требований к квалификации, опыту и образованию;
- информацию, содержащую данные об организации, разработавшей стандарт.
Приложения к стандарту содержат большой объем информации, которая конкретизирует каждую специальность. Например, к стандарту педагога разработано четыре приложения:
- рекомендации по внедрению профессионального стандарта
- требования к «электронной компетенции»
- требования для учителей, преподающих отдельные предметы
- психологические требования
Пошаговое внедрение профессионального стандарта педагога
Администрация учебного заведения имеет право на внедрение профстандарта для своих сотрудников. Специального алгоритма в нормативных актах не прописано, поэтому руководство может действовать на свое усмотрение.
Примерный пошаговый план действий по внедрению профстандарта для педагогов:
Шаг 1. Для того чтобы применить в учебном заведении новые стандарты, необходимо создать рабочую группу или комиссию по этому вопросу.
Шаг 2. Необходимо четко определить перечень стандартов, которых будут придерживаться в заведении и неукоснительно их исполнять. В процессе составления списка очень важно сверить штатное расписание, указать все должности, которые в нем отображаются. Итоги проведения этого этапа нужно зафиксировать в отчете, который составляет и подписывает комиссия.
Шаг 3. На данном этапе следует подробное изучение документооборота в организации: исследуются трудовые договора и локальные нормативные акты. Документы приводят в соответствие требованиям профстандартов. Если нужно, то в соглашения с педагогами вносятся необходимые коррективы.
Шаг 4. В этот период происходит проверка уровня подготовки педагогов. Их квалификация должна соответствовать требованиям профессиональных стандартов. Когда все этапы проверки будут пройдены, комиссия по результатам должна будет составить акт. Подробный отчет предоставляется руководству учебного заведения.
Важно! Законодательная база в сфере образования не имеет никакого основания для увольнения педагога, чьи трудовые навыки не соответствуют установленным профстандартам. Максимум, на что способен работодатель в этой ситуации, это сообщить сотруднику о сложившейся ситуации.
Все действия по повышению стандартов обучения должны быть максимально прозрачными и понятными для всех участников образовательного процесса: учителей, детей, родителей, профсоюза, администрации.
Правила подсчета количества дней отпуска у педагога
Например, сначала в отпуск могут пойти учителя начальных классов, затем другие педагоги вместе с классными руководителями. В отношении преподавателей ВУЗов установлены наибольшие нормы выработки. Например, чтобы получить законное право на уход в отпуск, равный 56 дням, они должны отработать 150 часов за каждый месяц. Рассмотрим соответствующий пример: Петров И.В. занимается образовательной деятельностью и работает преподавателем физики в Московском технологическом университете. Его работа осуществляется официально по ранее заключенному трудовому договору и является основной. На основании действующего расписания, количество рабочих часов Петрова И.В. составляет 125 часов за один месяц. При этом государством установлен стандарт – 150 часов в неделю. Так как Петров И.В.
Таким образом, если отпуск за первый год работы работнику предоставляется, то он должен быть полной продолжительности, т.к. ст.139 ТК РФ не содержит никаких ограничений в продолжительности ежегодного отпуска, предоставленного до истечения шести месяцев работы. Дополнительный оплачиваемый отпуск работникам с ненормированным рабочим днем Статья 119 ТК РФ регулирует правила предоставления дополнительного оплачиваемого отпуска работникам с ненормированным рабочим днем.
Работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации и который не может быть менее 3 календарных дней.
Должностная инструкция педагога-психолога в школе
Для того, чтобы реализовать возможность выйти на заслуженный отдых раньше обычного срока необходимо выдержать следующие условия:
- стаж работы не менее 25 лет и необходимый пенсионный коэффициент;
- выполнение работы на протяжении полного рабочего дня, за которую отчислялись страховые взносы. Выплата взносов касается и больничных периодов. Обычно минимальное количество часов работы в год — 240, в средней школе — 360. Иное количество может быть в начальной и в сельских школах;
- должность педагога и его место работы должно быть внесено в специальный государственный реестр.
Льготная пенсия педагогам-психологам сегодня назначается в соответствии с введённой в 2015г. ФЗ №400 балльной системой. С этих пор основной единицей исчисления величины будущей пенсии является индивидуальный балл, который в 2020г эквивалентен 87,24 руб. Расчет величины пенсионных выплат осуществляется по новой схеме следующим образом:
ИПК х 87,24 руб. + Пс = Пстр, где:
- ИПК – индивидуальный коэффициент, сумма всех наработанных педагогом пенсионных баллов.
- 87,24 руб. – стоимость 1 балла в 2020г.
- Пс – размер социальной пенсии, назначаемой по возрасту.
- Пстр – искомая величина страховой пенсии для психолога, досрочно выходящего на покой.
Поскольку количество пенсионных баллов напрямую зависит суммы, отчисленной в ПФР работодателем, то чем выше зарплата, тем больше будущая пенсия. Также значительное влияние на размер страховой пенсии оказывает величина рабочего стажа, что даёт возможность накопить больше пенсионных баллов. Данный порядок вычисления размера пенсионных выплат установлен положениями нормативно-правовых актов, и применяется ко всем категориям трудящихся, с зарплаты которых отчисляются взносы в ПФР.
Наиболее распространенная категория споров сегодня — отказ в досрочном назначении пенсии. Из-за неправильного учета отдельных периодов работы может возникнуть «нехватка» стажа.
Зачастую работодатели виноваты в том, что сотрудники ПФР не приняли в расчет тот или иной период работы (такое может случаться со спорными периодами). Это происходит вследствие того, что указанные названия не соответствуют официальным.
Внимание!
Педагог, продолжающий работать в образовательной организации, может не использовать право на получение пенсионных выплат досрочно. Однако право на их применение остается за ним в обязательном порядке.
Таким образом, можно проследить ряд некоторых изменений в пенсионной реформе, применимых для педагогических работников с 2017 года. Эффективность таких изменений пока остается под вопросом…
Здесь
вы сможете найти вопросы ваших коллег с ответами нашего юриста, а также задать интересующие вас вопросы в специальной форме.
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Письмо Министерства образования Российской Федерации
от 24 декабря 2001 г. № 29/1886-6 [1]
Настоящее инструктивное письмо предлагается для руковод ства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико- социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педаго гические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразова ния России, подразделения вузов, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.
В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, экспертно-консуль тационную, учебно-воспитательную, профилактическую, культур но-просветительскую и организационно-методическую.
Здравствуйте, уважаемая редакция! Спасибо большое за ваш труд, за вашу газету. Несколько лет являюсь вашим читателем и очень много интересного и ценного для своей работы нашла именно у вас. В № 21/2009 прочитала статью Галины Леоновой “Рабочее время педагога-психолога”, и, что называется, задело за живое, очень захотелось откликнуться.
Комментарий к приказу Министерства образования и науки
РФ № 945 от 1.03.04 и рекомендации
по распределению рабочего времени педагога-психолога
в общеобразовательной школе
Несовершенство нормативной базы, регламентирующей деятельность педагога-психолога, обусловлено сравнительно недавним введением Минтрудом РФ этой должности в список профессий. Очень медленными темпами, но все же появляются некоторые документы, определяющие рабочие нормативы.
Специалисты уже давно поняли, что работа педагога-психолога с установленным количеством детей — 500 человек на одну ставку — не может быть результативной. Что греха таить, в школах больших городов на одного психолога нередко приходится до тысячи учеников и более. Если директор понимает и принимает эту проблему, то он находит дополнительные ставки. В таких школах давно работают по так называемой кураторской системе сопровождения, при этом на одного специалиста приходится не более 150–170 детей.
Конечно, нельзя все сводить к количеству детей, есть и другие факторы, определяющие результативность работы. Это прежде всего профессиональная компетентность и авторитет специалиста в учреждении. Однако грамотное планирование с учетом временных возможностей несомненно способствует улучшению качества работы, ее достойному анализу и обобщению.
«Об утверждении Особенностей режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность»
(Зарегистрировано в Минюсте России 01.06.2016 N 42388)
1. Утвердить согласованные с Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, Министерством здравоохранения Российской Федерации прилагаемые Особенности режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и иных работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
2. Признать утратившим силу приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 27 марта 2006 г. N 69 «Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 26 июля 2006 г., регистрационный N 8110).
ОСОБЕННОСТИ РЕЖИМА РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ И ВРЕМЕНИ ОТДЫХА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНЫХ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ, ОСУЩЕСТВЛЯЮЩИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
(Выдержка из Положения)
VIII. Регулирование рабочего времени отдельных педагогических работников
8.1. Режим рабочего времени педагогов-психологов в пределах 36-часовой рабочей недели регулируется правилами внутреннего трудового распорядка организации с учетом:
- выполнения индивидуальной и групповой консультативной работы с участниками образовательного процесса в пределах не менее половины недельной продолжительности их рабочего времени;
- подготовки к индивидуальной и групповой консультативной работе с участниками образовательного процесса, обработки, анализа и обобщения полученных результатов консультативной работы, заполнения отчетной документации. Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в организации, так и за ее пределами.
Время на один прием (мероприятие)
Общее время в месяц
Время на подготовку или анализ
Общее время в месяц
Индивидуальное психологическое обследование
Групповое психологическое (скрининговое) обследование
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие
Групповое развивающее и коррекционное занятие
7 часов в неделю
При составлении таблицы были использованы «Ориентировочные нормы продолжительности различных видов работ практического психолога образования», принятые на коллеги Министерства Образования РФ «О состоянии и перспективах развития службы практической психологии образования в РФ» (решение № 7/1 от 29.03.95).
В таблице общее рабочее время психолога представлено как основное и подготовительное. Согласно нормативам, эти части равноценным по астрономическим часам. Основное рабочее время составляет не менее половины, т.е. примерно 80 часов в месяц. Его предусмотрено использовать на консультативную, диагностическую, коррекционно-развивающую, профилактическую, просветительскую и экспертную работу с учащимися, родителями и педагогами, как в индивидуальной, так и в групповой формах.
Вторая же половина времени (еще 80 часов в месяц) приходится на обработку и анализ полученных результатов, заполнение документации, организационную и методическую работу.
В связи с тем, что организационно-методическая работа является не менее важным направлением деятельности необходимо уточнить, что именно может быть отнесено к организационно-методической работе:
- анализ и планирование деятельности в целом;
- анализ научной и практической литературы для подбора инструментария и разработки развивающих и коррекционных программ;
- участие в научно-практических семинарах, конференциях, посещение совещаний и методических объединений, курсов повышения квалификации;
- оформление кабинета.
Такая, незаметная на первый взгляд, работа является необходимой и при этом существенным образом поглощает время специалиста. Не учитывать ее нельзя. При составлении годового или текущего плана, необходимо всегда планировать данную работу.
Время, затраченное на исполнение того или иного вида работы, может варьироваться в зависимости от причин обращений к психологу, первичности или повторности обращения, возраста, состояния и других особенностей обращающегося.
Кроме того, в соответствии с запросами образовательного учреждения, сочетание вида работы и количества рабочего времени на его выполнение может меняться. Если на какой-то вид деятельности запрос не предъявляется, то освободившееся время распределяется по усмотрению психолога и согласованию с администрацией на другие, более необходимые виды работы.
По таблице легко определить количественные показатели деятельности педагога-психолога. В среднем в нашем случае они составляют за 10 месяцев работы (учебный год):
- Диагностика индивидуальная: 150 – 170 обследований;
- Диагностика групповая: 20 групп;
- Консультирование: 150-170 приемов;
- Развивающие и коррекционные занятия
индивидуальные: 150 – 170 занятий;
групповые: 200 – 240 занятий. - Просветительские мероприятия: 20 мероприятий;
- Экспертные мероприятия: 10 мероприятий.
- Николаева, Т.П. Деятельность защитника на судебном следствии / Т.П. Николаева. — М.: Саратов: Саратовский Университет, 2013. — 574 c.
- Профессиональная этика и служебный этикет. Учебник. — М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2014. — 560 c.
- Юзефович, Р.М. Санкт-Петербург — автомобилисту. Справочник; СПб: Кронверк-Принт, 2012. — 922 c.
- История государства и права России; АСТ, Сова, ВКТ — Москва, 2009. — 395 c.
- Левенфельд, Л. Гипнотизм. Руководство к изучению гипноза и внушения (особенно в медицине и юриспруденции) / Л. Левенфельд. — М.: Типография «Саратовского Дневника», 2016. — 438 c.
Педагоги-психологи, как и прочие преподаватели, работающие с несовершеннолетними детьми, имеют право на досрочное оформление пенсии. Льготная пенсия педагогам назначается в связи с особой ответственностью и тяжестью их труда.
Рассчитывать на льготы при выходе на пенсию могут психологи, работающие в следующих учреждениях:
- Для детей, оставшихся без попечения родителей.
- В коррекционных заведениях, для детей, отстающих в развитии.
- В учебных заведениях, имеющих особый статус.
- В социальных учебных заведениях.
Права и обязанности педагога-психолога по новому закону об образовании.
Для того чтобы оформить досрочную пенсию необходимо предъявить в ПФ следующую документацию:
- заявление;
- документ, удостоверяющий личность;
- СНИЛС;
- трудовую книжку, удостоверяющую стаж работы в области образования;
- документ с места трудовой деятельности, гарантирующий наличие специального характера работы и устанавливающий промежутки, исключающиеся из стажа трудовой деятельности;
- данные о сумме доходов за какой-либо 5-летний промежуток.
Комментарий к приказу Министерства образования и науки
РФ № 945 от 1.03.04 и рекомендации
по распределению рабочего времени педагога-психолога
в общеобразовательной школе
Несовершенство нормативной базы, регламентирующей деятельность педагога-психолога, обусловлено сравнительно недавним введением Минтрудом РФ этой должности в список профессий. Очень медленными темпами, но все же появляются некоторые документы, определяющие рабочие нормативы.
Специалисты уже давно поняли, что работа педагога-психолога с установленным количеством детей — 500 человек на одну ставку — не может быть результативной. Что греха таить, в школах больших городов на одного психолога нередко приходится до тысячи учеников и более. Если директор понимает и принимает эту проблему, то он находит дополнительные ставки. В таких школах давно работают по так называемой кураторской системе сопровождения, при этом на одного специалиста приходится не более 150–170 детей.
Конечно, нельзя все сводить к количеству детей, есть и другие факторы, определяющие результативность работы. Это прежде всего профессиональная компетентность и авторитет специалиста в учреждении. Однако грамотное планирование с учетом временных возможностей несомненно способствует улучшению качества работы, ее достойному анализу и обобщению.
ЧТО И ТРЕБОВАЛОСЬ ДОКАЗАТЬ
По таблице легко определить количественные показатели деятельности педагога-психолога. В среднем в нашем случае они составляют за 10 месяцев работы (учебный год):
• диагностика индивидуальная: 150–170 обследований;
• диагностика групповая: 20 групп;
• консультирование: 150–170 приемов;
• развивающие и коррекционные занятия индивидуальные: 150–170 занятий;
• развивающие и коррекционные занятия групповые: 200–240 занятий;
• просветительские мероприятия: 20 занятий;
• экспертные мероприятия: 10 мероприятий.
Видно, что данное количество работы эффективно для 150–170 учащихся, в зависимости от наполняемости это могут быть 5–8 классов, что и требовалось доказать.
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 22 декабря 2014 г. N 1601 г. Москва «О продолжительности рабочего времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников, оговариваемой в трудовом договоре» устанавливает педагогам-психологам продолжительность рабочего времени в пределах одной ставки 36 часов в неделю.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
от 24 декабря 2001 г. N 29/1886-6
ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ РАБОЧЕГО ВРЕМЕНИ
ПЕДАГОГА — ПСИХОЛОГА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
Настоящее инструктивное письмо предлагается для руководства в организации деятельности педагогов-психологов службы практической психологии в системе образования Российской Федерации, в состав которой входят педагоги-психологи образовательных учреждений всех типов, образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры), психолого-медико-педагогические комиссии (ПМПК), научные учреждения Минобразования России, подразделения вузов, учебно-методические кабинеты и центры органов управления образованием и другие учреждения, оказывающие психологическую помощь участникам образовательного процесса.
В соответствии со своей фундаментальной и специальной подготовкой педагог-психолог может выполнять следующие виды профессиональной деятельности: консультативную, развивающую, коррекционную, диагностико-аналитическую, экспертно-консультационную, учебно-воспитательную, профилактическую, культурно-просветительскую и организационно-методическую.
Руководителям государственных и муниципальных образовательных учреждений следует руководствоваться тем, что нагрузка педагога-психолога в образовательных учреждениях составляет 36 часов в неделю, из них:
— на индивидуальную и групповую профилактическую, диагностическую, консультативную, коррекционную, развивающую, учебную, просветительскую работу с обучающимися, воспитанниками; на экспертную, консультационную работу с педагогическими работниками и родителями (законными представителями) по вопросам развития, обучения и воспитания детей в образовательном учреждении; на участие в психолого-медико-педагогическом консилиуме образовательного учреждения педагог-психолог затрачивает 18 часов в неделю;
— остальное время в пределах установленной педагогу-психологу продолжительности рабочего времени приходится на подготовку к индивидуальной и групповой работе с обучающимися, воспитанниками; обработку, анализ и обобщение полученных результатов; подготовку к экспертно-консультационной работе с педагогическими работниками и родителями обучающихся, воспитанников; организационно-методическую деятельность (повышение личной профессиональной квалификации, самообразование, супервизорство, участие в методических объединениях практических психологов, заполнение аналитической и отчетной документации и др.).
Выполнение указанной работы педагогом-психологом может осуществляться как непосредственно в образовательном учреждении (при обеспечении администрацией образовательного учреждения необходимых условий работы с учетом специфики и требований к профессиональной деятельности педагога-психолога), так и за его пределами, что предусматривается правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения.
Руководителям органов управления образованием субъектов Российской Федерации при осуществлении инспекционных проверок в государственных и муниципальных образовательных учреждениях рекомендуется использовать установленное распределение рабочего времени педагога-психолога.
(по видам деятельности)
Виды работ | I | II | ||
Время на один прием (мероприятие) | Общее время в месяц | Время на подготовку или анализ | Общее время в месяц | |
Индивидуальное психологическое обследование | 1–1,5 часа | 15 часов | 0,5–1 часов | 10 часов |
Групповое психологическое (скрининговое) обследование | 1–1,5 часа | 3 часа | 3–3,5 часа | 7 часов |
Индивидуальная консультация | 1–1,5 часа | 15 часов | 0,3 часа | 3 часа |
Индивидуальное развивающее и коррекционное занятие | 0,5–1,5 часа | 15 часов | 0,3 часа | 3 часа |
Групповое развивающее и коррекционное занятие | 1–1,5 часа | 20 часов | 1 час | 20 часов |
Просветительская работа | 0,5–1,5 часа | 4 часа | 0,5 часа | 2 часа |
Экспертная работа | 2,5–3 часа | 3 часа | 2 часа | |
Организационно-методическая работа | 7 часов в неделю | 28 часов | ||
Всего | 75 часов | 75 часов |
Удлиненный отпуск 42 и 56 дней: кому и какой вид предоставить
У преподавателей в школьных учреждениях небольшая зарплата, тем более у начинающих специалистов. Чтобы привлечь молодые кадры в образовательную сферу, правительство выделяет 50 тысяч рублей выпускникам вузов. Бывший студент может получить средства, если он сразу после университета заключил трудовой договор (не менее трех лет) с образовательным учреждением.
Тому, кто закончил вуз с отличием, полагаются повышенные выплаты. Если сотрудник отработал 3 года и показал отличные результаты, то затем он получает премию и возможность бесплатно ездить на общественном транспорте. Размер субсидий регламентируется региональными актами.
Среди других льгот для молодежи выделяют:
- призыв в армию с 1 мая по 31 июня. Это позволяет с 1 сентября спокойно приступить к работе;
- помощь с жилой площадью. Местные власти во многих субъектах России помогают найти или приобрести жилье. Например, в Пермском крае молодой учитель, преподающий в сельской школе, получает 1 млн рублей на строительство или покупку недвижимости;
- дотации на покупку учебных принадлежностей. Сумма, выделяемая на канцтовары, зависит от региона.
В 2020 году наше правительство запустило новую программу «Земский учитель». Она создана, чтобы поддержать педагогов, работающих в сельской местности, и замотивировать переехать специалистов из городов.
Для получения субсидии необходимо пройти отбор. Размер льготы составляет 2 млн рублей. Данные средства человек может потратить по желанию.
Требования для участников:
- иметь диплом о среднем профессиональном или высшем образовании;
- возраст от 18 до 55 лет;
- одно из основных условий – быть не местным, то есть участник должен быть готов переехать в другой населенный пункт;
- обладать профессиональными навыками и хорошей квалификацией.
Трудовые права педагога-психолога
-
Федеральный закон от 16.02.2022 N 8-ФЗ
«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»
-
Федеральный закон от 16.02.2022 N 9-ФЗ
«О внесении изменения в статью 27 Земельного кодекса Российской Федерации»
-
Федеральный закон от 16.02.2022 N 10-ФЗ
«О внесении изменений в статьи 28 и 29 Федерального закона «О защите конкуренции» и Федеральный закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства»
-
Указ Президента РФ от 17.02.2022 N 65
«О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 г. N 1062 «О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников»
-
Распоряжение Президента РФ от 17.02.2022 N 32-рп
«О продлении срока федеральной государственной гражданской службы»
-
Распоряжение Президента РФ от 17.02.2022 N 33-рп
«О внесении изменений в перечень руководящих работников федеральных органов исполнительной власти, государственных органов и организаций Российской Федерации, которые входят в состав межведомственного коллегиального органа — коллегии Федеральной службы по техническому и экспортному контролю по должности, утвержденный распоряжением Президента Российской Федерации от 29 декабря 2008 г. N 821-рп»